Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экономическому - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Восстановление, строительство и сохранение храма 1 111.24kb.
Создание системы финансирования проектов модернизации жкх за счет... 1 70.99kb.
Методики по проведению лабораторного практикума с включением новых... 1 228.07kb.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования... 1 96.57kb.
Приходит время, когда остается только идти своим путем 1 21.12kb.
Определяя проблему философии, мы обнаруживаем, что эта самая радикальная…... 1 102.92kb.
Экологическая политика компании Милавица 1 24.15kb.
«Безработица в России» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний... 1 31.66kb.
Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то... 1 102.22kb.
Экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок... 1 255.86kb.
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» 1 272.54kb.
Тема урока: Взаимосвязи компонентов в природе 1 55.77kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

Экологическое воспитание

учащихся.


г. Котельниково

2008

Направление «Экология и мы»

Экологическая культура – проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экономическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. С принятием законов РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является формирование экологической культуры у детей. Одним из приоритетных направлений работы нашей школы является экологическое воспитание школьников. Организация экологического воспитания делится на возрастные категории (младшее звено, среднее и старшее звено) и предполагает деятельность по трем направлениям:



  1. «Я познаю природу».

  2. «Забота о природе».

  3. «Добро - миру».

Младшее звено.

Цель:

  1. Приобщение учащихся к миру природы; к пониманию ее ценности в жизни каждого человека; своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих с нами в одном зеленом доме.

  2. Создание условий для формирования экоцентрического сознания личности.

  3. Ценностная ориентация учащихся на экологические знания.

Особое внимание в экологическом направлении уделяется детям младшего школьного возраста, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы взаимоотношений человека с природой. Так как занятия с детьми дают желательный эффект в том случае, если они интересны, привлекательны для ребят, программа содержит занимательный или игровой материал, предполагает проведение наблюдений. На мероприятиях используются различные виды деятельности детей: творческая, практическая, а также сочетание разнообразных форм: экскурсий, бесед, игр.

Проводимые мероприятия:

1 –е направление «Я познаю природу».

  1. Познавательные часы «Удивительное в мире животных».

  2. Экскурсия в живой уголок центра детского экологического.

  3. Выставка коллекций материалов о животных.

  4. «Путешествие в мир насекомых» - классный час.

  5. Праздник «Зеленая аптека».

  6. Игра «Путешествие с Анфисой».

2-е направление «Забота о природе».

  1. Операция «Кормушка».

  2. Участие в акции «Чистый город – здоровый город». Участие в общегородском и общешкольном субботнике.

3-е направление «Добро миру».

  1. Выставка поделок из отходов и природного материала.

  2. Акция «Зимний сад – школе» (создание «Зеленой комнаты»).

Среднее звено.

Цель:

  1. Повышение экологической культуры подростков, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов.

  2. Формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома – планеты Земля.

Без сотрудничества с педагогами и родителями добиться позитивного результата в реализации программы трудно, поэтому школа привлекает родительский комитет к подготовке праздников. Детям среднего школьного возраста свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний, поэтому формирование у них экологического мышления – актуальная задача для педагогов и родителей. Здесь наиболее эффективными являются интегрированные занятия, предполагающие взаимосвязь литературы, музыки, игры, театрализации. Также проводятся мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием. Вот уже третий год подряд учащиеся нашей школы убирают территорию возле памятника «Дети Ленинграда» в рамках акции «Месячник добра» - по благоустройству города и населенных пунктов.

Проводимые мероприятия:

1 –е направление «Я познаю природу».

  1. Занимательные часы о животных. Время проведения: уроки биологии, географии, тематический классные часы.

  2. Операция «Чистая школа».

  3. Животный и растительный мир нашей Родины.

  4. Экологический суд богов Олимпа над человеком.

  5. Экологический спектакль «О чем звонит колокол?».

2-е направление «Забота о природе».

  1. Участие в акции «Чистый город – здоровый город». Уборка территории возле памятника «Дети Ленинграда».

