Элективный курс «Фармацевтическая химия» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Элективный курс «Фармацевтическая химия» - страница №1/1

Элективный курс «Фармацевтическая химия».

Разработан учителем химии Пивоваровой Л.Н.


Пояснительная записка.

« Медик без довольного познания химии совершен быть не может», -

М.В. Ломоносов.

«.. Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной,

и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности»,-

Гиппократ.
В соответствии с Концепцией модернизации образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника перед необходимость ответственного выбора – предварительного самоопределения профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием, которое способствует самоопределению учащихся, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

Одним из таких курсов является элективный курс «Фармацевтическая химия».

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое применение химических веществ в медицине. Химия занимает особое место среди предметов естественнонаучного цикла в решении проблем жизнедеятельности и здоровьясбережения человека. Экзамен по химии является профилирующим среди вступительных экзаменов в большинство медицинских и фармацевтических вызов. Изучение данного элективного курса позволит расширить знания по химии, необходимые для поступления в вузы и сузы.

Фармацевтическая химия – это наука, изучающая физические и химические свойства лекарственных веществ, их строение и связь между строением и действием на организм, способы получения лекарственных веществ, методы контроля их качества, условия хранения и отпуска. Основной задачей фармацевтической химии является изучение связи между химическим составом лекарственных веществ и их воздействием на организм. Действие лекарств зависит как от входящих в его состав элементов, так и от расположение и формы этих элементов в молекуле лекарственного вещества. Фармацевтическая химия создает новые химические соединения, оказывающие фармакологическое действие. Эффективными результатами работы ученых в этой области являются препараты для борьбы с малярией, туберкулезом, пневмонией и другими тяжелыми недугами. Фармацевтическая химия изучает и природные соединения, обладающие высокой биологической активностью. Изучение свойств природных соединений позволяет синтезировать новые лекарственные препараты, обладающие меньшей токсичностью и большей терапевтической активностью. Рассмотрение роли различных элементов и их соединений с остатками органических молекул имеет большое значение не только для лечения, но и для профилактики различных заболеваний.

Содержание учебного материала элективного курса обладает новизной для учащихся, расширяет представление о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их воздействия на организм человека, а также содержание курса поможет ученикам подготовиться к поступлению на избранный профиль, познакомит с новыми профессиями фармацевтического производства.

Усиление межпредметной и внутрипредметной интеграции знаний и умений, увеличение числа рассматриваемых прикладных вопросов, усиление их практической направленности способствует наилучшей профессиональной ориентации учащихся.


Цель: раскрыть роль химии как интегрирующей науки естественного

цикла, имеющей огромное прикладное значение.
Задачи:

♦ Обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека.

♦ Знакомить учащихся с профилями, связанными с химией, проводить

профориетационную работу.

♦ Развивать практические навыки по правильному применению и использованию

лекарств.

♦ Формировать и укреплять межпредметные связи.

♦ Показать значение химии как науки практической, прикладной.

♦ Расширять кругозор учащихся.

♦ Развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы, умения работать с научно-популярной и справочной

литературой.




Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

● физико-химические методы исследования лекарственных препаратов;

● состав и свойства химических веществ, используемых в фармацевтической химии:

пероксида водорода и магния, борной кислоты и тетрабората натрия, иода, перманганата

калия, сульфата магния, сульфата бария, хлорида кальция;

● состав и свойства лекарственных препаратов: левомицетина, тетрациклина,

пенициллина, витаминов: А, Д, Е, С, амидопирина, анальгина, норсульфазола,

фталазола, сульфадимезина,

● качественные реакции на некоторые катионы и анионы;

● применение лекарственных препаратов.


уметь:

● проводить химический эксперимент;

● соблюдать правила техники безопасности при проведении эксперимента;

● соблюдать правила техники безопасности при обращении с лекарственными

препаратами;

● составлять отчет о проделанном эксперименте;

● применять вещества по назначению;

● развивать собственную инициативу и познавательную активность по решению

различных вопросов и проблем химии.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Элективный курс: 19 часов.

Контроль уровня обученности:



  1. Защита творческих проектов и презентаций.

