Экспериментальный проект - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовой проект (работа) Экзамены Курсовой проект (работа) 1 77.88kb.
Курсовой проект По дисциплине: «Экономика природопользования» на... 7 1002.39kb.
Должностная инструкция проект-менеджера общие положения 1 47.59kb.
Гос экзамен Управление проектом как современное направление науки... 1 68.52kb.
В, Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа 1 50.77kb.
Философия как синтетический проект Глава 1 1 211.05kb.
Конкурс на лучший молодежный проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей... 4 1048.44kb.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского... 1 139.7kb.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского... 1 127.34kb.
С. В. Лурье "Дружба народов" в ссср: национальный проект или пример... 1 277.47kb.
Интернет-версия существующих и будущих учебных комплексов серии "1С... 1 152.59kb.
Библиотека центр образовательного информационного пространства 1 67.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Экспериментальный проект - страница №1/1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: школа сотрудничества детей и родителей»

В 2011- 2012 учебном году в Лицее продолжили работу в рамках экспериментального проекта «Семейное чтение» (руководитель Супрунова А.В., зам. директора по УВР), реализация которого направлена на духовный и нравственный рост учащихся и тесное сотрудничество в рамках образовательного пространства «Семья - Лицей - Благочиние».



РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ

как путь к сохранению духовного единства поколений

Национальная культура – это память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В декабре 2011 года мы реализовали межпредметный проект «Рождественские семейные чтения». В ходе его воплощения решались следующие задачи:


  • через чтение приобщить детей к культуре и истории России, народным традициям;

  • пропагандировать образцы лучшей детской святочной литературы,

  • «разбудить» добродетели, которыми всегда славилась Святая Русь – добросовестность, трудолюбие, сострадание, сочувствие, милосердие, почитание родителей, жертвенное служение Отечеству.

На подготовительном этапе провели ассоциативный эксперимент среди учащихся 5-9 классов с целью определения национально–культурного компонента семантики слова Рождество. В результате эксперимента были получены 462 реакции. При анализе ответов школьников были обозначены общие реакции, связанные с построением синтагматической модели лексемы Рождество. Так наиболее частотными синтагматическими характеристиками лексемы в анкетах учеников были: «подарки» - 90%, «Новый год» - 44%, «праздник» - 66% «Дед Мороз» - 28%. Как видим, дети отождествляют два праздника (Новый год и Рождество). Это подтверждают и творческие работы учащихся, представленные на муниципальный литературный конкурс «Рождественское чудо».

Затем учителя и учащиеся работали над созданием банка произведений «Рождество в литературе, живописи, музыке». Данный материал был использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности по русскому языку, литературе, истории, МХК, духовному краеведению, ИЗО, технологии, информатики, музыки , классных часах:



Урочная деятельность:

  • Мини-проект «Географический атлас Рождества»

  • Мини-проект «Рождественская сказка»

  • Тема Рождества в искусстве мини-проект «Рождественская открытка»

  • Мини-проект «Рождественские задачи: сочиняем и решаем…»

  • Мини-проект «Рождественские сувениры»

  • Мини-проект «Рождественский рассказ в русской литературе»

  • Мини-проект «Рождественский пост – дар древний»

  • Проект «О душе, сердце и милосердии»

  • Мини-проект «Храни меня по имени, о ангел мой хранитель»

  • Мини-проект «Рождество Христово в истории России»

Формы работы, использованные учителями–филологами при проведении уроков русского языка в рамках проекта «Рождественские чтения»:

Чтение вслух как культурная традиция. Следует отметить, что в XIX веке гораздо более широко, чем сейчас, практиковалось чтение вслух детям педагогами в школах. Ф. И. Буслаев вспоминал, например, как во время его учебы в пензенской гимназии (1828-1833 гг.) преподаватель литературы «читал с нами сам или заставлял читать кого-нибудь из нас произведения писателей, как старинных, например, Ломоносова, Державина, Фонвизина, так и особенно новейших, какими тогда были Батюшков, Жуковский, Пушкин; очень любили мы и наш учитель повести Бестужева...»

