Директор школы Фомина Г. А. Председатель рмо черникова Т. Н - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Директор школы Фомина Г. А. Председатель рмо черникова Т. Н - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области
«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы______Фомина Г.А. Председатель РМО______Черникова Т.Н.

«__»____________200__года «__»_____________200__года

Календарно-тематическое планирование


по географии
для 8 класса
2009-2010 учебный год
Количество часов: 2 (70 за учебный год)
Автор программы: Душина И.В. (2006)
Автор учебника: Раковская Э.М.
Планирование составил: учитель географии Моисеев А.В.
Красноярка 2009
Планируемые результаты обучения:

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • Изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

2. Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

  • Образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • Образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • Как составляют прогноз погоды;

  • Распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;

  • Разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения;

  • Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещение основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • Особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:



  • «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный», «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение».

4. Описывать:

  • Экономико-географическое, геополитическое положение страны;

  • Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • Особенности быта и религии отдельных народов.

5. Определять (измерять):

  • Географическое положение объектов;

  • Разницу в поясном времени территорий;

  • Погоду по синоптической карте;

  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

6. Называть и (или) показывать:

  • Предмет изучения географии России;

  • Основные средства и методы получения географической информации;

  • Субъекты Федерации;

  • Особенности географического положения, размер территории, протяжённость морских и сухопутных границ России;

  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • Основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • Главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • Народы, наиболее распространённые языки, религии;

  • Примеры рационального и нерационального размещения производства.

Содержание учебного материала

Термины к уроку

Оборудование к уроку

Планируемые результаты

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения урока

Знать

Уметь


Урок № 1
«Что изучает физическая география России? Источники географической информации».

Физическая география России.


Физическая карта России, политико-административная карта России, Справочники, энциклопедии, хрестоматии, картины.



Иметь представление об особенностях предмета и структуре учебника. Познакомить учащихся с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.

Сформировать представление об особенностях природы России, объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.




Параграф 1,

термин, записи в тетради.






Урок № 2
«Географическое положение России».

Крайние точки, островные крайние точки, страны-соседи России, государственная граница.


Физическая карта России, политическая карта мира.



Иметь представление о главных чертах географического положения России и их влиянии на природу и хозяйственную деятельность населения.

Уметь работать с географической картой России, уметь показывать






Параграф № 2, термины.







Урок № 3
«Моря, омывающие территорию России».

Моря бассейна Северного Ледовитого океана, моря бассейна Тихого океана, моря бассейна Атлантики.


Физическая карта России, Таблица «Моря России», картины морей.


Иметь представление об особенности морей и океанов, омывающих территорию России.


Умение рассматривать природные ресурсы морей России и экономические проблемы морей. Изучение по картам морей, проливов, заливов. Умение составлять характеристику моря по плану.




Параграф № 3, термины.







Урок № 4
«Разница во времени на территории России».

Местное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат.



Физическая и политико-административная карты России, глобус, карточки с заданиями.



Иметь представление о видах времени на территории России, линии перемены дат, показать значение знаний

о времени для каждого человека.


Уметь решать практические задачи на определение времени.



Практическая работа № 1

«Определение поясного времени для разных пунктов России».


Параграф 4, термины.







Урок № 5
«Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока».

Русы,


Киевская Русь,

«Каменный пояс».


Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.



Иметь представление об истории изучения и освоения территории России.



Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины.






Параграф 5,

даты и термины.







Урок № 6
« Исследование территории России

в 18-19 веках».


Экспедиция, Северный морской путь.


Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.



Иметь представление об истории изучения и освоения территории России в 18-19 веках.

Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины. Уметь работать с дополнительными источниками.



Параграф № 6, даты, термины, таблица.







Урок № 7
«Изучение территории России в советские годы (1918-1991)».

Комплексная экспедиция, дрейф, научная станция «Северный полюс».


Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.



Иметь представление об истории изучения и освоения территории России в 18-19 веках.


Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины. Уметь работать с дополнительными источниками.





Параграф № 7, даты, термины, таблица.








Урок № 8
«Главные особенности рельефа России и строение земной коры».

Рельеф, платформа, тектонические плиты, разломы.



Физическая карта России, картины гор и равнин.



Иметь представление о главных чертах рельефа России, закономерностях размещения гор и равнин.



Умение формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

Практическая работа № 2

«Объяснение зависимости расположения форм рельефа от строения земной коры».



Параграф № 8, термины.




Урок № 9
«Геологическое летоисчисление».

Геологическое летоисчисление, геохронологические таблицы, эра, период, геотектоника, палеонтология, минералогия, петрография.



Физическая, тектоническая, геологическая карты России, геохронологическая таблица.

