Доклад «Инновации в управлении школой в условиях реализации фгос» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проектирование урока в условиях реализации фгос ноо 1 116.5kb.
Программа регионального эксперимента 2 251kb.
«Развитие кадрового потенциала профессиональной среды оу в условиях... 1 281.94kb.
Вопр. 91. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости 1 42.37kb.
Требования к современному уроку в условиях введения фгос 1 37.12kb.
«Создание условий для внедрения фгос и реализации опоп» 1 146.49kb.
Актуальные проблемы школьного преподавания русского языка и литературы... 1 96.64kb.
Отечественный и зарубежный опыт государственно-общественного управления... 1 94.22kb.
Доклад отдела образования 2 694.08kb.
Методические рекомендации по разработке примерного плана работы с... 1 185.06kb.
Доклад муниципального образования «Родионово-Несветайский район» 2 420.73kb.
Дисциплины "Управление инновационными процессами " 1 120.13kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Доклад «Инновации в управлении школой в условиях реализации фгос» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бородинская средняя общеобразовательная школа №2» администрации муниципального образования Киреевский район
Семинар-практикум

для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
Доклад

«Инновации в управлении школой в условиях

реализации ФГОС»

Подготовила заместитель директора по УВР

Кисямова Розалия Рафаиловна

п.Бородинский

27.02.2013

Надо идти вперёд, всё вперёд,

с жизнью, которая никогда

не останавливается.

Эмиль Золя (слайд 2)
С 2010 года началось введение Федерального государственного стандарта второго поколения, который реализует направления национальной образовательной инициативы:


  • переход на новые образовательные стандарты;

  • развитие системы поддержки талантливых детей;

  • совершенствование учительского корпуса; 

  • изменение школьной инфраструктуры;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • расширение самостоятельности школ (слайд 3).


ФГОС – общественный договор, реализация социального заказа семьи, общества, государства. Основа стандарта системно-деятельностный подход, предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений.

(слайд 4)


(слайд 5)


Сотрудники ФГАОУ АПК и ППРО рекомендуют к УУД относить метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметные результаты. Метапредмет означает позицию (я как кто, в какой я позиции) и рамки (я в какой ситуации). Личностные к УУД не относятся (standart.rdu.ru).

На смену знаньевой пришла школа развития, имеющая субъект субъектный характер деятельности, которая характеризуется демократичностью, диалогичностью, открытостью, рефлексивностью.


Лозунг учителя «Я вместе с тобой», «Не навреди».

Формы работы: групповые, коллективные.

Методы обучения: проблемный, проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский, рефлексивный.

Ведущий принцип: выращивание.

Ведущий тип деятельности ученика: продуктивный (продукт), творческий, проблемный.

Формула обучения: проблема - деятельность, рефлексия - знания.

Способы усвоения: поисковый, мыслительный, деятельностный, рефлексивный.

Функции учителя: организатор, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор.

Позиция ученика: активность, наличие мотива, самосовершенствование, наличие интереса к деятельности.

Произошла смена доминирующих форм передачи коллективного опыта: от книжно-письменной к экранноклиповой (слайд 6).



Новая дидактическая модель образования основана на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков слайд 7).


С введением федеральных государственных стандартов второго поколения, чтобы достичь желаемого портрета выпускника, необходимо по-новому взглянуть на дидактические принципы и принципы образования (слайд 8).

Нам уже дано всё, что нам нужно.

Наша задача – собрать всё воедино

и использовать по назначению.

(Из старой притчи)

(слайд 9)


Управление школой в условиях ФГОС – это управление инновациями (слайд 10):

  1. Управленческое мышление руководителей школы.

  2. Новая деятельностная образовательная среда школы.

  3. Принципиальное отличие целей: работа на результат

  4. Новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях.

  5. Принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат.

  6. Социум как партнёрская среда;

  7. Школа как открытое образовательное пространство.

Введение федерального государственного образовательного стандарта является длительным процессом системной инновации. О введении ФГОС можно говорить достаточно долго. Мы решили остановиться сегодня на следующих моментах:

Управленческое мышление руководителей школы.

Принципиальное отличие целей: работа на результат.

Новая деятельностная образовательная среда школы.

Новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях.





1. Управленческое мышление руководителей школы
С введением ФГОС изменилось в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности к подходам и идеологии её организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации школы.
Вся работа начинается с анализа и определения необходимых изменений.

