Доклад московской области о результатах реализации национальной образовательной инициативы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы... 3 494.61kb.
Доклад отдела образования 2 694.08kb.
Доклад муниципального образования «Родионово-Несветайский район» 2 420.73kb.
Реализация плана первоочередных мероприятий в рамках национальной... 3 568.95kb.
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... 1 271.56kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» 1 367.75kb.
На Конференции будут подведены промежуточные итоги работы творческих... 1 132.97kb.
Курсы повышения квалификации по вопросам «Федеральный государственный... 1 350.36kb.
Макет публичного отчета директора ново- харитоновской средней общеобразовательной... 1 109.25kb.
Письмо Минобразования Ростовской области от 15. 02. 2011 №1561/03. 4 434.55kb.
Согласно Плану социально-экономического развития Московской области... 1 36.01kb.
Тема 1 Религия, ее сущность и структура 2 332.13kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Доклад московской области о результатах реализации национальной образовательной инициативы - страница №1/7




ДОКЛАД

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

ЗА 2011-й ГОД

КРАСНОГОРСК

2012
Часть I. Переход на новые образовательные стандарты


1. Информация о выполнении плана первоочередных действий

по реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в 2011 году

Раздел 1. «Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Мероприятие «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: 1 класс»:

с 1 сентября 2011 года на новый стандарт перешли все 1-ые классы (100 % образовательных учреждений, имеющих ступень начального общего образования); а также 2-е классы в 97 общеобразовательных учреждениях (7 424 человека из 281 класса); 3-и классы в 2-х общеобразовательных учреждениях (145 человек из 5-ти классов).

Во всех общеобразовательных учреждениях Московской области, имеющих первые классы (1312 общеобразовательных учреждений), разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования. Обобщен опыт работы педагогических работников 97 пилотных общеобразовательных учреждений, участвующих во введении ФГОС начального общего образования (далее – ФГОС НОО) с 2010 года. Разработаны и направлены во все муниципальные образования Московской области для организации работы методические рекомендации «Разработка основной образовательной программы образовательного учреждения по введению ФГОС начального общего образования» и «Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях в рамках введения ФГОС начального общего образования».

Региональной особенностью введения ФГОС НОО в Московской области является включение в основную образовательную программу образовательного учреждения программы внеурочной деятельности, направленной на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительного, общеин-теллектуального, общекультурного, духовно-нравственного, социального. Наиболее перспективным направлением внеурочной деятельности признана проектная деятельность учащихся.

В целях реализации ФГОС НОО в 2011 году проведено расширение учебной базы общеобразовательных учреждений путем пополнения фондов школьных библиотек. Закуплено более 1 миллиона 400 тысяч единиц учебных пособий и учебников, обеспечено 100%-ное обновление фонда учебников по первым классам.

Модернизирована учебная база начальной ступени общего образования с целью создания новых технологических условий введения ФГОС нового поколения. В школы поставлено современное учебно-лабораторное оборудование на сумму 620 225,0 тыс. рублей.

Достигнута 100%-ная готовность кадрового ресурса первых классов общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО.

Мероприятие «Введение федерального государственного стандарта основного общего образования по мере готовности: 5 класс»:

в 22-х общеобразовательных учреждениях Московской области – ресурсных центрах, организовано научно-методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Разработаны: паспорт программы научно-методического сопровож-дения введения ФГОС ООО; план-график реализации на 2011-2012 учебный год; экспертная карта и циклограмма проведения мониторинговых исследований.

Для специалистов муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб пилотных территорий, педагогов-психологов и руководителей 22 общеобразовательных учреждений – ресурсных центров организованы семинары «Введение ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012 учебном году» и «Роль и место педагога-психолога в реализации ФГОС».

Мероприятие «Разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования»: разработаны и направлены в 74 муниципальных образования для организации работы методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО).

Мероприятие «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Наличие персонифицированной базы данных работников образования Московской области позволило не только учесть образовательные потребности педагогических работников, но и проследить динамику совершенствования их профессиональной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Разработаны программы курсов повышения квалификации: «Методика разработки основной образовательной программы образовательного учреждения на ступени начального образования» (72 часа); «Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий» (72 часа); «ФГОС второго поколения: перспективы и проблемы введения»; программы внеурочной деятельности из расчета 10 часов в неделю.