Иметь представление о науках, изучающих земную кору, о геохронологической таблице, о геологическом летоисчислении.



Умение работать с разными видами карт.





Параграф


№ 9, термины.






Урок № 10
«Горы складчатых областей и платформенные равнины».

Платформа, древняя платформа, молодая платформа, щит, плита, полезные ископаемые.


Карты: физическая карта России, тектоническая карта; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля).


Состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Иметь представление о наложении карт.


Уметь находить связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Рассказывать об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.





Параграф № 10, термины







Урок № 11
«Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления».

Неотектонические движения, внутренние процессы, вулканизм, землетрясения.


Физическая карта России, таблицы, картины, книги, схемы.


Иметь представления о влиянии внешних и внутренних процессов на формирование рельефа, о влиянии человека на рельеф.



Показывать непрерывность рельефа. Рассматривать виды стихийных явлений, причины их возникновения.






Параграф № 10, термины, тестовая работа.






Урок № 12
«Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления».


Оледенение, эрозия, морена, трог, оползень.

Физическая карта России, таблицы, картины, книги, схемы.


Иметь представления о влиянии внешних и внутренних процессов на формирование рельефа, о влиянии человека на рельеф.


Показывать непрерывность рельефа. Рассматривать виды стихийных явлений, причины их возникновения.





Параграфы №

8-12, повторять тестовая работа.






Урок № 13
«Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».


Все термины темы.

Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.



Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».







Параграфы №

8-12, повторять.






Урок № 14
«Факторы, определяющие особенности климата России».

Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс,

циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность.




Картосхемы учебника, климатическая карта, карта солнечной радиации, таблицы.



Иметь понятие об основных факторах, влияющих на климат России: географическом положении, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс.

Умение работать с картами и картосхемами.




Параграф № 13, термины.





Урок № 15
«Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Воздушные массы, атмосферные фронты, циклон, антициклон.



Физическая, климатическая, синоптическая карты России, таблицы, схемы.

Иметь представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах и их влиянии на погоду и климат.

Формировать знания о главных чертах климата России. Умение читать синоптическую карту.


Практическая работа № 3

«Определение закономер-ностей распределе-ния суммарной и поглощённой радиации, радиацион-ного баланса».



Параграф № 14, термины.







Урок № 16
«Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

Испаряемость, коэффициент увлажнения.


Физическая и климатическая карты России.


Иметь представление о «климатических» рекордах России.



Уметь рассматривать закономерности распределения элементов климата на территории России. Формировать умение работы с климатическими картами.

Практическая работа № 4

«Определение особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».



Параграф № 15, термины.





Урок № 17
«Типы климатов России».

Типы климатов России.



Карта «Типы климатов России», настенная карта воздушные массы.



Иметь представление об основных типах климатов России.



Умение работать с климатической картой и определять тип климата по климатической диаграмме.



Параграф № 16, термины.








Урок № 18
«Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления».

Агроклиматические ресурсы,

засуха,

пыльная буря,

град,

гололёд.


Физическая и климатическая карты России.



Иметь представление

о влиянии климата на жизнь

и хозяйственную деятельность человека.

Уметь указывать неблагоприятные климатические явления и их причины, причины экологических проблем. Сформировать понятие агроклиматических ресурсов.




Практическая работа № 5

«Оценивание основных климатичес-ких показателей одной из территорий страны».


Параграфы № 13-16, тестовая работа.







Урок № 19
«Обобщающе-повторительный урок по теме «Климат и климатические ресурсы».


Все термины темы.

Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.


Контроль знаний по этой теме.


Контроль знаний по этой теме.





Параграфы № 13-16 повторять.







Урок № 20
«Внутренние воды России. Реки».

Падение реки, уклон,

годовой сток, расход воды, режим реки,

половодье,

межень,


паводок,

твёрдый сток, наводнение.


Физическая карта России, атласы.



Иметь представление

об особенностях рек России. Сформировать понятия уклон, падение реки.


Показать влияние климата и рельефа на реки, формировать умение определять падение и уклон рек.



Практическая работа № 6

«Составление характерис-тики одной из рек с использова-нием тематических карт».


Параграф № 17, термины.








Урок № 21
«Озёра. Болота. Ледники, Подземные воды. Многолетняя мерзлота».

Озёра,


болота,

подземные воды, многолетняя мерзлота,

тарыны, буллгуннях.

Физическая карта России,

почвенная карта

(с границей вечной мерзлоты), таблицы: озера, ледники.


Иметь представление

о размещении, особенностях происхождении

и значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты



Уметь работать

с картой,

таблицей

и другими источниками информации.




Практическая работа № 7

«Объяснение закономер-ностей размещения разных видов вод суши в зависимости от рельефа и климата».


