Диссертация Тема: Особенности репрезентации современного спорта - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Диссертация Тема: Социология спорта: история развития и современное... 8 606.94kb.
Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска 1 349.1kb.
Позиция какой должна быть модель российского спорта 1 63.03kb.
Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта 1 413.17kb.
Тема№1 Особенности производства и предпринимательской деятельности... 1 57.47kb.
Реферат дисциплина: «Гражданское процессуальное право рф» Тема: «Особенности... 1 113.73kb.
Тема Практическая работа Дата 1 Вводное занятие Тема Как представлял... 1 65.48kb.
Тема 8-9 Социальная и личностная значимость образования 1 95.11kb.
Семинар 3 Тема: Особенности мифологического мышления 1 9.55kb.
Литература: Гармонично развитое поколение основа прогресса Узбекистана. 10 1332.27kb.
Тема: «Дебаты» Использование методики 1 105.23kb.
Реклама и pr в международном туризме 1 59.44kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Диссертация Тема: Особенности репрезентации современного спорта - страница №1/3

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Факультет социологии


Магистерская диссертация


Тема: Особенности репрезентации современного спорта (на примере Евро-2004)


Слушатель: Печурина Анна Вячеславовна

Научный руководитель: к.с.н. Рогозин Д.М.

Дата регистрации: ____________________

Оценка:______________________________

Объем диссертации (в тыс. слов): 14196

Файл: \\libserver\essays\Sc\030117\

Адрес электронной почты слушателя: mss030117@msses.ru


Москва


2003/2004 учебный год

Содержание

Введение 3

Теоретический блок

Глава 1. Фотография как объект социологического исследования 5

Глава 2. Основные методы исследования фотографий 9

2.1 Контент-анализ 9


2.2 Семиологический анализ 11

2.3 Дискурс-анализ 14

Глава 3. Фотография в СМИ и спорте: некоторые особенности 18

Глава 4. Эмпирический блок

4.1 Критерии качества исследования 22

4.2 Цель, задачи и гипотезы исследования 26

4.3 Основная схема анализа 27

4.4 Основные результаты работы 35

Заключение 49

Список литературы 51

Приложение 1 55

Приложение 2 63




Введение


«Чего ты так переживаешь? – недоумевает Феликс – футбол уже давно превратился в шоу-бизнес. Кроме того, футболистам нужно думать о будущем, что они потом будут делать». (журнал Афиша №8 (127) 23 апреля 2004 года, публикация Е. Егеревой «Футбол минус»)

Культура представляет собой одно из тех понятий, которое вызывает большой интерес у социальных исследователей, и в то же время остается «недо-изученным», не имеющим однозначного, закрепленного определения. На протяжении всего времени изучения культуры социологи и культурологи вносили дополнительные характеристики в описание этого сложного и комплексного явления, выводя ту или иную в разряд доминирующих. Если говорить о сегодняшнем дне, то сейчас одной из таких ключевых характеристик культуры является ее визуальный/символический и репрезентативный характер, что во многом связано со стремительным развитием и совершенствованием индустрии средств массовой информации, все более утверждающихся в качестве неотъемлемого атрибута жизни современного человека. В результате, постепенно стирается область приватного, усиливается элемент развлекательности в современной культуре. Другой особенностью данного процесса является его глобальный характер. Современные СМИ позволяют транслировать информационные сообщения на миллионную аудиторию, как в режиме реального времени, так и в качестве архивного/записанного материала. Возникающие при этом общественные изменения хорошо прописаны в работах постмодернистов, в частности Ж. Бодрийара, рассматривающего современную культуру как гипер-реальность, не имеющую референта.

Область спорта, относительно недавно попавшая в поле зрения социологов, также стоит в ряду описанных явлений. Современный спорт, в том числе и благодаря СМИ, уже не является явлением «чисто физическим» – но и включает различные социальные аспекты, а значит, попадает в предметную область социологии. Нас же в данном контексте как раз и будет интересовать постепенное усиление социального компонента в спорте, в результате которого сама игра как спортивное/физическое событие отходит на второй план.