Н

а

п



р

а

в



л

е

н



и

е

а



н

а

л



и

з

а


Направления анализа (слайд 11):

Существующие и реализуемые результаты образования

Требования ФГОС к планируемым результатам





Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии




Существующий процесс образования: содержание и технологии





Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программам, оборудованию кабинетов




Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов






Кадровое обеспечение школы

Средний педстаж – 22,7 лет

Средний возраст – 46,3 лет
Материально-техническое обеспечение (слайд 12)

В МБОУ «Бородинская СОШ №2» созданы благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения безопасности функционирования школы. Кабинеты оснащены современной школьной мебелью, оборудованием, медиаресурсами.

В школе 1 компьютерный кабинет, спортзал, тренажёрный зал, кабинет психологической разгрузки, столовая, медицинский кабинет, выделенная зона для первоклассников с 2 учебными кабинетами, 2 спальнями, игровой, туалетными комнатами.

С целью введения ФГОС особое внимание уделяется обеспечению информационной техникой: в школе 23 компьютера, 22 ноутбуков, нэтбуков 79. 16 кабинетов оборудованы мультимедийными проекторами, 2 кабинета интерактивной доской, 3 кабинета интерактивными приставками. Пятиклассники обучаются по электронным учебникам.


Планирование

Одной из основных управленческих функций и основой работы образовательного учреждения является планирование. Особенно актуальной проблема планирования становится в условиях быстро меняющейся внешней среды, когда, казалось бы, не имеет смысла говорить о планировании вообще. В таких условиях на первое место выходит умение анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие учебного заведения, оценивать возможные риски и вероятность развития событий по тому или иному сценарию; выбирать приоритетные направления развития; осуществлять мониторинг, своевременно и аргументировано вносить изменения в планирование работы.

Продуманное, обоснованное планирование выступает важнейшим стимулом для развития всего коллектива. Оно поощряет руководителей школы мыслить перспективно, стимулирует их к реализации своих решений в дальнейшей работе. Устанавливаются показатели деятельности для последующего контроля, и улучшается его качество и объективность. Более рационально распределяются ресурсы. В итоге школа становится более подготовленной к внезапным переменам.

Так с 2007 года МБОУ «Бородинская СОШ №2» стала базовой площадкой ГОУ ДПО «ИПК и ППРО ТО» по теме «Создание здоровьесберегающей среды как условие повышения качества образования», с 2007 по 2012 год в рамках муниципальной экспериментальной площадки осуществляла программу «Школа полного дня». Эти программы позволили нам более безболезненно приступить к реализации ФГОС НОО в 2010 году, так как эти направления являются неотъемлемой частью федерального государственного стандарта второго поколения.


К основным принципам планирования мы относим (слайд 13):
1) Принцип единства (холизма) – планирование должно иметь системный характер.
2) Принцип участия – каждый сотрудник школы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. У каждого из сотрудников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух образовательного учреждения. Применение принципа участия способствует тому, что сотрудники занимаясь планированием, развиваются как личность. у них появляются новые навыки, новые знания, и развиваются их личностные возможности, а значит, школа приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.
3) Принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется в рамках установленного цикла и непрерывно приходят на смену друг другу.
4) Принцип гибкости – связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

5) Принцип точности – планы конкретизированы и детализированы.


Планирование – это процесс, завершающийся составлением плана стратегических мероприятий, который представляет собой описание последовательности действий, направленных на достижение стратегических целей.
Мы предлагаем вам составить алгоритм действий по контролю введения ФГОС на уроках, т.е. получения предметных, метапредметных результатов, опираясь на таблицу «Планируемые результаты» (слайд 14).
Чтобы составить план мероприятий для контроля введения ФГОС мы предлагаем обратиться к основным педагогическим задачам, который решает федеральный стандарт (слайд 15). По нашему мнению это поможет при составлении плана работы:

  • постоянное изучение мотивов совместной деятельности обучающихся;

  • своевременное выявление, определение значимых для школьников дел и проблем, побуждающих к взаимодействию;

  • привлечение всех детей к решению вопросов целеполагания, планирования, анализа;

  • раскрытие значимости действий каждого обучающегося как для достижения общего результата, так и для его личностного развития;

  • cсоздание ситуаций выбора детьми форм и способов своего участия в групповой, коллективной деятельности;

  • постоянное расширение диапазона и обеспечение сменяемости ролей, выполняемых школьниками в классе;

  • использование различных подходов к формированию микрогрупп и пар, обеспечение сменяемости их состава;

  • выявление лидеров, способных влиять на организацию работы микрогрупп, регулирование их внутренней деятельности и внешнего взаимодействия;

  • поэтапное делегирование детям полномочий решения управленческих задач организации жизнедеятельности класса;

  • организация как индивидуальной, так и коллективной рефлексии;

  • реализация различных ролевых позиций педагога.



