Экономика США сегодня американская экономика является главным стабили­затором и локомотивом мировой экономики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы по курсу "Экономика" 1 33.69kb.
Минерально-сырьевые ресурсы, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность США 1 18.17kb.
Вопрос 15. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной... 1 22.27kb.
1 Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. 1 51.43kb.
1 Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. 4 841.32kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика сферы услуг» (2005 г. 1 25.36kb.
Ответы для экзамена «мировая экономика» 3 765.78kb.
Ответы для экзамена «мировая экономика» 7 1564.51kb.
Элективный курс «Экономика сервиса и туризма» 1 81.04kb.
Вопрос №1. Понятие мировой экономики, механизм мирового хозяйства... 6 1127.45kb.
Гаврилов Леонид Петрович, д т. н 9 2252.75kb.
Политическая карта З. Европы., электронный учебник для 10 класса... 1 152.02kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Экономика США сегодня американская экономика является главным стабили­затором и локомотивом - страница №1/1

Глава 3. Экономика США

Сегодня американская экономика является главным стабили­затором и локомотивом мировой экономики. Внутренний амери­канский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающие­ся. Экономика США отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику. Именно экономика является реаль­ной базой для политической и военной “супердержавности” этой страны, с которой приходится считаться сегодня всем другим стра­нам, включая и нашу.

Прошли времена, когда мы “соревновались” с США в эконо­мическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших за­мыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США все больше становятся реальными и равноправными партнерами в ми­ровой экономике подобно тому, как реальными и равноправными партнерами США являются и многие другие страны.

3.1. Общая характеристика экономики

США — единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, но не надол­го. Экономический подъем Западной Европы и промышленный ры­вок Японии существенно изменили это положение. Доля США в ВНП капиталистического мира стала снижаться. В 1950 г. она со­ставляла свыше 31%, в настоящее время — немногим более 20%. Но особенно заметно снижалась доля США в мировом капиталис­тическом экспорте: с 18 до 12% за период с 1960 по 1997 г. Пришлось потесниться американцам и в сфере экспорта капитала: на 1960 г. на долю США приходилось около 62% прямых зарубежных инвес­тиций основных стран — экспортеров капитала, ныне — менее 20%.

Большинство ведущих капиталистических стран, отстававших от США в 1960 г. по уровню производительности труда в 2—4 раза, в 90-е годы почти ликвидировали этот разрыв. Более того, конкуренты США развернули свой экспорт товаров и капиталов на внутренний американский рынок и добились там внушительных успехов. В результате в США образовался огромный пассив тор­гового и платежного балансов (170 млрд и 150 млрд долл. за 1996 г.).

Угроза лидирующей роли США в мировой экономике вызвала необходимость принятия решительных мер: в стране заметно воз­росли расходы на научные исследования и опытно-конструктор­ские разработки (НИОКР), значительно укрепились и расшири­ли свое влияние в мире американские ТНК и их филиалы за гра­ницей.

Главная особенность американской экономики состоит не в том, что она обладает самым большим в мире производственным по­тенциалом и производит самый большой объем товаров и услуг, а в том, что она лидирует в области НТП, внедрения его результа­тов в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изо­бретения и новейшие разработки. Это создает эффект зависимос­ти других стран от США в области науки и техники. На США при­ходится 40% мировых затрат на НИОКР, а в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире доля США составляет не менее 20%.

Что касается американских ТНК, то их предприятия за грани­цей обеспечивают производство товаров и услуг в объеме пример­но 3 трлн долл. в год, что составляет почти 40% ВНП США и ока­зывает огромное влияние на экономику тех стран, где эти пред­приятия работают. Недаром говорят, что сегодня существует две американские экономики: одна — на территории США, другая — в иных странах. Прибыли на прямые инвестиции за границей яв­ляются важным источником финансирования не только производ­ства в странах-реципиентах, где размещены филиалы американс­ких ТНК, но и экономического развития самих США.

Объем производства ВНП США достигает более 7 трлн долл. в год. Ход экономических процессов в США является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своего рода барометром для мировой экономики, она реально влияет на движение цикла и ход эконо­мического развития в других странах, на структуру мировой тор­говли.

США занимают первое место в мире по объему промышленно­го производства, обладают высокоэффективным сельским хозяй­ством. Сбор всех видов зерновых культур составляет в последние годы около 400 млн т в год. Около половины урожая пшеницы и 60% урожая кукурузы идет на экспорт.