В лицее на уроках литературы и духовного краеведения были введены пятиминутки чтения. В ходе урока учитель или подготовленный ученик выразительно читал стихотворение или отрывок из рождественского рассказа, приглашая продолжить чтение в семейном кругу.



Картина как текст Знания, что несут произведения живописи, – это далеко не та информация, к которой привыкли ученики, не тот поток данных, что обрушивается на каждого из нас ежедневно из СМИ и Интернета. Это духовные знания. Вслед за Л. А. Ходяковой мы рассматриваем картину как текст, поэтому знакомство школьников с репродукциями картин связано с очень важной задачей – научить детей читать картину. В рамках «Рождественских чтений» были проведены уроки ИЗО и русского языка с использованием картин Г. Г. Гагарина «Поклонение волхвов», Л.И. Соломаткина «Славильщицы», «Славильщики-городовые», Ф.В. Сычкова «Христославы (Дети старой деревни)». Данные уроки позволили познакомить ребят с особой традицией святых дней на Руси - колядованием, что по словарю Владимира Даля означает “славить Христа, ходить о Святках по домам с песнями, собирая угощение”. Порадовало, что многие учащиеся пришли к выводу, что данную русскую традицию следовало бы возродить, потому что славильщики делятся радостью праздника и ободряют ближнего, а ведь рядом с нами столько одиноких пожилых людей, которые нуждаются в нашей заботе и добром слове. Как видим, межпредметные связи помогают более успешно решать сложную задачу повышения общей культуры школьников.

Исследование рождественской лексики. Обзор методической литературы показал, что данному виду работы большое внимание уделяется на уроках иностранного языка. А ведь она даёт возможность и учителю русского языка организовать работу учащихся с различными видами словарей как печатными, так и электронными (толковым, этимологическим, словообразовательным, фразеологическим, синонимов и т.д.), что позволит пополнить словарный запас и лингвистические знания школьников. Для исследования были предложены следующие лексемы: Библия, Рождество, благословить, Ангел, хлев, ясли, Вифлеемская звезда, волхвы, ладан, смирна, чудо, милосердие, добро.

Творческая мастерская: сочинение-повествование «Рождественская история» Эти уроки русского языка стали итоговой работой наших «Рождественских чтений», организованных на основе чтения произведений литературы и живописи. Рождественские истории учащихся оценены учителями на «хорошо» и «отлично». Все детские творческие работы наполнены любовью, добротой и заботой о ближнем. Приведём пример рождественской сказки ученицы 5 класса Маркиной Виктории:

НЕЖНОСТЬ

В некотором православном царстве–государстве, которое называлось Справедливость, в одной дружной семье Господь, услышав молитвы двух любящих людей, сотворил чудо – подарил им дочь, красивую и очень спокойную. Родители сразу полюбили её и назвали Нежность.

В день её крещения счастливые мама и папа пригласили на праздник своих соседей, с которыми они жили в мире. Гости пришли с необычными подарками. Бабушка Молитва подарила любимой внучке уверенность. Тётушка Надежда – будущее. Сестрица Терпение – понимание. Крёстная мама Вера – успех, крёстный папа Мужество – смелость. Подружка Милосердие – доброту. Мамочка подарила своей дочурке прощение. А все вместе, родители и приглашённые, решили подарить милой девочке вечную любовь.

Пока гости пили чай, в дом неожиданно пробрались разбойники: Злость, Зависть, Предательство, Ябеда и Трусость. Они украли Нежность. От горя все жители города праведных людей государства Справедливость перестали видеть, слышать, ходить – они заснули.

Шло время… Приближался Великий праздник - Рождество Христово. Его с нетерпением ждал мальчик Долг, который жил в городе великодушных людей. Однажды от своей бабушки он услышал историю о девочке Нежность и решил помочь ей во что бы то ни стало. Но как найти дорогу? И вот в рождественскую ночь он с замиранием сердца ждал, когда на небе появится звезда… Вдруг она засверкала на тёмном небе и как будто позвала его в путь. Не раздумывая, Долг отправился. Он знал, как надо поступать с теми, кто завистлив, труслив, может предать и наябедничать, поэтому ему удалось освободить девочку Нежность. Город праведных людей сразу проснулся, и его жители стали славить Рождество и милосердие Господа, который указал дорогу Долгу. С тех пор они снова стали жить в мире и согласии.

