Экология : Энергетика = … Наступление продолжается. Кто остановит энергомонстров? - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Экология : Энергетика = … Наступление продолжается. Кто остановит энергомонстров? - страница №1/1

Экология : Энергетика = …

Наступление продолжается. Кто остановит энергомонстров?
Нащупав золотую жилу в проблемах электроснабжения Сочи ОАО "ТЕПЭК" (теплоэнергетическая компания Кубани) не позволила себе отстать от РАО "ЕЭС" в решении "благородной" задачи уничтожения курорта. Взяв в аренду муниципальные котельные города ОАО "ТЕПЭК" при поддержке администрации города и одобрении Городского Собрания и Общественной Палаты решило превратить восемь наиболее крупных из них в мини-ТЭЦ и в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии вырабатывать 60 мегаватт электроэнергии (как было показано в предыдущей статье, это самый энергетически неэффективный и самый экологически вредный способ энергообеспечения курорта).

Федеральная целевая программа "Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" породила инвестиционный бум в развитии электроэнергетики города: очень крупные средства частных инвестиционных компаний вкладываются в реконструкцию и строительство новых электроподстанций, в строительство электрогенерирующих мощностей, в том числе в переоборудование котельных в ТЭЦ. В чем же дело? Почему вдруг частные средства полноводной рекой потекли в недавно еще инвестиционно непривлекательный сектор экономики? Попробуем разобраться.

В 2006 году Законодательным Собранием Краснодарского края (ЗСК) были рассмотрены проблемы электроснабжения курорта и пути выхода из проблем. Было акцентировано внимание на необходимость развития распределительных электросетей, в том числе путем реконструкции существующих электроподстанций с увеличением их мощности и строительства новых. В качестве одного из инструментов финансирования реализации этих задач было рекомендовано Региональной Энергетической Комиссии – Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (РЭК) установить для ОАО "Кубаньэнерго" тарифы на присоединение потребителей к сетям электроснабжения. Также было признано, что в случае отсутствия технической возможности присоединения для создания такой возможности должен быть согласован повышенный тариф на присоединение. В соответствии с рекомендациями ЗСК Региональная энергетическая комиссия установила следующие тарифы на присоединение к сетям электроснабжения ОАО "Кубаньэнерго":


  • для физических лиц с целью присоединения коммунально-бытовой нагрузки до 15 кВт включительно – 550 рублей за присоединение;

  • для юридических и физических лиц при присоединяемой мощности до 30 кВт включительно – 2000,1 рублей/кВт (с НДС);

  • для юридических и физических лиц при присоединяемой мощности от 30 до 100 кВт включительно – 2360,0 рублей/кВт (с НДС);

  • для юридических и физических лиц при присоединяемой мощности от 100 до 750 кВт включительно – 2330,55 рублей/кВт (с НДС);

  • для юридических и физических лиц при присоединяемой мощности более 750 кВт – 1756,08 рублей/кВт (с НДС),

а также согласована максимальная ставка оплаты за присоединение при отсутствии технической возможности присоединения в размере 12980,0 рублей/кВт (с НДС).

ОАО "Кубаньэнерго", пользуясь рекомендациями ЗСК и возможностью, предоставленной РЭКом, каждому потребителю, обратившемуся по вопросу присоединения к сетям электроснабжения, заявила, что техническая возможность присоединения отсутствует, а для ее создания необходимо заплатить по 12980 рублей за каждый заявленный киловатт. И потребители платят и не ропщут, потому что не к кому больше обратиться. В том числе и физические лица, желающие подключить к сетям электроснабжения свои индивидуальные жилые дома. В соответствии с утвержденными тарифами за присоединение индивидуальных жилых домов к сетям электроснабжения должна вноситься плата в размере 550 рублей, если присоединяемая мощность не превышает 15 киловатт; если же присоединяемая мощность превышает 15 киловатт, то плата за присоединение вносится в общем порядке, как и юридическими лицами.

