Единый социальный налог Порядок исчисления и уплаты налога - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Единый социальный налог Порядок исчисления и уплаты налога - страница №1/1

Единый социальный налог
Порядок исчисления и уплаты налога
Начисление и уплата единого социального налога (далее - ЕСН) регулируется гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса <*>.

--------------------------------



<*> Глава 24 НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
Плательщиками ЕСН согласно ст. 235 НК РФ являются:

- лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

- индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Заметим, что индивидуальные предприниматели включены в первую и во вторую группы налогоплательщиков. В первом случае они являются работодателями и платят ЕСН с доходов наемных работников, а во втором - платят единый социальный налог с собственного дохода.

В рамках данной главы мы будем рассматривать только первую группу - работодателей, производящих выплаты наемным работникам.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по определенным видам договоров: трудовому, гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), и авторскому. Это закреплено в п. 1 ст. 236 НК РФ. При этом выплаты и иные вознаграждения по гражданско-правовым и авторским договорам исключаются из объекта налогообложения при исчислении налога в Фонд социального страхования (п. 3 ст. 238 НК РФ).



Обратите внимание: объектом налогообложения по ЕСН являются только выплаты и иные вознаграждения при наличии взаимоотношений "работник - работодатель". Если такие взаимоотношения отсутствуют, нет и объекта налогообложения. Например, выплата материальной помощи физическому лицу, не связанному с организацией никакими видами договоров, перечисленных в п. 1 ст. 236 НК РФ, не облагается ЕСН.

Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения:

- не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- перечисленные в ст. 238 НК РФ.

Выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не признаются объектом налогообложения на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Это касается выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль. На организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль, положения данного пункта не распространяются. К таким организациям относятся, например, некоммерческие организации и бюджетные учреждения, которые не ведут коммерческую деятельность. Этот пункт также не применяется к выплатам за счет целевых поступлений.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по прибыли, следует руководствоваться положениями гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы, дан в ст. 270 НК РФ. Таким образом, если организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, выплаты, приведенные в ст. 270 НК РФ, не являются объектом обложения ЕСН.

К таким выплатам, в частности, относятся: дивиденды, премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; материальная помощь работникам; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков; подъемные, выплаченные сверх норм, установленных законодательством, и др.

При формировании объекта налогообложения следует исключить выплаты, не облагаемые ЕСН на основании ст. 238 НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Во-первых, это государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством (сюда относятся пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по беременности и родам, пособия по безработице, пособия на погребение и т.д.).

Во-вторых, это компенсационные выплаты:

- возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива и соответствующего денежного возмещения. Заявленные компенсационные выплаты должны производиться в соответствии с российским законодательством (норма может быть распространена на лиц, работающих в районах Крайнего Севера, работников прокуратуры, судей и работников аппаратов судов, военнослужащих). В тех случаях, когда организация по собственной инициативе оплачивает за работника аренду квартиры, коммунальные услуги и т.д., обложение ЕСН производится в общеустановленном порядке;

- выплаты при увольнении работника (компенсации за неиспользованный отпуск, выходные пособия и т.д.);

- компенсационные выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных по сокращению штатов, в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия. Кроме выплаты выходного пособия за такими сотрудниками сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (а в порядке исключения - и в течение третьего месяца);

- возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников. В этом случае обучение должно производиться в связи с производственной необходимостью по решению организации.

В-третьих, не подлежат налогообложению:

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи; работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ.

Также не подлежат налогообложению суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому в порядке, установленном законодательством; суммы взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Суммы платежей по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты при наступлении страхового случая, освобождаются от ЕСН только по договорам, заключаемым на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Налоговой базой для организаций и индивидуальных предпринимателей - работодателей является сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (услуг), и авторским договорам за отчетный (налоговый) период.

Они включаются в налоговую базу независимо от того, в какой форме выплачены: в денежной или натуральной. Выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются при расчете налоговой базы как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. При этом стоимость товаров (работ, услуг) определяется исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. В стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а по подакцизным товарам - и соответствующая сумма акциза.

Также при формировании налоговой базы учитываются суммы полной и (или) частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи. Членами семьи являются супруги, родители и дети.