А ты готов помочь ближнему своему и стать жителем государства Справедливость?

Внеурочная деятельность:

  • Встреча с выпускниками лицея – священнослужителями

  • Ученическая конференция «Великие патриоты земли Русской»

  • Концертная семейная программа «Рождественские звездочки»

  • Фестиваль Рождественских мультфильмов

  • Патриотизм: тихий, сострадательный, милосердный. Просмотр и обсуждение кинофильма «Поп» 9-11 классы

  • Что такое благодать? Я давно хотел бы знать! Просмотр и обсуждение кинофильма «Поп» 9-11 классы

  • «Рождественское чудо» быть или не быть милосердным

  • Конкурс Рождественских рассказов, сказок, стихов

  • Экскурсии по родному городу «Духовный лик Химок»

  • Семейный фотоконкурс «Духовный лик Химок»

  • Классные часы «Рождество согревает наши сердца»

  • Благотворительная акция «Рождественский ангел»

В благотворительной акции «Рождественский ангел» приняли участие учащиеся и родители лицея:

«”Играй на здоровье”, -- так написал на своем рисунке малыш-лицеист, отправляя игрушки в храм, чтобы их передали детям из многодетной семьи…
В наше нелегкое время трудно приходится социально незащищенным – пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Для помощи им открыты социальные центры, выделяются средства. Но не зря говорится, что помощь лишней не бывает. Обеспеченные люди, предприниматели тоже помогают тем, кто в этом нуждается.
При Богоявленском храме в Новых Химках есть социальное отделе-
ние, которое сотрудничает с Управлением социальной защиты населения, дружит с социальными центрами «Спасение» и «Семья».
– В храм можно приносить одежду и обувь – новые или в чистом виде, церковную литературу, другие вещи. Мы раздаем их тем, кому они необходимы, – рассказывает социальный работник Вячеслав Корольков. – Мы привлекаем к участию в благотворительных акциях и жителей округа, и организации. Одна из таких акций прошла в лицее № 15. Она называлась «Рождественский ангел».
Лицеисты собрали много. Это куклы и мягкие игрушки, конструкторы и развивающие игры, альбомы и фломастеры, краски и цветные карандаши, пластилин и цветная бумага, книжки с картинками и раскраски, мячики и скакалки… И даже конфеты с печеньем – чтобы сделать праздник полным!
7 февраля все это было передано социальному центру «Милосердие» при Богоявленском храме, а на следующий день Вячеслав Корольков привез собранное в объединение многодетных семей округа «Химкинский колосок».
Среди получивших подарки были Ольга Сергеевна Михеева, воспитывающая троих детей: восьмимесячную Кристину, трехлетнюю Анастасию и шестилетнего Павла, и Наталья Александровна Анощенкова, у которой пятеро ребятишек: двое уже старше четырнадцати, Дмитрию девять лет, Марии – двенадцать, Александре – четырнадцать.
Председатель объединения многодетных семей «Химкинский колосок» Ирина Вальтеровна Белякова от имени своих членов благодарит Богоявленский храм, руководство лицея № 15 и самих лицеистов за отзывчивость и подарки.»



Людмила Бухаловская


Корреспондент газеты “Химкинские новости”

Учителя и родители пожертвовали денежные средства на восстановление Иосифо-Волоцкого Ставропигиального мужского монастыря (Московская область), основанного в 1479 году преподобным Иосифом во имя успения Божий Матери.

В заключение, чтобы выявить эффективность реализованного проекта, мы снова провели ассоциативный эксперимент с целью определения национально–культурного компонента семантики слова Рождество. Самыми частотными синтагматическими характеристиками лексемы были «Христианский праздник» - 92% , «Милосердие» - 87% , «Забота» - 54% , «Вифлеемская звезда» - 72% , «Колядки» - 95% и т.д.







