Бизнес план конного клуба «ФаворитАС». Глава Теоретические и методологические основы разработки бизнес-планов инвестиционных проекто - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Бизнес план конного клуба «ФаворитАС». Глава Теоретические и методологические основы - страница №1/6



Контрольная работа по курсу

“Планирование на предприятиях”



Бизнес план конного клуба «ФаворитАС».
Глава 1. Теоретические и методологические основы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов
1.1. Инвестиции в системе рыночных отношений. Сущность понятия инвестиционный проект
«Инвестиции» - комплекс расходов в виде долгосрочных вложений государственного или частного капитала в любые отрасли международной экономики, реализуемых с целью получения крупных доходов: денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг и т.д. Процесс осуществления капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы, модернизации связан с долгосрочными вложениями денежных средств (инвестициями). Подобные работы приводят к изменению назначения объектов, а связанные с этим расходы не являются издержками отчетного периода [6, с.261].

Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ.

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд определений понятия инвестиций. Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.

И, наконец, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Инвестиционная деятельность – это вложение средств (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта. К инвестиционной деятельности относятся инвестиционно-строительные процессы. Без них немыслимо воспроизводство основных фондов (новое строительство, техническое перевооружение, расширение предприятий, увеличение мощностей) [5, c.13-14].

В управлении инвестиционной деятельностью выделяются 3 этапа: управление формированием и размещением инвестиций; управление инвестиционными отношениями при трансформации инвестиций или иные инвестиционные объекты; управление инвестиционными отношениями в период эксплуатации инвестиционных объектов вплоть до полного возмещения инвестиционных затрат [4, с.33].

Уровень инвестиций подвержен значительным колебаниям и зависит от рыночной конъюнктуры, а также от ряда других факторов: развития техники, проводимой государственной политики и т.д. [9, c.159].

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций.

В состав инвестиционной сферы включаются:

- сфера капитального строительства. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному кооперативному жилищному строительству;

- инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

- сфера обращения финансового капитала (ценных бумаг и др.);

-сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности.

К объектам инвестиционной деятельности относятся, прежде всего, объекты недвижимости:

- вновь создаваемые основные фонды любой формы собственности;

- оборотные средства во всех сферах экономики;

-реконструкция, модернизация основных фондов, цехов, предприятий;

- научно-техническая продукция, инвестиционное проектирование;

- земельные участки.

Градостроительный кодекс к объектам градостроительной деятельности относит территории, в том числе функциональные зоны, зоны размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий (охранные, защитные).

В качестве объектов инвестиционной деятельности могут выступать вновь создаваемые основные фонды, проектирование, реконструкция, расширение и техническое перевооружение предприятий, а также оборотные средства и ценные бумаги.

В число объектов инвестиционной деятельности можно включить денежные вклады.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают юридические лица. Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В качестве юридических лиц выступают организации (предприятия).

Организации как юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, резидентами и нерезидентами.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают следующие юридические лица:

- инвесторы, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть юридические и физические лица;

- заказчики – уполномоченные на то инвесторами юридические и физические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов;

- подрядчики – юридические и физические лица, которые исполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

- разработчики проектно-сметной документации;

- пользователи объектов капитальных вложений – юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключенными между ними.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, иностранными инвесторами (нерезидентами) на территории Российской Федерации, регулируются специальными нормативными актами, ГК РФ, Законом «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ и международными договорами [5, c.18-20].

В рыночной экономике получение прибыли является движущим мотивом инвестиционной деятельности. Данная цель опосредуется производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят признание на рынке; без этого инвестиции окажутся бесполезными. Побудительный мотив усиливается, если сокращаются налоги, в том числе на прибыль, и в особенности, если законодательно закреплено право собственности. Эту прибыль целесообразно рефинансировать, т.е. направлять ее в определенном объеме на развитие производства.

В экономической литературе инвестиции рассматриваются как акт отказа от сиюминутного потребления благ ради более полного удовлетворения потребностей в последующие годы посредством инвестирования средств в объекты предпринимательской деятельности. Это более глубокое по содержанию определение, связывающее две стороны понимания инвестиций – как затраченного капитала и как капитала, который позволяет достичь намеченного результата.

