Билеты по информатике 9 класс (теория кратко) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Билеты по информатике 9 класс (теория кратко) - страница №1/1

Билеты по информатике 9 класс (теория кратко)


Билет 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.


Человек и информация

I. Информация – это сведения, знания которые человек получает из разных источников.



  • INFORMA – разъяснение (лат)

  • Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

  • Восприятие информации – это реакция на раздражители

II. Способы восприятия информации

  • Органы зрения (глаза) – зрительная информация (90%)

  • Органы слуха (уши) – звуковая информация (9%)

  • Органы обоняния (нос) – запахи

  • Органы вкуса (язык) – вкус

  • Органы осязания (кожа) – тактильная информация

III. Свойства информации

  • понятная (выражена языком, который воспринимает получатель)

  • полная и точная (достаточна для понимания и принятия решения)

  • достоверная (не содержит ошибок)

  • актуальная (вовремя получена)

  • полезная (несет что-то новое)

Информация в неживой и живой природе

I. Неживая природа.

1. В физике информация это мера порядка

2. В макромире порядок переходит в беспорядок

2. В микромире (атомы, молекулы) и мегамире (планеты, звезды) происходит усложнение структуры объектов

II. Живая природа.

1. Живые системы могут управлять порядком

2. Происходит поиск, передача, хранение информации

3. Живые организмы являются носителями генетической информации


Знаки: форма и значение

I. Знаки – это объекты для хранения и передачи информации



  • Зрительные (буквы, цифры…)

  • Слуховые (звуки…)

  • Осязательные

  • Обонятельные

  • Вкусовые

II. Значения знаков – это смысл знака

  • Иконические (похожи на отображаемый объект)

  • Символы (значение устанавливается по соглашению)

Знаковые системы - это набор знаков и правил

I. Естественные языки – это языки народов мира (русский, английский…)


  • Алфавит – набор знаков (букв)

  • Грамматика – правила написания слов

  • Синтаксис – правила написания предложений

II. Формальные языки – это языки наук (математика, физика…)

III. Двоичная система счисления – используется в компьютере



  • Алфавит – 1 и 0

  • Грамматика – 11001011 (по 8 знаков)

Информационные процессы в технике

I. Системы управления техническими устройствами


  • Датчики – органы чувств прибора (термо и фото элементы)

  • Управляющее устройство – исполнительный механизм (реле)

  • Сложные устройства имеют встроенный микропроцессор

  • Например – система терморегуляции

II. Роботы – это автоматические устройства, предназначены для проведения работ

Заменяют человека…



  • на утомительных и однообразных работах

  • на опасных работах

  • где присутствие человека невозможно

III. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и процессов

  • Обеспечивают получение, хранение, обработку, передачу информации

  • Основное устройство – компьютер


Билет 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.


Информация – это сведения, знания которые человек получает из разных источников.

Количество информации - можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений

I. Примеры


  • зачет или незачет – уменьшается в 2 раза

  • оценка 2, 3, 4, 5 – уменьшается в 4 раза

II. Единицы информации

1 бит – уменьшает неопределенность знаний в два раза

1 бит – 0 или 1 (двоичный знак)

1 байт = 23 бит = 8 бит (двоичное слово)

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
Количество информации

I. Формула количества информации – позволяет измерить информацию



N = 2I

N – количество возможных сообщений

I – количество информации (бит)

II. Задачи

1. Определение количества сообщений (прямая задача N -?)

При получении билета на экзамене его номер несет 5 бит информации. Сколько всего экзаменационных билетов?

Количество информации: I=5 бит

Формула: N = 2I

Количество возможных сообщений: N = 25 = 32 билета
2. Определение количества информации (обратная задача I -?)

Робот может двигаться в 8 разных направлениях. Сколько информации будет получать робот при получении направления движения?

Количество возможных сообщений: N = 8 направлений

Формула: N = 2I 256 = 23

Количество информации: I=3 бит
Алфавитный подход к определению количества информации

I. Информационная емкость знака – зависит от вероятности его получения

1. Русский алфавит

Количество букв: N = 64 букв

Формула: N = 2I 64 = 26

Количество информации: I=6 бит

2. Двоичная система счисления

Количество букв: N = 2 знака

Формула: N = 2I 2 = 21

Количество информации: I=1 бит


1 бит - емкость знака в двоичной системе счисления

II. Количества информации в сообщении



V = n · I

Пример: Презентация

Количество букв: n= 11 букв I = 6 бит

Формула: V = n · I = 11 ·6 = 66 бит

Количество информации: V = 66 бит

Билет 3

1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.


Представление числовой информации с помощью систем счисления

Система счисления - это знаковая система для записи чисел

I. Непозиционные – значение цифры не зависит от ее положения в числе

Римская непозиционная система счисления

1. Алфавит I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000)

2. Примеры:

а) 358 = CCCLVIII

б) 493 = CDXCIII

в) 587 = DLXXXVII

г) 2694 = MMDCXCIV

II. Позиционные – значение цифры зависит от ее положения в числе



Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

01

Десятичная

10

0123456789

Шестнадцатеричная

16

0123456789ABCDEF

1. Основание равно количеству цифр в ее алфавите

2. Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

3. Основание показывает, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих рядом
Двоичное кодирование чисел в компьютере

I. Представление чисел в формате с фиксированной запятой





Числа

Объем памяти

Диапазон

1

Целые неотрицательные

1 ячейка (8 бит)

