Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических орга - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гиа обучающихся 9 классов по физике как составляющая часть системы... 1 91.23kb.
1. Притча о мудром царе. К некоему царю пришли просители. Чтобы никому... 1 116.2kb.
«Великая Отечественная война в произведениях наших писателей» 1 38.56kb.
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию... 1 351.56kb.
Урок-конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее» 1 137.94kb.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям 1 12.17kb.
Одиноки ли мы во Вселенной? 1 148.31kb.
Почему же именно карликовый кролик 1 325.38kb.
Предлагаемый элективный курс «Применение ms excel для экономических... 1 142.71kb.
Номер: №11 (68) ноябрь 2003 / Техника и оборудование Материал 1 250.17kb.
Условия для реализации образовательных программ Характеристика здания 1 370.97kb.
Способы ведения конкурентной борьбы 1 112.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация - страница №1/2





Впервые опубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва):
Федоров А.В. Современное медиаобразование во Франции и России (2000-2009) // Инновации в образовании. 2009. № 11. C.44-68.

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,

проректор по научной работе

Таганрогского государственного педагогического института.

mediashkola(at)rambler.ru


Prof. Dr. Alexander Fedorov,

president of Russian Association for Film and Media Education,

pro-rector of Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola(at)rambler.ru


Аннотация.

Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и французских вузов и школ прежде всего связаны с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства многих учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования.

Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических организаций, медийного сообщества. В целом сравнительный анализ современной медиаобразовательной политики во Франции и России XXI века показал, что, несмотря на определенные различия, у нее есть общий чрезвычайно актуальный в эпоху изощренных медийных манипуляций вектор — стремление к развитию критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения.
Modern Media Education in France and Russia (2000-2009)

The author of this article thinks, that the basic difficulties of wider introduction of media education in the Russian and French universities & schools first of all are connected with patent defect purposefully prepared of media educators; with the certain inertness of many educational establishments; with traditional approaches of the education ministery structures concentrating the attention on support of training computers’ courses and information technologies and much smaller attention to actual media education problems.

The target to give media education movement a new pulse is connects with the consolidation of all educational and media educational organizations and media communities. As a whole the comparative analysis modern media education in France and Russia in XXI centuries has shown that, despite of the certain distinctions, it has common extremely actual in epoch refined media manipulations vector - aspiration to development of critical and democratic thinking, creative abilities on media material - at all levels of training.
Ключевые слова:

медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, сравнительный анализ, школы, вузы, педагоги, Франция, Россия. Media education, media literacy, media competence, comparative analysis, schools, universities, educators, France, Russia.


Современное медиаобразование во Франции и России (2000-2009 годы)*
*написано при поддержке гранта Foundation Maison des Sciences de l'Homme (FMSH, Paris, France, May-June, 2009).
Вовлеченность аудитории в процесс медиаобразования
Франция. В течение первого десятилетия XXI века медиаобразование во Франции развивалось достаточно интенсивно. При этом, бесспорно, сохранялось лидерство государственного национального медиаобразовательного центра (с многочисленными филиалами в разных городах Франции) CLEMI - Сentre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. К примеру, только в 2007-2008 годах в процесс медиаобразования (с учетом деятельности всех национальных отделений CLEMI) было вовлечено 30 тысяч человек. Из них — 24,5% составили школьники, 8% - студенты, 13,7% - педагоги, 9,5% - члены различных ассоциаций, 4,5% - исследователи. Остальную аудитория - журналисты, библиотекари, работники архивов, иностранцы и пр. [CLEMI, 2009, p.10]. Успешно проведенная в 2008 году 19-я национальная Неделя прессы и медиа в школе вовлекла в свою деятельность 4,7 миллиона учащихся и 415,5 тысяч педагогов в четырнадцати тысячах учебных заведений по всей территории Франции [CLEMI, 2009, p.12]. Как всегда в Неделе прессы и медиа участвовали профессиональные журналисты из 1750 средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет).

Вместе с тем, стоит отметить, что во Франции до сих пор не создана национальная ассоциация деятелей медиаобразования по типу ассоциаций, существующих, к примеру, в Канаде, США или России.


Россия. В начале XXI века группа медиапедагогов Таганрогского государственного педагогического института разработала пакет документов для открытия новой вузовской медиаобразовательной специализации. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. - «Медиаобразование», которая теперь может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России. С сентября 2002 году Таганрогский государственный педагогический институт начал подготовку педагогов по данной специализации.

