Дальнейшей демократизации управления образованием - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Система государственно-общественного управления образованием 1 72.3kb.
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием... 1 117.92kb.
Мусарский М. М. Влияние векторов развития информационного общества... 1 76.99kb.
Информация к публичной отчетности моу сош с. Городище Тавдинского... 1 290.44kb.
Отечественный и зарубежный опыт государственно-общественного управления... 1 94.22kb.
Обзор федеральных информационных ресурсов 1 70.87kb.
Как вести себя с подчиненными 1 83.47kb.
Политическое лидерство и политическая элита 1 184.8kb.
I. метод дисконтированных денежных потоков (ддп) 1 105.71kb.
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников 1 160.25kb.
Районное управление образованием Нытвенского района Пермской области 1 183.57kb.
Вопрос 1 Выбор единственного верного ответа 1 240.16kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Дальнейшей демократизации управления образованием - страница №1/3

Указом Президента        

 Республики Казахстан       

 от 11 октября 2004 года N 1459 
Государственная программа развития образования

в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
1. Паспорт Программы

Наименование программы   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Основание для          Послание Президента Республики Казахстан

разработки               народу Казахстана от 19 марта 2004 года"К конкурентоспособному

Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкуренто-

                         способной нации", Стратегический план развития Республики

Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента

                         Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735

Разработчик              Министерство образования и науки  Республики Казахстан

Цель                     Модернизация национальной системы многоуровневого образования

на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики

Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки

человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей

личности и общества

Задачи                   Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев

населения;  совершенствование нормативной правовой базы

функционирования национальной системы образования на основе

дальнейшей демократизации управления образованием; воспитание

казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры,

уважения  к правам и свободам человека; приоритетное развитие

государственного языка; обновление содержания и структуры

образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и

принципов устойчивого развития; переход на 12-летнее среднее

общее образование; реструктуризация системы профессионального

образования и подготовки кадров в соответствии с рекомендациями

Международной стандартной классификации образования (МСКО);

создание целостной трехступенчатой модели подготовки кадров

(бакалавриат -магистратура - докторантура), основанной на

аккумулирующей кредитной системе обучения; повышение качества

подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных

кадров для всех  отраслей экономики; интеграция с мировым

образовательным пространством; создание национальной системы

оценки качества образования; формирование единой образовательной

информационной среды; совершенствование учебно-методического

и научного обеспечения образовательного процесса; укрепление

материально-технической базы системы образования; интеграция

образования, науки и производства; создание механизмов

привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества

образования; повышение социального статуса педагогических

работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения

системы образования, подготовка менеджеров образования;

обеспечение баланса государственного, общественного и

личностного интересов в системе многоуровневого

непрерывного образования

Необходимые           Объем расходов государственного бюджета, необходимых для

ресурсы и реализации Программы, финансирования составит 330 812,0 млн.

источники               тенге, в том числе  из средств республиканского бюджета 175769,8

млн. тенге, из средств местных бюджетов 155 042,2 млн. тенге

                         По годам     Всего   Республи-    Местный

                                              канский      бюджет

                                              бюджет

                         2005 год   41402,2   23379,8      18022,4

                         2006 год   53514,2   34036,9      19477,3

                         2007 год   53855,9   32150,8      21705,1

                         2008 год   57769,3   26216,8      31552,5

                         2009 год   61600,0   29484,4      32115,6

                         2010 год   62670,4   30501,1      32169,3

                        Объемы финансирования Программы в 2006-2010 годы будут уточняться

при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год

Ожидаемые     В результате реализации Программы:

результаты                будет создана эффективная система управления образованием,

обеспечивающая формирование профессионально-компетентной

личности, конкурентоспособного специалиста, способного

самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи,

осознавать личностную и общественную значимость

профессиональной деятельности, нести ответственность за ее

результаты;

будет обеспечена реализация принципа "образование для всех в течение всей жизни"; 

будут созданы условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат;

                         осуществится переход на 12-летнее среднее общее образование;

                         будут обеспечены доступность и преемственность всех уровней

образования;

                        будет обеспечено опережающее развитие образования по сравнению

с другими социальными сферами и отраслями экономики;

осуществится переход на трехступенчатую  модель подготовки

специалистов:  бакалавриат - магистратура - докторантура;

                         будет создана эффективная система научного и учебно-

методического обеспечения всех уровней образования;

будет создана единая образовательная информационная среда

системы образования;