  2. Операция «Кормушка».

3-е направление «Добро миру».

  1. Выставка поделок из отходов.

  2. Операция «Экологическая листовка» (на листе формата А4 призыв с рисунками, обращение, воззвание…)

  3. Экологические спектакли.

  4. Акция «Зимний сад – школе» (создание «Зеленой комнаты»).

Старшее звено.

Цели:

  1. Создание условий для формирования экоцентрического сознания личности.

  2. Приобщение учащихся к природоохранной деятельности.

  3. Создание условий для формирования гуманистических отношений в юношеской среде.

В юношеском возрасте намного сложнее происходит формирование экологической культуры, поэтому в программе наиболее интересными являются те мероприятия, которые связаны с досуговой и внеурочной деятельностью. Это: тематические дискотеки и вечера (экологические), экологические праздники с привлечением молодежных организаций, турпоходы, экскурсии.

Проводимые мероприятия:

1 –е направление «Я познаю природу».

  1. Оформление информационных листов. (Темы по классам – животные и растения в опасности. Загрязнение Мирового океана. Проблемы войны и мира).

  2. Исследование фитоценоза микрорайона школы.

  3. Тематический вечер «Экология и мы».

2-е направление «Забота о природе».

  1. Участие в акции «Чистый город – здоровый город». Конкурс плакатов на тему: «Великие катастрофы 20 века».

3-е направление «Добро миру».

  1. Клуб «Зеленая лампа».

  2. Операция «Чистая вода»


ПРИЛОЖЕНИЯ

Урок экологии

В Тридевятом Царстве

Сказительница.

День добрый, судари, сударушки!

День добрый, дорогие зрители!

Вы новую сказку увидеть не хотите ли?

В сказке сей полно намеков, добрым молодцам уроков.

А проведут такой урок девицы -

Словесных кружев мастерицы: Василиса Премудрая и Елена Прекрасная.

Девицы-то очень строгие, ведь зовется урок экология.

А учеником будет Вова Сидоров - паренек заметный, лодырь несусветный.

Сказительница уходит. На сцене Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и Вова Сидоров. Василиса звенит ко­локольчиком.

Елена. Вова, слышишь ты звонок? Начинается урок!

Василиса. Чтоб ты не был бестолковым, знай предмет наш назубок!

Елена. Чтоб ты был всегда здоровым, чтобы жил ты двести лет, вот что ты запомни, Вова...

Вова. А когда же перемена? Не пора ли на обед?

Василиса. Видно, лодырь ты отменный, коль усидчивости нет!

Вова (зрителям). Отстать от них, наверно, невозможно.

Елена. Послушай, Вова, это же несложно! Характер у тебя не самый скверный...

Василиса. И парень ты, как вижу я, толковый...

Вова. Ну что с вами сделаешь! Рассказывайте!

Как урок-то ваш называется?

Посижу, может, даже понравится.

Но я сразу предупрежу, что с науками я не дружу.

Да, еще вас предупреждаю: слушать лекции я не желаю.

Елена. Мы, сестрицы, скажем дружно: экологию знать нужно, это в жизни пригодится.

Василиса. Только, Вова, не лениться!

Елена. Напоминаю: «эйкос» значит «дом». Планета - дом, в котором мы живем.

Василиса. Но забываем истину мы эту, превратно понимаем мы свободу. Должно быть больше разума и света. Как часто обижаем мы природу!

Вова. А по-моему, все ерунда!

(Передразнивает.)

Планета, дом, свобода, свет, природа...

Нам солнце дарит свет, вот воздух, есть вода...

Good-bye! Привет! Да здравствует свобода!

Вова убегает со сцены. Василиса и Елена смотрят ему вслед.

Елена. Ох, обидел ты нас, Вова Сидоров!

Василиса. Не бывать тебе, Вова, экологом!

Елена. Не достать ли нам, сестрица, чудо-блюдечко с золотым, наливным, сладким яблочком?