Мы определяем современный спорт как, в первую очередь, зрелище, шоу, спектакль, маркетинговый продукт. Как отмечает Д. Хэгаман (Dianne Hagaman), современный спорт это целый мир – «Спортлэнд» (sportsland), включающий определенный набор образов, символов, тем и пр. Основным каналом репрезентации этого мира «Большого спорта» выступают современные электронные СМИ, обладающие сложным техническим арсеналом, позволяющим представить спортивное состязание в виде потрясающего, эстетически привлекательного зрелища с победителями и проигравшими, болельщиками и судьями. Возможно, в локальных матчах элемент шоу не является доминирующим, но в таких крупных спортивных событиях как Олимпийские игры, Формула 1, чемпионаты мира и Европы по футболу, спорт как таковой «освобождает» место не только маркетингу, но и политике (как национальной, так и международной).

В данном исследовании будет изучено, как происходит репрезентация спорта в фотографиях, опубликованных на официальном сайте спортивного соревнования. В качестве примера последнего выступает чемпионат Европы по футболу, проходящий в Португалии с 12 июня по 4 июля 2004 года.

Теоретический блок:

Глава 1. фотография как объект социологического исследования


Рассматриваемая первоначально лишь как способ документирования, фиксации данных, с середины XX века фотография начинает стремительно развиваться, выделившись впоследствии в отдельное направление искусства. Исследователи долгое время использовали фотографии как своеобразное "зеркало в прошлое", некий ссылочный материал, позволяющий дополнить картину того или иного исторического периода (за исключением этнографических исследований, в которых фотографии неизменно придавалось важное значение). (см напр. Ball M., Smith G. 1992). После того как количество циркулирующих в обществе фотографий и их популярность начали стремительно возрастать, социологи стали обращать внимание на особенности представления на фотографиях различных исторических событий и говорить о различных способах репрезентации. Было выявлено, что разные исторические периоды репрезентируются по-разному в фотографиях, превращая тем самым историю в некий жанр, или стиль. Большое значение стало придаваться тезису о том, что репрезентация - это не нечто отдельное, воспринимаемое только как то, на что смотрят; она неотделима от условий своего существования, и поэтому должна изучаться вместе с ними. (Devereaux L., Hillman R. 1995, P. 82)

Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 70-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве - фотография начала приниматься как полноценный медиум с четким культурным статусом. Другая причина возросшего интереса к фотографиям – увеличение участия фотографий во властных отношениях. По мере развития исследований выяснялось, что тот контекст, в котором производятся фотографии, зачастую связан с отношениями власти и контроля. Различные системы контроля, наделяя фотографии определенными значениями, поддерживали таким образом свою власть. (Chaplin E. 1994, P. 82-83)

Характеризуя фотографии в общем, мы можем выделить, как минимум 3 отличных друг от друга их типа: "чистое искусство", как результат индивидуальных художественных приемов, несущих идентичность конкретного автора; "способ документации", то есть фотографирование с целью фиксации данных, хранения информации, как результат стремления фотографа быть максимально объективным; "любительские фото", или "фотографии в альбомах", то есть всевозможные туристические, семейные фотографии, выполненные непрофессионалами, где акцент делается скорее на действие (сделать снимок), чем на конечный результат. Если применять терминологию Ч. Пирса, то эти типы можно обозначить как символы, индексы и иконы. В рамках социологического исследования, когда изучается взаимосвязь социальных условий производства визуального текста и самого текста, наиболее интересны фотографии смешанного типа, в которых присутствуют элементы и индекса, и иконы, и символа. Яркий пример подобного соединения – фотографии, опубликованные в СМИ и Интернет, которые, с одной стороны, являются неким отображением «объективной» реальности, а с другой, - содержат элемент художественности, несут в себе отпечаток личности автора, его мнение. Как отмечает Аронсон О. «Искусство фотографии до сих пор словно разрываемо между полюсами чистой документальности, когда фотограф пытается фиксировать жизнь как она есть, и эстетизма, когда композиция, ракурс, освещение или визуальные спецэффекты вступают в конкуренцию с произведениями иных пластических искусств. Противоречия между документальностью и эстетизмом, и это давно не секрет, надуманны. То, что еще недавно виделось как изображение жизни, все больше обнажает эстетическую обусловленность взгляда фотографа. Фотоэстетизм же, давно миновав эпоху формальных поисков, апроприирован индустрией массовой культуры и стал ее составной частью». (Аронсон О. 2003, WWW) Это отчетливо видно и в спортивных фотографиях – с одной стороны, мы видим игровой сюжет, но с другой, это одновременно и «красивая» фотография атлетов, демонстрирующих свои физические качества

