Детская эколого-биологическая станция - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Детская эколого-биологическая станция - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБОАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Согласовано: Утверждаю

Педагогический совет Директор ДЭБС:

Протокол № 5 _______ Н.С.Тимошенко



«25» 05 2010 г «___24_»__08_____2010 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»

Возраст 14-18 лет

Срок реализации - 2 года

Составитель программы

Фадеева Оксана Михайловна,

педагог дополнительного образования
г. Кандалакша, 2010 г.

Мурманская область

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Экология и здоровье» - модифицированная, создана на основе типовой программы «Здоровье и окружающая среда» (8-10 класс) составители Б.Т.Величковский, И.Т.Суравегина и др. (сборник Комплект программ по экологическому образованию учащихся У-1Х классов под редакцией И.Т.Суравегиной, Москва, 1992) и «Человек и Север» (9 класс) Е.Э.Тупальской (сборник «Человек и Север» Е.В.Маслова, Е.Э.Тупальская Мурманск, 2000).

Направленность дополнительной образовательной программы эколого-биологическая. Основу содержания программы составляют проблемы экологии человека, оптимизация факторов, формирующих духовное и физическое здоровье людей

Актуальность программы в том, что учебный материал построен с учётом регионального компонента.

Новизна программы в том она расширяет общий кругозор обучающихся, помогает им в осмыслении и совершенствовании своего образа жизни.

Цель: сбережение и защита здоровья в сложных климатических и экологических условиях Крайнего Севера.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к здоровью как к состоянию сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека;

- формировать потребность в здоровом образе жизни, навыке сохранения здоровья;

- воспитывать уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.



Отличительная особенность программы – программа является интегрированным курсом, включающим в себя дополнительные знания и умения по анатомии, географии, Основы безопасности жизнедеятельности по здоровьесбережению.

Программа составлена для обучения детей от 14 до 18 лет (8-11 класс).



Режим занятий: 1 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), 2 год обучения 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Численный состав кружка 1 года обучения – 15 человек, 2 года обучения – 12 человек.

Формы организации занятий: фронтальная, по подгруппам, индивидуальная.

Занятия проводятся в:

- традиционной форме (лекция, семинар, дискуссия);

- нетрадиционной форме (интегрированные занятия, путешествие, интеллектуальные соревнования).

Используемые методы и приёмы работы:

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (таблицы, схемы, графики, демонстрационный материал, видеоматериалы);

- психологические и социологические (анкетирование, тестирование);

- исследовательские (опытнические и лабораторные занятия, эксперименты).

Объём и степень сложности материала по программе рассчитан на обучающихся разного уровня подготовки. Программа предполагает определённый объём знаний по экологии.



Ожидаемые результаты-

Знать:


- особенности анатомии и физиологии органов и систем человеческого организма;

- понятие «экология» и «факторы экологии».

особенности психосоматического состояния человека, проживающего в условиях Крайнего Севера;

факторы здоровья и их взаимосвязи;

- понятия «здоровье» и «болезнь».

Уметь:


- определять психосоматическое состояние;

- проводить несложные практические и лабораторные работы по анатомии и физиологии.

- вести здоровый образ жизни и популяризировать свои знания;

- проводить элементарные исследования, анализировать их и делать выводы.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, текущий и итоговый контроль.

Формы проведения контроля: тестирование, практические задания, реферативные сообщения, подготовленные лекции для лектория, участие в конференциях. Уровень теоретических знаний оценивается по следующим параметрам:

- теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы;

- владение специальной терминологией;

- креативность.

Уровень практической подготовки по следующим параметрам:

- практические умения и навыки, предусмотренные программой;

- познавательный интерес;

- креативность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





№№

п/п


Название раздела

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения







Всего

Теорет.

Практ.

Всего

Теорет.

Практич.

01.

Водное занятие

2

2

--










02.

Человек – часть природы

58

21

37










03.

Психологическое состояние человека

20

10

10










04.

Основы экологии

28

25

3










05.

Метеорология – как экологический фактор

14

9

5










06.

Окружающая среда и здоровье человека

10

6

4










07.

Природное окружение человека

10

-

10










08.

Заключительное занятие

2

2

-










09.

Человек и Север

-

-

-

68

34

34

10.

Здоровье и факторы здоровья

-

-

-

16

6

10

11.

Адаптация

-

-

-

10

5

5

12.

Болезнь и ее лечение

-

-

-

14

7

7

13.

Производство, среда, здоровье

-

-

-

16

5

11

14.

Радиация и здоровье

-

-

-

8

3

5

15.

Здоровый образ жизни

-

-

-

24

9

15

16.

Здоровье – профессиональная забота врача и эколога

-

-

-

16

6

10

17.

Социальная среда и здоровье

-

-

-

10

3

7

18.

Просветительская работа

-

-

-

32

10

22

19.

Заключительное занятие

-

-

-

2

-

2




ИТОГО:

144

75

69

216

88

128

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Занятия состоят из теоретической и практической частей, где большую часть программы составляют практические занятия.

Форма организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы организации деятельности детей:

- традиционные (лекция, семинар, экскурсия, просветительский лекторий);

- нетрадиционные (соревнования, деловые игры).

Используемые методы и приёмы работы:

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (таблицы, схемы, графики, демонстрационный материал, видеоматериалы);

- психологические и социологические (анкетирование, тестирование);

- исследовательские (опытнические и лабораторные занятия, эксперименты).

