Доклады: «Перевод экономики страны на военные рельсы» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
устные доклады (продолжительность докладов 10 мин) Председатель жюри... 1 74.13kb.
Как организовать венчурное финансирование 1 22.76kb.
А. Конан-Дойль жизненноважно е послани е перевод с английского Йога... 8 1926.37kb.
Костюк Марина 1 44.57kb.
Введение в проблему экономики 5 719.46kb.
Работы является актуальной в настоящее время, так как рынок ценных... 1 151.45kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 54.51kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 56.49kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 197.12kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 65.57kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 183.08kb.
Состояние экономики Бразилии на рубеже ХХ и XXI вв и ее роль в мировом... 1 58.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Доклады: «Перевод экономики страны на военные рельсы» - страница №1/1

Советский тыл в годы

Великой Отечественной войны.

Все для фронта, все для победы!

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам поручается подготовить доклады: «Перевод экономики страны на военные рельсы», «Производство военной техники», «Труженики тыла».



Цели и задачи: - рассмотреть, как происходила перестройка экономики страны на военный лад; показать, какую роль в завоевании победы сыграл героический труд советского народа;

- развивать умение видеть ситуацию с различных точек зрения, оценивать целесообразность тех или иных решений;

- воспитывать чувство патриотизма, понимание подвига нашего народа, проявленного не только на полях сражений, но и в тылу.

Основные знания

*перестройка экономики на военный лад;

* морально-психологическое состояние общества в годы войны;

*деятельность Православной церкви;

*вклад науки и культуры в общее дело разгрома врага

Основные понятия темы

Тыл, мобилизация, эвакуация, бронь, труженик тыла.



Форма урока

Изучение нового материала с использованием информационно-коммуникативных технологий



Методы обучения

Иллюстративно - репродуктивный, поисковый, критического мышления, личностно-ориентировочный, модульно-блочный.



Организация деятельности учащихся

  • «мозговой штурм» (что я знаю и что хотел бы узнать о советском тыле в годы войны),

  • постановка проблемного вопроса,

  • работа в тетрадях (запись схем и определений),

  • беседа

Оборудование: учебник (История России XX – начало XXI в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение» 2005г); энциклопедия для школьников (Великая Отечественная война 1941-1945 И.А. Дамаскин, П.А. Кошель, Ю.А. Никифоров, Москва «ОЛМА – ПРЕСС»); документальный фильм («На восток» из сериала «Неизвестная война» совместное производство СССР, США,1987 г.), мультимедийная установка.

Ход урока



Организационный момент

Изучение новой темы

  1. Просмотр отрывка DVD – фильма «На восток» (10 минут).

В фильме рассказывается о том, как в течении первого года войны более миллиона человек было эвакуировано за Урал, в Центральную Азию и Сибирь, где развернулось огромное строительство военно-промышленных заводов по производству вооружения для Красной Армии…

После просмотра отрывка учащиеся коллективно обсуждают вопрос:

Какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад?

Предположительные ответы учащихся:

создание Совета по эвакуации; налаживание работы предприятий на месте; самоотверженный труд советских людей.


  1. Прослушивание докладов (на выступление каждого учащегося дается по 2-3 минуты)

Выступают ученики с докладами (смотреть в приложении), в то время как остальным предлагается обдумать ответы на вопросы:

1. Способна ли была советская промышленность обеспечить армию необходимой техникой и вооружением?

2. Какие меры были приняты советским правительством для обеспечения военного производства рабочими руками? Были ли эти меры необходимы, и как воспринимало их население?

Ребята обсуждают факты, приведенные в докладах, отвечают на поставленные ранее вопросы, высказывают свою точку зрения. (3-5 минут)


  1. Народы СССР в Великой отечественной войне.

Рассказ учителя сопровождается построением схемы на доске, учащимися в тетрадях.

Гитлер, планируя нападение на СССР, учитывал политику русификации, которая проводилась в стране с середины 1930-х годов, и рассчитывал, что под ударами германских армий Советский Союз распадется. Но этого не произошло. Многонациональный советский народ сплотился, чтобы противостоять общей опасности. Но это не значит, что война не привела к оживлению националистических движений. В СССР было довольно много людей недовольных советской властью по религиозным, а также по социальным причинам – раскулаченные, бывшие дворяне, предприниматели. Немецкие и румынские оккупанты разрешили отправление религиозных культов и частное предпринимательство.

Оккупанты создавали из бывших советских граждан полицейские и воинские части, но о создании независимых государств, хотя бы в союзе с Германией, речи не шло, даже органы самоуправления создавать не разрешалось. Оккупанты сохранили колхозы. Поэтому на сотрудничество с немцами пошла незначительная часть советских граждан. Многие шли на сотрудничество с немцами, чтобы избежать голодной смерти, как это делали, например, пленные красноармейцы. Из таких пленных красноармейцев бывший советский генерал А.А.Власов, попавший в плен к немцам летом 1942 г. под Ленинградом, создал Русскую освободительную армию (РОА) из двух дивизий. Лозунгом РОА было «Россия без большевиков».

На стороне немцев сражалась часть кубанских и донских казаков. Ими командовал бывший белый генерал Краснов. В Крыму с советскими партизанами боролись отряды из местных татар. В лесах Прибалтики, Украины и Белоруссии вели боевые действия с немецкими оккупантами отряды местных националистов одновременно с советскими партизанами.


Война
Советское правительство приняло очень жесткие меры по борьбе с национализмом. В начале войны все советские немцы на всякий случай были переселены (депортированы) в Сибирь и Казахстан. После освобождения соответствующих территорий депортации подверглись чеченцы, крымские татары и другие народы, хотя десятки тысяч представителей этих народов честно сражались в рядах Красной армии. Но в жестоких условиях войны советское правительство сочло за благо таким образом подстраховаться от возникновения возможных проблем.