Проблемами развития медиаобразования и повышения информационной грамотности россиян в последнее время заинтересовалась и Общественная Палата Российской Федерации. В 2006-2008 годах эти вопросы не раз рассматривались на ее рабочих заседаниях. В мае 2009 года на заседании Московской городской думы были приняты рекомендации внедрения в столичных школах интегрированного и факультативного медиаобразования. В 2006-2008 годах в России возникли новые организации, поддерживающие и развивающие движение медиаобразования: Сибирская Ассоциация медиаобразования (руководитель - И.В.Жилавская), Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (httpHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" ://HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" .HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" urfomediacenterHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" .HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" ru) под руководством профессора Н.Б.Кирилловой, Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург, директор центра – А.Р.Кантор, httpHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" ://HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" .HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" omoHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" -HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" psHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" .HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" ru), ставший инициатором издания нового российского журнала – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества», который стал регулярно выходить с 2007 года.

Набирает силу научная школа доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики Белгородского государственного университета, А.П.Короченского, исследующего образовательные процессы на стыке медиакритики и медиаобразования [Короченский, 2003].

При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006, 2007, 2008), Белгороде (2006, 2007, 2008) и Екатеринбурге (2007).

Можно назвать немало конкретных российских городов и учебных заведений, активно продвигающих идеи медиаобразования – и в теории – и на практике. Помимо традиционно известных медийных вузов и факультетов (ВГИК, факультеты журналистики МГУ, Санкт-Петербургского государственного университета и др.) учебные курсы по медиаобразованию и медиакультуре на сегодняшний день читаются в Таганрогском государственном педагогическом институте, Тверском государственном университете, Воронежском государственном университете, Государственном университете управления, Московском институте открытого образования, Екатеринбургском государственном университете, Томском институте информационных технологий, в Челябинском государственном университете, Южно-Уральском государственном университете, Тамбовском государственном университете, Бийском государственном педагогическом университете, Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков, Курганском государственном университете, Омском государственном университете, Южном Федеральном университете, Ростовском государственном экономическом университете, в Алтайской государственной академии культуры и искусств, Поморском государственном университете, Краснодарском университете культуры и искусств и др.

По данным А.В.Шарикова [Шариков, 2006, с.40] медиаобразование охватывает сегодня 14 % школ российских в городах с населением от 500 тысяч человек и более. Только в Москве в процесс медиаобразования вовлечены десятки средних учебных заведений — от начальной школы до гимназии и лицея.

Преподают в различных московских учебных заведениях и сотрудники лабораториями экранных искусств и медиаобразования и экспериментальной работы Российской Академии образования.
Медиаобразование на материале прессы
Франция. Медиаобразование на материале прессы традиционно самая сильная сторона французской модели медиаобразования. Именно в этом направлении осуществляется львиная доля деятельности CLEMI, проходит большая часть ежегодных конференций и семинаров. Очаги медиаобразования на материале прессы есть практически во всем французских школах. В начале текущего столетия во Франции был успешно проведен второй национальный конкурс школьных и лицейских журналов, в котором участвовали 982 журнала, созданных школьниками [CLEMI, 2009, p.19].

К сожалению, как показывает практика, массовость такого рода медиаобразования не всегда гарантирует достижения его главной цели, которая, согласно модели CLEMI, состоит в развитии критического и демократического мышления личности средствами и на материале медиа. К примеру, читая заметки французских учащихся, опубликованных в лицейских газетах, можно обнаружить, что в международной тематике они явно находятся в рамках некритического восприятия стереотипов западных масс-медиа.. Так, оценивая современные события в России, лицеисты просто повторяют штампы «большой» французской прессы (диктатура Путина, газовое оружие России и т.п.), рассматривая исключительно негативные аспекты российской жизни и не пытаясь хоть как-то проанализировать различные точки зрения на события [Cit.: De l'actualite', 2008, p.9].


Россия. В России сегмент медиаобразования на материале прессы традиционно развит также весьма широко. Общая координация осуществляется агентством ЮНПРЕСС ( httpHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" ://HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" wwwHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" .HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" ynpressHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" .HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" comHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" )HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" , основавшем Медиашколу ЮНПРЕСС (http://www.mediashkola.ruHYPERLINK "http://www.mediashkola.ru/" )HYPERLINK "http://www.mediashkola.ru/" . Конференции, слеты юных журналистов, мастер-классы, конкурсы — вот только некоторые аспекты деятельности этой организации. Активно работает также портал школьной прессы - http://portal.lgo.ru/
Медиаобразование на аудиовизуальном материале
Франция. В первом десятилетии XXI века аудиовизуальное медиаобразование активно развивалось как на уровне подготовки будущих медийных профессионалов в вузах, так и на уровне охвата массовой, прежде всего — школьной аудитории. Успехи CLEMI на данном направлении не столь впечатляющи, как по линии медиаобразования на материале прессы, однако с 2000 по 2009 годы был проведен ряд семинаров и тренингов, включая материал телевидения, радио и веб-радио.
Россия. Массовое аудиовизуальное медиаобразование — традиционная область деятельности Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

(HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" httpHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ://HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" eduHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" .HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ofHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" .HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ruHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" /HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" mediaeducationHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" )HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" . Помимо учебных курсов по аудиовизуальному образованию в вузах, школах и учреждениях дополнительного образования в России проводятся образовательные кинофестивали, семинары и конференции.