Уместным будет обратить внимание еще на одно обстоятельство. Тарифы на присоединение устанавливаются при наличии инвестиционной программы коммунального предприятия (ОАО «Кубаньэнерго»), включающей в себя мероприятия по созданию технической возможности присоединения. Установление РЭКом тарифов на присоединение к сетям электроснабжения ОАО «Кубаньэнерго» свидетельствует о том, что утвержденная инвестиционная программа у ОАО «Кубаньэнерго» имеется. Включение в программу мероприятий по созданию возможности технического присоединения означает, что такая возможность возникает для всех обратившихся по вопросу присоединения к сетям и другим объектам электроэнергетики, создаваемым или реконструируемым в соответствии с инвестиционной программой. Но несмотря на возникновение технической возможности присоединения к таким сетям и объектам ОАО «Кубаньэнерго» всем обратившимся выставило счета на присоединение по максимальным тарифам, предусмотренным для случаев отсутствия технической возможности присоединения.

Почуяв запах денег некоторые инвесторы перечислили ОАО "Кубаньэнерго" значительные средства из расчета 12980 рублей за киловатт с целью создания возможности подключения к сетям электроснабжения десятков тысяч киловатт. С учетом создаваемой инвесторами технической возможности присоединения ОАО "Кубаньэнерго" стало предлагать будущим потребителям присоединение к объектам электроэнергетики, созданным за средства инвесторов, но уже не по согласованным тарифам, а по ценам, диктуемым инвесторами, которые оказались в 2-3-4 раза выше тех максимальных тарифов, которые были согласованы РЭКом для тех случаев, когда отсутствует техническая возможность присоединения. Таким способом инвесторы решили при посредничестве ОАО "Кубаньэнерго" получить очень хорошие дивиденды на вложенные средства.

А потом мы удивляемся тому, что в Сочи такое дорогое жилье… В прежние времена подобная деятельность называлась спекуляцией. Несмотря на то, что в современном российском лексиконе такой термин отсутствует, подобная деятельность и в наше время осуществляется с нарушениями законодательства: эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения организация (в нашем случае ОАО "Кубаньэнерго") может взять плату за подключение потребителя только по установленным тарифам, а при отсутствии таких тарифов – выдать технические условия на выполнение за счет потребителя мероприятий по присоединению; других способов законодательством не предусмотрено, в том числе таких, как присоединение по произвольным ценам к объектам электроснабжения, созданным частным инвестором, а не в соответствии с утвержденными тарифами. Уж коли РЭК согласовал максимальные тарифы для создания технической возможности присоединения, то любой обратившийся, внеся плату в соответствии с этими тарифами, вправе потребовать от энергоснабжающей организации создания для него такой возможности.

Есть и вполне современное слово, характеризующее вышесказанное: беспредел. Необходимо навести должный порядок в установлении платы за подключение к сетям энергоснабжения. Такой порядок установлен вышеупомянутым Федеральным законом № 210-ФЗ. В соответствии с этим порядком:



  • глава местной администрации в соответствии с муниципальной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы коммунального предприятия (в нашем случае ОАО "Кубаньэнерго" в границах Сочинского энергорайона); в случае отсутствия муниципальной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры техническое задание утверждает представительный орган власти муниципального образования;

  • коммунальное предприятие (ОАО "Кубаньэнерго") в соответствии с техническим заданием разрабатывает проект инвестиционной программы и производит расчет финансовых средств, необходимых для ее реализации;

  • орган регулирования тарифов муниципального образования проверяет проект программы на соответствие техническому заданию и производит проверку обоснованности в финансовых потребностях; в случае соответствия техническому заданию и обоснованности финансовых потребностей орган регулирования подготавливает предложения о размерах тарифов на подключение и направляет проект инвестиционной программы и расчеты в представительный орган власти муниципального образования;

  • представительный орган власти рассматривает и утверждает инвестиционную программу;

  • после утверждения инвестиционной программы орган регулирования устанавливает тарифы на подключение;

  • затем орган местного самоуправления заключает договор с коммунальным предприятием (ОАО "Кубаньэнерго") в целях развития системы коммунальной инфраструктуры (системы электроснабжения), определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы;

  • в процессе реализации инвестиционной программы орган местного самоуправления осуществляет мониторинг ее выполнения.

