«Экологическое воспитание учащихся начальных классов» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Использование информационных технологий с целью повышения познавательного... 1 35.63kb.
Должность: учитель начальных классов 3 677.14kb.
Смородинова Наталья Александровна, учитель начальных классов 1 90.6kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово 2 465.08kb.
Методические рекомендации по апробации умк «Перспективная начальная... 1 162.72kb.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего... 1 35.23kb.
Тема выпускной квалификационной работы 1 195.71kb.
Развитие устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста 2 280.74kb.
Экологическое воспитание учащихся на уроках развития речи и внеклассной... 1 42.45kb.
Доклад на шмо. Моя методическая тема на 2010-2011 учебный год «экологическое... 1 57.5kb.
Урок по информатике в 7 классе тема: Устройство компьютера Учитель... 1 82.59kb.
Программа нравственно-экологического воспитания школьников 1 56.33kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Экологическое воспитание учащихся начальных классов» - страница №1/1

Доклад на тему: «Экологическое воспитание учащихся начальных классов»

Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ ООШ №10



Сапиева Фатима Хамедовна
Экология - наука об отношениях растительных и животных
организмов и образуемых ими сообществ между собой и
окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается
формирование у широких слоев населения высокой экологической
культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе
связанных с познаванием, освоением, преобразованием природы.
Постепенно определяются образовательные и воспитательные
задачи:


  1. углубить и расширить экологические знания;


2. привить начальные экологические навыки и умения –

поведенческие, познавательные, преобразовательные;


  1. развить познавательную, творческую, общественную активность

школьников в ходе экологической деятельности;


  1. сформировать чувства бережного отношения к природе.


Экологические проблемы носят глобальный характер и
затрагивают все человечество. На современном этапе развития
общества вопрос экологического воспитания приобретает особую
остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая
безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделить
внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с
первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо, и что послужило тому причиной? К числу
самых волнующих , несомненно, относятся проблемы связанные с
загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва.
И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях,
животных, на здоровье людей.
Актуальность взаимодействия общества и окружающей среды школа
выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к
природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников
правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по
экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее
педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи
должны выступать все виды учебной и внеклассной деятельности детей.
При различных подходах к содержанию курса появится возможность
ввести детей в курс реальных экологических проблем. «Экологизации»
курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В
соответствующей организации нуждаются методы, приемы, средства
обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии.
Однако, радикальные изменения ситуации может произойти в результате
внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие
в области воспитания детей окружающей среды оставил наш
выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. он придавал особое значение
влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,
природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он
неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно
влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился
понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это
качество с раннего детства.
Актуальность обусловлена противоречием между всеувеличивающимся
негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую
среду и отсутствие эффективных экологических технологий
экологического образования и воспитания.
Объект - процесс экологического образования и воспитания школьников.
Предмет - экологическое воспитание младших школьников в учебной

деятельности.
Цель - поиск оптимальной технологии экологического воспитания

младших школьников.
Задачи:


  1. расширить сущность экологического образования и воспитания;

  2. систему организации экологического воспитания;

  3. наметить методику организации экологического воспитания младших школьников.


Методы:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
Анализ государственного стандарта и учебных программ для начальной
школы.


    1. Экологическое воспитание как социально-

педагогическая проблема.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и
человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического
образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически
информационного общества.
Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы
приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры
человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики
экологического образования.
Дальнейшие исследования – это проблемы, проведенные философами и
педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания -
Экологический.
В последние 20 лет значительно выросло внимание ученых к
исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый
интерес представляют работы В.С.Липицкого, И.С.Матрусова,
А.П.Мамонтовой, В.А.Сухомлинского. сегодня идеи современной
комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и
воспитания младших школьников. Однако многообразие трудов школ,
вариантность программ обучения, творческих разработок порождают
множество проблем и вопросов. Чему учить? Каков общий состав знаний
доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке
младших школьников? Как учить?
Зарождение современных тенденций экологического образования и
воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов,
когда она переживала целый ряд серьезных преобразований. В частности
введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко
выраженная экологическая направленность нового курса, которая в
наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную
установку на его место в экологическом образовании, на достижении его
в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные
причины этого в том, что конечная цель экологического образования –
ответственное отношение к окружающей среде, сложное комплексное
образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в
основном естественно-научные знания по биологической экологии,
справится с формированием многогранного отношения младших
школьников к природной среде не может. Современные тенденции
развития экологического образования в практике показывают, что
оптимальные возможности для становления экологической культуры
младших школьников представляет смешанная модель. При которой все
учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные
цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла
определенный путь становления: от однопредметной - к смешанной.
Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание
ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем
и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки
учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования
считается принцип непрерывности.
Выявлены объективные тенденции развития экологического воспитания
школьников:

  1. целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;




  1. классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;


  1. наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологический практикум;




  1. в экологическом образовании и воспитании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидении), этот процесс становится педагогически уравновешенным.


На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей школьников были разработаны различные формы
экологического образования. Их можно классифицировать на:
Массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территорий школы, массовые природоохранные
компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые
игры, работа на пришкольном участке.
К групповым формам – клубные, секционные занятия юных друзей
природы; факультативы по охране природы и основам экологии,
кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы,
экологический практикум.
Индивидуальные – предлагают деятельность учащихся по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдений за животными и растениями,
изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм являются
широкое участие школьников в природоохранной деятельности,
дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем
систематических наблюдений, накопление материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания
является стабильность состава клуба, кружка, секции, достижении
коллективных успехов.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических
дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование
знаний и умений природоохранной деятельности.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.
Усиление экологического воспитания – важное требование реформы
школы. Оно основано на нескольких принципах, которые широко
известны:


  1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь предсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.




  1. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества имеет тот или иной вид в будущем.



  1. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.


Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет
счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Поэтому,
мы обязаны сохранить все видимое многообразие животных и растений.
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные
приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о
природе.
Школа, как центральная система экологического воспитания школьников
должна быть активным организатором связи с учреждениями для
расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного
возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.



    1. Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.


Острота современных экологических проблем выдвинула перед
педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания
молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к
природе, способного решать вопросы рационального природопользования,
защиты и возобновления природных богатств. Чтобы требования
превратились в норму поведения человека, необходимо с детских лет
целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние
окружающей среды.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших
факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с
ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста
постепенно постигают мир в котором живут.
Основу для восстановления и развития ответственного отношения к
природе, формирование экологической культуры младших школьников
составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые
несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии
человека с природой, о ее ценностных свойствах. Содержание
природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими
школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе
уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой
природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения
природы:


  1. объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но им нельзя ограничиваться.




  1. объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т.д.



  1. это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Это уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление природы детям.


Связь между живой и неживой природой состоит в том, что воздух,
вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости
для жизни живых существ в среде обитания.


Заключение
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблемы экологического образования и воспитания существовала и
будет существовать на протяжении развития общества. Правильное
экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие
экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном
возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и
развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Показателями воспитанной личности служат:
экологические знания, умения, практические результаты, которые
выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по
охране природы. Наиболее популярными средствами обучения являются
экскурсии. Они позволяют выявить связи и основные этапы изучения
природы.

Литература:


  1. С.В.Алексеев, Л.В.Симонов.

«Идея целостности в системе экологического воспитания младших школьников» Н\Ш -1999 г, №1.



  1. Ю.А.Барышева.

Из опыта организации экологической работы. Н\Ш -1998 г.


  1. А.Ш.Бахтибенов.

«Экологическое воспитание младших школьников». – 1993 г.


  1. Н.А.Вершинин.

«Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям». Н\Ш – 1998 г. №8.


  1. А.Н.Воробъева.

«Экологическое образование младших школьников». Н\Ш. -1998 г, №6.


  1. С.М.Глазачев.

«Сохраним ценности экологической культуры». Н\Ш -1998 г. №6


  1. Н.С.Жестнова.

«Состояние экологического воспитания учащихся». Н\Ш. -1998 г.

10, 11.




  1. И.В.Жукова.

«В помощь экологическому воспитанию учащихся». Н\Ш. -1998 г,

6.




  1. Т.А.Климцова.

«Экология в начальной школе». Н\Ш. -2000 г. № 6.


  1. С.Н.Николаева.

«Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу». МИН. Просвещения -1993 г.