Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - страница №8/8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С СИНДРОМОМ ТОРЕТТА


(По Сьюзан Коннерс, Нью-Йорк)
При перцептивных расстройствах и проблемах мелкой моторики:

- Используйте компьютер/текстовый редактор.

- Попросите физиотерапевта о консультации относительно ручкодержателя, выбора положения тела при работе и т.д.

- Ассистент может помочь вести записи, можно использовать диктофон.

- Экзамены должны быть устными.

- Правильность всех записи, которые ученик делает по материалу лекций или написанного на доске должна контролироваться.

- Выдавайте короткие, упрощенные инструкции.

- Избегайте проверок на быстроту письма и чтения. Используйте вопросы с нескольками альтернативами ответа, из которых нужно выбирать.

- Избегайте ограничивать во времени при экзаменовке.

- Не критикуйте за орфографические ошибки, но разрешайте ученику использовать проверочную функцию текстового редактора.

- Выдавайте инструкции одновременно вербально, визуально и письменно.

- Выдавайте только одну или максимум две инструкции за один раз. Ученик должен повторить инструкцию, и у него должно быть достаточно времени, чтобы осмыслить задание.

- Облегчайте решение математических проблем с помощью графической презентации.
При проблемах СДВГ:

- Посадите ребенка в классе близко к доске, но несколько в стороне, чтобы другие ученики не слишком обращали внимание на его тики.

- Создайте ему тихое, отгороженное место для работы. Можно использовать наушники/музыку.

- Часто меняйте задания.

- Разрешите некоторую свободу движения, например, сжимать что-то или пересаживаться на другой стул.

- Установите структуру и распорядок с некоторой степенью пластичности.

- Разбейте инструкции на части, давайте одну часть за один раз, между частями делайте паузы, дайте ребенку шанс что-либо закончить.

- Научите ребенка сигналу рукой, сигнал будет помогать ребенку сфокусироваться заново, когда концентрация внимания потеряна.

- Сделайте документ с заданиями на сегодня, который по выполнении заданий должен быть подписан учителями и проконтролирован родителями.

- Организуйте спокойную обстановку вокруг завершения рабочего дня, когда ребенку нужно собрать свой портфель и захватить с собой правильный материал, помогайте при необходимости.

- Организуйте резервный ящичек с ручками, книжками и т.д. Не обвиняйте ребенка!

- Отметьте разными цветами, какие книжки и задания нужно использовать вместе друг с другом.

- Выдавайте органиченные и ясные домашние задания.


При отсутствии терпения и хроническом упрямстве.

Дети с синдромом Торетта и СДВГ живут в состоянии хронического стресса, не могут сидеть спокойно на одном месте. Легко расстраиваются и выходят из себя. Им может быть больно из-за попыток сдерживать тики. Они не выносят больших скоплений людей и громких звуков.


- Разрешите ребенку первым выходить на перемену или уходить с физкультуры, пока в корридоре и раздевалках пусто.

- В коридоре, столовой, на школьном дворе необходимо находиться ассистенту, чтобы воспрепятствовать конфронтациям.

- В школьном автобусе ребенку нужно сидеть впереди всех. Договоритесь с шофером.

- Если ученик не может ездить в школьном автобусе, организуйте школьное такси.

- Используйте технику модификации поведения в позитивном ключе, с наградами за правильное поведение.

NB! Ученики с синдромом Торетта не хотят вести себя плохо. Они просто не знают, как им избежать ситуаций, с которыми они не в состоянии справиться. Мы можем им в этом помочь!



СТРАТЕГИИ ПРИ СЕНСОРНОЙ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ


(по материалам Тони Атвуда, представленным на конференции «О Синдроме Аспергера», NOK 2000)
Звуковая гиперчувствительность

- Защищать ребенка от неприятных звуков, к примеру с помощью берушей, музыки, наушников.

- Избегать разговоров с нескольких сторон и фоновых звуков.

- Возможна тренировка звуковой интеграции по методу Берарда (Berard).


Tактильная гиперчувствительность

- Покупка нескольких комплектов одежды, на которую ребенок нормально реагирует.