В соответствии с Программой по введению ФГОС (72 часа), разработанной Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования (далее – Педагогическая академия последипломного образования), в Московской области проведено повышение квалификации учителей, в рамках которой обеспечены:

- 100%-ная готовность учителей 1-х классов к работе по ФГОС НОО;

- 100 % (1312) руководителей общеобразовательных учреждений, в которых открыты 1-е классы, прошли обучение и представили проекты основных образовательных программ образовательных учреждений (72 часа);

- обучение 267 методистов муниципальных методических служб (36 часов);

- 100% учителей первых классов (1312 человек) обучены работе на новом инновационном оборудовании, поставленном в общеобразовательные учреждения в рамках введения ФГОС НОО.

Организованы и проведены целевые проблемные семинары:

«Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – перспективы и проблемы»;

постоянно действующий семинар «Федеральный государственный стандарт второго поколения – опыт и проблемы введения»;

межрегиональные научно-практические конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы развития в Московской области»;

«Актуальные проблемы подготовки педагогов в рамках реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов»;

стартовая научно-практическая конференция «Современному учителю/преподавателю – современные технологии».

Представители Московской области приняли участие в заседании Бюро отделения общего среднего образования РАО «Стандарты второго поколения (начальная школа): проблемы и трудности внедрения».

Основными результатами решения задач обновления содержания и технологий общего образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования стали следующие:

введение ФГОС начального общего образования в 100% общеобразовательных учреждений, имеющих начальную ступень общего образования;

100% охват учителей первых классов общеобразовательных учреждений программами повышения квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

проведение обучения всех учителей – участников экспериментальной апробации введения ФГОС НОО во 2-х, 3-их и 5-ых классах;

обеспечение комплексного (организационное, методическое, информационное, консультационное) сопровождения введения ФГОС НОО.

В рамках реализации мероприятия «Организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» осуществлена оценка степени готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года и к апробации введения ФГОС ООО.

Организована и проведена диагностика результатов освоения ООП ООО за первый год обучения (2010-2011 учебный год) 6227 учащихся 1 классов в 97 пилотных образовательных учреждениях по предметным результатам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), метапредметным результатам (познавательные, регулятивные, универсальные и коммуникативные действия), личностным результатам (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Диагностическая работа выполнена: 89% учащихся – на хорошем уровне (набрано от 40 до 50 баллов); 11% учащихся – на высоком уровне (набрано от 50 до 59 баллов, при максимальном количестве баллов – 59).

Достигнутые показатели результативности:


  • 100 %-ная готовность общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года.

Раздел 2 «Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования».

В рамках разработки новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования реализуется региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО), позволяющая получать объективную картину для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с общественностью. РСОКО включает в себя оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, состояния региональной и муниципальных образовательных систем.

Для этих целей разработан, утвержден и широко используется комплекс показателей системы оценки качества образования (областной, муниципальный и школьный уровни – всего более 500 показателей), дающий возможность оценить состояние ресурсной базы, уровень организации образовательного процесса и, самое главное, образовательные результаты.

Для оценки состояния образовательных систем в Московской области разработана и внедрена кластерная модель, включающая оценку всех трех основных составляющих качества образования – результата, процесса и условий, что позволяет проследить эффективность деятельности и динамику развития муниципальных образовательных систем. Для отслеживания динамики развития школьных и муниципальных систем образования разработан и используется интегральный показатель качества образования.

Система оценки качества образования Московской области носит многоуровневый характер, при этом соблюдается единство количественных (статистических) и качественных подходов.

Базовый уровень системы составляет оценка образовательных достижений обучающихся. Компетенция общеобразовательного учреждения представлена самооценкой обучающегося, оценкой учителя, оценкой администрации школы, общественной оценкой.

Получили развитие формы и способы оценивания учащихся, отличные от пятибалльной шкалы: доля (количество) общеобразовательных учреждений, в которых имеются данные формы и способы (от общего числа общеобразовательных учреждений) составила 93,64%, в том числе механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.) – 87,58%; проектные, творческие, исследовательские работы как способ оценивания - 86,1%; иные, отличные от пятибалльной системы, механизмы и способы оценивания – 24,46%.

На муниципальном уровне происходит интеграция оценок результатов и качества образования в образовательных учреждениях, формируя оценку состояния муниципальной образовательной системы с учетом социально-экономических условий конкретного муниципального образования.