Медиаобразование с помощью интернет-сайтов
Франция. Учитывая стремительный рост влияния интернет-сайтов на подрастающее поколение, CLEMI активизировала свою деятельность в данном направлении. Это касается не только расширения функций и поддержки базового сайта организации www.clemi.org, содержащего тексты и аудиовизуальные файлы медиаобразовательного характера, но и проведения семинаров и круглых столов по тематике интернет-образования. В итоге это привело к восьмикратному увеличению числа посещений страниц сайта (2008) по сравнению с аналогичными данными начала XXI столетия [CLEMI, 2009, p.20-21]. Во Франции существуют также и другие медиаобразовательные сайты или медиапедагогические секции в рамках образовательных сайтах (www.educaresources.education.fr, www.curiospere.tv и др.).
Россия. С 2005 года помимо печатной появилась и полная электронная версия всероссийского журнала «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary). В 2000-х годах был создан ряд российских сайтов медиаобразовательной тематики: Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (httpHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ://HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" eduHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" .HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ofHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" .HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" ruHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" /HYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" mediaeducationHYPERLINK "http://edu.of.ru/mediaeducation" HYPERLINK "http://www.medialiteracy.boom.ru/" http://www.medialiteracy.boom.ru http://www.mediaeducation.boom.ru ), Федерация интернет-образования России: http://www.fio.ruHYPERLINK "http://www.fio.ru/" , HYPERLINK "http://www.fio.ru/" агентство ЮНПРЕСС: httpHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" ://HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" wwwHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" .HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" ynpressHYPERLINK "http://www.ynpress.com/" .HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" com,HYPERLINK "http://www.ynpress.com/" Медиашкола ЮНПРЕСС: http://www.mediashkola.ruHYPERLINK "http://www.mediashkola.ru/" ,HYPERLINK "http://www.mediashkola.ru/" Лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования: http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm,HYPERLINK "http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm" HYPERLINK "http://www.art-education.ru/otd-dop-ekran.htm" Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования: httpHYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" ://HYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" .HYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" mediaeducationHYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" .HYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" ruHYPERLINK "http://www.mediaeducation.ru/" , Научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования: http://www.ioso.ru/scmediaHYPERLINK "http://www.ioso.ru/scmedia/" , HYPERLINK "http://www.ioso.ru/scmedia/" кафедра социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института http://www.tgpi.ttn.ruHYPERLINK "http://www.tgpi.ru/" , HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/news/2008/01/30/8" \t "_blank" Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург) HYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" http://www.omo-ps.ruHYPERLINK "http://www.omo-ps.ru/" , HYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" \t "_blank" Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования – www.urfomedicenter.ruHYPERLINK "http://www.urfomediacenter.ru/" , Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий - http://tiit.tomsk.ru/homeHYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" . Под руководством А.В.Федорова был создан сайт открытая электронная научная библиотека «Медиаобразование» - http://edu.of.ru/medialibraryHYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" ).

В 2008 году силами Межрегиональной организации «Информация для всех» (HYPERLINK "http://www.ifap.ru/" httpHYPERLINK "http://www.ifap.ru/" ://HYPERLINK "http://www.ifap.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.ifap.ru/" .HYPERLINK "http://www.ifap.ru/" ifapHYPERLINK "http://www.ifap.ru/" .HYPERLINK "http://www.ifap.ru/" ruHYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" ), HYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" возглавляемой А.А.Демидовым, и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducaHYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" tion)HYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" был создан портал «Информационная грамотность и HYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" медиаобразование» HYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" httpHYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" ://HYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" wwwHYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" .HYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" mediagramHYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" .HYPERLINK "http://www.mediagram.ru/" ruHYPERLINK "http://tiit.tomsk.ru/home" , включающий полные тексты монографий, учебных пособий и программ, авторефератов и статей по теме медиаобразования и информационной грамотности. Все они находятся в свободном доступе и могут использоваться как в учебном процессе, так и в процессе медийного самообразования широкой аудитории.

Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г. Тольятти.


Публикации по медиаобразовательной тематике
Франция. С 2000 по 2009 год во Франции было опубликовано свыше сорока изданий (монографий, учебных пособий, сборников статей) по теме медиаобразования. Из них треть издано при участии CLEMI. Среди них можно отметить монографию Сержа Тиссерона «Кто боится видеоигр?», в которой он не только систематизирует жанры и темы видео/компьютерных игр и предупреждает об опасностях «игромании», «подводных камней» эксплуатации игрового насилия, но и дает методические советы родителям медиаобразовательного характера [Tisseron, 2008, p.145-153].