Мониторинг.

Невозможно осуществлять планирование деятельности школы без целенаправленного мониторинга. Мы осуществляем мониторинг по следующей схеме (слайд 16):




Мониторинг выявил проблемы по введению и реализации ФГОС:

  • недостаточная готовность педагогического коллектива к осуществлению системного развития школы;

  • неподготовленность кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний;

  • недостаточный опыт проектной и исследовательской деятельности;

  • параллельное существование старой (знаньевой) и новой систем.

С целью ликвидации проблем все педагоги, работающие по ФГОС прошли курсы повышения квалификации (слайд 17).

«Великая цель образования –

это не знания, а действия»



Гербер Спенсер
2. Новая деятельностная образовательная среда школы
включает (слайд 18):

  • комплекс информационно-образовательных ресурсов на различных носителях;

  • совокупность средств обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

  • систему педагогических технологий;

  • организационно-экономические и финансовые механизмы;

  • кадровое обеспечение.



обеспечивает (слайд 19):

  • содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса;

  • эффективную организацию ФГОС: планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг;

  • сетевое взаимодействие участников образовательного процесса;

  • сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы;

  • поддержку деятельности педагога.


Большое внимание мы уделяем технологии проектирования образовательной среды:

  • цель: проектирование фрагментов реальности с заданными свойствами, а через неё – опосредованное влияние на сознание и поведенческие модели учащихся;

  • усиление технологичности в образовательном процессе (целеполагание, этапность, пошаговость, предсказуемость результатов);

  • уменьшение элементов стихийности и усиление управляемости в процессе становления школьников;

  • предмет проектирования: информационно-познавательный, материально-технический, предметно-деятельностный, коммуникативно-мыслительный, социально-мировоззренческий и т.д.



3. Принципиальное отличие целей: работа на результат
Главный результат деятельности школы это выпускник. В современных условиях изменился портрет выпускника. Обращаем Ваше внимание на следующую таблицу (слайды 20, 21)

Выпускник начальной школы

Выпускник основной школы

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные ценности;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и сомообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.



Необходимое условие введения ФГОС это достижение метапредметных результатов (слайд 22):


ФГОС НОО

ФГОС ООО

  • освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

  • построение индивидуальной образовательной траектории.

Мы подготовили несколько видеороликов уроков. Ваша задача определить реализуется ли ФГОС на данных уроках. Результаты просим внести в таблицу:

Оценочный лист «Анализ урока»



Эпизод урока соответствует требованиям ФГОС

(объяснить своё мнение)



Эпизод урока соответствует традиционной школе

(объяснить своё мнение)



1







2







3







4







5







6







7







8







Произошли изменения в оценке достижений планируемых результатов.

Большая роль в этом отводится проектной деятельности. Если проекты в стандартах 2004 года выполнялись выборочно, то в стандартах 2010, 2012 годов – обязательное условие.



Предмет оценки

Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования


Итоговая оценка



Накопительная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности




Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект









Динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов


Уровень усвоения основных способов дейсвий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени обучения


(слайд 23)

В ходе введения ФГОС начального общего и среднего общего образования для достижения целей мы обратились к современным педагогическим технологиям:



  • Технология развития критического мышления обучающихся.

  • Технология проектного обучения.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология формирования универсальных учебных действий.

  • Технология оценки достижения планируемых образовательных ресурсов.

  • Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения.

  • Технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Технология подготовки урока в современной информационной среде.

  • Способы формирования и оценки универсальных учебных действий.


Проблемы и пути их решения
При реализации чего-то нового, в частности ФГОС, возникают те или иные проблемы. Мы предлагаем вам сформулировать некоторые возможные проблемы по предлагаемым рисункам (слайды 25, 26, 27, 28).
Проблема №1

Проблема №2



Проблема №3



Проблема №4




Для решения проблем мы использует методику «Зеркало инновационных преобразований в практике».

