Белорусская сср является членом мот с 12 мая 1954г. Важным этапом в развитии отношений мот и Беларуси была середина 1950-х годов. В - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Белорусская сср является членом мот с 12 мая 1954г. Важным этапом в развитии отношений - страница №1/1

Проблемы реализации основополагающих принципов в сфере труда в законодательстве Республики Беларусь

о труде

Белорусская ССР является членом МОТ с 12 мая 1954г. Важным этапом в развитии отношений МОТ и Беларуси была середина 1950-х годов. В 1956г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал 18 конвенций из них 4 относятся к основополагающим. Конвенция №111 1958г. «О дискриминации в области труда и занятий» является первой из ратифицированных БССР конвенций, в разработке которой участвовали советские представители в МОТ. Белорусская делегация в МОТ приняла активное участие в обсуждении этого документа.

После провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991г. сложились новые условия для взаимодействия с МОТ. Белорусское руководство получило возможность действовать на международной арене, исходя, прежде всего, из национально-государственных интересов, проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на интеграцию в мировое сообщество. Нормативная база МОТ использовалась прежде всего для реформирования законодательных основ регулирования социально-трудовых отношений.

Всего по состоянию на начало 2006 г. Беларусь ратифицировала 49 конвенций МОТ, включая все 8 основополагающих. В целом Беларусь находится в числе лидирующих стран - участниц МОТ по количеству ратифицированных Конвенций. В качестве сравнения можно отметить, что Россия ратифицировала 51 конвенцию, Испания - 124, ФРГ -75, США -12.

В настоящее время основные права граждан, принципы деятельности государства в трудовой сфере определены и гарантированы в действующей Конституции Республики Беларусь. В ней признаётся приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства (ст.8 Конституции и ст.8 ТК).

2

Трудовой кодекс, вступивший в силу 1 января 2000г. и разработанный при консультационной поддержке МОТ, отражает основные права трудящихся в соответствии с конвенциями МОТ.

В целом в стране соблюдаются основные положения международного права, регулирующие трудовые отношения.

МОТ осуществляет мониторинг за соблюдением государствами -участниками ратифицированных конвенций. В рамках организации разработан механизм контроля, позволяющий отслеживать динамику имеющихся нарушений по странам. Для осуществления этого механизма используются отчёты правительств, которые рассматриваются комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций и соответствующим комитетом МОТ. Республика Беларусь регулярно направляет отчёты по выполнению ратифицированных конвенций.

Международные стандарты в сфере труда должны учитываться любым государством при планировании и осуществлении законотворческого процесса в области трудового законодательства.

Национальные законодатели в первую очередь должны уделять и уделяют внимание проблеме отражения в актах трудового законодательства вышеуказанных четырёх основополагающих принципов, зафиксированных в Декларации МОТ 1998г.

Во-первых, необходимо уточнить понятие самого термина

«дискриминация», закреплённого в ст. 14 ТК, где говорится, что дискриминация - это ограничение или получение каких-либо преимуществ. Так, согласно принятым международным стандартам дискриминация - это не только ограничение или предпочтение, но и



недопущение к каким-либо возможностям, благам и т.д. в сфере трудовых и иных связанных с ними общественных отношениях.

Во-вторых, проанализировав ст. 14 ТК РБ можно сделать вывод о том, что может быть расширен перечень оснований дискриминации в национальном законодательстве. Так, в ст.З ТК РФ в качестве одного из оснований



3

дискриминации названо место жительства, в трудовом законодательстве ряда стран СНГ, например, Молдове, Кыргызстане, Узбекистане, одним из оснований дискриминации назван возраст. Включение возраста как важнейшего основания дискриминации вполне соответствовало бы политике МОТ в области запрета дискриминации в отношении пожилых трудящихся, отражённой в конвенции 1988- г. №168 «О содействии занятости и защите от безработицы» и рекомендации 1980г. №162 «О пожилых трудящихся».

В-третьих, было бы необходимо конкретизировать действия не относящиеся к дискриминационным. Например, в ст. 3 ТК РФ говорится, что специфические требования, предъявляемые к отдельным видам трудовой деятельности, должны быть установлены федеральным законом. Аналогичное правило содержится и в законодательстве Кыргызстана. В этой связи белорусскому законодателю необходимо определить в законе повышенные требования к тому или иному виду трудовой деятельности.