                         будет создана система статистических показателей образования,

адекватных международным статистическим стандартам;

будут созданы система мониторинга и прогнозирования развития

системы образования, национальная система оценки

качества образования;

будут усилена государственная поддержка и усовершенствованы

механизмы стимулирования труда педагогических работников;

будут разработаны новые механизмы финансирования образования;

будут созданы условия для социального партнерства в

профессиональной подготовке кадров;

активизируется научная и инновационная деятельность

в сфере образования


Сроки                    2005-2010 годы

реализации               Программа будет реализовываться в два этапа:

                         первый этап - 2005-2007 годы,

                         второй этап - 2008-2010 годы


 2. Введение

      Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации", Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержание системы образования, кадровую и социальную политику.

      Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

      Программа разработана на основе анализа результатов реализации Государственной программы "Образование", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года N 448 (далее - Программа "Образование").

 3. Анализ состояния системы образования

      Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

      В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

      В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

      Казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.

      Дошкольное воспитание и обучение

      Большинство развитых стран создают возможности для равного доступа к дошкольному образованию. Это выражается не только в уровне финансирования (9,5% от общего бюджета образования стран Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 г.), но и в создании различных моделей дошкольного воспитания, основанных на полнодневном или кратковременном пребывании детей: обязательные материнские школы, школы для малышей, для детей в возрасте от 3 до 5 лет, игровые группы, группы присмотра и ухода за детьми.

      В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1%), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7%), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность (таблица 1). В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти-шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

                                                      Таблица 1

___________________________________________________________________

       Годы        !        Сеть         !      Контингент

-------------------------------------------------------------------

       2000                 1144                  135287

       2001                 1167                  146375

       2002                 1162                  153965

       2003                 1156                  160708

____________________________________________________________________

      В системе дошкольного воспитания трудится 16,3 тысячи педагогических работников, из которых 38,7% имеют высшее педагогическое образование, 52,8% - среднее специальное педагогическое образование, 6,4% - незаконченное высшее педагогическое образование, 2,1% - среднее образование. 40% педагогов дошкольных организаций имеют высшую и первую категории, 31,2% - без категории.

      Создается нормативная правовая и учебно-методическая база дошкольного воспитания. Разработаны, апробированы и в 2003/2004 учебном году впервые внедрены 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках.

      В 1999 году в Казахстане введена обязательная предшкольная подготовка детей, что способствовало росту охвата детей программами предшкольной подготовки (диаграмма 1).

                                                 Диаграмма 1     

Показатели охвата детей предшкольной подготовкой и дошкольным обучением (%)

      (См. бумажный вариант)

      Вместе с тем в дошкольном образовании имеется ряд проблем. В настоящее время только около 40% детей в предшколе обеспечено учебниками за счет местных бюджетов. В действующих детских садах морально и физически устарели мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки, наглядные средства обучения. Только 58% районных и городских отделов образования укомплектованы специалистами по дошкольному воспитанию.

      Финансирование по остаточному принципу дошкольных организаций, которые имеют статус ГККП (государственные коммунальные казенные предприятия), привело к увеличению оплаты пребывания ребенка в детском саду и сделало дошкольные организации недоступными для малоимущих и социально уязвимых слоев населения, которые наиболее нуждаются в них.

      В целом дошкольное воспитание и обучение характеризуются низким охватом детскими садами детей в возрасте от одного года до шести лет (19,1%). Обязательную программу предшколы получают 40% пятилетних и 60% шестилетних детей.

      Среднее общее образование

      Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12-13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

      Среднее общее образование Казахстана характеризуется увеличением численности общеобразовательных школ и уменьшением контингента учащихся в отдельных регионах ввиду демографических и миграционных процессов, что повлекло рост количества малокомплектных школ (таблица 2).

                                                         Таблица 2 

___________________________________________________________________

     Учебный год     !  Количество школ   ! Контингент обучающихся

-------------------------------------------------------------------

      2000/2001              8109                  3043,3

      2001/2002              8171                  3019,5

      2002/2003              8164                  3095,6

      2003/2004              8260                  3026,2

--------------------------------------------------------------------

      В республике действуют 4272 малокомплектные (далее - МКШ) общеобразовательные школы (52% от общего количества школ). В них обучаются 429,1 тыс. детей (14,1% от общего контингента обучающихся). Затраты на обучение 1 учащегося МКШ на 30-100% (в зависимости от региона) выше, чем в обычной школе. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 37 тысяч детей.

