Центральной проблемой общей системологии являются научная разработка понятия «Система», смысловое устроение сферы системного знания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Центральной проблемой общей системологии являются научная разработка понятия «Система» - страница №1/3


Системология феноменального

Введение в метод познания сложного

Санкт-Петербург

2001

Введение

Центральной проблемой общей системологии являются научная разработка понятия «Система», смысловое устроение сферы системного знания и его конструктивное оформление, реконструкция сущности системы как целостного единства.

Общая системология организует познание мира систем как целостной логически завершенной расширяемой синтетической схемы, применимой к любой самодостаточной целокупности эмпирических данных, представляющей срез изучаемого сложного явления, исчерпывающей все проявленные в этом явлении присущие системе свойства, аспекты и принципы.

Общая системология дается в трех ее разделах: «Системология феноменального», «Физика систем», «Начала систем», представляющих слои познания сущности системы. Основными частями каждого раздела являются методологические основания, метатехнология, конструктивная теория, информационная технология и прикладная системология.



Литература

Подробное и полное изложение предмета дано в [1-11].



  1. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Основания системологии феноменального: СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1999. 180 с.

  2. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Самоорганизация в системах// Синергетика в философии, науке и технике: Доклады и тезисы науч. конф., СПб., 26-27 января 1999/ СПбГЭТУ. СПб., 1999. С. 17-25.

  3. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Доктринальная модель системологии феноменального// Проблемы научного и технического творчества и системы культуры: Доклады и тезисы науч. конф., СПб., 26-27 января 2000/ СПбГЭТУ. СПб., 2000. С. 49-53.

  4. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Методология познания сущности феномена системы//Философия идеологии постнеклассической науки: V Всероссийская конф., СПб., 30-31 января 2001/ СПбГЭТУ. СПб., 2001.

  5. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Метатехнология системных реконструкций: СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. 336 с.

  6. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Реконструктивный анализ поведения сложных систем по эмпирическим данным/ Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1997. 68 с. (Препринт №1).

  7. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Симметрии, взаимодействия в локальностях, компоненты поведения сложных систем/ Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1998. 126 с. (Препринт №2).

  8. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Новая методологическая платформа общей системологии/Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1998. 41 с. (Препринт №3).

  9. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. COMOD-технология: Системология феноменального / Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1998. 40 с. (Препринт №4).

  10. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. COMOD. Инструментальная база системных реконструкций/ Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1998. 60 с. (Препринт №5).

  11. COMOD. Концептуальное моделирование. Руководство пользователя. СПбГЭТУ, АО СИМПРОМАШ. СПб, 1993. 373 с.


Общая системология

Внешние основания. Явление как факт действительности и пластичное оформление феноменального опыта обладает свойствами гармонии, холизма, синергизма, интегратизма, масштабности, наблюдаемости, потенциальности. Проблема познания явления есть проблема раскрытия присущего ему сложного, воспринимаемого как многокачественность, неоднородность, полифундаментальность, полиморфизм, гетерогенность, субстанциальный плюрализм.

П
роблема сложного стала первопричиной системного движения. Содержание общей системологии определяют задачи редукции сложного к простому и реконструкции единства сложного. Базой для ее построения служит триада фундаментальных наук - философия, физика и математика, рис. 1.


Рис. 1. Кватернер фундаментальных наук.

Философская наука категориальна и априорна в своих основаниях, по существу она - воплощенный метод становящегося до-парадигмального знания, базирующийся на универсальной онтологии. Философия утверждает, что в основе всего сущего лежат общие начала, выражающие главные смыслы реального мира. Ее логика и метод проникают во внутреннюю лабораторию Природы, где предрешается все многообразие явлений, насыщенное гармоническим единством, создают завершенную систему основополагающих принципов и всеобщих универсальных законов бытия.

Физика познает общие принципы и закономерности строения мира в процессе конкретного эмпирического изучения Природы. Целью физических исследований является проникновение в глубины строения вещества и природу взаимодействий, познание сущности явлений и процессов через открытие фундаментальных законов объективного мира.

Математика создает предельно абстрактный мир универсальных символических конструкций. Математика создает идеальные объекты вне всякой их связи с эмпирическим опытом. Метод математики - строгая дедукция. Главный ее принцип - непротиворечивость теории. Важнейшие понятия математики являются фундаментальными абстракциями феноменального. Они легли в основания строгих математических методов, к символическим конструкциям которых в конечном итоге сводятся представления частных наук, постигающих явления реального мира.