К работам и услугам относятся коммунальные услуги, питание, отдых, обучение в интересах работника и членов его семьи, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Налоговым периодом является календарный год (ст. 240 НК РФ). Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая база по ЕСН определяется с начала календарного года по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При формировании налоговой базы объект налогообложения уменьшается на сумму налоговых льгот. Налоговые льготы определены ст. 239 НК РФ.

Прежде всего льготы предоставляются организациям любых организационно-правовых форм в части уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. Это определено пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ.

Налогоплательщику необходимо получить от физического лица, являющегося инвалидом I, II или III группы, копию справки, выданной учреждением медико-социальной экспертизы. Применяющие льготы организации должны представить в налоговый орган список инвалидов, выполняющих работы по трудовым, гражданско-трудовым и (или) авторским договорам, а также сведения о номере и дате выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности.

При исчислении налоговой льготы по каждому физическому лицу - инвалиду в сумму выплат до 100 000 руб. не включаются выплаты, не подлежащие налогообложению на основании ст. 238 НК РФ.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты налога освобождаются также три категории работодателей с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

Это, прежде всего, общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, а также региональные и местные отделения таких организаций. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов.

Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) должны документально подтвердить свое право на льготу при представлении декларации за истекший налоговый период, а также по требованию налогового органа при проведении им проверки (камеральной или выездной).

Льготой пользуются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Применение льготы предусматривает соблюдение налогоплательщиком нескольких критериев одновременно:

- вклады в уставный капитал должны быть внесены общественными организациями инвалидов, в которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

- уставный капитал должен полностью состоять из вкладов указанных организаций;

- среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50% от среднесписочной численности работников организации;

- доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда организации должна составлять не менее 25%.

В случае изменения численности работающих инвалидов и доли фонда заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда организации в целом производится перерасчет по налогу за соответствующий период.

Льгота по уплате налога предоставляется в течение налогового периода, а уплата авансовых платежей производится по итогам отчетного периода. Поэтому налогоплательщики, не соответствующие в отчетном периоде установленным критериям по численности работающих инвалидов и фонду заработной платы указанных лиц, теряют право на использование данной налоговой льготы начиная с этого отчетного периода до конца года. В этом же отчетном периоде должен быть произведен перерасчет налога без учета данной льготы с начала года. По сути это означает, что нарушение хотя бы одного критерия один раз в году ведет к потере права применения указанной льготы в целом за налоговый период.

Третьей категорией организаций, которым предоставляется льгота в соответствии с рассматриваемой статьей, являются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, такая льгота предоставляется на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров). Эта льгота может быть предоставлена при наличии в учредительных документах организации записи, что она создана для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Указанные документы должны быть представлены либо вместе с декларацией за истекший налоговый период, либо по требованию налогового органа для проведения камеральной (выездной) проверки.

Названные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884 "Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)". К ним относятся: шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Ставки ЕСН установлены ст. 241 НК РФ. Федеральным законом от 06.12.2005 N 158-ФЗ в нее внесены изменения. С 1 января 2006 г. действуют следующие ставки налога. Для работодателей (за исключением работодателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций художественных промыслов):

- в федеральный бюджет - 20%;

- в Фонд социального страхования - 2,9%;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;

- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.

Для работодателей, являющихся сельхозпроизводителями, и организаций художественных промыслов:

- в федеральный бюджет - 15,8%;

- в Фонд социального страхования - 1,9%;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -1,1%;

- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования -1,2%.

Для работодателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны:

- в федеральный бюджет - 14%.

Ежемесячно налогоплательщики исчисляют сумму авансовых платежей по единому социальному налогу на основании величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания календарного месяца, и ставки налога. То есть сумма авансовых платежей по ЕСН исчисляется нарастающим итогом. Полученная величина уменьшается на сумму ранее уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, разница является суммой ежемесячного авансового платежа по ЕСН.

Уплата авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца.

При исчислении авансового платежа в федеральный бюджет осуществляется налоговый вычет в виде авансового платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

По итогам отчетного периода сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц. Если сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса, то разница признается занижением суммы единого социального налога. Это установлено п. 3 ст. 243 НК РФ. Указанная разница признается занижением суммы ЕСН с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу.



Налогоплательщик-работодатель самостоятельно рассчитывает сумму налога, причитающуюся к доплате или возврату по итогам истекшего года. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, должна быть уплачена в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. В случае переплаты налога указанная разница подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.