Еще больший спектр медиаобразования охватывает книга Ф.Бартелеми «Школа и медиа», где автор дает краткую характеристику медийным видам и жанрам, ключевым понятиям медиаобразования. В частности, он, как и многие другие эксперты в области медиаобразования (см., например, результаты опроса экспертов: Fedorov, 2007], обращает внимание на терминологический разброс в данной области [Barthelemy, 2004, p.82] и выделяет семиотический и критический подходы как ведущие в процессе современного медиаобразования во Франции [Barthelemy, 2004, p.95-98].

В 2005 году CLEMI вышла книга «Медиаобразование от начальной школы до лицея». В ней подробно рассмотрены медиаобразовательные технологии в учебном процессе современного лицея (с использованием прессы, радио, фотографии, рекламы, интернета). Авторы подчеркивают, что процесс медиаобразования всегда связан с коллективной работой над проектами (в том числе - и созданием школьной прессы) [Savino & Marmiesse, 2005, p.13]. Это издание в чем-то перекликается с вышедшей тремя годами раньше книгой Мишеля Тьебо «Визуальное обучение в школе» [Thiebaut, 2002], но отличается большей широтой подхода к различным видам медиа.

Не забыта французскими исследователями и история развития медиаобразования. В сборнике «Педагогическое и научное кино» [Pastre-Robrt, Dubost et Massit-Follea, 2004] анализируется коллекция педагогических фильмов 1910-1955 годов (2700 фильмов), работа киноархивов, использование кино в педагогическом процессе. А в сборнике «Кино — школа — туда и обратно» [Nourrison et Jeunet, 2001] - история кинообразования во французских школах с 1909 по 1935 годы, в предвоенный период 1936-1940 годов, кинообразование во французских лицеях с начала XX века до 1970 года.

Некоторые из книг, изданных во Франции в XXI веке, весьма оригинальны по замыслу. Так в работе Доминика Шанселя «Европа на экране: кино и преподавание истории» дается подробный анализ (в контексте медиаобразования) ключевых европейских фильмов, отражающих такие важные для социальной политики темы, как национализм, милитаризм, феминизм, иммиграция, права человека и др. [Chansel, 2001, p.9-10]. Интересно, что два из 50-ти фильмов, отобранных автором, созданы в России («Летят журавли» М.Калатозова и «Маленькая Вера» В.Пичула). Автор книги справедливо полагает, что предложенный им анализ может быть использован в образовательном процессе современных учебных заведений, в частности, на занятиях по истории, обществоведению, литературы и других искусств. Анализ каждого фильма сопровождается ключевыми вопросами для понимания его социокультурного, политического и художественного контекста и значения [см., например, вопросы на страницах 54-55 и 118-119, касающиеся фильмов М.Калатозова и В.Пичула].

В книге А.Бергала «Гипотеза кино» анализируется состояние дел в кинообразовании, дается анализ фильма на занятиях в школе. «Я убежден, - пишет автор, - что нужно сделать приоритетным подход к кино и как к искусству, и как к идеологическому вектору, что не отменяет важности изучения киноязыка и критического анализа» [Bergala, 2006, p.33-34]. Основываясь на собственной педагогической практике, А.Бергала настаивает на приоритетности использования на медиаобразовательных занятиях возможностей DVD [Bergala, 2006, p.118-124].

Если книга Д.Шанселя написана на кинематографическом материале, то работа «Школа и телевидение: культурный шок» [Harle', 2004] касается сложных взаимоотношений публики с телевизионными текстами. Работа «Молодежь и медиа. Причины популярности» [Corroy, 2008] еще более конкретизирует ситуацию. К примеру, там анализируется восприятие аудиторией книжного и киносериала о Гарри Потере и сериала «Самая лучшая жизнь», приводятся результаты исследования на тему «Подростки и блоги, интернет-форумы, СМС».
Россия. В 2000-х годах в России резко увеличилось количество публикаций на медиаобразовательную тему. С 2001 по 2009 годы было издано свыше 60 монографий и учебных пособий, десятки научных сборников и сотни статей по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. С 2005 года при поддержке МОО «Информация для всех» и Московского бюро ЮНЕСКО в России стал издаваться Всероссийский журнал «Медиаобразование» (4 номера в год). Подробно с полными текстами российских монографий, учебных пособий, научных сборников и журналом «Медиаобразование» можно познакомиться на сайте «Научная библиотека «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary).
Разработка учебных программ, пособий и инструктивной документации по медиаобразованию
Франция. В CLEMI разработаны подробные программы и методические рекомендации по медиаобразованию для начальной и средней школы, лицеев — как для школьной аудитории, так и для учителей [Savino-Blind, Bevort, Fremont, Menu, 2008, p.8-34]. В частности, предполагается, чтобы учащиеся сравнивали точки зрения авторов медиатекстов разных видов и жанров, обнаруживали их противоречия, идентифицировали источники информации, анализировали сюжетные конструкции, аудиовизуальный ряд, экономические механизмы рекламы, аргументировано обосновывали свою точку зрения, умели создавать собственные медиатексты и т.д. В итоге аудитория должна обладать развитым критическим мышлением по отношению к медиа и медиатекстам, основанным на демократических ценностях.

