Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса для 10-11 классов по литературе «Русская литература: классик - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса 1 261.25kb.
Программа курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество» 1 105.3kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
Элективный курс «Семь металлов древности» для 9 х классов 2010 2011... 1 92.32kb.
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов 1 90.56kb.
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни... 1 103.88kb.
Демография тынды и тындинского района элективный курс для 9-х классов 1 176.31kb.
«химик» (элективный курс) 10 11 класс 2 533.86kb.
Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской... 1 73.56kb.
Пояснительная записка элективный курс входит в образовательную область... 1 98.97kb.
«Психология развития таланта ребёнка как условие работы над раскрытием... 1 88.99kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса для 10-11 - страница №1/1

Толстомысенское МОУ

Модифицированный элективный курс

«Русская литература: классика и современность»

10-11 классы. 68 ч.


Учитель: Андреева Л. А.

Пояснительная записка

Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса для 10-11 классов по литературе «Русская литература: классика и современность». М, 2007. Курс модифицирован. Выбор пал на данный курс с учетом потребностей учащихся в углубленном изучении предмета, которые в будущем планируют в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности. Курс рассчитан на 68 часов. В классе 6 человек, группа сильная. В ходе изучения курса будет преобладать самостоятельная, творческая работа учащихся при подготовке индивидуальных сообщений, докладов, выступлений на семинарах, конференциях, круглых столах, создании компьютерных презентаций.

Сложившаяся система знаний в области литературы может быть использована учащимися при итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Изучение данного курса способствует повышению интереса к гуманитарному образованию.

Цель:

Углубление и расширение знаний по классической и современной русской литературе, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

- расширение и систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение через овладение способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор литературного материала, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение, выявление причинно-следственных связей);

- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста;

- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

- содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приемы работы. Составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса может стать постижение способов научного исследования, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, закрепление знаний учащихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Структура курса



П./п.



Тема

Количество часов

1.

Древнерусская литература и фольклор

2

2.

Литература русского просвещения 18 века

2

3.

Литература первой половины 19 века

14

4.

Литература второй половины 19 века

20

5.

Русская реалистическая проза начала 20 века

5

6.

Поэзия Серебряного века

10

7.

Литература революции и Гражданской войны

2

8.

Возвращенная литература

3

9.

Литература о Великой Отечественной войне

2

10.

Поэзия 70-90 годов

2

11.

Русская проза 50-90 годов

3

12.

Итоговое занятие

2


Тематическое планирование



Тема

занятия

Кол-во

часов

Виды

деятельности

1

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

2

Работа с текстами, со словарями, статьями Д. С. Лихачёва

2

Литература русского Просвещения XVIII века. М. И. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

2

Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе

3

Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады

2

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий

4

«Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стих комедии

2

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

Аналитическая беседа, выполнение текстовых заданий по комедии

5

Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии

1

Работа с текстами и словарём литературных терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка

6

А. С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

2

Работа с текстом, литературно-критическими статьями и «Словарём языка А. С. Пушкина»

7

Русская история в прозе А. С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля

2

Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении

8

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века

2

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

9

Понятие поэтической преемственности в творчестве М, Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

1

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам

10

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н. В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

2

Работа с текстом, словарём литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

11

Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках И. А. Гончарова

2

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами

12

Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

2

Работа с текстом, анализ драматических произведений

13

«Герой нашего времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

2

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях

14

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика

2

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями

15

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А. Н. Некрасова

2

Сопоставительный анализ стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

16

М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

2

Сопоставительный анализ сатирических произведений Д. И. Фонвизина и М. Е. Салтыкова- Щедрина

17

Ф. М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив

2

Анализ прозаической формы, составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме

18

Л. Н. Толстой. Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа

3

Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий

19

А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр

1

Работа с текстом, наблюдение за языком писателя

20

А. П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

2

Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов

21

Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы XX века: И. А. Бунин, А. И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)

2

Аналитическая беседа по содержанию, анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам

22

Проблематика литературы нового времени в произведении А. М. Горького

2

Работа с литературно-критическими материалами

23

Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А. М. Горького

1

Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности

24

Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие

2

Анализ поэтических форм, работа с литературно-критическими статьями

25

А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса

2

Анализ лирических произведений, работа с мемуарной литературой

26

А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, работа с литературоведческим словарём

27

В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта

28

С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, выполнение текстовых заданий

29

Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. Булгакова, А. А. Фадеева

3

Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции

30

Возвращённая литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына

2

Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья

31

Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А. Платонова, Е. Замятина

1

Сопоставительный анализ произведений

32

Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва

2

Аналитическая беседа

33

Поэзия 70-90-х гг.: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой

2

Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории

34

Русская проза 50-90-х гг.: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина

3

Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений

35

Итоговое занятие

2

Выполнение тестовых заданий



Литература
Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.

История русской литературы 19 века. Вторая половина / под редакцией Н. Н. Скатова. М., 1987.

Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1977.

Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы конца 19-начала 20в. Минск, 1977.

Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Л. И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н. Добролюбова, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М Бахтина.

Русская литература 18-19 веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. М., 1995.

Русская литература 20 века. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. М., 1995.

Русская литература 20 века. Энциклопедия для детей. М., 1999.

Русская литература. От былин и летописей до классики 19 века. Энциклопедия для детей. М., 1999.