Показатели состояния региональной системы образования агрегируются с уровня школ и муниципального образования и дополняются результатами разнообразных мониторинговых исследований.

Многоуровневый характер системы оценки качества и компетенция каждого уровня закреплены в региональном, муниципальных и школьных Положениях о системе оценки качества образования.

В 2011 году введена в работу региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области (далее – РСЭМ), построенная на современном программном обеспечении и регулярно дополняемая новыми модулями (школьное питание, оценка уровня учебных достижений обучающихся по программам повышенного уровня и др.). Совместимая с системой федерального электронного мониторинга «Нашей новой школы», она представляет собой единую базу данных, имеющую широкий спектр возможностей по сбору, хранению, обработке и предоставлению неограниченного количества показателей (в настоящее время более 400) по различным направлениям. В составе РСЭМ создан банк данных для информационной и методической поддержки сопоставительного анализа территориальных (муниципальных) образовательных систем в части общего образования.

Система электронного мониторинга на основе динамических показателей и индикаторов позволяет своевременно выявлять ход реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательных учреждениях и модернизации региональной системы общего образования, получать результаты и определять проблемы в достижении нового качества образования.



Формирование и постоянное обновление (актуализация) базы данных обеспечивает обратную связь в системе управления и позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии управляемого объекта и отслеживать изменения, происходящие в системе в процессе её функционирования и развития.

2. Нормативная правовая база

(перечень нормативных документов Московской области

с указанием реквизитов)



  • долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009 – 2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.12.2008 № 1185/50;

  • закон Московской области от 08.11.2010 №131/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области;

  • приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;

  • приказ Министерства образования Московской области от 31.12.2009 № 2881 «Об организации и координации деятельности апробационных площадок федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (основная школа) в Московской области»;

  • приказ Министерства образования Московской области от 08.07.2010 № 1561 «О введении федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»;

  • приказ министра образования Правительства Московской области от 03.06.2011 № 1476 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях в Московской области»;

  • приказ министра образования Правительства Московской области от 14.07.2011 № 1742 «Об организации и координации введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях в Московской области»;

  • план-график апробации и сопровождения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области – экспериментальных площадках на 2010-2011 учебный год, утвержденный ректором Педагогической академии последипломного образования;

  • план-график введения и сопровождения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области – экспериментальных площадках на 2011-2012 учебный год, утвержденный ректором Педагогической академии последипломного образования;

  • приказ министра образования Правительства Московской области от 12.04.2011 № 754 «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении в Московской области государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего или среднего (полного) общего образования»;

  • положение о системе общественного наблюдения при проведении в Московской области государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего или среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом министра образования Правительства Московской области от 12.04.2011 № 754 «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении в Московской области государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего или среднего (полного) общего образования»;

  • ведомственная целевая программа Московской области на 2011 год «Обеспечение и проведение (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена».



3. Финансовое обеспечение мероприятия

(средства регионального бюджета)

В бюджете Московской области в 2011 году предусмотрены средства в размере 1 494 936,7 тыс. рублей, направленные на реализацию направления «Переход на новые образовательные стандарты»:

- осуществление введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения в общеобразовательных учреждениях в Московской области – 2 886,5 тыс. рублей;

- внеурочная деятельность, дополнительные 10 часов в неделю (спортивные, музыкальные, предметные кружки и секции) для первых классов муниципальных общеобразовательных учреждений – 1 095 566,0 тыс. рублей (количество обучающихся 75 063 человека);

- повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для реализации федеральных государственных образовательных стандартов – 33 223,0 тыс. рублей;

- осуществление введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования с 1 сентября 2011 года в 5-х классах 22 муниципальных общеобразовательных учреждениях, согласно приказу Министра образования Правительства Московской области от 14.07.2011 № 1742 – 22 404,0 тыс. рублей (рассчитаны на контингент 1 403 обучающихся);

- обновление библиотечных фондов – 274 071,2 тыс. рублей;

- организация системы оценки качества учебных и внеурочных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области – 2 270,0 тыс. рублей;

- реализация ведомственной целевой программы Московской области на 2011 год «Обеспечение и проведение (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена» – 64 516,0 тыс. рублей.

