Экологическое воспитание и образование - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
" среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие", на... 1 38.87kb.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего... 1 35.23kb.
Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический... 1 115.19kb.
«Экологическое воспитание учащихся начальных классов» 1 125.95kb.
«Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального... 1 53.48kb.
Экологическое воспитание учащихся на уроках развития речи и внеклассной... 1 42.45kb.
Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем... 1 236.82kb.
Экологическое воспитание младших школьников через произведения северных... 1 32.63kb.
Доклад на шмо. Моя методическая тема на 2010-2011 учебный год «экологическое... 1 57.5kb.
Лекция №1 от 22. 01. 03. Педагогика п наука о законах и закономерностях... 1 217.21kb.
Педагогические взгляды цицерона цицерон 1 30.39kb.
" среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие", на... 1 38.87kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Экологическое воспитание и образование - страница №1/1

Содержание:


  1. Экологическое воспитание и образование

  2. Роль игры



  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ


Экологическое образование дошкольников – новая область дошкольной педагогики.

Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Начать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, побуждает интерес к окружающим.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, наблюдать за объектами и явлениями живой и не живой природы.

Экологическое воспитание дошкольника основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую и изобразительную деятельность.

Для этого необходимо иметь:

1. Живой уголок.

2. Лабораторию для проведение опытов.

3. Комнату природы.

4. Кинозал для просмотра слайдов, диафильмов о природе.

5. Ландшафты в коридорах, холлах.

6. Огород, сад, цветник для наблюдения и ухода за растениями.

7. Экологический класс.

П р о в е д е н и е о п ы т о в
Несложные опыты, знакомящие детей с природой.

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений. Опыт: воспитатель помещает два одинаковых растения в разные условия и в течение нескольких дней дети наблюдают за изменением в их развитии.



Значение опытов.

Опыты способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключением. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.



Методика проведения опыта.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цель. Проводя опыт воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

Фиксация опыта.

Во время опыта поддерживаем интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдения. Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменения.

П р и м е р ы о п ы т о в
Опыты с растениями
Знакомство детей с условиямыми, необходимы для жизни растений.


Цель опыта

Содержание опыта

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в пустом и с влажной ватой блюдцах.

Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянах.

Доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одним количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.



Опыты с животными
Выявление действия органов чувств животных.


Цель опыта

Содержание опыта

Определить, хорошее ли обоняние у кошки.

Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

Выяснить, хорошо ли слышит кошка.

Предложить ребятам шёпотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

Выяснить, какой корм любит животное.

Разложить перед животным различные виды корма.




  1. РОЛЬ ИГРЫ


Игры-драматизации. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.



Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям , уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытием познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно–два повторяющихся действия, в старших уже пять–шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.


Подвижные игры с правилами.

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того, как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

Можно сделать вывод, что все дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т. п. Важно знать, что игра – явление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что правила дети модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается импровизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, двигательностью, познанием и др.



Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием – те мой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобразный вид деятельности.
Литература
1. Запорожец А. В., Маркова Т. А. «Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста». – М.: 1978.