Более подробно методика медиаобразования на материале прессы разработана в учебном пособии О.Шеневез и П.Фамери, где предлагаются следующие этапы работ с прессой: обоснование названия и стиля школьной газеты, создание команды редакции, учитывающей «разнообразие талантов», выбор рубрик, жанров и сюжетов для статей, обучение таким азам журналистики, как композиция газетной страницы, конкретной статьи, подбору иллюстраций, умению составить вопросы к интервью и т. д. При этом не забыты проблемы свободы слова и морали, правовые вопросы журналистики [Chenevez & Famery, 2005, p.5-6]. Аналогично, но уже на материале радио, построено учебное пособие Ж.-М.Жирарадо. Помимо работы с традиционными видами радио здесь затрагивается и специфика интернетных радиопередач [Girarardot, 2004].

Аудиовизуальная сфера медиаобразования представлена в методических рекомендация П.Бертело, Э.Бевор и др. под названием «Телевидение: способ использования». Здесь дается представление о телевизионных жанрах и особенностях телеязыка, о том, как создаются телепередачи, и как они воспринимаются различными социальными, возрастными и иными группами аудитории [Berthelot, Bevort. et les autres, 2003, p.8-47]. Еще детальнее методика медиаобразования на материале телевидения с четкой ориентацией на развитие критического и демократического мышления дана в учебном пособии, разработанной сотрудниками отделения CLEMI в Бордо [CLEMI de l'academie de Bordeaux, 2003, p.78-83].

Сотрудники регионального отделения CLEMI в Бордо разработали также методические рекомендации для использования интегрированного медиаобразования на уроках французского и иностранных языков, литературы, истории, географии, художественного образования, экологии, математики, технологии и др. [CLEMI de l'academie de Bordeaux, 2003].

В 2005 году было выпущено второе издание словаря ключевых терминов медиаобразования [Breda, 2005]. Здесь следует отметить, что аналогичные словари, даже еще более обширные по материалу созданы также и в других странах (США, Канаде и России).

В 2006 и 2009 годах при поддержке ЮНЕСКО были выпущены (на английском и французском языках) два учебных пособия под редакцией профессора Sobonne-Nouvelle Дивины Фрау-Майгс и менеджера программы «Медиаобразование и медиаграмотность» (Альянс цивилизаций, ООН) Джорди Торрента [Frau-Meiges, 2006; Frau-Meiges & Torrent, 2009]. В них доступным для школьных учителей языком рассказывается об основных медиаобразовательных подходах, дается методология и методика интегрированного и автономного медиаобразования в процессе обучения школьников и педагогов. Так, предлагаются следующие модули обучения: медиа в социокультурном контексте; медийная продукция; языки медиа; медийные репрезентации; аудитория и ее восприятие медиатекстов; педагогическая методика медиаобразования [Frau-Meiges, 2006, p.8-19].


Россия. С 2000 по 2009 год российские медиапедагоги разработали около 40 учебных программ для школ и вузов и опубликовали свыше 20 учебных пособия для учебных заведений различного уровня. Полные тексты учебных пособий и программ можно прочесть и скачать по адресу http://edu.of.ru/medialibrary
Исследования по медиаобразовательной тематике
Франция. Развитие демократического и критического мышления учащихся остается приоритетной целью большинства медиапедагогов Франции. Эта тенденция находит свое отражение и в официальных документах CLEMI [CLEMI, 2008, p.95; 2009, p.39]. Проводились и компаративистские исследования, например, был сделан анализ развития медиаобразования в США сравнительно с аналогичными процессами во Франции [Corroy, 2008]. В 2008 году вышел коллективный сборник «Молодежь и медиа в Европе» [Jacquinot-Delaunay, 2008], в котором анализируются современные тенденции исследований в различных европейских странах (к сожалению, без учета России).

