Докладчик Лебедева М. В. В современном обществе цель образования соотносится с формирова - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ценности современного общества 1 136.46kb.
Концепция развития школы Роль и значение школы в современном обществе 1 144.5kb.
Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения... 1 257.87kb.
В современном обществе умение достигать успеха через сотрудничество... 1 218.23kb.
Пояснительная записка в современном российском обществе, вопросы... 1 263.54kb.
Предмет экономической теории в трактовке различных школ. Современное... 1 223.52kb.
Нравственное и духовное воспитание через православные идеи на уроках... 1 155.09kb.
Проходящий в современном обществе процесс глобализации есть социологический... 1 277.67kb.
«Путь к успеху» 10-11 октября 2011 года в г. Владимире «Отдельный... 1 61.72kb.
В результате изучения студент должен иметь представление о 1 36.07kb.
Цель теории управления заключается в 1 134.04kb.
Словарь основных терминов авиамоделизма 1 115.89kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Докладчик Лебедева М. В. В современном обществе цель образования соотносится с формирова - страница №1/1

Приложение №1

Педагогический совет по теме: "Педагогическая компетентность"

Докладчик Лебедева М.В.

В современном обществе цель образования соотносится

с формированием ключевых компетенций.

Особенностью данного семинара является контекстное овладение поня­тиями современной педагогики (не специально, а "по пути" - в процессе ана­лиза проблем и обращения к авторам, которые их исследовали и вводили в научный оборот и практику).

В условиях расширяющейся демократии возрастают требования к личности, ее свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто обучает и воспитывает, каков уровень профессиональной компетентности педагога. Ускоренный процесс обновления знаний, ценностей и форм поведения в любом возрасте требует воспитания человека, умеющего достойно самоактуализироваться и самореализоваться для достижения собственного блага и конструктивного решения социальных проблем. Этому непосредственно содействует образование. Являясь социальным институтом, оно призвано защитить права, свободу и достоинство каждого обучаемого, в т. ч. право получать качественное образование. Для этого необходимо реально осуществить психолого-педагогическую поддержку и сопровождение в трудном противоречивом процессе личностного развития и становления.

Образование, ориентированное на человека, отвечает за результат развития личности в детстве, отрочестве и юности и потому предполагает ответственное участие в жизни каждого растущего человека со стороны общества, государства, родителей и профессионалов-педагогов. Это требует компетентностного подхода в осуществлении личностно-развивающей образовательной модели.


Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов школы для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы.

Задачи:

  • ввести учителей МОУ СОШ №22 в понятийно-категориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями компетентностного подхода в образовании;

  • способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и опери­ровать понятиями и категориями современной гуманистической психологии и педагогики;

  • развивать творческие и исследовательские способности учителей;

  • содействовать развитию критически-рефлексивного мышления,
    рефлексивной культуры педагога.

План:

  1. Введение. Цель и задачи.

  2. Необходимость новой профессиональной педагогической компетент­ности. Профессиональная педагогическая компетентность: понятие, сущность,
    структура. Критерии и показатели современной педагогической компетент­ности.

  3. Компетентность педагога в общении. Умения профессионального
    педагогического общения, уровни, стили.

На сегодняшний день необходимо подчеркнуть нарастающую роль образования в современном мире. Являясь феноменом культуры, оно веками выполня­ло традиционные функции - обучать и воспитывать подрастающие поколения. Между тем далеко не всегда успешно решало поставленные вопросы, а некоторые проблемы вовсе не видело или уходило от них. Причиной тому являются невнимание, возможно, пренебрежение к методологии и теории педагогики и образования.

Поскольку активные методы обучения - самые результативные для развития личности в образовании, начнем наш семинар с выполнения вами первого задания.

- Напишите вопросы, которые вы задаете себе как учителю.

второе задание – далеко не все взрослые, в т. ч. профессионалы-педагоги, родители, признают свое образование и воспитание "неудовлетворительным", резуль­таты "печальными и жалкими". Некоторые глубоко убеждены в правоте отца (матери), занимавшихся рукоприкладством. Многие живут, испытывая благодарность своим ро­дителям и педагогам-деспотам, повторяя этот опыт на собственных детях, школьниках. Я предлагаю вопросы для дальнейшего обсуждения:


  • Можно воспитывать и обучать иначе - в свободе, без физического, психического и социального насилия?

  • Как деформируется личность ребенка, подростка, девушки, юноши при использова­нии методов такой негуманной педагогики?

