Для самопроверки усвоения темы необходимо ответить на следующие вопросы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Для самопроверки усвоения темы необходимо ответить на следующие вопросы - страница №1/1

Основы применения информационных технологий
Изучив данную тему, студент должен:

знать:

  • характеристику информационных технологий;

  • этапы развития информационных технологий;

  • этапы технологического процесса обработки информации;

  • типовой состав операций каждого этапа технологического процесса;

  • методы контроля первичной информации;

  • методы контроля результатной информации;

  • способы обработки экономической информации;

  • режимы обработки экономической информации;

уметь:

- использовать в технологическом процессе типовые процедуры


обработки данных;

приобрести навыки:

- составления алгоритма решения экономической задачи.



При изучении данной темы необходимо:

читать:

- учебный материал;

выполнить пакет заданий на основе методических указаний в практикуме:



  • формализация расчетов решаемой задачи;

  • схема технологического процесса обработки экономической информации;

  • схема движения потоков информации на различных иерархических уровнях ЭИС;

  • схема (меню) реализации экономической задачи в диалоговом режиме;

  • схема взаимосвязи программных модулей и информационных массивов;

  • обработка результатных документов на ПЭВМ;

акцентировать внимание на следующем: информационные технологии, технологический процесс, этап технологического процесса, операция, процедура обработки данных, стандартизация технологического процесса, системная технология, пакетный режим, диалоговый режим, меню, глобальный диалог, локальный диалог.

Для выполнения задания необходимо использовать материал по теме.



Для самопроверки усвоения темы необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите основные типы, характеризующие реализацию информационных технологий.

  2. Назовите состав и содержание этапов развития информационных технологий.

  3. Какие этапы прослеживаются в типовом технологическом процессе обработки экономической информации?

  4. Какие операции выполняются на заключительном этапе технологического процесса обработки информации?

  5. В чем заключается логический контроль первичных данных?

  6. На каком уровне обработки целесообразнее осуществлять подготовку данных на электронных носителях?

  7. Какие преимущества дает централизованный способ обработки отчетности?

  8. Назовите варианты реализации децентрализованного способа обработки информации.

  9. В какой зависимости находится эффективность машинного решения статистических задач от снижения затрат на обработку информации?

  10. При каком режиме обработки информации достигается уменьшение вмешательства пользователя в вычислительный процесс решения задач?

  11. При каком диалоге с помощью меню задается последовательность выполнения программ?

План практических занятий по теме:

  1. Опрос по материалам темы.

  2. Выдача и разъяснения задания в практикуме.

  3. Компьютерная реализация (оформление или расчет).

  4. Прием заданий.

Основы применения информационных технологий

Определение, характеристика и этапы развития информационных технологий. Понятие технологического процесса обработки экономической информации и его этапов. Содержание типовых операций технологического процесса. Характеристика способов и режимов обработки информации.


3.1. Определение, характеристика и этапы развития

информационных технологий
Создание и функционирование экономических информационных систем в управлении экономикой базируется на применении информационных технологий.

Информационная технология – это процесс, использующий совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Совокупность методов и производственных процессов экономических информационных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.

Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для предприятия (фирмы) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графика, знания, аудио- и видеоинформация.

Снижение трудоемкости использования информационных ресурсов достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и получения новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления различных предприятий и фирм.

Информационные технологии, применяемые в экономике и управлении, подразделяются в основном на две принципиальные группы:

• предметные информационные технологии, автоматизирующие решение различных прикладных задач;

• информационные технологии общего назначения, являющиеся базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.

С помощью предметных информационных технологий решаются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность работников в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой рабочее место различных работников, оборудованное ПЭВМ и предметно-ориентированными пакетами прикладных программ на основе общей информационной базы. Примерами их являются: АРМ бухгалтера, АРМ статистика, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.

Информационные технологии общего назначения могут применяться в разных предметных областях экономики, и они реализуют следующие основные функции:


  • автоматизация отдельных расчетов;

  • хранение данных;

  • организация документооборота;

  • налаживание коммуникаций;

  • организация коллективной работы.

Для автоматизации отдельных расчетов были созданы информационные технологии, позволяющие производить обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей. Например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые и мультимедийные технологии и т.д.

Для хранения данных были разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, а также усложнение методов управления данными привело к созданию распределенной обработки данных, информационных хранилищ. Для хранения и обработки пространственных данных используются геоинформационные технологии.



