Дисциплины "Управление инновационными процессами " - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами»... 1 486.81kb.
Рекомендации городской педагогической конференции 1 64.12kb.
Планирование на предприятии 1 101.92kb.
1. Антикризисное управление: определение, проблематика, основные... 1 430.31kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая конфликтология... 1 280.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: «Управление собственностью» 1 208.13kb.
Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» 2 383.12kb.
Управление затратами и финансирование инновационной деятельности 1 183.34kb.
1. Цели изучения дисциплины 1 208.88kb.
Тема 4: Методы корпоративного управления 1 418.24kb.
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Завершившие программу магистерской подготовки могут работать в качестве... 1 10.77kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Дисциплины "Управление инновационными процессами " - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Санкт-Петербургский Государственный университет

технологии и дизайна


Рабочая программа


дисциплины "Управление инновационными процессами "

для специальностей 080502 всех форм обучения


Кафедра менеджмента







080502 дн обуч

080502 веч. обуч

080502 заочн обуч

Всего часов

130

130

130

В том числе:

лекции


30


34


10


Практич. занятия

15

17

10


Лаборат.

-

-

-

семестр

6

5

5

Экзамен (семестр)

-

-

-


Зачет ( сем)

6

5

5

Курс.работа

6

-

-

Контр раб

-

-

5

Самост раб

85

79

110













Составитель – проф. Г.А. Смирнова


Санкт- Петербург

2005


Курс «Управление инновационными процессами» является логическим продолжением и развитием знаний базового курса «Менеджмент".
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является формирование понимания необходимости творческого подхода к управлению, умения разработки проектов развития, диагностики инновационной деятельности и социально - экономических последствий внедрения инноваций, анализа конкретных объектов управ­ления по критериям инновационного развития, потребностей внедрения организационных, экономи­ческих и социальных нововведений, возможностей перестройки и реформирования организаций.

Дисциплина «Управление инновационными процессами» тесно связана с комплексом дисциплин по специальности, формирующих базу знаний по проблемам управления:

Менеджмента, Маркетинг, Стратегическое управление, Организация производства и др.

Знания, полученные в процессе обучения. позволят:



  • освоить категории и практические возможности теории инноватики;

  • приобрести навыки анализа инновационного потенциала предприятия и его внешней среды и на этой основе выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной инновацион­ной деятельности;

  • oсвоить и применять методы организации и управления инновационной деятельностью фирм;

  • разрабатывать и обосновывать инновационные проекты продвижения новых продуктов, техноло­гий, услуг в научно-технических, промышленных, финансовых и коммерческих сферах.

В процессе преподавания курса большое значение придается практическим занятиям, разбору кон­кретных ситуаций из отечественного и зарубежного опыта.

Задачи дисциплины:


В задачи курса « Управление инновационными процессами» входит обучение студентов новым технологиям в управлении организацией с позиций инновационной деятельности и обнов­ления всей управленческой системы.

  • В процессе его изучения будут даны знания в области:

  • управления нововведениями, как процессами;

  • особенностей инновационных процессов;

  • государственного регулирования инновационной деятельности и политики, финансового обеспече­ния реализации инноваций;

  • разработки проектов развития организации и внедрения инноваций.



Содержание дисциплины



Тема 1. Тенденции в управлении развитием организации как системы

Понятия развития, прогресса, стагнации, кризиса. Тенденции развития. Факторы, определяющие ос­новные тенденции развития экономической системы. Разновидности развития и условия их возник­новения. Развитие стихийное, регулируемое и управляемое. Виды управления развитием.

Инновационная деятельность организации как функциональная область менеджмента и направление развития организаций. Инновации, инновационный процесс. Признаки инноваций. Формы и фазы инновационного процесса. Движущие силы нововведений. Методология системного описания инно­ваций. История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж.Шумпетера, Н.Д.Кондратьева и др.. Профессиональные требования к инновационному менеджеру и отношения менеджеров к использованию нововведений.

4 часа


Тема 2. Теория управления инновационными процессами

Инновационные теории. Общая концепция инновационных процессов. Стадии инновационного про­цесса. Управление, ориентированное на изменение качества. Основные черты инновационного ме­неджмента. Функции и методы управления инновационными процессами. Специфика управления инновационными процессами. Стимулирование нововведений и организационная поддержка их реа­лизации.