Наряду с философией, физикой и математикой общая системология должна стать еще одной фундаментальной образующей научного знания. Она несет в себе смыслы общего, свойственного всем наукам. Общая системология создает особый мир систем, в котором каждая система выступает в качестве предельно общего универсального по своей форме, конструктивно постигаемого образа, имеющего основания в эмпирическом опыте, передающего смыслы объектов и явлений реального мира, воплощенного в абстрактных интерпретируемых формах.

Система в общей системологии является предметом фундаментального исследования. Ее определяющими свойствами являются:

 единство целого, элементы которого возникают и существуют только в рамках этого единства;

 гармония, постигаемая через самосогласованность, самодвижение, внутреннюю обусловленность и порядки;

 структура, становящаяся в процессе системогенеза, рассматриваемая в свете множественности устойчивых отношений ее элементов.

Общая системология рассматривает систему как инструмент познания сложного в явлении и особое измерение реальности. Процесс познания сущности системы организуется в ней, исходя из следующих положений:

 основой всего являются «аксиомы системы», в которых закрепляются гипотезы о присущих системе фундаментальных свойствах, определяющих ее сущность в наиболее общем плане;

 изначально система задается эмпирическим описанием - единственным носителем объективной информации о системе, в котором скрытое единство ее содержания проявляется через самодостаточную целокупность значений наблюдаемых величин;

 решающее значение имеет симметрия, выступающая конкретным эквивалентом гармонии, раскрывающая гармонически сопряженное единство, основанное на начале формы;

 сущность системы передается через характерные типы системообразующих отношений, выступающих референтами глубинных смыслов системы;

 реконструкция сложного завершается построением законченных абстрактных качественно-смысловых форм представления сущности системы в виде полного завершенного общесистемного решения проблемы сложного, интерпретируемого как до-теоретическое конкретно-предметное знание.

Общая системология направлена на исследование больших сложных масштабных объектов не только и не обязательно физической природы. Она исходит из предположения, что для раскрытия сущности объекта системного исследования и объяснения наблюдаемых или потенциально возможных форм проявления его изменчивости достаточно иметь эмпирическое описание его свойств, состояний и условий существования. Первичное представление системы в виде эмпирического описания возникает при ее обособлении в пределах понимания разрабатываемого концепта системы. Окончательный вывод о полноте, представительности и фактически достижимой глубине проникновения в сущность системы при ее исследовании на основе имеющегося эмпирического описания должен быть получен как научно установленный факт.



Схема познания. Основоположением общей системологии является «Спираль познания» сущности сложной системы. Она обосновывает и вводит в науку о системах философскую доктрину разработки понятия «Система». «Спираль познания» задает в предельно обобщенном и концентрированном виде схему постижения концепта системы по ее эмпирическому основанию.

«Спираль познания» отображает процесс познания в виде трех циклически следующих один за другим «Слоев познания», организованных по схеме «Спираль в спирали», рис. 2:

 слой «Системология феноменального» - вводит системообразующие принципы, меры и механизмы самоорганизации, завершающие оформление системы как феномена действительного мира;

 слой «Физика систем» - устанавливает простейшие универсальные отношения и системные атрибуты, раскрывающие фундаментальные механизмы системогенеза;

 слой «Начала систем» - вводит первопринципы, высшие законы гармонии, иерархические достоинства и порядки, утверждающие в первообразах потенциалы системогенеза.

«Спираль познания» является воплощением диалектической триады процесса познания, направленного на разрешение диалектического противоречия «Сущность - явление» через обнаружение фундаментальных закономерностей системогенеза. «Слой познания», как элемент диалектической триады «Спирали познания», представляет собой один полностью завершенный кардинальный по своей сути гносеологический уровень познания сущности системы. Определяющей основой для каждого «Слоя познания» служат база слоя и сопряженная с ней парадигма слоя, рис. 3. База слоя охватывает весь объем уже полученных знаний о системе. «Слой познания» включает три акта познания, каждый из которых достигает нового эпистемологического уровня понимания смыслов системы:

 акт познания «Оформление идеи системы» - обосновывает выбор из базы слоя особого элементарного смыслового носителя, информационный потенциал которого способен в полном объеме выразить проблему нового гносеологического уровня понимания сущности системы, воплощенную в общем плане системы как ее внешнем схематическом формообразе;

 акт познания «Постижение полиморфизма системы» - утверждает множественность единичностей системы, насыщенных каждая особой индивидуальностью и качественной определенностью, процессы самопорождения которых выражают сущность системогенеза;

 акт познания «Возрождение единства системы» - воссоздает мир системы в ее единстве и расчлененной в себе целостности, завершенной и выраженной вовне в своей идее, полностью раскрывающей гносеологическую проблему слоя.