4. Информация о выполнении плана Московской области

по реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в 2011 году

Пункт плана 1.1. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

С 1 сентября 2011 года на новый стандарт перешли все 1-е классы (100 % образовательных учреждений, имеющих ступень начального общего образования); 2-е классы из 97 общеобразовательных учреждений: 7 424 человека из 281-ого класса; 3-и классы из 2-х общеобразовательных учреждений: 145 человек из 5-ти классов.

Разработан План-график введения и сопровождения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области.

Организовано введение ФГОС ООО по мере готовности в 5-ых классах 22 общеобразовательных учреждений Московской области, выступающих ресурсными центрами по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Разработаны: паспорт программы научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО; план-график реализации на 2011-2012 учебный год; экспертная карта и циклограмма проведения мониторинговых исследований.

Для успешной реализации ФГОС в регионе разработаны система научно-методического сопровождения пилотных образовательных учреждений, приступивших к работе по новому стандарту в 2010 году, пакет документов, обеспечивающих нормативное и правовое сопровождение введение ФГОС в Московской области.

Особенностью введения ФГОС в Московской области является включение в Основную образовательную программу образовательного учреждения Программы внеурочной деятельности, направленной на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, научно-познавательного, духовно-нравственного, общественно полезной деятельности.

В базисном учебном плане учтены дополнительные 10 часов в неделю на внеучебные занятия (спортивные, музыкальные, предметные кружки и секции) для первых классов муниципальных общеобразовательных учреждений. Наиболее перспективным направлением внеурочной деятельности зарекомендовала себя проектная деятельность учащихся, организация которой требует разработки особых программ и освоения педагогами специальных знаний и умений.

В Московской области внеурочная деятельность выстроена целенаправленно и системно, не сводится к набору мероприятий и нацелена на достижение планируемых результатов. Для реализации внеурочной деятельности используются все имеющиеся у образовательных учреждений возможности: кадровые, материально-технические, организационные.

По данным мониторинга ФГОС НОО выявлены различные типы результатов введения внеурочной деятельности. Рейтинг различных направлений, определяемый, исходя из данных о среднем количестве часов плана внеурочной деятельности, выделенных на их реализацию, выстраивается в порядке: спортивно-оздоровительное (2,766 ч.), общекультурное (2,114 ч.), общеинтеллектуальное (2.133 ч.), духовно-нравственное (1,591ч.), социальное (1,277 ч.) и другие направления (0,786 ч.). При реализации спортивно-оздоровительного направления в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, большая часть внеурочных занятий проводится на свежем воздухе (спортивные мероприятия, экскурсии, походы, прогулки).

Организованы и проведены курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников. Наличие персонифицированной базы данных работников образования Московской области позволило не только учесть образовательные потребности педагогических работников, но и проследить динамику совершенствования их профессиональной деятельности по реализации ФГОС НОО. По итогам проведения ПК 1312 (100 %) руководителей общеобразовательных учреждений, в которых открыты 1-е классы, прошли обучение и представили проекты основных образовательных программ образовательных учреждений.

По программе «Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий» 100% учителей 1-х классов прошли повышение квалификации в объеме 72 часов и разработали проекты рабочих предметных программ в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО по всем предметам учебного плана начальной школы.

Для всех 1-х классов разработаны программы внеурочной деятельности из расчета 10 часов в неделю. Разработаны основные образовательные программы начального общего образования в образовательных учреждениях во всех муниципальных образованиях в Московской области.

На 30 августа 2011 года обеспечена 100%-ная готовность учителей 1-х классов к работе по ФГОС начального общего образования.

Проведены мероприятия:



  • совещания, семинары, в том числе 3 целевых и постоянно действующих – обучено 562 чел.;

  • 2 межрегиональных конференции – приняли участие более 600 чел.;

  • организационно-методический семинар «Введение ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012 учебном году» для специалистов органов управления образованием и муниципальных методических служб пилотных территорий, руководителей 22 общеобразовательных учреждений – ресурсных центров.

В рамках проведения мониторинга введения ФГОС на ступени начального общего образования организована и проведена диагностика результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) за первый год обучения (2010 - 2011 учебный год) в 97 пилотных образовательных учреждениях.

Информация по данному мероприятию представлена в разделе 1 настоящего доклада.

Проведено обобщение опыта работы педагогических работников 97 пилотных образовательных учреждений, участвующих во введении ФГОС НОО. Материалы направлены в муниципальные образования для организации работы по введению ФГОС с 1 сентября 2011 года.