Таким образом, в условиях рыночной экономики сущность инвестиций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит в основе теории экономической оценки инвестиций [9, c.25]. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

Принципиально важным для принятия решения об инвестировании является определение «цены» отказа от сиюминутного потребления. При вложении средств в развитие производства инвестора интересует не любой по величине результат. Прирост капитала в результате инвестирования должен быть достаточным, с тем чтобы, во-первых, удовлетворить минимально приемлемые с позиции общества запросы инвестора; во-вторых, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде; в-третьих, вознаградить инвестора за риск возможной потери части дохода от наступления труднопредсказуемых неблагоприятных обстоятельств. Все это формирует своеобразные нормативные требования инвестора к уровню экономической эффективности средств, вкладываемых в развитие реального сектора экономики.

Для уяснения экономической природы инвестиций важно иметь в виду, что в их состав включается капитал в разнообразных формах. В состав инвестиций входят денежные средства в форме привлеченных средств (акций), заемных средств, собственных средств, а также в форме конкретных материально-вещественных элементов, например в форме зданий, сооружений, оборудования, интеллектуальных ценностей, имущественных прав, вносимых участниками инвестиционного процесса для создания (развития, модернизации) объекта предпринимательской деятельности. В любом случае инвестиции приобретают стоимостную характеристику.

Указанные формы инвестиций объединяет, во-первых, то, что они все воплощаются в создаваемом объекте предпринимательской деятельности, формируют его активы, и, во-вторых, долговременное перераспределение средств и ресурсов между ними, кто ими располагает, и теми, кто в них нуждается [3, c.88-89].

Для целей планирования и анализа инвестиции могут быть классифицированы по ряду направлений, что дает возможность глубже понять сущность инвестиций. Наиболее распространенной является следующая классификация:



  1. По объектам инвестирования:

- финансовые;

- реальные;

- инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции – это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты.

Реальные инвестиции – вложение капитала в производство на его создание и развитие.

Инвестиции в нематериальные ценности – это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение лицензий на использование новых технологий.

Соотношение между реальными и финансовыми инвестициями должно выглядеть следующим образом. На начальном этапе развития предприятия основной объем инвестиций направляется в реальный сектор, а в дальнейшем – еще и на приобретение акций предприятий, обслуживающих данное предприятие и снабжающих его сырьем, материалами (финансовые инвестиции).

2.По продолжительности инвестирования:

- краткосрочные (до 1 года);

- долгосрочные.

Основными инструментами краткосрочного инвестирования являются банковские депозиты, векселя, сертификаты и высоколиквидные ценные бумаги.

Долгосрочные инвестиции (на продолжительный период времени) – это инвестиции в реальный сектор. К ним относятся долгосрочные финансовые инвестиции, например, акции дочерних предприятий, в уставный капитал других фирм.

Цель долгосрочных инвестиций состоит в приумножении основных и оборотных средств предприятия.

3. По формам воспроизводства в реальном секторе:

- на создание объекта предпринимательской деятельности;

- на расширение производства;

- на реконструкцию, техническое перевооружение.

Структура инвестиций по данным направлениям зависит от стадий, на которых находится предприятие. На начальном этапе инвестиции направляются на создание объекта. В условиях, когда продукт востребован на рынке, инвестиции направляются на расширение производства. Все зависит от масштабности производства и конъюктуры рынка. По мере роста износа основных фондов возникает необходимость в их реконструкции, техническом перевооружении.

4. В зависимости от конечных результатов:

- на рост объемов производства;

- на повышение качества производимой продукции;

- на экономию ресурсов (в конечном счете, на снижение себестоимости);

- на увеличение количества рабочих мест.

5.По формам собственности:

- частные;

- государственные.

6.По источникам финансирования:

- собственные (амортизация, прибыль);

- заемные (кредиты);

- привлеченные (посредством эмиссии акций).

Соотношение между собственными и заемными инвестициями формирует показатель финансовой устойчивости. Нормально, когда собственные средства при инвестировании составляют около 70%, заемные – 30%. Разные источники имеют разную ценность для предприятия. Необходимо, чтобы соотношение между источниками инвестирования было оптимальным. Главная задача – сократить расходы, связанные с инвестированием.

7. По составу участников инвестиционного процесса, их вкладу в разработку и реализацию проекта:

- предприятия;

- акционеры;

- коммерческие банки;

- структуры более высокого уровня по отношению к проекту (компании, холдинги, ФПГ);

- бюджеты разного уровня (федеральный, региональный, местный) [5, c.21-24].

Одним из важнейших направлений формирования инвестиционной стратегии является формирование инвестиционных ресурсов, которые представляют собой все виды денежных и иных активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестиций.

Схема управления инвестиционным портфелем предполагает следующие варианты:

- каждому виду инвестиций отводится определенный фиксированный вес в инвестиционном портфеле, который остается постоянным в течении длительного периода.

