Ценности современного общества - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник научных трудов «Социально-педагогические проблемы детей и... 1 112.32kb.
Отношение к религии современного человека 1 108.68kb.
№ Общество как динамичная система. Духовная культура современного... 2 337.28kb.
Оптимизация туристско-институционального пространства региона в условиях... 1 358.06kb.
1. Религия, ее роль в жизни современного общества. Основные значения... 1 33.1kb.
Федеральные целевые программы 1 34.74kb.
Тема 8-9 Социальная и личностная значимость образования 1 95.11kb.
Тема: «Дебаты» Использование методики 1 105.23kb.
Отличительной тенденцией развития современного общества является 1 140.95kb.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых... 2 318.89kb.
Урок имеет значительную смысловую и мотивационную нагрузку для учащихся... 1 126.23kb.
Дополнительное образование детей в контексте современной ситуации... 1 63.19kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Ценности современного общества - страница №1/1

Ташкенова Екатерина Петровна

МОУ Зулумайская СОШ


Тема: Ценности современного общества

Класс 10


2010
Тема: Ценности современного общества ( Что мы ценим больше всего?)

Возраст учащихся: 10 класс

Предмет: обществознание.

Цели и задачи.

Цель: создать условия для деятельного освоения и осмысления значимости социальных ценностей в современном обществе

Образовательные

- способствовать закреплению понятий ценности, абсолютные ценности, социальные ценности, их значимость для человека и общества



Развивающие

- способствовать развитию умений анализировать, систематизировать, работать по алгоритму в группах, решать поставленные проблемы, делать выводы для себя как для члена общества

- способствовать развитию компетенций: решение поисковых проблем, технологических, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к социальному взаимодействию в группах, коммуникативности, рефлексивным суждениям, самооценке своей деятельности.

Воспитательные

- воспитание личности с гражданской позиции через ориентацию и актуализацию социальных проблем современного общества (в том числе молодежи)



Задачи:

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

- повторить и закрепить понятия ценность, «социальные ценности».

- участвовать в обсуждении поставленных проблем, работать в группах, анализировать тексты и статистику, работать по данному алгоритму;

-высказаться о значении ценностей для общества, о важных социальных ценностях для современного общества и для молодежи в частности.

Краткое описание идеи: Через поисковый метод продолжить формирование у учащихся представления о социальных ценностях, стимулировать осознание важности социальных ценностей для общества.

Основные понятия: ценность, социальные ценности, абсолютные ценности

План занятия.

1.Мотивация деятельности учащихся на уроке. Формулирование темы, цели, задач, методов их достижения.

2.Работа с понятием

3.Анализ проблем ценностей

4.Обсуждение результатов.

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Материалы:

- раздаточный материл (текст статьи, , задание);




ХОД УРОКА:
I ЭТАП Мотивация.

После формулирования темы, цели, задач урока внимание учащихся обращаемся к следующему заданию.

Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?

  1. Беспризорность детей

  2. Жестокое обращение с животными

  3. Употребление наркотиков

  4. Измена Родине

  5. Гомосексуализм

  6. Публичное проявление неприязни к другим национальностям

  7. Пьянство, алкоголизм

  8. Грубость, хамство, нецензурная брань

  9. Обогащение за счет других

  10. Деловая необязательность

  11. Проституция

  12. Супружеская измена

  13. Уклонение от уплаты налогов

  14. Аборт

  15. Дача/получение взятки

  16. Сопротивление милиции

  17. Присвоение найденных денег, вещей

  18. Уклонение от службы в армии

  19. Безбилетный проезд в общественном транспорте

-Что определило ваш выбор? Почему вы считаете это невозможным для себя? (Потому, что это перечеркивает ваши ценности, идеалы.)

-Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе?

-Какие виды ценностей можно выделить в обществе?



ЦЕННОСТИ – это то, что наиболее дорого и свято для каждого человека, для всего общества. Ценности отражают отношение человека к действительности (фактам, событиям, явлениям), к другим людям и самому себе.

Ценность означает положительную или отрицательную значимость какого- -либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, личности). способы оценки значимости ценностей выражаются в нравственных принципах, идеалах, установках, целях.

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Социальная ценность-компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании человека или в общественном сознании.

Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

Абсолютной социальной ценностью является человек и его жизнь. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся – добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и др..



II ЭТАП. Анализ проблемы

По результатам социологического опроса, проведенного в Санкт-Петербурге 70% – представителей старшего поколения считают, что для современной молодежи в целом характерен цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам, ценностям.

-Каковы ценности у молодого поколения современной России? Соответствуют ли они задачам развития страны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте познакомимся с высказыванием студента.

