Экономическая история важная гуманитарная дисциплина, составляющая часть высшего экономического образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплина: «Корпоративное право» Специальность... 1 227.4kb.
Интернационализация высшего образования, университеты и европейский... 1 98.3kb.
Базовые понятия теории мотивации 1 9 690.98kb.
Гиа обучающихся 9 классов по физике как составляющая часть системы... 1 91.23kb.
Что понимается под философией? Философия некоторая гуманитарная дисциплина. 1 141.55kb.
Т к. важны не знания сами по себе, а следствия из них новые конкретные... 2 573.54kb.
Политика качества образования – основа образовательной политики 1 59.71kb.
Исследовательская работа по физике «Исследование светового режима... 1 368.97kb.
Паспорт Программы I. Анализ социально-экономического положения Егорьевского... 6 1364.08kb.
Нормативные документы,определяющие статус молодых специалистов, гарантии... 4 1067.64kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Экономическая теория" 1 31.12kb.
Экономическая информация и ее виды 1 105.36kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Экономическая история важная гуманитарная дисциплина, составляющая часть высшего - страница №1/1

Введение
Экономическая история - важная гуманитарная дисциплина, составляющая часть высшего экономического образования.

Экономическая история изучает хозяйственную деятельность человечества в историческом развитии, основные явления и процессы материального производства; экономическую политику ведущих государств мира и Украины; исследует общие закономерности экономической жизни, а также его особенности в отдельных странах. Изучая конкретные аспекты экономики, данная дисциплина помогает лучше понять современные хозяйственные проблемы, прогнозировать их решение. В пособии не только в хронологическом порядке изложен фактический материал, но приведен анализ общественно-экономических явлений, рассмотрены их позитивные и негативные характеристики.

На сегодняшний день экономическая история занимает определенное место в системе высшего образования развитых государств мира, став неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

Целью и задачей курса «Экономическая история» является изучение хозяйственной деятельности человечества в историческом аспекте, начиная с древнейших времен и по настоящий день.

Экономическая история способствует пониманию историко-экономических явлений, помогает познать особенности развития экономики отдельных стран, понять причины быстрого развития одних стран и отставания других в разные времена.
1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ.

История экономического развития (или, как ее еще называют, история хозяйства) – наука пограничная. В том смысле, что находится на стыке двух почтенных дисциплин – истории и экономики. Но проблема в том что “классические” историки, за редким исключением, не интересуются экономикой и не придают большого значения экономическим законам, а экономисты, в свою очередь, примерно также относятся к истории.

Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания, географические открытия, житие выдающихся политических деятелей, ученых и художников в широком смысле этого слова. А также пытается выявить причинно-следственные связи между этими событиями.

Экономика как наука изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время протекания этих процессов.

История же хозяйства изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды? Что эти люди ели? Где они жили? Как одевались? Что из себя представляли деньги? И т.д. и т.п.

Экономическая история весьма поучительна. Говорят под луной практически нет ничего нового. Даже когда случается нечто необычное, экстраординарное, эрудированные люди всегда могут найти в истории аналог. Так, например, если бы россияне вовремя узнали об афере Джона Лоу, имевшей место во Франции в начале XVIII века, это, возможно, помогло бы им сохранить несколько миллиардов долларов своих трудовых сбережений от “МММ”, “Тибета”, “Властелины” и прочих строителей финансовых пирамид.

Экономисты впервые обратили серьезное внимание на историю в середине прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов, Именно немецкая историческая школа (экономическая) и положила тогда начало новой научной дисциплине – экономической истории. В середине нашего века во Франции образовался кружок единомышленников, которым одинаково близки были и история, и экономика. Они сплотились вокруг издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя – школа “Анналов”. Но все-таки до середины восьмидесятых годов двадцатого века история хозяйства существовала как бы на обочине истории и экономики, вдали от основного направления исследований. Интерес к экономической истории сильно увеличился именно в последнее время настолько сильно, что в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов излучения истории, чего раньше никогда не случалось. (Нобелевская премия по экономике присуждается только с 1969 года, а “исторической номинации” и вовсе нет.)
2. Различные подходы к периодизации истории экономики. Формационная концепция. Меновые концепции (Б. Гильдебрант, К. Бюхер). Современные цивилизационные концепции. Переходные периоды в истории экономики.

Проблемы периодизации истории экономики.

Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них.



Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.

Немецкие экономисты и историки – Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

1) “Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен – до середины XII века. Путь в среднем не более мили – с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом.