В-четвёртых, используя опыт некоторых стран СНГ (Кыргызстана,


Узбекистана, России), необходимо предоставить право на возмещение
морального вреда всем лицам, подвергшимся дискриминации, закрепив его в
ТК

В 2001--2006гг. возникли определённые проблемы во взаимоотношениях МОТ и Республики Беларусь в связи с выполнением норм ратифицированных конвенций №87 и 98. В ноябре 2003г. Административный совет МОТ принял решение о назначении в республику Беларусь комиссии. В июле 2004г. комиссия завершила подготовку доклада «Профсоюзные права в Беларуси», который содержит анализ применения в республике положений конвенций МОТ №87 и 98. Комиссия выработала рекомендации Правительству Республики Беларусь о принятии мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области свободы объединения и прав профсоюзов, которые Беларусь обязалась выполнить к 1 июня 2005 г. Для реализации указанных



4 рекомендаций министерствами и ведомствами Республики Беларусь был разработан План действий Правительства по выполнению рекомендаций Комиссии по расследованию с учётом реалий Республики Беларусь и её интересов.

Несмотря на то, что проведена широкая работа по внедрению в белорусское законодательство принципов и норм МОТ имеются некоторые трудности с реализацией отдельных положений международного трудового права. Это вызвано прежде всего экономическими причинами, состоянием экономики Республики Беларусь, находящейся на этапе к рыночным отношениям.

Например, вопросы реализации охраны труда, производственного травматизма и гибели людей на производстве. Несмотря на реализацию Директивы №1 Главы государства, также необходимо выделение большого объёма материальных средств на укрепление охраны труда. / Важной проблемой является занятость трудоспособного населения особенно в малых городах, районных центрах и сельских населённых пунктах.

Принцип запрета детского труда и его нормативно-правовое закрепление в международных актах

Детский труд и сегодня остаётся острой социальной и экономической проблемой, а также проблемой прав человека. По оценкам, 246 млн. детей участвуют в детском труде - из них две трети в опасных формах труда. Более 8 млн. детей в возрасте до 17 лет вынуждены идти в солдаты, продаются в качестве прислуги, отрабатывают долги в сельском хозяйстве и кирпичном производстве или принуждаются к незаконной торговле наркотиками или сексуальным услугам.

В настоящее время на принцип запрета детского труда ориентируют международно-правовые нормы ООН, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, которая вступила в силу 2 сентября 1990г. (В Республике Беларусь действует Закон о правах ребёнка 1993г. в ред. от 25окт. 2000г.).

В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах указано, что дети и подростки должны быть защищены от эксплуатации; применение их труда на вредных и опасных производствах подлежит запрету; государствам предлагается установить минимальный возраст приёма на работу.

В Европейской социальной хартии минимальный возраст приёма на работу установлен в 15 лет, а на опасные и вредные работы - в 18 лет; запрещено использование молодёжи до 18 лет на ночных работах; ограничена продолжительность их рабочего дня в соответствии с потребностями их развития, требованиями профессиональной подготовки; лица в возрасте до 18 лет, занятые на некоторых видах работ, должны проходить регулярный медицинский осмотр; такие работники должны иметь право на 4-недельный минимальный оплачиваемый отпуск.

С начала своего существования МОТ уделяет большое внимание вопросам детского труда, что нащло отражение в её конвенциях и рекомендациях.



2 Минимальный возраст приёма на работу По международным и национальным нормам возраст и обязательное образование предстают как основные факторы принятия на работу. Установление минимального возраста для приёма на работу в конвенциях и рекомендациях МОТ происходило на различных исторических этапах её нормотворческой деятельности. В настоящее время основополагающее значение имеют Конвенция №138 и Рекомендация №146 1973г. «О минимальном возрасте для приёма на работу», которые имеют целью устранение детского труда и устанавливают, что минимальный возраст для приёма на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного школьного образования и, во всяком случае, не ниже 15 лет. Национальным законодательством может допускаться приём на работу детей от 13 до 15 лет (от 12 до 14 в развивающихся странах) для лёгкой работы, не вредной для их здоровья или развития и не наносящей ущерба школьному обучению.

