Что мы смотрим глазами. Во все времена - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ни суточного вращения Земли, ни ее обращения вокруг Солнца? 1 492.19kb.
«Пальцевой узор и темперамент» 1 153.35kb.
Программа патриотического воспитания учащихся в моу сош с. Синодское... 1 111.8kb.
Просто рассказ человека, который был там и видел все своими глазами 3 698.49kb.
Василий Макарович Шукшин. Чудик Жена называла его Чудик. Иногда ласково 1 106.02kb.
Эссе «Моя педагогическая философия» Все видеть, все понять, все знать... 1 23.5kb.
Как мы относимся к рекламе, и как реклама относится к нам? Навязчивость... 1 201.17kb.
Урок: Здоровье- богатство во все времена 1 147.6kb.
На уроке химии. Учительница: Машенька, какого цвета у тебя получился... 1 131.85kb.
Видно, что выполняли задание в спешке, не очень хорошо разобрались... 1 67.86kb.
Применение: Собака компаньон классификация fci 1 48.52kb.
Программа работы кружка «Художник оформитель» 1 104.25kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Что мы смотрим глазами. Во все времена - страница №1/1









В.А. Филин

доктор биологических наук, Московский центр «Видеоэкология» fi I i n@ vi deoeco I од у, со m




Экология визуальной среды города.






Окружающая среда города, необходимая человеку для полноценной жизни, оп­ределяется рядом компонентов, среди которых основным была и остается визуальная среда, та среда, которую городской житель воспринимает через орган зрения или, проще говоря, все то, на что мы смотрим глазами.

Во все времена человек старал­ся и по сей день старается вы-брать дня своего поселения самые красивые уголки природы. Одна­ко в наше время это практически невозможно для множества лю­дей, поскольку большая часть на­селения проживает в городах — в урбанизированной визуальной среде, характеристики которой все больше и больше отличаются от естественной среды.

По нашим данным, визуальная среда многих городов ухудшается

год от года. Это связано с тем, что изменяется набор конструктив­ных элементов, используемых в архитектуре жилых домов, офис­ных и промышленных зданий, зданий школ, больниц и т. п.



Новое научное направление о визуальной среде было названо нами ьидеоэкологией. Видеоэко­логия — это область знания о вза­имоотношениях человека с окру­жающей визуальной средой. Изу­чение механизмов зрительного восприятия и, в частности, изуче­ние механизма движений глаз длилось 40 лет. Регистрация дви­жений глаз осуществлялась при помощи фотоэлектронного при­бора.

На рис. 1 xopoiuo видно, что движение глаз состоит из медлен­ного и быстрого компонента. Быстрые движения глаз получили название саккад. Саккад доволь-

но много — примерно две за одну секунду. Это значит, взор перено­сится с одной детали на другую через каждые полсекунды.

На записях измеряли три пара­метра: амплитуду саккад, интер­вал между саккадами и ориента­цию саккад. Обработка данных показала, что распределение ин­тервалов между саккадами при разных условиях имеет много об­щего (рис. 2). Все 5 кривых совпа­дают во всем диапазоне, а их мак­симумы находятся в диапазоне от 0,2 до 0,6 с. На основании этих данных нами была сформулиро­вана концепция об автоматик саккад. Автомагия саккад — это непроизвольные движения глаз, совершаемые через 0,2—0,6 с. Ритм следования саккад обуслов­лен деятельностью структур моз­га. Автоматия саккад по своей природе напоминает автоматик)



50 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ -7(68)'20О7





Саккада


Рис. 1. Типичный образец записи движений глаз (горизонтальная составляющая) при фиксации испытуемым (правый глаз) неподвижной точки. Верхний канал — правый глаз, нижний — левый. Отклонение луча вверх соответствует движению глаз вправо, вниз — влево. Вертикальная линия — калибровка 1 угл. град.; горизонтальная — время 1 с; t — интервал между саккадами; А — амплитуда саккады. Левая и правая стрелки соответствуют левому и правому глазам; точка и линия над стрелкой — фиксирующий и регулируемый глаз соответственно.

сердца или автоматию дыхания (Филин, 2002).

Архитектор должен быть зна­ком с законами зрительного восприятия и должен знать об ав-томатийной природе движений глаз, потому что после каждой



0,2 1,0 1,8 2,6 t Интервал между саккадами, с

Рис. 2. Распределение интервалов между саккадами при различных условиях наблюдения: красная и зеленая кривые — во время быстрого сна младенцев и взрослых соответственно (обработано 470 и 2343 интервала между саккадами, 7 и 3 испытуемых); бордо и голубая — фиксации неподвижной и мнимой точек соответственно (обработано 2362 и 1215 интервалов, 11 и 8 испытуемых); синяя кривая — свободное рассмотрение картины (обработано 2000 интервалов, 5 испытуемых).

