Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - страница №7/8

OBS ! УЧИТЕ ТОЛЬКО ОДНОЙ ВЕЩИ ЗА ОДИН РАЗ



ПРИ ТЯЖЕЛОМ ПОДРОСТКОВОМ АУТИЗМЕ

Окружающая обстановка должна быть привычной и понятной

- Визуализируйте время, распорядок, последовательность действий, причинно-следственные и прочие связи между явлениями.

- Ограниченные способности к обучению используйте с рассчетом взрослой жизни.

- Обеспечьте доступ к "помогающему я".

- Некоторая самостоятельность может быть привязана к структуре и удобному распорядку.

- Конструктивно используйте зависимость от распорядка.

- Избегайте неправильного заучивания.

- Тренируйте подростка, чтобы уменьшить/скомпенсировать сниженные функции.

- Научите социальным правилам и стратегиям.

- Большинство людей с аутизмом любят, когда им что-то удается и не любят критику.


ОЦЕНОЧНАЯ СХЕМА ШКОЛЫ «СОФИЯ»


Для определения уровня функционирования ребенка


  1. = не хочу, не могу, не понимаю

  2. = могу с помощью (физической или вербальной помощью)

  3. = могу с вербальной помощью

  4. = могу самостоятельно


Разделите повседневные ситуации на отдельные части и проанализируйте на совместной конференции с учителями, родителями и медицинским персоналом, на каком уровне они находятся.



Пример: Прием пищи

0

1

2

3

  1. Самостоятельно брать еду




  1. Брать столько еды, сколько нужно




  1. Пользоваться вилкой




  1. Пользоваться ножом и вилкой




  1. Соблюдать этикет за столом, например, просить добавки




  1. Наливать напиток




  1. Резать хлеб




  1. Намазывать бутерброд




  1. Сервировать стол




  1. Чистить картошку


x



x->

x->
x
x->

x
x

x


x
x


x-> означает, что этот навык необходимо натренировать до следующей встречи. Для школы и дома составляется подобная схема, которая обговаривается в деталях. Частота оценки натренированности навыков зависит от скорости развития ребенка – каждый, каждый второй или каждый третий месяц.

Оценочная схема хранится в школе и дома. По ней можно проследить, как ребенок развивается, и она помогает сотрудничать.

Советы Лорны Винг:

Обучение людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом
- Выбирайте правильный стартовый уровень обучения. Наличие речи может обмануть.

- Некоторые не терпят противодействий.

- Поймите аутизм. Мы должны осуществить 90% приспособление.

- Информируйте самого человека.

- Структурированное окружение и наличие программы. (Необходимо создать внешние рамки, когда внутренние отсутствуют).

- Избегайте конфронтаций. У людей с синдромом Аспергера отсутствует желание быть удобными и приятными.

- Избегайте сильных эмоций.

- Ищите универсальные правила – не выделяйте никого лично.

- Будьте настойчиво спокойны, если требуется послушание или осуществление чего-то (одно дело за один раз).

- Будьте тверды и последовательны, когда ребенок нарушает правила и договоренности, провоцирует.

- Установите четкую временную границу для дискуссий.

- Не позволяйте себе быть вовлеченным в споры.

- Установите четкую временную границу для монологов.

- Никогда не используйте иронию и сарказм.

- Никогда не обвиняйте человека перед группой, имейте чувство такта.

- Тактично улучшайте самооценку.

- Некоторые ненавидят похвалу – ищите другие способы высказывать одобрение.

- Постарайтесь привлечь ученика к хорошо подготовленным групповым мероприятиям.

- Готовьте тщательно любые изменения.

- Не вынуждайте этих людей делять слишком сложные вещи.

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА


(По Тони Атвуду ”О синдроме Аспергера” NOK 2000)
- Научите ребенка тому, как начинать, продолжать и заканчивать игру.

- Научите ребенка быть пластичным, сотрудничать и делиться.

- Научите ребенка сообщать, когда он хочет побыть один.

- Объясняйте, что ребенок должен был сделать.

- Организуйте удачную игру, пригласив другого ребенка домой.

- Научите ребенка обращать внимание на то, как делают другие дети.

- Предоставьте ему модели соцмального поведения, на которые он мог бы ориентироваться.

- Ассистент в школе, в частности на переменах, на прoдленке.

- Группы для развития социальной компетентности, например с помощью ролевых игр, театра, танцев.

- Совместное времяпровождение, основанное на общих интересах.

- Тренировка, направленная на понимание того, как быть хорошим другом.

- Тренировка, направленная на улучшение понимания других и выражения своих чувств.

- Научите ребенка обращаться за помощью.

- Научите ребенка тому, как сообщать, когда он что-то не может или не знает.

- Научите ребенка ”неписаным правилам” социального поведения.

- Научите ребенка записывать в дневник все, что ему удается, что у него хорошо получается.

- Научите ребенка записывать то, что ему нравится /не нравится/на что он сердится/из-за чего расстраивается.

- Научите ребенка вести дневник/писать письма.



ТРЕНИРОВКА РЕЧИ ПРИ СИНДРОМЕ АСПЕРГЕРА

(по Toни Атвуду в докладе ”О синдроме Аспергера”, NOK ,2000)
- Научите ребенка вводным фразам, заключительным фразам итд.

- Научите ребенка спрашивать, когда он не понимает чего-то.

- Научите ребенка беседовать, вести диалог например посредством ”seriesamtal”.

- Тренируйте способность к беседе посредством театра/ролевой игры/в игре. Шепчите ребенку то, что он должен сказать или спросить.

- Научите ребенка различать ситуации, когда необходимо показать, на что ты способен и ситуации, когда надо дать другим возможность показать себя.

- Используйте ”социальные истории”, чтобы научить ребенка понимать различные ситуации и замечать социальные сигналы.

- Имейте в виду, что то, что вы говорите может быть неправильно понято.

- Научите ребенка понимать смысл метафор, пословиц и поговорок.

- Научите ребенка понимать, что разная интонация может менять смысл произносимого.

- Научите ребенка рассказывать от начала, не пропуская середину и заканчивая.

- Научите ребенка задумываться над тем, что другие знают и не знают.

- Научите ребенка размышлять о том, что самое важное в рассказе.

- Натренируйте ребенка рассказывать другому родителю о том, что произошло, когда его не было рядом.

- Научите ребенка шептать вместо того, чтобы говорить вслух неприличные вещи.

- Научите ребенка подчеркивать ключевое слово в тексте.

- Научите ребенка тому, как выражать свою злость приемлимыми способами.

- Научите ребенка понимать, как нельзя себя вести.

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ АСПЕРГЕРА
- Визуализируйте всю информацию

- Вербализуйте даже то, что кажется очевидным.

- Помогите заучить простые и более сложные причинно-следственные связи.

- Обучите понятиям ”достаточно”, ”уместно”, ”и то, и другое”.

- Пргоговорите то, что должно случиться.

- Проговорите возможные альтернативные стечения обстоятельств.

- Проговорите то, что произошло.

- Научите ребенка думать более пластично.

- Научите ребенка тому, что другие возможно думают иначе.

- Научите ребенка различать то, что придумано и то, что есть в действительности/по правде.

- Поощряйте ребенка придумывать например сказки/новеллы/веселые истории/страшные истории.

- Тренируйте чувство юмора.

- Поощряйте креативность.
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ:

- Используйте схему, таймер, ежедневник, засекайте время.

- Что можно сделать за короткое время, долгое время, что можно делать на улице/в помещении, зимой/летом, в одиночку/вместе итд.? Составляйте альбомы или фильмы про это.

- Какую одежду одевают летом, зимой, днем, ночью и т.д.?


ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА:

- Научите распознавать право-лево.

- Научите ребенка, куда ему нужно смотреть, чтобы найти что-то.



<< предыдущая страница   следующая страница >>