Кроме того, существует идеология самого «передающего канала», согласно которой устанавливается "повестка дня", когда фотоматериалы заданного жанра, располагаются в определенном порядке, чтобы вызвать нужный газете/журналу/интернет странице эффект воздействия, что только повышает исследовательский интерес. По словам Р. Барта, журналистская фотография особенна тем, что она заведомо «коннотативная», то есть в ней есть, что разгадывать – «читать». (Barthes R. 1990, p. 19) Также, в прессе, различных информационных/новостных материалах фотографии часто отводится лидирующая роль, когда она задает ключевое значение, а текст выступает как дополняющий и разъясняющий инструмент. (Barthes R. 1990, p. 25)

Исследователи фотографий сходятся во мнении, что с ее помощью можно «увидеть» скрытые социальные нормы и правила, то есть такие, которые принимаются как само собой разумеющееся и как бы невидимы с первого взгляда. Фотография, являясь «застывшим образом социальной действительности», представляет собой срез общества в данный конкретный момент, фиксируя действительность «так, как она есть». Как пишет П. Бурдье, анализируя фотографии, мы, прежде всего, можем увидеть в них выражение социально одобряемых ролей. При этом внешние знаки репрезентации той или иной роли, соответствуют общепринятым в данном обществе. Так, например, каждый человек может узнать на фотографии своего отца или мать. Но если он не знает человека лично, он все равно, согласно своим представлениям будет воспринимать этих людей как определенный социальный тип. В этом и заключается по П. Бурдье важная социальная функция фотографий – в выражении имплицитных общественных норм. (Bourdieu P. 1990, P. 23) . По П. Бурдье, рассматривая фотографию как объект социологического изучения, исследователь, прежде всего, должен обосновать, как каждая группа регулирует данные практики согласно своим собственным интересам, так как значение фотографии прямо соотносится со структурой группы, шириной ее дифференциации и, особенно, - с ее позицией в социальной структуре. (Bourdieu P. 1990, P. 8)

Идеологическая нагрузка фотографий, так или иначе, затрагивается многими исследователями фотоизображений. Так, Дж. Тагг в своей книге "Суть представления: эссе о фотографиях и истории" ("The Burden of representation: Essays on Photographies and Histories") показывает, что в каждой из анализируемых им работ о фотографиях в период с 1979 года по 1988 год затронуто изучение времени и исторического контекста функционирования фотографий. Кроме того, Тагг выявляет, что как в конкретных обстоятельствах, так и как часть исторического процесса в целом, фотографии выполняли реальную функцию власти. В данном случае речь идет о выражении в фотографиях идеологии и о тех приемах, которые используются для придания фотографиям статуса естественности. "На что я хочу обратить внимание в данном случае – это на абсолютную непрерывность идеологического существования фотографии наряду с ее существованием в качестве материального объекта, причем рост его "стоимости" и "ценности" являются предельной функцией государства." (Chaplin E. 1994, P. 84)

Наиболее критичный взгляд на фотографии иллюстрирует высказывание американской писательницы С. Зонтаг (S. Sontag): "Капиталистическое общество нуждается в культуре, основанной на изображениях. Оно устраивает множество зрелищ для того, чтобы стимулировать сбыт товаров и делать нечувствительными к классовому, расовому и половому неравенству. Способность фотоаппарата одновременно субъективировать реальность и объективировать ее идеально удовлетворяет эти потребности. Фотоаппарат определяет действительность как зрелище (для масс) и как объект надзора (для правителей). Производство фотографий воспроизводит господствующую идеологию. Социальное изменение подменяется изменением изображений".(Sontag S. 1976, Р. 178-179)

На современном этапе это воплощается в распространенном тезисе, что каждая репрезентация (и визуальная в том числе) есть идеологизированный знак. (Schirato T., Yell S. 2000, P. 168) Но, даже не принимая подобную крайнюю позицию, трудно настаивать на абсолютной нейтральности фотографии, просто потому, что воспринимающий фотографию субъект уже находится в рамках определенного общества и соответствующих культурных норм, задающих правила восприятия. (см. напр. Barthes R. 1990)

Таким образом, обозначим важные для нас характеристики фотографий, выделяемые исследователями визуальных репрезентаций:


  • значение фотографии тесно связано с социальным и историческим (шире – культурным) контекстом производства данной фотографии;

  • в фотографиях мы видим отображение не только материальных объектов, но и неких культурных норм, ценностей, ориентаций, мифов и идеологий;

  • доминирующие во властной иерархии группы могут использовать фотографии в целях поддержания своего положения и закрепления идеологии, существующего порядка вещей (этот аспект не рассматривается в данном исследовании)



следующая страница >>