Многонациональный советский народ





Сплочение во имя победы большей части народа

Оживление националистических движений

Победа

Депортация




  1. Закрепление (письменная работа)

Для закрепления материала и проверки степени его усвоения ученикам предлагается небольшая письменная работа (4 вопроса в тестовой форме, 2 вопроса открытой формы). (Смотреть в приложении)

  1. Рефлексия

Использование карточки оценивания

Узнал, что __________________________________________________________________

Понял, что _________________________________________________________________

Понял, как _________________________________________________________________ Хотел бы узнать, что ________________________________________________________

Приложение

Доклад на тему

«Перевод экономики страны на военные рельсы»

Впервые месяцы войны оказалась потеряна огромная территория, которая к тому же была наиболее индустриально развитой. На оккупированной врагом территории до войны проживало 40% населения страны, производилось 58% стали и 38% зерна, добывалось 63% угля. Перед руководством страны встала задача перевода экономики на военные рельсы. Предстояло эвакуировать людей и промышленные предприятия из тех районов, которым угрожала оккупация. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. 24 июня 1941 года был создан специальный Совет по эвакуации, во главе с Н.М.Шверником. В Поволжье, в Сибирь, на Урал, Среднюю Азию и Казахстан к ноябрю 1941 года было перемещено 1523 предприятия. На новом месте предприятия монтировались и тут же вводились в строй. Нередко, несмотря на морозы, станки работали под открытым небом, так как на производственных площадках еще шло возведение корпусов и коммуникации. На военное производство были перепрофилированы многие машиностроительные и станкостроительные заводы, производившие до войны сельскохозяйственную технику.



Доклад на тему

«Производство военной техники»

Все усилия были направлены на увеличение выпуска продукции и создания таких танков, самолетов, орудий и минометов, которые по техническим показателям превосходили бы технику врага. Над решением этой задачи трудились множество ученых, конструкторов. В сентябре 1943 года танкисты получили новый тяжелый танк ИС, созданный под руководством Ж. Я. Котина. этот танк превосходил по бронезащите немецкий «Тигр» в 1,5 раза. Кроме того, он был оснащен мощным вооружением. Также продолжалась и модернизация среднего танка Г-34, который считался лучшим танком Второй мировой войны, и даже немцы признавали его «самым мощным из всех существовавших тогда танков». На Уральском заводе под руководством академика Е. О. Патона ручная сварка бронекорпусов танка была заменена автосваркой. Впервые в мировой практике был применен метод отлива стальных деталей в металлических формах.

Началось массовое производство более совершенных видов самолётов: истребителей Як-9, Як-3, ЛаГ-3,пикирующих бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, бронированного штурмовика Ил-2. если в 1942 году в Германии было выпущено 1160 самолетов, то в СССР – 21700. это сыграло важную роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе.

Доклад на тему

«Труженики тыла»

С началом войны остро встала проблема рабочих рук. Часть квалифицированных специалистов и конструкторов, трудившихся на военных заводах, получили бронь. Но большинство рабочих были призваны в армию или ушли на фронт добровольцами. Их место заняли женщины, дети-подростки и старики. На производство привлекались учащиеся ремесленных училищ, служащие, учителя, домохозяйки. Рабочий день удлинился до 11 часов при шестидневной неделе. Вводились сверхурочные работы. Отменялись отпуска. Исполнительные органы в конце июля 1941 года получили право переводить рабочих на другую работу без их согласия. Все трудящиеся военных заводов закреплялись за ними и считались мобилизованными до конца войны. Самовольный уход с предприятия приравнивался к дезертирству и карался сроком от 5 до 8 лет. Все эти меры, несмотря на их жестокость, были с пониманием восприняты населением, которое готово было трудиться и отдавать все силы во имя победы.

Аналогичные меры были приняты и в сельском хозяйстве. В колхозах в 1,5 раза был увеличен обязательный минимум трудодней. Был установлен минимум трудодней также для подростков с 12 лет. В это сложное время, когда мужчины ушли на фронт, женщины, дети и старики кормили страну. Несмотря на огромные потери посевных площадей, и скота, все же удалось обеспечить продовольствием армию и население.

Задания для закрепления

1. Какой танк в годы Второй мировой войны считался лучшим?

а) ИС


б) «Тигр»

в) Т- 34

2. Как в народе назывались советские реактивные установки, массовое производство которых было налажено в годы Великой Отечественной войны?

а) лимонки



б) «Катюши»

в) зенитки



3. Какой была хлебная норма для основной массы рабочих и служащих в годы Великой Отечественной войны?

а) 400-500г.

б) 300-400 г.

в) 125г.

4. Во сколько раз с началом Великой Отечественной войны был увеличен обязательный минимум трудодней в колхозах?

а) в 1,5 раза

б) в 2 раза



в) в 3 раза

5. Что такое «бронь» и кто мог получить ее в годы Великой Отечественной войны? Ответ: Бронь – это освобождение от мобилизации на фронт, которое давалось части квалифицированных рабочих, конструкторов, занятых на оборонных предприятиях. В начале войны бронь давалась трактористам для того, чтобы они могли подготовить себе замену. Управлять трактором обучались женщины и подростки 14 – 15 лет.

6. Какие чрезвычайные меры были предприняты руководством партии и правительства для обеспечения предприятий, в первую очередь оборонного значения, рабочими руками? Ответ: Все, кто трудился на оборонительных предприятиях, до конца войны считались мобилизованными. За уклонение от мобилизации определялась уголовная ответственность. Неявка на работу или самовольный уход с предприятия приравнивался к дезертирству. Удлинился рабочий день (до 11-12 часов), обычным явлением стали предварительные работы. Отменялись отпуска.