Медицинское освидетельствование для выяснения пригодности к труду Международные трудовые нормы запрещают детский труд в некоторых наиболее тяжёлых и опасных отраслях и профессиях, обязывают проводить медицинское обследование. Например, Конвенция №77 «О медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности», Конвенция №78 «О медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах», Рекомендация №79 «О медицинском освидетельствовании подростков с целью выяснения их пригодности к труду» предусматривают обязательное бесплатное медицинское освидетельствование лиц до 18 лет с целью выяснения их пригодности к труду. Дети и подростки до 18 лет должны находиться под медицинским наблюдением до достижения 18 лет, медицинское освидетельствование их должно проводиться периодически не менее 1 раза в год, а в профессиях, связанных с большим риском для здоровья до достижения возраста 21 года.

3 Запрет наихудших форм эксплуатации детей Важными нормативными документами по вопросам детского труда являются Конвенция №182 и Рекомендация №190 (1999г.) об устранении наиболее нетерпимых форм детского труда, таких как рабство, сексуальных и других скрытых форм эксплуатации, работы во вредных условиях, участие в производстве и торговле наркотиками, использование в вооружённых конфликтах. В этих нормативных актах дано международно-правовое содержание цели упразднения детского труда и борьбы против использования его наихудших форм. Нормативное закрепление получили понятие наихудших форм детского труда и виды их проявлений.

Рекомендация №190 предлагает государствам признать уголовными преступлениями такие формы эксплуатации детей, как рабство, принудительный труд, принуждение к участию в вооружённых конфликтах, к занятию проституцией, производству и сбыту наркотиков, детской порнографии.

Ограничение ночного труда подростков Конвенция №90 «О ночном труде подростков в промышленности», Конвенция №79 и Рекомендация №80 «О ночном труде подростков на непромышленных работах» запрещают ночной труд подростков в промышленности до достижения ими 18 лет, а на непромышленных работах - 18, а в ряде случаев - 14 лет.

Понятие «ночное время» в промышленности для подростков до 16 лет определено как период продолжительностью 12 последовательных часов, включающих время между 22 часами и 6 часами. Рекомендация №14 призывает государства регламентировать ночной труд детей до 14 лет в сельском хозяйстве, обеспечить им время отдыха, не менее 10 последовательных часов.

Запрещение ночного труда подростков может быть временно отменено в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы.

1

Международно-правовое регулирование положения трудящихся-мигрантов и членов их семей

В 1990г. ООН приняла Международную конвенцию «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей». Конвенция имеет комплексный характер и затрагивает различные вопросы, небольшая часть которых относится к труду.

Основная часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в конвенциях и рекомендациях МОТ, прежде всего Конвенциях №97 и №143. В них закреплены следующие правила:

~ государствам предоставлено право ограничить доступ мигрантам к определённым видам работ, когда это необходимо в государственных интересах;

~ государственным властям предписано требовать, чтобы 1 экземпляр трудового договора препровождался мигранту до его отъезда или выдавался ему в приёмном пункте в момент прибытия на территорию страны приёма и чтобы мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране миграции.

— свободный выбор занятости в государстве работы по найму предоставляется мигранту при условии, что он законно проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего2 года;

в странах, где наём трудящихся-мигрантов связан с ограничениями, они (ограничения) должны перестать применяться

1

2

к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране приёма определённый срок, как правило, более 5 лет.

— потеря работы трудящимся-мигрантом, законно проживающим
в стране-миграции, не влечёт за собой отмены вида на жительство
или разрешения на право работы. Такой мигрант имеет равные
права с местными работниками, в частности в отношении гарантий
обеспечения занятости, предоставления другой работы;

— трудящийся-мигрант не должен высылаться в страну


происхождения на том основании, что он не в состоянии
продолжать выполнять работу по болезни или увечью, полученным
после его приезда.

На региональном уровне нормы, касающиеся трудовой миграции, содержатся в Европейской социальной хартии, конвенциях Совета Европы, которые близки по содержанию соответствующим актам ООН и МОТ. Страны, присоединившиеся к Хартии, обязуются облегчать условия трудовой миграции, обеспечивать трудовые права работников-мигрантов, защищая их от дискриминации.

Центральное место среди актов Совета Европы занимает Европейская конвенция о правовом положении трудящихся-мигрантов (1977г.). Конвенция содержит нормы, касающиеся права на въезд, въезд, процедуры, связанной с заключением трудового контракта; разрешений на работу и на проживание; воссоединение семей; обучение, языковой подготовки; условий труда; перевода сбережений мигрантов на родину; несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинской

помощи; промышленной гигиены, права доступа в суды и административные органы принимающего государства; использования служб трудоустройства, права на организации и т.д.