Организация документооборота, заключающаяся в систематизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов, начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, технологий управления базами данных. Позднее появились технологии электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникации разрабатывались сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленными пользователями разработаны электронная почта, видеоконференция, Интернет /интранет технологии.

Для организации коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия (организации) были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.

В процессе своего развития информационные технологии прошли через ряд этапов, начало которых связывается с появлением ЭВМ.

1. Первый этап охватывает период с конца 60-х до начала 70-х годов, когда с появлением ЭВМ первого поколения встала задача ускорения процесса кодирования программ по заранее формализованным алгоритмам.

Общие затраты на программирование составляли в тот период лишь несколько процентов от довольно высокой стоимости аренды ЭВМ, поэтому важнейшей задачей, стоящей перед программистами была экономия машинных ресурсов. В связи с этим основные затраты на обработку данных находились тогда в почти прямой зависимости от затраченного на них машинного времени.

С появлением ЭВМ II поколения началась разработка алгоритмических языков программирования. В наибольшей степени решению поставленных задач на этом этапе развития ИТ способствовало применение операционных систем, ориентированных на пакетный режим обработки данных.

2. Второй этап развития ИТ охватывает период с начала 70-х до начала 80-х годов, который характеризуются появлением моделей единой системы ЭВМ III поколения, отличающихся друг от друга только быстродействием и объемом оперативной памяти.

С развитием средств автоматизации относительный вес машинных ресурсов в общих расходах на обработку данных начал неуклонно снижаться. Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости работы ЭВМ, тогда как расходы на разработку и сопровождение программ почти не снижались, а в ряде случаев имели тенденцию к росту.

В это время наблюдается переход от критерия эффективного исполнения программ к критерию эффективного программирования, а главной задачей становится экономия уже не машинных, а человеческих ресурсов. Для этой цели были разработаны пакеты прикладных программ для автоматизации решения различных экономических задач и системы управления базами данных.

3. Третий этап развития информационных технологий охватывает период с начала 80-х годов до начала 90-х годов. В этот период появилась тенденция замены программистов на конечных пользователей, т.е. специалистов в конкретной предметной области, но не имеющих профессиональной подготовки в области вычислительной техники и программирования, благодаря появлению на рынке компьютерных средств настольных микроЭВМ, ориентированных на персональный режим работы и получивших название персональных компьютеров (ПК).

ПК в отличие от прежних используемых средств вычислительной техники имеет уже такие программно-аппаратные ресурсы, которые обеспечивают дружественное взаимодействие машины и пользователя.

Если на ранних этапах развития информационных технологий программист-профессионал должен был вмешиваться в содержательную часть работы пользователя-непрограммиста, то в настоящее время программист включается в процесс формализации знаний только на инструментальном (программном) уровне, оставляя наиболее трудную для его понимания содержательную часть задачи специалисту в данной предметной области.

В это время широкое распространение получили диалоговые информационные технологии, автоматизированные рабочие места пользователей, табличные и графические процессоры, а также базы данных и локальные вычислительные сети, основанные на распределенной обработке данных. Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблицы, графики, базы данных) существовали отдельные информационные технологии, то сейчас они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.

4. Четвертый этап, начавшийся с начала 90-х годов и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется разработкой информационных технологий для автоформализации знаний.

Основной задачей настоящего этапа развития информационных технологий является разработка инструментальных средств, облегчающих непрограммирующим профессионалам процесс самостоятельной формализации их индивидуальных знаний. Причем на смену технологии, основанной на обработке данных по формализованным алгоритмам, приходит технология, основанная на интеллектуализации работы ЭВМ. Такая технология связана с обработкой неформализованной информации, требующей применения алгоритмов, по своим функциональным особенностям все более приближающимся к человеческому сознанию.

Начинает осуществляться интеграция ИТ. Сетевые, гипертекстовые и мультимедийные технологии включаются практически во все предметные ИТ, повышая эффективность их использования.

С конца 90-х годов и по настоящее время широко внедряется всемирная паутина Интернет и локальная корпоративная сеть Интранет, а также появляются технологии информационных хранилищ, электронного документооборота и поддержки принятия решений.


3.2. Типовая структура технологического процесса обработки информации

при решении экономических задач
Реализация информационных технологий основана на рационально организованном технологическом процессе обработки экономической информации.