Мы сравнили данные ассоциативных экспериментов до реализации проекта и после: в итоге в анкетах учеников мы получили слова-концепты.

Таким образом, проект «Рождественские чтения» помог не только повысить уровень читательской компетенции учащихся, но и способствовал духовно-нравственному воспитанию детей посредством знакомства с национальным православным праздником, нашедшим своё отражение в произведениях русской культуры.



Учебно-исследовательская работа

Энциклопедия одного слова «Милосердие»

Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон,

чем десять предметов с одной стороны.

А. Дистервег

Учебно-исследовательская работа заключалась в том, что учащиеся

1-10 классов рассматривали слово «милосердие» с разных сторон: лексическое значение, этимология слова, подбирали слова – синонимы, слова – антонимы, родственные слова, строили ассоциативное поле, находили примеры использования данного слова в русских пословицах и пословицах народов мира, в афоризмах и крылатых выражениях, использование данного слова в названиях и текстах художественных произведений, в названиях газет, журналов, художественных и документальных фильмов, картин художников.

Учебно-исследовательская работа по созданию энциклопедии одного слова способствовала развитию у учащихся ключевых компетенций по русскому языку. Знакомясь с лексическим значением слова в толковом словаре, ребята одновременно узнают об орфоэпических нормах и грамматических формах данного слова, об употреблении в речи.

Работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов, со сборниками пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, формирует навыки точного и правильного употребления слова в той или иной ситуации, позволяет избегать речевых ошибок и недочетов, делают их речь яркой и выразительной. Всё это формирует лингвистическую компетенцию.

Использование различных источников информации, Интернет-ресурсов позволяет формировать культуроведческую компетенцию.

Такая форма работы не только формирует различные компетенции, но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родному языку, к его истории.

25 апреля 2012 года в Ресурсном центре русского языка Московского государственного областного университета прошла 2-я ежегодная школьная секция научно-практической конференции «Первые шаги в науку о языке» (Гольцовские чтения). В работе конференции приняли участие ученики 7-11 классов нескольких муниципальных районов области. Начинающие ученые рассказывали о своих интересах в области филологии – дети подкупали своим азартом, желанием узнать новое и неизведанное.



Учащаяся 9 «Б» класса Ветрова Екатерина (учитель Супрунова А.В.) представила исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова «Милосердие»» и стала Лауреатом научно-практической конференции «Первые шаги в науку о языке».

Учащиеся и родители 3 «Г» класса под руководством классного руководителя Никитиной В. В. по итогам коллективной исследовательской работы «Энциклопедия одного слова «Милосердие»» создали и издали брошюру «Милосердие» для семейного чтения.

Учащаяся 2 класса Никитина Елизавета (учитель Марышева Е.В.) представила исследовательский проект «Милосердие» на Вторая Московская областная конференция исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовские чтения».

Учащиеся 4 «А» класса (учитель Бримова Н.В.) приняли участие в школьном конкурсе проектов с коллективной исследовательской работой «Энциклопедия одного слова “Милосердие”» и стали победителями.

«СЛАВЯНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Славянские чтения определили итог учебно-исследовательской деятельности и научно-поискового творчества учащихся, самостоятельное, углубленное изучение исторического и культурного наследия славянских народов.

Задачи:

  • побуждение юных исследователей к обращению к материалам культуры, истории и современности славянских народов, среди которых особое место принадлежит и России;

  • активизация гуманитарного образовательного процесса в лицее;

  • пропаганда научных знаний в области славистики, интегрирующей такие дисциплины как лингвистика, искусствознание, история, география, культурология, этнография, фольклор и т.д.;

  • актуализация темы общеславянской истории и современности в мировом контексте.

Исследовательский проект

«ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

5 классы

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.С.Пушкин.

Цели:

  • Знакомство с  историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.

  • Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.

  • Углубление   и систематизация  знаний об алфавите, полученных на уроках русского языка.

  • Пробуждение   интереса к исследовательской работе, работе в команде.