Параграф № 18, термины.







Урок № 22
«Водные ресурсы.

Охрана вод».




Водные ресурсы, водный кадастр, водопользователи, водопотребители.


Физическая карта России,

картины: оросительный

и судоходный каналы, таблица «Охрана вод».


Иметь представление

о значении воды

в жизни человека.


Умение оценивать водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.



Практическая работа № 8

«Оценивание обеспечен-ности водными ресурсами крупных регионов России».



Параграф № 19, термины. Тестовая работа.







Урок № 23
«Обобщающе-повторительный урок по теме «Внутренние воды России. Охрана вод».


Основные термины темы.

Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.



Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме «Внутренние воды России. Охрана вод».





Параграфы № 17-19 повторять.






Урок № 24
«Образование почв и их разнообразие».

Почва,


почвенные горизонты, структура почв.

Физическая и почвенная карты России,

таблица


«Почва».

Иметь представление

о почвах России, показать вклад В.В.Докучаева

в создание почвоведения.



Умение работать

с картой,

таблицей,

схемой.





Параграф № 20, термины.







Урок № 25
«Главные типы почв России и закономерности их распространения».

Почвенная карта, условия почвообразования, типы почв.



Физическая, почвенная карта России, таблицы (типы почв России, почвенные разрезы).



Иметь представление о типах почв России и закономерностях их распространения.


Уметь выделять характерные черты почв России.



Практическая работа № 9

«Выявление условий почво-образования основных зональных типов почв».



Параграф № 21, термины.





Урок № 26
«Почвенные ресурсы России».

Земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,

мелиорация.


Физическая и почвенная карты России,

таблица «Мелиорация земель».


Иметь представление

о закономерностях использования почв человеком,

о причинах разрушения почв

и путях повышения их плодородия



Уметь давать характеристику типам почв, умение работать

с почвенной картой.





Параграф № 22, термины, тестовая работа.







Урок № 27
«Обобщающе-повторительный урок по теме

«Почвы и почвенные ресурсы».




Основные термины темы.

Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.



Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме


«Почвы и почвенные ресурсы».




Параграфы № 20-22 повторять.








Урок № 28
«Растительный мир России».

Растительные сообщества,

лесные ресурсы.

Гербарий,

карта растительности, картины тундры, тайги,

смешанного леса, степей,

пустынь.

Иметь представление

о типах растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом,

почвами,

почвами,

водами.

Сформировать представление

о причинах разнообразия растительных сообществ, вырабатывать навыки коллективной работы.




Практическая работа №10

«Составление прогноза изменений растительно-го и животного мира по заданным условиям».



Параграф № 23, термины.







Урок № 29
«Животный мир. Охрана органического мира».


Животный мир.

Карты животного мира, природных зон, картины, книги.



Иметь представление о животном мире России.



Уметь характеризовать типичных представителей животного мира и их

приспособление к среде обитания.





Параграф № 24, термины.







Урок № 30
«Охрана биологических ресурсов».

Биологические ресурсы, заповедник, заказник, национальный парк.



Карта


«Охрана природы»,

таблица «Заповедники», картины заповедников.



Иметь представление

о заповедниках, заказниках, национальных парках.


Уметь выделять роль органического мира в жизни и деятельности человека, формировать понимание

охраны природы.






Параграф № 25, термины.





Урок № 31
«Обобщающе-повторительный урок по теме «Растительный и животный мир».

Основные термины темы.


Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.


Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Растительный и животный мир».














Урок № 32
«ПТК – результат развития географической оболочки».

Природно-территориальный комплекс, антропогенный ПТК.



Таблица «Природный комплекс», таблицы со схемами круговоротов, картины ПТК.

Иметь понятие о природно-территориальном комплексе, о взаимосвязях в нём.


Уметь давать характеристику изменения компонентов ПТК во времени и пространстве.





Параграф № 26, термины.






Урок № 33
«Природное районирование. Воздействие человека на ПТК».


ПТК, природное районирование.

Таблица «Природный комплекс», таблицы со схемами круговоротов, картины ПТК.



Иметь понятие о природно-территориальном комплексе, о взаимосвязях в нём.


Уметь давать характеристику изменения компонентов ПТК во времени и пространстве.






Параграф № 27, термины, тестовая работа.








Урок № 34
«Обобщающе-повторительный урок по теме «ПТК

и природное районирование».



Все термины темы.


Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.


Контроль знаний, умений, навыков учащихся по теме «ПТК и природное районирование».







Параграфы № 26-27, термины,





Урок № 35
«Природная зона как природный комплекс. Природные

зоны России».



Природная зона, природная зональность, ландшафт, «ледяной язык», айсберг,

тундра,

лесотундра, оленеводство.