Технологический процесс автоматизированной обработки экономической информации представляет собой совокупность операций, выполняемых в строго регламентированной последовательности, начиная от сбора (регистрации) исходной информации до передачи результатной информации заинтересованным пользователям для выполнения функций управления.

Под операцией в данном случае понимается комплекс действий, выполняемых над информацией на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса должна обеспечить максимальную автоматизацию процессов обработки информации при использовании различных технологических средств и высокую достоверность получения результатной информации при минимальных трудовых и стоимостных затратах.

Состав операций и последовательность их выполнения зависят от характера решаемых экономических задач и имеющегося комплекса технических средств.

Характер задач в основном определяется объемами обрабатываемой информации, периодичностью решения, а также сложностью алгоритмов ее преобразования. Решение задачи на каждом уровне обработки может выполняться разными способами с применением различных вычислительных средств и методов контроля.

При определении состава операций технологического процесса создается возможность выбора наиболее рационального способа обработки информации.

В технологическом процессе автоматизированной обработки экономической информации при решении различных задач прослеживаются три основных этапа: первичный, основной и заключительный.

Операции первичного этапа связаны со сбором и подготовкой первичных документов к машинной обработке. От качества выполнения этих операций во многом зависит эффективность и достоверность непосредственной автоматизированной обработки.

Операции основного этапа обеспечивают ввод и обработку первичных документов, а также вывод результатных документов в соответствии с заданным алгоритмом решения экономических задач.

На заключительном этапе выполняются операции контроля и выпуска результатных документов с целью проверки качества их обработки, а также рассылки различным потребителям.

Так как при выполнении отдельных операций технологического процесса обработки информации могут быть использованы различные средства вычислительной техники и в различных сочетаниях, на практике существует множество вариантов технологических процессов. Эффективность проектирования автоматизированной обработки экономической информации требует их стандартизации.

Под стандартизацией технологии автоматизированной обработки информации понимается разработка комплекса детализированных и максимально унифицированных схем технологических процессов, в которых строго установлены состав и последовательность выполнения операций.

Ориентация на стандартные технологические процессы приводит к улучшению качества проектирования, облегчению и ускорению внедрения проектов автоматизированной обработки данных. Поэтому подробнее рассмотрим типовую схему технологии обработки информации при решении экономической задачи, представленную на рис. 3.1.


Рис. 3.1. Типовая схема технологического процесса обработки экономической информации
Первичный этап начинается со сбора первичных документов от различных источников информации (экономических служб предприятий или фирм), кодирования необходимых реквизитов, а также контроля полноты и качества их заполнения экономистами (опер. 1). Если обнаруживаются ошибки, то экономисты делают запросы к источникам информации (опер. 3).

В противном случае по ним производится подсчет и регистрация контрольных сумм (опер. 4). Контрольные суммы необходимы в дальнейшем для проверки правильности ввода данных в ЭВМ и в зависимости от структуры первичного документа они могут подсчитываться по каждой строке, графе или по отчету в целом.

Первичные данные и промежуточные результаты по задачам могут быть представлены в электронном виде, а при вводе машиночитаемых документов используются сканирующие устройства.

Основной этап начинается со ввода первичных данных с клавиатуры, их контроля (арифметического, логического и синтаксического) и, независимо от результатов контроля, записи информации в файл или информационную базу (опер. 5).

Арифметический контроль заключается в проверке баланса данных в строках и графах первичного документа с применением заранее подсчитанных контрольных сумм. При логическом контроле проверяются тип данных, допустимые отклонения значений от наиболее вероятных, предельные значения данных, а также различные смысловые проверки с использованием специальных алгоритмов. С помощью синтаксического контроля проверяется структура заполнения документа различными данными.

При этом осуществляется проверка полноты ввода и своевременная корректировка первичных документов на магнитных носителях, если ошибка связана с набором информации.

Если при контроле обнаружилось нарушение, связанное с содержательной стороной представленного первичного документа, то производится печать протокола ошибок, в котором указывается характер нарушений, конкретная ошибка и ее местонахождение в файле или информационной базе.

На основании этого протокола делается запрос к источникам информации (опер. 3), где выясняются ошибки и исправленные данные поступают по каналам связи (факс или электронная почта) для последующей корректировки информационной базы (опер. 5).