Студент пишет:



«Несомненно, современное поколение сильно отстранено от духовной стороны культуры. Мне кажется, что все это происходит потому, что с развитием материальной стороны, которая в нынешнее время имеет огромное превосходство над духовной стороной, наше поколение перестает ценить элементарные духовные правила. … Мы живем в такое время, когда нам приходится ко всем окружающим относиться с пренебрежением. То есть эта проблема заставляет нас просто-напросто бояться себе подобных. Она оказывает сильное влияние на подсознание с самого раннего возраста человека, делая его жадным, скупым и циничным». -Согласны ли вы с мнением студента, или у вас есть возражения?

Чтобы не быть голословными в рамках занятия постараемся проанализировать статью и прийти к обоснованным выводам.



Задание для групп

Проанализируйте статью, ответив на следующие вопросы:

1Назовите автора статьи, тему, место и цель её написания.

2.Какой проблеме посвящена статья?

3.Какие данные использует автор статья для подтверждения своих выводов?

4.Сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи, совпадают ли они с вашими выводами?

( выступление от групп по вопросам, сравнение мнений по статье со своим, в группе классе)

III этап. Рефлексия

1.Насколько важно, какие ценности выбирает молодое поколение для них самих, для их семьи, для России?

2.Утрата каких ценностей опасна для общества?

3.Каким вы назовете свое поколение?

"надежд", "романтическое", "потерянное", "равнодушное", "циничное", "прагматичное", "отчаявшееся", "скептическое", "протестующее", "новейших русских" (представлено на доске наглядно)

4.Послесловие. Притча. (если останется время) Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
- На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
- Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
- Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
- Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
-Это было Время.
- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
(автор неизвестен)

4 этап. Домашнее задание. 1. Составить алгоритм по пар. 15, выполнить задания № 2, 4

( на “5” – алгоритм + задание № 2,4, на “4” – алгоритм +задание № 2, на “3” – алгоритм)



Раздаточный материал к 1 этапу
  1. Беспризорность детей

  2. Жестокое обращение с животными

  3. Употребление наркотиков

  4. Измена Родине

  5. Гомосексуализм

  6. Публичное проявление неприязни к другим национальностям

  7. Пьянство, алкоголизм

  8. Грубость, хамство, нецензурная брань

  9. Обогащение за счет других

10 .Деловая необязательность

  1. Проституция

  2. Супружеская измена

  3. Уклонение от уплаты налогов

  4. Аборт

  5. Дача/получение взятки

16 Сопротивление милиции

  1. Присвоение найденных денег, вещей

  2. Уклонение от службы в армии

19 Безбилетный проезд в общественном транспорте



Раздаточный материал к I этапу работы, к вопросу на повторение

Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе? Какие виды ценностей можно выделить в обществе? Что относится к социальным ценностям?”



ЦЕННОСТИ – это то, что наиболее дорого и свято для каждого человека, для всего общества. Ценности отражают отношение человека к действительности (фактам, событиям, явлениям), к другим людям и самому себе.

Ценность означает положительную или отрицательную значимость какого- -либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, личности). способы оценки значимости ценностей выражаются в нравственных принципах, идеалах, установках, целях.

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Социальная ценность-компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании человека или в общественном сознании.

Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

Абсолютной социальной ценностью является человек и его жизнь. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся – добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и др..


Статья к заданию по алгоритму № 7

Секция 26. Социология молодежи.

Компаративный анализ жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества

Черкасова А.А., аспирантка; УрГУ им. А.М. Горького, Екатеринбург

В современной России происходит трансформация системы ценностей, на смену старым – коллективизму, духовному росту, общественному благополучию приходят новые ценности – индивидуализм, карьерный рост, личное благополучие. Ценности, которые в западной культуре формировались веками, в России формируются только в течение нескольких последних лет. В эпоху глобализации начинается процесс интеграции России в мировое сообщество, не только экономический, но и социо-культурный, духовный - именно поэтому необходимо знать ценности, присущие другим обществам, чтобы выработать свою собственную систему жизненных ценностей. Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ ценностей североамериканской молодежи (США и Канада), так как в современной России происходит американизация русской культуры и образа жизни россиян. Все это обуславливает актуальность и новизну темы исследования.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2005 г. В США (штат Вирджиния), было опрошено 100 представителей американской молодежи в возрасте от 16 до 30 лет; в феврале 2006 года 100 человек было опрошено в России, в г. Екатеринбурге; летом 2006 года в Канаде методом глубинного формализованного интервью были опрошены 10 представителей молодежи.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Для представителей молодежи из разных стран понятие ценность имеет разный смысл. Для российской молодежи понятие «ценности» ассоциируется, прежде всего, с материальными ценностями (золото, банк, антиквариат) – 53 % ответивших, затем – с моральными ценностями (свобода) – 47 %, и духовностью - 40%. Для американской молодежи первые три места разделили такие ассоциации с понятием «ценности»такие, как стандарт поведения – 27 % ответивших, моральные ценности – 27%, друзья – 27% ответивших. Для канадцев, это в первую очередь, моральные принципы, этика, идеология.