Жак Гонне (еще в пору, когда он возглавлял CLEMI) написал исследовательскую работу «Медиаобразование: плодотворные споры» [Gonnet 2001] в которой в полемической форме попытался исследовать трудности и противоречия (как в теоретическом, там и в практическом плане), с которыми сталкивается развитие медиаобразования. Спустя пять лет его коллега Луис Поршер опубликовал монографию «Медиа между образованием и коммуникацией» (2006), где было продолжено теоретическое исследование проблем — как на уровне развития критического мышления, так и на уровне сюжетной феноменологии и диалога, восприятия и языка медиа [Porcher, 2006, p.118-129].

В 2004 году во Франции вышел сборник, посвященный вопросам изучения киноискусства и телевидения в вузах - «Кино/аудиовизуальное образование. Состояние дел и перспективы», в котором была опубликована статья Эрика Шмулевича «Структура кинематографического и аудиовизуального образования в постсоветской России [Schmulevitch, 2004, p.229-234].

Насколько показал мой анализ научной литературы в парижских библиотеках (2009), эта статья - практически единственная работа о российском кино/медиаобразовании, опубликованная французским автором в XXI веке. Тем сильнее было мое разочарование в процессе ее чтения. Оказалось, что тема, заявленная в заголовке статьи, оказалась совершенно не раскрыта. Автор сделал лишь краткий (в пределах одной страницы) экскурс в историю кинообразования в СССР и столь же краткий обзор факультетов и специальностей ВГИКа, взятый, по-видимому, из текстов официального сайта этого ведущего вуза России в области кино. И не удивительно - в списке использованной литературы у Э.Шмулевича нет ни одной российской книги, изданной в 90-х годах XX века или в начале XXI века. Таким образом, французским читателям так и не удалось узнать, чем же кинообразование в постсоветской России отличается от советского этапа, и существуют ли в России кроме ВГИКа еще какие-нибудь учебные заведения, занимающиеся кинообразованием. Нет в статьи и каких-либо сведений о развитии кино/медиаобразования массовой аудитории современной России. Автор статьи не нашел нужным прочесть хотя бы одну из сотен российских книг и статей по кино/медиаобразованию, изданных после 1991 года...

В течение XXI века во Франции было защищено несколько диссертаций медиаобразовательной тематики [Boutin, 2001; Loicq, 2004; Orban de Xivry, 2004; Poidevin, 2004 и др.], однако их число существенно меньше аналогичного показателя в России, где с 2000 по 2009 годы было защищено 8 докторских и 40 кандидатских диссертаций по медиаобразовательной тематике.
Россия. С 2000 по 2009 год научно-исследовательские проекты российских ученых по медиаобразовательной тематике неоднократно получали грантовую поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD, Foundation Maison des Sciences de l'Homme и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов. В моих предыдущих работах [Федоров, 2001; Федоров, 2007, Fedorov, 2008 и др.] был дан подробный российских исследований в области медиаобразования. Полные тексты российских монографий и авторефератов диссертаций можно прочесть и скачать по адресу http://edu.of.ru/medialibrary
Медиаобразовательная активность на международном уровне
Франция. CLEMI продолжает активно участвовать во всех медиаобразовательных акциях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза и Совета Европы, в международных конференциях по медиа и медиаобразованию в различных странах мира. Сотрудники CLEMI регулярно выезжают за границу для проведения специализированных семинаров и лекций. С 2008 года французские медиапедагоги участвуют в проекте ООН «Альянс цивилизаций» в рамках проекта «Медиаобразование и медиаграмотность» www.aocmedialiteracy.org [Frau-Meiges, Torrent, 2009, p.15-21].

Большое значение для французских педагогов, бесспорно, имеет принятая Европейским парламентом Резолюция [European Parliament Resolution, 2008], в которой провозглашается обязательность внедрения медиаобразования во всех школах (с 1 по 12 классы) стран Европейского Союза, и, следовательно и Франции.


Россия. Благодаря полученным российскими учеными научно-исследовательским грантам, они в 2000-2009 годах имели возможность работать в ведущих научных центрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Брюсселя, Берлина, Будапешта, Торонто и др. городов мира, участвовать в крупнейших международных научных конференциях по медиаобразованию (в США, Канаде, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Бразилии, Польше, Чехии и др.). В западных журналах и научных сборниках был опубликован ряд статей российских авторов [Fedorov, Sharikov, Novikova].

В 2008 году Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России стали официальными партнерами ООН в новом проекте: был подписан соответствующий договор с руководством Программы ООН «Альянс цивилизаций» (United Nations’ Alliance of civilizations – AoC) о создании русскоязычного сегмента всемирного портала Media Literacy Education Clearinghouse («Палата медиаобразования и медиаграмотности» – http://www.aocmedialiteracy.org ).