Карта «Природные зоны России», почвенная, климатическая карты России, документальный фильм

«Природные

зоны России».



Иметь представление о природных зонах России;

углубить знания

о взаимосвязях

в природных комплексах

Севера России.



Продолжить формирование умений описывать хозяйственное использование ресурсов природных зон

и проблем нарушения целостности природных комплексов; закрепить знания

о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности.


Практическая работа № 11

«Оценка природных условий и ресурсов природной зоны

(по выбору) на основе анализа тематических карт».

Параграф № 28, термины, практикум.







Урок № 36
«Лесные

зоны


России».

Тайга,


смешанные и широколиственные леса,

гидроэнергия, лесостепная зона.


Физическая карта России,

карта

«Природные зоны России», дополнительные справочные материалы.



Иметь представление

о лесной зоне России; рассмотреть причины различия лесных зон России.

Уметь кратко характеризовать особенности природы России

и разбирать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.




Параграф № 29, термины, практи-кум, пригото-вить сообщения о животных степной зоны.







Урок № 37
«Южные безлесные

зоны.


Высотная поясность».

Степь,


дерновинно-злаковая растительность, целина,

суховей,

пыльная буря, полупустыня, высотная поясность.


Почвенная карта России,

физическая

и климатическая карты России, таблица «Животные степей и пустынь», гербарий, дополнительные справочные материалы.


Изучить особенности компонентов природы в степях

и полупустынях, выделить взаимосвязь между компонентами зон;

иметь представление

о закономерностях смены природных условий

и ПТК

в горах.


Сформировать образ степей

и полупустынь;

выявить экономические проблемы степей

и полупустынь и предложить свои пути решения данной проблемы;

закрепить знания

о высотной поясности;

давать характеристику ПТК альпийских

и субальпийских лугов.






Параграф № 30, термины, задания, составить схему взаимо-связей в природных зонах степей

и полу-пустынь.







Урок № 38
«Русская (Восточно-Европейская) равнина».

Русская равнина, докембрийская платформа, Балтийский щит, осадочный чехол, каналы

(Беломоро-Балтийский,

Волго-


Балтийский), Онежское, Ладожское озёра.

Карты России: физическая, климатическая, растительности, природных зон, контурные карты, дополнительные справочные материалы.


Формировать представления и знания

об особенностях природного района - Русской равнины;

иметь представление

о природе

и ресурсах

Русской

равнины.



Углубить и расширить знания о компонентах ПТК Русской равнины; дать знания о роли Русской равнины

в формировании Русского государства;

Развивать умения решать задачи

с разными источниками географических знаний.



Практическая работа № 12
«Объяснение принципов выделения крупных природных регионов

на территории страны».


Параграф № 31, термины, задания, пригото-вить сообщения о Карелии, о Мещёре.








Урок № 39
«Природные комплексы Русской равнины».

Приморские низменности, холмисто-моренные равнины, эрозионно-расчленённые лесостепные возвышенности, полесья,

дубравы.

Карты России: физическая, климатическая, растительности, природных зон, контурные карты, дополнительные справочные материалы.



Углубить знания

о природных зонах, расширить представление

о ПТК

Русской


равнины.

Рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах; продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками географической информации.





Параграф № 32, термины, задания, пригото-вить сообщения об А.Е. Ферсмане, о «золотом кольце» России.







Урок № 40
«Природные ресурсы

Русской


равнины

и проблемы

их использования».

Природные ресурсы, антропогенный ландшафт,

карьер, котлован, чернозём, Нечерноземье, мелиорация, заповедник, заказник.

Карты России: физическая, климатическая, растительности, природных зон, контурные карты, дополнительные справочные материалы.


Углубить


и расширить

знания учащихся

о природных ресурсах Русской равнины

(о видах и их размещении).



Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов; определить экологические проблемы Русской равнины и пути

их решения.





Параграф № 33, написать реферат «Пробле-мы Русской равнины».







Урок № 41
«Кавказ».

Кумо-Манычская впадина, альпийская складчатость, заболоченные плавни, «пятитысячники» России,

лакколиты, интрузия,

шибляк, полиметаллы, рекреационные ресурсы,

фён,

бора.



Карты России: физическая, тектоническая, физическая карта Кавказа,

контурные карты, кинофильм «Природа Кавказа», дополнительные справочные материалы.



Сформировать образ Кавказских гор,

сформировать знание о рельефе, климате,

высотной поясности

Кавказа.

Учить работать

с картами, схемами, продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками географической информации.




Параграф № 34, термины, задания, пригото-вить сообщение о ПТК Урала.







Урок № 42
«Урал».

Каменный пояс, герцинская складчатость, Предуральский краевой прогиб, минералогический заповедник.