2) “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.

3) “Кредитное” (или народное) хозяйство начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.

Формационный подход Маркса – Сталина.

А вот в нашей стране единственно правильным 75 лет считался так называемый “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века Карлом Марксом, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1) Общинный (или первобытно-общинный) строй – с X тысячелетия по VI век до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.

2) Рабовладельческий строй – с V века до н.э. по V век н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов) эксплуатацию которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер – пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с “плохими” рабами. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы – антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.

3) Феодальный строй – VI – XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы.

4) Капиталистический строй – XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты.

5) Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

Историко-хронологический подход.

Наиболее удобным подходом, является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья, выделяется семь законченных периодов.



Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.

Свободной конкуренции – с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.

Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.

Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.

Цикличность в экономическом развитии.

Экономическое развитие не линейно, не стабильно. Периоды бурного подъема сменяются периодами спада (кризиса), застоя (депрессии), переходящего в оживление и новый подъем. Перечисленные четыре сменяющиеся друг друга фазы составляют экономический цикл. Особенно ярко эта закономерность проявляется последние двести лет. Может быть, просто потому, что мы имеем гораздо больше статистических данных о XIX веке, чем, например, о XIII веке.

Причины, задающие цикличность, многообразны. Это и такие внешние по отношению к экономике явления, как изменение погодных, климатических условий, связанных с цикличностью солнечной активности; социальные сдвиги – сексуальная революция, движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты и т.д. И такие внутренние причины, как избыток сбережений против инвестиций, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения под воздействием изменения вкусов потребителей и предельной отдачи факторов производства.

Ученые выделили множество различных видов циклов. Вот основные из них:

Отраслевые” – продолжительностью от недели (СМИ) до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, судостроение), связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях.

Малые” – продолжительность 2- 4 года, выделенные английским экономистом Китчином, связанные с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала.

Большие” – продолжительностью 8 – 13 лет, описанные Карлом Марксом, связанные с неравномерностью воспроизводства основного капитала.

Строительные” - продолжительностью 16 – 25 лет (в среднем 17,5), выделенные американцем белорусского происхождения Саймоном Кузнецом, связанные с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений.

Длинноволновые” – продолжительностью 45 – 60 лет, описанные российским экономистом Николаем Кондратьевым, связанные с колебаниями государственных (прежде всего военных) расходов. Первый из описанных Кондратьевым циклов начался около 1788 года, и до 1814 года продолжался подъем, сменившийся спадом, длившемся до 1843 года. Новый тридцатилетний подъем продолжался до кризиса 1873 года и сменился двадцатилетним спадом до 1895 года. Третья повышаемая волна продолжалась до конца двадцатых годов и сменилась Великой депрессией. Кондратьев погиб в сталинских застенках, но его цикл можно проследить до наших дней, поскольку с конца сороковых до начала семидесятых годов ХХ века в западных странах наблюдался явный большой экономический рост, прерванный нефтяным и валютным кризисами. Около пятнадцати лет правительства и экономики наиболее развитых стран боролись с последствиями “нефтяного шока”, а с середины восьмидесятых годов наблюдается новая устойчивая повышаемая волна.

Технико-технологические” (или вековые) циклы связаны с научными открытиями, изобретениями, изменениями отраслевой структуры экономики, определяющими технологический уклад экономики. В настоящее время можно выделить:



1750 – 1850

- век текстиля, прядильных машин, ткацких станков;

1800 – 1900

- век пара, механики, угля, железных дорог;

1850 – 1950

- век электричества, физики, автомобиля, стали;

1900 – 2000

- век нефти, химии, авиации, кинематографа;

1950 – 2050

- век электроники, информатики, автоматики;

2000 – 2100

- возможно, век биотехнологий.

Таким образом, обычно в экономике присутствуют одновременно три технико-технологических уклада: тот, что уже отживает “свой век”, тот, что в “расцвете”, и тот, что только нарождается.

Глобальные” – природу их до конца пока еще нельзя понять, но известно, что, например, в Средиземноморье примерно с VIII по середину V века до н.э. продолжался большой экономический подъем, а в V веке случился продолжительный “столетний” кризис. Благополучные в экономическом отношении IV, III и II века до н.э. сменились кризисными “первыми веками” – до н.э. и н.э. За периодом экономического расцвета Римской империи - II и III века н.э. последовал застой IV и V веков, приведший к крушению Империи на Западе, что, в свою очередь, повлекло кризисный откат в экономическом развитии в VI – VIII веках.