- инвестор придерживается гибкой шкалы весов составляющих инвестиционного портфеля.

- инвестор использует различные методы страхования себя от рисков [5, с. 360-361].

Весьма сложным является поиск стратегического инвестора, который станет обладателем крупного пакета акций. Обычно это длительный процесс, поскольку предстоит не только продать акции, но и выбрать партнера, с которым компания будет сотрудничать на протяжении многих лет. Ряд факторов тормозит привлечение инвестиций: нестабильность политической обстановки; отсутствие гарантий сохранности вложенных средств; отсутствие защиты прав инвесторов.

Этапы принятия инвестиционного решения.

Выделяется 5 этапов процесса принятия инвестиционного решения. Эти этапы включают:

1.Выработку инвестиционной политики. Определяются инвестиционные цели клиента, особое внимание при этом уделяется соотношению ожидаемой доходности и риска.

2.Осуществление финансового анализа. Тщательно изучаются отдельные виды бумаг и группы бумаг, чтобы выявить возможные случаи их недооценки рынком.

3.Формирование портфеля. Определяются конкретные бумаги для инвестирования и суммы вкладываемых в них средств.

4.Пересмотр портфеля. Выявляются те виды бумаг в существующем портфеле, которые необходимо продать, и виды бумаг, которые следует купить для замены ими первых.

5.Оценку эффективности портфеля. Оценка действительных результатов портфеля в терминах риска и доходности, их сравнение с показателями соответствующего эталонного портфеля [4, с.845].


Сущность понятия инвестиционный проект.
Согласно закону № 39 – ФЗ «инвестиционный проект есть обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Таким образом, если следовать букве закона, то инвестиционный проект трактуется как набор документации, содержащий два крупных блока документов:

- документально оформленное обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ

- бизнес-план как описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Однако на практике инвестиционный проект не сводится к набору документов, а понимается в более широком аспекте – как последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении [6, с. 186].
1.2 Структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта
Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта.

Бизнес-план (в переводе с английского – план предпринимательской деятельности) получил распространение в российской практике начиная с 90-х годов, когда переход к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны – задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.

Международные финансовые организации выделяли кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у большинства предпринимателей серьезно усложняло поиск потенциальных инвесторов.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта. Бизнес-проект должен убедительно доказать эффективность принятия инвестиционного решения для его потенциальных участников, заинтересованных лиц и организаций, местной администрации и т.д.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от ряда факторов: масштабности проекта, его характера и целевой направленности, степени риска и т.д. Типовые методики составления бизнес-плана разработаны ЮНИДО (Организация ООН по проблемам промышленного развития), МБРР, ЕБРР. С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик. Среди них методика Комитета Российской Федерации по машиностроению, РИНКЭЦЭ и АО «Информприбор», Московского комитета архитектуры и других [5, с 330-331].

Для того чтобы инвестиционный проект был реализован, необходимо еще на стадии подготовки бизнес-плана продумать все организационные и технические вопросы, схемы финансирования проекта, спланировать весь будущий бизнес, оценить инвестиционные затраты.

Бизнес-план может помочь не только объяснить инвестору суть будущего проекта, но и самому предприятию указать на некоторые ключевые моменты, которые не были ранее заметны. Для банков же бизнес-план часто является основанием для расчетов кредитных рисков, размере кредитной линии и процентной ставки. Ведь в финансовой модели бизнес-плана указывается не только размер кредита, но также кредитная ставка и график привлечения и погашения кредита.

Для внутреннего пользования, когда не стоит цель привлечения кредита в инвестиционный проект, бизнес-план также может быть очень ценен. Еще на стадии составления бизнес-плана собственник предприятия может сделать выводы о целесообразности бизнес идеи и сэкономить значительные денежные средства [8].

При разработке бизнес-планов необходимо учитывать такие особенности, как: специфика отрасли; общая стратегия организации; концепция продукта и т.д. Оптимальным является такая структура бизнес-плана:

1. Концепция бизнеса.

2. Ситуация в настоящее время и краткая информация об организации.

3. Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).

5. Организационный план, в том числе правовое обеспечение.

6. Персонал и управление.

7. План производства.

8. План маркетинговых действий.

9. Потенциальные риски.

10. Финансовый план и финансовая стратегия.

Эта структура не рассматривается как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объектов бизнеса.

Основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов, в первую очередь денежных средств [1, с.89-91].

Рассмотрим подробнее данную структуру.

