Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как неотъемлемая часть художественного образования и эстетического развития школьни - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно нравственное воспитание как важное условие развития способностей... 1 80.79kb.
Духовно нравственное воспитание и художественно эстетическое образование 1 53.42kb.
Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания 3 472.41kb.
Для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека 1 63.47kb.
«Нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы... 1 89.16kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 1 282.43kb.
Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «дом»... 1 89.55kb.
Духовно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств... 1 69.27kb.
Духовно-нравственное воспитание российских школьников 1 39.91kb.
Педагогического опыта 1 320.94kb.
Нравственное и духовное воспитание через православные идеи на уроках... 1 155.09kb.
1. Предмет и метод экономической теории 1 106.58kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как неотъемлемая часть художественного - страница №1/1

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как неотъемлемая часть художественного образования и эстетического развития школьников.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуально задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный её аспект-музыкальная культура.

Реформы, происходящие в различных сферах нашего общества актуализируют проблемы развития эстетического восприятия, формирования эстетической культуры личности, создание для этого благоприятных условий. Важно оказывать противодействия обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план. Это чревато культурным и духовным оскудением общества. Созрела необходимость актуализации духовного слоя сознания, т.к. модели поведения, обнаруживаемые у современных детей, указывают на дисгармонию эмоционально-коммуникативной сферы неуравновешенных возбудимых детей, легко реагирующих на стрессовые факторы. В современной школе назрела проблема преодоления низкого уровня развития эстетического восприятия и эстетической развитости личности в целом. Именно в школе должны быть созданы нормальные условия для полноценного развития эстетической жизни формирующегося человека.

Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической многосторонней координацией с природой и обществом. Психолого-педогогические исследования (Е.Игнатовой,К.Вересотской,Т.Коган) подтверждают, что развитие эстетического восприятия способствует формированию определённых эмоционально-психологических установок, оценочно-вкусовых представлений. Знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, в педагогическом процессе получают совоё углубление и обогащение, при условии, что педагог обращает целенаправленное внимание на развитие эстетического восприятия детей, перерастающего в эстетическую культуру личности.

На разных исторических этапах своего развития педагогика музыкального образования на вопрос «что должен обрести школьник в процессе общения с музыкой?» давало разные ответы. В определённый период приоритет здесь принадлежал «музыкальным знаниям и умениям», без которых, по мысли инициаторов такого подхода, познание музыки как искусство невозможно. Происшедшие в этой сфере образования кардинальные перемены связаны с именем Д.Б.Кабалевского, под чьим руководством была разработана и внедрена в практику новая концепция общего музыкального образования, выдвигающая в качестве конечной цели формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Очевидно, что процесс общения с музыкой может идти разными путями, преследовать разные цели и в результате иметь разный ценностный смысл. В реальной школьной практике и сегодня можно, к примеру, наблюдать «две жизни» участников этого процесса: учащийся со своими проблемами находится по одну сторону, а музыка со своим (пусть и прекрасным) миром- по другую. В силу чего это происходит? Ведь с давних времён музыка родилась и жила в человеке а не рядом с ним, они являли собой единое нерасторжимое целое. Как вернуть музыку человеку, «перезаложить» её в фундамент внутреннего «Я», способствовать слиянию этих двух феноменов? Произойти это может в том случае, если музыкально-образовательный процесс будет всецело направлен на формирование духовности учащихся, духовного слоя их сознания (В.П.Зинченко) как высшей ступени развития их личности. Музыка в современном учебно-образовательном процессе должна выйти «за пределы искусства» (т.е. быть больше, чем искусством), способствуя благотворному воздействию на духовный мир личности школьников.

Решение этой задачи связано с понимание того, что музыка не только часть духовной культуры, но является носителем духовного по своей природе.

Уже давно подмечено, что материалом музыки являются только звуки, но воздействует она на весь организм, на всю психику человека, воссоздаёт его для себя в единстве прошлого и настоящего, в ощущении всего богатства творческих сил и жизненных проявлений. Ещё древние мыслители отмечали, что даже отдельный музыкальный звук несёт в себе особую духовно-оздоровляющую, творческую энергию, позволяет человеку ощутить её в себе, как стремление, любовь, добрый взгляд на мир, и другие истинно духовные чувства – состояния. Постижение музыки, несущей в себе ментальность индивида, народа, общества, ведут к духовному прозреванию личности, к освоению ею всего лучшего, что сокрыто в «генетическом коде» человеческой общности.

Здесь надо подчеркнуть то, что музыку как искусство нет смысла наделять духовностью как каким-то «дополнительным» качеством, она и есть духовность по своей природе. Духовное и творческое-её важнейшие сущностные характеристики. Духовность по словам, В.В.Медушевского,- это не знания, не навыки решения задач, а «способность мировоззренчески - полётного бытия».

Важнейшим признаком реального проявления духовности выступает личностное отношение, наделённое глубокой человечностью, мудростью, красотой.

А познать его до конца можно лишь только любовью, которая находится на вершине духовности, вбирает в себя исключительно всё лучшее, что есть в человеческой природе.

Современное образование поставило задачу – более полно использовать нравственный потенциал искусства как средство формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося существенно изменив качество образования. Происходит обновление песенного репертуара, обогащение урока фольклором, духовной музыкой, усиливается роль импровизации, пластического интонирования. Раньше воспитательный процесс урока музыки происходил по алгоритму цель → результат. Современный урок нас ориентирует на другую модель: результат → цель. Учитель должен явно видеть результат а затем ставить цель, представлять перед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраивать адресные творческие цели и задачи(пример: использование CD и mp3 – плееров для индивидуального слушания музыки). Следовательно, без изменения педагогической технологии – качество образования не улучшить. Л.В.Школяр пишет: «современное музыкальное образование, чтобы стать действительно современным нуждается не только в обновлении своего содержания, но и в коренном пересмотре своих основ».

Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде. Процесс модернизации музыкального образования в школе осуществляет свои первые шаги и предстоит ещё многое переосмыслить и сделать чтобы предмет «музыка» занял своё достойное место в общеобразовательном процессе школы.

В современных условиях благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу лёгкости восприятия (не замысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки как «Поп», «Пэп», «Рэп», и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуется в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определённую смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

Учёт интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися. Очень важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио - и телепередач, публикации в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Стратегической линией современного образования является использование национально-культурных особенностей региона в образовательном процессе. Регионализация является условием и средством решения культурно-воспитательных и духовно-нравственных задач.

Современный урок музыки опирается на музыкальные технологии:

- подготовительный – создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;

- обучающий(информационно-позновательный) - знакомство с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельностью на уроках музыки и во внеурочное время;



- развивающий(активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока(вокально-хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевальная студия).