- Уменьшение гиперчувствительности посредством тренировки, например массажа, rotborste, душа.

- Tактильная гиперчувствительность может ощущаться, как боль.

- Любой телесный контакт может приносить боль.

- Аккупунктура может помочь в тяжелых случаях.



Рeaкция на боль

- Слишком высокий или низкий болевой порог – часто со временем проходит.


Гиперчувствительность в отношении вкуса и консистенции пищи

- Избегайте принудительного кормления или метода голодовки.

- Позвольте ребенку познакомиться с пищей лизнув ее или попробовав чуть-чуть и выплюнув при незнакомом ощущении.

- Создайте позитивную ситуацию для того, чтобы ребенок попробовал новые блюда.

- Отнеситесь с пониманием к тому, что ребенок не хочет смешивать еду.
Гиперчувствительность к запахам

- Относитесь к этому с пониманием


Визуальная гиперчувствительность

- Избегайте интенсивного освещения, при необходимости пользуйтесь солнечными очками



Медикаментозное лечение пациентов с невропсихиатрической проблематикой назначается при:


  • Эпилепсии;

  • Тяжелых навязчивостях;

  • Неконтролируемой гиперактивности и расстройстве сосредоточения внимания;

  • Неконтролируемой агрессивности/опасности для себя и окружающих;

  • Интенсивных тиках;

  • Психозе;

  • Биполярном расстройстве;

  • Расстройстве сна;

  • Неконтролируемой импульсивности (силе влечений) у незрелого, возбужденного подростка;

  • Депрессии;

  • Панической тревоге. Социофобии.


ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

(По мотивам теории Aaрона Aнтоновского, ( из книги Тайна здоровья, 1991))

- человек живет в понятном и осмысленном контексте,

- к нему предъявляются посильные требования,

и

- у него есть возможность повлиять на свою ситуацию.


Аббревиатуры и сокращения используемые в нейропсихиатрии

ДСМ- IV (DSM-IV)



МКБ-10 (ICD-10)

СДВГ (ADHD ) = расстройство внимания и гиперактивности


  1. с преобладанием расстройства внимания (= ADD)

  2. с преобладанием гиперактивности и недостаточным контролированием импульсивности

  3. комбинированный тип


СДВГ (ADHD) – диагноз внесен в диагностическую систему ДСМ-IV.

В составленной международной организацией здоровья классификации болезней МКБ-10 это расстройство называется "Гиперкинетический синдром с наличием или отсутствием гиперактивности".

В ДСМ-IV также присутствуют диагнозы: СНК, синдром хронического непослушания (ODD) и кондуктивное расстройство (CD):

CНК (DCD) = расстройство развития двигательной координации = нарушение скоординированности моторики.




DAMP = дисфункция (нарушение) контроля за вниманием, моторикой и ощущением (Гиллберг, Скандинавия), DAMP определяется, как СДВГ+ СНК



ODD = obsessive (oppositional?) defiant disorder = синдром хронического непослушания

CD = conduct disorder = клндуктивное или асоциальное расстройство поведения



TS = Синдром Торетта, моторные и звуковые тики. Часто сопутствуют СДВГ/DAMP и/или OCD.

У многих людей с синдромом Торетта также констатируется синдром Аспергера.


Синдром навязчивости (OCD) = obsessive compulsive disorder – навязчивые мысли, навязчивые действия
РАС (ASD) = расстройства аутистического спектра = расстройства или состояния аутистического спектра
AS = Сндром Aспергера
NPF = нейропсихиатрические функциональные расстройства
Мental Retardation (MR ) = умственная отсталость
MMR = незначительная умственная отсталость
Диагностические критерии СДВГ по ДСМ – IV

Синдром гиперактивности с расстройством внимания

(Attention deficit/hyperactivity disorder)

  1. Или (1) или (2):

(1) минимум шесть из нижеперечисленных симптомов расстройства внимания должны присутствовать в течение шести месяцев в той мере, которая не соответствует уровню психического развития:

Расстройства внимания


  1. часто пропускает детали, допускает множество описок в школьных заданиях, на работе или в других сферах;