Международно-правовые стандарты в области регулирования заработной платы. Минимальная заработная плата и процедура её установления.

Международные правила, касающиеся минимальной заработной платы, содержатся в основном в Конвенции №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран» и в одноименной рекомендации №135.

Конвенция №131 обязывает государства ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму.

Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; неприменение этого положения влечёт за собой соответствующие санкции. ,

При определении уровня минимальной заработной платы предлагается учитывать: потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Определена необходимость создания специальной процедуры, позволяющей устанавливать и время от времени пересматривать минимальную заработную плату. Рекомендация №135 формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения её уровня, процедуру внесения в неё корректив.


Специальная процедура определения минимальной заработной платы установлена для сельского хозяйства (Конвенция №99 и Рекомендация №89).

Конвенция №95 и Рекомендация №85, посвященные охране заработной платы, устанавливают порядок выплаты заработной платы (валюта, выплата натурой); запрет выплаты заработной платы в виде спиртных напитков; обязательность выплаты заработной платы непосредственно заинтересованному трудящемуся; запрет стеснять трудящихся в свободном распоряжении своим заработком; охрана заработной платы от чрезмерных вычетов; ограничение ареста заработной платы; защита заработной платы в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке по иной причине; регулярность выплат.

Рекомендация №85 содержит большое число технических и процедурных норм, сгруппированных в следующих разделах: удержание из заработной платы; периодичность выплаты; уведомление трудящихся об условиях получения заработной платы, записи в платежных ведомостях.

Удержания из заработной платы должны быть ограничены пределом, необходимым для обеспечения содержания трудящегося и его семьи. Удержания из заработной платы в порядке возмещения ущерба, нанесённого имуществу предпринимателя, должны разрешаться только при доказанности вины работника. Сумма таких удержаний должна быть умеренной и не превышать стоимости причинённого ущерба.

Минимальные сроки выплаты заработной платы:

1) для служащих - не реже 1раза в месяц;

2) для трудящихся с почасовым, подённым или понедельным
исчислением заработной платы и для работников-сдельщиков - не реже 2 раз
в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней.

При каждой выплате заработной платы трудящиеся должны информироваться об общей сумме заработанного вознаграждения, обо всех удержаниях, о сумме заработной платы, причитающейся к выдаче.

5 Государства -участники Европейской социальной хартии обязуются признавать право работников на вознаграждение , достаточное для того, чтобы обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни, а также право работников на повышенный уровень оплаты за сверхурочную работу; разрешать вычеты из заработной платы только при условиях и в рамках, предусмотренных национальными законами, коллективными договорами, арбитражными решениями.

Международные акты о труде женщин и пожилых трудящихся

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах

предусматривает необходимость предоставления работающим матерям

оплачиваемого отпуска или отпуска с пособиями по социальному

обеспечению в течение разумного периода до и после родов.

В Европейской социальной хартии ст. 8 обязывает государства

предоставлять женщинам до- и послеродовый оплачиваемый отпуск общей

продолжительностью не менее 14 недель; запрещать увольнение женщин в

период отпуска по беременности и родам; предоставлять женщинам-матерям

перерывы в работе для ухода за грудными детьми; регулировать работу в

ночное время беременных женщин и женщин-матерей; запретить тру^-

беременных женщин, недавно перенёсших роды и женщин, ухаживающих за

своими грудными детьми, на тяжёлых, вредных работах, в том числе на

подземных работах.



Труд женщин в ночное время и на подземных работах

Акты МОТ содержат детальные нормы об охране труда женщин и женщин-матерей. Согласно Конвенции №89 и дополняющему её Протоколу 1990 г. женщины, независимо от возраста, не используются на работах в промышленности в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев форсмажора или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов. Ночное время означает период, продолжительностью, по крайней мере, в 11 последовательных часов, включающий время между 22 часами и 7 часами.

Указанная Конвенция не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характера, а также работающих в системе здравоохранения и обеспечения, которые не занимаются физическим трудом.

Многие развитые страны, особенно члены ЕС, в последние годы денонсировали Конвенцию №89, считая, что она устарела и противоречит



2 принципу равенства мужчин и женщин. Эти страны выразили намерение ратифицировать Конвенцию №171 о ночном труде, считая её более гибкой и соответствующей современным условиям.