(Достает волшебное блюдце с яблоком.)

Покажи-ка нам, блюдечко волшебное, как пройдет наш урок экологии через некоторое времечко...

Василиса. Скажем так, лет двадцать спустя.

Елена. Ой, как яблочко быстро катится!

Василиса. Экологию забудет кто - спохватится!

Елена (показывая на зрителей). Посмотри, что за чудо, сестрица!

Василиса (кланяясь). Добры молодцы, красны девицы!

Елена (кланяясь). Нас, пожалуйста, вы послушайте.

Василиса. Как жить дальше, вы сами подумайте.

Елена. С тобой, Природа, все мы связаны невидимыми нитями тончайшими. За блеск в глазах росинок. Единственного сына, поистине ярчайший, благодарю, Природа! Огромное спасибо! Глаза у крошки-сына - ну словно два оконца! В них отраженье неба и ласкового солнца. Пускай твердят: «Стихи сейчас не в моде», но прерывать меня ты не спеши! Любовь, поэзия, полет души к свободе, стремленье к солнцу, к небу, к вечной жизни - всем безусловно мы обязаны Природе: от самого рожденья и до тризны. Полет сверкающей кометы и тусклый блеск мерцающей звезды - вот радость и для сердца и для глаз! Услышь, о Боже, песню эту! Хрустальный воздух, море света - вот лучшая награда за труды! Благодарю Тебя, Господь, за всех за нас! Спасибо за полет измученной души в глухой предутренней заоблачной тиши. Бывает ведь: приходит вдохновенье - и в рифмах нахожу я упоенье. Я обо всем не в силах рассказать...

Василиса. Да, оптимизма-то тебе не занимать. Побольше реализма бы, Елена! Нам всем это поможет, несомненно.

Елена. Мы все с природой связаны невидимыми нитями. И жизнью, и свободой - Ведь ей мы всем обязаны...

Василиса. Невидимые нити, молю вас, не порвите!

Елена. Молю, Господь, прости! Прости, Природа-мать! Законы Божьи преступаем мы заветные, плоды с гнильцой, плоды запретные, нам очень нравится вкушать, внимая воплям Сатаны, что все они - «сплошной отстой», поскольку устарели безнадежно, и что они нам больше не нужны, к тому же соблюдать их очень сложно.

Василиса. Их выполнять в итоге стало не под силу, поскольку позабыли мы о Боге и заповедям вырыли могилу.

Елена. Планета бедная измучена. Уж сколько раз нас Бог прощал, устами Феодора Тютчева уж сколько раз увещевали

Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...».

Василиса. И ждут, не грянет гром покуда, - так говорит старинная пословица; И будут вновь надеяться на чудо - душа так русская велит.

Елена. Увы, народ пока не беспокоится: покамест воздух есть, наш разум спит... Раздается сильный стук в дверь.

Василиса. Ах, что там? Слышишь стук, сестрица? В дверь кто-то ломится-стучится!

Вразвалочку в зал входят Баба Яга и Леший. Баба Яга (поет).

Говорят, мы бяки-буки. Как выносит нас земля?

Взять бы, что ли, карты в руки, Погадать на короля?

Ой-ля-ля, ой-ля-ля, Погадать на короля!

Ой-ля-ля, ой-ля-ля, эхма! (Раскладывает карты.)

Что-то, Леший, не с руки, нацеплю-ка я очки. (Надевает очки.)



Леший. Мы давно под дверью стояли, все, что говорили вы, слыхали.

Василиса. Коль место жительства твое - сосновый лес, ты, Леший, видно, проявляешь интерес к тому, что в этом мире происходит, к чему привел технический прогресс и до чего невежество доводит!

Леший. А ваш-то Вовка снова колобродит!

Елена (беря блюдечко). Ах, где ты, Вова, что с тобой? Неужто гормональный сбой?

Баба Яга. Ваш Вовка просто ненормальный!

Леший. Все про законы нам какие-то твердил, а что это такое - позабыл!