  2. испытывает трудности в удержании внимания выполняя задания или играя;

  3. не слушает, когда к нему обращаются;

  4. часто не следует инструкциям, которые ему даются, и не справляется со школьными заданиями, домашними обязанностями или обязанностями на работе (когда это не связано с упрямством или с тем, что человек не понимает инструкций);

  5. испытывает трудности в организации поставленных перед ним задач и занятий;

  6. часто избегает, нелюбит или выражает нежелание выполнять задания, которые требуют психической выносливости (напр. школьные задания или домашние задания);

  7. часто теряет вещи, необходимые для различных занятий (напр. игрушки, ручки, книги или инструменты);

  8. часто отвлекается на внешние воздействия;

  9. забывчивый.

(2) минимум шесть из нижеперечисленных симптомов гиперактивности-импульсивности должны присутствовать в течение шести месяцев в той мере, которая не соответствует уровню развития:


Гиперактивность


(a) трудно сохранять в неподвижности руки и ноги или отсутствие способности сидеть неподвижно;

  1. часто уходит со своего места в классе или в других ситуациях, где от него требуется сидеть на одном месте длительное время;

  1. часто бегает вокруг, цепляется или залезает на что-то в большей мере, чем уместно в конкретной ситуации (у подростков и взрослых это часто органичивается субъективным чувством внутренней тревоги);

  2. трудно играть или заниматься чем-то спокойным в свободное время;

  3. часто производит впечатление куда-то очень торопящегося или ”gå på högvarv”;

  4. часто разговаривает слишком много.



Импульсивность


  1. часто выкрикивает ответы на вопросы до того, как спрашивающий закончит говорить;

  2. часто испытывает служности, когда нужно ждать своей очереди;

  3. перебивает и вклинивается в чужие разговоры, например вмешивается в чужие разговоры и игры.


B. Некоторые инвалидизирующие симптомы гиперактивности/импульсивности или же недостатка внимания присутствовали до семилетнего возраста.
C. Какая-либо форма снижения функции, вызванная симптомами, присутствует по меньшей мере в двух сферах (напр. в школе/на работе и дома).
D. Должны присутствовать достаточные подтверждения того, что имеющиеся снижения функций имеют клиническое значение в отношении социальной жизни, работы или учебы.

E. Симптомы не появляются только совместно с каким-то основательным нарушением развития (другими словами, с расстройствами аутистического спектра, шизофренией или каким-то иным психотическим синдромом) и не могут быть лучше объяснены при помощи какого-то другого психического нарушения (например депрессивного синдрома, синдрома тревожности, диссоциативного синдрома или личностного расстройства).
Код базируется на форме нарушения:


    1. Синдром гиперактивности и недостатка внимания: Соответствует критериям A 1 и A 2 как минимум на протяжении шести месяцев.




    1. Синдром гиперактивности и недостатка внимания, в основном недостаток внимания: Критерий A 1 достигнут в течение последних шести месяцев, но не критерий A 2.




    1. Синдром гиперактивности и недостатка внимания, в основном гиперактивность-импульсивность: Критерий A 2 достигнут в течение последних шести месяцев, но не критерий A 1.


Путеводитель по кодам: Для людей с симптомами (в особенности взрослые и подростки) с симптоматикой, которая не полностью соответствует критериям должно писать "с частичной ремиссией".


    1. Неспецифицированный синдром гиперактивности и недостатка внимания (UNS)

Эта категория используется при расстройствах с четкими симптомами расстройства внимания или гиперактивности, но не соответствует критериям синдрома гиперактивности и недостатка внимания.

………………………………………………………………………………………………………….


Диагностические критерии аутизма по ДСМ– IV
A. Одновременно должны присутствовать как минимум шесть критериев из (1), (2) и (3),

Из них – минимум два критерия из (1), и по одному критерию из (2) и (3).