  • Как это соотносится со свободой и человеческим достоинством не только тех, кого обучают и воспитывают, но и педагогов, учителей, воспитателей?

Итак, следует подчеркнуть:

Образование становится од­ной из ведущих сфер жизни общества и человека и несет все большую и непосредст­венную ответственность за результаты обучения и воспитания. Этим обусловлена не­обходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Она требует существенного личностного и профессионального развития самого педагога. Гумани­стическая психология и педагогика обусловили новую образовательную парадигму и предъявили высокие требования к уровню знаний и умений педагогов, их компетентно­сти, связанной с целями, содержанием и технологиями личностно развивающей обра­зовательной модели.

Современная педагогическая наука и образование как система оперируют понятиями и категориями, которые условно можно объединить в четыре группы:


  1. Устоявшиеся в педагогике, наполняющиеся новым содержанием: обучение, образование, воспитание, самооценка, социализация, профессиональный долг, педагогическая миссия;

  2. Возвращающиеся, некогда утраченные педагогической теорией и практикой: вера, вина, душа, совесть, благо, порок (грех), стыд, добро, зло, мудрость, сомнение, тревога и др.;

  3. Интегрируемые педагогикой, но хорошо разработанные другими отраслями знания - философией, психологией: адаптивность, неадаптивность, переживание, возрастные новообразования, защитные механизмы, зона актуального и ближайшего развития, идентичность, деструктивность, кризис идентичности, рефлексия, самоактуализация,
    социальная ситуация развития, эмпатия и др.;

  4. Новые, осваиваемые современной педагогикой: защита прав ребенка, свобода и достоинство ребенка, самоценность детства, развитое детство, ответственное родительство, личностно-развивающее обучение, многоуровневое образование, педагогическое отчуждение, толерантность, продуктивность и деструктивность учебно-воспитатательного процесса, полноценная учебная деятельность, этизация образовательного пространства, здоровьесберегающая среда школы.

К недавно вошедшим в понятийно-категориальный аппарат педагогики относятся:

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный аппарат педагогики, стало широко употребляться и связываться с целостными представлениями о системе методологических, теоретических и аксиоло­гических установок, принятых современным научным сообществом в качестве образца для решения теоретических и практических задач.

Парадигмальный подход в педагогике продуктивен в научном поиске теоретико-методологических основ и практики гуманистической ориентации, с ним связан процесс обновления понятийно-категориального аппарата науки и построение на его основе педагогической практики;


  • компетентность (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - совокуп­ность знаний, умений в определенной области;

  • компетенция (лат. competentia - принадлежность по праву) - круг полномочий учре­ждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опы­том.

В числе ведущих компетенций, например, называются:

  • когнитивная (теоретические и практические знания);

  • функциональная (умения и ноу-хау) в обучении, трудовой и социальной деятельно­сти;

  • личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

  • этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Все они взаимозависимы и взаимодополнительны, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями знать, понимать, делать (в т. ч. творче­ски).

Исходя из компетентностного подхода, учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и это не является ее недостатком, так как она имеет дело с человеком как предметом воспитания. Наш семинар призван убедить вас в том, что эта педагогика, несмотря на ее различные названия, - социократическая - пришла к кризису, выход из которого лежит на пути гуманной педагогики, ненасилия над лично­стью. Надо быть высоко профессионально компетентным, чтобы осуществлять ее на практике, ежедневно и ежечасно.



  • Какие глубокие изменения произошла в жизни, социуме, культуре, потребовавшие иной компетентности учителей, родителей учащихся?

Ответы могут быть такими:

  • демократизация общества;

  • гуманизация жизни и образования, востребовавшие личностно-ориентированную модель обучения;

  • расширение информационного пространства, доступность знаний, различных видов образования;

  • относительная свобода образовательного учреждения (формирование учебного плана на основе стандарта и вариативности, оказание коммерческих образователь­ных услуг, возможность разрабатывать собственную концепцию развития, участие в экспериментальной деятельности и т. д.);

  • плюрализм - политический, экономический, культурологический, религиозный, педагогический;

  • противоречивость жизненной ситуации: современные дети живут в мире больших возможностей (в плане физического, психического и социального развития), и в то же время увеличиваются показатели ранней деградации (алкоголизация, наркотизация, ранние сексуальные отношения, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм, влияние СМИ, дегуманизация культуры, негативное влияние рекламы);

  • востребованность научных достижений - психологии, социологии и в то же время эмпиризм большинства учителей, психолого-педагогическая некомпетентность, не­ готовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессио­нально;

  • кризис семьи, сужение ее педагогического потенциала, ее педагогическая слабость, сужение ее влияния, некомпетентность в вопросах воспитания, неавторитетность родителей;

  • безответственное родительство, рост беспризорных детей;

  • стихийный поиск детьми компенсаторных средств (средств релаксации) как защиты от растущей деструктивности среды (в нашей стране 2 млн. учтенных алкоголи­ков, из них 60 тыс. дети до 14 лет; средний возраст приобщения к алкоголю 10-12 лет).