Баба Яга. В избушке мы его закрыли, очистит пусть ее от пауков и пыли. Мы кушать любим дураков!

Василиса. Знают все твои повадки: ешь людей - и взятки гладки!

Елена. Накажет вас за это царь леса Берендей!

Леший. Ну, это все наветы. Ведь я-то не злодей! Мы вернем вам его под расписочку! Вот записочка вам от него. (Вручает записку Елене.)

Елена (читает). Люди добрые, прошу вас, помогите, про законов нарушенья расскажите. А не то не будет мне спасенья: сожрет меня старуха, без сомненья!

Баба Яга (напевая). Бре-ке-ке! Бре-ке-ке! Бре-ке-кекс! Из мальца я сделаю бифштекс! Я знаю: нет борща наваристей и нет котлеточек нежней, чем из таких, как он, поджаристых, таких забывчивых парней!

Василиса. Ну что, ребята, поможем Вове? Расскажите, к каким последствиям ведут нарушения людьми законов природы. (Ответы детей.)

Василиса. В реках нет рыбы, гибнут леса, формальдегид разъедает глаза...

Елена. Озоновые дыры, кислотные дожди, кругом зверей могилы - хорошего не жди!

Баба Яга. Заедают комары! Нет спасенья от жары!

Леший. Да еще от мошкары!

Баба Яга. Мошкара совсем достала: рот открыл, пиши пропало!

Василиса. Скажите комарам спасибо: без них совсем не будет рыбы.

Баба Яга (читая газету «Бумеранг»). Много в городах озона: стало больше аж в три раза!

Леший (читая журнал «Природа и человек»). Для восторга нет резона, это ж сущая зараза! Ведь березоньки-соседки раскорячили все ветки.

Баба Яга. Отольются березкины слезки, злые люди напрасно смеются!

Василиса. И что имеем мы впоследствии?

Елена. Кругом экологические бедствия!

Леший. Вся экология вверх дном!

Елена. Нелепая, ужасная картина: планета словно сумасшедший дом, который превращается в руины, и в этом доме все летит вверх дном.

Леший. Это что же? Жили-были... А теперь хоть волком вой! Коли совесть профинтили, сгинет весь народ лесной!

Баба Яга. Жили-были, не тужили... Аи, махну на все рукой! Пройдет лишь год, а может, два - от кислорода закружится голова. Вперед! Да здравствует свобода! Там ждет меня бубновый интерес и «Понтиак» почти что новый. Да здравствует технический прогресс! Леший чинит ступу, читая книгу соответствующей тема­тики.

Баба Яга. Куда же, Леший, ты полез? Что там не так? (Баба-Яга отрывает глушитель.) Какой ты, Леша, право, бестолковый! Какие новости? Рассказывай, друг мой. Болотной жижицы налью тебе штрафной.

Леший. Кикимора здоровьем снова мается: открылась на болото аллергия. Чуть что, чихает, задыхается...

Баба Яга. Что ж тут поделаешь, стихия!

Леший. А надысь Кощеюшка звонил, дык его радикулит сломил. Поясницу, бедному, скрутило, да еще ангина прихватила!

Баба Яга. Мне самой-то нынче, чуешь, целый день свербило кожу.

Леший. Знать, помылась гадким мылом.

Баба Яга (смотря в зеркало). Посмотри, какая рожа! Нет, мой миленький дружок,

Я купила порошок! Может, слышал ты про «Тайд» - белизна и чистота?



Леший. Всего хуже «Ариэль»: чистит рожу, словно дрель! Посмотри, вся слезла кожа!

Баба Яга. Леша, знай, всему черед: значит, новая растет. Ты еще, дружок, попробуй «Биолан плюс кислород». Ну а на ночь только «Ас» - кожа будет просто класс!

Леший. Ты ж меня, Яга, обманешь, правду говорить не станешь. Так кожу я сожгу до дыр: нет знаний и сноровки.