  2. Творческий отчет в конце элективного курса.

  3. Тестирование.

  4. Отчет по практическим работам.

По окончанию курса учащиеся получают сертификат.

Учебно-тематический план.


Наименование тем курса.

Количество часов

Виды деятельности.

I. Введение в фармацевтическую химию (2 часа).

  1. Развитие фармацевтической химии и фармацевтической промышленности.

Работы ученых в области фармацевтической промышленности.

  1. Задачи фармацевтической химии. Профессии фармацевтической промышленности.



1


1

Лекции.


Беседа.

Выбор тем исследовательских проектов и презентаций.



II. Методы исследования

лекарственных средств (2часа).



  1. Физические методы исследования.

  2. Химические методы исследования лекарственных препаратов.

1

1



Лекции.

Беседа.


Демонстрационные опыты.

Экскурсия в аптеку.



II. Неорганические

фармацевтические

препараты (4 часа).


  1. Перекись водорода и магния: строение, свойства, применение.

  2. Иод, перманганат калия: строение, свойства. Применение.

  3. Сульфат магния, хлорид кальция, сульфат бария: строение, свойства. Применение.

  4. Борная кислота и тетраборат натрия. Строение, свойства, применение.


1

1


1

1


Лекции.

Тематическая викторина.

Тестирование.

Демонстрационные опыты.

Коллекция препаратов.


III. Органические фармацевтические

препараты (5 часа).



  1. Антибиотики: левомицетин,

тетрациклин, пенициллин,

строение, свойства, применение.

10. Витамины: А, Д, Е, С.

Антивитамины. Действие на

организм.

11. Гетероциклические вещества:

амидопирин, анальгин. Строение,

свойства, действие на организм.

12. Сульфаниламиды: фталазол,

норсульфазол. Строение, свойства,

применение.

13. Простые и сложные эфиры:

эфир медицинский, нитроглицерин.

Свойства, применение, действие на

организм.


1

1

1



1

1

Лекции.

Доклады учащихся.



Коллекция медицинских препаратов.

Тестирование.



IY. Химический эксперимент (5

часов).


14. Физико-химические методы

исследования веществ.

15. Приготовление растворов.

16. Анализ неорганических веществ.

17. Анализ органических веществ.

18. Получение сложного эфира.


1

1



1

1
1




Практические работы.

Отчет по практическим работам.



Y. Итоговое занятие.

1

Защита проектных работ, презентаций и рефератов.



Информационные ресурсы:


  1. П.Л. Сенов. Фармацевтическая химия. Издательство «Медицина», Москва – 1971

  2. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. // Химия в школе. – 2002. -№9. -С. 73-76.

  3. Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства». // Химия в школе. – 2005. - №1.

- С. 25-28.

4. Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 1981. – 141 С.

5. Смолин, А. Н., Рождественская, В. А. Практические работы по органической и

биологической химии. – Просвещение, 1966.

6. Скальный, А. В., Рудаков, И. А. Биоэлемент в медицине.

Учебно-методическое обеспечение.




  1. Лекции по данным темам.

  2. Коллекции препаратов.

  3. Химическая посуда и лабораторное оборудование к практическим работам и

демонстрационному эксперименту, необходимый набор реактивов.

  1. Карты – инструкции для практических занятий.

  2. Инструкции по технике безопасности.

Поурочное планирование элективного курса



«Фармацевтическая химия».


урока


Тема урока

Краткое содержание.

Форма работы

1

Развитие фармацевтической химии и фармацевтической промышленности.

Работы ученых в области фармацевтической промышленности.




Медицина и ее составная часть –лекарствоведение в Древнем Риме. Индии, Китае и на Востоке.

Работы К.Галена, Абу Али Ибн Сина, Парасельса,Вокелена, Куртуа, Мора. Сокращение галеновых лабораторий, промышленное производство лекарственных препаратов.




Лекция. Беседа.

2

Задачи фармацевтической химии. Профессии фармацевтической промышленности.

Задачи фармацевтической химии: изучение связи между составом лекарственных препаратов и их действием на организм; изучение природных соединений, обладающих

высокой биологической активность;

создание лекарственных препаратов, обладающих наименьшей токсичностью и наибольшей терапевтической активностью


Лекция. Беседа.