Таким образом, компетентностный подход обусловлен влиянием ряда факторов, которые требуют изменения целей, задач, содержания образования и его технологий, в т. ч. контроля и оценки знаний учащихся (организационные формы обучения, методы, средства и способы работы учителя и ученика). Современный человек оказался в пото­ках разнообразной информации. Учащиеся могут владеть той, о которой, возможно, не знает педагог. Между тем это не учитывается в образовательном процессе.

Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников инфор­мации в настоящее время дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой, работ - однако этому может научить и учитель, если он увлечен и обладает соответствуют»- умениями. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с компетентностью и компетенциями учителя.



черты традици­онного и инновационного подхода к обучению (табл.).

Традиционный и инновационный подход к обучению

Традиционная модель

(когнитивная - знания, умения, навыки)



Инновационная модель (личностно-развивающая)

• Задача и миссия учителя (преподавателя) - "пере­дать" знания и опыт предшествующих поколений

• Неотъемлемое свойство - доминирующая репродук­тивная деятельность обучаемых

• Экстенсивный характер образовательного процесса

• Длительность обучения

• Нацеленность на результат

• Результат образования оценивается в основном ко­личественными показателями

• Модель более ориентирована на процесс, чем на результат


Задача и миссия учителя (преподавателя) - научить получать знания

Креативная деятельность обучаемых

Интенсивный характер образовательного процесса

Нацеленность на непрерывное образование в тече­ние всей жизни

Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции)

Модель более ориентирована на результат, дости­гаемый собственными усилиями обучаемого



В современном образовании определения понятий "результаты образования", "качество образования" отличаются рассмотрением необходимых компетенций учащихся, которы­ми они последовательно овладевают на протяжении всех лет обучения. В разных источ­никах речь идет о разных компетенциях:

  • когнитивная (теоретические и практические знания);

  • функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);

  • личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

  • этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Что касается показателей достижений в образовании, нацеленных на результат, то они значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения (акаде­мические достижения).

Эти показатели значительно превосходят традиционные знания, умения и навыки (ЗУН):



  • навыки устной и письменной коммуникации;

  • основы математики и естественных наук;

  • умение работать с информационными технологиями;

  • критическое мышление;

  • потребность в непрерывном образовании;

  • умение работать в группах (способность к интегральному использованию знаний учащимися);

  • творчество, инициативность;

  • самодисциплинированность;

  • способность к постоянной работе, требующей значительных усилий;

  • способность получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конку­ренции;

  • культурная восприимчивость;

  • ориентированность на результат;

  • способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Перечисленные показатели связаны с инновационной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы учащийся успешно социализировался и идентифицировался как мобильный, конкурентоспособный человек, имеющий желание и умеющий учиться дальше.

Необходимо остановиться на вопросе о трудностях и противоречиях, которые следу­ет преодолевать для достижения более высокого уровня компетентности педагогов-профессионалов:



  • недостаточное внимание общества и государства к проблемам подрастающего по­коления и системы образования, воспитания;

  • неразработанность многих проблем педагогической наукой (она отстает от жизни и ее проблем, хотя должна опережать);

  • семья - в чем-то опережающая школу, в чем-то консервативнее школы;

  • некомпетентность педагогических кадров;

  • адаптивность детей, неспособность достойно самоактуализироваться, самоутвердиться, встать на защиту своих интересов.

Для успешного управления на основе компетентностного подхода необходим мониторинг управления образовательным пространством, который предполагает:

  • определение целей, содержания и характера получения необходимой информации (категорий участников, форм, способов и методов получения информации, необходимый инструментарий);

  • анализ и интерпретация поступающей информации;

  • обоснованность и уровни принятия управленческих решений на основе полученной информации;

  • управленческие решения, направленные на перспективное развитие образовательного пространства и его субъектов.

