Элегия В. А. Жуковского «Море» (отзыв) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сельское кладбище Элегия 1 49.46kb.
Вариант-1 Отзыв о стихотворении Ф. Н. Тютчева 1 42.26kb.
Культурологический анализ снов в поэме В. А. Жуковского «Светлана»... 1 397.37kb.
Я почти пугаюсь своих слепых ассоциаций. Получив предложение написать... 1 80.04kb.
Отзыв официального оппонента 1 57.11kb.
Урок № Романтический мир В. А. Жуковского. Его стихов пленительная... 1 50.23kb.
Книгу составили девять собачьих судеб 13 4253.67kb.
На берегу у самого моря жили рыбак и рыбачка. Рыбак появлялся дома... 1 37.48kb.
Федор Иванович Тютчев(1803-1873) вошел в историю русской литература 1 35.12kb.
2 Комитет по безопасности на море (кбм) Международной морской организации... 32 8237.19kb.
Какую литературу нужно иметь на судне 1 161.34kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 34.28kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Элегия В. А. Жуковского «Море» (отзыв) - страница №1/1

Элегия В.А. Жуковского «Море» (отзыв)


В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота - это «прощальная кpaca» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.

Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды.

В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того - человек и природа у него даны в некоем единстве. "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии Жуковского.

Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого "Я". Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. Становятся очевидны чувства поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.

В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки), чтобы обратить внимание читателя на это. Жуковский олицетворяет его, и вот, перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это "необъятное лоно". И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского - мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в балладах, и в лирике автора. Первый из них - земной, греховный, низкий, а второй - возвышенный, небесный.

Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?

Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба).

Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его.

Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Возможно, такая же борьба двух начал (светлого и темного) происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский:

И мгла исчезает, и тучи уходят.

Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом.

Так и память человека, после пережитого несчастья, нескоро забудет о нем.

Теперь перед читателем предстает совсем другое море - обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом деле полно страха, смятения, и, любуясь небом, "дрожит" за него. Образ моря становится символом неволи, тоски. К такому грустному выводу приходит автор.

Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворение становится живым, единым. Эту идею подтверждает и то, что оно не разделено на четверостишия, а идет одним большим монологом. Автор заворожен представшем перед ним видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь с видимостью. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Потому Жуковский и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается "незримая душа" природы.

Прочитав все стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Вспомним, что фольклорная основа жанра - причитающий плач над умершими.

Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину.

Жуковский в 28 строчках выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море - символ души человека. Элегия написана трехсложной стопой