Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Берит Лагерхейм Перевод со шведского Ярошенко Н. А - страница №1/8

Нейропсихиатрические расстройства


Пособие по диагностике и лечению детей и подростков.


Составлено по результатам работы с расстройствами аутистического спектра, СДВГ, СНК, синдромом Торетта, умственной отсталостью, шизофренией и биполярным расстройством в Швеции.
Автор пособия

Берит Лагерхейм
Перевод со шведского Ярошенко Н.А.

Для семинаров в Нижнем Новгороде


апрель 2009

Работая и общаясь с детьми с нейропсихиатрическими отклонениями, важно занять правильную перспективу. Чаще всего основной вопрос заключается в том, как удовлетворить специфические потребности таких детей в группе и как спланировать то, что будет им необходимо в будущем. Нейропсихиатрические отклонения связаны с пониженными способностями к концентрации внимания, недостатком выносливости, нарушенными способностями к координации и автоматизации деятельности и, кроме того, с особенностями восприятия, мышления и взаимодействия с другими людьми.
Что мы можем сделать для детей с нейропсихиатрическими отклонениями, чтобы защитить их и помочь им?


Находясь в непосредственной близости к детям и подросткам с нейропсихиатрическими отклонениями:
- испытываешь чувства беспомощности, собственной недостаточности и возможно страха;

- надеешься на то, что кто-то другой сможет решить проблему;

- не хочешь, чтобы ребенок страдал;

- продолжаешь оберегать ребенка, как маленького, или наоборот - требуешь от него больше того, на что он способен;

- волнуешься из-за того, что что-то не так, как должно быть, или наоборот, недооцениваешь серьезность проблем, надеешься, что они с возрастом пройдут;

- ищешь объяснений, чаще всего упрощенных;

- применяешь разнообразные методы и подходы, когда обычные способы решения проблем не приносят результата;

- обвиняешь себя или других, ищешь и находишь виноватого;

- испытываешь стресс, возможно злишься и раздражаешься, болезненно реагируешь на критику;

- недостаток ресурсов приводит к переутомлению и синдрому «выгорания».


Почему мы волнуемся?
- Причины волнения индивидуальны.

- Собственный опыт. Отсутствие опыта.

- Страх потери контроля над ситуацией.

- Страх, что ребенок остановится в развитии.

- Переживания по поводу того, что ребенок возможно страдает.

- Сомнения относительно того, правильно ли мы все понимаем и правильные ли методы используем.

- Сомнения относительно того, достаточно ли у нас ресурсов, чтобы справиться с ситуацией.

- Вокруг ребенка с особенностями обычно присутствует напряжение.



Родители детей с отклонениями нуждаются в том, чтобы:

- Понять своего ребенка.

- Организовать повседневную жизнь.

- Видеть, что их ребенок развивается.

- Видеть, что их ребенок хорошо себя чувствует психически.

- Быть оправданными.



НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ ПРИМЕНИМО К:


  • интеллектуальной одаренности,

  • способности и интересу к социальным отношениям,

  • способности к организации и систематизации собственного опыта,

  • творческим способностям,

  • свойствам темперамента,

  • чувству юмора,

  • агрессивности.


Иногда сложно определить, что является необычными, экстремальными чертами, задержкой развития в пределах нормы и что является собственно отклонениями. Также сложно бывает определить, является ли симптоматика ребенка нормальной реакцией на внешние обстоятельства его жизни или же она указывает на расстройство психических функций.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Дети рождаются со способностями и с ограничениями.

- Развитие происходит во взаимодействии с окружающей средой.

- Существуют родители, которые не успевают или не имеют достаточно ресурсов, чтобы создать ребенку необходимые условия развития.

- Братья и сестры также требуют внимания.

- Существуют культурные различия.

- Стресс приводит к раздражению, нервозности, депрессии.

- Дети по-разному реагируют на неудовлетворительную социальную ситуацию развития, хуже всего тем, кто становится козлом отпущения, тем, кто недостаточно понимает и тем, кто не может контролировать свои импульсы.

- Дети реагируют по-разному на разных стадиях психического развития.