  1. Качественно сниженная способность к социальному взаимодействию, выражающая себя как минимум двумя способами из нижеперечисленных:

(a) серьезное отсутствие способности использовать разнообразное невербальное поведение, такое как зрительный контакт, выражение лица, положение тела и жесты, как часть социального взаимодействия;





  1. неспособность к установлению и поддержанию дружеских отношений, адекватных для уровня развития;




  1. недостаток спонтанного желания делиться радостью, интересами или заниматься чем-то с другими. (напр. не показывает, не берет с собой и не привлекает внимание других к тому, что интересно) ;

(d) недостаток социальной и эмоциональной «взаимности».





  1. Качественно сниженная способность к коммуникации, выражающая себя как минимум двумя способами из нижеперечисленных:

(a) задержанное развитие речи или полное отсутствие речи (не пытается компенсировать отсутствие речи другими способами коммуникации, например посредством мимики и жестов);


(b) у людей с нормально развитыми речевыми способностями – серьезно сниженная способность инициировать и поддерживать разговор с другими людьми;
(c) стереотипная речь, с множественными повторениями или с преобладанием идиосинкратической речи;



  1. отсутствие разнообразной, спонтанной игры «понарошку» или социальной имитации, соответствующей уровню развития.



  1. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны в поведении, интересах и занятиях, проявляющие себя как минимум одним из нижеперечисленных способов:

(a) сильные фиксации на одном или нескольких стереотипных и ограниченных интересах, отклоняющихся в отношении интенсивности или содержания;


(b) четкие фиксации в отношении специфических неизменяемых ритуалов или распорядка;

(c) стереотипная и повторяющаяся манера двигаться (например, размахивать руками, выворачивать руки или пальцы, сложные движения всего тела);

(d) странная очарованность деталями предметов.


B. Задержка или сильно отклоняющиеся функции как минимум в двух нижеприведенных областях, с дебютом до трех лет:

(1) социальное взаимодействие;

(2) речь, направленная на социальную коммуникацию;

(3) символическая игра или игра-фантазия.




C. Расстройство не может быть лучше объяснено синдромом Ретта или дезинтегративным нарушением у детей.

……………………………………………………………………………………………………………


Диагностичские критерии синдрома Аспергера по ДСМ – IV

A. Квалитативно сниженная способность к социальному взаимодействию, проявляющая себя как минимум двумя способами из нижеперечисленных:


  1. отсутствующая способность использовать разнообразные невербальные способы поведения (такие как зрительный контакт, выражение лица, положение тела и жесты) как часть социального взаимодействия;

(2) неспособность к установлению контакта и развитию отношений со сверстниками, соответствующие уровню развития;




  1. отсутствие спонтанного желания разделять радость, интересы или занятия с другими (напр. не показывает, не берет с собой и не обращает внимание других, на то, что интересно);

(4) отсутствие социальной и эмоциональной взаимности.



B. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения, интересы и занятия, проявляющие себя как минимум двумя из нижеперечисленных способов:





  1. сильные фиксации на одном или нескольких стереотипных и ограниченных интересах, отклоняющихся в смысле своей интенсивности или содержания;




  1. сильные фиксации на специфических ритуалах и распорядке;




  1. стереотипная, повторяющаяся манера двигаться (напр. размахивать руками, выкручивать руки и пальцы, сложные движения всем телом);

(4) странная очарованность деталями предметов.


C. Расстройство вызывает значительное клиническое снижение функциональных способностей в отношении работы, социальной жизни и в других важных аспектах.
D. Нет значимой в клиническом смысле задержки речевого развития (напр. отдельные слова двухлетнем возрасте и коммуникативные фразы в трехлетнем возрасте).
E. Нет значимой в клиническом смысле задержки интеллектуального развития или развития в отношении соответствующих возрасту навыков ежедневного обслуживания, адаптивных навыков (помимо социального взаимодействия) и любопытства по отношению к окружению в детстве.
F. Критерии какого-либо другого расстройства развития или критерии шизофрении не подходят.
Детская шизофрения (ДШ) – диагноз ставится в детском возрасте
Диагноз ставится, в случае дебюта до 13 лет.

Частота <=1/10 000 по Ремшмидт &Tейсен, 2005


ДШ – тяжелое заболевание с плохим долговременным прогнозом. Ему предшествуют отклонения в социальном развитии, отклонения в развитии языковых навыков.

