Доктор биологических наук, профессор - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курбонов Каримхон Муродович Официальные оппоненты: доктор медицинских... 1 277.75kb.
Доктор экономических наук В. И. Чинаров, доктор сельскохозяйственных... 5 1598.07kb.
гематология и переливание крови диссертация на соискание ученой степени... 7 1409.28kb.
Российская экономическая академия им. Г. В 1 69.82kb.
\Знаменитые люди Дона 9 1458.97kb.
Терновая Л. О., доктор исторических наук, профессор; Дорошева Е. 8 998.76kb.
Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор... 1 123.03kb.
Л. В. Лабунский, доктор экономических наук, профессор, главный научный... 22 2033.17kb.
В. М. Мунипов доктор психологических наук, профессор, действительный... 4 758.89kb.
А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических... 97 15087.45kb.
Профессиональное и психологическое развитие личности студентов 6 1351.6kb.
Третья в новом отечестве 4 944.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Доктор биологических наук, профессор - страница №1/4

ББК 88.8 С40

Рецензент Хризман Т.П., доктор биологических наук, профессор. Клейберг Ю.А., доктор педагогических наук и доктор пси­хологических наук, профессор.

ы:


ISBN 5-89144-303-1
Сиротюк А.Л.

С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с. ISBN 5-89144-303-1

В книге представлены научные и экспериментальные раз­работки отечественных и зарубежных нейропсихологов и пси­хофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивиду­альным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические мате­риалы позволят углубить и расширить представления о пси­хофизиологических и нейропсихологических механизмах нор­мального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Для педагогов, психологов, родителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений.

ББК 88.8

Научное издание Сиротюк Алла Леонидовна

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Редакторы В. В. Дрвмова, В. В. Амельченко. Художник Е. В. Кустарова.

Корректоры Э. С. Корчагина, Л. Н. Васильева.

Компьютерная верстка Д. В. Петров

Диапозитивы текста изготовлены

в ТЦ Сфера

Лицензия ИД N° 02242 от 05.07.00.

Гигиенический сертификат М 77.99.10.953Д.006214.10.01 от 26.10.2001

Подписано к печати 01.11.02. Формат 84 х 108'/зг- Бумага типографская.

Уч.-изд. л. 9,00. Тираж 7000 экз. Заказ № 2519.

Издательство «ТЦ Сфера*

129164, Москва, Мало московская ул., 21. Тел.: (095) 216-3772, 107-5915.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.

Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.

© ООО «ТЦ Сфера», 2003 © А. Л. Сиротюк, 2003

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время психологи, работающие в сфере об­разования, отмечают заметное увеличение количества де­тей с отклонениями в психическом развитии. К факто­рам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, не­дифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

Общее ухудшение социальной и экологической обста­новки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошколь­ников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствую­щая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспе­ваемость.

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По дан­ным обследования школ и детских садов Санкт-Петер­бурга, более чем у 40% детей отмечаются различные от­клонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде — у 60%, в Твери — у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овла­дении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понима­нии текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способству­ет асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.



Известно, что психические процессы не являются со­держанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществ­ляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функцио­нальных систем являются психофизиологической осно­вой высших психических функций, психических форм дея­тельности и успешности обучения ребенка.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено ба­зисным нейробиологическим закономерностям, актуализи­рующимся в конкретных социальных условиях. Формирова­ние психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклоне­ние или нарушение в этом процессе приводит к осложнени­ям в психическом развитии.

Раннее обучение детей существенно обостряет пробле­мы школьников в усвоении знаний. Особенно это отно­сится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 50% детей выявляется функциональная незрелость без при­знаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функцио­нальных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и ней-ропсихологические исследования показывают, что при не­доразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается на­рушение личностных компонентов.

Процесс психического развития младшего школьника дол­жен опираться на гармоничное соответствие между психо­физиологическими возможностями ребенка и требования­ми, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном воз­расте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность про­гнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Вопрос об использовании нейропсихологических и пси­хофизиологических знаний в деятельности общеобразова­тельных школ впервые был поставлен отечественными ней-

ропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила на­учное направление — нейропедагогику, учитывающую воз­растную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нсйропедагогика и нейропсихология располагают экспери­ментальными и теоретическими исследованиями функцио­нального развития мозга ребенка, позволяющими диффе­ренцировать учебный процесс, реструктуризировать сис­тему образования.