Только после внесения всех изменений и проверки контроля полноты записи первичных документов в информационной базе приступают к формированию и обработке результатных данных (опер. 7) согласно заданному алгоритму решения задачи, а затем осуществляется печать результатных документов (опер. 8).

На заключительном этапе технологического процесса обработки информации экономистами осуществляется контроль выпуска результатных документов (опер. 9), состоящий в проверке на полноту вхождения исходных данных в заданный разрез обработки и качества их печати. Учитывая характер ошибки (опер. 11), формирование и обработка повторяются или результатные данные печатаются заново.

Затем осуществляется размножение результатных данных с помощью различных копировально-множительных средств (опер. 12) и рассылка их в виде документов и магнитных носителей или передача их по каналам связи различным заинтересованным потребителям (опер. 13).

Рассмотренная типовая схема предусматривает, что первичная информация от источника может сразу поступать на ввод и контроль (опер. 5) в зависимости от того, каким образом она будет передаваться (по факсу или по электронной почте).

Основными документами, регламентирующими технологический процесс обработки экономической информации, являются технологические и инструкционные карты.

Технологическая карта представляет собой описание последовательно выполняемых операций технологического процесса по каждой экономической задаче.

На каждую операцию технологического процесса разрабатывается инструкционная карта, в которой указываются сведения об исходной информации, о конечных результатах и о порядке выполнения конкретной работы.



3.3. Способы и режимы обработки экономической информации

Для многоуровневых и корпоративных экономических информационных систем существует два основных способа обработки информации: централизованный и децентрализованный (распределенный).



Централизованный способ характеризуется концентрацией всей информации на вышестоящем уровне системы и сопровождается выполнением на нем всех типовых операций технологического процесса (см. рис. 3.1).

Достоинством этого способа является обработка больших объемов информации сравнительно дешевым способом и увеличение загрузки вычислительных средств, а также сравнительная легкость, связанная с внедрением и совершенствованием информационных технологий. Недостатком его является значительное ограничение возможностей пользователей нижестоящих уровней в процессе получения и использования необходимой информации.



Децентрализованный способ обработки экономической информации предполагает рассредоточение вычислительных ресурсов и приближение их к местам возникновения и потребления информации.

Необходимость распределенной обработки диктуется возрастающими требованиями к оперативности решения экономических задач на всех уровнях, что достигается широким развитием автоматизации непосредственно на рабочих местах (АРМ) пользователей и широкого применения современных быстродействующих и надежных средств передачи информации.

При таком подходе существенно меняется структура технологического процесса обработки информации, так как на вышестоящих уровнях уже нет необходимости осуществлять трудоемкие операции по сбору первичных документов и подготовке данных на магнитных носителях.

Совершенствование распределенного способа обработки экономической информации тесно связано с организацией системной технологии.



Системная технология заключается в том, что обработка на различных уровнях объекта рассматривается как часть единого технологического процесса, являясь логическим завершением технологии предыдущего уровня с использованием одной и той же информационной базы.

В процессе реализации системной технологии выделяются операции (процедуры) обработки информации, которые могут быть стандартными для всех уровней объекта.

Внедрение системной технологии позволит повысить достоверность и сократить сроки разработки результатной информации на всех уровнях, а также усилить ответственность сотрудников низшего уровня и проявить более полную реализацию их творческого потенциала.

Недостатками этого способа являются определенное увеличение стоимости обработки за счет увеличения количества вычислительных средств и средств связи, а также неравномерность развития информационных технологий на нижестоящих уровнях.

Децентрализованный способ обработки осуществляется в автономном и сетевом вариантах. В первом случае связь осуществляется передачей документов и электронных носителей с курьером или по почте, а во втором – с использованием каналов связи.

Чтобы достичь оптимальных результатов, часто используется смешанный способ обработки (централизованный с частичной децентрализацией или децентрализованный с частичной централизацией), при которых удается достичь более эффективного использования вычислительных средств и экономии трудовых и материальных затрат.

Организационные формы использования вычислительных средств основываются на применении двух основных режимов: пакетного и диалогового.

Пакетный режим предусматривает выполнение компьютерных программ, оформленных в виде пакета заданий под управлением ее операционной системы.

Сущность пакетного режима состоит в последовательном выполнении имеющейся совокупности программ обработки данных. При этом достигается уменьшение вмешательства пользователей в процесс решения задач, так как операционная система организует ввод данных, вызов необходимых программных модулей, приведение требуемых внешних устройств в рабочее состояние, осуществление процесса обработки и управления им.