      Функционируют 3687 (44,6%) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1%) школ с казахским и русским языками обучения. Увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1%, то в настоящее время - 54,8% школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими.

      В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысячи имеют высшее образование, более 60 тысяч - среднее профессиональное. 36,5 тысячи педагогов имеют высшую категорию, 67 тысяч - первую. В малокомплектных школах работает более 64 тысяч учителей.

      В учебный процесс общеобразовательных школ внедрены учебники нового поколения 1-8 классов, которыми бесплатно обеспечиваются учащиеся-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. В профессиональных школах (лицеях), колледжах внедряются отечественные учебники по специальным дисциплинам.

      В результате реализации Государственной программы "Образование" количество психолого-медико-педагогических консультаций увеличилось на 27 единиц, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в специальном обучении.

      В республике действуют 614 интернатных учреждений, где содержится за счет государства около 75 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением, 18 детских домов-интернатов, в том числе один для детей с физическими недостатками, где воспитывается 2,8 тысячи детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

      Открыто 5 детских деревень семейного типа и 17 домов юношества, где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатная форма воспитания.

      С 2000 года количество внешкольных организаций увеличилось на 25 единиц, охват учащихся - на 1,6% (таблица 3).

                                                        Таблица 3

___________________________________________________________________

  Учебный год    ! Количество внешкольных  !    Контингент

                 ! организаций             !

-------------------------------------------------------------------

   2000/2001                 568                219126

   2001/2002                 598                251684

   2002/2003                 617                266547

   2003/2004                 629                291545

-------------------------------------------------------------------

      Вместе с тем в среднем общем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности.

      Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.

      256 школ находятся в аварийном состоянии. Нуждается в капитальном ремонте более 2 тысяч школ. Дефицит ученических мест по стране составляет около 500 тысяч.

      Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70% будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

      Результаты комплексного тестирования показывают невысокий уровень знаний абитуриентов. Доля получивших неудовлетворительные оценки в течение 5 лет остается неизменной и составляет 28-30%. Итоги единого национального тестирования (ЕНТ) 2004 года показывают, что 24,2% выпускников школ не набрали порогового уровня 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,7% подтвердили отличные оценки, набрав 101-120 баллов.

      Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении. Отсутствует система централизованного учета детей с ограниченными возможностями. Слабо развивается инклюзивное образование.

      Начальное и среднее профессиональное образование

      Анализ состояния профессионального образования в развитых странах свидетельствует о наличии механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров, а также институциональной основы регулирования качества профобразования (национальные центры присвоения и подтверждения квалификаций) и высокой мобильности и интегрированности профессиональных программ.

      Систему начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан представляют 722 учебных заведения, в том числе 307 профессиональных школ (лицеев) и 415 колледжей с общим контингентом обучающихся 341,3 тысячи человек.

      Контингент обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования с 2000 по 2004 годы увеличился на 10,3 тысячи человек (таблица 4).

                                                      Таблица 4

____________________________________________________________________

 Учебный год ! Количество ! Контингент ! Количество обучающихся за

             ! ПШ(ПЛ)     ! обучающихся! счет средств госбюджета

--------------------------------------------------------------------

 2000/2001        306          88,3            75,4

 2001/2002        312          88,1            72,1

 2002/2003        312          89,6            82,3

 2003/2004        307          98,7            91,3

-------------------------------------------------------------------

      По сравнению с 2000 годом количество колледжей выросло на 101 единицу за счет открытия частных учебных заведений. Контингент обучающихся в колледжах увеличился на 86,5 тысячи человек (таблица 5).

                                                     Таблица 5

____________________________________________________________________

 Учебный год ! Количество ! Контингент ! Количество обучающихся за

             ! колледжей  ! обучающихся! счет средств госбюджета

-------------------------------------------------------------------

  2000/2001       314          156,1             43,8

  2001/2002       349          189,8             45,7

  2002/2003       382          207,9             54,8

  2003/2004       415          242,6             63,3

____________________________________________________________________

      В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования работают 28,1 тысячи педагогов. Из них имеют высшее образование 2231 человек, среднее профессиональное - 5647 человек, остальные - среднее техническое. Имеют высшую категорию 7580 человек, первую - 6989. В колледжах работают 5 докторов наук и 96 кандидатов наук.