Публикуемая монография представляет собой обобще­ние опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подхо­дов к обучению детей в школе. В ней использованы науч­ные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, Е.Ю. Бала­шовой, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, В.Д. Еремеевой, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, ЮА Клейберга, Н.К. Кор­саковой, А.Р. Лурия, Ю.В. Микадзе, Н.М. Пылаевой, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой, О.Н. Усановой, К. Ханна-форд, Е Д Хомской, Т.П. Хризман, Л.С. Цветковой, Ю.С. Шев­ченко и других.

Часть первая

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Глава 1


Индивидуальные особенности нейропсихологического развития

1.1. Закономерности развития психики и мозга

Различные структуры мозга достигают зрелости на раз­ных стадиях онтогенеза (индивидуального развития чело­века от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейро­физиологические условия формирования и развития пси­хических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

Большие полушария головного мозга, и прежде всего его кора, представляют собой сложнейшие дифференци­рованные образования. Дисфункция, или незрелость, у де­тей различных участков головного мозга приводит к соот­ветствующим расстройствам высших психических функций (ВПФ). Они не даны ребенку изначально в готовом виде и проходят длительный гетерохронный и асинхронный путь развития, начиная с внутриутробного периода, когда за­кладываются их предпосылки. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, реф­лекторные и поведенческие показатели.

Основными компонентами головного мозга, которые уча­ствуют в формировании ВПФ, являются лимбическая сис­тема и большие полушария.



Лимбическая система является связующим звеном между корой больших полушарий и телом. Единство с телом вызы-
вает физические признаки эмоций (краска стыда, улыбка ра­дости). Лимбическая система производит эмоции, которые, в свою очередь, либо усиливают, либо ослабляют иммунную систему. Они же непосредственно влияют на качество обуче­ния, поэтому крайне важно познавательные процессы детей подкреплять положительными эмоциями.

Лимбическая система состоит из пяти основных струк­тур: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппо-кампа и базального ганглия.



Таламус работает как «распределительная станция» для всех поступающих в мозг ощущений, кроме обонятельных. Он также передает двигательные импульсы из коры голов­ного мозга по спинному мозгу на мускулатуру. Кроме того, таламус распознает ощущения боли, температуры, легкого прикосновения и давления, а также участвует в эмоцио­нальных процессах и работе памяти.

Гипоталамус контролирует работу гипофиза, нормаль­ную температуру тела, потребление пищи, состояние сна и бодрствования. Он также является центром, ответственным за поведение в экстремальных ситуациях, проявления яро­сти, агрессии, боли и удовольствия.

Миндалевидное тело связано с зонами мозга, ответствен­ными за обработку познавательной и чувственной инфор­мации, а также с зонами, имеющими отношение к комби­нациям эмоций. Миндалевидное тело координирует реакции страха или беспокойства, вызванные внутренними сигна­лами.

Гиппокамп использует сенсорную информацию, посту­пающую из таламуса, и эмоциональную из гипоталамуса для формирования кратковременной памяти. Кратковремен­ная память, активизируя нервные сети гиппокампа, может далее перейти в «долговременное хранилище» и стать дол­говременной памятью для всего мозга.

Базальный ганглий управляет нервными импульсами меж­ду мозжечком и передней долей мозга и тем самым помогает контролировать движения тела. Он способствует контро­лю за тонкой моторикой лицевых мышц и глаз, отражаю­щих эмоциональные состояния. Базальный ганглий связан с передней долей мозга через черную субстанцию. Он ко­ординирует мыслительные процессы, участвующие в пла­нировании порядка и слаженности предстоящих действий во времени.

Обработка всей эмоциональной и познавательной ин­формации в лимбической системе имеет биохимическую природу: происходит выброс определенных нейротрансмит-теров (от лат. transmitto — передаю; биологические веще­ства, которые обусловливают проведение нервных импуль­сов). Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейро-трансмитгеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетил-холин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые сни­жают способность к учению и запоминанию.