Ряд других стран присоединились к Протоколу 1990г., который допускает в определённых случаях изменения установленной в Конвенции №89 продолжительности ночного времени и изъятия из запрета на работу в ночное время. Указанные изменения и изъятия не разрешаются в отношении беременных женщин и в течение установленного времени после рождения ребёнка.

Рекомендация №13 МОТ предлагает регламентировать ночной труд женщин, работающих по найму в сельском хозяйстве и обеспечить им период непрерывного отдыха, составляющий не менее 9 часов.

Конвенция №45 запрещает применение труда женщин любого возраста на подземных работах и в шахтах, но допускает путём издания национального законодательного акта исключение из этого запрета для женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; женщин, занятых санитарным и социальным обслуживанием; женщин проходящих стажировку в целях профессиональной подготовки; других женщин, которые должны спускаться в подземные части шахты для выполнения работы нефизического характера.



Труд женщин-матерей

Конвенция №103 содержит нормы по охране труда женщин-матерей. Согласно указанной Конвенции женщина имеет право на отпуск по материнству, продолжительностью не менее 12 недель, включая послеродовый отпуск, продолжительностью не менее 6 недель. В период отпуска по беременности и родам женщина имеет право на получение денежного пособия. Кормящие женщины имеют право на перерывы для кормления ребенка, которые считаются рабочими часами и оплачиваются.

Конвенция №183 «О защите материнства», принятая МОТ в 2000г., пересмотрела многие положения Конвенции №103. Конвенция №183

3 увеличила продолжительность отпуска по беременности и родам до 14 недель. В период отпуска по беременности и родам не допускается увольнение, за исключением случаев, когда увольнение вызвано причинами не связанными с беременность, родами или кормлением ребёнка.

Конвенция обязывает государства принять меры к тому, чтобы беременность и роды не вели к дискриминации женщин в сфере занятости. Это включает запрет на проведение теста на наличие беременности или требование предоставления справки об отсутствии беременности. Исключение в этом случае составляют работы, создающие опасность для женщины или ребёнка.

Конвенция №171 запрещает ночной труд беременных и женщин-матерей в течение периода 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рождения ребёнка. Этот период может увеличиваться в связи с плохим состоянием ребёнка или женщины.



Труд пожилых работников Рекомендация МОТ №162 включает нормы, облегчающие положение пожилых трудящихся на производстве. Рекомендация предлагает государствам сократить нормальную продолжительность рабочего времени, прежде всего, для пожилых трудящихся, занятых на тяжёлых, опасных, вредных работах; постепенно сократить продолжительность рабочего времени всех пожилых трудящихся по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего достижению пенсионного возраста (компенсируя при этом потери в заработке); увеличить продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска с учётом возраста; предоставить возможность определять по своему усмотрению режим рабочего времени (неполное рабочее время, по скользящему графику); переводить пожилых трудящихся, работающих на сменных работах, на работу в дневную смену; переводить со сдельной на повременную оплату; переводить по желанию на более лёгкую работу, по возможности без потери в заработке.

4

В случае сокращения численности работников рекомендуется способствовать переквалификации пожилых трудящихся, оказывать им помощь в обеспечении новой работой.

Пределы пожилого возраста определяются национальным законодательством.

1

Международные акты в сфере регулирования рабочего времени и времени отдыха

Конвенция №1 устанавливает, что продолжительность рабочего времени

лиц, занятых на промышленных предприятиях не может превышать 8 часов в

день и 48 часов в неделю. Такая же продолжительность рабочего времени

установлена Конвенцией № 30 для торговли.

Конвенция №47 обязывает государства установить 40-часовую рабочую

неделю. Постепенно сократить продолжительность рабочего времени

предлагает и Рекомендация №116.

Акты МОТ рассматривают часы, проработанные сверх нормальной

продолжительности рабочего времени, как сверхурочные, которые

допускаются лишь в определённых случаях и пределах и которые подлежат

дополнительной оплате.

Согласно Конвенции №175 государства обязаны установить равную

защиту и равную охрану труда лиц, занятых неполное и полное рабочее

время. Это относится к праву на организацию, на коллективные договоры, к

безопасности и гигиене труда, к охране материнства, к запрету

дискриминации, к порядку увольнения, к ежегодно оплачиваемым отпускам

и оплачиваемым праздничным дням, к оплате болезни. Не полностью

занятые, чьё рабочее время ниже определённого порога, могут быть

исключены национальным законодательством из действия положений

Конвенции. Денежное вознаграждение лиц, занятых неполное рабочее

время, должно определяться пропорционально рабочему времени или

выработке. Государства обязаны обеспечить добровольность перехода с

полного рабочего времени на неполное и наоборот.