Выбор тем исследовательских проектов и презентаций.



3

Физические методы исследования лекарственных

препаратов.




Исследование лекарственных препаратов – установление качества. Определение растворимости препаратов,

прозрачности растворов, содержание воды, летучести, плотности, температуры плавления, застывания и кипения, вязкости.




Демонстрационные опыты.

Беседа, лекция.

Экскурсия в аптеку.


4

Химические методы исследование лекарственных препаратов.

Химические методы исследования позволяют определить содержание катионов и анионов в препарате, а также проверить содержание примесей.

Химические методы исследования: определение реакции среды (РН) с помощью индикаторов, колориметрический и потенциометрический методы определения РН;

Определение CI- , SO42-, NH3,

Ca2+. Количественные и весовые методы.



Демонстрационные опыты.

Беседа, лекция.



5

Практическая работа №1

Физико-химические методы исследования

веществ.


Исследование норсульфазола, этазола, левомицетина на подлинность, растворимость, изучение физических свойств.

Исследование плотности растворов с помощью ареометров.


Исследовательская практическая работа.



6

Практическая работа №2

Приготовление растворов различной концентрации.

Приготовление растворов заданной концентрации с использование весового метода.


Химический эксперимент



7

Перекись водорода и магния: строение,

Свойства, применение.



Перекись водорода образуется в природе при окислении веществ кислородом. Была открыта Тенаром в 1818 году.

В настоящее время получают электролитическим методом.

Н2О2 –прозрачная бесцветная жидкость, без запаха, слабокислой реакции.

3% раствор применяется для полоскания, как вяжущее средство, антисептик, кровоостанавливающее.

MgO2 – перекись магния, белый порошок, почти на растворимый в воде, может содержать примеси, применяется как противобродильное средство при заболеваниях желудка и кишечника:

2 MgO2 + 2HCI = MgCI2 + Н2О2

добавляют к зубному порошку как антимикробное и адсорбирующее средство.

Демонстрационные опыты.

Беседа, лекция


8

Иод, перманганат калия: строение, свойства, применение.

Иод в природе встречается крайне редко. Был открыт в 1811 году фармацевтом Куртуа.

Получением из водорослей занимались Аверкиев и Писаржевский. Иод получают из буровых вод с применением органических растворителей.

Применяют в виде настойки, в мазях, как антисептическое вещество.

КМО4 – перманганат калия,

сильный окислитель, поэтому находит применение в аналитической химии. Хороший антисептик, обладает дезинфицирующими и дезодорирующими свойствами. Кровоостанавливающее средство.


Демонстрационные опыты.

Беседа, лекция.

Доклады учащихся.


9

Сульфат магния, хлорид кальция, сульфат бария: строение, свойства. Применение.


Сульфат магния – горькая соль была получена в 1695 году ботаником Н. Грю в Лондоне.

В 1710 году ее стали получать в Англии из морской воды.

Это призматические бесцветные кристаллы. Применяют: как слабительное, успокаивающее и спазматическое средство. Вводят под кожу, в вену или в спинно-мозговой канал, как желчегонное - в двенадцатиперстную кишку.

Применяют также при абсцессах, язвах. Кальций хлористый применяют как источник кальция, как антиаллергическое средство.

Сульфат бария применяют для рентгеноскопии желудка и кишечника. Используют виде кашицы. При отравлении соединениями бария промывают желудок т1% раствором сульфата натрия.


Демонстрационные опыты.

Беседа, лекция.

Знакомство с коллекцией веществ.


10

Борная кислота и тетраборат натрия. Строение, свойства, применение.


Для медицинских целей используется борная кислота и бура, содержащаяся в минеральных источниках Кавказа, Крыма. Борную кислоту добывают из горячих источников,

тетраборат натрия встречается в природе в виде минерала: тинкал.

Борная кислота – мелкий кристаллический порошок, тетраборат – бесцветные кристаллы. Борная кислота – антисептик, применяется в мазях, присыпках. Тетраборат натрия - слабый антисептик, для полоскания, промывания носа.