Развитие лимбической системы позволяет ребенку уста­навливать социальные связи. В возрасте от 15 месяцев до 4 лет в гипоталамусе и миндалевидном теле генерируются прими­тивные эмоции: ярость, страх, агрессия. По мере развития нервных сетей образуются связи с кортикальными (корко­выми) отделами височных долей, ответственными за мыш­ление, появляются более сложные эмоции с социальным компонентом: злость, печаль, радость, огорчение. При даль­нейшем развитии нервных сетей формируются связи с перед­ними отделами мозга и развиваются такие тонкие чувства, как любовь, альтруизм, сопереживание, счастье.

По мере дальнейшего развития лимбической системы нервные сети соединяют сенсорные (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические) и моторные схе­мы с эмоциями и образуют память. Она конструируется из нервных путей, которые связываются в нервные схемы. Эти схемы постоянно модифицируются и дополняются в беско­нечном числе комбинаций. Они могут быть модифицирова­ны, реорганизованы или сокращены для большей эффек­тивности. Схемы связаны с мозговыми центрами, где происходит обработка специализированной сенсорной ин­формации. Например, затылочная область мозга отвечает за зрительную информацию, височная — за слуховую. Необхо­димо помнить, что 90% основных схем формируются за пер­вые пять лет жизни ребенка, как и основной шаблон не­рвных сетей, который затем может достраиваться. Именно этот шаблон является материальной основой индивидуаль­ности мышления, памяти, способностей, поведения. Схемы каждого человека специф1тчны, уникальны и не повторяют

одна другую. Следовательно, можно говорить, что для каж­дого ребенка необходимо разрабатывать свою индивидуаль­ную программу обучения и развития.

По мере формирования лимбической системы создаются предпосылки для развития воображения. Альберт Эйнштейн считал, что «воображение важнее, чем знание, так как зна­ние говорит обо всем, что есть, а воображение — обо всем, что будет». Воображение развивается на базе синтеза мотор-но-сенсорных схем, эмоций и памяти (К. Ханнафорд).



Большие полушария являются основной структурной еди­ницей головного мозга человека. Сверху полушария покры­вает кора, или неокортекс. Кора состоит из нейронов (клет­ки, образующие нервную систему; формируются в дородовой период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека), расположенных тонким слоем (от 2 до 5 мм), покрывающим поверхность мозговых извилин. Она содержит более 10—20 миллиардов нервных клеток, в основном относящихся к большой про­межуточной сети ассоциированных нейронов. Глиальные клетки (изоляторы нейронов, повышающие эффективность передачи нервных импульсов) образуют поддерживающую сеть, выстилая структуры головного и спинного мозга. Не­которые из глиальных клеток соединяют нервную ткань с поддерживающими структурами, а нейроны — с кровенос­ными сосудами.

Если расправить складки неокортекса, он займет пло­щадь в 2500 см2. Каждые 60 сек он использует более 0,5 л крови и ежедневно сжигает 400 ккал. Неокортекс составля­ет только 25% общего объема головного мозга, однако со­держит примерно 85% всех нейронов.

Неокортекс состоит из серого вещества, немиелинизи-рованных клеточных тел нейронов (миелинизация — про­цесс образования миелиновой оболочки, покрывающей бы­стродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и ско­рость передачи импульсов в нервной системе). Тела нейро­нов обладают неограниченными возможностями формиро­вания новых дендритов (ветвящийся отросток, воспри­нимающий сигналы от других нейронов, рецепторных кле­ток или непосредственно от внешних раздражителей; про­водит нервные импульсы к телу нейрона) и реорганизации дендритных сетей под воздействием нового опыта, приобре-

таемого в течение жизни. Установлено, что нервные сети в неокортексе взрослого человека содержат более квадриллио­на (миллиона миллиардов) связей и могут обрабатывать до 1000 битов новой информации в секунду. Это значит, что число сигналов, которое может одновременно передаваться через синапсы (соединения) мозга, превышает число ато­мов в известной области Вселенной.