Постановка проблемы – что меня волнует. Проблема должна быть сформулирована чётко и ясно.

Причины – должны быть сформулированы с «не» или «нет». Причины должны быть реальными, влияющие.

Цель – должна отражаться в зеркале проблемы. Сколько проблем – столько целей.



Мероприятия – это, через что решается задача (например, курсы повышения квалификации, тематический педсовет, круглый стол, создание банка данных (коллектор)).

Ресурс – это всё-то, чем мы пользуемся (ресурсы финансовые, временные, человеческие, материальные и т.п.).



Продукт – что готово к использованию.

Критерии эффективности – как проверить устранение проблемы.

Степень разработанности проблемы – то, к чему мы обращались для разрешения проблемы.

На предыдущем этапе вы сформулировали проблемы. Предлагаем вам, используя предложенную методику, найти пути разрешения проблемы (слайд 29).



Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»


  1. Постановка проблемы:

2. Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)




Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»


  1. Цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:




  1. Мероприятия, ответственные






  1. Ресурс: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Продукт:

1)

2)

3)


  1. Критерии эффективности:

1)

2)

3)

4)
II. Степень разработанности проблемы

(Кто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?)

Надеемся, что предложенная методика поможет Вам в работе и придти к следующей модели ученика (слайд 30).



4. Новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях.

Если действовать не будешь,

Ни к чему ума палата.

Шота Руставели.


Учитель – ключевая фигура современной школы. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы.

Большие требования предъявляются к педагогу, к его профессиональным и личностным качествам. Он должен быть креативный; владеющий современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующий с семьями обучающимися; открытый новшествам; мотивированный на работу с обучающимися; способный к личностному и профессиональному развитию.


Учитель должен:

  • использовать деятельностный (компетентностный) подход и соответствующие ему технологий обучения;

  • формировать универсальные учебные (метапредметные) действия учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся;

  • осуществлять внутрипредметную и межпредметную интеграцию содержания образования;

  • опираться на знания о детской возрастной психологии и психологии обучения (слайд 32).

Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество учителя и учеников. От учителя требуется:



  • побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

  • сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

  • побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;

  • давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах;

  • предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом.


В процессе решения общих задач инновационной деятельности учителями решаются различные частные задачи: анализ и выявление проблем собственной деятельности; анализ и выявление проблем деятельности групп, в которые входит учитель и педагогического коллектива школы в целом; поиск и оценка новшеств; разработка инновационных предложений; проектирование новой модели собственной деятельности; участие в проектировании будущей педагогической системы школы.
Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом.

Любая деятельность опирается на мотивацию. Не редко основными мотивами включения в инновационную деятельность оказываются материальные мотивы (дополнительная оплата) или стремление избежать напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе.


«Один в поле не воин». Только в сотрудничестве и взаимодействии можно достичь желаемых результатов. В этом огромную роль играет методическое объединение педагогов.

Методическая работа направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, на достижение нового качества образования.


Основной целью методической работы является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога, способного решать задачи достижения нового качества образования (слайд 33).
В школе осуществляется специальный комплекс мероприятий, который базируется на достижениях положительного педагогического опыта и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.

Осуществляется деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а так же создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса; специальный компонент управления, условия и средства качественного выполнения всей деятельности образовательного учреждения, достижения его эффективности.

Осуществляется обмен опытом работы на уровне школы, района, области (слайды 34,35,36).

Внеурочная деятельность
ФГОС определяет работу детей не только в первую половину дня, но и вторую тоже. Обучающиеся проводят в школе целый день. Предлагаем для просмотра небольшой видеоролик, отражающий эти моменты. Просим дать свою оценку этой работе.

Оценочный лист



Действие

Оценка

Соблюдается ли режим работы




Соблюдается ли режим отдыха




Соблюдается ли режим питания




Соблюдается ли питьевой режим




Соответствие материальной базы




Соответствие санитарным условиям




Поведение воспитателя




Учитываются ли интересы обучающихся



Мы приглашаем вас, посмотреть сказку, подготовленную педагогами дополнительного образования.




Подведение итогов семинара

Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе


Какие возможности для Вас открылись сегодня?










С какими трудностями Вы сегодня встретились?










Что вы думаете о прошедшем семинаре?










Что вам понравилось?










Что осталось неясным?










В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?