МЕНТАЛИЗАЦИЯ – Теория психического «Theory of mind», (TOM)

(Крис Ашвин, Саймон Барон-Коен, Кэмбридж; Ута Фрит, Лондон)
- Важный аспект нормального социального взаимодействия.

- Способность узнавать и понимать то, что думают и чувствуют другие люди, и исходя из этого уметь прогнозировать их поведение (C. Aшвин).

- Интуитивная способность понимать, что другие люди испытывают чувства и мысли, отличающиеся от твоих собственных (У. Фрит).

- Вероятно существует некий стартовый набор способностей, которого нет у аутичных детей. Эти дети учатся социальному взаимодействию очень медленно, отстают на 5 лет (У. Фрит).


ЭМПАТИЯ

(Крис Ашвин, Саймон Барон-Коен)

Koгнитивные компоненты

A – способность абстрагироваться от своей собственной точки зрения;

B – способность понимать, что другие люди находятся в своем психическом состоянии, и руководствоваться этим в своих действиях и рассуждениях (касается не только людей, но и животных);

C – способность сопереживать другому человеку, находиться вместе с ним в его психическом состоянии, руководствуясь внешними признаками этого состояния;

D – способность прогнозировать поведение других людей исходя из их психического состояния.
Aффективные компоненты

- взвешенная и адекватная эмоциональная реакция на эмоциональное состояние другого.


…………………………………………………………………………………………………………

Тест Брокколи (Репачоли и Гопник -97).

Тестировались дети 14 и 18 месяцев. Между ребенком и экспериментатором клали печенье и капусту брокколи, которые ребенок попробовал на вкус. Взрослый говорил ”MMM” (вкусно) , когда ребенок пробовал капусту и недовольно морщился на печенье. Когда экспериментатор попросил ребенка дать ему что-нибудь попробовать, 14-месячный ребенок предлагал ему печенье, а 18-месячный – брокколи.

……………………………………………………………………………………………………………
Развитие способности к эмпатии (по Aшвину)
Грудные младенцы (от 24 часов) обладают врожденным интересом к социальным стимулам, девочки обнаруживают этот интерес раньше, чем мальчики. (Конеллан, Барон-Коен 2000).

- Однодневные младенцы отличают радостные лица от грустных (Филд и Вальдер, 1981).

- Пятимесячные младенцы уже могут различать звуковые выражения эмоций и умеют сопоставлять выражения лиц и соответствующие им звуки.
Малыши в 10–12 месяцев ищут поддержку в выражениях лиц родителей. Эти сигналы информируют детей о том, опасен ли тот, к кому они приближаются.
Совместное внимание (Joint attention) (Барон-Коен): развивается к 18 месяцам.

- Указать на то, что он в данный момент хочет, могут большинство аутичных детей (протоимперативное указывание).

- Указать на что-то с целью поделиться впечатлением о чем-то интересном аутичные дети не могут (протодекларативное указывание).
Следование взором за кем-то или чем-то: развивается к 9–14 месяцам

Эта способность снижена при аутизме (Ликам, Барон-Коен, 1989).


Социальная имитация: развивается с 5-8 недель до 1 года.
Игра «понарошку»: начинает развиваться с 18 месяцев.

Сниженная способность при аутизме (Барон-Коен-87).


Старшая группа детского сада с 4-5 лет

Справляются с тестом «ложные представления» ”false belief”, другими словами, могут отличать то, что они знают сами, от того, что другие думают или знают.

- Аутичным детям сложно справиться с тестами на «теорию психического», например - с тестом «ложные представления», они начинают справляться с ним в более старшем возрасте.

- Дети, у которых есть братья и сестры и связанные с этим игровые возможности, а также дети, много играющие в «понарошку» и много общающиеся со взрослыми, созревают быстрее в отношении понимания других людей.

- Положительно влияют разговоры со взрослыми о чувствах, например во время чтения сказок.
Школьники 7-11 лет

Тестируются посредством историй ”faux pas”, в которых то, что делается и говорится - социально неадекватно. (Например истории Хаппе, Рассказы из повседневной жизни Каланда.)

Девочки развиваются на 2 года раньше мальчиков.