Промышленность США потребляет около V, сырья, добывае­мого в мире, имеет самый емкий рынок машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых стра­нах продукции машиностроения. Располагая весьма развитым ма­шиностроением, страна в то же время осуществляет огромный им­порт машинно-технических изделий, закупая практически все виды техники. Велик и экспорт изделий машиностроения США, снис­кавших себе признание во всем мире.

3.2. Темпы экономического развития

За послевоенный период экономика США, как уже отмеча­лось, прошла шесть экономических циклов. Последний начался в 1992 г., и фаза подъема экономики по своей продолжительности в настоящее время превзошла среднюю длительность этой фазы во всех послевоенных циклах. Характерными чертами нынешнего подъема американской экономики являются сравнительно невы­сокие, но стабильные темпы, относительная сбалансированность при отсутствии каких-либо серьезных структурных перекосов в экономике. Нет и нездоровых всплесков инфляции.

ВВП США в млрд. долл. 1913 г. - 855, 1929 - 1400, 1938 - 1315, 1950 - 2175, 1960 - 300, 1970 - 4340, 1980 - 5790, 1990 - 7475, 2000 - 9875. Из этих данных посчитайте среднегодовые приросты ВВП. Для сравнения в период войн и великой депрессии. Германия накануне 2 мировой - 530, в 1950 г - 430. Франция 1929 - 290, 1938 - 280, 1950 - 300. Доля США в мировом ВВП всегда была очень велика. Накануне депрессии - 28%, в 60-х составляла четверть, на 2000 год 21,20. Какие можно сделать выводы? До 80-х обгоняющими темпами рост ВВП в Европе (31, 24, 20) и Японии(4, 4, 7) и СССР (7,5, 15). Выросла доля развивающихся стран(22, 22, 40).

Среднегодовой прирост ВНП США во второй половине 80-х годов составил свыше 3%; в 1994 г. — 3,5; в 1995 г. — 2,0; в 1996 г. — 2,8; в 1997 г. — 3,8.

Интересно посмотреть ВВП по отраслям:

Розничные цены растут в последнее время всего на 3% в год, занятость увеличивается на 1,0—1,5% в среднем ежегодно. Норма безработицы (доля полностью безработ­ных в общей численности экономически активного населения) сни­зилась до 5,5%, загрузка мощностей обрабатывающей промышлен­ности находится на уровне 80—82%. Настоящий бум переживают в последние годы капитальные вложения в экономику США. Их прирост после спада в 1990 г. на 1,4% и в 1991 г. на 6,6% составил в 1994 г. 6,5%; в 1995 г. — 4,3; в 1996 г. —.7,4 и в 1997 г. — 6,5. Это внушительный аспект здорового экономического роста США.

Начиная с 80-х годов позиции США в мировой экономике вновь стали укрепляться, а с развалом так называемой мировой социали­стической системы во главе с бывшим СССР эта тенденция полу­чила еще большую определенность. Сегодня США, выиграв “холодную войну” и “экономическое соревнование двух систем”, стали единственной супердержавой мира и главным гарантом бе­зопасности огромного числа стран.
3.3. Производительные силы

Для правильного понимания функционирования американской экономики и ее роли в современном мире необходимо рассмот­реть ее производительные силы.

В системе производительных сил любого общества главным эле­ментом является рабочая сила, ее численность, структура, профес­сиональная и общеобразовательная подготовка, мотивация к тру­ду. Общая численность занятых в экономике США составляет око­ло 130 млн чел., почти 6 млн чел. — безработные. До начала 80-х годов занятость в экономике страны возрастала ускоряющимися темпами: в 50-х годах она увеличилась на 11%, в 60-х — на 18, в 70-х —на 25.

В 80-х и 90-х годах этот рост существенно замедлился и соста­вил 12% в 80-х и 8% за 1990 — 1997 гг. Это обусловлено сокраще­нием притока рабочей силы в результате падения уровня рождае­мости в 60—70-х годах. В изменении отраслевой структуры заня­тости в последние десятилетия прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное ее увеличение в сфере услуг в связи с расширением и превращением ее в ведущую сферу приложения общественного труда. Занятость в сельском хозяйстве, например, сократилась с 6,5 млн чел. в 1955 г. до 3,2 млн в 1985 г. и 2 млн в 1997 г. В сфере услуг численность занятых возросла с 30 млн чел. в 1955 г. до 75 млн в 1985 г. и 82 млн в 1997 г.