2. Реализация компетентностного подхода в школе

Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в образова­тельном учреждении являются:

управление здоровьесберегающим образовательным процессом:


  • приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социально­ го здоровья подрастающего поколения;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов;

  • мобильные управленческие решения, направленные на коррекцию получаемых результатов и повышение эффективности и результативности здоровьесберегающего образовательного пространства;

достижение нового качества образования:

  • совершенствование учебного плана;

  • укрепление учебно-материальной базы учебных кабинетов;

- развитие и совершенствование образовательного сообщества как условие формирования социально-активной среды образовательного учреждения;

информатизация образовательного пространства:



  • знание норм и правил различных видов коммуникации;

  • знание информационных технологий;

  • умение применять различные источники информации;

  • определенный уровень коммуникативной компетентности;

  • понимание ценности информации и информационного взаимодействия;

  • подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества;

  • формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.

3. Критерии профессиональной компетентности учителя

В связи с необходимостью определения уровней сформированности профессиональной компетентности учителя были разработаны следующие критерии.



Компетентность учителя в педагогической деятельности:

постановка и решение педагогических задач:



  • ориентация на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;

  • изучение педагогической ситуации, принятие решений;

  • объединение обучающих, воспитательных и развивающих задач;

  • осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования;

  • владение педагогической технологией, умение подчинять выбор средств целям развития учащихся;

  • построение урока как системы познавательных задач;

  • организация учебной деятельности учащихся:

  • выделение ключевых идей учебного предмета;

  • формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

  • осуществление межпредметных связей;

  • знание возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, выявление зон ближайшего развития школьников, условий перехода с одного уровня на другой, предвидение возможных затруднений;

  • определение мотивации детей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

  • построение программы своей педагогической деятельности с учетом возможных изменений в психическом развитии учащихся;

  • применение наиболее оптимальных в данной педагогической ситуации приемов и форм обучения и воспитания;

  • сравнение и обобщение педагогических ситуаций, комбинирование приемов;

  • применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей, организация их самостоятельной учебной деятельности, поиск разных способов решения поставленных задач;

  • осуществление педагогической рефлексии:

  • педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учетом этого;

  • многоступенчатая рефлексия с учетом представлений учеников об учителе на основе того, как осознают они представления учителя о себе.

Компетентность учителя в сфере педагогического общения:

постановка задач общения:



  • взаимообмен информацией учителя и учащихся;

  • взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения;

  • мобилизация резервов участников общения;

  • разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога;

владение приемами организации взаимодействия, общения с учениками:

  • преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий;

  • преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального);

  • способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации;

  • умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.

Профессиональная зрелость личности учителя:

  • четкая позиция и действенная гражданская позиция;

  • проявление педагогических способностей:

  • перцептивные: понимание и изучение другого человека, сопереживание ему, отстаи­вание своей точки зрения;

  • управленческие: воздействие не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели;

  • управление своим эмоциональным состоянием (формирование конструктивного, а не деструктивного, разрушающего состояния);

  • определение особенностей своего стиля и использование природных данных;

  • определение позитивных возможностей учащихся;

  • осуществление творческого поиска, переход от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

C целью выявить ведущий стиль педагогической деятельности каждого учителя школы, выделить сильные и слабые стороны педагогов, дать практические рекомендации по оптимизации учебного процесса, в октябре 2008 – 2009 учебного года было проведено анкетирование учителей МОУ СОШ №22.

Тестирование проводилось с помощью опросника разработанного А.М. Марковой совместно с А.Я.Никоновой, взятого из книги А.С. Галанова «Как пройти аттестацию». Советы психолога учителю. Издательство института психотерапии. Москва. 2001 г.

В основу различия стиля в труде учителей положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание им ориентировочного и контрольно – оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также интерес учащихся к предмету). Выделено четыре индивидуальных стиля:


  • ЭИС – эмоционально – импровизационный стиль;

  • ЭМС – эмоционально – методический стиль;

  • РИС – рассуждающе – импровизационный стиль;

  • РМС – рассуждающе – методический стиль.

В опросе приняли участие 18 учителей МОУ СОШ №22, которым для заполнения были предложены бланки опросника, в котором нужно было отметить подходящий вариант ответа.

В ходе проведенного опроса были получены следующие данные:



1. Эмоционально – методический стиль педагогической дельности используют в своей работе 13 учителей МОУ СОШ №22, что составляет 72%, от общего количества учителей школы, принявших участие в анкетировании. Это: Лебедева М.В., Нестерюк С.Н., Ганжур Л.Ф., Шестернина Л.Л., Симанова В.П., Магомедова Л.Н., Сорокина С.А., Довгай И.Л., Лозовая О.А., Ломакина Л.В., Механошина Е.В., Грошева Л.А., Севрюкова Н.П.