4 часа
Тема 3. Инновации как объект управления

Инновации в структуре процессов управления развитием. Классификация инноваций. Цели и условия нововведений. Управленческие инновации. Факторы реализации нововведений. Но­вовведения эволюционного и революционного характера, деструктивного и созидательного (конструктивного) характера. Показатели инновационной деятельности. Жизненный цикл продукта (ЖЦП) и инновации. Хозяйственная конъюнктура и ЖЦП. Стадии и этапы ЖЦП. Эволюция фирмы в ходе ЖЦП. Результаты инновационного Специфика бизнес-плана при разработке и продвижении нового продукта (услуги). Сопряжение жизненных циклов не­скольких поколений продуктов. Методы анализа временных лагов между поколениями про­дуктов: структурно-морфологический; по характеристикам публикационной активности; терминологически-лексический анализ; метод показателей.

4 часа
Тема 4.. Разработка программ и проектов инноваций

Инновации организационно - технического направления: обновление, модернизация, рекон­струкция производственного потенциала; перепрофилирование, диверсификация деятельно­сти. Организация разработки программ и проектов нововведений. Информационное обеспе­чение проектной работы. Экспертиза программ и проектов. Структурно - логический и диа­хронический анализ проектов. Критерии выбора, ресурсы. Современные организационные формы инновационной деятельности Интеллектуальная собственность в инновационном процессе. Изобретение. Патент. "Ноу-хау". Торговая марка и фирменный знак. Технологиче­ский трансфер. Лицензионные соглашения. Инжиниринг. Защита прав собственника.

4 часа
Тема 5. Управление нововведениями Формы инновационного менеджмента

Организационные структуры будущего. Идеи нововведений и консультационная деятель­ность исследовательских центров. Венчурные организации и инновационный менеджмент. Рыночные условия инновационного менеджмента. Совместные предприятия и их роль в рас­пространении нововведений. Оценка эффективности инноваций. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная, социальная и др. виды эффективности. Показатели коммерческой эффективности. Многоцелевая оптимизация. Интегральная оценка эффективности проекта. Инвестиции в инновационный бизнес. Специфика деятельности участников инновационного бизнеса. Внутренний венчур. Конкурентоспособность продукта и предприятия. Экспертиза конкурентоспособности. Снижение издержек производства. Оценки потребительной стоимости. Этапы анализа Выработка альтернатив .Учет факторов риска.

4 часа

Тема 6. Инновационные стратегии и порядок их разработки

Понятие стратегии нововведений. Разработка стратегии нововведений. Информационное обеспечение и организационная поддержка стратегии нововведений. Предпосылки, условия и результаты нововведений. Стратегическая эффективность инновационного менеджмента. Формирование рыночной инфраструктуры по сбору информации о НИОКР. Прогнозирова­ние и планирование. Анализ спроса на инновации. Стратегия и адаптация к внешней среде. Эффективное использование ресурсов. Информационное обеспечение и система поддержа­ния принятия инновационных решений. Основные направления деятельности и диверсифи­кация. Принципы отношений с внешней средой. Культура организации. Инновационные стратегии конкурентной борьбы. Виоленты, эксплеренты, коммутанты, патиенты. Стратегия копирования и заимствования. Инновационный потенциал. Показатели инновационности.

4часа
Тема 7. Инвестиции и инновации

Инновационный и инвестиционный механизм и тактика организаций. Выработка и отбор наиболее эффективных и конкурентоспособных нововведений. Инвестирование инноваци­онного развития. Мотивация финансовых институтов к инвестированию инновационной деятельности. Прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной политики. Национальные модели.

4 часа
Тема 8 Организационные инновации и процессы управления ими

Реорганизация и реформирование предприятий. Цели, формы и методы реформирования.

Технология реформирования. Управление реализацией инновационных проектов. Стратегия реформирования. Слияния и поглощения компаний. Зарубежный и отечественный опыт ре­формирования

4 часа


Тема 9. Человеческий фактор в управлении инновационного менеджмента

Персонал и оценка его готовности к восприятию инноваций. Убеждение и обучение персо­нала. Инновационные программы подготовки и переподготовки персонала. Инновационные подходы к обучению: кейсы, ролевые игры и др. Влияние инновационного развития персо­нала на реализацию инновационных программ. Инновационные стратегии развития персо­нала.

2 часа

итого 34 часа



4. Распределение часов по темам курса

Наименование темы

Всего

часов


Лекции

Семинары

Самостоятель-ная работа

Введение. Цели и задачи курса

1

1

-

-

Основные понятия и определе­ния.

