Деньги и их обращение играют огромную роль в функционировании экономической системы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Деньги и их обращение играют огромную роль в функционировании экономической системы - страница №1/1

Анализ денежной сферы в регионе (на примере Мурманской области)

Степанова А. В.
Институт экономических проблем КНЦ РАН, г.Апатиты


Деньги и их обращение играют огромную роль в функционировании экономической системы. То, какие финансовые активы, в каком объеме и в каком соотношении используются в обороте, оказывает влияние на состояние экономики как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов.

Состояние денежной сферы в России несет на себе черты переходного периода трансформируемой экономики. Неуправляемость и разбалансированность денежного обращения проявляются в деформированной структуре денежной массы, гипертрофированно высокой доле наличных денег в обращении, неплатежах (которые из-за их высокого объема можно уже выделять в качестве отдельного агрегата денежной массы), денежных суррогатах, росте бартерных сделок между предприятиями, долларизации российской экономики.

Борьба с инфляцией посредством жесткой монетарной политики, проводимая в нашей стране в последние годы, привела к тому, что в России деньги почти полностью были исключены из обращения. А тот небольшой объем реальных денег, который остался, в большей своей части обращается на финансовом рынке. Результатом почти десятилетних рыночных преобразований в стране стал тот факт, что деньги перестали повсеместно выполнять изначально присущую им роль экономического сопровождения товарных потоков в народном хозяйстве. И Мурманская область не является тому исключением.

Анализ денежного обращения Мурманской области показал, что ситуация в этой сфере на региональном уровне почти не отличается от ситуации по России в целом.

С целью анализа денежной сферы рассмотрим количественные и качественные характеристики денежной массы, ее взаимосвязь с денежной базой, денежный мультипликатор и скорость обращения денег в Мурманской области.

Для оценки количества денежной массы можно рассчитать долю агрегата М2 в ВРП. В 1997 г. она составляла 26,6%; в 1998 г. -22,4%; в 1999 г. - 24,5% (рассчитано на основе информации, предоставленной ТУ ЦБ РФ по Мурманской области).

Доля М2 в ВРП (или коэффициент монетизации) показывает обеспеченность регионального товарного оборота денежной массой. Динамика коэффициента монетизации ВРП (рассчитывается как отношение денежной массы к ВРП в текущих ценах, %) представлена на рис 1.

Денежная масса в Мурманской области по своему объему намного меньше, чем это необходимо для сбалансированного развития экономики и меньше, чем по России в целом (в России на 01.11.98 г. доля М2 в ВВП составляла 32%) /1, с.178, 199-200/.
Это свидетельствует об относительно невысокой обеспеченности оборота денежными средствами, что косвенно проявляется в росте денежных суррогатов в народном хозяйстве, задержках в выдаче заработной платы и пенсий.

Для сравнения: в развитых странах коэффициент монетизации составляет 50-100%, и наблюдается тенденция к его росту (см. табл.1).

Опыт стран Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии) также подтверждает, что более высокая степень монетизации ВВП способствует устойчивым и достаточно высоким темпам восстановления экономического потенциала стран. Так, на конец 1996 года, доля М2 в ВВП этих стран составила соответственно 36,5%; 42,3% и 81,7% /2, с.49/.

Поскольку большая часть денежных средств обращается на валютном рынке и рынке ценных бумаг, то потребности производственной сферы обслуживает не более 1/3 находящейся в обращении денежной массы /3, с.96/. Таким образом, денежная сфера, охватывающая реальный сектор, еще более сужается.

Недостаток реальной денежной массы (в данном контексте - совокупность наличных и безналичных денег) в обращении восполняется денежными суррогатами, способствует росту неплатежей и бартера.

Нехватка собственных оборотных средств у предприятий, а также уже сформировавшаяся система расчетов с постоянными хозяйственными партнерами, способствуют сохранению в платежах неденежных форм расчетов. Задолженности поставщикам и по фискальным платежам по-прежнему используются большинством предприятий как способ самофинансирования.