Баба Яга. Ах, Леший, есть бесплатный сыр, да только в мышеловке.

Леший. Чем тебя, старуха, слушать, мухоморов лучше скушать. Не спросить ли у ребят, это яд али не яд?

Елена. Ребята, расскажите жителям Тридевятого цар­ства, почему стиральные порошки нельзя использовать в качестве средств ухода за кожей?

Василиса. И еще расскажите им, пожалуйста, как надо правильно ухаживать за кожей лица. Ответы детей. Василиса и Елена вручают Лешему и Бабе Яге оружие против невежества - книги по гигиене.

Баба Яга. Ну спасибо, детки, буду знать, чем мне рожу надо очищать. Так, чтоб не свербило кожу дюже. Да, чуть не забыла! Где мой ужин?

Василиса. Но вы же нам сказали, вернете под расписочку?

Баба Яга. Ах, милая, едва ли...

Леший. Постой! Еще записочка! Знать, ваш Вовочка сердцем мается. (Дает записку Елене.)

Елена (читает). Нестыковочка получается! Виноват я, без сомненья. Наугад и наудачу не могу найти решенье. Все подряд я подставляю... Не под силу мне задача, ничего не понимаю! Нет, не будет мне спасения, не вернуться мне назад!

Василиса. Не пойму я, что такое? Где задание? Какое? Что, Елена, ты читала? Прочитай еще, сначала!

Баба Яга. Не раз мы с Лешим по лесу бродили. Чего мы только там не находили!

Леший. Нашли однажды мы учебник...

Баба Яга. По мне, так лучше бы лечебник!

Леший. То не учебник был - задачник. Знать, потерял какой-то неудачник.

Баба Яга. Их много тут по лесу шастает - иначе мы его бы не нашли, - все ждут, когда их Леший заграбастает! В науках нету никакого интересу, и потому учебник мы сожгли.

Леший. Остались целы токмо две странички, мы их потом опять с Ягой нашли: их подобрали птички-невелички...

Баба Яга. Ну очень смелы соловьи-синички: снуют, знай, под ногами то и дело! Рассказывать о них мне надоело... Вы решить задачу сможете ли сами? Не то сожру мальца я с потрохами! А потом я спущу с Вовки шкуру, чтоб украсить свою фигуру. Да, ребятушки, я не шучу: как хочу, так я вами верчу, издеваюсь я, как захочу!

Леший. Вы послушайте старую дуру!

Елена. Я прошу, не рискуйте его головой!

Василиса. Быстрее рисуйте задачки решенье!

Леший. Поверьте, ей шкуры снимать не впервой!

Елена. Ребята, подарите Вовке спасенье?

Василиса. Я знаю, в беде вы его не оставите!

Елена. Давайте скорее задачку решать!

Баба Яга. Ну коли так, решайте наудачу, я отпущу тогда Вована.

Василиса. Но попрошу, бабуля, без обмана!

Баба Яга (отталкивает Лешего, достает из своих лох­мотьев задачки). Написала я задачки на клочочках, на малюсеньких, плюгавеньких листочках.

Баба Яга читает условие задачи (желательно написать условие на клочках бумаги корявым почерком). Зрите­лей можно разделить на две команды: задачи № 1 и № 2 - для 1-й команды, задачи № 3 и № 4 - для 2-й ко­манды.

Задача № 1. 1 гектар хвойного леса отфильтровыва­ет 35 тонн пыли в год, а лиственного - в два раза боль­ше. Сколько нужно посадить гектаров лиственного леса, чтобы он отфильтровывал 700 тонн пыли в год? (10 гек­таров.)

Задача № 2. 1 гектар лиственного леса за сутки про­дуцирует 2 киллограмма фитонцидов, а хвойного - в 2,5 раза больше. Сколько гектаров сосен надо посадить, чтобы получить 1 тонну фитонцидов? (200 гектаров.)

Задача № 3. В одном грамме городской пыли - до 130 тысяч различных бактерий. Сколько бактерий в 5 кило­граммах пыли? (650 миллионов.)