1.Титульный лист. Необходимо начать составление с обложки (титульного листа). Обложка и первая странице предполагают решение двух задач: сформировать хорошее впечатление о документе и зафиксировать определенный минимум информации. Будет лучше, если обложка сделана на хорошей бумаге с логотипом вашей фирмы. Это придаст дополнительную солидность.

2. Содержание. Должно отразить основные разделы бизнес-плана и помочь будущим инвесторам понять суть предложения

3. Деловое резюме. Иначе называют кратким изложением. Это раздел может быть написан только после завершения работы на проектом, но обычно помещается в начале – между 2 и 5 страницами бизнес-плана.

Резюме – это часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно от «А» до «Я». Необходимо добиться того, чтобы резюме можно было прочитать за несколько минут.

В резюме должно быть в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме:

Раздел 1. Цель плана. Основные задачи. Цель бизнеса.

Раздел 2. Привлекательность бизнеса, его уникальные преимущества.

Раздел 3. Анализ рынка.

Раздел 4. Описание предприятия. Описание продуктов и услуг.

Раздел 5. Ваша маркетинговая стратегия. Сбытовая стратегия.

Раздел 6. Собственники и управляющие предприятия.

Раздел 7. Оценки будущих прибылей и объемов продаж.

Раздел 8. Процедуры возврата займов и кредитов инвесторов.

Раздел 9. Потребность в капитале и других ограниченных ресурсах.

Такое резюме позволит сделать быстрый обзор всего бизнес-плана. Не стоит пренебрегать этим разделом, именно он показывает инвесторам можете ли вы четко сосредоточиться на ваших целях и заявить достойно о том, кто вы, что вы хотите и куда стремитесь.

4. Меморандум конфиденциальности. Составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект [8, с. 347].

5. Общая ситуация в вашей сфере бизнеса.

Это раздел подготавливает читателя к пониманию того, что вы ему предлагаете. Какие существуют перспективы в этой отрасли деятельности.

6.Описание предприятия. Необходимо дать ответы на следующие вопросы: возможности роста бизнеса, названия новых продуктов, разработок и услуг, экономические тенденции в отрасли, перспективы в отрасли и экономики в целом, характер исследований и разработок, наличие контрактов и соглашений, подходы к осуществлению производственной деятельности.

Данный раздел должен дать возможность инвестору информацию о том, как работает ваш бизнес и почему у него есть уникальная возможность сиять вместе с вами на рыночном небосводе.

7. Анализ рынка.

Представляется экономико-географическое данные предполагаемого рынка, в том числе размер и данные по населению, потребители продукции, возможный потенциал роста для намеченного рынка, способность удовлетворить потребности данного рынка и формулируются принципы привлечения новых клиентов, не теряя при этом новых клиентов.

Чтобы правильно определить свое место на потенциальных рынках, необходимо знать:

- каково целевое назначение каждого рынка;

- из кого и из чего состоит рынок;

- какие правила действуют на нем;

- какие ограничения (экономические, законодательные, социальные и др.) накладывает рынок на предпринимательство;

-какие возможности предоставляет рынок предпринимательству.

Основными задачами исследования позиции потребителей являются:

- определение социальных, культурных, психологических и экономических факторов, влияющих на поведение потребителей.

- оценка степени влияния перечисленных факторов на поведение потребителей и процесс принятия ими решений о покупке;

-исследование взаимосвязи между принимаемыми решениями о покупке и реальным выбором потребителя;

- анализ характеристик покупателя по культурному слою, по социальным параметрам, по жизненным потребностям и т.д..

Владея подобной информацией, фирма может правильно провести рекламную кампанию, разработать действенную систему стимулирования продаж и т.п.

Следующим важным моментом исследования рынка является определение той доли, которой может завладеть фирма [4, с. 54-61].

8. Ожидаемые проблемы и меры по их преодолению. Этот раздел довольно часто отсутствует во многих руководствах по двум причинам: отсутствие стандартных рекомендаций при выявлении сильных и слабых сторон и нежелание составителя указывать свои недостатки и проблемы. Это раздел должен определить вашу стратегию на случай непредвиденных обстоятельств для преодоления возможных препятствий. Например, юридические факторы, работа на конкурентном рынке, слабые стороны, непредвиденные обстоятельства, связанные с персоналом и т.д. Именно этот раздел должен отразить то, что изучены практически все нюансы бизнеса и у представляющего этот план есть готовность решать все проблемы, которые могут появиться на пути.

9. Маркетинговый план. Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области. Необходимо помнить о четырех ключевых моментах маркетинга:

- реклама;

- обширные деловые связи;

- искусство сбыта товаров и услуг;

- исследование рынка [2,с. 18-22].