Нейрохирург Уиддер Пенфилд в 1930-х годах в процессе операций на мозге определил функции различных его зон и составил их подробную карту. Он обнаружил, что в самом мозге нет болевых рецепторов. Это дало ему возможность проводить операции на мозге под местным наркозом. Пен­филд использовал слабую электростимуляцию и обсуждал с пациентом, находящимся в сознании, то, что происхо­дит. В настоящее время для исследования зон и функций мозга используется лазерное сканирование, метод магнит­ного резонанса, позитронно-эмиссионная томография.


Пальцы.




альцы


ыиой алец


Запястье па Глаз ьцы Нос Ли


Ресницы Пал

. и глазные



К Лицо яблоки*
I* Голосовые Ъвяшки
'Губы J


Челюсть

^^уМоторный кортекс Гяотка,

С \ Сенсорный кортекс)


^{отпорный кортекс





Теменная


Сенсорный кортекс


Передние доли




Тело

Рис 1.1. Карта сенсорных и моторных областей коры головного мозга (по Пенфнлду и Джасперу)

10

Каждое полушарие мозга состоит из затылочной, височ­ной, теменной и лобной долей.



Затылочная доля получает сенсорные импульсы от глаз, опознает форму, цвет и движение. Кроме того, она ассо­циативно соотносит прежний зрительный опыт с настоя­щим, узнает и оценивает увиденную информацию.

Височная доля распознает основные характеристики зву­ка, его высоту и ритм. Область слуховых ассоциаций («центр Вернике» — височные доли) понимает речь. Вестибулярная область в височной доле воспринимает сигналы от полукруж­ных каналов уха и интерпретирует чувства гравитации, ба­ланса и вибрации. Обонятельный центр отвечает за ощуще­ния, вызываемые запахом. Все эти области непосредственно связаны с центрами памяти в лимбической системе.

Теменная доля распознает прикосновение, давление, боль, тепло, холод без зрительных ощущений. В ней же на­ходится вкусовой центр, ответственный за ощущение слад­кого, кислого, горького и соленого.

Лобная доля контролирует мышцы по всему телу. Область моторных ассоциаций лобной доли отвечает за приобре­тенную двигательную активность. Передний центр зритель­ного поля контролирует произвольное сканирование глаз. Центр Брока переводит мысли к внешней, а затем и внут­ренней речи, которая развилась в процессе эволюции в той же зоне мозга, что и тонкая моторика рук. Связь этих зон мозга используется в коррекционной работе. Кроме того, лобная доля контролирует социальное поведение, осуще­ствляет синтез мыслей и эмоций через таламоцингулятор-ный (базальный) ганглий лимбической системы и приво­дит к возникновению таких чувств, как сопереживание, любовь, благоговение перед жизнью. Связь лобной доли с лимбической системой и социальным поведением влияет на развитие альтруизма и эмпатии. Нормально развитая лоб­ная доля собирает информацию со всего остального мозга и синтезирует ее в мышление.

Познавательный (гностический) центр представляет со­бой интегрированную область всех четырех долей мозга. Он получает импульсы вкуса и запаха, сенсорную информацию от таламуса и нижних частей ствола мозга. Он интегрирует сенсорные сигналы, идущие из ассоциативных центров. Для того чтобы произошел соответствующий физический ответ, сигналы передаются в различные области мозга через лим-бическую систему и ствол мозга.

U

Все доли мозга, как правило, воспринимают внешние стимулы и информацию от противоположной стороны тела через ствол мозга и лимбическую систему.



Первичное восприятие и обработка стимула осуществля­ются в правом полушарии, затем информация передается в левое полушарие. В пространственном представлении восприя­тие происходит слева направо и сверху вниз. На уровне моз­га перенос информации идет за счет электрохимических, электрофизических и других процессов. Недавние исследо­вания американских ученых показали, что обмен информа­цией между правым и левым полушариями происходит не одинаково. Правое полушарие обладает некоторым преиму­ществом. Информация из него передается в левое полуша­рие по нервным путям, образующим мозолистое тело. В то время как информация в обратном направлении (из левого в правое) передается по совершенно другим нервным путям (B.C. Ротенберг). Анатомически оба полушария как бы наса­жены на ствол мозга, где находятся все жизненно важные центры. Связь между полушариями предположительно мо­жет осуществляться и через стволовые каналы.