В 70 — 80-х годах происходил также ускоренный рост занятос­ти в высокотехнологичных или наукоемких отраслях американ­ской промышленности (аэрокосмическая, электронная, произ­водство средств связи, медико-биологическая промышленность и т. д.). Занятость здесь росла в 2 раза быстрее, чем в промышлен­ности в целом.

В профессионально-квалификационной структуре занятости в США преобладающее место уже давно и прочно заняли работни­ки преимущественно умственного труда, или, как их еще называ­ют, белые воротнички. Они составляют свыше 60% общей чис­ленности занятых. Сюда относятся инженеры, техники, ученые, служащие, административно-управленческий персонал, многочис­ленные группы конторских и торговых служащих. Все они явля­ются работниками наемного труда.

Доля работников рабочих профессий (синие воротнички) со­ставляет лишь немногим более 25% общей численности занятых. Она сокращается по мере развития механизации и автома­тизации производства, расширения практического использова­ния современных методов организации и управления производ­ством. Еще одной укрупненной профессиональной категорией рабочей силы, выделенной американской статистикой, являются так называемые работники обслуживания, к которым относят ме­дицинский персонал, персонал общественного питания (повара, официанты), пожарников, уборщиков, работников домашнего хо­зяйства (прислуга) и т. д. Они составляют около 15% рабочей силы страны.

Характерная черта качественной эволюции рабочей силы в США в современных условиях заключается в неуклонном повы­шении ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по 1995 г. удельный вес лиц, получивших среднее образование, воз­рос в составе рабочей силы с 52 до 74%, а получивших закончен­ное и незаконченное высшее образование — с 21 до 36%; за пери­од с 1985 по!997 г. эти доли возросли соответственно до 85 и 43%.

Важным фактором прогрессивных сдвигов в квалификации ра­бочей силы США является научно-техническая революция (НТР). Особенно быстрыми темпами растет численность специалистов принципиально новых профессий, непосредственно связанных с НТП: аналитиков систем, специалистов в области информатики, ЭВМ, электроники, генной инженерии и т. д. В то же время НТП сокращает потребность в ряде категорий традиционных профес­сий и форм занятости, в частности в работниках ручного труда, конторских служащих, низшего управленческого персонала. Со­держание труда и функции многих традиционных профессий ко­ренным образом меняются.

Непременным атрибутом квалификации нового типа является способность работника быстро адаптироваться к меняющейся тех­нике, новым формам организации труда и производства.

Второй элемент производительных сил США — накопленный основной капитал, т. е. стоимость зданий, машин и оборудования. Как и другие элементы производительных сил, он достигает в США огромных размеров. В настоящее время основной капитал в США оценивается суммой, составляющей порядка 30 трлн долл. Сред­негодовые темпы его роста достигали в 90-е годы 2,0 — 2,3%. Сред­ний возраст действующего основного капитала равняется пример­но 10 годам, в промышленности — 8. Технологическая структура основного капитала непрерывно совершенствуется: растет удель­ный вес активной части (оборудование).

Характерной чертой 80—90-х годов является широкое рас­пространение производственной техники и технологии новых поколений, основанной на использовании микроэлектроники (про­мышленные работы, станки с числовым программным управлени­ем, гибкие автоматизированные системы, системы автоматизиро­ванного проектирования и др.). Общий объем продаж автомати­ческой техники с компьютерным управлением составляет ныне ежегодно почти 15 млрд долл.

Использование накопленного основного капитала в производ­стве (как и трудовых ресурсов) далеко не полное. Так, в обрабаты­вающей промышленности США около 20% производственных мощностей либо пребывают в резерве, либо простаивают из-за отсутствия спроса. Полностью изношенные (морально или физи­чески) машины и оборудование обычно быстро направляются в металлолом и не “засоряют” производственные площади. Пример­но V2 текущих капиталовложений (в промышленности — 2/3) на­правляется на модернизацию и обновление основного капитала и такая же часть — на его дальнейшее расширение.

Третий элемент производительных сил — предмет труда, т. е. сырье, материалы, полуфабрикаты, конструкционные материалы. В результате использования новейших достижений НТП в США происходит постоянное (и порой ускоренное) совершенствование традиционных и массовое внедрение новых методов физического и химического воздействия на сырье и материалы. В результате появляются новые, более дешевые искусственные материалы с за­ранее заданными свойствами, позволяющие снижать материало­емкость производства, расширять сырьевую базу страны. Кроме того, постоянно совершенствуется обработка сырья, повышается ее глубина.