саккады глазу необходимо за что-то «зацепиться». Следовательно, в архитектурных объектах число таких «зацепок» должно быть в достаточном количестве.

Жителей города беспокоят все вопросы экологии, в том числе и загрязнения визуальной среды. По нашим данным, визуальную среду города загрязняют в основ­ном гомогенные и агрессивные визуальные поля.

Гомогенные визуальные поля — это визуальные поля, на которых либо совсем нет видимых элементов, либо их очень мало. К сожалению, во мно­гих современных городских объектах число видимых элементов год от года сокращается. В городе человек до­вольно часто встречает, к примеру, го­лые стены зданий (рис. 3). На такой стене недостаточное число элементов для фиксации взора после саккады. Как правило, в этой ситуации чело­век испытывает психологический дискомфорт. Движения глаз резко увеличиваются по амплитуде, потому что глаза «ищут», за что бы «зацепить­ся» на стене, но в отсутствие видимых деталей ничего не находят. Чаще все­го человек просто отворачивается от такой голой стены.

Желание отвернуться от голой поверхности, можно сказать, яв­ляется врожденным. Опыты по­казывают, что младенцы не любят смотреть на гомогенные тесты

(рис. 4). Реакция грудных детей указывает на гораздо большее значение формы и структуры по сравнению с цветом и яркостью предложенных объектов. Даже в самом раннем возрасте дети предпочитают смотреть на объек­ты, обладающие видимой струк­турой. На сложные фигуры дети смотрят в 4 раза дольше, чем на однотонные поверхности такого же размера.

Эти данные ясно показывают, как велико значение структуры объекта в зрительном восприятии. Детские комнаты должны быть насыщены яркими предметами, создающими необходимые усло­вия для работы глаз и, в частнос­ти, для работы автоматии саккад.

К сожалению, архитекторы приумножают число гомогенных полей в городах. Гомогенные по­ля появляются за счет голых тор­цевых стен, окон, стеклянных плоскостей большого размера, сплошных заборов, асфальтовых покрытий и крыш. Аналогичным образом происходит гомогениза­ция среды в интерьере. Она начи­нается с однотонной гладкой две­ри, продолжается в однотонных голых стенах, в полированной мебели и в однотонном пластике на кухне.

Длительное пребывание в го­могенной среде пагубно отража­ется на автоматии саккад. В част­ности, работа в шахтах приводит к нарушению ориентации саккад у шахтеров: большая часть саккад становится ориентированной в одну сторону. Впервые этот факт был зафиксирован около 100 лет назад в Великобритании.* Это профессиональное заболевание получило название «углекопный нистагм». Впоследствии оно бы­ло выявлено в Германии, Фран­ции, России. Теперь, когда в шах­тах стало больше оборудования, повысилась освещенность, число

* Еланцев Б.В. Нистагм горнорабо-чих//Труды Томского гос. мед. ин-та, 1938. Т. 6. С. 167-201.


http://www.ecolife.ru

51




рых ранее воспитывали в затем­ненной комнате, что в крестьян­ских семьях случалось довольно часто.


Рис. 3. Гомогенное поле большого размера, созданное торцом 20-этажного дома.

гомогенных полей уменьшилось. Соответственно и углекопный нистагм встречается реже.

Нарушение автоматии саккад наблюдается у слепых или сла­бовидящих, когда вся видимая среда становится для челове­ка либо полностью гомогенной (у слепых), либо более однород­ной, как при ухудшении зрения. В случае такого нарушения наб­людается подергивание глаз, хо­рошо заметное визуально за счет того, что саккады ориентирова­ны в одну сторону и увеличены по амплитуде. Подобное нару­шение возникает и у детей, кото-Объекты


Механизм нарушения авто­матии саккад в гомогенной сре­де связан с тем, что в данном слу­чае резко уменьшается обратная связь между сенсорным и двига­тельным аппаратами глаз — по­сле очередной саккады в зритель­ные центры мозга поступает слишком слабый сигнал, в ре­зультате действие (саккада) есть, а подтверждения этому действию нет. Длительная работа в таком режиме и приводит к нарушению автоматии саккад (к ориентации всех саккад в одну сторону и к увеличению их амплитуды).

Агрессивные визуальные поля — это визуальные поля, состоящие из большого числа одинаковых элементов, равномерно рассредо­точенных на плоскости. Типич­ным агрессивным полем является большое число черных кружоч­ков, равномерно рассредоточен­ных на белой поверхности (рис. 5). Смотреть на такое поле трудно и неприятно — в глазах рябит. Аг­рессивным может быть видимое поле, состоящее из множества параллельных черно-белых ли­ний. Здание, на стене которого

Дети от 2 до 3 мес. Дети старше 3 мес.