Как известно, биологическое развитие организма в онто­генезе подчиняется строгой закономерности на всех его ста­диях. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относи­тельную дискретность, гетерохронию, фазовые динамичес­кие характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому разведению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцирован­ному подходу к отклонениям от нормы (дизонтогенез).

Биологический смысл гетерохронного созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволо­вым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функ­ции ребенка. Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рож­дения. Неокортекс постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает инди­видуально у каждого человека. Существует общая схема ней-ропсихологического развития человека (нейропсихологи-
ческая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатадь-ный (дородовой) период разработал Н.Н. Заваденко. Она представлена в табл. 1.

Таблица 1



Сроки онтогенеза

Развитие ЦНС в преднатальный период

Стадия эмбриона

2—3 недели

Формирование невральной пластинки

3—4 недели

Закрытие невральной трубки

4 недели

Образование трех мозговых пузырей

5 недели

Образование пяти мозговых пузырей

7 недели

Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов

2 мес.

Рост мозговой коры с гладкой поверхностью




Стадия плода

2,5 мес.

Утолщение мозговой коры

3 мес.

Начало формирования мозолистого тела и роста глии

4 мес.

Рост долек и борозд в мозжечке

5 мес.

Формирование мозолистого тела, рост пер­вичных борозд и гистологических слоев

6 мес.

Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формиро­вание межполушарной асимметрии и межпо­ловых различий

7 мес.

Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий

8-9 мес.

Быстрое развитие вторичных и третичных бо­розд и извилин, развитие асимметрии в строе­нии мозга, особенно в области височных до­лей

Э. Кречмер сформулировал две основные закономер­ности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением выс­ших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уров­нем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшество­вал процесс восприятия. Локализация одной и той же фун­кции меняется в процессе созревания мозга и ВПФ.

13


Постнатальное (послеродовое) развитие мозга про­исходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 меся­цам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам. Исследования показали, что ребенок рождается с созревшими под­корковыми образованиями (ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп, таламические ядра, миндале­видное ядро, хвостатое ядро и др.). Первичные,вторич­ные и третичные корковые поля формируются прижиз­ненно, не одновременно, при определенных социальных условиях.

Схема этапов развития коры больших полушарий в пост натальный период, разработанная К. Ханнафорд, пред­ставлена в табл. 2.



Таблица 2

Возраст

Этапы развития области головного мозга

Функции

От зачатия до 15 мес.

Стволовые стр> к-туры

Основные потребности вы­живания — питание, укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вести­булярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

15 мес — 4,5 г

Лимбическая сис­тема

Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображе­ния, памяти, овладение грубыми моторными навы­ками

4,5—7 лет

Правое (образное) полушарие

Обработка в мозге целост­ной картины на основе об­разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внеш­ней речи, интегрированного мышления

7—9 лет

Левое (логиче­ское) полушарие

Детальная и линейная об­работка информации, со­вершенствование навыков речи, чтения и письма, сче­та, рисования, танцеваль­ных, восприятия музыки, моторики рук




8 лет

Лобная доля

Совершенствование нав ы-ков тонкой моторики, ста­новление внутренней речи, контроль социального по­ведения. Развитие и коо р-динация движений глаз: слежение и фокусирование

9—12 лет

Мозолистое тело и миелинизация

Комплексная обработка информации всем мозгом

12—16 лет

Гормональный всплеск

Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появле­ние общественных интере­сов

16—21 год

Целостная систе­ма интеллекта и тела

Планирование будущего, анализ новых идей и воз­можностей

21 год и далее

Интенсивный скачок в развитии нервной сети лоб­ных долей

Развитие системного мыш­ления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовьсочув-ствие) и тонких моторных навыков

Созревание мозга — процесс длительный и неравномер­ный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и над­стройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

Первый этап (от внутриутробного периода до 2—3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уров­ня — мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной облас­ти—и базальные ядра. Закладывается базис (первый функ­циональный блок мозга) для межполушарного обеспече­ния нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когни­тивного статуса ребенка.

Первый функциональный блок мозга обеспечивает регу­ляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого бло­ка находятся в стволовых и подкорковых образованиях, ко­торые одновременно тонизируют кору и испытывают ее




и

следующая страница >>