Сильными сторонами этих учителей являются: высокая методичность, требовательность. Они тщательно готовятся к урокам. Делают это быстро и качественно. Уроки ведут очень эмоционально и артистично. Выразительны в жестах, мимике и интонациях. Держат класс в эмоциональном напряжении. Проблемы рассматривают с глобальной, философской точки зрения. Умеют организовать детей на уроках, загрузив каждого делом и индивидуальными поручениями. Любую работу и взаимоотношения стремятся упорядочить, вводя разумные ограничения и правила. Умеют использовать способности детей, распределяя задания и роли в классе. В общении с детьми предупредительны и вежливы. Стремятся завоевать любовь и авторитет у детей. Обладают даром эмоциональной эмпатии. Переживания детей воспринимают как свои собственные. Пытаются пропагандировать и внедрять самые сложные и нестандартные технологии. Предпочитают участвовать в семинарах, проблемных и творческих группах.

Слабые стороны: придумав и приняв вариант занятия, не отступают от него, даже если оно их не удовлетворяет. Часто эти преподаватели подавляют детей своим напором, угнетают предупреждениями о всевозможных грозящих опасностях. Они очень чувствительны, зависимы от ситуации, настроения и подготовленности учеников. Очень зависимы от проявления к ним чувств и отношения учеников. Вводя правила для других, сами их не придерживаются. Длительная деловая активность истощает их.

2. Рассуждающе – импровизационный стиль педагогической деятельности используют в своей работе 3 учителя школы (17%) – Фирсова В.Е., Макарова М.В., Шелепова Л.А.

Сильными сторонами этих учителей являются: глубокие и разносторонние знания, артистизм и умение увлечь учащихся своим занятием. К занятиям готовятся тщательно и энергично, руководствуясь при этом здравым смыслом, своими возможностями, устоявшимися нормами и проверенными методами. Занятия ведут в основном традиционно. Излагая только проверенные теории и факты. Убеждают всесторонним анализом, логичными доказательствами, подводят к объективному и однозначному выводу. У детей воспитывают трудолюбие, чувство долга и ответственности. Уделяют внимание закреплению знаний и умений, применяя рациональные методы, создавая деловую атмосферу, добиваясь осознания обучающимися полезности для себя выполняемых заданий. Заботятся, чтобы детям было интересно, и они могли успешно справиться с работой. Эти учителя хорошо чувствуют эмоциональное состояние детей, вникают в их проблемы и стремятся оказать конкретную помощь. В учебной работе при оценивании результатов требовательны и бескомпромиссны. Однако эти учителя высоко ценят не успеваемость саму по себе, а отношение к обучению и людям, трудолюбие, нравственные качества.

Настороженно относятся к расплывчатым, не опирающимся на проверенные факты и технологии, педагогическим идеям и теориям.



Слабые стороны: негибки в выборе форм и методов проведения урока. К планированию подходит механически и стереотипно. Предъявляют к ученикам завышенные требования, как учебные, так и моральные. Тяжело переносят необходимость переосмыслить свою педагогическую позиции. Упорно держатся за старые взгляды, защищая свою позицию и вербуя единомышленников. Критически оценивают качество занятий, но высказывает свое мнение только в случае крайней необходимости.

3. 2 учителя (11%) МОУ СОШ №22 Кириченко Г.В. и Малявко В.Н. не имеют ярко выраженного ведущего стиля педагогической деятельности.

В своей работе, в зависимости от ситуации они используют элементы двух стилей педагогической деятельности - эмоционально – методического и рассуждающе – импровизационного.

Полученные данные можно выразить следующей диаграммой:



Рекомендации учителям:



Эмоционально – методический стиль:

Старайтесь предоставлять обучающимся больше инициативы на занятиях, сдерживайте свои эмоции, даже если ученики «бестолковые» или «спят с открытыми глазами».

Ваши преимущества: блестящая организация работы группы, высокий уровень знаний и познавательной активности обучающихся. Вы во всем блеске можете проявить себя на открытых занятиях, если не будите чрезмерно требовательны к детям. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может Вам дать обмен опытом с коллегами.



Рассуждающе – импровизационный стиль:

Разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективное обсуждение. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.



Особенно внимательно относитесь к проведению открытых занятий: постарайтесь задействовать в них разнообразные методические приемы, особенно требующие коллективной работы всей группы, выбирайте интересную для обучающихся тему.