Необходимо разработать безупречный маркетинговый план и тогда прибыль будет возрастать. Маркетинговый план – это шанс показать себя в самом выгодном свете как предпринимателя. Проблемы, рассматриваемые в маркетинговом плане:

А. Используемые маркетинговые стратегии.

Б. Причины выбора каждой конкретной стратегии.

В. Ценовая политика.

Г. Маркетинговый бюджет.

Д. Политика в области гарантий.

Е. Презентация и упаковка.

Ж. Квалифицированный персонал, необходимый для плана.

З. Методы изучения реакции рынка на маркетинговую стратегию.

И. Подходы к сравнению различных маркетинговых стратегий.

К. Ваши намерения относительно рекламы.

Л. Методы стимулирования продаж.

М. Роль средств массовой информации в стимулировании продаж

[2, с.18-22].

Отдельно хотелось бы сказать о ценовой политике. Многие фирмы считают, что они располагают превосходной продукцией и что могут предлагать ее по более низкой цене, чем конкуренты. Это может произвести плохое впечатление. Если фирма начинает с низкой цены, то этим сужается поле для маневра: перспективная ценовая политика важнее, чем сиюминутная выгода, поэтому следует уделить достаточно времени рассмотрению ряда вариантов ценовой стратегии, выбрав затем оптимальный вариант [3, с.21].

Один из главных вопросов, если не самый главный, — повышение конкурентоспособности продукции путем предоставления клиентам различных льгот и услуг. Это может обеспечить предпринимателю больший доход, чем при продаже товаров более высокого качества.

Выбор эффективного сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от условий рынка и возможностей предприятия.

Возможность изменения рынка под воздействием конкурентов определяет стратегию маркетинга предприятия на ближайшую перспективу. Цели маркетинга как бы вытекают из ситуации, которая может иметь место на рынке. В каждом направлении маркетинга (стратегической цели) разрабатываются свои ответные шаги, предусмотренные еще на этапе планирования бизнеса, с учетом существующих ресурсов и с корректировкой на конкретные существующие условия рынка по данному наименованию.

Стратегией маркетинга может быть предусмотрено еще большее снижение цены (если это возможно), расширение продаж в других сегментах либо введение льготных условий по оплате продукции в кредит. В любом случае мероприятие или комплекс плановых методов должны обеспечивать плановые благоприятные условия бизнеса, сводя усилия конкурентов и неблагоприятные тенденции рынка к минимуму [1].

10. Финансовый план. Является одним из ключевых разделов бизнес-планов. К его разработке следует подойти особенно тщательно, так как он помогает ответить на главный вопрос, интересующий инвестора: когда и в каких формах будет обеспечен возврат инвестируемого капитала?

Рассматриваемый раздел бизнес-плана отражает результат ряда расчетов (шагов). Например, календарный план денежных потоков включает три блока расчетов, относящихся к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Расчеты по каждому блоку завершают определением сальдо притока и оттока денежных средств, а именно:

- сальдо производственно-сбытовой деятельности – суммы чистой прибыли и амортизационных отчислений по годам;

- сальдо инвестиционной деятельности образуется вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия.

- сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов акционеров.

Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо денежного потока, которое находят суммированием итоговых сальдо производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Для предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, экономический эффект от его реализации определяется суммой годовых значений общего сальдо за расчетный период.

Стратегия финансирования завершает изложение финансового плана. Из каких средств, собственных или заемных, или тех и других будет финансироваться проект.

Срок окупаемости инвестиционного проекта в целом равен периоду от начала инвестирования до момента, когда объем капиталовложений сравняется с суммарным объемом амортизационных отчислений и чистой прибыли [5, с.74-76].

11. Календарный план. Эта часть проекта определяет следующие этапы действий:

А. Устанавливает время ожидаемого финансирования.

Б. Определяет все маркетинговые действия с привязкой к реальному графику.

В. Представляет производственную программу и график поставок, обеспечивающий требуемый объем продаж.

Именно календарный план поможет обеспечить систематический контроль за деятельностью предприятия.

12. Расчет потребности в финансовых ресурсах и эффективность проекта. Если в первую очередь цель составления бизнес-плана – это получение финансовых ресурсов под проект, то этот раздел даст вам точную сводную потребность в нужном капитале и определит потребность в капитале и определит порядок использования ресурсов.

13. Приложение. Данный раздел может включать следующие документы: комментарии по тексту, библиографию, дополнительные документы, графики и чертежи, копии контрактов и т.д.[2,с.23].