Карты России: физическая, тектоническая, физическая карта Урала,

контурные карты, коллекция минералов и горных пород, дополнительные справочные материалы.



Ознакомить учащихся с природой, геологическим строением

и

рельефом


Урала.

Расширить знания о возрождённых горах,

асимметрии склонов,

широтной зональности

и высотной поясности

Урала.




Параграф № 35, термины, задания, отметить в контурных картах составляя-ющие Урала.







Урок № 43
«Природные комплексы

и

ресурсы



Урала».

Высотная поясность, широтная зональность, природный комплекс,

горная тундра, осыпь, пересечённый рельеф,

увалы,

природные ресурсы, экологические проблемы.



Карты России: физическая, тектоническая, физическая карта Урала,

контурные карты, коллекция минералов и горных пород, дополнительные справочные материалы.


Познакомить учащихся

с наиболее интересными объектами Урала,

с экологическими проблемами данной территории, причинами их возникновения

и

путями решения.


Учить самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, продолжить формирование представлений

о природных ресурсах Урала.


Практическая работа № 13

«Составление характерис-тики природных ресурсов Урала

(в виде таблицы)

по картам и статисти-ческим материалам».



Параграф № 36, термины, задания, составить кроссворд «Урал».







Урок № 44
«Западная Сибирь».

Мелкосопочник, Азиатский максимум атмосферного давления, лесоболотная

зона,

Обская губа.


Карты России: физическая, тектоническая, физическая карта Западной Сибири,

контурные карты, коллекция минералов и горных пород, дополнительные справочные материалы.

Сформировать представление

об особенностях рельефа, геологического строения,

вод,


климата

Западной


Сибири.

Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов природы

Западной Сибири,

иметь представление

об истории исследования

и освоения Западной

Сибири.





Параграф № 37, термины, задания, нанести на контурную карту место-рождения полезных ископае-мых Западной Сибири.




Урок № 45
«Природные ресурсы

Западной Сибири и проблемы

их использования»

Барабинская низменность, займища,

меандры, заболоченность.


Физическая карта России,

таблицы,

схемы,


контурные карты, коллекция горных пород

и минералов

(нефть, мирабилит, железная руда).

Сформировать

у учащихся представление

о природных ресурсах

Западной Сибири, показать роль природных ресурсов

в экономике России.


Рассмотреть проблемы освоения природных ресурсов Западной Сибири, познакомить учащихся с экологическими проблемами данной территории и путями их решения.





Параграф № 38, термины, задания, нанести на контурную карту место-рождения полезных ископае-мых Западной Сибири.







Урок № 46
«Средняя и Северо-

Восточная Сибирь».


Низменные равнины, область палеозойской складчатости, горы Бырранга, Анабарский массив, Енисейский кряж, траппы, область мезозойской складчатости, многолетняя мерзлота, антициклональная погода, термокарстовые котловины, грунтовая наледь.



Физическая карта России,

таблицы,

схемы,


контурные карты, коллекция горных пород

и минералов.



Изучить особенности состава, географического положения, геологического строения, рельефа Средней и Северо-Восточной Сибири; сформировать представление

о суровости природы региона (морозных зимах, вечной мерзлоте).


Продолжить формирование умений работать

с тематическими картами,

учебными и дополнительными материалами, давать рецензию на ответ товарища.






Параграф № 39, термины, задания, нанести на контурную карту номенкла-туру Средней и Северо-Восточной Сибири.





Урок № 47
«Природные комплексы Средней и Северо-

Восточной Сибири».


Доломиты,

пойма,

терраса,



протоки,

дельта,


плато Путорана, горный рельеф, высотная поясность.

Карты России: физическая, тектоническая, схема

«Взаимосвязь различных явлений природы

в Восточной Сибири»,

картины,

гербарии, коллекция горных пород и минералов.

Закрепить знания

о природе Восточной Сибири, о вечной мерзлоте.

Сформировать общее представление

о природных комплексах Средней и

Северо-


Восточной Сибири.



Параграф № 40, термины, задания.







Урок № 48
«Горы

Южной


Сибири».

Центр Азии, Джугджур, складчато-глыбовые горы, неотектонические движения, межгорные котловины, эрозионный

рельеф,


снеговая линия.

Карты России: физическая, тектоническая, картины, контурные карты.



Сформировать представление

о горах

Южной


Сибири.

Продолжить формирование умений работать

с тематическими картами,

учебными и дополнительными материалами, давать рецензию на ответ товарища.






Параграф № 41, термины, задания, нанести на контурную карту номенкла-туру гор Южной Сибири.





Урок № 49
«Проблемы Байкала».

Байкал, органический мир, эндемики, байкальский омуль, баргузинский соболь,

молевой сплав древесины.