Нормы, содержащиеся в Конвенции №171, допускают применение

ночного труда и возлагают на государства рбязанность принимать меры с

целью охраны здоровья трудящихся, работающих в ночное время. Конвенция

определяет «ночной труд» как работу, которая осуществляется в течение



2

периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полночью и 5 часами утра.

Европейская социальная хартия возлагает на государства обязанность установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели, причём продолжительность рабочей недели подлежит постепенному сокращению по мере роста производительности труда. Должно быть предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени для лиц, занятых на работах с опасными и нездоровыми условиями труда.

Время отдыха

В настоящее время имеются две действующие Конвенции МОТ №52 (частично устарела) и №132, касающиеся ежегодных оплачиваемых отпусков.

Согласно Конвенции №52 каждое лицо, после непрерывной работы продолжительностью в 1 год имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный, по крайней мере, 6 дням, а лицо моложе 16 лет - 12 рабочим дням. В отпуск не включаются праздничные дни и перерывы в работе в результате болезни. Каждое лицо, уходящее в отпуск, получает отпускные, порядок исчисление которых определяется национальным законодательством или коллективными договорами. Любое соглашение, которое исключает право на ежегодный оплачиваемый отпуск считается недействительным.

Конвенция №132 устанавливает, что каждое лицо имеет право на минимальный 3-недельный оплачиваемый отпуск за каждый год работы. Минимальный период работы, необходимый для приобретения права на отпуск, не должен превышать 6 месяцев. Воскресные и праздничные дни, а также время болезни в отпуск не включаются. За время отпуска должны выплачиваться отпускные, равные, по крайней мере, средней заработной плате. Отсутствие в связи с отпуском по беременности и родам, болезнью, несчастным случаем на производстве, засчитывается в стаж работы, дающий право на отпуск. Допускается деление отпуска на части, при этом продолжительность каждой части не может быть менее 2 недель. Соглашение

3 об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или неиспользование такого отпуска с заменой денежной компенсацией признаётся недействительным или запрещается.

В сельском хозяйстве и в морском транспорте действуют специальные конвенции МОТ, устанавливающие особые правила об отпусках.

Европейская социальная хартия требует от государств предусмотреть как минимум оплачиваемые праздничные дни; 4-недельный оплачиваемый отпуск; дополнительные оплачиваемые отпуска для работников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда.



Трудовые стандарты Совета Европы и

Европейского Союза

Источниками международно-правового регулирования труда на региональном уровне являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ) и Европейским Союзом (ЕС).

СЕ принял более 130 конвенций, в том числе содержащих социальные стандарты. Среди них Европейская социальная хартия 1961г., пересмотренная в 1996г., которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной неэкономической областях, закреплённые в актах ООН и МОТ.

В европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950г., запрещён принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.

Важнейшие акты ЕС, в которых провозглашены социальные и экономические права, ~ Хартия основных прав работников 1989г. (Социальная хартия ЕС) и Хартия основных прав граждан Евросоюза 2000г.

4

Международно-правовое регулирование трудовых и социальных отношений в рамках СНГ

В рамках СНГ принята Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994г., акты, посвященные региональной миграции, охране труда (например, Соглашение правительств государств - участников СНГ о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994г., Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» 1995г., Соглашение государств - участников СНГ о сотрудничестве в области охраны труда 1994г., Соглашение государств - участников СНГ о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания 1994г., Соглашение государств -участников СНГ о взаимном признании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей 1994г.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Сравнительное трудовое право».


  1. Понятие и предмет трудового права. Место трудового права в системе иных отраслей.

  2. Метод правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений: понятие, особенности.

  3. Принципы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

  4. Виды (семьи) трудового права.

  5. Трудовое правоотношение. Понятие и особенности.

  6. Источники трудового права. Общая характеристика.

  7. Источники трудового права США, Великобритании, Германии и других стран с развитой рыночной экономикой.

  8. Особенности источников трудового права постсоциалистических стран.

  9. Источники трудового права Республики Беларусь.

  10. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.




