Цель: сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристик - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цель: сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства - страница №1/1

Тема урока: «Топливно-энергетический комплекс мира».
Цель: сформировать представление о топливном балансе мира;

рассмотреть рост производства различных видов топлива;

дать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности.
Оборудование: политическая карта мира, карты учебника, статистические материалы, таблицы учебника, атласы, компьютерное оборудование,

Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класс общеобразовательных учреждений/ Максаковский В. П. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2008


Тип урока: поэтапный практикум.
Ход урока.

«Топливно-энергетический комплекс, находясь на стыке



добывающей и обрабатывающих отраслей,

оказывает большое влияние на экономику

стран мира и международную политику».
Эта цитата – эпиграф сегодняшнего урока. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Далее урок идёт с использованием ИКТ (презентация).
Давайте вспомним из материала 9 класса что такое ТЭК.

Ответы учащихся.

Т. е. сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями развития топливной промышленности, районами размещения гл. топливных баз мира, организациями стран, добывающих топливо.

Добыча топлива всё время растёт, т. к. расход топлива всё время увеличивается. Я прсила вас на основе статистических данных о запасах и добыче основных видов топлива подсчитать примерное количество лет, в течение которых человечество будет располагать топливом.

Комментированный ответ учащихся.

И заканчивая наш подготовительный этап, я хочу обратить ваше внимание на 2 момента: теплота сгорания топлива и экологичность отрасли.

Готовя свои индивидуальные творческие задания вы должны были учесть и экологичность каждой отрасли топливной промышленности. Как это у вас получилось мы выясним несколько позже. Данные по теплоте сгорания вам пригодятся во время выполнения практических заданий.

Первый этап: рост производства.

За последние 25 лет израсходовано топлива столько, сколько было израсходовано за всю историю человечества. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т. условного топлива в год. Но в разных странах этот показатель отличается от среднего. В США, где живет одна двадцатая всего населения мира, потребляется одна треть всех энергоресурсов.

Обратимся к листу заданий ответов: задание №1.

Проанализировав данные таблицы «Мировое производство основных видов топлива», определите регионы, лидирующие по добыче нефти, природного газа и каменного угля.

Учащиеся выполняют задание.

Задание №2.

Работаем с учебником с.126.

Рассмотрите представленную блок диаграмму. Пользуясь данной подсказкой, разделите 20 век на 2-3 топливных этапа, по преобладающему в потреблении виду топлива. Ответьте на предложенные вопросы.

Во время ответов учащихся даётся краткая характеристика основных топливных этапов.

Второй этап: нефтяная промышленность.

Индивидуальное сообщение « Нефтяная промышленность в современном мире».
Представление творческого задания: эмблемы нефтяной промышленности.
Весь мир можно разделить на ареалы по районам добычи нефти:


  1. Ближний Восток- он отличается богатством месторождений, низкой себестоимостью добычи. На этот ареал приходится более двух третий мировых запасов и одна треть добычи нефти.

  2. Северная Америка- в целом запасы большие, но месторождения не богатые. Главные месторождения находятся на Аляске и в Техасе, где себестоимость нефти в силу природных особенностей выше.

  3. Северная и Западная Африка- запасы нефти в Африке разведаны не полностью. Но месторождения на севере имеют выгодное ЭГП, поэтому они конкурентно способны на мировом рынке.

  4. Южная Америка- месторождения, расположенные на севере материка, достаточно крупные, но с большим содержанием серы. Имеются месторождения тяжелой нефти.

  5. Европа- в основном нефть добывается вблизи берегов Северного и Норвежского морей. Нефтегазоносные месторождения не велики по размерам. Они есть и в Восточной Европе (Румыния, Венгрия), но в настоящее время они практически истощены.


Задание №3.

Определите страны-лидеры в добыче нефти.



Ответы учащихся.

Итак, главные производители нефти- развивающиеся страны. Основные потребители- Европа, США, Япония. Поэтому они проводят энергосберегающую политику, хотя она и даёт результаты, но полностью от импорта нефти не освобождает. В результате между многими странами образуются устойчивые связи – мосты.


Задание №4.

Работаем с учебником и контурными картами. На рисунке 25 найдите основные направления грузоперевозок нефти. Отметьте их на контурной карте.



Вопрос. Почему нефть из стран Ближнего Востока везётся и вдоль Африки и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал?
Сообщение «ОПЕК».
Третий этап: газовая промышленность.

Сообщение «Газовая промышленность на современном этапе развития».

Представление творческого задания: эмблема газовой промышленности.

Вопрос. Каким способом газ транспортируется больше в сжиженном виде или по трубопроводам?

Задание №5.

Определите по карте учебника лидеров по добыче газа.

Ответы учащихся.
Задание №6.

Пользуясь рисунком 26 заполните схему.


Вопрос. Определите в каком полушарии северном или южном находятся основные покупатели газа? Почему?
Четвёртый этап: угольная промышленность.

Сообщение «Угольная промышленность».

Представление творческого задания: эмблема угольной промышленности.

Задание №7.

Пользуясь рисунком 27 определите основные районы добычи угля в мире.

Пользуясь текстом учебника с. 129 и рисунком 27 разделите страны на группы:


  1. страны, экспортирующие часть угля.

  2. Страны-импортёры.


Тестирование. Работа с листами ответов.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Задание№1

В таблице приведены совокупные данные, отражающие производство основных видов топлива по регионам мира. Проанализировав данные таблицы, определите регионы, лидирующие по добыче нефти, природного газа и каменного угля.



Производство

СНГ

Зарубежная

Европа


Зарубежная

Азия


Африка

Северная

Америка


Латинская Америка

Австралия

Нефть, млн.

тонн


575


265

1570

467

455

518

30

Природный газ, млрд. кб. М.

765

300

615

160

705

175

40

Уголь, млн. тонн

465

685

2900

255

1100

85

375



Задание №2

На рис. 23 (учебник стр.126) изображена блок-диаграмма «Сдвиги в структуре мирового потребления первичных энергоресурсов на протяжении 20 века».

Пользуясь подсказкой, разделите 20 век на 2-3 топливных этапа.

Чем отличаются эти этапы?

В чем вы видите причину изменения потребления некоторых видов ресурсов?

1. 1900-1950 гг. –

2.1950-1970 гг. –

3.1970-2000гг. –


Задание№3

Найдите в атласах или в картах учебника на рис. 24 страны-лидеры в добыче нефти. Расставьте их в порядке убывания объемов добычи топлива. Результаты работы занесите в таблицу.



Страна

Добыча, млн. тонн

1.




2.




3.




4.




5.





Задание№4

Обратите внимание на рис. 25, найдите основные направления грузоперевозок нефти, отметьте их на контурной карте.


Задание№5

Определите по карте учебника (рис.26) лидеров по добыче газа, результаты работы занесите в таблицу.



Страна

Добыча млрд. кб. м.

1.




2.




3.




4.




5.






Задание№6

Заполните схему:

Лидеры по добыче газа в регионах мира.
Северная Южная Африка Азия Европа

Америка Америка




Задание№7

Пользуясь картой в учебнике (рис.27), определите основные районы добычи угля в мире. По результатам работы заполните таблицу.



Страна

Добыча угля, в млн. т. в год

1.




2.




3.




4.




5.