Медленный подъем IX – X веков сменился бурным ростом в XI – XIII веках. А XIV век в экономическом отношении оказался “хуже” трех предыдущих и двух последующих. Благоприятные XV и XVI века сменились “неудачным” XVII. И лишь с XVIII века и до наших дней экономический подъем приобретает на Западе Европы устойчивый характер. Аналогичную картину, естественно с поправкой на местные особенности, можно пронаблюдать в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Источники данных об экономическом развитии.

В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания: описанные, логические, так и специальные: исторические, экономические, психологические и математические. Обильную пищу для размышлений предоставляют также:

1) археологические раскопки; 2) данные учета населения – периодически в течение последних двух с половиной тысяч лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения или мобилизации) и возможные регистрации: рождений, браков, смертей, завещаний; 3) тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов; 4) книги таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс, и даже 5) художественная литература, ведь то, что для авторов “Декамерона”, “Робинзона Крузо” или “Дон Кихота” было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным свидетельством наблюдательного современника “давно минувших дел и лет”.

Что же касается последнего столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За последние десять лет она была практически полностью компьютеризирована. Большинство стран мира, включая Россию, используют единую систему национального счетоводства (СНС), разработанную специалистами ООН.


Со времени возникновения экономической истории как науки предпринимались многочисленные попытки ее периодизации.

Изучение экономического развития общества невозможно без строгой научной периодизации, задачей которой является установление определенных, хронологически последовательных этапов (периодов) истории экономического развития общества. В основу каждого периода должны быть положены общие для всех или ряда стран черты исторического развития.

Российский историк-экономист Л.И. Мечников считал, что главным фактором развития общества являются водные пути сообщения, он различал в истории человечества такие периоды:

- речной (цивилизации древних народов);

- средиземноморский (средневековье);

- океанический (новое и новейшее время).

Немецкий экономист Б. Гильдебранд применял для этого историю денег. Он выделял три периода в экономической истории:

- натуральное хозяйство, когда продукты обмениваются непосредственно без участия денег;

- денежное хозяйство, когда обмен осуществляется с помощью денег;

- кредитное хозяйство, когда в обмене участвует кредит.

В основе периодизации экономической истории К. Бюхера лежит «меновая концепция», согласно которой в истории народного хозяйства выделяются такие периоды:

- замкнутое домашнее хозяйство, потребляющее продукт своего производства;

- городское хозяйство, характеризующееся переходом продукта от производителя к потребителю;

- народное хозяйство с типичным множеством обмена.

Другие исследователи истории хозяйства брали за основу торговлю и обмен, денежное обращение, кредит, культуру, религию и т.д. Так, американец Э. Хентингтон, таким фактором считал климат, англичанин А. Тойнби – культуру, религию.

Марксистская литература содержала предложенную типологию общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинной;

- рабовладельческой;

- феодальной;

- капиталистической;

- коммунистической.

В 60-х годах XIX в. популярными стали теории «Индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «Стадии экономического развития» американского социолога У. Ростоу.

Наиболее выдающиеся представители: Д. Белл, Г. Кант (США),
А. Турен (Франция).

В основу разделения всемирной истории они положили разделение на: доиндустриальное (аграрно-ремесленное, традиционное), индустриальное (прогрессирующее) и постиндустриальное общество. В основу этого разделения положен уровень развития производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда.

В концепции «постиндустриального общества» утверждается, что в зависимости от технического уровня общества в историческом аспекте последовательно преобладает «первичная» сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, «вторичная» сфера экономической деятельности – промышленность, а на современном этапе – «третичная» сфера – сфера услуг и информации, где ведущая роль принадлежит науке и образованию.

Каждой из этих стадий присущи специфические формы социальной организации:

- церковь и армия – в аграрном обществе;

- корпорация – в индустриальном;

- университеты – в постиндустриальном.

В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества.

Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в определенные периоды или освещают отдельные проблемы и экономическое развитие регионов.

3. Актуальность изучения экономической истории в условиях современной России.

Я вижу не малую актуальность изучения экономической истории в условиях современной России. Ведь не зная истории сложно сориентироваться в действиях в будущем и настоящем. Не зная истории легко и просто наступить на одни и те же грабли, совершить одни и те же ошибки что и совершались раньше не только Россией но и остальными странами.


Изучая историю видно как и какими варианты предлагали разные ученные.