0 – 255

2

Целые со знаком

2 ячейки

±32767

3

Длинные целые со знаком

4 ячейки

±2147483647

Достоинства: простота, наглядность

Недостатки: небольшой и ограниченный диапазон

II. Представление чисел в формате с плавающей запятой



Числа

Объем памяти

Диапазон

1

Обычной точности

4 ячейки

±2127 ≈ 1,7·1038

2

Двойной точности

8 ячеек

≈ 9·10307

Достоинства: большой диапазон

Недостатки: большой расход памяти


Кодирование текстовой информации

Текстовая информация (ТИ) – это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков

I. Двоичное кодирование ТИ


  • Алфавит: N = 256 знаков

  • Информационная емкость: I = 8 бит = 1 байт

II. Таблица кодов



  • 0 – 32 соответствует операциям

  • 33 – 127 соответствует интернациональным знакам

  • 128 – 255 соответствует национальным знакам

III. Виды кодировок

  • КОИ-8

  • Windows

  • MS-DOS

  • Unicode – 65536 знаков, 1 символ 16 бит (2 байта)

IV. Количества информации в сообщении

Пример: количество информации в слове Презентация в кодировках КОИ-8 и Unicode

Количество букв: n= 11 букв

Количество информации:



  • в КОИ-8 – 11 байт (1 символ = 1 байта)

  • в Unicode – 22 байта (1 символ = 2 байта)

Билет 4

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.


Пространственная дискретизация

I. Представление графической информации

1. Аналоговая форма


  • непрерывное изменение цвета

  • живописное полотно

2. Дискретная форма

  • отдельные пиксели

  • изображение монитора (растровое изображение)

  • Пространственная дискретизация – это построение изображения из отдельных маленьких точек

II. Характеристики

1. Разрешающая способность



        • это произведение количества строк на число точек в строке (800×600, 1024×768, 1280×1024)

        • dpi – точек на дюйм

2. Глубина цвета

        • количество информации, необходимое для кодирования цвета точки (8,16,24 или 32 бит)

        • Пример

Рассчитать количество цветов при глубине цвета 16 бит

Решение:

Количество информации: I=16 бит

Формула: N = 2I

Количество цветов: N = 216 = 65536 цвета


Растровые изображения на экране монитора

1. Видеокарта



  • хранит двоичный код цвета всех точек в видеопамяти

  • периодически считывает и отображает на экране

  • 75 Гц – частота обновления

2. Видеопамять

        • Iп = IXY – формула информационного объема

Iглубина цвета

X – количество точек по горизонтали

Yколичество точек по вертикали

        • Пример

Рассчитать объем видеопамяти при глубине цвета 8 бит и экранном разрешении 1024×768

Решение:

Количество информации: I=8 бит

Пространственное разрешение X•Y = 1024×768

Формула: Iп = I•X•Y

Объем видеопамяти: Iп = 8×1024×768 = 6291456 бит = 786432 байт = 768 Кбайт = 0,75 Мбайт
Кодирование звуковой информации

I. Общие сведения о звуке

1. Звук – это распространяющаяся в среде волна

2. Характеристики звука



  • Громкость – зависит от интенсивности звука

  • Высота тона – зависит от частоты звука

II. Временная дискретизация звука – это разбиение звуковой волны на отдельные временные участки с постоянной амплитудой.

1. Качество кодирования зависит от глубины кодирования и частоты дискретизации.



        • Глубина кодирования – это количество уровней громкости (бит)

        • Частота дискретизации – это количество измерений уровня сигнала за 1 с (кГц)

2. Пример: Рассчитать минимальный объем монофонического аудиофайла длительностью 1 с.

Решение: 8 бит × 8000 Гц × 1 канал × 1 с = 64000 бит = 8000 байт = 7,8 Кбайт.
Билет 5

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.


Передача информации

I. Канал передачи – средство передачи информации

II. Типы


  • кабельный канал – передача электрической энергии

  • оптоволоконный канал – передача световой энергии

  • радиоканал – передача ЭМ волн

III. Схема


IV. Характеристики

  • Скорость передачи данных (бит/с)

V. Пример

Вычислить пропускную способность канала передачи, если звуковой файл объемом 3 Мбайт был закачан за 48 с


Локальные компьютерные сети - это объединение нескольких компьютеров для совместного использования ресурсов компьютеров и внешних устройств

I. Аппаратное обеспечение

1. Сетевая плата – осуществляет прием и передачу информации

2. Кабель: коаксиальный, витая пара, оптоволоконный

3. Концентратор – осуществляет соединение нескольких компьютеров

II. Виды


1. Одноранговые сети – все компьютеры равноправны, пользователи сами решают предоставление или запрет доступа к его ресурсам

  • Преимущество – простота

  • Недостаток – слабая защищенность

2. Сети с использованием сервера – имеют специальный компьютер (сервер) для хранения важной информации

  • Преимущество – защита информации

  • Недостаток – сложность реализации, необходим администратор сети

III. Сетевое окружение – содержит папки с отрытым доступом всех компьютеров, подключенных к локальной сети

Билет 6

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.


Алгоритм – это конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта, записанная с помощью команд

Исполнитель – это объект способный понять и исполнить алгоритм (человек, собака, компьютер и т.д.)

Система команд исполнителя – это команды, которые исполнитель способен понять и выполнить (умножь, апорт, Enter)

I. Свойства алгоритма:

1. Дискретность – разделение на отдельные команды

2. Результативность – получение результата за конечное число шагов

3. Массовость – возможность применения к различным исходным данным

4. Детерминированность – определен порядок команд

5. Понятность – команды алгоритма должны входить в систему команд исполнителя

6. Формальность – не нужно вникать в содержание

II. Способы представления алгоритма

1. Последовательная запись – пронумерованный список



  1. Измерить длину

  2. Измерить ширину

  3. Умножить числа

  4. Записать ответ как площадь прямоугольника

2. Блок-схема – наглядный рисунок, на котором видна логика выполнения алгоритма

3. Алгоритмический язык – запись алгоритмов на понятном для человека языке



алг площадь прямоугольника

нач

ввод а, b

S := a*b


вывод S

кон

4. Язык программирования – запись алгоритмов на понятном для компьютера языке

REM площадь прямоугольника 

CLS


INPUT "введи ширину ", a

INPUT "введи длину ", b

S=a*b

PRINT "площадь равна "; S



Билет 7

1. Линейная алгоритмическая структура. Команда присваивания. Привести примеры.


I. Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой

1. Блок-схема



2. Алгоритмический язык



алг название

нач

ввод переменные

действие


вывод переменные

кон
3. Язык программирования

REM название 

CLS

INPUT "комментарий ", переменные



действия

PRINT "комментарий "; переменные


II. Примеры (Смотри билет 6)
III. Команда присваивания – изменяет значение переменных. После выполнения команды присваивания старые значения теряются.

a:=2


b:=3

a:=a+b


b:=a+b

После выполнения данных команд a=5 и b=8



Билет 8

1. Алгоритмическая структура «ветвление». Команда ветвление. Привести примеры.


I. Алгоритм с условием – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется одна или другая серия команд

1. Блок-схема


2. Алгоритмический язык



если условие

то действие 1

иначе действие 2

кон если
II. Примеры: Деление (правильное)

1. Алгоритмический язык



алг деление

нач

ввод а, b

если b=0

то вывод «делить на 0 нельзя»

иначе c := a/b

вывод «ответ»; с

кон если

кон
2. QBasic

REM деление

CLS

INPUT "введи делимое "; a



INPUT "введи делитель "; b

IF b = 0 THEN

PRINT "На 0 делить нельзя!"

ELSE


c = a / b

PRINT "частное равно "; c

END IF

END



Билет 9

1. Алгоритмическая структура «цикл». Команда повторения. Привести примеры.


I. Циклический алгоритм– это алгоритм, в котором некоторая серия команд выполняется несколько раз

1. Блок-схема




2. Алгоритмический язык



для счетчик = min до max шаг шаг

нц

действие

кц
II. Примеры: Сумма последовательности

1. Алгоритмический язык



алг Сумма последовательности

нач

ввод а, b

для k=a до b шаг 1

нц

S := S + k



кц

вывод S

кон
2. QBasic

REM сумма последовательности

CLS

INPUT "Введи первое число "; a



INPUT "введи последнее число "; b

FOR k = a TO b STEP 1

s = s + k

NEXT k


PRINT "Сумма последовательности равна  "; s

END


Билет 10

1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.


Среда программирования Quick BASIC

Quick BASIC – это язык программирования начального уровня

I. Возможности:


  1. Запись алгоритмов на языке программирования и их выполнение

  2. Решение математических, логических и графических задач

II. Ввод программы

1. Все операторы языка, цифры, знаки и переменные вводятся при английской раскладке клавиатуры (левый Ctrl+Shift)

2. Кавычки и поясняющий текст – при русской раскладке (правый Ctrl+Shift)

3. В конце строки нажать Enter (операторы должны изменить регистр на верхний)

III. Выполнение программы

1. Меню Запуск – Запуск

2. Ввести данные и нажать Enter

IV. Сохранение программы

1. Меню Файл – Сохранить как…

2. Ввести имя не более 8 символов и нажать ОК

3. Формат имени ***.BAS
Математические выражения, функции и числа в QBASIC

I. Переменные и числа

1. Для обозначения переменных используются латинские буквы и цифры (нельзя использовать русские буквы, имена операторов, писать сначала цифру


  • a, BF, ptr25

2. Десятичная точка

  • 123, 1.23, 0.123 или .123

3. Десятичный множитель Е

  • 2Е3 - 2·103

  • 4.2Е-07 - 4,2·10-7

II. Арифметические выражения

1. Арифметические операции + - * /



  • С = А + В

  • D = (2*F – C)/(4 + B*B)

2. Порядок действий

  • Скобки

  • Умножение и деление по порядку

  • Сложение и вычитание по порядку

III. Математические функции

1. Квадратный корень SQR(…)



  • v = SQR (25)

  • d = SQR (5/B)

2. Тригонометрические функции SIN(…) COS(…) TAN(…)

  • n = SIN (1.3) - вычисления в радианах

  • m = COS (3.14/4)

  • y = TAN (X*3.14 /180) - вычисления в градусах

IV. Операторы языка

  • CLS – очистка экрана

  • INPUT – оператор ввода

INPUT “Поясняющий текст “; переменная

  • PRINT – оператор вывода

PRINT “Поясняющий текст “; переменная

  • END – оператор окончания программы

Пример программы

I. Линейная структура

REM площадь прямоугольника 

CLS

INPUT "введи ширину ", a



INPUT "введи длину ", b

S=a*b


PRINT "площадь равна "; S
II. Ветвящаяся структура

REM деление

CLS

INPUT "введи делимое "; a



INPUT "введи делитель "; b

IF b = 0 THEN

PRINT "На 0 делить нельзя!"

ELSE


c = a / b

PRINT "частное равно "; c

END IF

END
III. Циклическая структура



REM сумма последовательности

CLS


INPUT "Введи первое число "; a

INPUT "введи последнее число "; b

FOR k = a TO b STEP 1

s = s + k

NEXT k

PRINT "Сумма последовательности равна  "; s



END

Билет 11

1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.


