Что такое счастье? Цель - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Что такое счастье? Цель - страница №1/1

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Цель: изучение нравственных идеалов личности.

Х о д в ы п о л н е н и я

С учащимися проводится диспут о счастье. В начале диспута им предлагаются листы с текстом, в котором приведены различные «формулы счастья» в виде афоризмов:

1. Счастье – быть самим собой.

2. Счастье – это когда тебя понимают.

3. Счастье – в труде.

4. Счастье – быть таким, как все.

5. Самый счастливый человек тот, который нужен людям.

6. Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.

7. Чтобы быть счастливым, надо жить правильно.

8. Счастье – в борьбе.

9. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, счастлив ли ты.

10. Если хочешь быть счастливым – будь им. И т. д.

Каждому участнику диспута предлагается подчеркнуть (или записать) три формулы (последовательно), которые он готов защищать, особо выделив наиболее ему импонирующую. После этого проводится диспут, обнаруживающий большое разнообразие индивидуальных мнений. В заключение листки с избранными «формулами» предлагается сдать на хранение учителю. Мотивировать это можно, например, тем, что в конце года (или через год) многим будет интересно сравнить свои новые взгляды с первоначальными.



Обработка полученных данных

На основании выбранных афоризмов можно определить нравственные идеалы каждого школьника и их устойчивость, выявить сочетаемость или противоречивость мотивов поведения, установить, какое место в направленности личности учащегося занимает его стремление приносить пользу людям, стало ли оно его главной потребностью в жизни.



О превращении нравственной нормы в идеал личности можно судить по следующим признакам:

  • отсутствие у ученика противоречий в разнообразных суждениях (устойчивость идеала);

  • активная защита преимуществ импонирующего ему качества при столкновении с противоположными взглядами (активность идеала).

Далее следует соотнести данные, полученные при анализе, с характеристикой каждой из следующих четырех стадий.

I стадия. Оформившегося идеала на этой ступени еще нет. Он существует в виде потенциальной возможности и пока не оказывает действенного влияния на нравственное развитие личности. В сознании ученика периодически возникает конкретный или обобщенный образ, воплощающий в своем поведении данную нравственную норму. Он сталкивается, сопоставляется, сочетается со многими другими образами. Для этой стадии характерно неустойчивое отношение к нравственным нормам.

II стадия. Для нее характерно сопоставление своих возможностей с качествами желанного образа. Из многих людей ученик уже отдает предпочтение тем, нравствен­ные качества которых ему особенно нравятся. Однако стремление походить на таких людей выступает в виде мечты, пока еще далекой, малоосуществимой, но уже заставляющей ученика задумываться над своими поступками. Эта мечта еще не властвует над поведением ученика, не определяет собой его основных действий, но она уже задела сокровенные мысли и чувства, затронула волевую сферу личности. В этот период происходит зарождение идеала. Однако новое отношение к людям еще нуждается в значительном подкреплении. Поэтому в целом отношение к нравственным нормам здесь недостаточно устойчивое, пассивное.

III стадия. Постепенно становится господствующим убеждение в том, что смысл жизни – в созидательном труде, приносящем радость людям, в самосовершенствовании, коллективизме и т. д. Идеал теперь является путеводителем школьника, внутренним голосом, властно зовущим к новому образу жизни. Учащийся начинает активно действовать в этом направлении. Но ему еще редко удается приблизиться к своему идеалу, так как сильны прежние привычки, прежние способы действий. Поэтому отношение к нравственным нормам здесь активное, но недостаточно устойчивое.

IV стадия. Школьник все чаще добивается от себя необходимых поступков, результатов работы. У него ярко выражена потребность в совершенствовании. Это время от времени вызывает неудовлетворенность собой, своими успехами, рождает более высокие перспективы, стремление к их осуществлению. При этом ярко выражено устойчивое отношение к нравственным нормам.

В результате учитель устанавливает стадию сформированности у отдельного учащегося идеала, основу которого составляет то или иное нравственное качество (самостоятельность, чуткость, трудолюбие, скромность, общественная направленность, самокритичность, дисциплинированность и т. д.). Далее следует разработать серию индивидуальных педагогических воздействий (бесед, поручений, организационных классных мероприятий и т. д.) для того, чтобы, исходя из описанных показателей, помочь ученику подняться на более высокую стадию сформированности нравственного идеала.