Выбор приёмов широк в зависимости от темы и цели занятия.
Материально-техническое оснащение:
- оборудование (учебный кабинет, столы и стулья на 15-12 человек, доска, компьютер с выходом в интернет, принтер, сканер, фотоаппарат, телевизор);

- канцелярские товары: бумага для принтера, фотобумага, тетради, ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры и маркеры на 15-12 человек;

- наглядные пособия (таблицы, схемы, муляжи, иллюстрации, справочная литература, оборудование для лабораторных работ на 15-12 человек).
Виды методической продукции:
Информационно- пропагандистская:

- методическая рекомендация по проведению экскурсий;

- методические разработки занятий;

Организационно-инструктивная:

- инструкции по правилам ТБ, инструкции №№

Прикладная:

- картотека рекомендуемых методических материалов;

- каталоги интернет-источников по темам;



- сценарии воспитательных мероприятий.

Обеспечение программы методическими видами продукции

Лабораторные работы: «Нервная система человека», «Органы пищеварения человека», «Измерение пульса и кровяного давления», «Эндокринная система человека», «Детские болезни и вакцинация», « Чтобы не случилась беда!», «Учебное пособие «Узкие специалисты», «Составление аптечки для экологической экспедиции», «Лекарственные растения края», «Наблюдение за состоянием погоды», «Наблюдение за явлениями», «Предприятия города, загрязняющие окружающую среду», «Факторы здоровья северян», «Физминутка для младших школьников», «Современные методы исследования сердца», «Рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний», «Вредное влияние курения», «Поморский харч», «Состав пищи», «12 советов по правилам питания северян», «Адаптивные типы людей», «Виды повреждений», «Природные и социальные факторы болезней», « Защитные и восстановительные процессы», «Живые существа как возбудители болезней», «Болезни нездорового образа жизни», «Современные методы диагностики заболеваний», «Правила ухода за больным», «Температура, влажность, освещение в кабинете, измерения, анализ», «Болезни цивилизации», «Природные и искусственные источники ионизирующих излучений в Заполярье, «Факторы, определяющие радиологические эффекты», «Возможные последствия ядерного взрыва», «Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок охраны здоровья», «Образ жизни человека в разные исторические эпохи», «Система здравоохранения области и города», «Социально-психологические портреты врача и эколога», «Мини-сочинение «Это было прошлым летом!».
Практические работы: «Объём кратковременной зрительной памяти», «Есть у вас чувство юмора?», «Определение типа темперамента», «Определение способности к рисованию по дорисовке недостающих элементов», «Правила поведения в общественных местах, правила этикета», «Правила поведения за столом», «Объём кратковременной зрительной памяти», «Есть у вас чувство юмора?», «Определение типа темперамента», «Определение способности к рисованию по дорисовке недостающих элементов», «Правила поведения в общественных местах, правила этикета», «Правила поведения за столом», «Наблюдение связей в городском ландшафте», «Определение работоспособности», «Составление режима дня», «10 правил аэробной оздоровительной тренировки ля жителей Севера», «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата», «Изготовление ватно-марлевой повязки», «Составление оптимального рациона питания школьников», «Витамины», «Требование к одежде и обуви северян», «Правила предупреждения обморожения», «Полярный климат и работоспособность», «Гимнастика для глаз», «Профилактика близорукости», «Составление графиков биоритмов», «Проведение соматических измерений», «Решение практических задач по генетике», «Экспресс-оценка состояния окружающей среды», «Составление карты здоровья», «Заполнение карты здоровья», «Определение соответствия веса возрастным нормам», «Оценка сбалансированности рациона питания по результатам самонаблюдения и рационального питания в течение 1-2 недель», «Составление графиков интеллектуальных биоритмов», «Оценка помещения для занятий: планировка, меблировка, цветовое оформление», «Экологическое качество городской среды», «Эстетическая оценка оформления кабинета: цветовое оформление, озеленённость. Рекомендации», «Экологический паспорт кабинета», «Взаимоотношения в кружке», «Оценка пришкольного участка»,« Основы ГО при угрозе ядерного взрыва», «Комплекс утренней гимнастики», « Последствия курения, алкоголизма, наркомании», « Туристические возможности края», « Проведение социологического опроса среди старшеклассников «Твоё отношение к семье», «Обработка и анализ результатов опроса», «Дискуссия «Что такое семья?», «Твоё отношение к окружающим», «Знакомство с работой общественной организации ОКК и КП», «Образовательные учреждения области медицинского и экологического направления», «Час здоровья», « Ландшафт будущего», «Оценка качества среды своей местности», «Составление рационального режима труда и отдыха учащегося начальной школы», «Места и виды отдыха на Кольском полуострове», «Отдых на Кольском полуострове в будущем», лектории-беседы с учащимися начальной школы, старшеклассниками, практические занятия по темам теоретических занятий, « Изучение литературных вкусов у старшеклассников методом фокусированного интервью», « Изучение музыкальных вкусов у современных школьников разных возрастов методом опроса», «Дыхательная гимнастика», «Определение пропорции тела», «Гигиена питания», «Совместимость и несовместимость крови», «Гигиена кожи», «Вкус – сложное ощущение», «Измерение роста и веса младших школьников», «Правила оказания 1 помощи», «Гигиена здоровья школьника».