Структура бизнес-планов используемая в мировой практике.

Обратимся к зарубежным источникам и посмотрим, какую структуру содержат бизнес-планы в американской практике. Бизнес-план имеет три составные части:

1. Титульный лист. На титульном листе отражается следующая информация:

- название предприятия.

- название документа.

- адрес предприятия/владельца

- номера телефонов.

- Ф.И.О. составителя бизнес-плана

2. Замысел:

- характеристика вида деятельности.

- обоснование правильности выбора данного вида деятельности.

- оригинальность замысла.

- предлагаемые товары и услуги.

- наличие спроса на предлагаемые товары или услуги.

- конкурентная среда.

- отличительные черты вашей деятельности.

3. Клиентская база:

- характеристика имеющихся и потенциальных клиентов.

- предлагаемые и возможные скидки и льготные условия.

- имеющаяся клиентская база.

- потребная клиентская база.

- характеристика поведения клиентов.

- место текущего удовлетворения потребительского спроса.

- организация сбыта.

3. Капитал (денежные средства):

- потребности в капитале.

- порядок поддержания денежного оборота и ликвидности.

- потребности в оборотных средствах.

- принятый тип финансового плана

- порядок контроля доходов и расходов.

[1, с. 21-23].

1.3. Методы оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
Понятие оценки эффективности инвестиций.

Под эффектом понимают чистый доход в целом, полученный в результате затрат, т.е. доход за минусом капитальных вложений или же произведение капитальных вложений на нормативный коэффициент их эффективности.

Понятие же экономическая эффективность, во-первых, обозначает доходность и общее свойство приносить прибыль, и во-вторых, - это отношение доходов к единовременным затратам на их получение [7, c.134].

Под эффективностью инвестиций понимается сопоставление результатов от реализации инвестиций (эффекта) с величиной их затрат.

В практике оценки экономической эффективности мероприятий, осуществляемых совместно отечественными и иностранными инвесторами, основными проблемами являются:

- корректность оценки затрат и результатов при имеющей место неконвертируемости валюты;

- необходимость применения универсальной методики расчетов, применяемой как для российского, стран СНГ, так и для иностранного партнера;

- учет особенностей действующих финансовых систем в странах СНГ и за рубежом;

- учет особых условий деятельности предприятий в прогнозируемой перспективе экономического и политического состояния стран.

Все особенности требуют применения такой методики, которая позволила бы многократно использовать всю исходную информацию, провести точные и быстрые расчеты. И на этой основе определить финансово-экономическую жизнеспособность проектов при изменяющихся условиях. В этих условиях важны не только абсолютные значения отдельных показателей экономической эффективности (срок возвращения затрат и т.д.), но и диапазон, в пределах которого показатели имеют приемлемые значения в зависимости от принимаемых исходных данных.

Поиск путей и направлений повышения эффективности инвестиций, использования всех резервов является постоянной потребностью работы любого предприятия для улучшения его финансового состояния [10, c.47-51].
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
Оценка эффективности управленческих решений занимает центральное место в процессе разработки и реализации бизнес-планов. Необходимость определения эффективности связана с проблемой неизбежности выбора одного из множества возможных вариантов в силу ограниченности ресурсов, предотвращения упущенной выгоды, изменения условий функционирования объекта управления и корректировки управленческих воздействий.

Из множества управленческих решений выбирается то, которое обеспечивает получение необходимого результата при приемлемых затратах и обладает потенциалом наиболее высокой эффективности.

Эффективность управленческих решений при бизнес-планировании измеряется с помощью показателей, выражающих интересы ключевых заинтересованных групп и, прежде всего собственника. При обосновании этих показателей должны быть использованы определенные методические подходы и принципы:

1. Учет процессного подхода. Бизнес-планирование на промышленном предприятии представляет собой процесс, состоящий из отдельных взаимосвязанных действий (этапов). При разработке бизнес-планов должны быть реализованы основные функции управления: планирование, организовывание, мотивирование, координирование, контроль. Планирование является основополагающей функцией при разработке и реализации решений при бизнес-планировании. Планированию подлежат объемы выпуска, затраты на производство и реализацию, отпускные цены и т. п., также планируются проектные работы, закупки сырья, материалов, технологии, строительные работы и т. д. Выполнение разработанных планов обеспечивается организационной деятельностью, которая включает правильный подбор персонала, выбор или изменение организационной структуры производства и управления, делегирование задач, ответственности, полномочий, установление должностных прав, обязанностей, круга ответственности и т. д. Выполнение плана предполагает наличие постоянного контроля за ходом реализации. Объектом контроля являются сроки, затраты, качество, вносимые в проект изменения. Результаты процесса контроля сравниваются с ожидаемыми, выявляются отклонения, с тем, чтобы внести соответствующие коррективы.

