Билет №4. Вопрос 1 Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 4 стихотворений по выбору учащегося) Любовная лирика А. С. Пушкина эт - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Билет №4. Вопрос 1 Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 4 стихотворений по - страница №1/1

Билет №4. Вопрос 1

Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору учащегося)

Любовная лирика А.С. Пушкина – это искренность, благородство, восторг, восхищение. Восхищение красотой чувств, наполняющих сердце человека. Пушкин всегда ценил постоянство, верность. Любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя страстям мятежным, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в погасший пепел, цветок засохший, бездыханный. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе науки страстной, ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, могучая страсть и мягкая нежность. В ранней лирике Пушкину присущи анакреонтические мотивы. Любовь его героя безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Слышатся в стихотворениях о любви раннего периода и эпикурейские мотивы: смысл жизни в любви, значит, она – главный предмет поэзии. Вот почему в ранних стихах о любви традиционны образы античных богов: Амура и Венеры. Затем появляется романтический образ любви – талисмана, т. е. символа любви и верности. И что интересно, человек тоже талисман, как это есть в стихотворении «Храни меня, мой талисман …». Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику поэта не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В шедеврах Пушкина говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих поэта с его возлюбленными. Читая стихотворения «Я вас любил…», «На холмах Грузии …», не стоит искать ответа на вопрос, кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, повторяя « печаль моя полна тобою, тобой одной». Хотя в творчестве Пушкина встречаются и лирические автобиографические откровения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» отразились две встречи с А.П.Керн, но реальная жизнь поэта все-таки, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в произведении. Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской суеты. Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин именно любил женщин, он воспевал Женщину. Так в стихотворении «Я вас любил…» выражено удивительное чувство по чистоте и подлинности человечности чувство. (Чтение стихотворения). Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить её своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней её будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь самого поэта. Страстное прощальное пожелание «Как дай вам Бог любимой быть другим,» - гениальная находка Пушкина. Сколько тонкости, деликатности, искренности, нежности и одновременно робости и ревности слышит в этих строках читатель. Как и во многих других стихотворениях здесь нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить поэту о них столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений. (Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин сравнивает возлюбленную с мимолетным виденьем, с гением чистой красоты. Её голос не сливается с голосом житейской суеты, а милые черты являлись ему во снах. С особой силой поэт подчеркивает, что вместе с женщиной появляется и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь, которые уходят, когда женщина исчезает из памяти и снов поэта. Любовь венчает всё, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку наслаждение, любовь – символ духовного возрождения. Она способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди – самая высокая и светлая надежда Пушкина. В зрелой любовной лирике за образом возлюбленной проглядывается идеальный прообраз, который постоянно именуется Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая. Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во всем зримом величии и небесной красоте. Сонет «Мадонна», который связывают с именем Наталии Гончаровой, являет собой образец соотношения образа Мадонны с образом земной женщины. Её характеристика «чистейшей прелести чистейший образец» напоминает нам «гения чистой красоты». Но поэт дает читателям понять, что земное, достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему. Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, Пушкин всё настойчивее стремится к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Билет №4 Вопрос 2

Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».

Венцом творения Горького-драматурга является пьеса «На дне». Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа 19 – 20 веков. Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на «дно» жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники – обычные люди: они мечтают о счастье, о любви, сострадании. В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Пьеса начинается с авторской ремарки, в которой дано подробное описание ночлежки. Это действительно, дно. Нет света, нет воздуха, нет жизни. Грязь, духота, вонь. Каменные своды угнетают, давят, душат. Люди копошатся, хрипят, мычат. Создается впечатление – это не люди. Это какие-то странные существа, чудом уцелевшие от каких-то катаклизмов. Да читатель видит результат общественных катаклизм, столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти катаклизмы, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена "связалась с мастером" и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов - шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: «Как начну я заливать - весь пропьюсь, одна кожа останется... И еще - ленив я. Страсть как работать не люблю!..» Так из социальных проблем в пьесе Горького вытекают нравственные проблемы. Проблема активной жизненной позиции всегда волновала писателя. Жить – значит гореть, всегда считал Горький. Герои «На дне» - гниют. Гниет от своей безнравственности Бубнов, гниёт и Сатин, и Барон, и другие ночлежники. О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство «подлеца в запальчивости и раздражении» из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует. О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же Барон рассказывает следующее: «Учился - носил мундир дворянского института... Женился - одел Фрак, потом - халат... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... Служил в казенной палате... растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это...». Именно условия «дна», в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном и нравственном плане ушли от своих обитателей. М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы «На дне» относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. От равнодушия к другим эти люди переходят на стадию равнодушия к себе. А это наиболее страшная нравственная проблема. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на «дне» жизни. Правда, мы слышим слова Клеща, что он выберется отсюда во что бы то ни стало. Но его мечты умирают вместе с его женой Анной. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней. Герои пьесы "На дне" слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, оказавшегося на «дне» жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения. М. Горький в драме «На дне» продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера - шаг человека, не выдержавшего правды. А может быть пробуждение? Чем так жить – лучше не жить? В пьесе Горького больше вопросов, чем ответов на эти вопросы!
Билет 4 Вопрос 3

Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает «вид сверху», а затем – «изнутри». Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а «живую местность». В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает "в ряды пехотных солдат", он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ - основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство - народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!". И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день".

В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости" Простые люди - солдаты и ополченцы - и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский...»

Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но «выигранное сражение» не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Обладавшая инерцией наступления и значительным численным превосходством, французская армия была остановлена при Бородине. Пришел логический конец наполеоновским победам, и это нанесло решающий нравственный удар наступательному духу завоевателей. Весь ход войны в России неуклонно подтачивал славу Наполеона. Вместо блистательного поединка шпаг он встретил дубину народной войны. Л. Н. Толстой исторически верно рассматривает сражение под Бородином как поворотный момент войны, определивший дальнейшую скорую гибель французской армии.



Более того, Лев Николаевич Толстой наглядно показал, что в сражении при Бородине сказалось именно нравственное превосходство русской освободительной армии над французской - грабительской. Писатель расценивает Бородинское сражение как победу моральной силы народа России над Наполеоном и его армией.