Особое значение приобретает снижение энерго- и металлоем­кости производства в США. В расчете на единицу произведенно­го ВНП затраты энергоносителей (нефть, уголь, газ и проч.) по­стоянно сокращаются. И хотя США имеют довольно расточитель­ные нормы потребления сырья по сравнению особенно с Японией, все же процесс его экономии имеет место. Свои собственные ре­сурсы полезных ископаемых США предпочитают беречь и, пока позволяет конъюнктура мирового рынка, закупают огромное ко­личество сырья за рубежом по относительно низким ценам. Так, располагая достаточно большими запасами энергоресурсов, они не менее V3 перерабатываемой на своих заводах сырой нефти им­портируют из других стран. Что касается сокращения металлоемкости производства, то уже 2—3 последних десятилетия акцент делается не на увеличение вы­плавки стали, а на повышение ее качества, особенно на повыше­ние качества и ассортимента готовой прокатной продукции. В ре­зультате общая выплавка стали в США сокращается. В 1972 г. она составила 126 млн т, в 1997 г. — 90 млн т при значительном увели­чении ВНП страны.

Четвертый элемент производительных сил — НТП, развитие науки и техники. Сфера НИОКР, как и всякая производительная сила, становится таковой только в процессе производственного использования своих ресурсов. Наука соединяется с производ­ством, при этом размер функционирующего основного капитала не имеет принципиального значения, что дает возможность выры­ваться в лидеры по отдельным направлениям НТП не только круп­ным корпорациям, но и небольшим фирмам (подробнее об этом см. гл. 8).



3.4. Финансовая система

Огромную роль в экономике США играет финансовый капи­тал. Общая сумма аккумулированных финансовыми институтами денежных сбережений и доходов огромна. Через каналы амери­канского кредитного рынка ежегодно мобилизуется свыше 1 трлн долл. Финансовая система перераспределяет накопление между отраслями и сферами экономики, выступает важнейшим источни­ком внешнего финансирования промышленных и торговых ком­паний, предоставляет им множество расчетных, посреднических, страховых и иных услуг, опосредуя все фазы воспроизводственно­го процесса, а также механизм реализации государственных зай­мов. Кроме коммерческих банков, в США существует сеть инвес­тиционных банков, а также таких небанковских финансовых орга­низаций, как страховые, ссудно-сберегательные компании, частные пенсионные фонды, брокерские фирмы и т. д.

Ядром финансовой системы в США является федеральная ре­зервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального бан­ка США. В состав ФРС входят Совет управляющих,12 федераль­ных резервных банков и около 6 тыс. банков-членов. ФРС — неза­висимая от правительства организация.

Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых Президентом США с одобрения сената сроком на 14 лет. Предсе­датель Совета управляющих назначается Президентом США сро-

ком на 4 года с последующим переутверждением. Пост председа­теля Совета управляющих ФРС нередко называют второй по важ­ности (после Президента) государственной должностью в США.

Совет управляющих направляет кредитно-денежную политику ФРС: определяет нормы резервов коммерческих банков и сбере­гательных учреждений, утверждает изменения в учетной ставке федеральных резервных банков. Согласно закону о ФРС вся тер­ритория страны поделена на 12 резервных округов, каждый из ко­торых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Эти банки являются главными оперативными звеньями ФРС, выполняющими функции центрального банка для своего округа.

Хотя банки — члены ФРС составляют лишь около 40% общего числа коммерческих банков США, на их долю приходится 75% всех банковских депозитов страны. ФРС осуществляет кредитно-денеж­ную политику государства, воздействуя на экономику не админис­тративными, а экономическими методами и рычагами через сфе­ру кредита и денежного обращения. Важнейшими направляю­щими этой политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограни­чение кредита через механизм варьирования учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. ФРС начала оказы­вать прямое и широкое воздействие на денежную массу в стране при одновременном проведении довольно жесткой антиинфляци­онной политики.

Помимо внутренних важным источником финансирования эко­номики страны (включая финансирование федерального бюдже­та и государственного долга) в последние годы стало широкое привлечение иностранного капитала. С середины 80-х годов это привело к превращению Соединенных Штатов в крупного между­народного должника. Приток капиталов в США стал превышать вывоз капитала из этой страны.