Физическая карта России,

физическая карта гор Южной Сибири,

картины


озера Байкал.

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины этой уникальности; иметь представление

о флоре и фауне Байкала.



Познакомить учащихся с открытием и исследованиями Байкала; рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Практическая работа № 14
«Решение экологических проблем озера Байкал».

Параграф № 42, термины, задания.






Урок № 50
«Дальний Восток».

Дальний Восток, амурский бархат, Командорские острова, область кайнозойской складчатости, четвертичные отложения, моретрясения, вулканизм,

гейзеры (фумаролы и сольфатары), геотермальные источники, муссонный климат.


Физическая карта России,

физическая карта Дальнего Востока, климатическая, тектоническая карты России, дополнительный справочный материал.


Сформировать представление

об особенностях природы Дальнего Востока; познакомить учащихся

с историей открытия

и исследования Дальнего Востока.

Углубить знания

о взаимосвязях природных компонентов, показать уникальность природы Дальнего Востока, продолжить формирование умений работать

с разными источниками информации.






Параграф № 43, термины, задания, нанести на контурную карту номенкла-туру Дальнего Востока.








Урок № 51
«Природные комплексы Дальнего Востока».

Каменноберёзовые леса,

уссурийская тайга, женьшень, железная берёза, лимонник, почвенно-агроклиматические ресурсы,

соя.


Физическая карта России,

физическая карта Дальнего Востока, дополнительный справочный материал.

Расширить

и углубить знания учащихся

об уникальной природе

Дальнего

Востока.


Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока; активизировать познавательную деятельность учащихся; продолжить формирование навыков общения, коллективной работы.



Параграф № 44, термины, задания, пригото-виться к тестовой работе

по теме «Дальний Восток».





Урок № 52
«Итоговый урок по теме

«Крупные природные районы».



Все термины

темы.


Индивидуальные тестовые задания каждому учащемуся.



Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме

«Крупные природные районы».





Параграфы № 32-44, термины, задания.







Урок № 53
«Влияние природных условий

на жизнь


и здоровье человека».

Среда обитания, природные условия, природная среда, природные ресурсы,

образ жизни, подножный корм, эпидемия, нозогеография, медицинская география, рекреационная деятельность, рекреационная география.

Карты России: физическая, климатическая, экологическая, схема «Окружающая среда»,

схема

«Воздействие атмосферных загрязнений



на организм человека».

Обобщить и систематизировать знания учащихся

о взаимодействии природы и человека;

углубить знания

о влиянии природных условий на жизнь

и здоровье человека.



Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье человека; продолжить формирование умений работы

с различными источниками географической информации.





Параграф № 45, термины, задания, пригото-вить сообщения о стихийных природных явлениях.







Урок № 54
«Стихийные природные явления».

Стихийные природные явления, наводнение,

смерч,

вулканизм,



цунами,

оползни,

обвалы,

засуха,


сель,

град,


стихийные бедствия, техногенные катастрофы, карст, меры защиты (технические, организационные, информационные).

Физическая карта России,

картины «Извержение вулкана»,

«Смерч»,

фрагмент кинофильма «Землетрясения».


Сформировать

и углубить

знания учащихся

о стихийных явлениях

и стихийных бедствиях.


Уметь


выделять

причины, вызывающие стихийные

явления и меры борьбы

со стихийными бедствиями; развивать творческие способности учащихся.





Параграф № 46, термины, задания.







Урок № 55
«Изменение природы человеком. Использование природных ресурсов».

Природно-антропогенные комплексы, природные ресурсы, рациональное использование природных ресурсов, воспроизводство ресурсов, заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.

Физическая, экологическая карты России, фрагмент кинофильма

«Земля у нас одна».


Иметь представление

о разных видах природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых).

Изучить влияние человеческой деятельности

на природные комплексы.




Параграф № 47, термины, задания.








Урок № 56
«Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека».

Цивилизация, «золотой миллиард», стратегия устойчивого развития, рациональное природопользова-ние,

региональные проблемы природопользова-ния,

оптимальный, экологические проблемы, «кислотные дожди», катастрофа, прогноз.


Физическая карта России,

схема «Рациональное природопользова-ние»,

схема


«Виды географических прогнозов».

Сформировать представление

о рациональном природопользова-нии;

закрепить и углубить знания о природопользова-нии на примерах изученных территорий

России.

Показать роль географии

в рациональном природопользова-нии;

рассмотреть последствия влияния человека на природные комплексы.





Параграф № 48, термины, задания.







Урок № 57
«Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека

и природы».



Контроль над состоянием окружающей среды, мониторинг, эколого-географическая экспертиза проектов, метеостанция, гидрологические посты, лимнология, физико-географический прогноз, многовариантность.