2. Использование системного подхода. Каждая организация представляет собой открытую систему, на входе которой поступление необходимых ресурсов, на выходе – результаты их преобразования. Принятие решений при бизнес-планировании должно ориентироваться на изменение факторов внешней среды при разработке плана и внесения поправок и корректив в ходе его реализации. Кроме того, использование системного подхода предполагает рассмотрение процесса бизнес-планирования как совокупности отдельных частных и общих управленческих решений (иерархичность уровней управленческих решений), которые непосредственно связаны между собой таким образом, что изменение параметров отдельных частных решений влечет изменение параметров других и общего результата в целом. Практическая реализация указанного подхода может использоваться для обобщающей оценки эффективности бизнес-планов промышленного предприятия, путем построения факторной модели, основанной на сбалансированной системе показателей, которые агрегируются в общий результат методом коэффициентов. Использование системного подхода к оценке эффективности управленческих решений при бизнес-планировании предполагает также усиление взаимосвязей между этапами разработки и реализации решений бизнес-плана. На этапе разработки определяется расчетная (ожидаемая) эффективность управленческого решения. Высокая степень реализуемости разрабатываемого решения обеспечит максимальное приближение фактической эффективности к расчетной. В силу этого, при обосновании управленческих решений важно учитывать факторы ожидаемой реализуемости бизнес-планов, а этапы разработки и реализации рассматривать как связанные друг с другом. В целях повышения реализуемости управленческих решений важное место занимает совместная постановка целей менеджерами и подчиненными в процессе их разработки и принятия. В данном случае подчиненные имеют четкое представление о том вкладе, который они сами и их отделы должны внести в достижение целей и задач предприятия.

Системный подход к оценке эффективности управленческих решений при бизнес-планировании предполагает также комплексную оценку разрабатываемого плана. Такая оценка должна включать в себя технический, коммерческий, социальный, экологический, финансовый, экономический анализ. Это позволит учесть и свести к минимуму негативные последствия неправильных решений, либо вовсе избежать. Указанный момент на практике зачастую игнорируется. Эффективность решений определяется на основе расчета финансово-экономических показателей.

3. Использование ситуационного подхода. Использование данного подхода предполагает, что применение тех или иных методов разработки и реализации решений будет зависеть от вида конкретной ситуации, в которой принимается решение, т. е. используемые методы должны быть максимально адаптированы к данной ситуации и учтены в бизнес-плане. Выбор критериев оценки, их приоритетность в существенной мере определяются проблемной ситуацией, в которой принимаются решения.

Для совершенствования использования ситуационного подхода при оценке эффективности и реализуемости управленческих решений при разработке и реализации бизнес-планов предложена классификация конкретных ситуаций. В данной классификации объединены не только известные в литературе (у разных авторов) признаки, но и введены дополнительные признаки: «степень связи с намеченными целями», «способ выявления» [3, с. 33-36]. Классификации конкретных ситуаций и возможности их практического использования указаны в таблице 1 Приложения 1.

Методы оценки эффективности проектов делятся на простые (статические) и динамические (используется процесс дисконтирования). Статические методы имеют скорее историческое и методическое значение, поскольку на практике повсеместно применяются динамические методы, которые стандартизированы на международном уровне и применяются с использованием компьютерных технологий.

К статистическим методам относят:

- расчет и сравнение прибыли;

- расчет и сравнение издержек;

- расчет и сравнение доходности (рентабельности);

- расчет срока окупаемости.

Все простые методы взаимосвязаны, и ни один из них по отдельности не дает полной и достаточной информации о проекте. Поэтому их необходимо использовать в комплексе.

Динамические методы основаны на использовании формул для сложных процентов и дисконтирования для анализа доходности проекта денежных потоков к одному времени, обычно – к началу реализации проекта.

При выборе лучшего проекта необходимо сравнение денежных потоков одно время. То есть для сравнительной оценки денежных потоков необходимо их стоимости приводить к одному времени.

Процесс определения сегодняшней (текущей, приведенной) стоимости денег по известной их будущей стоимости называется дисконтированием.