В рамках научно-методического сопровождения введения ФГОС общего образования разработаны и направлены в общеобразовательные учреждения Московской области:



  • методические рекомендации по подготовке образовательных учреждений к введению ФГОС НОО;

  • методические рекомендации об оценке и учете внеучебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений Московской области;

  • методические рекомендации по составлению рабочих программ по учебным предметам для использования их в процессе внедрения новых ФГОС всех ступеней общего образования.

В 2011 году в рамках долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009 - 2012 годы» Центром качества образования ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» (далее – АСОУ) был реализован проект по совершенствованию системы оценки качества внеучебных достижений обучающихся в образовательных учреждениях в Московской области. Объектом исследования были внеучебные достижения обучающихся общеобразовательных учреждений Московской области. Результатами работы стали инструментарий оценки внеучебных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области, совместимый с РСЭМ и методические рекомендации по оценке внеучебных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области.

Стандартизированный инструментарий позволяет фиксировать и оценивать внеучебные достижения разного уровня и на этой основе определять степень достижения планируемых результатов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Инструментарий оценки внеучебных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области готов к использованию в составе РСЭМ. Эффективность предложенного инструментария оценки внеучебных достижений определяется возможностью проведения электронного мониторинга таких достижений в масштабе школы, муниципального образования, области на единой методологической основе.



Пункт плана 1.2. Развитие региональной системы оценки качества образования.

В текущем году региональная система электронного мониторинга (РСЭМ) дополнена показателями оценки результатов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и проекта Модернизации региональной системы общего образования (МРСОО). Созданы и интегрированы в систему модули школьного питания и оценки внеучебных достижений.

Функционирование РСОКО обеспечено региональным, муниципальными и школьными Положениями о системе оценки качества образования, Регламентом региональной системы электронного мониторинга. Нормативное закрепление усовершенствованной модели РСОКО возможно после принятия в установленном порядке новой модели ОСОКО, охватывающей региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения.

В составе открытой части РСЭМ создан Банк данных для информационной и методической поддержки сопоставительного анализа территориальных (муниципальных) образовательных систем. На его основе публикуется «Сравнительный анализ состояния муниципальных образовательных систем».

Разработан инструментарий оценки учебных достижений обучающихся на уровне региона и уровне образовательного учреждения, включающего: комплекс измерительных материалов по общеобразовательным предметам (не менее 6 предметов) для проведения диагностических работ в рамках входного контроля (5, 9 и 10 классы) (спецификации диагностических работ - не менее 10, не менее 32 вариантов измерительных материалов); программное обеспечение автоматизации обработки и выдачи результатов диагностических работ.

Проведена апробация инструментария оценки учебных достижений обучающихся на уровне региона в 2 муниципальных образованиях Московской области.

Проведены диагностические работы по русскому языку и математике для обучающихся 5 классов в общеобразовательных учреждениях Московской области, и по 2 общеобразовательным предметам по выбору образовательных учреждений в 9 классах (свыше 80000 человеко/работ).

Получены отчеты программного комплекса АИС «Мониторинг» для дальнейшего анализа по 4 предметам. Подготовлены методические рекомендации по итогам проведения диагностических работ, представлен анализ результатов в аналитических отчетах по истории, обществознанию, русскому языку и математике.

Проведен анализ опыта общественной аккредитации образовательных учреждений, привлечения потребителей, общественных институтов, объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования. Для аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования разработаны региональные критерии отнесения образовательных учреждений к типам и видам для общеобразовательной школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицея с учетом федеральных требований.

Площадкой для обсуждения примерных образовательных программ и разработанных школами на их основе образовательных программ явились проведённые специалистами АСОУ курсы (объем 72 часа) по лицензированию и аккредитации в рамках подготовки экспертов и сами процедуры аккредитации образовательных учреждений Московской области. 63 человека, обученные по данному курсу, получили статус экспертов.

Специалистами АСОУ подготовлены и изданы сборники, направленные затем во все муниципальные образования области (74) для использования в работе:


  1. Показатели состояния муниципальных образовательных систем Московской области: Сборник статистических материалов. – М.: АСОУ, 2011. – 68 с.

  2. Анализ результатов единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме на территории Московской области в 2011 году (русский язык, математика): Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2011.- 72 с.

  3. Единый государственный экзамен, государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме на территории Московской области. Сборник статистических материалов.- М.: АСОУ, 2011. – 136 с.