«Слой познания» воплощает в себе диалектическую триаду процесса познания, разрешающую диалектическое противоречие «Единое – многое», которое свойственно общему плану системы и снимается при воссоздании ее единораздельной целостности. Парадигма слоя познания утверждает принцип формы и всеобщий конструктивный смысл симметризации в системогенезе.

Диалектика «Спирали познания» и диалектика «Слоя познания» имеют в качестве своих объектов представления системы как единого целого. В диалектике спирали такими объектами выступают представления системы в разных ее иерархически расположенных мирах (формирования, генеза, начал). В слое познания объектами диалектического процесса являются представления системы в одном ее мире, но в разных явленных на различных эпистемологических уровнях образах ее сущности (суммативном, полиморфном, фигурном).

«Виток спирали» отображает отдельный акт познания, завершающийся переходом с одного на другой эпистемологический уровень понимания смыслов системы, рис. 4.



Диалектика «Витка спирали» определяет процесс проникновения в смыслы единого целостного организма системы через выявление его частей. В основе диалектики витка лежит разрешение противоречия «Часть – целое».



Основные разделы. Общая системология имеет три раздела: «Системология феноменального», «Физика систем», «Начала систем». Каждый раздел устроен одинаковым образом и включает, рис. 5:

 методологические основания (разработка концепции парадигмы слоя познания как логически завершенной системы категорий и понятий философии, раскрывающих смыслы системогенеза);

 метатехнологию (воплощение философской системы познания в нормативном языке конструктивного выражения смыслов системы);

 конструктивную теорию (правильное порождение всех понятий нормативного языка систем как формальных объектов);

 информационную технологию (отображение формальных объектов теории в их адекватные вычислимые конкретные представления);

 прикладную системологию (базовые технологические решения общесистемных проблем в сфере гуманитарных, естественных и технических наук).

Общая системология на методологическом уровне представляет собой целостную систему фундаментальных доктрин, основополагающих принципов и предельно общих абстрактных понятий, выражающую детализированное знание о главных моментах определения сущности на базе диалектики, полностью раскрывающей смыслы и сущностное становление системы.

Методологические основания представлены в 4-х моделях - доктринальной, диалектической, конструктивно-методологической и символической.

Доктринальная модель раскрывает сущность системы через три ее разные представления в завершенных смысловых формообразах, созидаемых в каналах произрождения (диалектика слоя познания) и воплощаемых в символических конструкциях облика сущности, познавательная сила которых реализуется через каналы воплощения (процессах восприятия, понимания и истолкования смыслов).

Диалектическая модель определяет целостную систему предельно общих абстрактных понятий, воплощающую двойную диалектическую триадичность, в которой смыслы системы раскрываются через диалектику моментов определения сущности (диалектика витка спирали) в иерархии моментов ее явленности (диалектика слоя познания).

Конструктивно-методологическая модель воплощает парадигму слоя познания через упорядочение ступеней постижения смыслов системы на базе универсального механизма фильтров познания, категории меры и всеобщего принципа симметризации-дисимметризации и создает структурные образы глубинных смыслов системы.

Символическая модель являет собой выразительную структуру сущности, представляющую совокупность смысловых отношений, способных передать вовне все характерные внутренние закономерности системы через порождающие и выражающие моменты, раскрывающие смыслы системы с конструктивных, композиционных и конститутивных позиций.

Модели методологического основания формируют чистое внепредметное универсальное знание о сущности системы на данном гносеологическом уровне.


Рис. 5. Раздел общей системологии:



Методологические основания - логически завершенная философская система понятий, раскрывающая смыслы самоорганизации системы; Метатехнология - воплощение философской системы в нормативном языке конструктивного выражения смыслов системы; Конструктивная теория - правильное порождение всех понятий нормативного языка систем как формальных объектов; Информационная технология - отображение формальных объектов теории в вычислимые конкретные представления, автоматизированная среда получения, хранения, отображения данных и знаний о системе; Прикладная системология - базовые технологические решения сложных системных проблем в сфере гуманитарных, естественных и технических наук.