Норма доходности при расчетах формируется с учетом следующих факторов:

- средней реальной депозитной или кредитной ставки;

- альтернативных норм доходности по другим возможным видам инвестиций;

- норм доходности по текущей хозяйственной деятельности;

- темпа инфляции;

- премии за риск;

- премии за низкую ликвидность.
Для сравнения различных инвестиционных проектов и выбора наилучшего из них используются следующие показатели:

- чистый дисконтированный доход (NPV),

- индекс доходности или индекс прибыльности (PI),

- внутренняя норма доходности или возврата инвестиций (IRR),

- срок окупаемости (PV) и некоторые другие показатели, отражающие специфику проекта и интересов его участников.

Чистый дисконтированный доход представляет собой разность между суммой денежных поступлений в результате реализации проекта (дисконтированных к текущей стоимости) и суммой дисконтированных текущих стоимостей всех инвестиционных вложений. Он определяется по формуле:


NPV= ∑( Rt –It)(1+r)-t, (1.1)

t t


где Rt – результаты шага, сумма денежных поступлений

в периоде t;

It - вложение средств в периоде t;

( Rt –It) – эффект, достигаемый на t-м шаге;

r – норма дисконта.
Данную формулу рекомендуется применять для исчисления чистого приведенного дохода потенциального инвестора.

Данный подход не может быть использованы банками, рассматривающими возможности альтернативного вложения своих средств путем кредитования [5, с. 336-337].




1.4 Продвижение бизнес-планов
Продажа идей, паев, долей, товаров и услуг – это процесс общения, состоящий из информирования, убеждения и напоминания. Общение – двусторонний процесс, в ходе которого не только говорят, но и слушают. Является понятным, что продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений.

Разработка презентаций.

Презентация проекта. Цель этого вида презентации – информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции на проект, поиск заинтересованных в поддержке разработке и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, так как предполагает убеждение аудитории в необходимости разработки и реализации проектов [9, с. 298].

Что входит в презентацию? Ответ зависит от объема бизнес-плана. Если какой-то вопрос достоин рассмотрения, то его необходимо включить в программу презентации. Большая часть презентации охватывает 7 ключевых областей:

- предприятие и его продукция (услуги);

- рынок – клиенты и конкуренты;

- маркетинговая стратегия;

- первоочередные финансовые задачи;

- команда, которая будет внедрять бизнес-план;

- необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;

- условия и сроки реализации инвестиций.

Презентация должна четко показать, для чего вам необходимы запрашиваемые средства [4, с. 459-460].

Следует подчеркнуть, что презентация является наиболее эффективным, а зачастую и единственным способом убедить людей в чем бы то ни было [2, с.164-177].

Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров и заключение договоров.

Для участников переговоров главное – не пользоваться набором готовых рецептов, а понимать , для чего нужны переговоры и какие возможности они открывают. В процессе ведения переговоров поведение участников может соответствовать различным подходам.

Первый подход отвечает идее противостояния сторон. Основной девиз « кто кого», или «перетягивание каната». Степень противостояния может меняться в широких пределах.

Второй подход является противоположностью первому. Стороны занимают дружественные позиции. Более слабая сторона ведет себя заискивающее, ожидая от партнера дружественного к себе расположения.

Третий подход – партнерский. Основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Такой подход продуктивен, но предполагает высокий уровень доверия между партнерами.

Следует иметь в виду, что реальная практика не исключает встречи с партнером, использующим разного рода недозволенные приемы. Необходимо их знать и уметь нейтрализовывать.

Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов – одна из продуктивных тактик ведения переговоров. Решение легких вопросов окажет положительное психологическое воздействие на стороны, продемонстрирует возможность достижения договоренностей.

В ходе переговоров полезно разделить проблему на составляющие.

Личные переговоры должны быть хорошо подготовлены, организованны. Если на рынок выходят мелкие или средние предприятия , то для продвижения своих идей могут либо сами вести переговоры, либо использовать косвенный метод, т.е. через посредников [4, с. 462 – 467].

Бизнес-план – инструмент продажи вашего бизнеса. Его предназначение – привлечь внимание инвестора к финансовой возможности заработка, предоставляемой ему вашей компанией. Но искушенный инвестор может быстро увидеть преувеличенные заявления относительно способности к управлению или спроектированные показатели, которые далеки от действительности. Вы должны уловить тонкий баланс между тем, чтобы не звучать подобно сухому техническому справочнику, но и не уподобляться напористому продавцу какого-то аукциона. Чем увлекательнее, но в пределах реальности, вы будете описывать перспективы вашего бизнеса, тем более вероятно, что и читатель будет увлечен проектом. Другой крайностью, однако, является ставка на якобы жадность инвестора, желающего получить прибыль [3, с. 40].



следующая страница >>