Карты России: физическая, климатическая, экологическая, дополнительный справочный материал.



Систематизировать знания

об антропогенном воздействии человека

на природную среду.



Показать важность решения экологических проблем в России; дать знания о мониторинге; совершенствовать умения работать над докладом и выступать

с сообщениями, изучать дополнительную литературу.






Параграф № 49, термины, задания, пригото-виться к тестовой работе.








Урок № 58
«Итоговый урок по теме «Рациональное использование природных ресурсов

и охрана природы».




Основные термины темы.


Индивидуальные тестовые задания каждому учащемуся.


Контроль знаний, умений, навыков учащихся

по теме «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы».





Параграфы № 45-49, термины, задания.







Урок № 59
«Особенности географического положения Томской области. История исследования».

Западно-Сибирская равнина,

отроги Алтае-Саянской горной системы,

Азия,


полезные ископаемые.

Физическая карта мира,

физическая карта Томской области, атласы,

контурные карты, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о физико-географическом положении Томской области; иметь представление

об истории открытия

и исследования Сибири.

Продолжить формирование умений работать

с учебным материалом параграфа,

на основе прочитанного делать выводы, давать рецензию на ответ товарища.



Практическая работа № 15
«Нанесение на контурную карту номенклату-ры

Томской области


Параграфы № 1-2, термины, нанести на контурную карту номенкла-туру Томской области.







Урок № 60
«Рельеф, геологическое строение». «Минеральные ресурсы».

Западно-Сибирская плита,

герцинский фундамент, Сибирские увалы, котловинность рельефа,

долины древнего стока,

моренные отложения, экзогенные эрозионные процессы, циркон-ильменитовое месторождение, Коларово-Семилужинский разлом, минеральные воды.

Физическая карта мира,

физическая карта Томской области, атласы,

контурные карты, карта «Геологическое строение и полезные ископаемые, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о геологическом строении

и минеральных ресурсах

Томской

области.


Продолжить формирование умений работать

с тематическими картами,

учебным и дополнительным материалом,

давать рецензию на ответ товарища.



Практическая работа № 16
«Составление таблицы «Полезные ископаемые Томской области».

Параграфы № 3-4, термины, задания.







Урок № 61
«Условия формирования климата на территории Томской области. Характеристика основных элементов климата».

Климат,


погода,

солнечная радиация,

альбедо, радиационный баланс,

воздушные

массы,

циркуляция, подстилающая поверхность.


Физическая карта мира,

физическая карта Томской области, атласы,

контурные карты, дополнительный справочный материал.



Иметь представление

об условиях формирования климата

на территории Томской области.


Продолжить формирование умений давать характеристику климата территории, используя климатограммы.



Практическая работа № 17
«Характерис-тика основных элементов климата на территории Томской области».

Параграфы № 5-6, термины, задания.






Урок № 62
«Сезоны года. Агроклимати-ческие ресурсы».

Сезоны года, циклоны арктического фронта,

Азиатский максимум и Исландский минимум атмосферного давления,

зимник, агроклиматические ресурсы, гидротермический коэффициент.


Физическая карта мира,

физическая карта Томской области, атласы,

контурные карты, дополнительный справочный материал.



Иметь представление

об агроклиматических ресурсах Томской области.


Продолжить формирование умений давать характеристику климата территории, используя климатограммы.



Параграфы № 7-8, термины, задания.







Урок № 63
«Охрана атмосферного воздуха.

Воды и водные ресурсы».



Климат,

воздух, неблагоприятные черты климата Томской области, гидросфера, мировой влагооборот, боковая эрозия, сток,

режим реки, межень,

половодье, «заломы»,

озёра,

болота,


«окна»,

«чаруса».


Физическая

и климатическая карты России, климатограммы Томской области, дополнительный справочный материал.

Иметь представление

о мерах, принимаемых в Томской области

по охране атмосферного воздуха;

иметь представление

о значении воды

и водных ресурсов для хозяйственной жизни человека

на территории Томской области.


Продолжить формирование умений давать характеристику рек по плану; уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений;

работать


с тематическими картами

и дополнительными материалами.



Практическая работа № 18
«Характерис-тика одной из рек Томской области

(по выбору учащегося).


Параграфы № 9-10, нанести на контурную карту реки Западной Сибири.






Урок № 64
«Водные ресурсы и их охрана».

«Почва


и почвенные ресурсы».

Гидроресурсы, водный транспортный путь, «цветение воды», почва,

гумус,

чернозём, аллювиальные (пойменные)



почвы.

Карты России: физическая, климатическая, почвенная, климатограммы Томской области, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о мерах, принимаемых в Томской области по охране гидросферы; иметь представление

о значении воды

и водных ресурсов для хозяйственной жизни человека

на территории Томской области.