В рамках исследовательской деятельности пятиклассниками было проведено изучение теоретического материала по истории русской письменности, его анализ, систематизация и обобщение.

Для выполнения исследовательского проекта определён следующий тематический сценарий:



    1. История происхождения славянской азбуки.

    2. Реформы русской графики.

На заседании НЛО ребята 5-ых классов представили лучшие исследовательские работы по истории славянской азбуки. Среди пятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Тайны славянской азбуки». Самыми эрудированными были признаны учащиеся 5 «Б» класса, ученики 5 «Б» класса воссоздали лучшую славянскую азбуку, ребята 5 «В» класса показали себя удивительными исследователями.

Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, значит, историю нашей страны, значит, мы становимся более образованными. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать русский язык, его историю и современное состояние.



Исследовательский проект

«СЛАВЯНСКИЕ ИМЕНА»

6 класс

Славянские имена представляют огромный интерес. Они раскрывают богатство народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательности и сметливости людей, их доброту и общительность.

А.В.Суслова

Задачи:

  • расширить кругозор детей по теме «Славянские имена»;

  • развивать исследовательские умения учащихся;

  • воспитывать умение работать в команде над решением единой проблемы.

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения…

Шестиклассники с большим интересом принялись за изучение истории славянских имён, узнали много нового и интересного. Защита проектов на заседании НЛО прошла очень оживлённо: ребята задавали друг другу дополнительные вопросы, делились интересной информацией. Проекты учащихся 6 «Б» (кл. рук. Чернышова Г. А.) и 6 «В» (кл. рук. Гримаковская Е. В.) классы отмены Дипломами «Славянских чтений».



Исследовательский проект

«СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ»

7 класс

Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее.

  Д.С. Лихачёв.



Цели:

  • Показать учащимся родство славянских   языков и место русского языка среди них;

  • Вызвать у учащихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры;

В ходе учебно-исследовательской работы семиклассники узнали и рассказали о том, что классификация языков по степени их родства называется генеалогической (от греч. «родословная»). Генеалогически языки делятся на семьи, а внутри семей – на группы. В семьи и группы языки объединяются по общности их древнего источника. Русский язык входит в индоевропейскую семью. Эта семья – самая многочисленная (в неё входят около ста языков). Среди групп индоевропейских языков выделяется славянская группа, она одна из самых крупных в этой семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около трёхсот  миллионов человек.

Все славянские языки восходят к древнему праязыку, который условно называют общеславянским языком. Выделение славян из общеиндоевропейского единства произошло в глубочайшей древности, приблизительно к началу 3 тысячелетия до нашей эры. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

В ходе защиты исследовательских проектов прозвучали стихи на русском, белорусском, польском и чешском языках. Ребята смогли услышать и найти сходства и различия славянских языков. Все участники пришли к выводу, что язык народа - это часть его культуры.

Язык не выбирают, и нет никаких наших заслуг в том, что русский язык действительно великий, могучий и свободный. Но нам дано право гордиться им. Взамен же мы должны быть ответственны за наш родной язык, беречь его, оттачивать и шлифовать свою речь – развивать русский язык.



Исследовательский проект

«СЛАВЯНСКИЕ ПЕРВОПЕЧАТНИКИ: ИВАН ФЁДОРОВ, ФРАНЦИСК СКОРИНА, ФИОЛЬ ШВАЙПОЛЬТ»

8 класс

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И. Бунин

Задачи:

  • познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, со славянскими первопечатниками, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге;

  • формировать интерес к прошлому славян;

  •  воспитывать бережное отношение и любовь  к книге, уважения к людям, которые их создали.

Учащиеся восьмых классов на заседании НЛО представили коллективные проекты «Славянские первопечатники». Защита прошла творчески, с использованием информационных технологий, что позволило совершить виртуальную экскурсию в мастерскую Франциска Скорины. Ученики 8 «В» класса в ходе презентации своего проекта использовали фрагменты из историко-биографический фильма (1941 г.) о жизни Ивана Федорова, создателя первой на Руси типографии.

Восьмиклассники пришли к выводу, что жизнь славянских первопечатников была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам.