Элективный курс «Экономика сервиса и туризма» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
Элективный курс «Элементы математической логики» адресован учащимся... 1 384.51kb.
Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства 5 580.37kb.
Контрольная работа по предмету должна быть в объеме 24 стр 1 13.6kb.
Курс по выбору «химия в моем доме» 1 83.8kb.
Элективный курс тайны химической реакции 1 121.78kb.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного... 1 130.9kb.
«химик» (элективный курс) 10 11 класс 2 533.86kb.
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» 1 87.31kb.
Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика»... 1 125.2kb.
Элективный курс по биологии 8 класса «Насекомые вредители» 1 139.6kb.
Учебник Издательство Московского гуманитарного университета 16 6636.27kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Элективный курс «Экономика сервиса и туризма» - страница №1/1

ПРОГРАММА

элективного курса «Экономика сервиса и туризма»

(XI класс, 34 часа)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Экономика сервиса и туризма» знакомит школьников с теоретическими основами сферы сервиса и туризма, как отрасли современной экономики. Освоение программы курса позволяет ученикам 11 класса сформировать представление об экономических аспектах функционирования предприятий сервиса и туризма.



Целью изучения курса «Экономика сервиса и туризма» является изучение теоретических основ экономики: усвоение общих закономерностей, принципов, функций и методов функционирования предприятий в сфере сервиса и туризма.

Задачи:

- формирование у школьников представлений о механизмах функционирования индустрии сервиса и туризма;

- формирование у учащихся базовых знаний по экономике сервиса и туризма.

Программа курса построена с учетом следующих принципов отбора содержания и организации учебного материала:

- гуманизации, предполагающей формирование позиции школьника как субъекта своей образовательной деятельности;

- научности - соответствие содержания образования уровню современной науки;

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки школьников;

- системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами, а также на реализацию межпредметных связей с параллельно курсами;

- целостности – взаимосвязь между разделами дисциплины;

- связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных теоретических знаний для решения теоретических и прикладных задач;

- элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления.

Выпускник школы по окончанию изучения курса должен иметь представление:

- об основных понятиях и законах, воспроизводстве туристических услуг;

- о рыночных механизмах формирования спроса и предложения, издержек и дохода фирмы.

Знать:

- механизмы функционирования  национальной  экономики  и результаты ее деятельности;

- проблемы экономического роста, фискальной, денежной и социальной политики государства;

-особенности, тенденции и перспективы развития сферы сервиса и туризма и влияние ее на развитие экономики Ленинградской области.



Уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности;

- обобщать и структурировать информацию.

Программа элективного курса базируется на знаниях, полученных школьниками при изучении интегрированного предмета Природа, история и культура Ленинградской земли» (курс: «Экономика и законодательство Ленинградской области» – 10-11кл.) и взаимосвязана с программой элективных курсов «Туризм Ленинградской области» - 10 кл. и «Основы менеджмента в сервисе и туризме» - 11 кл.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Предмет экономики сферы сервиса и туризма.


    Социально-экономические и политические причины развития туризма в середине ХХ века. Особенности и специфика туристских услуг.

    Предмет экономики сервиса и туризма.  Экономика сервиса и туризма как отраслевой науки и связь ее теоретическими, функциональными и отраслевыми экономическими науками.



Тема 2. Сервис и туризм в мировой экономике.


Туризм и сервис как составная часть развития мировой экономики. Характеристика основных экономических агентов, движения общественного продукта, экономических операций и институциональных единиц.

Материальный (реальный), бюджетный, денежный, внешний сектора мировой экономики. Взаимосвязь экономических секторов и место в них сферы сервиса и туризма. 


Тема 3. Экономические теории для туризма и сервиса.

Естественные и приобретенные преимущества. Специализация на производстве продукции с конкурентным преимуществом на определенном рынке. Теория абсолютных преимуществ и специализация в сервисе и туризме.

Теория относительных преимуществ в туризме и характер двухсторонних обменов продуктами международного туризма на основе различия в ценах.
Тема 4. Модель равновесия в туризме.

  Предельный уровень замещения и предельный уровень трансформации туристических услуг. Характерные черты модели международного туризма.  Выигрыш от торговли и специализации туруслугами между двумя странами.