Главной целью метатехнологии является конструктивное воплощение идей и принципов системологии слоя познания и создание адекватного научного аппарата, организованного в единую схему познания сложного через раскрытие общих механизмов системогенеза, выражающих сущность системы на данном гносеологическом уровне. В метатехнологии чистый внепредметный смысл символа переходит в смысловое значение знака, средствами выражения которого служат формализованные научные понятия частных наук и собственный понятийный аппарат общей системологии. Наряду со смысловым значением знак обладает предметным значением, наполненным содержанием, взятым у явления реального мира. Смысловое значение знака на общесистемном уровне выделяет и осмысляет его предметное значение, воплощенное в портретных образах. Смысловое значение знака и его портретного образа на уровне конкретной предметности порождает интерпретированные описания сущности системы в понятиях феноменального опыта.

В основании конструктивной теории лежит концепт системы, определяющими положениями которого являются «аксиомы системы», принципы системообразования и самодвижения системы, симметрии форм системной организации, формообразы синтетического единства системы. Сложность системы воплощается в разнообразии скрытых в ней внутренних отношений. Эта множественность отношений шаг за шагом развертывается и раскрывается в своих смыслах в процессе индуктивного вывода. Индуктивный вывод концепта системы основан на применении всеобщего принципа симметризации отношений. Открытие симметрий и выяснение смыслов на низшем уровне - необходимое условие проявления высших симметрий. Высшие формы симметрии существуют независимо от низших, но могут быть открыты только после них.

Информационная технология обеспечивает возможность фактической реализации процесса постижения сущности системы и проникновения в смыслы конкретной исследуемой реальности. Она использует специальные математические методы, создает эффективные вычислительные процедуры, разрабатывает аппарат технологических индикаторов. Методы, процедуры и индикаторы технологии определяют собой алгоритмизованную системологию, в которой все объекты метатехнологии и формального языка системы становятся не просто конструктивными, а вычислимыми. Принципиальным моментом информационной технологии является ее реализуемость как компьютерной технологии, в которой все достижения общей системологии, метатехнологии и конструктивной теории находят свое полное завершенное воплощение в программных комплексах, базах данных и базах знаний.

Общая системология применяется к уникальному срезу явления и порождает уникальный характерный для этого среза набор информационных объектов. Эти объекты порождают "текст" общесистемного решения прикладной проблемы на языке системного аналитика. Расшифровка такого "текста" на содержательном языке конкретной реальности составляет предмет прикладной системологии. Суть этого предмета составляет разработка базовых технологических решений по построению развернутых панорамных интерпретированных описаний сущности системы, исчерпывающих содержание конкретной проблемы и организующих творческую деятельность эксперта предметной области по ее решению.

Системология феноменального

Системология феноменального решает проблему первого начала диалектической триады спирали познания через постижение внешне явленных форм сущности системы. Проблема первого начала раскрывается при снятии диалектического противоречия «Единое - многое», которое в 1-ом слое познания конкретизируется как противоречие «Однокачественное - многокачественное», рис. 9.

Базой системологии феноменального служит представление системы в виде объективированного частного единства, имеющее в качестве своего прообраза срез явления. Первичные элементы этой базы воплощают в себе идею внутренних множественных корреляций. Они принадлежат одному системному организму и способны в своей совокупности выразить сущность системы в ее единстве. Парадигму 1-го слоя познания определяют следующие положения:

 база слоя скрывает в себе систему;

 сложность системы является ее внутренним свойством, выражающим многокачественность сущности системы и разнообразие механизмов самоорганизации, детерминирующих возникновение ее феномена;

 конструктивное познание смыслов феномена системы основано на применении всеобщего принципа симметризации внутрисистемных отношений;

 множественность отношений развертывается и раскрывается в актах познания, начиная от самых простых – бинарных отношений.

Представления о сущности системы на разных эпистемологических уровнях системологии феноменального возникают путем разрешения диалектического противоречия «Часть - целое», которое конкретизируется в каждом витке спирали.

На первом витке («Универсализация») создается исходное абстрактное представление системы, которое, будучи проекцией среза исследуемой реальности, обладает всеми свойствами, присущими феномену системы. Абстракция 1-го эпистемологического уровня воплощает в себе общесистемные закономерности явления, содержит информацию о его многоуровневой многокачественной сущности и имеет генетическую связь с явлением.