В последние десятилетия американские банки значительно рас­ширили масштабы своих международных операций. Это происхо­дит в форме открытия их заграничных филиалов, приобретения доли в капитале заграничных банков, участия в многонациональ­ных консорциумах. К началу 90-х годов 160 американских банков имели около 1 тыс. своих отделений за границей.

Осуществляя экспансию за рубежом, американские банки в то же время являются объектом ожесточенной конкуренции со стороны иностранных банков. Последним принадлежат контрольные пакеты акций более 70 американских банков. Под контролем ино­странцев находится не менее 12% банковских активов США.

В прошлом советские экономисты-международники, анали­зируя промышленный и финансовый капитал развитых капитали­стических стран, вслед за В. И. Лениным делали акцент на концен­трации производства и капитала, образовании монополий, кото-рые-де ведут к обострению противоречий и загниванию капита­лизма.

На деле объективные процессы экономического развития ка­питалистических стран протекали по иному руслу. Все время обо­стрялась конкурентная борьба, усиливалась роль мелкого бизнеса. Правительство США вело широкое наступление против монопо­лий, сговора их между собой, приняв жесткое антитрестовское за­конодательство (1890 г.), всячески поддерживая мелкий бизнес и стимулируя конкуренцию. Поэтому неверно считать США стра­ной монополистического капитализма, а монополизацию — глав­ной чертой американской экономики.

Со временем и для нас стало очевидным, что крупные корпора­ции не являются самыми эффективными. Эффект от масштабов производства (экономия на накладных расходах в расчете на еди­ницу продукции) с лихвой перекрывается перерасходом средств из-за слабой управляемости крупным производством, его негиб­кости в приспособлении к изменчивости рыночной конъюнктуры и т. д. На деле оказалось, что крупный и мелкий бизнес стали вза­имодействовать друг с другом в интересах повышения эффектив­ности своей деятельности на базе четкого разделения труда, а кон­курентная борьба между фирмами-производителями той или иной продукции все время обострялась.

3.5. Государственное регулирование экономики

Важное развитие в США получила практика государственного регулирования экономики. Последняя превратилась в разверну­тую и многозвенную систему, включающую прежде всего регули­рующий механизм федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти. На протяжении нескольких де­сятилетий, начиная с экономического кризиса 1929—1933 гг. и кон­чая серединой 70-х годов, в экономической политике США были сильны элементы зарегулирования экономики чрезмерным (порой

административным) вмешательством государства. Это обусловли­валось необходимостью восстановления производства после кри­зиса, войны, послевоенным переходом американской экономики на мирные рельсы, а также распространением концепций англий­ского экономиста Д. Кейнса, ставших теоретической базой такого чрезмерного регулирования американской экономики со стороны государства.

В 70-х годах, однако, стало ясно, что со временем сложившаяся в США система регулирования привела к замедлению экономи­ческого роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению на­логообложения, торможению роста конкурентоспособности аме­риканских товаров. В результате кейнсианство уступило место ли­беральной концепции монетаризма, что привело к ослаблению прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предприниматель­ства и рынка.

Именно это обосновывала монетаристская теория американ­ского экономиста М. Фридмана, которая и стала знаменем эконо­мической программы Президента Р. Рейгана, получившей назва­ние рейганомики. Сейчас уже широко признано, что “рейгано-мика” стала своеобразным историческим рубежом в эволюции экономической политики в США в послевоенный период.

В конце 70-х — начале 80-х годов перед экономической поли­тикой в США были поставлены следующие задачи:

— ограничить рост расходов федерального правительства;

—• снизить ставки налогообложения, дать производителям ряд льгот для стимулирования капвложений и роста производства;



  1. ослабить государственную регламентацию предприниматель­ской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, ослабление специальных требований к производственной и рыноч­
    ной деятельности, в том числе по охране окружающей среды, к технике безопасности на производстве и т. д.);

  2. начать проведение ограничительной кредитно-денежной по­литики, направленной на ослабление инфляции.

Экономическая программа Рейгана (под названием “Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения”) включала такие основные пункты, как налоговая реформа, рефор­ма амортизации, антиинфляционная кредитно-денежная полити­ка, реформа дерегулирования экономики США.

Ключевым пунктом программы являлась налоговая реформа. Ставки подоходного налога, например, были сокращены на 23%.Все это осуществлялось в целях стимулирования инвестиций в производство. Реформа амортизации была направлена на стиму­лирование обновления основного капитала. Сроки амортизацион­ных списаний укорачивались на 40%.