Задача № 4. В одном кубическом сантиметре воздуха городских улиц содержится до 250 тысяч пылинок. В ка­ком количестве воздуха находится 1 миллиард пылинок? (40 кубических сантиметров.)

Баба Яга. А вот особой сложности задачи - Так пусть же вас постигнет неудача! Команды решают задачи.

Задача № 5. Количество ежедневного потребления кислорода человеком в среднем равно 0,8 килограмма. При физической нагрузке - до 1,3 килограмма. Среднее же дерево выделяет за сутки 0,2 килограмма живитель­ного газа. Сколько деревьев необходимо на 1 человека, чтобы нам легко дышалось? (Как минимум 4 дерева.)

Задача № 6. При физической нагрузке человек по­требляет до 1,3 килограмма кислорода ежедневно. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 килограмма жи­вительного газа. Сколько деревьев должно быть посаже­но в парке, чтобы в нем могли комфортно себя чувство­вать 200 человек? (1300 деревьев.)

Василиса. Вот и все! Задачки мы решили.

Баба Яга. Ну и мы Вована отпустили. Вот волшебный мой свисток! (Свистит.) Ну, лети-ка, голубок! Леший засыпает. Появляется Вова.

Вова (обращается к ребятам). Спасибо за то, что задачки решили!

Баба Яга. Иначе тебя б мы не отпустили.

Елена. И тебе спасибо, Бабушка Яга! Все же ты, как видно, не всегда строга.

Баба Яга (смущаясь). Ну, да ладно уж, чего там...

Вова (перебивая). Я встретил ежика, енота, и мне они загадку загадали - вы на нее ответите едва ли!

Баба Яга. Сущий вздор все это, Вова!

Вова. Я записал их разговор.(Вова подает свои записи Василисе).

Василиса. Ты, вижу, паренек толковый.

Баба Яга (отбирает у Василисы текст, читает). Встретились енот и еж... (Бросает записку на пол.) В этих байках толку мало, сказки слушать я устала! Вовку скушать невтерпеж, а в сказках толку ни на грош!

Елена (дает Бабе Яге пряник). Милая бабушка, съешь лучше пряник. (Дает пряник Лешему.) На, Леший, покушай. (Леший продолжает спать.)

Баба Яга. Ну чисто пожарник!

Василиса (поднимает записи и дает их Вовке). Ну, давай свою загадку. Только, Вова, по порядку. Вова читает стихотворение Г. Ладонщикова «Обида».

- Здорово друг! Сказал ежу,

Под елкой встретившись, Енот.

Как поживаешь?

Не тужу!

А как семья?

Семья растет!

И дочки есть, и сыновья, нигде не сыщешь лучше их.

Трудолюбивые, как я, и все, как я, колючие!

А ты, приятель, как живешь? -

Спросил енота старый еж.

- Живу неплохо, только вот обидно мне бывает, когда меня лесной народ собакой называет.

Хоть и енотовидной, Но все-таки обидно!

Вова. А вы, ребята, знаете, как отличить енота от ено­товидной собаки?

Елена. А могли бы вы, ребята, отличить на расстоянии пяти метров: жабу от лягушки? гадюку от ужа? овчарку от волка? утку от гусыни? карася от пескаря? бабочку ад­мирала от бабочки крапивницы? гриб опенок от поган­ки? листья березы от листьев сирени? ель от сосны?

Баба Яга. Все ответы Леший знает! (Толкает Лешего, тот просыпается.) Расскажите мне про лес, Для меня он представляет Чрезвычайный интерес!

Ответы детей. Можно оформить соответствующие плака­ты. (Причем стремление юных читателей использовать ору­жие против невежества - книги только приветствуется!)

Баба Яга (показывая карты). Думаете, я гадалка? Карты для меня - шпаргалка!

Елена. А чтоб все запоминать, надо память укреплять.

Баба Яга. Что же делать, подскажите и старушку научите.