  1. Трудовой договор. Понятие, стороны, содержание. Виды трудовых договоров.

  2. Порядок найма на работу. Применения испытания при приеме на работу.

  1. Изменение трудового договора. Перевод на другую работу. Приостановка трудового договора.

  1. Основания и порядок прекращения трудового договора. Коллективные увольнения.

  1. Особенности правового регулирования установления, изменения и прекращения трудовых отношений по законодательству Республики Беларусь о труде.

  1. Правовое регулирование трудового распорядка.

  2. Правовое регулирование дисциплины труда.

  3. Правовое регулирование рабочего времени.

  4. Правовое регулирование времени отдыха.

  5. Правовое регулирование заработной платы.

  6. Правовое регулирование охраны труда.

  7. Юридическая ответственность сторон трудового договора (работника, нанимателя).

  1. Социально-партнерские отношения. Понятие, история возникновения и современное правовое регулирование. Субъекты социально-партнерских отношений.

24. Профессиональные союзы и их правовое положение. Юридические гарантии прав
■ профсоюзов. Иные организационно-правовые формы представительства интересов

работников.



  1. Коллективные переговоры. Основные принципы и правовая регламентация ведения . яоллективяыхлперег.рроров. ,..,,,. ч> , ■■._.д..ч .-. . ,^. • , .л^- ..А^.Лх ■-

  2. Коллективные договоры и соглашения. Понятие, значение и виды.




  1. Коллективные трудовые споры и правовая регламентация их разрешения. Органы, ло рассмотрению трудовых споров.

  2. Особенности правового регулирования коллективных трудовых отношений по законодательству Республики Беларусь.

  3. Трудовые споры. Понятие и виды. Порядок разрешения трудовых споров.

  4. Органы специализированной трудовой юстиции, их роль в рассмотрении трудовых споров.

  5. Особенности рассмотрения трудовых споров по законодательству Республики Беларусь.

  6. Конфликты законов о труде различных государств и способы их разрешения. Особенности коллизионных трудовых норм различных стран.

  7. Общая характеристика и тенденции развития трудового права стран СНГ.

  8. Источники трудового права стран СНГ.

  9. Правовое регулирование занятости в странах СНГ.

  10. Трудовой договор в странах СНГ.

  11. Особенности правового регулирования условий и дисциплины труда в странах СНГ.

  1. Социально-партнерские отношения и коллективно-договорное регулирование труда в странах СНГ.

  2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по законодательству стран СНГ о труде.

  3. Правовое регулирование разрешения коллективных трудовых споров в странах СНГ.

  4. Общая характеристика трудового права стран Латинской Америки. Источники трудового права.

  5. Особенности основных институтов коллективного и индивидуального трудового права стран Латинской Америки.

  6. Трудовое право в странах Центральной и Восточной Европы. Особенности, основные этапы реформирования, тенденции.

  7. Характеристика источников трудового права стран Центральной и Восточной Европы.

  8. Особенности основных институтов индивидуального и коллективного трудового права стран Восточной и Центральной Европы.

  9. Международное трудовое право. Понятие история возникновения и современное развитие. Предмет, метод и система источников международного трудового права.

  10. Международная организация труда и ее роль в области установления международных стандартов в сфере трудовых отношений.




  1. Акты ООН в сфере трудовых прав человека.

  2. Трудовые стандарты Совета Европы и Европейского Союза.

  3. Международно-правовое регулирование трудовых и социальных отношений в рамках СНГ.

  4. Принвдзнь1\ ^международного трудового права, ч-Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах в сфере труда.

  5. Принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров и его правовая регламентация.

  6. Принцип равенства и запрета дискриминации в сфере труда к занятий. Акты ООН. МОТ и других международных организаций в области запрета дискриминации.

  7. Принцип запрета детского труда и его нормативно-правовое закрепление в международных актах.

  8. Принцип ликвидации всех форм обязательного и принудительного труда. Значение и правовая регламентация.

  9. Проблемы реализации основополагающих принципов в сфере труда в законодательстве Республики Беларусь.




  1. Международно-правовые стандарты в области регулирования заработной платы. Минимальная заработная плата и процедура ее установления.

  1. Международные акты в сфере регулирования рабочего времени и времени отдыха.

  2. Международные акты о труде женщин и пожилых трудящихся.

  1. Международно-правое регулирование положения трудящихся - мигрантов и членов их семей.