Кредитно-денежная политика ориентировалась на снижение темпов роста денежной массы и учетной ставки процента коммер­ческих банков. Рост денежной массы был доведен до темпов роста ВНП, что резко поубавило инфляцию, а снижение процентной ставки стимулировало кредитные заимствования предпринимате­лей у банков.

Особое значение придавалось реформе дерегулирования эко­номики, ослаблению ее регламентирования. Она была направлена на сокращение численности госаппарата, ограничение его вмеша­тельства в экономику, на усиление свободы предпринимательства и конкурентного выбора.

Реализация этой программы дала экономике США реальный толчок вверх, и впоследствии, уже при других президентах, госу­дарственное регулирование американской экономики стало более гибким и эффективным. Прирост ВВП в 1983 г. составил 4%, в 1987 г. — почти 7% и до экономического кризиса 1990—1991 гг. составлял 3,5% в год. В последние годы среднегодовой прирост ВВП США равнялся, как уже говорилось, 2,5—3,0%. Заметно сни­зилась инфляция (около 3% в год), а общее число новых рабочих мест, созданных с начала 90-х годов, достигло 11 млн.

Нынешняя администрация Президента Б. Клинтона сочла не­обходимым пересмотреть некоторые приоритеты экономического развития страны. На передний план выдвигаются социальные про­блемы: повышение уровня доходов малообеспеченных слоев на­селения, улучшение медицинского обслуживания, дальнейшая ком­пьютеризация американских школ и подключение их к системе “Интернет”. В президентский план включена и программа поощ­рения долгосрочных государственных и частных инвестиций в ве­дущие отрасли экономики, меры по уменьшению бюджетного де­фицита, в первую очередь за счет сокращения военных расходов. Кроме того, Президент предложил программу некоторого повы­шения налогов на состоятельные слои населения.

В целом же можно считать, что в США сложились оптималь­ные соотношения между экономикой и государством. Никто не требует ухода государства из экономики или чрезмерного его вме­шательства в сложившуюся рыночную систему. Государство слу­жит этой системе, эффективно поддерживает и помогает ей.

3.6. Американские технологии

Главным элементом текущего экономического подъема в США является бурное развитие информационных технологий. В тече­ние последних лет темпы роста производства компьютеров, про­граммного обеспечения и средств связи во много раз опережали рост американской экономики в целом. Именно эти отрасли про­мышленности способствовали удлинению периода подъема эко­номики страны. В 1996 г. на долю только информационных техно­логий пришлось 33% прироста ВВП.

Согласно подсчетам, произведенным экспертами американско­го журнала “Бизнес уик”, в высокотехнологичных отраслях про­мышленности занято свыше 9 млн чел. В 1996 г. число занятых в них возросло на 4,9% против 2% в других отраслях экономики. Объем производства компаний, выпускающих высокотехнологич­ную продукцию, в 1996 г. увеличился до 420 млрд долл. против 365 млрд в 1995 г., что почти в 2 раза превышает аналогичный по­казатель 1988 г. (216 млрд долл.).

Производство компьютеров — наиболее перспективная из вы­сокотехнологичных отраслей промышленности, так как современ­ные потребители стремятся купить новый компьютер не потому, что старый вышел из строя, а потому, что появилась новая, более совершенная его модель.



США удалось заметно укрепить свои позиции в последние годы и во внешней торговле, не в последнюю очередь именно благода­ря экспорту высокотехнологичной продукции. Повышение конку­рентоспособности было важнейшей проблемой для страны в 80-х годах. В 90-х годах ситуация улучшилась. Согласно данным иссле­дования, ежегодно проводимого организацией “Всемирный эко­номический форум”, в 1994 г. США вновь стали самой конкурен­тоспособной страной в мире (после того как в 1987 г. они уступили это лидерство Германии, а затем Японии). Американские техно­логии в настоящее время наиболее привлекательны. Однако кон­курентная борьба на мировом рынке обостряется и Соединенным Штатам становится все труднее сохранять свое лидерство. Тем не менее в течение 1995 и 1996 гг. США удалось сократить свой де­фицит в торговле с Японией (до 48 млрд долл.), хотя аналогичный дефицит в торговле с Китаем в 1996 г. возрос на 17% и достиг по­чти 40 млрд долл.