Василиса. Чтобы память укрепить, прояви старание: в корне надо изменить все твое питание.

Елена. Чтобы память укрепить, ты запомни это: надо в корне изменить всю твою диету.

Василиса. Чтобы нам не затянуть ход мероприятия, мы расскажем только суть на своем занятии.

Елена (шепчет). Василиса, это ведь совсем не экология!

Василиса. Ну и что ж? Впредь надо всем знать валеологию!

Елена. Что ж, займемся ей серьезно, все изучим скрупулезно. Коль возник такой вопрос, как нам одолеть склероз.

Василиса (стуча пальчиком по макушке). Чтоб не портился прибор, чрезвычайно нужен бор.

Елена. Когда в рационе есть грецкий орех, то знай: тебя ждет непременный успех. Поверь, бабуля, это несомненно.

Василиса. Яблоки, груши, арбуз, виноград - такой рацион бором очень богат.

Елена. Ты много кофе пьешь, а пей зеленый чай, тогда и запоешь:«Прощай, склероз, прощай!»

Василиса. Если мучает склероз, это авитаминоз. Чтоб работал мозг активно, ешьте больше витаминов!

Елена. Необходим вам бета-каротин, к тому же витаминка-аскорбинка. Ну и, конечно, нужен В1!

Василиса. Витамин В1 вы найдете в морковке, в грибах и шпинате, в дрожжах и горохе...

Елена. В свинине, печени, бобах, в орехах, кашах, семенах.

Баба Яга. Ну и где же, подскажите, как бишь, бета-каротин? (Топает ногой.) Хоть из-под земли найдите дефицитный витамин!

Леший (листая книгу о здоровье). Если кур мы разведем, в яйцах каротин найдем. Посади-ка огород - витаминов нарастет! И не надо магазинов - овощ, зелень прет и прет!

Вовка (читая книгу). Я расчет веду по пальцам: (загибает пальцы, перечисляя). Лук, морковь, петрушка, яйца, сельдерей, чеснок, шпинат. Вот это книга - просто клад!

Советую, прочесть.



Леший. Сокровища нам дарит и огород, и сад: и каротина здесь не счесть, и аскорбинка есть!

Баба Яга. Да ты, смотрю, в ударе!

Леший. Я просто очень рад.

Баба Яга. Дружно чтоб за дело взяться, нужно толком разобраться! Где, и что, и как сажать? Нам консультация нужна. Как поливать? Чем удобрять? И где искать нам семена?

Василиса. Чтобы нам не затевать до ночи занятие, прилетайте к нам опять на мероприятие.

Елена. Уж коли волнуют такие вас темы, еще прилетайте - Решим все проблемы!

Василиса. Ну а если кто мечтает свою память укрепить, вас Елена приглашает к нам почаще заходить.

Елена. Ты, Бабушка Яга, не забывай о гигиене сна!

Василиса. И даже если за окном пурга, в душе твоей пускай всегда царит весна. И, знай, это совсем не мистика; это докажет наука статистика. Что тот, кто всем добра желает, гораздо меньше забывает. А если ты угрюмый, злой...

Баба Яга. Поговори еще со мной! Что за прозрачные намеки? Как дам поганою метлой! Осточертели мне уроки! И вы, поганые девицы! И эта горница-светлица! Пройдет лишь год, а может, два - от кислорода закружится голова! Вперед! Да здравствует свобода!

Василиса. Друзья, здесь время ни при чем - оно устало быть врачом.

Елена. Покуда совесть нас не гложет, друзья, тут время не поможет!

Василиса. Коль совести мы вырыли могилу, ему бороться стало не под силу.

Баба Яга. Кто здесь сказал, что время нам не лекарь? Ах, Василиса?!

Василиса. Я, библиотекарь!

Баба Яга. Вперед! Да здравствует свобода! Ну елки-палки! Леший, едем в лес!