      Вместе с тем развитие нерегулируемого рынка образовательных услуг в быстро изменяющейся экономической ситуации, отсутствие социального партнерства между работодателями и системой начального и среднего профессионального образования привели к диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Количество подготавливаемых специалистов технического и обслуживающего труда в расчете на 10 тысяч человек населения значительно ниже, чем в сфере высшего образования, и составляет в колледжах 162 учащихся, в профессиональных школах - 66 учащихся, в то время как в вузах - 439 студентов. Наблюдается увеличение подготовки кадров для сферы обслуживания и непроизводственного сектора, в то время как потребность в технических, строительных и сельскохозяйственных специальностях остается неудовлетворенной (диаграмма 2).

                                                  Диаграмма 2

Контингент учащихся профессиональных школ (лицеев) в 2003-2004 учебном году в разрезе отраслей экономики

      (См. бумажный вариант)

Контингент учащихся колледжей в 2003-2004 учебном году

в разрезе направлений обучения

     (См. бумажный вариант)

      Работодатели и другие социальные партнеры слабо задействованы в формировании заказа на подготовку специалистов технического и обслуживающего труда. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовки кадров. Требуется капитальный ремонт 122 зданий профессиональных школ (45%), текущий ремонт 115 (42,1%), недостает 153 кабинета профессионального цикла, 146 - общеобразовательного цикла, 108 учебных лабораторий, 78 учебных мастерских, 33 столовых, 72 медпункта.

      На организацию производственного обучения, приобретение учебных материалов, инструментов и оборудования, переподготовку и повышение квалификации кадров финансовые средства не выделяются.

      Выделенные финансовые средства расходуются в основном на выплату заработной платы и социальный налог (54%), питание, обмундирование и стипендию (23%), коммунальные услуги (10%), содержание и обслуживание помещений (3%).

      Потребность в кадрах профшкол и колледжей составляет 934 преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Сохраняется тенденция старения кадрового состава профессиональных школ и колледжей, оттока наиболее квалифицированных преподавателей в малый и средний бизнес. Молодые специалисты из-за низкого уровня оплаты труда и социального статуса педагога не мотивированы для работы в профшколах и колледжах.

      Структура управления и учебно-методического обеспечения учебных заведений профессионального образования и подготовки кадров на областном уровне не укреплялась с момента передачи функции управления и финансирования этих учебных заведений местным представительным и исполнительным органам власти (1996 год).

      Структура и образовательные программы профессионального образования и подготовки кадров технического и обслуживающего труда по уровням квалификации не соответствуют Рекомендациям о техническом и профессиональном образовании (ЮНЕСКО, 2001 год), критериям программ Международной стандартной классификации образования (МСКО, 1997 год), что уменьшает мобильность, гибкость системы профессионального образования и снижает вероятность ее признания в мировом образовательном пространстве.

      Высшее образование

      Анализ развития системы высшего и послевузовского образования ведущих стран мира свидетельствует о том, что наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура Ph.D, основанная на кредитной системе обучения. Данная модель практикуется в университетах США и большинства стран Европы. Она является наиболее гибкой и эффективной, обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда.

      Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. В целях совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в 2004 году открыто 5 государственных педагогических вузов.

      Увеличивается количество высших учебных заведений, контингент студентов и государственный образовательный заказ (таблица 6).

                                                 Таблица 6

___________________________________________________________________

  Учебный год !  Количество ! Контингент  ! Госзаказ (помимо

              !  вузов      ! обучающихся ! продолжающих обучение)

-------------------------------------------------------------------

  2000/2001        181           440715           21970

  2001/2002        182           514738           25265

  2002/2003        173           590982           25465

  2003/2004        180           656561           26465

-------------------------------------------------------------------

      Из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов - 2520 докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.

      В ходе реализации Государственной программы "Образование", принятой в 2000 году, усовершенствован классификатор специальностей высшего образования. Разработаны государственные общеобязательные стандарты высшего образования с унифицированными образовательными программами начальных курсов, обеспечившими технологичность учебного процесса. Дисциплины специальностей и направлений подготовки высшего образования обеспечены 7000 типовых учебных программ.

      В целях обеспечения равного доступа к получению высшего профессионального образования и отбора наиболее подготовленной молодежи введена новая модель формирования студенческого контингента посредством проведения комплексного или единого национального тестирования и предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов на конкурсной основе.

      Заложены основы для перехода системы подготовки кадров на общепринятую в мире бакалаврско-магистерскую модель. Вузам предоставлена значительная академическая свобода. Активизировались научные исследования, используемые в обучении, возросла академическая мобильность. Около 19 тысяч граждан Республики Казахстан обучается в вузах 35 стран мира, в том числе 16,4 тыс. - в вузах России. 800 человек стали обладателями международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак". 8690 иностранных граждан обучаются в вузах республики.