Российская молодежь считает, что для американцев актуальной ценностью является секс (53 % опрошенных) и здоровье (40 %). Американцы же считают, что для них важны в первую очередь друзья (53 %) и лишь на втором месте секс (47 %). Для канадцев актуальны финансовая стабильность, карьера, самореализация и здоровье.

На вопрос об актуальных жизненных ценностях, характерных для российской молодежи, русские на первое место ставят материальную стабильность – 80 %, затем идет дружба (друзья) – 67 %, семья – 33 %. С точки зрения американской молодежи, для русских характерны: материальная стабильность, друзья – на это указало по 67 % опрошенных соответственно.

Для американцев смыслом жизни является, во-первых, создание семьи (32%), во-вторых, материальное благополучие (27%), в-третьих, самореализация (20%). Для россиян важно самореализоваться (53%), встретить любовь (13%), и оставить наследников (13%). Для канадцев важно самореализоваться, найти свое место в жизни.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что главными целями для американской молодежи являются такие цели, как - «встретить любимого человека» и «больше времени проводить с близкими» (по 33% соответственно). А для россиян – сначала реализовать себя (87%), а потом найти любимого человека (73%).

Исследование показало, что у 80% опрошенных американцев ценности совпадают с ценностями, характерными для их семей, и только 67% опрошенных россиян согласились с таким утверждением.

Мы полагаем, что ценностные установки равно, как и система ценностей молодежи формируются в процессе воспитания и образования, подтверждение этому мы находим в результатах эмпирического исследования.

Алгоритм работы по теме


  1. После вступительного слова учителя, объявления темы, формулирование цели урока

  2. Распределение социальных поступков по 3 группам

Поступки, которые никогда не могут быть оправданы человеком, обществом

Поступки, которые могут быть допустимы в обществе

Поступки к которым надо относиться снисходительно













  1. Ответить на вопросы: что определило ваш выбор; почему вы считаете это возможно или невозможно для себя?

  2. Анализ ответов учителем

  3. Обращаясь к раздаточному материалу, выданному в группы, проговорить основные понятия: что такое ценности, социальные ценности, абсолютные ценности

  4. После высказывания учителя о результатах социологического опроса, проведенного в Санкт –Петербурге, для закрепления материала провести анализ статьи А.А. Черкасовой “…жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества”

Ответив на следующие вопросы:

- назовите автора статьи, тему, место и цель ее написания

- какой проблеме посвящена статья

- какие данные использует автор статьи для подтверждения своих выводов

- сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи; совпадают ли они с вашими взглядами

7. Рефлексия:

а) насколько важно какие ценности выбирает ваше поколение для вас, для вашей

семьи, для России?

б) утрата каких ценностей опасна для общества?

в) каким вы назовете свое поколение?

(надежд, романтическое, потерянное, равнодушное, циничное, прагматичное, отчаявшееся, протестующее, скептическое, новейших русских)

8. Дайте оценку своей деятельности на уроке

9. Оценка учителя

10. Домашнее задание: самостоятельно изучив пар. 15 “Социальные взаимодействия” Составить алгоритм. Подготовив ответы по заданиям - 2, 4

(на оценку “3” - алгоритм, “4” – алгоритм + задание № 2, “5” – алгоритм +задания № 2,4)

Оценка своих личностных качеств



Критерии

баллы

оценка

1

1.1


1.2
1.3



Готовность к решению поисковых проблем

Готовность анализировать нестандартные ситуации

Готовность ставить цели и соотносить их с устремлениями других

Планировать результаты деятельности

Составлять алгоритм деятельности


0 – 6


0 – 1

0 – 2
0 – 1

0 - 2





2

2.1



Технологическая компетенция

Готовность к пониманию и деятельности по алгоритму


0 - 2





3

3.1
3.2



Готовность к самообразованию

Способность выявления пробелов в своих знаниях и умениях при решении поставленных задач

Освоение знаний по пробелам


0 - 3

0 - 1


0 - 2




4
4.1
4.2

Готовность к использованию информационных ресурсов

Принятие решений на основе критического осмысления информации

Уметь делать аргументированные выводы


0 - 4
0 – 2
0 - 2




5

5.1


5.2

Готовность к социальному взаимодействию

Соотнесение своих устремлений с интересами (взглядами) других учащихся в группе, классе

Умение решать поставленные задачи командой


0 - 4

0 - 2
0 - 2






6

6.1


6.2

Коммуникативные компетенции

Умение вести диалог

Умение представлять и отстаивать свою точку зрения


0 - 4

0 - 2


0 - 2




7

7.1
7.2



Рефлексивные суждения

Относящееся к реально осуществленной деятельности

Соотнесение выводов с поставленной целью


0 – 4

0 – 1


0 - 3




8

Самооценка

0 - 27





Под таблицей ученик может написать, что для него было полезно с практической (личностной) позиции, что получилось положительно, что не получается.