Использование неденежных форм расчетов между предприятиями стало в настоящее время обыденным явлением, и это когда мы вот уже который год строим рыночные отношения. О каком рынке может идти речь, если его основа - эффективно функционирующее денежное обращение - отсутствует, а политика ЦБ и правительства все более приближает нас к бартерной и безденежной экономике. И это при том, что прогрессирующая бартеризация народного хозяйства наблюдалась в России на рубеже 90-х годов. Получается, от чего ушли, к тому и вернулись.

Бартер - это, безусловно, не абсолютное зло. Натуральный обмен используется и в развитых странах, но только в экономически целесообразных масштабах. Если в начале 90-х годов основной причиной использования бартера в Росси было инфляционное обесценение денег, т.е. их было слишком много, то в настоящее время натуральный обмен продукцией между предприятиями - это способ компенсации нехватки денег в обращении. Однако, по словам П.Хейне, «используя бартер во все большем масштабе, мы, как государство, становимся беднее» /4, с.539/.

Состояние платежей в Мурманском регионе характеризуют следующие данные:

- доля крупных и средних предприятий, имеющих просроченные задолженности, превышает 61% от их общего количества;

- сохраняется высоким уровень чистой задолженности хозяйствующих субъектов: совокупный объем просроченной кредиторской задолженности в 1,7 раза превышает аналогичный показатель по дебиторской;

- из-за острого недостатка собственных оборотных средств в течение ряда последних лет не снижается глубина кризиса платежей в сельском хозяйстве области, где сумма просроченной кредиторской задолженности более чем в 6 раз превышает объем дебиторской (информация, предоставленная финансовым управлением администрации Мурманской области).

Структура расчетов в Мурманской области (по данным ряда обследованных предприятий) выглядит следующим образом: 23,3% - наличные и безналичные деньги; 50,1% - взаимозачеты; 26,6% - векселя (рассчитано автором на основе информации, предоставленной финансовыми службами предприятий).

Что касается ситуации в целом по стране, то структура расчетов за реализованную продукцию такова: 35-40% ВВП России реализуется в форме бартера, 15-20% - посредством векселей, 12-15% - расчеты наличными, 10-15% - расчеты иностранной валютой, и лишь 25-30% - через банки /5, с.18/.

Эти цифры (как по России, так и по Мурманской области) показывают, что Центральный банк может контролировать лишь около 1/3 денежного оборота.

Качественный анализ денежной массы в нашем регионе, т.е. ее структуры, показал, что доля наличных денег (агрегат М0) в денежной массе в обращении в 1997-1999 гг. составила соответственно 65%, 66,3% и 66,5% (рассчитано на основе информации, предоставленной ТУ ЦБ РФ по Мурманской области). Эти цифры свидетельствуют о низком уровне развития банковской системы региона и большом недоверии населения к банкам.

Рост наличности вызывает нехватку денег в стране. Наличные деньги в большинстве своем обслуживают население, а в современных условиях к их помощи все чаще прибегают юридические лица.

Так, за последние годы несколько раз повышался предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 7.10.98 г. предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу установлен в сумме 10 тысяч рублей между юридическими лицами и в сумме 15 тысяч рублей для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье. На наш взгляд, переход денег из безналичного оборота в наличный, а также постоянное увеличение предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ негативно сказывается на состоянии расчетов в народном хозяйстве, способствует росту теневой экономики, уменьшению доходной части бюджета и снижению возможностей государства влиять на реальные хозяйственные процессы.

Особенно отрицательно показатель доли М0 в М2 выглядит на фоне общероссийского и общемирового показателей. В 1990 г. доля агрегата М0 в агрегате М2 в России и США составляла соответственно 18,6% /1, с.199-200/, и 7,4% /5, с.258/). В 1997 г. этот показатель в России составил 36% /1, с.199-200/. В целом в развитых странах доля наличных денег составляет 5-10%.