Аутичные дети испытывают огромные трудности.


Взрослые

Распознавание настроений по «глазному» тесту Барона-Коена 1997, 2001. Женщины справляются с тестом лучше чем мужчины. Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают большие трудности.


Развитие ментализации (по Ута Фрит, Лoндон)
Предстадии

- интерес к социальным стимулам; 0 мес

- различает биологическое движение; 3 мес

- реагирует на взаимодействие (тянется вперед); 6 мес

- формируется представление о цели и средствах

ее достижения. 9 мес



Совместное внимание (Joint attention)

- следует взглядом; 3 мес

- социальное соотнесение; 9-12 мес

- протодекларативное указывание; 12 мес

- произвольно тянется вперед и изучает. 12 мес
Имплицитная ментализация (подразумеваемое) – от 18 мес (понимание за пределами непосредственно воспринимаемой информации от органов чувств).

- игра «понарошку»;

- выучивает слова, повторяя за взрослым;

- понимает разницу между "видеть" и "знать";

- понимает шутки и ложь;

- понимает намерение;

- понимает то, что подразумевается в тестах ”Ложные представления”.
Эксплицитная ментализация от 4-6 лет

- Исправляет недопонимание, указывая на неверные посылки.

- Понимает более высокие и сложные уровни психических состояний.


При аутизме

- Ранние признаки трудностей в имплицитной ментализации.

- Эксплицитная ментализация с 12 лет.

? Отсутствие стартового набора необходимых способностей?

? Можно ли научиться эксплицитной ментализации не освоив имплицитную ментализацию?
Некоторые дети не могут организовать и систематизировать внешние впечатления во внутреннюю систему понимания происходящего
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Опыт и воспитание не «задерживаются в голове», в результате чего ребенку:

- сложно понять то, что происходит с ним и вокруг него;

- ребенок не может спланировать и организовывать свою деятельность;

- ребенок не умеет предвидеть;

- ребенок не может думать несколькими способами;

- ребенку сложно понимать других;

- ребенку сложно испытывать взаимность;

- ребенку сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения;

- ребенку сложно понимать и учитывать чужие интересы.
Некоторыe дети не умеют управлять своим вниманием и удерживать его (СДВГ)
В этом случае ребенок улавливает только начало контекста и упускает середину и конец. Это приводит к:

- пробелам во внутренней системе понимания происходящего;

- сложностям в понимании причинно-следственных связей;

- сложностям в понимании смысла ситуации и общей картины;

- сложностям в перемещении фокуса внимания, что ведет к трудностям понимания своей роли в том, что происходит вокруг;

- расстройство внимания ведет к отвлекаемости.


ОТКЛОНЕНИЯ, КОТОРЫЕ УСЛОЖНЯЮТ ПОНИМАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА


  • расстройства аутистического спектра;

  • расстройства интеллекта;

  • расстройства памяти;

  • расстройства автоматизации и координации;

  • расстройства восприятия;

  • расстройства внимания;

  • гиперактивность/экстремальная медлительность;

  • речевые расстройства;

  • дислексия;

  • дискалькулия;

  • эпилепсия;

  • расстройства зрения или слуха.


Детям с нейропсихиатрическими отклонениями сложнее справляться со стрессом, напряжением и травматическими переживаниями. Эти дети, как правило, нуждаются в большей опеке и большей тренировке, чем их сверстники.
ВОЗРАСТНАЯ СИМПТОМАТИКА
Поведение/симптомы, которые могут свидетельствовать о наличии нейропсихиатрической проблематики.
Симптомы, которым следует уделять внимание вне зависимости от возраста ребенка:

Дети, которые:

- не развиваются в соответствии с возрастными нормами;

- не научаются, как другие дети, непостоянны в своих умениях: иногда справляются с задачами, а иногда – нет;

- реагируют неадекватно, ведут себя так, что окружающие удивляются;

- эмоционально лабильны, настроение у которых часто меняется;

- склонны к гневным вспышкам, сбегающие из дома, протестующие, слишком часто попадающие в конфликтные ситуации;

- изолируются и становятся ”невидимыми”;

- испытывают трудности с взаимностью;

- считают, что люди всегда «мешают»;

- испытывают трудности в саморегуляции ритма жизни, активности, сна, приема пищи;

- испытывают трудности в развитии навыков ухода за собой;

- с трудом осваивают ежедневный распорядок;

- имеют позднее/отклоняющееся развитие моторики;

- имеют позднее/отклоняющееся речевое развитие и запоздалое развитие способности к коммуникации;

- теряют способности – развитие идет в обратную сторону;

- с трудом приспосабливаются к любым изменениям, перестройкам, все должно быть привычно;

- больше, чем обычные дети злятся, капризничают и тревожатся;

- испытывают сложности в понимании и усвоении целостности и контекста;

- имеют ограниченную способность воспринимать, не учатся на собственном опыте, не способны к генерализации опыта, не видят связей;

- не понимают, что такое ”достаточно”;

- отклоняются от нормы в отношении игрового развития и навыков совместной игры;

- демонстрируют стереотипные движения, игры и поведение, а также тики и навязчивости;

- "застревающие", демонстрируют вязкость и ригидность в мыслях и интересах, персеверации;

- слишком хаотичны или наоборот слишком педантичны;

- не способны организовать свою деятельность;

- постоянно нуждаются в том, чтобы их подталкивали, сами не начинают делать ничего;

- гиперчувствительны на уровне ощущений;

- с эхолалией и эхопраксией;

- с выпадением сознания.
У младенцев

- Очень беспокойный, крикливый и с трудом успокаиваемый ребенок.

- Трудности в регуляции сосания, ритма жизни, сна.

- Не получает удовлетворения от телесного контакта.

- Гипертония/Гипотония.

- Отклонения в отношении зрительного контакта, ответной улыбки, гуления, прислушивания.


У малышей постарше:

- Сложности саморегуляции. Энурез. Энкопрез.

- Странные привычки в отношении хождения в туалет.

- Позднее/отклоняющееся развитие моторики и/или речи.

- Не указывает пальцем, не показывает ничего, нет зрительного контакта.

- Не исследует, не играет.

- Засовывает несъедобные вещи в рот.

- Чрезмерно самостоятельные дети, «не оглядывающиеся назад».

- Чрезвычайно сложно/легко приспосабливаются к детскому саду.

- Не интересуются другими детьми.

- Чрезмерно капризные дети.
У школьников:

- Не способны работать в группе. Не воспринимают информацию, находясь в группе.

- Не понимают смысла и контекста, целостной картины.

- Не понимают общих правил/не следуют общим правилам.

- Учатся с большим трудом. Имеют проблемы с концентрацией, удержанием внимания.

- Нет чувства времени, отсутствует понятие времени.

- Не могут делать два дела одновременно.

- Подвергаются травле и насмешкам.

- Имеют множественные тики, вокальные тики.

- Имеют навязчивые состояния.


У подростков:

- Не способны ответственно организовывать свою учебу и свободное время.

- Не развивают адекватных возрасту интересов.

- Остаются несамостоятельными, зависимыми от "помогающего я". Остаются привязанными к одному из родителей или братьев/сестер.

- Расстройство пищевого поведения.

- Социальная фобия.

- Навязчивые состояния.

- Часто прогуливают школу, сидят дома.

- Деструктивное поведение по отношению к самим себе.

- Рискованное поведение.




ОБЛАСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЙРОПСИХИАТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ


  • Aутистический спектр (аутизм, аутизмоподобные состояния, синдром Аспергера).

  • СДВГ

  • СНК (расстройство координации).

  • DAMP = СДВГ + СНК.

  • Расстройства восприятия.

  • Синдром Торетта.

  • Умственная отсталость и Минимальная умственная отсталость (менее выраженная умственная отсталость) = умственная инвалидность = отклонения в интеллектуальном развитии.

  • OCD (синдром навязчивости).

  • NVLD (невербальное расстройство способности к обучению).

  • Дислексия, дискалькулия.

  • Неспособность к планированию.

В настоящее время ведутся дискуссии о возможных нейропсихиатрических отклонениях при шизофрении и при расстройствах личности, в частности при пограничном личностном расстройстве.




следующая страница >>