На втором витке («Воссоздание единства») начинается процесс познания самоорганизации системы. Осуществление этого процесса связано с обнаружением и раскрытием внутренних симметрий как фундаментальных закономерностей субстанциальных уровней и конкретных эквивалентов гармонии системы. В силу принципиальной ненаблюдаемости внутренней симметрии ее познание сводится к обнаружению фактов диссимметрии. Наблюдаемая диссимметрия субстанциальной проекции позволяет восстановить скрытую в ней внутреннюю симметрию путем дифференциации целого и выделения в нем частей, каждая из которых обладает характерной симметрией и отражает какую-то одну качественную определенность системы. Абстракция 2-го эпистемологического уровня представляет систему как многокачественную сущность, формирующуюся в каждой своей качественной определенности как единое целое, возникающее из двух противоположностей.

На третьем витке («Порождение форм») возникает образ феномена системы как единого целого в его индивидуальностях, состоящего из частей, обусловливающих дифференциацию форм его изменчивости. Абстракция 3-го эпистемологического уровня представляет все многообразие форм проявления каждой качественной определенности системы. На этом уровне возникают идеальные формы существования системы, с которыми связана способность системы порождать актуальную и потенциальную изменчивость. Определение механизмов порождения изменчивости в рамках каждой из возможных форм конструктивно и реализуется через раскрытые на данном витке спирали познания базовые взаимодействия.

Выполнением первых трех витков спирали познания исчерпывается 1-й гносеологический уровень понимания системы через постижение форм самовыражения ее сущности в явлении. Совокупность трех витков спирали 1-го слоя познания полностью раскрывает системологию явления.




Рис. 9. Слой познания «Системология феноменального».

Системология феноменального раскрывает все качественное разнообразие сложного, проявляющееся во множественных внешних формах наблюдаемого мира, порожденных высшими универсальными механизмами системогенеза.

Системологию феноменального в наиболее концентрированном виде представляет методологическая платформа проникновения в смыслы феномена системы как целостного единства через:

 установление универсальных принципов феноменального мира систем;

 редукцию сложного, присущего этому единству, к множественности всех типов и форм проявлений качественных определенностей системы.



Доктринальная модель. Эта модель объемлет все главные аспекты системологии феноменального:

 утверждает возможность постижения сущности феномена системы путем восхождения из мира феноменального опыта в абстрактный мир систем;

 устанавливает пределы проникновения в смыслы феномена системы в каждой индивидуальности, независимости и обособленности его проявленной сущности;

 раскрывает сущность феномена системы через разнообразие всех форм проявления его идеалов индивидуальности;

 ставит проблему оформления сущности феномена системы в целостной порождающей символической реконструкции, выражающей полный смысловой завершенный облик сущности.

Феномен системы осознается в его главных наиболее существенных смыслах через три разных завершенных умопостигаемых образа, раскрывающих принципы и законы устроения органического единства мира систем. Эти образы вложены в целостную смысловую конструкцию, в которой из исходного бесструктурного восприятия сущности феномена системы (первый образ) рождается осознание фундаментальнейших различий смыслов феномена (второй образ) и окончательно утверждается феномен системы во всех его ставших смыслах, воссоздающих полностью законченный облик сущности системы (третий образ), рис. 10.

Диалектика познавательного процесса в каждом акте познания проявляется особым способом, но по одной и той же схеме:

 постижение фундаментального принципа, выражающего особую созидающую «энергию системы», сконцентрированную в характерной уникальной наипростейшей единице (элементе базиса), выступающей первоосновой раскрытия какого-то одного определенного аспекта сущности системы;

 утверждение формы как носителя постигаемого аспекта сущности;

 эволюция формы до ее самоограничения и рождения системы как единства, воплощающего в себе в завершенном виде только этот один аспект сущности и ничто иное;

 синтез определенности через полное раскрытие аспекта сущности системы в ее новом единстве, наделенном всеми атрибутами системы, установленными в данном акте познания, принимающим на себя всю созидающую «энергию системы» в ином ее качестве.

Акт познания «Универсализация» направлен на отрыв от реальности конкретного в феноменальном опыте и переход на уровень универсального, способного прояснить сущность общего системного. Акт познания «Воссоздание единства» направлен на выявление синтетического единства многокачественной сущности системы через множество ее типов (качественных определенностей). Акт познания «Порождение форм» направлен на постижение потенциала неоднородности системы, осознаваемой как источник внутренней неустойчивости, вызывающей отход от идеала индивидуальности и порождающей разнообразие внешних форм проявления типа поведения и состояний системы.