Беседа, лекция.

Знакомство с коллекцией веществ.


11

Практическая работа №3

Анализ неорганических веществ.

Качественные реактивы на ионы.

Определение состава сульфата магния, хлорида кальция, сульфата бария с помощью качественных реактивов.

Изучение окислительных свойств перекиси водорода и перманганата калия.


Исследовательская практическая работа.



12

Антибиотики: левомицетин, тетрациклин, пенициллины; строение, свойства, применение.


Под названием антибиотические вещества принято подразумевать продукты жизнедеятельности организмов, которые оказывают антибактериальное действие.

Пионером в деле использования борьбы в мире микроорганизмов на пользу человечества для подавления действия болезнетворных микробов является И.И. Мечников. Он

предложил впервые использовать молочнокислые бактерии для подавления действия гнилостных микробов в кишечнике человека.

Левомицетин: C11H12CI2N2O5

горький порошок, малорастворимый. Для лечения дизентерии, брюшного тифа, паратифа, коклюша.

С22Н24N2O8 – тетрациклин.

Пенициллины – антибиотические вещества являющиеся продуктами плесневого гриба.

Они малотоксичные, практически не имеют побочного эффекта. Обладают бактерицидными свойствами,.





Беседа, лекция.

Знакомство с коллекцией веществ


13

Витамины: А, Д, Е, С.

Антивитамины. Действие на организм.




Витамины – это биологически активные вещества. Отсутствие витаминов вызывает расстройство процессов в организмах (задержка роста, рахит, цинга, пеллагра).

Основателем учения о витаминах является ученый Функ, он предложил термин витамины в 1910-1911 гг.

Витамин А – антиксерофтальмический,

Д – антирахитический,

Е – размножения,

С – противоцинготный,

РР – противопелларгический.

Антивитамины – это вещества, которые гасят активность витаминов (ингибиторы). В качестве антивитаминов можно использовать сульфаниловую кислоту, дикумарин. Для различных витаминов, применяют различные антивитамины.



Лекция, беседа.

Доклады учащихся.


14

Гетероциклические вещества: амидопирин, анальгин. Строение, свойства, действие на организм.


Гетероциклы содержат в молекулах наряду с углеродом в циклах и другие атомы.

С13Н17N3O – амидопирин,

С13Н16N3NaO4S ◦ H2O – анальгин,

Первый препарат применяют как болеутоляющее средство, жаропонижающее и противовоспалительное; второй –

По интенсивности превосходит амидопирин, применяют в таблетках, подкожно, внутримышечно.

Беседа, лекция.

Знакомство с коллекцией веществ


15

Сульфаниламиды: фталазол, норсульфазол. Строение, свойства, применение.


Сульфаниламиды получили широкое применение в медицине. Они являются химиотерапевтическими средствами против заболеваний, вызываемых кокками (стрептококки, менингококки, гонококки). Родоначальником этих препаратов является сульфаниловая кислота.

С9Н9N3O2S2 - норсульфазол,

С17Н13N3O5S2 - фталазол

Беседа, лекция.

Знакомство с коллекцией веществ


16

Практическая работа №4.

Анализ органических веществ.

Испытание лекарственных органических препаратов: анальгина, фталазола, левомицетина на чистоту, определение содержания примесей, испытание на подлинность с применением качественных реактивов.


Химический эксперимент.



17

Простые и сложные эфиры: эфир медицинский, нитроглицерин. Свойства,

применение, действие на организм.




Из простых эфиров только один применяется в медицине. Сложные эфиры применяют намного чаще.

Сложные эфиры имеют два различных направления физиологического действия: сложные эфиры азотной кислоты влияют на нервную систему;

Эфиры глицерина и фосфорной кислоты укрепляют организм.

С4Н10О4 – эфир для наркоза,

С3Н5N3O9- нитроглицерин, сосудорасширяющее средство

Беседа, лекция.




18

Практическая работа №5

Получение сложного эфира.

Получение этилацетата.



Химический эксперимент.



19

Итоговое занятие.

Тестирование.

Защита проектных работ и презентаций