  4. Анализ результатов единого государственного экзамена по предметам по выбору на территории Московской области в 2011 году: Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2011. - 196 с.

  5. Мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Московской области в 2010 году: Сборник статистических материалов. – М.: АСОУ, 2011. - 60 с.

  6. Анализ состояния муниципальных и школьных образовательных систем Московской области по итогам 2010-2011 учебного года.

  7. Методические рекомендации. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений и организаций.

  8. Отчет по разработке и созданию системы мониторинговых учебных достижений обучающихся на всех ступенях системы общего образования.

  9. Отчет по разработке и созданию системы оценки качества внеучебных достижений обучающихся в образовательных учреждениях в Московской области.



5. Эффекты реализации направления

В результате проведенной работы достигнуты следующие эффекты:



  • сформирована система поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях ФГОС;

  • доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников, достигла запланированного значения 12 % и составила 13,08%; охват школьников, обучающихся по ФГОС, увеличился в 4 раза;

  • доля школьников, обучающихся по ФГОС на ступени начального общего образования, в общей численности школьников на ступени начального общего образования, превысила запланированное значение 28,5% и составила 29,99%. Каждый третий ученик начальной школы обучается по ФГОС;

  • доля школьников, обучающихся по ФГОС на ступени основного общего образования, в общей численности школьников этой ступени, достигла 0,5 %.

  • ФГОС НОО введён в 100 % общеобразовательных учреждений, имеющих начальную ступень общего образования;

  • обеспечена 100%-ная готовность руководителей и учителей первых классов школ, в которых открыты первые классы, к внедрению ФГОС НОО;

  • охват учителей первых классов общеобразовательных учреждений программами повышения квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами составил 100%;

  • проведено обучение всех учителей – участников экспериментальной апробации введения ФГОС НОО во 2-х, 3-их и 5-ых классах;

  • у значительного числа педагогических работников повысился уровень готовности к работе по Федеральному государственному образовательному стандарту, определился позитивный взгляд на перспективы развития образования в Российской Федерации, произошло переосмысление роли и места педагога начальной школы в современных условиях (источники информации: анкетирование, интервьюирование педагогических работников, анализ продуктов деятельности педагогических работников: проекты основных образовательных программ (ООП), проекты рабочих предметных программ);

  • создана система подготовки, непрерывного комплексного организационного, методического, информационного, консультационного и психолого-педагогического сопровождения педагогических работников, внедряющих ФГОС НОО;

  • распространены в качестве методических рекомендаций в школах результаты успешного опыта по проектированию ООП ООО;

  • создана система электронного мониторинга по введению ФГОС;

  • сформирован кадровый потенциал, готовый к обеспечению устойчивого функционирования и совершенствования системы мониторинга под задачи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • началось поэтапное обновление учебной базы, в соответствии с требованиями ФГОС;

  • создан программный комплекс по проведению диагностических работ по образовательным программам.


6. Проблемные вопросы реализации направления
В ходе мониторинга были выявлены педагогические риски, связанные с введением ФГОС: сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных неэффективных педагогических технологий обучения, упрощённое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, традиционный подход руководителей общеобразовательных учреждений к оценке деятельности педагога и др.

Для минимизации рисков при введении ФГОС начального общего образования была принята и реализована антирисковая программа, включающая разъяснительную работу с педагогическими кадрами, просветительскую работу с родителями, информационную поддержку реализации ФГОС НОО в СМИ.

В связи с отсутствием утвержденной новой модели ОСОКО, охватывающей региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения, усовершенствованная модель РСОКО опирается на опыт участия Московской области в РКПМО, ННШ, МРСОО и внедрения ФГОС. Необходимые усовершенствования касаются в первую очередь понимания качества и результатов образования, эффективности системы оценки качества образования, объектов системы оценки качества образования и др.
7. Задачи и планируемые показатели

на следующий календарный год
Среди задач, стоящих перед системой общего образования Московской области по данному направлению, можно обозначить следующие:

обеспечение готовности педагогических работников для работы к введению ФГОС НОО в 1 и 2 классах, в том числе в пилотных 3-х классах;

разработка и внедрение методических рекомендаций по введению ФГОС НОО во вторых классах на основе анализа результатов апробации, проведенной в 2011-2012 учебном году;

научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС НОО в 1-3 классах;