Чрезвычайно высокий объем наличности в обращении связан с недостаточным количеством банковских инструментов, способных заменить наличные деньги (чеки, карты и др.), что вызвано в первую очередь недоверием населения к государству, а также низким уровнем развития банковской системы.

В составе денежной массы помимо агрегатов М0,М1 и М2 выделяют также агрегат М3. Кроме агрегата М2 в него входят банковские векселя и акцепты, сберегательные и депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги, коммерческие векселя предприятий. Доля этих ценных бумаг (без учета коммерческих векселей предприятий) в совокупной денежной массе (М3) в 1997-1999 гг. составляла соответственно 20%, 22% и 20%. В то же время доля текущих и срочных рублевых депозитов в М3 составляла 26%, 24% и 24% соответственно. Т.е., доли депозитов и ценных бумаг почти равны (!). Все это свидетельствует о несбалансированной структуре денежной массы в регионе.

В целом динамика денежных агрегатов представлена на рис.2.

Что касается скорости денежного обращения в нашей области в 1997-1999 гг. (соответственно 3,8; 4,6 и 4,1), то она точно соответствовала динамике реальной денежной массы. В 1998 г., когда произошло уменьшение реальной денежной массы на 30%, скорость обращения денег увеличилась, компенсировав тем самым ее нехватку в регионе.

Анализируя состояние денежной сферы, следует уделить внимание денежной базе и ее взаимосвязи с денежной массой.

Степень кумулятивного воздействия денежной базы на денежную массу измеряется денежным мультипликатором.

Величина денежного мультипликатора означает, сколько денег, участвующих в механизме обращения, способен создавать каждый рубль денежной базы. Так, например, в 1999 г. (см. таблицу 2), каждый рубль денежной базы создавал 1,42 рубля, что намного меньше, чем в целом по России (1,98) /6, с.3/ и свидетельствует о слабой работе банковской системы нашего региона.

Согласно данным табл.2, в 1998 г. темп роста денежной массы превышал увеличение денежной базы. Это объясняет более высокий уровень денежного мультипликатора 1998 г. (1,43) по сравнению с 1999 г.(1,42).

Расширение денежной массы в Мурманской области 1999 г почти точно следовало расширению денежной базы. В результате денежный мультипликатор практически не изменился.

Значительное уменьшение средств Фонда обязательных резервов (почти в 8 раз) в 1998 г. можно объяснить уменьшением количества действующих кредитных организаций, и, соответственно, числа филиалов банков. За этот год еще у двух банков Мурманской области была отозвана лицензия, а количество филиалов сократилось с 38 до 26, т.е. на 1/3. Кроме того, уменьшение норматива резервирования по рублевым депозитам сроком до 1 месяца, объем которых в 1,5 раза превышает объем срочных депозитов, также сыграло не последнюю роль.

В целом уменьшение резервных требований является экономически целесообразным, так как является методом безинфляционного расширения денежной базы. Данные таблицы 2 подтверждают вышесказанное.

Несмотря на абсолютный рост денежной массы с 1997 по 1999 гг., повышение уровня инфляции в 1998 г. в связи с финансовым кризисом на 64,4% снизило реальную денежную массу на 30%. Однако уже в 1999 г. снижение инфляционного давления на 43% привело к увеличению реальной денежной массы в 2 раза (рассчитано на основе информации, предоставленной ТУ ЦБ РФ по Мурманской области).

Структурный анализ показателей данной таблицы свидетельствует о том, что невысокий уровень денежного мультипликатора в Мурманской области связан с очень высокой долей наличных денег в обращении (65-66%). Отношение совокупных депозитов к наличным деньгам на протяжении последних трех лет оставалось неизменным и составляло 0,5. Это является фактором, сдерживающим возможности коммерческих банков влиять на предложение денег. Многие банки, не находя альтернативных сфер доходного и низкорискового вложения кредитных ресурсов, концентрировали ресурсы на валютном и фондовом рынка. Так, в 1997 -1999 гг. доля вложений банков Мурманской области в ценные бумаги в общем объеме активов составляла 25%, 33%и 23% соответственно (рассчитано на основе информации, предоставленной ТУ ЦБ по Мурманской области).