Неукоснительное соблюдение установленного законом порядка исключило бы возможность вышеуказанных злоупотреблений. Однако нашим энергомонстрам выгодно с неистовым рвением добиваться соблюдения одних законов, выгодных для них, и делать вид, что не существует других законов, выгодных для потребителей.

Однако если бы речь шла только о двух-трехкратном выигрыше инвесторов, разговора можно было не начинать. Но все, о чем говорилось выше, только верхушка айсберга (прошу извинить за избитое сравнение), которую может увидеть каждый и которая составляет лишь небольшую часть всего айсберга; что же представляет собой его скрытая часть?

Произведем небольшие расчеты. Допустим, инвестор создал возможность для подключения 10 тысяч киловатт электроэнергии, заплатив за это 130 миллионов рублей, и допустим, что электрическая нагрузка одного коттеджа в среднем равна 20 киловаттам. На первый взгляд кажется, что создана возможность присоединения всего 500 коттеджей, за что потребители заплатят в среднем 390 миллионов рублей. Но так только кажется… С этого момента на сцену выходит главный герой повествования – Коэффициент Одновременности. Этот герой творит чудеса! Благодаря ему к питающему центру электросетей можно подключить не 500 коттеджей, а в 6-7 раз больше, так как с ростом количества однородных нагрузок снижается коэффициент одновременности их использования. В результате многократно возросшее число потребителей заплатит за присоединение не 130 миллионов рублей в соответствии с утвержденными тарифами, не 390 миллионов, как того требуют инвесторы, а 2,5 миллиарда рублей, что почти в 20 раз превысит объем вложенных средств! Вот это айсберг! Билл Гейтс может отдыхать. Даже если фактический доход окажется в несколько раз меньше, то и тогда выигрыш будет баснословным.

Вот она, та золотая жила, которую в мутной воде законодательства нащупали инвесторы в компании с ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "ТЕПЭК"! Теперь представьте себе, что ОАО "ТЕПЭК" построит 60 тысяч киловатт электрогенерирующих мощностей, затратив на это 1,5 миллиарда рублей (строительство электрогенерирующих объектов обходится в среднем в 25 тысяч рублей за один установленный киловатт электрической мощности) и подключит к своим энергообъектам 20 тысяч коттеджей (или других объектов). При этом с каждого коттеджа (объекта) будет собрано в среднем по 1 миллиону рублей. Доход более чем в 13 раз превысит объем вложенных средств! Столько планирует заработать ОАО "ТЕПЭК", взяв в аренду нашу с вами муниципальную собственность - сочинские котельные. При этом рассчитывать на снижение розничной стоимости тепловой энергии для потребителей более чем наивно.

Вернемся к теме, вынесенной в заголовок. Непомерно высокая стоимость подключения к сетям электроснабжения, диктуемая ОАО "Кубаньэнерго", вынудит потребителей устанавливать собственные источники электроснабжения. Таких источников мощностью от нескольких киловатт до нескольких мегаватт будут установлены тысячи и десятки тысяч по Большому Сочи. Их энергетическая эффективность, даже при условии частичного использования тепла двигателей, турбин и выхлопных газов, будет чрезвычайно низкой. Негативное воздействие на окружающую среду продуктов эксплуатации таких электростанций в виде окислов углерода и азота и многих других гораздо более вредных соединений, а также в виде повышенного уровня шума окажется катастрофическим для курорта. Страшилки из предыдущей статьи в сравнении с тем, чем могут обернуться действия наших энергомонстров, покажутся тараканом Корнея Чуковского в сравнении с нашествием инопланетян. А может быть инопланетяне уже живут среди нас и им глубоко наплевать на курорт, да и на планету в целом? Превращение крупных котельных в мини-ТЭЦ еще более закрепит доминирующую роль централизованного теплоснабжения с элементами теплофикации, с дальнейшим снижением его энергоэффективности и ростом негативного воздействия на экологию города.

На курорте создалась критическая ситуация. Наступил момент, когда только законодательные меры могут остановить уничтожение курорта. Призываю экологическую общественность города-курорта обратиться в Законодательное Собрание Краснодарского края и в Государственную Думу с законодательной инициативой внесения в природоохранное законодательство дополнений о запрещении строительства топливных электростанций на территории курорта.



Владимир Гологол