организация и проведение мониторинга введения ФГОС НОО во вторых и третьих классах по организации внеурочной деятельности, формированию универсальных учебных действий (далее – УУД), по предметным результатам;

обобщение опыта, проведение анализа и выявление проблем реализации ФГОС в 2011-2012 учебном году в 5-ых классах 19 пилотных общеобразовательных учреждений – ресурсных центров;

выявление качества основных образовательных программ, разработанных в рамках введения ФГОС ООО 19 общеобразовательных учреждений – ресурсных центров – с целью оказания консультативно-методической помощи в их реализации;

выявление проблем организации внеурочной деятельности по результатам апробации введения ФГОС ООО в 5-ых классах в 19 общеобразовательных учреждениях – ресурсных центрах – с 1 января 2012 года по 31 мая 2012 года;

разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в 5-ых классах;

апробация введения ФГОС ООО в шестых классах в 19 пилотных общеобразовательных учреждениях – ресурсных центрах;

разработка и реализация целевых и сертифицированных программ «Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий» (72 часа); «Методика разработки основной образовательной программы образовательного учреждения на ступени начального образования» (72 часа); «Теория и практика реализации ФГОС НОО» (72 часа); «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на примере предмета «Литературное чтение» (72 часа); «Актуальные проблемы формирования информационной компетентности младших школьников» (72 часа); «Технологии формирования УУД» (72 часа);

обучение педагогических работников основного общего образования (руководители и заместители руководителей образовательных учреждений, учителя-предметники, а также ответственные за организацию внеурочной деятельности);

cоздание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию моделей учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений;

разработка инструментария (показателей и методик сбора данных) оценки качества работы по социализации личности в региональной системе оценки качества образования;

внедрение методики формирования регионального интегрального показателя качества образования для отслеживания динамики развития школьных и муниципальных систем образования;

обновление учебной базы в целях совершенствования технологий преподавания.

Задачами 2012 года также являются более четкая регламентация деятельности по оценке качества образования на каждом уровне системы в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта и достижение показателей:


  • доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (проценты) – 54,9%;

  • доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в общей численности обучающихся в основной школе – 0,45 %;

  • доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку в 2012 году для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений возрастет с 1,4% до 12,6%;

  • доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, - 65 %.

8. Анализ количественных показателей

мониторинга реализации направления
Анализ данных мониторинга реализации направления «Переход на новые образовательные стандарты» за 2011 год показывает в сравнении с предыдущим годом положительную динамику показателей для следующих направлений:

- увеличение в 9 раз доли учащихся начальных классов, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся начальной школы). Рост этой доли составил 26,68% (с 3,31% до 29,99%);

- увеличение в 4,5 раза доли обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС (в общей численности обучающихся по новым ФГОС). Рост составил 28,84% (с 7,99% до 36,83%);

- увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров). Рост составил 11,81% (с 10,3% до 22,11%);

В нижеследующей таблице приведены показатели мониторинга за 2011 год, для которых данные школ были впервые обработаны.



2.2

Доля школьников, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся)

13.08 %

2.3

Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности на одного обучающегося за счет сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования

9.664 ч.

2.6

Среднее количество часов плана внеурочной деятельности в старшей школе

7.735 ч.

2.7

Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществлена интеграция с системой дополнительного образования (от общего количества общеобразовательных учреждений)

61.27 %

2.8

Доля (количество) общеобразовательных учреждений, в которых имеются отличные от пятибалльной шкалы формы и способы оценивания учащихся (от общего числа общеобразовательных учреждений)

93.64 %

2.13

Доля общеобразовательных учреждений имеющих первую ступень, в которых педагогические и управленческие кадры прошли повышение квалификации для работы по ФГОС НОО (от числа общеобразовательных учреждений, имеющих первую ступень)

99.25 %

Анализ данных показывает, что более половины школ (61,27%) внедрили модели интеграции с системой дополнительного образования, при этом среднее количество часов внеурочной деятельности на одного обучающегося составило 9.664 ч. в неделю.

Доля школ, в которых педагогические и управленческие кадры прошли повышение квалификации для работы по ФГОС НОО (от числа общеобразовательных учреждений, имеющих первую ступень) приблизилась к 100%

Осталась незначительная доля школ (6,36%), которые по-прежнему используют только пятибалльную шкалу оценивания учащихся.



Часть II. Развитие системы поддержки талантливых детей
1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году (в соответствии с приложением 2)

следующая страница >>