Торговля между малой и большой странами туруслугами. Стандартная модель международного туризма. Формирование цен на туруслуги.

Объем международного туризма и характеристика экспорта и импорта туруслугами. Модель общего равновесия в международном туризме.



Тема 5. Влияние туризма и сервиса на национальную и региональную экономику.


  Воздействие международного и внутреннего туризма на государственный бюджет. Поступление от туризма и доходная часть бюджета. Расходная часть бюджета и финансирование развития туристского сектора.

Влияние государственных расходов, инвестиций и налогов на развитие международного и внутреннего туризма. Развитие международного и внутреннего туризма и занятость в различных секторах экономики.



Тема 6. Гостиничное хозяйство и индустрия питания и отдыха.


Сфера гостеприимства. Основные типы туристских гостиниц и предприятия питания. Международные гостиничные цепи. Ресторанные цепи. Оценка деятельности в гостиничном хозяйстве. Доходность гостиниц и предприятий питания.

Тема 7. Транспорт в международном туризме.


Основные виды туристских перевозок. Круизный отдых. Чартерные авиалинии. Железнодорожные, судоходные, автобусные компании специализирующиеся на туристском бизнесе. Особенность использования морского и воздушного транспорта в туризме и политика регулирования направленная на развитие туризма.

Оценка туристских перевозок. Показатели использования транспорта и его провозная способность. Эффективность использования транспорта туристскими фирмами. 



Тема 8.  Туристский рынок.


Понятие туристского рынка и его составляющие. Особенности этого рынка. Рыночные структуры туристского рынка. Спрос и предложение туристических услуг. Факторы влияющие на спрос и предложение.

Тема 9.  Ценообразование на туристском рынке.


Понятие цены и ее виды. Оптовые, розничные, свободные и договорные цены. Особенности ценообразования в сфере услуг и туризме. Структура цены на турпродукт. Себестоимость услуг туризма. Прибыль туроператора. Определение цены на турпродукт методом нормативной калькуляции.

Тема 10. Страхование и безопасность туристов.


Особенности страхования в туризме. Виды страхования. Обязательное, добровольное, индивидуальное, групповое страхование. Страхование риска. Специфические виды страхования. Международный страховой полис. Страховщики. Страхователи. Объекты страхования. Ассистанс.

Безопасность туризма. Международный опыт по разработке мер безопасности туризма.



Тема 11. Перспективы  развития международного туризма.


Прогноз развития международного туризма. Ожидаемое снижение темпов роста международного туризма. Динамика развития международного туризма до 2010 г. Перспективы развития круизов, экотуризма, культурно-познавательного и тематического туризма. Прогноз популярных туристских направлений.

Взаимосвязь материального благосостояния и состояния экономики на развитие туризма.     Политическая стабильность в мире и перспективы развития международного туризма. Влияние на развитие туризма взаимопонимания и уважения между народами, добрых взаимоотношений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем



Всего

часов


В том числе

теорети-ческие

занятия


практи-

ческие


занятия

1. Предмет экономики сферы сервиса и туризма.

1

1




2. Сервис и туризм в мировой экономике.

4

2

2

3. Экономические теории для сервиса и туризма.

4

2

2

4. Модель равновесия в туризме.

1

1




5. Влияние туризма и сервиса на национальную и региональную экономику.

6

2

4

6. Гостиничное хозяйство и индустрия питания и отдыха.

6

2

4

7. Транспорт в международном туризме.

2

1

1

8. Туристский рынок.

3

2

1

9. Ценообразование на туристском рынке.

2

1

1

10. Страхование и безопасность туристов.

3

1

2

11. Перспективы  развития международного туризма.

2

2




Итого:

34

17

17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азар В. И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М., 1998.

Балабанов И.Т., Балабанова А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М., 1999.

Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб.-практ. пособие. М., 2002.

Папирян Г. А. Экономика туризма. М., 1999.

Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. СПб., 1998.

Экономика туризма / Ред. коллег. В. А. Квартальнов, И. В. Зорин и др. М., 1999.



Жулевич Е. В., Копанев А. С. Организация туризма. М., 1999.

Основы туристской деятельности. Сосот. Е. Н. Ильина. Учебник. М., 2000.