Элективный курс «Человек общество мир» предназначен для учащихся 10 11 классов социально экономического, гуманитарного профилей - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Элективный курс «Человек общество мир» предназначен для учащихся 10 11 классов социально - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено приказом

на заседании методического

Зам.директора по УР

по МОУ СОШ №4

объединения учителей




№ ____

истории, обществознания и

географии



_________Струц О.Н.

от «_____» __________2011г.

Руководитель МО

Хайбулина Н.О.


















Протокол №_____

«____» _______ 2011г.




от «____»________ 2011г.






Рабочая программа элективного курса

«Человек – общество - мир»

для 10-11 классов

АВТОР: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4

Хайбулина

Надежда

Олеговна



2011\2012 учебный год

Пояснительная записка.
Элективный курс «Человек – общество – мир» предназначен для учащихся 10 - 11 классов социально – экономического, гуманитарного профилей. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации, этот курс можно вести в классах, где обществознание преподаётся на базовом уровне. Относится к предметной области «Обществознание».

Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Рабочая программа данного элективного курса составлена на основе и полностью соответствует авторской программе О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон ««Человек – общество – мир».



Цели курса:

- выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;

- формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

Задачи курса:

- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);

- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;

- формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.

Первая часть курса (10 класс) «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» рассчитана на 34часа. Курс практико – ориентированный: 17часов теории, 17 часов практических занятий.

Вторая часть курса «Человек – общество – мир» для 11 класса - «Проблема прав человека в 21 веке» также рассчитана на 34 часа: 15 часов теории, 9 часов практики.

Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.

Содержание элективного курса «Человек – общество – мир» (34 часа).

10 класс
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).
Тема 1. Перспективы цивилизации:

А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;

Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания (3 часа).
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;

А) диалог цивилизаций;

Б) конфликт и противостояние цивилизаций;

В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции) (4 часа).


Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:

А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;

Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности (4 часа).
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

А) глобальная Африка;

Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;

В) экологические кризисы;

В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы)

(6 часов).
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:

А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;

Б) «принуждение к миру» (США);

В) ориентация на собственные силы (Китай);

Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).

(5 часа).
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;

Б) международный терроризм;

В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);

Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.

(5 часа).
Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия

(3 часа).

Заключительные занятия. Подведение итогов (2 часа).
Учебно - тематическое планирование элективного курса

«Человек – общество – мир» (34 часа), 10 класс.

Раздел 1 «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».


Содержание учебного плана


Количество часов

Теория,

дата

Практикум,

дата

Вводное занятие.

1.1 – 1.2.«Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени.



2




Тема 1. Перспективы цивилизации.

1.1. – 1.2.Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения.



2




1.3.Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.



1

Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях.

2.1. – 2.2.Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций.



2




2.3. – 2.4. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции).




2

Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий.

3.1. – 3.2. «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.



2




3.3. -3.4. Практикумы: работа с материалами СМИ




2

Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

4.1. – 4.2. Глобальная Африка.



1

1

4.3. – 4.4. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы.

1

1

4.5. – 4.6. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы).

1

1

Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё.

5.1. Активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «.



1




5.2. – 5.3. Политика США - «принуждение к миру».

Политика Китая - ориентация на собственные силы.






2

5.4. – 5.5. «Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм).





2

Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

6.1. – 6.3. Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.



3




6.4. – 6.5.Международный терроризм: поиск координированных усилий.




2

Тема 7.

7.1. – 7.2. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия.

7.3. Исследовательские проекты.


2

1

Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов




2

«круглый стол»

Итого:

34часа: 17 часов теории, 17 часов практики.



Содержание элективного курса «Человек – общество – мир» (34 часа).

11 класс.

Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке».
Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом. (4 часа)

Из истории возникновения права, прав человека.

Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.

Конституционные основы правового положения граждан России.


Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке (3 часа).

Механизм правового регулирования общественных отношений.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.

Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека


Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному) (4 часа).

Права человека в исторической ретроспективе.

Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.

Проблема прав человека в Российской империи.


Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление) (2часа).

Естественные права человека.

Конституционные права человека.

Тема 5. Права человека языком юридических документов (5 часов).

Всеобщая Декларация прав человека.

Права человека в документах международного права.

Защита международным правом детства.



Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) (4 часа).

Правовой нигилизм.

Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.

Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.


Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека) (3 часа).

Международные преступления против прав человека.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) (4 часа).

Понятие механизма реализации прав и свобод личности.

Национальные гарантии прав и свобод личности.

Национальные органы защиты прав и свобод личности.

Международные органы защиты прав и свобод личности.
Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? (3 часа).

Современное состояние феминистского движения в мире, в России.

Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.
Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека (2 часа).

Формирование компетентностного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.

Мы – граждане России!
«Человек – общество – мир» (34 часа), 11 класс.
Учебно - тематическое планирование элективного курса


Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке»


Содержание учебного плана


Количество часов, дата

Теория

Практикум

Тема 1.

Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом

2

2

1.1.Из истории возникновения права, прав человека

1

07.09





1.2. Обновляема я Россия.

На пути к конституционному строю



1

14.09





1.3. – 1.4. Конституционные основы правового положения граждан России.




2

21.09, 28.09



Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке

2

1

2.1. Механизм правового регулирования общественных отношений

1

05.10





2.2. Международные юридические гарантии прав и свобод личности

1

12.10





2.3. Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека




1

19.10


Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному)

2

2

3.1. Права человека в исторической ретроспективе

1

26.10





3.2 – 3.3. Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.

1

02.11


1

09.11


3.4. Проблема прав человека в Российской империи




1

16.11


Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление)

1

1

4.1. Естественные права человека

1

23.11





4.2. Конституционные права человека




1

30.11


Тема 5. Права человека языком юридических документов

1

4

5.1. – 5.2. Всеобщая Декларация прав человека

1

07.12


1

14.12


5.3. – 5.4. Права человека в документах международного права




2

21.12, 28.12



5.5. Защита международным правом детства




1

11.01


Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)

2

2

6.1. Правовой нигилизм

1

18.01





6.2. Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях




1

25.01


6.3. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности

1

01.02





6.4. Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур




1

08.02


Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека)

2

1

7.1. Международные преступления против прав человека

1

15.02





7.2. – 7.3. Международные юридические гарантии прав и свобод личности

1

22.02


1

29.02


Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)

1

3

8.1. Понятие механизма реализации прав и свобод личности

1

07.03





8.2. Национальные гарантии прав и свобод личности




1

14.03


8.3. Национальные органы защиты прав и свобод личности




1

21.03


8.4. Международные органы защиты прав и свобод личности




1

04.04


Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?

1

2

9.1. Современное состояние феминистского движения в мире, в России

1

11.04





9.2. -9.3. Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод




2

18.04, 25.04



Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека

1

1

10.1.Формирование ключевых компетенций в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства

1

02.05





Итоговое занятие Мы – граждане России!




1

16.05


Итого:

15

19


Учебно – методическое обеспечение


  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.

  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.

  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.

  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.

  5. Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.



Материально – техническое и информационное обеспечение

Медиа – ресурсы:

-«Обществознание. Практикум». – М., 2004.

Интернет – ресурсы:

-www.c-mentor.ru/cm_games_social.shtml

- http://danur-w.narod.ru/

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны понимать:

- сущность принципиальных подходов изучения глобальных проблем человечества, выявлять способы и перспективы их решения;

- полученную информацию в соответствии с собственным личным опытом, вырабатывать способность самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.



- алгоритм осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности;

- уметь применять полученные знания и навыки на практике.