Выводы
Россия. В феврале 2008 года в МГУ прошло заседание круглого стола по проблемам медиаобразования, на котором была принята резолюция, где отмечаются достижения научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте. В резолюции говорится о том, что «накоплен богатейший опыт в области медиаобразования в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре, Челябинске. Ведут активную работу по популяризации идей медиаобразования Ассоциация кинообразования и медиапедагогики под руководством А.В.Федорова и Сибирская ассоциация медиаобразования под руководством И.В.Жилавской» (httpHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" ://HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" wwwHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" .HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" eduHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" .HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" ofHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" .HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" ruHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" /HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" mediaeducationHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" /HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" newsHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" .HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" aspHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" ?HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" obHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" _HYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" noHYPERLINK "http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087" =32087).

Однако далее в резолюции справедливо отмечаются и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».

В выводах резолюции сказано, что в развитии медиаобразования чрезвычайно важна и актуальна задача формирования медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе, в связи с чем необходимо «выработать концепцию медиаобразовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков и педагогов дополнительного образования в сфере медиаобразования; выйти с предложением к Министерству образования и науки РФ рассмотреть вопрос об актуальности и целесообразности введения медиаобразовательного компонента в программу среднего образования».

Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ, прежде всего, связаны, на мой взгляд:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с определенной инертностью руководства ряда педагогических вузов (как известно, в рамках дисциплин регионального компонента и учебных курсов по выбору вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но ученые советы вузов пока крайне робко выделяют часы под медиаобразовательные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);

- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным образовательным технологиям при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования.

При этом я, разумеется, не имею в виду российские вузы и факультеты, которые готовят профессионалов-практиков медийной сферы (журналистов, режиссеров, продюсеров, менеджеров по рекламе и др.), где, само собой, читается целый спектр учебных дисциплин, связанных с медиа. Здесь (как и в французских специализированных вузах и факультетах) ситуация вполне соответствует европейским стандартам. Меня в значительно большей степени волнует медиаобразование будущих педагогов, которым после окончания вуза предстоит идти работать в школы. И, конечно, медиаобразование школьников, значительную часть своей жизни проводящих в медийном, виртуальном мире.


Франция. Медиаобразование во Франции пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования (как это уже сделано в Канаде и Австралии).

Медиаобразование в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер. Медиаобразование учителей осуществляется в основном на специальных курсах.

Для того чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических организаций, медийного сообщества.

В целом сравнительный анализ современной медиаобразовательной политики во Франции и России XXI века показал, что, несмотря на определенные различия, у нее есть общий чрезвычайно актуальный в эпоху изощренных медийных манипуляций вектор — стремление к развитию критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения.


Литература
Barthelemy, F. (2004). L'ecole et les medis. Paris: L'Harmattan, 210 p.

Bei, J.Y. & Gerard, J/M. (Eds.) (2000). Ecole et medias: regards croises. Nancy: Presse universitaire de Nancy, 188 p.

Bergala, A. (2006). L'hypothese cinema. Paris: Cahier du cinema, 208 p.

Berthelot, P., Bevort, E. et les autres (2003). Television: mode d'emploi. Paris: CNDP-CLEMI, 64 p.

Bevort, E. & Breda, I. (2001). Les jeunes et Internet. Paris: CLEMI, 2001, 160 p.

Boutin, P.. (2001). Le cinema 'a l'ecole. Dissertation. Lyon: Universite' Lumiere Lyon II.

Breda, I. (2005). 50 mots-cles pour travailler avec les medias. Paris: SCERENE-CRDP, 100 p.

Breda, I., Hourt, C. (2007). Les bons usages d'Internet. Paris: Librio, 80 p.

Corroy, L. (Ed.) (2008). Les jeunes et les medias: les raisons d'un succes. Paris.

Chansel, D. (2001). L'Europe `a l'ecran: le cinema et l'enseignement de l'histoire. Strasbourg: Council de l'Europe, 219 p.

Chenevez, O. & Famery, P. (2005). Faire son journal au lice'e et college. Paris: Victoires Editions, 150 p.

CLEMI (2008). Bilan de la formation 2007-2008.. Paris: CLEMI, 96 p,

CLEMI (2009). Rapport d'activite' – 2008. Paris: CLEMI, 96 p,

CLEMI de l'academie de Bordeaux (2003). Parcours medias au college. Approaches disciplinaires et transdisciplinaires. Bordeux: CRDP, 168 p.

Corroy, L. (Ed.) (2008). Les jeunes et le medias. Les raisons du succes. Paris: CLEMI-Vuibert-INA, 268 p.

De l'actualite' (2008). Russie et Etaits-Unies, deux elections presidentielles passees au crible. De l'actualite'. Revue de press des journaux scolaires et lyceens. Vol. 2. Lyce'es, p.9.

Delavaud, G. (2004). L'enseignement de la television, penser le cinema avec la television. Enseignement du cinema et de l'audiovisuel. Etat des lieux et perspectives. Paris: Question de communication. 2004, N 2, p.29-41.