Типы персональных компьютеров

I. Настольный – стационарная установка в офисе, дома и т. д.

1) Системный блок – содержит все основные компоненты


  • Системная (материнская) плата - аппаратная основа компьютера

  • На ней устанавливаются процессор и модули оперативной памяти

  • Подключаются все дисководы и внешние устройства

  • Магистраль – осуществляет обмен информацией между отдельными устройствами компьютера

2
подключаются к системному блоку
) Устройства ввода

3) Устройства вывода

II. Портативные – все основные компоненты находятся в одном корпусе и легко переносятся

III. Карманные – имеют небольшие размеры


Устройство компьютера

I. Процессор



  • Центральное устройство компьютера

  • Располагается на материнской плате в системном блоке

  • Охлаждается вентилятором

  • Представляет собой БИС

  • Pentium 4

  • Обрабатывает любую информацию: тестовую, числовую, графическую, звуковую

  • Обрабатывает информацию в цифровом (двоичном) коде

0 - нет сигнала

1 - есть сигнал

II. Устройства ввода информации - переводят информацию с языка человека на машинный язык.

1. Клавиатура – для ввода числовой и текстовой информации

2. Координатные устройства ввода – для ввода графической информации или работы с графическим интерфейсом


  • мышь (механическая, оптическая, беспроводная)

  • трекбол

  • сенсорная панель

3. Сканер – для оптического ввода изображений

4. Цифровые камеры – для получения видеоизображений

5. Звуковая карта и микрофон – для ввода звуковой информации

6. Джойстик – для управления игрой


III. Устройства вывода информации - переводят информацию с машинного языка на язык человека.

1. Монитор – универсальное устройство вывода информации



  • электронно-лучевые

  • жидкокристаллические

2. Принтер – для ввода на бумагу числовой, текстовой и графической информации

  • матричный

  • струйный

  • лазерный

3. Акустические колонки и наушники – для вывода звука

IV. Устройства памяти - устройства для хранения информации

1. Оперативная память – используется в текущем сеансе работы


  • БИС

2. Долговременная – для хранения информации после выключения компьютера

  • Дискеты

  • Жесткий магнитный диск (винчестер)

  • Лазерные диски (CD и DVD)

  • Flash-память (флешка)

Билет 12

1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.


Данные и программы

I. Данные – это информация представленная в цифровой форме и обрабатываемая компьютером.

II. Программы – последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных

III. Программная обработка данных



  • Запуск программы (человек)

  • Ввод данных (человек)

  • Выполнение программы (компьютер)

  • Вывод результатов (компьютер)

  • Сохранение результатов (вместе)

Программное обеспечение компьютера - это совокупность программ необходимых при работе с компьютером

I. Системное программное обеспечение

1. Операционная система – обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам (Windows)



  • Драйверы устройств – обеспечивают работу устройств

  • Служебные программы - обслуживают компьютер

2. Файловые менеджеры – обеспечивают операции над файлами

3. Антивирусные программы – обеспечивают защиту ПО компьютера

4. Системы программирования – позволяют создавать другие программы

II. Прикладное программное обеспечение (приложения) - это программы, необходимые для решения определенных информационных задач

1. Приложения общего назначения – программы на каждый день


  • Текстовые редакторы – для создания текстовых документов

  • Электронные таблицы – расчеты

  • Мультимедиа проигрыватели – прослушивание и просмотр аудио и видео файлов

2. Приложения специального назначения – программы для специалистов

  • Бухгалтерские программы

  • Компьютерное черчение

  • Издательские системы

3. Программы для обучения – самообразование

4. Игры – отдых

Графический интерфейс - позволяет человеку управлять компьютером в форме диалога

I. Рабочий стол - это изображение на экране монитора после загрузки ОС

1. Объекты: диски, папки, файлы


  • Мой компьютер – содержит папки дисков

  • Корзина – хранит удаленные объекты

  • Сетевое окружение – содержит папки компьютеров, подключенных к сети

2. Ярлыки – ссылки на объекты

3. Панель задач – отображает запущенные программы, язык ввода, системное время, кнопка Главного меню Пуск (ярлыки программ)

II. Окна. Диалоговые панели. Контекстные меню

1. Окно - важнейший элемент графического интерфейса ОС Windows



Windows (англ.) - окна

2. Типы окон



  • Окна папок – отображает значки и имена вложенных папок и файлов

  • Окна приложений – окно запущенной программы

  • Окна документов – существуют внутри окна приложения

3. Диалоговые панели - окна настройки параметров. Основные элементы панелей:

  • Вкладки

  • Списки

  • Счетчики

  • Флажки

  • Командные кнопки

  • Переключатели

  • Текстовые поля

  • Ползунки

III. Контекстные меню – меню объектов (правая кнопка мыши)

Билет 13

1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.


Файл – это программа или данные, имеющее имя и хранящиеся в долговременной памяти.

I. Параметры файла

1. Имя файла – состоит из двух частей разделенных точкой


  • Собственно имя – придумывает пользователь. Состоит из 255 символов за исключением \ / * ? : “ < > |

  • Расширение или тип файла – задает программа автоматически

Пример

Тип

Программа

Справка.txt

Текстовый

Блокнот

Домик.bmp

Графический

Paint

Calc.exe

Исполняемый




2. Размер файла – показывает, сколько информации содержит файл.

3. Дата и время создания - 21.01.2005 12.34

4. Значок – графический объект, показывающий тип файла

II. Форматирование дисков – это разметка диска для записи данных

1. Диск разбивается на две части


  • Каталог – список имен хранимых файлов

  • Область хранения – содержит сами файлы

2. Область хранения делится на сектора

    • При хранении файл занимает целое число секторов

    • Сектора могут находиться в различных частях диска

3. Виды форматирования

  • Быстрое – очищается каталог

  • Полное – очищается каталог и все сектора

Файловая система - определяет порядок хранения файлов на диске

I. Виды

1. Одноуровневая файловая система – это линейная последовательность имен файлов (мало файлов)



2. Многоуровневая файловая система – это система вложенных папок (много файлов)

  • Корневая папка – логическое имя диска

A: - гибкий диск

C: - жесткий диск

D: - лазерный диск

  • Последовательность папок

  • Файлы

II. Путь к файлу – последовательность имен: диска, папок и файла

А:\ Документы \ Справка.txt

III. Файловые менеджеры – программы позволяющие проводить операции над файлами и папками: Создать, Переименовать, Копировать, Вырезать, Вставить, Переместить, Удалить.


Работа с файлами и дисками

I. Архивация файлов – это сжатие файлов без потери информации



  • Программы-архиваторы (ZIP, RAR и др.) отличаются степенью сжатия файлов и скоростью.

  • Данные – хорошо сжимаются, программы – почти нет.

II. Защита от вирусов – это система мер по защите компьютерных программ и данных

1. Компьютерные вирусы - это программы, которые могут самокопироваться и внедряться в другие программы

Вред:


  • сбой работы программ

  • уничтожение программ и данных

  • передача секретной информации

2. Средства защиты

  • не запускать сомнительные программы, документы

  • использовать антивирусные программы

3. Антивирусные программы

    • Сканеры – проверяют файлы после запуска антивируса

    • Мониторы – постоянно находятся в работе

Билет 14

1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.


Этапы развития человечества

I. Первобытное общество



  • Овладение веществом: огонь, вода, полезные ископаемые

  • Изготовление орудий труда: топор, станки

  • Изобретение средств передвижения: колесницы, корабли

II. Индустриальное общество

  • Овладение энергией: ветер, реки, пар, электричество, атом

  • Производство товаров

  • Изобретение средств передачи: телефон, телеграф, радио, TV

III. Информационное общество

  • Овладение информацией

  • Качество производства и потребления товаров

  • Изобретение компьютеров

Информационное общество - это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации

I. Производство компьютеров


  • Массовое производство с 1970-х годов (Apple II – десятки тысяч в год)

  • Начало 1980-х годов (IBM PC – сотни тысяч в год)

  • 2004 год – 175 млн. в год

  • Настоящее время – ПК доступен массовому потребителю, имеется на большинстве рабочих мест и большинстве семей

II. Компьютерные сети

  • 1981 год в Интернет 213 компьютеров

  • К концу 1980-х годов – 150 тыс.

  • 2005 год – 300 млн.

  • Настоящее время – Интернет доступен массовому потребителю (электронная почта, поиск информации, покупки и т. д.)

III. Информационная сфера

  • Информационные технологии проникают во все сферы производства

  • Дистанционное образование

  • Дистанционная деятельность (работа)

Информационная культура

I. Овладение офисными информационными технологиями


  • создание составных документов

  • фотоархивы

  • рефераты

  • компьютерные презентации

  • системы компьютерного черчения

  • электронные таблицы

  • базы данных

  • программирование

II. Коммуникационная культура

  • электронная почта

  • пользование Интернет

  • создание сайтов

III. Знание и соблюдение юридических норм

  • не использование пиратского ПО

  • запрет пропаганды насилия, наркомании, порнографии и др.

Правовая охрана информации

I. Авторское право


  • возникает автоматически при создании продукта

  • не требует регистрации в специальных организациях

  • © School73-kirov

  • требует ссылки на авторство

II. Юридический статус ПО

  1. Лицензионные программы

  • гарантируется работоспособность

  • продаются

  • скидки

  1. Условно бесплатные

  • имеют ограниченный строк действия

  • можно купить код, включающий все функции

  1. Свободно распространяемые

  • устаревшие программы

  • новые недоработанные программы (бета версии)

  • несущие новые технологии

  • улучшенные драйверы

Билет 15

1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.


Создание текстовых документов (ТД)

I. Программы создания ТД



  • Текстовые редакторы - редактирование и простейшее форматирование (Блокнот)

  • Текстовые процессоры – сложное форматирование, проверка орфографии, вставка объектов и т.д. (Word)

  • Настольные издательские системы - мощные программы по подготовке к изданию книг, газет, журналов

  • Web – редакторы - подготовка публикаций в Интернете

II. Способы создания ТД (Файл – Создать…)

  • Мастера - через диалоговые окна документы со сложной структурой (письма, резюме, факсы)

  • Шаблоны - пустые заготовки (визитки, рефераты)

  • Новый документ - пустой шаблон (чаще всего)

III. Установка начальных параметров

1. Файл – Параметры страницы…



  • Формат: А4 (210  297) – стандартный лист

  • Поля: верхнее, нижнее, слева, справа

  • Ориентация: книжная, альбомная

2. Вид – Колонтитулы… (Колонтитулы – одинаковый текст, автоматически выводимый на каждую страницу (имя автора, название документа и др.)

3. Вставка – Номера страниц…


Ввод и редактирование документа

I. Ввод текста



  • Основные символы клавиатуры

  • Alt+Shift – смена языка ввода

  • Caps Lock – смена регистра букв

  • Shift – верхний регистр символов

  • Таблицы символов (Вставка – Символ…)

II. Правила введения текста

  • Между словами ставиться один пробел

  • Знак препинания ставиться неразрывно от слова, после которого пишется

  • «Кавычки» и (скобки) пишутся неразрывно от слова

  • Знак тире отделяется пробелами с обоих сторон

  • Знак дефиса не отделяется пробелами

  • Переход на новую строку происходит автоматически

III. Замены

  • Поиск и замена – замена одних слов на другие

  • Проверка правописания – поиск незнакомых букв и словосочетаний

  • Автозамена – исправление опечаток

Форматирование документа

I. Форматирование символов (Формат – Шрифт…)

1. Шрифт – набор символов определенного рисунка

2. Размер – количество пунктов

3. Начертание – стиль (Полужирный, Курсив, Подчеркнутый)

4. Цвет

II. Форматирование абзацев (Формат – Абзац)



1. Выравнивание

2. Отступ первой строки

3. Отступы и интервалы

III. Списки - это представление информации в виде перечня (Формат – Шрифт…)

1. Нумерованный список

2. Маркированный список

3. Многоуровневый список
Встраиваемые объекты

I. Таблицы - ячейки с любыми данными (текст, числа, изображения, формулы



  • Таблица – Вставить таблицу…

II. Формулы – векторные объекты, для записи сложных математических выражений

  • Вставка – Объект – Microsoft Equation 3.0

III. Растровая графика

  • Вставка – Рисунок – Картинки…

  • Вставка – Рисунок – Из файла…

IV. Рисование объектов векторной графики

    • Вид – Панели инструментов – Рисование

Оглавление документа

I. Оглавление – это список заголовков


  • Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели…

  • На вкладке Оглавление указать параметры

II. Гиперссылка – это слова – ссылки на фрагменты текста

Две части:



  • Указатель ссылки

  • Адресная часть ссылки

Билет 16

1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.


Растровая графика

I. Растровое изображение – формируется из точек различного цвета (пикселей)

1. Каждый пиксель имеет свой цвет

2. Создаются в растровых редакторах (Paint), при использовании сканера, фотоаппарата

3. Достоинства


  • Высокая точность передачи цветов

4. Недостатки

  • Большой размер файла

  • При уменьшении изображения – несколько точек сливаются в одну, и теряется четкость

  • При увеличении изображения – увеличивается размер каждой точки, и появляются кубики

II. Растровые графические редакторы

  • Наилучшее средство редактирования

  • Возможности художественного творчества

III. Форматы растровых графических файлов – определяют способ хранения файлов

1. BMP


  • универсальный формат

  • большой информационный объем

2. GIF – метод сжатия

  • хорошо сжимает файлы, в которых много однородных областей

  • может содержать несколько картинок (анимация)

3. PNG –метод сжатия

  • усовершенствованный GIF до 16 млн. цветов

4. JPEG – метод сжатия

  • отбрасывается избыточное количество цветов

  • высокая степень сжатия

IV. Технология рисования

  1. Выбрать инструмент

  2. Настроить инструмент

  3. Выбрать цвет рисования

  4. Выбрать цвет фона

  5. Рисовать, протягивая мышь

V. Редактирование изображений в растровом редакторе

1. Ластик – кисть, рисующая цветом фона

2. Выделение – выделенную область можно: Отразить, Повернуть, Растянуть, Наклонить, Переместить, Копировать, Удалить
Векторная графика

I. Векторная графика – изображение создается при помощи графических примитивов: точка, окружность, линия, прямоугольник

1. Каждый объект имеет независимые характеристики

2. Создаются в векторных редакторах (КОМПАС)

3. Преимущества


  • Могут быть увеличены и уменьшены без потери качества

  • Небольшой размер файла

  • Flash-анимация

4. Недостатки

  • Изображение не реалистичное

II. Векторные графические редакторы

  • Наилучшее средство создания чертежей и схем

  • Редактируют рисунки с четкими контурами

  • 3D графика – трехмерные объекты

III. Форматы векторных графических файлов

  • WMF – коллекции MS Clip Gallery

  • SXD – формат редактора StarOffice

IV. Технология рисования

  1. Выбрать примитив

  2. Рисовать, протягивая мышь

  3. Установить цвет и тип линий, способ заливки

  4. Выбрать цвет рисования

  5. Выбрать цвет фона

V. Работа с объектами

  • Изменение размеров и повороты с помощью маркеров

  • Перемещение

  • Копирование (Ctrl)

  • Выделение (Shift – несколько)

  • Меню Рисование – позволяет Группировать/Разгруппировать объекты, изменить их порядок, выровнять, повернуть и т.д.


Билет 17

1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.


Базы данных - это информационная модель

I. Назначение - позволяет в упорядоченном виде хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств

II. Форма представления – таблица


  • Поле базы данных – это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства объектов

  • Запись – это строка таблицы, содержащая набор значений всех свойств объекта

  • Ключевое поле – это поле, значение которого, уникально для каждого объекта (счетчик, код товара, ИНН)

Системы управления базами данных- это программы, позволяющие создавать БД и обрабатывать их

I. MS Access – СУБД

1. После запуска нужно выбрать: открыть старую или создать новую БД

2. Имя: база данных – главное окно (содержит все объекта БД: таблицы, запросы, формы…)

II. Создание таблицы

1. Выбрать:


  • Объект – Таблица

  • Способ – Создание таблицы в режиме конструктора (мастера, ввод данных)

  • Нажать – Enter

2. Ввести названия полей (заголовки столбцов)

3. Определить тип данных полей



  • счетчик – целые числа, которые задаются автоматически

  • текстовый – тексты длиной 255 символов

  • числовой – числа

  • дата/время – дата или время

4. Определить свойства полей на вкладке Общие

5. Выбрать ключевое поле (меню)

6. Сохранить таблицу (Файл – Сохранить…) и закрыть

III. Заполнение таблицы

1. Выбрать в главном окне таблицу с именем и открыть

2. Заполнять строки и столбцы (все данные автоматически сохраняются)

IV. Создание формы

1. Выбрать:



  • Объект – Форма

  • Способ – Создание таблицы в режиме мастера (конструктора)

  • Нажать – Enter

2. Выбрать таблицу из списка и отобрать поля

3. Выбрать внешний вид

4. Выбрать стиль

5. Задать имя формы

V. Заполнение БД с помощью формы

1. Выбрать и открыть форму

2. Перейти в конец списка ►|

3. Нажать кнопку ► (Следующий), откроется пустая запись

4. Ввести данные

VI. Сортировка – это упорядочение записей данных по значениям одного из полей

1. Выбрать таблицу и открыть ее

2. Выбрать поле для сортировки

3. Записи – Сортировка


  • Сортировка по возрастанию

  • Сортировка по убыванию

VII. Поиск – это отбор записей, удовлетворяющих условиям поиска, заданным в форме фильтра или запроса

1. Выбрать и открыть форму

2. Записи – Фильтр – Изменить фильтр

3. Выбрать поле и ввести условие поиска

4. Фильтр – Применить фильтр

VIII. Запросы – это отбор записей, для составления новых таблиц и форм

1. Выбрать:


  • Объект – Запросы

  • Способ создания (Конструктор или Мастер)

  • Нажать – Enter

2. Выбрать поля для запроса

IX. Отчеты – это вывод записей на бумагу

1. Выбрать:


  • Объект – Отчеты

  • Способ создания (Конструктор или Мастер)

  • Нажать – Enter

2. Выбрать Таблицу для отчета

3. Установить параметры



Билет 18

1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.


Электронные таблицы - это программы для хранения и обработки числовых данных в прямоугольных таблицах (MS Excel)

I. Основа таблицы

1. Книга – общее название файла

2. Состоит из нескольких листов (можно добавить, удалить, переименовать… правой кнопкой мыши)

3. Строки – нумеруются числами (1,2,3…)

4. Столбцы – нумеруются буквами (A, B, C, D…)

5. Ячейки – пересечение строк и столбцов (A1, D103, GX333…)

6. Активная ячейка – выделенная ячейка (номер записан в строке состояния)

7. Диапазон ячеек – несколько выделенных ячеек (С3:Е5)

II. Редактирование таблицы

1. Размеры строк и столбцов изменяются на границе их имен

2. Выделенные строки и столбцы можно удалить (Правка…) и вставить (Вставка…),

3. Выделенные ячейки можно объединить (кнопкой Объединить)

4. Для выделенных ячеек можно задать границы (кнопкой Границы) и цвет (кнопкой Цвет заливки)

III. Типы данных (Формат – Ячейки…)

1. Числа



  • содержат только цифры и разделительные знаки (, и :)

  • выравнивается слева

  • имеют различные форматы (числовой, денежный, дата…) и параметры

2. Текст

  • содержит хотя бы один текстовый символ

  • выравнивается справа

3. Формулы

  • начинаются со знака =

  • в ячейке отображается результат вычисления, сама формула видна в строке формул

  • простые – математический пример =4+3-5*2/8

  • сложные – содержат имена ячеек =A1+B1

IV. Автозаполнение – это быстрое автоматическое заполнение ячеек

1. Позволяет заполнять ячейки таблицы, если между ними есть закономерность



  • 1 – 2 – …

  • 200 – 2005 – …

  • Январь – …

  • Понедельник – …

2. При автозаполнении формул с именами ячеек происходит изменение их имен в направлении заполнения

  • А1 → А2 при вертикальном копировании вниз

  • В4 → С4 при горизонтальном копировании вправо

Относительные и абсолютные ссылки

I. Относительные ссылки – используются для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки в которой находится формула

=А1*В2. При копировании, перемещении автоматически изменяются

II. Абсолютные ссылки – используются для указания фиксированного адреса

=А$1*$B2/$C$3. При копировании, перемещении не изменяются


Встроенные функции

Функция – определенно заданная зависимость результата от аргумента

1. Вставка – Функция или кнопка fx

2. Категории:



  • Математические (синус – SIN, корень – КОРЕНЬ)

  • Статистические (среднее значение – СРЗНАЧ, максимальное значение – МАКС)

Основные параметры диаграмм

Диаграмма – наглядное графическое отображение зависимости между данными

I. Типы диаграмм – форма представления данных

1. Линейчатая – сравнение различных величин

2. Круговая – сравнение частей целого

3. График – отображает изменение величин

II. Диапазон исходных данных

1. Ряд данных – множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме

2. Категории – задают положение значений ряда данных

III. Область построения диаграммы

1. Оси категорий и значений

2. Шкала – определяет минимальное и максимальное значение

3. Сетка – разделяет область на части

4. Цветовая схема – позволяет отделять ряды и категории

IV. Подписи

1. Заголовок диаграммы

2. Легенда – интерпретирует цветовую схему

3. Подписи осей – Х и У

4. Подписи данных – числовые значения рядов

V. Порядок создания диаграммы

1. Выделить диапазон ячеек: категория и числовые данные

2. Открыть Мастер диаграмм командой Вставка – Диаграмма…

Шаг 1. Тип, Вид

Шаг 2. Диапазон данных – Ряды в: строках или столбцах

Шаг 3. Ввести заголовки: Название диаграммы, Ось Х, ось Y

Шаг 4. Поместить диаграмму на листе: отдельном или имеющемся
Билет 19

1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.


Глобальная сеть Интернет - это объединение миллионов (250 млн.) компьютеров для создания единого мирового информационного пространства

I. Строение глобальной сети

1. Сети на основе серверов


  • локальные – компьютеры в одном здании (школа, организация)

  • региональные – компьютеры одного региона (город, страна)

  • корпоративные – компьютеры разных регионов (RU - Рунет)

2. Серверы никогда не выключаются (сотни миллионов серверов)

3. Многоканальные высокоскоростные каналы передачи информации

II. Подключение к Интернету

1. Прямое подключение через сервер



  • сервер

  • канал передачи для соединения с сервером

2. Периодическое подключение через провайдера Интернета

  • коммутируемый канал

  • модем

III. Адресация в Интернете – единая система адресов, для поиска компьютерами друг друга

1. IP-адрес – уникальный 32-битовый адрес (232 адресов)



  • для удобства разделен точками на 4 части по 8 бит

  • начинается с домена верхнего уровня

  • десятичное число лежит в диапазоне от 0 до 255

  • 10.43.7.34

2. Доменный адрес – ставит в соответствие числовому адресу доменное имя в виде текста

  • заканчивается доменом верхнего уровня

  • длина каждой части 255 символов (цифры, латинские буквы)

  • www.edu.kirov.ru

IV. Маршрутизация и транспортировка данных – осуществляется единым протоколом передачи данных TCP/IP

1. TCP – транспортный протокол - обеспечивает передачу информации между компьютерами сети



  • разбивает большой файл на мелкие части IP пакеты

  • нумерует пакеты

  • передает пакеты по отдельности

  • собирает пакеты

2. IP – протокол маршрутизации – обеспечивает маршрут передачи информации между компьютерами сети

  • указывает «кому» и «от кого»

  • передает IP пакет от сервера к серверу, приближаясь к получателю

Информационные ресурсы Интернета

I. Всемирная паутина(WWW) – использует технологию гиперссылок

1. Web-браузеры – программы для просмотр Web-страниц

2. Адрес Web-страницы необходим для ее поиска

Состав адреса http://www.school73-kirov.narod.ru/index.htm



  • http:// – способ доступа – (по умолчанию)

  • www – технологию – (по умолчанию)

  • school73-kirov – имя сайта

  • narod – Web-сервер

  • ru – домен

  • index.htm – имя первой страницы – (по умолчанию)

3. Поисковые системы – серверы, которые отслеживают содержание Web-сайтов и предоставляют информацию о ее месторасположении (Google, Yandex, Gogo…)

4. Поиск по ключевым словам – происходит с помощью поисковых систем



  • открыть поисковую систему www.google.ru

  • в поле поиска ввести ключевые слова

  • выбрать из списка адресов наиболее удачный и перейти по ссылке

II. Электронная почта @ – передача и получение сообщений

1. Преимущества



  • Высокая скорость

  • пересылает вложенные файлы

2. Адрес электронной почты

sidorov@yandex.ru



  • sidorov – имя пользователя (логин)

  • @ – символ электронной почты

  • yandex – почтовый сервер

  • ru – домен

3. Почтовые программы – программы для работы с электронной почтой

III. Файловые архивы – серверы хранят сотни миллионов файлов различного типа (графика, звук, программы, драйверы…)

IV. Общение в Интернете – серверы реализуют общение в реальном времени

V. Мобильный Интернет – используется wap-технология

VI. Звук и видео в Интернете – требуются высокоскоростные

Билет 20

1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.


Моделирование как метод познания

I. Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей

1. Проектирование – чертежи и макеты

2. Художественное творчество – литература, полотна

II. Модель – это упрощенное представление объекта, отражающее его существенные признаки

1. Математические – график, функция

2. Физические – материальная точка, идеальный газ

3. Химические – атомы, молекулы

4. Биологические – обмен веществ, хищник – жертва
Материальные и информационные модели

I. Материальные модели – представляют объекты в наглядной форме

1. Макеты – представляют большие или малые объекты в удобном размере (глобус, молекулы)

2. Демонстрации – показывают устройство и работу скрытых частей (двигатель, клетка)

II. Информационные модели – представляют объекты в виде информационного кода

1. Образные – фиксируют изображение (рисунки, фото)

2. Знаковые – описывают объект с помощью знаковых систем (формулы)

3. Табличные – систематизируют свойства объекта (таблица элементов)

4. Схемы – показывают взаимосвязь частей (блок-схемы)
Разработка и исследование моделей

I. Описание – построение информационной модели

1. Выделяются существенные признаки

2. Исключаются несущественные признаки

II. Формализация – описание модели на формальном языке

1. Формулы – устанавливают взаимосвязь между существенными параметрами

2. Границы применимости устанавливают максимальные и минимальные параметры

3. Приближенные методы – задают точность результата

III. Компьютеризация – преобразование информационной модели в компьютерную

1. Программирование

2. Офисные приложения

IV. Компьютерный эксперимент

1. Запуск программы и получение результатов

2. Расчеты в приложениях

V. Анализ – проверка результатов на реальность

VI. Корректировка – внесение изменений