При ДШ обычно присутствуют мягкие неврологические признаки «soft signs» и более мелкие физические отклонения, по сравнению с шизофренией у взрослых.


В Швеции, остальной Европе и в США все более распространенным становится понятие аутизм или PDD (pervasive developmental disorder – распространенное расстройство развития) вместо понятий ”детская шизофрения” или ”детский психоз”. Начиная с 1970-х годов диагноз "шизофрения" ставится детям в исключительно редких случаях, которые существенно отличаются от аутизма.
Расстройства аутистического спектра/PDD (аутизм, синдром Аспергера, нетипичный аутизм) могут утяжелиться шизофренией во взрослом возрасте. Люди с РАС имеют также повышенную заболеваемость другими психиатрическими состояниями, например аффективными расстройствами, депрессией, часто в комбинации с паническими атаками и синдромом тревожности, шизофреническими психозами, агрессией, антисоциальным поведением и синдромом Торетта. Существует повышенная коморбидность с СДВГ.
При сравнении критериев аутистического спектра и шизофрении обращает на себя внимание похожесть негативных симптомов. По Винг 17% людей с расстройством аутистического спектра впадают в кататонию в юном и взрослом возрасте. Этому часто предшествует странное, отклоняющееся поведение. При аутизме существует проблема со свободным течением речи, что напоминает шизофрению, но нет симптома потери целенаправленности произносимого. Недостаток контакта глазами присутствует в обоих случаях.

Позитивные симптомы, такие как присутствие чужих мыслей в голове, присутствуют только при шизофрении. Галлюцинации без шизофрении присутствуют также при расстройствах аутистического спектра.


Опросники, направленные на выявление шизофрении и аутизма, сконструированны только для одного из этих диагнозов. Проведено очень мало исследований, направленных на изучение эпидемиологии этих состояний.
В современных лонгитюдных исследованиях синдрома Аспергера можно найти людей, которые со временем заболели психозами, но никто из вышеперечисленных не получил диагноза "шизофрения". Другие исследования свидетельствуют о том, что есть некоторое количество людей с расстройствами аутистического спектра, которые заболевают шизофренией во взрослом возрасте. Таким образом, перед нами встают следующие три вопроса:

    1. Есть ли у них общая этиология? Не две ли это формы одной травмы?

    2. Возможно эти два состояния присутствуют одновременно, настоящая коморбидность?

    3. Означают ли расстройства мозговых функций при расстройствах аутистического спектра повышенную чувствительность к фактором стресса? Означает ли это, что риск заболеть психозом или шизоренией тоже повышенный?

В настоящее время многие из этих вопросов остаются открытыми. Четкой разделительной линии между шизофренией и аутизмом не существует, мы не знаем тех симптомов, которые дали бы нам возможность с уверенностью определить, с чем мы имеем дело в каждом конкретном случае. Необходимо провести еще больше исследований по теме. Изучение головного мозга при помощи нейровизуализации и химических методов, а также генетические исследования, смогут, возможно, дать новые ответы в будущем. Существуют семьи, в которых присутствует и аутизм, и шизофрения.


В шизофреническом спектре разделяют шизотипическое расстройство личности и шизотипию. Диагностические критерии в отношении шизотипического расстройства у подростков подходят и для синдрома Аспергера или распространенного расстройства развития:

1. Нет близких друзей или знакомых.

2. Странное, эксцентричное или отклоняющееся поведение.

3. Странная речь.

4. Неадекватные или задержанные ответы.

5. Параноидальные идеи.

6. Повышенная социальная тревожность.

7. Странные представления и магическое мышление.



8. Необычные перцептивные переживания.
Понятие шизоидии еще больше пересекается с синдромом Аспергера.
Источник: Журнал клинической нейропсихиатрии, 2008 5, 1, 43-45:Нюландер, Лугнегорд, Уненге, Халлербак:"Расстройства аутистического спектра и Шизофренического спектра у взрослых – есть ли между ними связь?"





<< предыдущая страница