Enseignement du cinema et de l'audiovisuel. Etat des lieux et perspectives. Paris: Question de communication. 2004, N 2, 242 p.

European Parliament Resolution (2008) on Media Literacy in a Digital World. 16 December 2008 - Strasbourg.http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN

Frau-Meiges, D. (Ed.) (2006). L'Education aux medis. Paris: UNESCO, 205 p.

Frau-Meiges, D. & Torrent, J. (Eds.) (2009). Maping Media Education Policies in the World.. Paris: UNESCO, p.15-21.

Frau-Meiges, D. & Torrent, J. Media Education Policy: Towards a Global Rationale. In: Frau-Meiges, D. & Torrent, J. (Eds.) (2009). Maping Media Education Policies in the World.. Paris: UNESCO, p.15-21.

Fremont, P. (Ed.) (2002). Un partenaire exemplaire: l'ecole et les medias. Paris: CLEMI.

Fremont, P. & Bevort, E. (Eds.) (2001). Medias, violence et e'education. Paris: CNDP, 184 p.

Girarardot, J.-M. (2004). La radio en milieu scolaire. Bensancon: CRDP, 190 p.

Gonnet, J. (2001). L'education aux medias, les controverses fecondes. Paris: Hachette – CNDP.

Harle', M. (2004). Ecole et television: le choc des cultures. Paris: L'Harmattan, 194 p.

Jacquinot-Delaunay, G. (2008). De la recherhe en education aux medias. In: Jacquinot-Delaunay, G. & Kourti, E. (Eds.) (2008). Des jeunes et des medias en Europe. Nouvelees tendances de la recherche. Paris: L'Harmattan, p.195-210.

Jacquinot-Delaunay, G. (Ed.) (2002). Des jeunes et les medias en Europe. Perspective de la recherche dans le monde.. Paris: L'Harmattan.

Jacquinot-Delaunay, G. & Kourti, E. (Eds.) (2008). Des jeunes et des medias en Europe. Nouvelees tendances de la recherche. Paris: L'Harmattan, 316 p.

Joffrin, L. (2009). Media-paranoia. Pris: Seuil, 136 p.

Lemoine, S. (2003). Les discours de l'intitution scolaire francaise sur l'education aux medias (1925-2000). Dissertation. Paris, 138 p.

Les Cahiers du CREDAM. 2005. N 5. 192 p.

Loicq, M. (2004). Pedagogie interculturelle dans l'education aux medias d'actualite'. Dissertation. Paris: Universite de Paris III – Sorbonne Nouvelle.

Nourrison, D. et Jeunet, P. (Eds.) (2001). Cinema-Ecole: aller-retour. Saint-Etienne: Universite' de Saint-Etienne, 280 p.

Orban de Xivry, A.-C.. (2004). L'Hebdo du Mediateur: premices d'une education aux medias pour adultes.Dissertation. Liege: Universite' de Liege.

Pastre-Robrt, B., Dubost, M., Massit-Follea, F. (2004). Cinema pedagogique et scientifique. `A la reduverte des archives. Lyon:ENS Editions, 136 p.

Poidevin, J. (2004). Quelles sont les articulations possibles entre l'education aux medias et les emissions de television reflexive? Dissertation. Paris: Universite de Paris III – Sorbonne Nouvelle.

Porcher, L. (2006). Les medias entre education et communication. Paris: CLEMI-Vuilbert-INA, 210 p.

Quignaux, J.-P. (2008). Internet, nos enfnts et nous! Paris: Bayard Edition, 64 p.

Salles, D. (2006). Des BD pour decouvrir la press.Poitpu-Charents: CRDP, 88 p.

Savino-Blind, J. (2009). 20e semain de la press et des medias dans l'ecole. Paris: CLEMI, 66 p.

Savino-Blind, J., Bevort, E., Fremont, P., Menu, B. (2008). Eduquer aux medias ca s'apprend! Paris: SNDP-CLEMI, 152 p.

Savino, J. & Marmiesse, C. (Eds.). (2005). L'Education aux medias de la maternelle au lyce'e. Paris: CNDP, 2005, 136 p.

Schmulevitch, E. (2004). Les structures de formation au cinema et `a l'audiovisuel en Russie post-sovietique. Enseignement du cinema et de l'audiovisuel. Etat des lieux et perspectives. Paris: Question de communication. 2004, N 2, p.229-234.

Thiebaut, M. (2002). Pour une education 'a l'image au college. Paris: Hachette, 142 p.

Tisseron, S. (2008). Qui a peure des jeux video? Paris: Albin Michel, 170 p.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР. 708 с.

Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

Шариков А.В., Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г.Самары). Самара, 2006. 50 с.


Приложение
следующая страница >>