14

3

3

6

Инновационный менеджмент - как система принципов, мето­дов, средств и форм управле­ния инновационной деятельно­стью

15

2

2

4

Жизненный цикл продукта

14

2

2

4

Исследование и разработки

19

3

3

5

Оценка эффективности инно­ваций

19

3

3

6

Интеллектуальная собствен­ность в инновационном про­цессе

15

2

3

5

Итоговая тема:
Инновационная стратегия

15

2

2

6

Итого:

112

18

18

36

Формы контроля знаний студентов:

1. По окончании 6 семестра - зачет.

2. Защита курсовой работы.



Курсовая работа


Цель курсовой работы:

На примере предприятия реального сектора экономики разработать программу инновацион­ной деятельности и программу управления с применением современных методов инноваци­онного менеджмента


Содержание курсовой работы


  1. Характеристика предприятия реального сектора

  2. Анализ основных проблем с позиций инновационного подхода. Показатели инновацион­ной деятельности

  3. Анализ структуры инноваций за 3-5 лет работы компании

  4. Диагностика инновационных признаков и их группировка

  5. Обобщающая экспертная оценка уровня инновационности управления компанией. Пока­затели инноваций

  6. Анализ затрат на инновационную деятельность

  7. Разработка программы инновационной деятельности

  8. Структура управления инновационной деятельностью

  9. Сценарий управления инновационной деятельностью

  10. Оценка степени реализуемости инновационного проекта в данной компании. Препятст­вия инновационным процессам.

  11. Выводы и рекомендации

Работа должна содержать необходимые графики и таблицы, рисунки и текст в объеме не ме­нее 30 страниц (14 шрифт Times New Roman).

Оценочные показатели работы:

1.Самостоятельность выполнения работы в установленный срок – до 20 баллов;

2.Реальность данных и конструктивные предложения по инновациям -– до 5 баллов;

3. Форма изложения работы – до 5 баллов

4. Оформление работы – до 5 баллов;

5. Доклад на Дне Науки ЭФ – 15 баллов.

Оценка работы:

От 50 баллов до 41 оцениваются на отлично;

от 40 до 31 балла - хорошо при условии самостоятельного выполнения работы

от 30 баллов до 21 - удовлетворительно;

20 баллов и ниже – необходима доработка представленного материала.


3. Самостоятельная работа заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе, ре­фератов и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

Практические занятия заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем в форме case-study с обязательными конкретными примерами. Темы предлагаются студентами или преподавателем и могут совпадать с темами представленных эссе и рефератов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений.Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Уч - к для вузов. - М.: Бизнес – школа Ин­тел- Синтез», 1999.-416 с.

2.Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. Уч. Пос.для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999.- 414с

3.Инновационный менеджмент. Учебник под редакцией Ильенковой С.Д.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

4.Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. - М.: АКА­ЛИС,1996.- 208 с.


Дополнительная литература

1.Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. - СПб: Питер. 2001.- 256 с.

2.Управление проектами. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 2001,875 с.

3.Сергеев В.А. Основы инновационного предпринимательства. Учебно-методическое посо­бие. – Ульяновск, УлГТУ, 1998. - 144 с.

4.Тацуно Ш. Стратегия - технополисы: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: Прогресс, 1989. - 344 с.

5. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компа­нии. Пер. с англ. под общ. ред. В.Т.Рысина. - М.: Прогресс, 1988. - 363 с.

1 А.В.Бусыгин. Предпринимательство. – М.: ИНФРА, 1997. – 608с.

Курс предпринимательства /под ред. Горфинкеля. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439 с.


3 Основы предпринимательской деятельности /под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 496 с.

4 В.С. Платонов. Введение в бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.

5. М. Портер. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.

6 Б.А. Райзберг. Основы бизнеса. – М.: Ось-89, 1996. – 192 с.

7 Н.К.Сирополис. Управление малым бизнесом. – М.: Дело, 1997. – 672 с.

8 А.В. Смоловик. Стратегия и тактика процветания. – Харьков: Рубикон, 1995. – 208 с.

9 Р.А. Фатхудинов. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО Бизнес-школа, 1997. – 302 с.

10. Р.А.Фатхудинов. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО Бизнес-школа, 1997. – 302 с.



11 Ю.Юданов. Конкуренция: теория и практика. – М.: Тандем, 1998. – 382 с.