Специфика денежного обращения Мурманской области обусловлена особенностями функционирующей банковской системы на территории региона.

На 82% ресурсы банковской системы сформированы филиалами иногородних коммерческих банков, остальная часть - региональными банками.

Ключевыми ресурсообразующими статьями привлеченных средств являются средства на счетах клиентов, депозиты юридических лиц и вклады населения.

По состоянию на 1.04.2000 г. 12,5% всех размещенных ресурсов кредитных организаций направлено в кредитные вложения, 26,9% - в ценные бумаги, 2,4% - межбанковские кредиты и депозиты, 49,8% - межбанковские расчеты.

Низкая доля кредитных операций в активах банковской системы объясняется как нежеланием банков осуществлять инвестиции в реальное производство из-за высокого риска невозврата ссуд, так и высокой доходностью операций на финансовом рынке.

В свою очередь, большинство хозяйствующих субъектов области либо предпочитают не попадать в зависимость от коммерческих банков, либо не имеют возможности воспользоваться кредитованием в силу собственной неплатежеспособности. Процентные ставки по кредитам, предлагаемым банками, в десятки раз превышают рентабельность промышленного производства области (см. табл.3).

Отмена валютного коридора сделала операции с иностранной валютой самыми доходными в банковской деятельности (доля доходов по этим операциям составляли 47% в 1998-1999 гг.), немного уступают им операции с ценными бумагами, которые обеспечили в 1998 и 1999 гг. соответственно37% и 26% доходов (см. табл.4). Вполне естественно, если вспомнить о специфике деятельности банков, что при таких условиях они очень неохотно кредитуют производство.

Кроме того, Указы Президента РФ №1006 и №1212 об обязательном перечислении в первоочередном порядке выручки на погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами уменьшили возможности банков кредитовать предприятия, т.к. снизилась вероятность возвращения ссуд и процентов по ним.

В настоящее время около 90% ссуд предоставляется на краткосрочной основе. Долгосрочным кредитованием занимаются в основном филиалы иногородних банков, - на их долю приходится около 94% ссуд, выданных на срок свыше одного года (информация предоставлена финансовым управлением администрации Мурманской области).

Современное состояние денежной сферы напрямую отражается на экономике региона и тормозит его развитие.

С целью совершенствования ситуации в этой области необходимо осуществление следующих мероприятий:



  • ЦБ РФ, а также его территориальным управлениям необходимо постоянно отслеживать состояние всех денежных агрегатов, в т.ч. включающих банковские векселя и акцепты, сберегательные и депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги, коммерческие векселя предприятий, а не только агрегатов М0-М2.

Нормализация структуры денежной массы станет основой для роста денежного мультипликатора и экономического роста в Мурманской области.

  • Повышение доверия населения к коммерческим банкам может быть осуществлено через Закон о страховании депозитов в банках.

  • Для более полного контроля за предприятиями, особенно мелкими, у которых в общей структуре расчетов доля расчетов наличными деньгами особенно велика, следует постепенно ограничивать предельные суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами вплоть до полного запрета на период стабилизации денежного обращения.

  • Корректировка денежно-кредитной политики в сторону сближения финансового и реального секторов. Для этого необходимо уменьшение привлекательности валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг, а также учет при формировании кредитной политики того фактора, что уровень процентных ставок должен формироваться исходя из уровня рентабельности реального производства,

  • Рост монетизации экономики Мурманской области.

  • Совершенствование работы банковской системы.


Литература:


  1. Социально-экономическое положение России. Статсборник. Январь-ноябрь 1998г. М., 366 с.