      Вместе с тем снижение требований отдельных вузов и их многочисленных филиалов к уровню подготовки абитуриентов и студентов при недостаточном интеллектуальном, кадровом, материально-техническом потенциале высшей школы приводит к снижению качества подготовки специалистов. Это вызывает необходимость совершенствования нормативной правовой базы в направлении усиления требований к кадровому обеспечению и материально-технической базе вузов.

      Существующая в вузах подготовка по узкопрофильным специальностям ориентирована только на стабильные отрасли и потребителей, что характерно для плановой экономики. Требуют дальнейшего развития социальное партнерство и адресная подготовка кадров, особенно на региональном уровне. Наблюдается дефицит учебников и учебных пособий по техническим, аграрным, технологическим, ветеринарным специальностям на государственном языке. 50% имеющейся в вузах учебной, учебно-методической и научной литературы требует обновления.

      Медленно идет процесс разработки механизмов взаимоучета и взаимопризнания казахстанских и зарубежных образовательных программ, документов об образовании, что сдерживает академическую мобильность студентов и преподавателей.

      Послевузовское образование

      Аспирантура на бюджетной основе функционирует в 48 государственных вузах, 5 негосударственных и 66 научных организациях, докторантура - в 15 государственных вузах и 23 научных организациях.

      В последние годы только 18% выпускников аспирантуры заканчивают ее с присвоением ученой степени, что является свидетельством низкой эффективности существующей системы подготовки научных кадров.

      Программы послевузовского образования не позволяют управлять качеством подготовки научных и научно-педагогических кадров. Снижена ответственность научных руководителей (консультантов), организаций образования и науки за результаты обучения аспирантов и докторантов.

      Имеется дефицит научных кадров по ряду направлений, в том числе медицинских (трансплантологии и искусственным органам, нейрохирургии, гематологии, лечебной физкультуре, спортивной медицине и др.), что связано с отсутствием в республике соответствующих научных школ. В научно-исследовательских институтах и вузах происходит "старение" кадров. Если 10 лет назад средний возраст докторов наук составлял 56 лет, то в настоящее время - 62 года, кандидатов наук - соответственно 44 года и 47 лет.

      Незначительно участие научных организаций в образовательном процессе вузов. Разрыв между содержанием образования и современным состоянием науки не позволяет осуществить полноценный переход от подготовки специалиста к подготовке специалиста-исследователя, способного творчески воспринимать новые научные идеи, быть проводником новейших технологий и управлять современными технологическими процессами.

      Многочисленные исследования по педагогическим наукам имеют низкую практическую значимость. Несмотря на то, что в последние годы по педагогическим наукам защищено около 140 докторских и 600 кандидатских диссертаций, методы и формы обучения на всех уровнях образования на протяжении многих десятилетий остаются неизменными, сохранилось устаревшее представление о назначении педагога как источника готовых знаний.

      Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

      педагогических кадров

      Базовую подготовку по педагогическим специальностям ведут 34 вуза по 19 педагогическим специальностям с контингентом обучающихся более 167 тысяч человек и годовым выпуском более 22 тысяч учителей.

      Растет государственный образовательный заказ на подготовку педагогов: с 5655 грантов и кредитов в 2001 году до 6075 в 2004 году.

      Увеличивается количество учителей, проходящих переподготовку и повышение квалификации: в 2001 году - 42784 учителя, в 2003 - 48157. Однако этого недостаточно для реализации положения Закона Республики Казахстан "Об образовании", обязывающего прохождение курсов повышения квалификации каждым учителем не реже одного раза в пять лет, в соответствии с которым ежегодно повышение квалификации должны проходить 54 000 учителей.

      Предполагаемое обучение в профильном классе, иностранным языкам, информатике со 2 класса, расширение сети профессиональных школ потребуют дополнительного введения 28 тысяч педагогических ставок.

      Необходимо разработать механизм привлечения и закрепления выпускников вузов для работы в сельской местности.

      Не в полной мере используются возможности вузов для повышения квалификации педагогических кадров. Слабо развит обмен опытом с зарубежными странами по решению вопросов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Недостаточно эффективно используются механизмы материального и морального стимулирования приобретения новых знаний руководителями и сотрудниками организаций образования, слабо внедряются активные тренинговые технологии обучения, ориентированные на практическую деятельность.


следующая страница >>