Обособление мира опыта связано с определением эмпирической области фактов, в границах которой в полном объеме, самобытно и независимо феномен системы проявляет себя как высшее единство. С позиций системологии феноменального системогенез типов универсален, внепредметен и безличен. При раскрытии феномена системы в опоре на ее универсальное абстрактное представление, имеющее генетическую связь с явлением, системология феноменального переносит общие универсальные смыслы системогенеза типа на их воплощения в конкретных индивидуальных формах реальности. Гармоническое завершение процесса создания индивидуальностей в их феноменальных формах достигается в универсальном макете «ставшей» системы. Для раскрытия сущности «становящейся» системы необходимы новые циклы актов познания ее мира.


Рис. 10. Доктринальная модель системологии феноменального:



Базис модели - феноменальный мир; Смысловые формообразы феномена системы: объективированное частное единство, проекция единого целого, индивидуальности, универсальный макет; Каналы произрождения: универсализация, воссоздание единства, порождение форм; Каналы воплощения: обособление мира опыта, идеализация индивидуальности, развитие универсального макета, истолкование смыслов.
Конструктивно-методологическая модель. Конструктивно - методологическая модель упорядочивает ступени постижения смыслов феномена через последовательное развертывание, исследование и раскрытие смыслов структур отношений в актах познания, конструктивно воплощенных в фильтрах познания через, рис. 12, 13:

 «аксиомы системы» как предикаты гармонизации системы, выражающие одну общую идею разрешения присущей системе неоднородности: «аксиома прообраза» является отражением всеобъемлющего принципа гармонии; первая «аксиома» утверждает факт согласованной изменчивости всех макровеличин в системе; вторая «аксиома» устанавливает ролевую определенность всех макровеличин; третья «аксиома» задает условия, при которых в системе реализуется механизм внутренней ориентации;

 меры как определители свойств системы в каждом кардинально отличном ее представлении: меры фильтра абстрагирования обеспечивают возможность преобразования информации о многом, содержащейся в целокупности макровеличин, в информацию о едином, представляющем систему в виде структуры бинарных отношений с ассоциированным атрибутом поведения; меры фильтра реконструкции способствуют выявлению всего многообразия качественных определенностей (инвариантов многоместных отношений) и стереотипов поведения системы; меры фильтра воплощения связаны с проникновением во внешние формы проявления стереотипов поведения системы в условиях формирующей их реальности;

 принципы системообразования, обеспечивающие конструктивное применение мер и реализуемость фильтров познания;

 симметрии структур многоместных отношений как инструмент индуктивного вывода концепта системы: симметрия 1-плетов порождает все виды системных единиц; симметрии 2-плетов раскрывают смыслы ролевых зарядов; симметрии 3-плетов устанавливают типы ориентации;

 конструкты как многоместные отношения, обладающие характеристической симметрией, и как абстрактные формы, выполняющие роли референтов глубинных смыслов системы;

 взаимодействия как системообразующие механизмы, формирующие структурные инварианты и спектры состояний: взаимодействие двух факторов задает способ существования феномена системы; базовые формы взаимодействия порождают все внешние формы изменчивости системы и проявляют высшие универсальные механизмы ее самодвижения;

 представления системы как завершенные формы, раскрывающие на каждом эпистемологическом уровне какой-то определенный аспект сущности системы: исходное абстрактное нестратифицированное представление системы задает систему как целое из независимо полученных частей; системные единицы - многоместные отношения, обладающие главной осевой симметрией; спектр форм воплощения системы отражает систематику инвариантов структур и состояний, благодаря которой достигается высшая дифференциация качественно различных форм проявления изменчивости системы.



Рис. 12. Конструктивно-методологическая модель системологии феноменального.



















Срез явления



































































Аксиома прообраза
















































Простейшие доминантные отношения









Субстанциальная проекция



































































Гармонизация отношений - первая аксиома системы














































Редукция сложного



Спектры первичных и основных системных единиц






Спектр полных системных единиц
















Главная осевая симметрия












































































Ориентации 1-плета - третья аксиома системы













Ролевая сопряженность – вторая аксиома системы
























Спектр форм воплощения

Симметризация 2-плетов



Симметризация 3-плетов




Рис. 13. Логико-структурная схема конструктивно-методологической модели.