40

10 20 30

Время фиксации

Рис. 4. Продолжительность фиксации младенцами разных объектов (Fane R. Perception, mechanisms and models. Massachusetts Institute of Technology, 1972.)

Рис. 5. Агрессивное видимое поле — ткань «в горошек».

рассредоточено 800 окон, являет­ся типичным агрессивным види­мым полем (рис. 6). Глаз «не зна­ет», на какое окно он смотрит. Зрительный канал перестает ра­ботать в своем обычном режиме. Ничего подобного не бывает в ле­су, когда глаз «точно знает», куда он смотрит и что он видит.

Если при взгляде на голую сте­ну в зрительные центры идет слишком слабый поток импуль­сов, то в этом случае, наоборот, поток импульсов огромен. Поче­му? Потому что здесь много гра­ней, притом контрастных. В этой ситуации фоторецепторы сетчат­ки глаза, в частности on- и off-системы, работают в повы­шенном режиме. Этот поток им­пульсов, достигая зрительных центров мозга, буквально «бом­бит» их. (Именно по этой причи­не мы назвали такое видимое по­ле агрессивным.) Но вот беда: этот гигантский поток импульсов не несет столь же большой ин­формации, картина ясна с перво­го взгляда. Возникает явное про­тиворечие: поток импульсов ве­лик, а информация — мала. Мозг выполняет бесполезную работу.

Агрессивный облик гостиницы «Россия» наносил большой вред Кремлю, в видимое поле которо-



52 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ • 7(68)'2007

на за незнание основных законов видеоэкологии. Однако же про­ектировщики продолжают стоя за кульманами, твори гь то же са­мое. Так происходит и в других странах (рис. 9).

Думается, что к ухудшению ви­зуальной среды наших городов привели четыре причины:

• революционные идеи в со­
циальной сфере и в архитектуре;

• быстрый рост городов и


стр о и тельной индустрии;

• художественная позиция ар­


хитекторов (никто не мог бы за­
ставить архитекторов строить








j


-»!! I lil










Рис. 8. Вид Сиэтла (США).

так, как они строили, если бы это не соответствовало их художест­венной позиции);

• запоздалое появление науки видеоэкология.






Есть основания полагать, что столь масштабное ухудшение ви­зуальной среды городов удалось бы предотвратить, если бы видео-экология заявила о себе раньше и указала вовремя на негативные процессы в формировании город­ской среды. Однако произошло явное отставание; индустриаль­ное строительство продолжалось более НО лет. а видеоэкология как

Рис. 9. Слева — собор Парижской Богоматери, построенный в 1345 г. Справа — одно из зданий делового центра Дефанс (1955), состоящее из прямых линий, прямых углов и больших плоскостей (Париж, Франция).

область знания появилась 18 лет назад.

В 1968 г. В знак протеста против конструктивистской архитектуры художник Ф. Хундертвассер вы­шел голым на улицу в городе Ве­не. Ему удалось привлечь внима­ние к проблеме, но не преломить ход событий. Такая архитектура по-прежнему появлялась во всех странах. Теперь получены науч­ные данные о том, что современ­ная архитектура не соответствует нормам зрения.

Хундертвассеру принадлежат слова: «Всякий дизайн, основан­ный на прямой линии, является мертворожденным». К сожале­нию, в современной архитектуре наблюдается изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, которые имеют либо гомогенный, либо агрессивный вид. Все это и создает неблаго­приятную визуальную среду го­рода. Дом, построенный в Вене по проекту Ф. Хундертвассера, вызывает дискуссию в архитек­турном сообществе, однако по набору элементов и цветовой гамме соответствует требованиям видеоэкологии.

Слова великого русского писа­теля Федора Михайловича Досто­евского "Красота спасет мир» должны вдохновлять зодчих на поиск объективных критериев формирования среды в местах обитания человека. Наука видео-экология дает возможность фор­мировать благоприятную визу­альную среду города и делать это осознанно, опираясь на достиже­ния пауки.



Литература

  1. Филин В.А. Глядя на городу/Тех­
    ническая эстетика. 1989, № 9,
    с. 20-22.

  2. Филин В.А. Видео экологи я. Что
    для глаза хорошо, а что — плохо. —
    М.: Видеоэкология, 2006.

  3. Филип В.А. Автоматия саккад. —
    М.: Изд-ео МГУ, 2002.




54 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ ■ 7(68)'20О7