  2. Миркин Я.М. Анализ и прогноз финансового положения России. // Финансы. - №9. – 1999 г. – С.49-52.

  3. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост. // Вопросы экономики. – 1997. - №1. - С.96 - 103.

  4. Хейне Пол. Экономический образ мышления. – Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992 – 704 с.

  5. Садков В.Г., Давыдова Л.В., Гринкевич Л.С. Платежный кризис и государственное регулирование хода экономических реформ. // Финансы. – 1999. - №9. - С.17-19.

  6. Проскурин А.М. Кумулятивный эффект расширения денежной базы и его роль в мониторинге экономики. //Бизнес и банки.-1999. -№8 (434) февраль С.2-3.

м.н.с. ИЭП Степанова Анжела Васильевна

р.т. 79-606



Stepanova@iep.kolasc.net.ru
Таблица 1.

Насыщенность экономики деньгами ( отношение агрегата М2 к ВВП, в %)





1991

1992

1993

1994

1995

1996

Россия

68

34

19

16

14

13

Франция

63

59

63

63

67

-

Великобритания

91

100

100

100

110

-

Швеция

43

45

48

45

-

-

Канада

50

56

59

59

63

-

Источник: International Financial Statistics за 1995-1997 гг.

Таблица 2.


Показатели состояния денежной сферы в Мурманской области в 1997-1999 гг. (%)





01.01.98

01.01.99

01.01.00

Цепные индексы роста за 1998 г., %

Цепные индексы роста за 1999 г., %

1.Денежная база, всего,

в т.ч.


100,0

100,0

100,0

105,9

156,9

- наличные деньги в обращении (с учетом средств в кассах кредитных организаций)

90,9

95,6

96,1

111,5

157,6

- корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

4,4

3,8

2,7

91,5

112,7

- обязательные резервы кредитных организаций в Банке России

4,7

0,6

1,2

12,9

335,4

2.Денежная масса (агрегат М2), всего,

в т.ч.


100,0

100,0

100,0

109,8

156,3

- наличные деньги в обращении (без учета средств в кассах кредитных организаций)

65,2

66,3

66,5

111,7

156,8

- средства на расчетных и текущих счетах предприятий и организаций, счетах до востребования

25,5

19,8

20,5

85,4

161,1

- срочные и сберегательные счета в банках

9,3

13,9

13,0

162,7

147,2

3. Денежный мультипликатор, коэффициент (строка 2:строка 1)




1,43

1,42

103,6

99,3

Источник: отчеты ТУ ЦБ по Мурманской области. Величина денежного мультипликатора рассчитана по фактическим данным, отраженным в указанных отчетах Банка России.





Таблица 3.

Сопоставление динамики процентных ставок по ссудам с уровнем рентабельности реального производства в Мурманской области и со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.





1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Среднегодовая процентная ставка по кредитам, %


178,8


104,1


39,5


62,2


67,6

Уровень рентабельности в промышленности, %


21,1


3,1


4,4


-


-

Среднегодовая став-ка рефинансирования ЦБ РФ, %


181


83,6


30,2


60,8


55


Источник: информация, предоставленная ТУ ЦБ РФ по Мурманской области и Мурманским областным комитетом государственной статистики.

Таблица 4.

Структура доходов действующих кредитных организаций Мурманской области, %





1997 г.

1998 г.

1999 г.

Доходы всего, в т.ч.:

100

100

100

по процентам за предоставленные кредиты

37

7

10

от операций с ценными бумагами

34

37

26

от операций с иностранной валютой

7

47

47

от других операций

22

9

17



Источник: рассчитано на основе информации, предоставленной ТУ ЦБ РФ

по Мурманской области.


Р

ис.1. Доля денежной массы в обращении (агрегат М2) в ВРП Мурманской области в 1997-1999 гг. (в %)


Рис.2. Динамика денежных агрегатов в 1997-1999 гг. в Мурманской области.