Метатехнология системных реконструкций. Системология феноменального разрешает фундаментальную антиномию гносеологической полярности, выраженную через два первичных понятия: «Феномен системы» (до-рефлексивная недифференцированная нераскрытая неоформленная идея системы, проявившейся в опыте) и «Объект» (вещественная осуществленность идеи системы в мире феноменального опыта). В метатехнологии воплощается двойной путь познания сущности феномена системы, рис. 14:

 восхождение к смыслу, идущее от отдельных единичных фактов опытной действительности к конкретной идее феномена системы, в процессе которого чистый смысл феномена преобразуется в смысловую структуру, отображающую непосредственный опыт в идеальной сфере знания;

 нисхождение к факту, которое активно утверждает мир вещественной действительности во всех его многоразличных проявлениях, переводит отвлеченный смысл конкретной предметности в факт, отразивший на себе всю полноту и чистоту раскрытого смысла.

Конечным итогом познания единого во многом и многого в едином служит «Символический феномен системы», вобравший в себя всю опытную действительность, ставший структурно построенным, самообоснованным и выразительным смыслом, воплотивший все возможные материальные осуществления идеи феномена системы.




Чистый смысл, чистое знание


Восхождение
к
смыслу

Нисхождение
к
факту



Отвлеченная картина конкретной предметности

Системный портрет форм типа

Качественно-смысловая конструкция

Реалистичный портрет


Реальное знание факта действительности






Системный портрет типа

Структурный портрет

Количественно-смысловая структура

Простое констатирование эмпирического факта

Статистический портрет

Вещественно - утвержденный смысл

Непосредственно наблюдаемая действительность

До-рефлексивный феномен системы

Объект

Символический феномен системы

Рис. 14. Двойной путь познания сущности феномена системы.

Статистический портрет раскрывает реальный факт проявившейся сущности феномена системы, отображает типические проявления его изменчивости, дает развернутое статистическое описание всех показателей из эмпирического среза системы, табл. 10.


Таблица 10

Статистический портрет сущности феномена системы

Объект метатехнологии

Смысловое значение

Метод определения

Предметное значение (атрибуты)

«Показатель»

Канал проявления сущности феномена системы

Характеристика свойства, состояния, условия существования системы



Методы дескриптивной статистики

Проверка на нормальность

Группирование (метод равных частот)

Анализ аномалий и выбросов



Объем выборки

Статистические оценки:

 среднее арифметическое;

 стандартная ошибка среднего;

 дисперсия;

 средне квадратическое отклонение;

 коэффициент вариации;

 асимметрия;

 эксцесс;

 размах;

 минимальное и максимальное значения;

 медиана;

 мода

Квантили


Аномальные значения, выбросы

Оценка нормальности:

 нормальный вероятностный график;

 критерий Колмогорова-Смирнова;

 критерий Романовского

Таблица частот

Табуляграмма данных

Гистограмма

Полигон частот

Полигон накопленных частот



«Таблица наблюдений»

Отображает нераскрытую сущность феномена системы

Непосредственно воспринимаемый факт наблюдаемой действительности



Физические методы наблюдения и измерения

Методы арифметизации неколичественных данных

Информационные технологии представления, накопления, хранения и обработки данных


Символические обозначения показателей

Развернутые комментарии (единицы измерения, методики наблюдения и др.)

Векторы значений (целые или вещественные числа)

Шкалы измерений

Количество наблюдений

Количество показателей

Наличие пропусков


«Таблица наблюдений» рассматривается как исходный объект метатехнологии, в котором полностью отсутствует какая-либо системная рефлексия кроме обособления феномена системы в мире опыта. В своем отношении к «Таблице наблюдений» системология феноменального исходит из фундаментального положения, утверждающего факт проявления в реальном опыте закономерностей феномена системы.

Первичное представление о системных законах дает в статистическом портрете объект «Показатель». Он фиксирует общие закономерности явления, но не его системные законы. Уловленные закономерности служат в метатехнологии источником для постижения внутренней логики феномена системы и раскрытия его глубинных внутренних смыслов.

Структурный портрет служит внешним, абстрактным представлением сущности феномена системы, выступает интегральным образом структурной организации системы, являющимся отображением всех сложных множественных внутрисистемных корреляций, табл. 11.

Таблица 11


следующая страница >>