Основной целью пакетного режима является обеспечение своевременного решения задач согласно установленным графикам и максимальной загрузки вычислительных средств, а также минимального вмешательства пользователей в ход решения задач. При этом выполнение задания в режиме пакетной обработки характеризуется типовой очередностью операций (процедур) обработки данных.

Особенностью реализации пакетного режима обработки экономической информации является то, что ее результаты, как правило, выводятся на печать в виде требуемых форм документов или записываются на электронные носители в виде соответствующих файлов.



Диалоговый режим предусматривает интерактивную связь пользователя с ПЭВМ, когда каждый запрос пользователя вызывает немедленные ответные действия ПЭВМ, при этом у пользователя

Информационные технологии в экономике и управлении

появляется возможность воздействия на порядок работы программы (или программных модулей) с помощью меню.

Существует два способа формирования диалога: глобальный и локальный. При глобальном диалоге с помощью меню задается последовательность программ, характеризующих функциональные возможности программного комплекса при обработке экономической информации. Локальный способ формирует конкретный набор модулей по выполнению отдельной программы. В соответствии с этим подходом формируется «главное меню», каждый элемент которого определяет переход к меню локального диалога.

Пример схемы диалога (меню) предметно-ориентированного пакета прикладных программ, созданного с помощью типовых процедур обработки данных (модулей), показан на рис 3.2.



Рис. 3.2. Схема диалога (меню) предметно ориентированного пакета прикладных программ
В глобальном диалоге формируется меню пакета прикладных программ, состоящее из трех основных программ, каждая из которых в форме локального диалога представляет собой перечень соответствующих процедур обработки данных.

С помощью первой программы осуществляется ввод постоянной и переменой информации по каждой экономической задаче. Для этого сначала осуществляется непосредственный ввод данных с клавиатуры (процедура I.1) в соответствии с заданной структурой файлов и запись их на магнитные носители (дискеты или винчестер).

Затем, с помощью следующей процедуры I.2, осуществляются различные виды контроля записанных данных (арифметический, логический и синтаксический).

При нарушении контроля с помощью процедуры I.3 на дисплее высвечиваются ошибки и их местоположение. Если оператор не может их исправить, то осуществляется выдача протокола ошибок с указанием их характера.

Далее, с помощью процедуры I.4, производится корректировка ошибочных данных, в которой применяются следующие три типа изменений: удаление, вставка и замена.

Первые два типа используются при изменении количества записей в файле, а последний – при замене любого реквизита без изменения количества записей в файле.

После окончания ввода данных производится проверка полноты записи всех первичных документов и завершении корректировки в каждом файле (процедура I.5).

Только после окончательной корректировки и ввода всех необходимых первичных документов можно приступить к программе формирования и расчета результатных документов. Эта программа начинается с сортировки введенных отчетов (процедура II.1) согласно их регистрационным номерам, т.к. условно постоянная информация, которая вводится заранее, упорядочена именно по этим признакам.

Затем, с помощью следующей процедуры II.2, происходит объединение переменной информации с условно постоянной, в которой находятся различные группировочные признаки, являющиеся основой для формирования результатных документов.

Формирование и расчет результатных документов (процедура II.3) является важнейшей процедурой, с помощью которой реализуется алгоритм решения конкретной экономической задачи.

В заключении работы программы производится корректировка результатных данных (процедура II.4) в уже сформированном файле.

С помощью заключительной, третьей, программы выдачи результатных документов осуществляется предварительный просмотр на дисплее (процедура III.1), а также производится выдача на печать необходимых результатных документов (процедура III.2) в режиме рабочей печати (без названий «шапок» и заголовков) или в полностью оформленном виде, необходимом для конкретного применения различными пользователями.



При реализации диалогового режима уделяется большое внимание общению пользователя с программами (пользовательский интерфейс), для этого широко применяются средства подсказки, обучения пользователя, проверки его работы.

Подсказка представляет собой совокупность инструкционных материалов по работе пользователя, сведений о типах и структурах первичной и результатной информации и алгоритмах их обработки. Например, описание конкретных процедур арифметического и логического контроля данных первичной документа.

Средства обучения обычно содержат контрольный пример, иллюстрирующий работу программного комплекса.

Средства проверки работы пользователя системы включают полный список сообщений об его ошибках, обнаруживаемых программным комплексом.