Ждет «Мерседес» меня у входа - виват технический прогресс! Баба Яга и Леший исчезают



Елена (смотря им вслед). Однажды мне сказал мудрец: «Лена, знай: глупца учить, все равно, что мертвеца лечит». Он слышать ничего не пожелает!

Василиса. Как видно, скоро сказочке конец...

Вовка. Ах, как же, как же так? Не может быть!

Василиса. Но сказки без конца ведь не бывает!

Елена. Кто понял все, тот просто молодец!

Василиса. Кто знает, Леночка, кто знает... Повторение - мать учения.

Елена. Что ж, давай проведем закрепление.

Василиса. Друзья, вы поняли задачек назначение? Ведь это нам урок, предупреждение!

Елена. Такой мы подведем итог: мы все должны просить прощения...

Василиса. Когда же люди истину познают? Коль совесть спит, беснуются чудовища! Ну почему они не понимают, что мир наш - настоящее сокровище?!

Вовка. Не превратилось бы сокровище в музей, где будут чучела и наши, и зверей.

Василиса. Знать, дьявол начертал железом на стекле: «Пускай погрязнет мир в грехах и смрадном зле!»

Елена. Мир находится во власти тьмы, и сердце разрывается на части. Слишком часто забываем мы, что же означает слово «счастье»!

Василиса. Вы мне сейчас, пожалуйста, поверьте: когда нет совести, мы в трех шагах от смерти!

Елена. Мир погряз в болоте нищеты, мое сердце - напополам... Мы стоим у последней черты, за которой не встретиться нам.

Василиса. Покуда совесть нас не гложет, не покидает упоение словами, увы, друзья, нам время не поможет!

Елена. И не придет спасение с небес, коль экология души - дремучий лес.

Василиса. Помочь себе должны мы сами, причем не звонкими словами, размазанными, словно каша. Мы каждодневными делами должны спасать планету нашу!

Елена. Молю лишь об одном, Природа-мать! Тебя мы обещаем защищать!

Прости, прости за все, что было! Сживали долго мы тебя со свету, - прошу, давай забудем о былом! В кошмарный мрак, в гигантскую могилу не погрузи, молю, Господь, планету! Ведь это же единственный наш дом!



Василиса. Дай света нашему ты свету! Не преврати, прошу, Господь, планету в один огромный саркофаг! Молю, молю, Господь, скажи: «Земляне! Я дарю вам жизнь! Прощаю вас! Аминь! Да будет так! Планету - дом свой - берегите! Любовь к природе и своей свободе в своих поступках выразить спешите!»

Елена. Остановитесь, люди добрые! Присмотритесь к окружающему вас миру. Унесите в своем сердце красо­ту природы и заполните ею свою жизнь.

Василиса. Тут и сказочке конец. Кто все понял - молодец!

"ПО СЛЕДАМ КРАСНОЙ КНИГИ"



Экологический вечер (для учащихся 6-8 классов)

Оформление: На сцене большая карта России, большой макет "Красной книги", цветы.

Чтец: Охраняется Красною книгой, столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.



Звучит фонограмма "Голоса леса".

1. Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.

2. Ведущий. Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

1. Ведущий. Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

2. Ведущий. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

1. Ведущий. Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

2. Ведущий. Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Одним из таких знатоков местной флоры и фауны является учитель биологии, Липова С. Е. Давайте вместе послушаем ее рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые еще сохранились на нашей земле. (Выступление).
После выступления гостя звучит фонограмма голосов птиц.

Чтец:
Люблю мой край. Как странно слышать,


Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето, зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала, и можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

1. Ведущий. А сейчас мы проведем конкурс "По страницам Красной книги". В игре принимают участие две команды.



Вопросы командам:

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965гг.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга? (5 томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу? (Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли).

2 тур. "Они пропали навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт.)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур).

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга)..


3 тур "В мире птиц"

1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу? (80 видов).

2. Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

4. У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

4 тур "Негромкая музыка цветов"

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).

5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь.)

Счетная комиссия подводит итоги.