Продолжить формирование умений давать характеристику рек по плану; уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений;

работать

с тематическими картами

и дополнительными материалами.





Параграфы № 11-12, термины, задания.







Урок № 65
«Охрана почв».

«Растительный

и животный мир Томской области. Биологические ресурсы».


Почвообразование, почвенная эрозия, болота

(верховые

и низинные),

рям,

луга


(заливные

и материковые).


Карты России: физическая, климатическая, почвенная, климатограммы Томской области, дополнительный справочный материал.



Иметь представление

о мерах, принимаемых

на территории Томской области

по охране почв; иметь представление

о значении флоры

и фауны для хозяйственной жизни человека

на территории Томской области.


Продолжить формирование умений давать характеристику животного

и растительного мира Томской области;

уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений;

работать

с тематическими картами

и дополнительными материалами.




Параграфы № 13-14, термины, задания.







Урок № 66
«Сведения

о полезных свойствах растений».

«Охрана растительности».

Эндемики,

живица,

кокор,


пищевые

и лекарственные растения,

грибы,

ягодники, фитонциды.


Карты России: физическая, климатическая, почвенная, климатограммы Томской области, дополнительный справочный материал.



Иметь представление

о мерах, принимаемых в Томской области

по охране растительности; иметь представление

о значении флоры

и фауны для хозяйственной жизни человека

на территории Томской области.




Продолжить формирование умений давать характеристику животного

и растительного мира Томской области;

уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений;

работать

с тематическими картами.







Параграфы № 15-16, термины, задания.








Урок № 67
«Животный мир. Биологические ресурсы».

«Редкие


и исчезающие виды животных».

Лесные ресурсы (древесные, технические, пищевые, кормовые),

Красная книга, заповедник, заказник,

особо

охраняемые природные территории.


Физическая карта России,

физическая карта Томской области, зоогеографическая карта мира, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о редких


и исчезающих видах животных

и растений;

иметь представление

об особо охраняемых природных территориях.


Продолжить формирование умений давать характеристику животного

и растительного мира Томской области;

уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений;

работать


с тематическими картами.

Практическая работа № 19
«Животные и растения, занесённые

в Красную книгу Томской области.



Параграфы № 17-19, термины, задания.







Урок № 68
«Общая характеристика экономики

и её


структуры».

«Отрасли специализации Томской области».


Экономика, отрасль, специализация, промышленность, сельское хозяйство.


Физическая карта России,

физическая карта Томской области, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о размещении предприятий промышленности

в Томской области;

иметь представление

об экономике и основных отраслях специализации Томской области.


Продолжить формирование умений давать экономическую оценку крупному промышленному району,

привлекать для ответа на поставленные вопросы дополнительные источники информации.



Практическая работа № 20
«Составление таблицы «Отрасли специализа-ции Томской области».

Параграфы № 19-21, термины и задания.







Урок № 69
«Физико-географическое положение Зырянского района.

Из истории открытия

и исследования».


Физико-географическое положение, топонимика, топонимы, исследования.



Физическая карта России,

физическая карта Томской области, физическая карта Зырянского района, дополнительный справочный материал.


Иметь представление

о физико-географическом положении Зырянского района и его топонимах.


Уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений, работать

с тематическими картами

и дополнительными материалами, составлять письменные работы на заданную тему.





Термины, записи в тетради.






Урок № 70
«Население, промышленность, хозяйство».

«Флора и фауна Зырянского района».


Демографические проблемы,

отрасли хозяйства

и промышленности, флора,

фауна.

Физическая карта России,

физическая карта Томской области, физическая карта Зырянского района, дополнительный справочный материал.

Иметь представление

о специфике промышленности и сельского хозяйства на территории Зырянского района, о причинах демографических проблем

на территории района.


Уметь выделять причинно-следственные связи событий

и явлений, работать

с тематическими картами

и дополнительными материалами, составлять письменные работы на заданную тему.




Термины, записи в тетради.







Программно-методическое обеспечение по курсу географии 8 класса:



  • Программно-методические материалы. География. 6-9 классы. Составитель Сиротин В.И., М., «Дрофа», 2007.




  • Учебник «География: природа России». Автор Раковская Э.М., М., «Дрофа», 2007.




  • Поурочные разработки. География: природа России. Составитель: Жижина Е.А., М., «Вако», 2006.




  • Предметная неделя географии в школе. Составитель: Андреева В.Н., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.




  • Рабочая тетрадь по географии для 8 класса. Составитель Раковская Э. М., М., «Просвещение», 2006.




  • Тесты. География. 8-9 классы. Составитель: Лобжанидзе А. А., М., «Дрофа», 2006