Батюшка наш, Грозный царь Иван Васильевич - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда... 1 39.86kb.
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника... 1 156.37kb.
Книга памяти с. Караваино инжавинского района алёшин Иван Никитович... 1 174.39kb.
«Крайнов» хушамат пулса кайни 1 15.3kb.
1. Притча о мудром царе. К некоему царю пришли просители. Чтобы никому... 1 116.2kb.
Утро делового человека 1 74.52kb.
А. А. Морозов михаил васильевич ломоносов 1 139.87kb.
Краски окружающего мира глубоко воздействуют на наш характер и наше... 1 55.48kb.
Ввод: «Запахи особенно сильно действуют на нас», заметил сто лет... 1 20.51kb.
«Русский философ Иван Александрович Ильин о тоталитарном режиме» 1 9.41kb.
Прием иностранных послов во дворце обставлялся особым церемониалом; 1 66.55kb.
А между тем идея строительства справедливого общества, во имя которой... 1 46.06kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Батюшка наш, Грозный царь Иван Васильевич - страница №1/1


Кудина, Новлянская, 6 класс

Былина и историческая песня


«Батюшка наш, Грозный царь Иван Васильевич!»

Из песни

«Грозный царь Иван Васильевич» (записано от Т. Рябинина)

Цели урока: знакомство с происхождением историческими песнями

Словарная работа: историческая песня

Оборудование: карточки с заданиями



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент.

  2. Основной этап.


Беседа

У. Дома вы читали народную песнь про Ивана Грозного. К какому жанру вы ее отнесли? Почему?

Д. Там написано «историческая песня».

У. Но, в сущности, «историческими песнями» являются все эпиче­ские песни — и былины, и песни «Илиады» и «Одиссеи». Почему?

Д. Они повествуют о прошлом, создаются на основе истории, хотя она в них часто искажается, изменяется, а многое даже выдумывается.

У. Если бы не было подзаголовка «историческая песня», к какому жанру вы бы отнесли прочитанный текст? Почему?

Д. Похоже на былину, потому что тоже рассказывается о прошлом народа. Там есть герой-защитник, есть его враг.

У. Следовательно, былина и историческая песня основаны на ис­торических фактах. И это их сближает. А есть ли различия в истори­ческой основе — в героях и событиях?

Д. Конечно, есть. У былинных богатырей могут быть исторические прототипы, но все равно они сами необычные — обладают несметной силой, сражаются с фантастическими существами. Могут биться и с та­тарами, которые на самом деле напали на Русь уже после былинной жизни богатырей.

А песенные герои — действительно жившие люди. Об этом мы зна­ем из истории, и в комментарии про них написано.

У. Итак, в песне про Ивана Грозного действуют царь Иван Василье­вич, его сыновья, его жена, брат жены. Но все ли в песне соответствует историческим фактам?

Д. Почему-то Малюта Скуратов назван «Скурлатов сын Иванушка».

У. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать исторические фак­ты. Оказывается, что ни о каких попытках казнить Федора исто­рикам неизвестно. А если бы его действительно водили казнить на людное «торговое» место, вряд ли бы такой факт не дошел до на­шего времени. Что же касается раздора между Грозным и его сыном Иваном, то неясны причины этого раздора, а главное, он, по сви­детельству современников, имел место после того, как Грозный подчинил Москве независимый Новгород. Обратите внимание на да­ту новгородского похода — 1570 год. Нет ли какого-то противоре­чия между историческими фактами и изложенными в песне собы­тиями?

Д. Есть. Царица умерла в 1560 году, значит, ее уже не было в жи­вых, когда происходили события, изложенные в песне. И Малюта был убит в 1573 году во время Ливонской войны.

У. Какой же вывод можно сделать об отношении к фактам в бы­лине и в песне?

Д. Авторы отступают от фактов в былине больше, а в песне меньше.





У. (ЗК) Свободное обращение с историческими фактами характерно и для былин, и для песен. Но былинные герои дальше от своих про­тотипов: князь Владимир Красное Солнышко не обладает чертами конк­ретного Владимира, это образ «собирательный» — он как бы князь «вообще» и живет «всегда», а не в какое-то определенное историческое время. В былине к тому же много чисто фантастического: и необык­новенная сила героев, и необычные ситуации и существа. Герои исто­рической песни ближе к своим реальным прототипам, живут в конкрет­ное историческое время и не совершают ничего фантастического. Герои этих песен — не богатыри, а исторические личности: Иван Грозный, Петр I, Пугачев, Ермак, Разин, Суворов, Кутузов. Конфликты также име­ют иную суть.


Записывают конспект




Беседа

А теперь попробуйте сравнить основные конфликты в былине и в песне. И там и там есть герои-защитники и их враги. Но что защищает былинный герой, а что — песенный?

Д. В былине герой защищает родину, свой народ, веру православ­ную. А в песне Микита Романович защищает конкретного человека — сына царя.

У. Именно во время правления Ивана Грозного Русское госу­дарство становится могущественным, Иван Грозный впервые прини­мает титул царя (до этого правители были князьями). Русь стано­вится единой, ей уже не грозит распад. Но сильная государственная власть начинает входить в конфликт и со своим угнетенным наро­дом, и с отдельным человеком. Возникает новый конфликт между человеком и властью. И этот новый конфликт находит свое отра­жение в песне.

А теперь подумайте: к каким героям испытывают симпатии созда­тели былин и песен? Как распределяются герои в былине?

Д. В былине все четко и ясно: есть герой-защитник — богатырь. Он, разумеется, вызывает восхищение. А злодей-враг, естественно, осуждается.

У. А каково отношение к Владимиру?

Д. Он «ласковый», «красно солнышко», хотя не всегда бывает спра­ведлив. В ссоре с Ильей симпатии народа на стороне Ильи, а не князя Владимира. Хотя и Илья, и народ все ему прощают.

У. Как распределяются герои в песне? На чьей стороне симпатии народа?

Д. Народ восхищается защитником Микитой Романовичем, сочувст­вует Федору, осуждает царевича Ивана и Скурлатова. И царица-заступ­ница вызывает сострадание.

А царь Иван сначала несправедлив к Федору, верит Ивану-цареви­чу, а потом раскаивается и оказывает милость и сыну, и его заступнику Миките Романовичу.

У. Разумеется, жалко безвинного царевича Федора, вызывает сим­патии и сочувствие царица-мать, ее беспокойство за сына. Восхищает Микита Романович, который спас не только царевича. Какую награду он просит у царя? Денег? Власти?

Д. Он просит не преследовать тех людей, которые что-то нарушили, сделать вотчину Микиты таким местом, где эти нарушители могут скрыться от закона.

У. С точки зрения народа, это хорошо?

Д. Да, конечно.

У. А вы как считаете?

Д. Разве хорошо, если ты украл коня, а тебя за это не накажут?

У. Но вы уже читали народные произведения о разбойниках. Как их обычно оценивал народ?

Д. Он их идеализировал, делал благородными. Они не обижают бедных и несчастных, грабят только богатых





Слово учителя

У. Помните, какими словами заканчивается пьеса «Лодка»? «Жги, пали Богатого помещика!» Есть и народные произведения, осуждающие жестоких разбойников.

Но труднее всего в песне определить отношение народа к царю. Оно явно неоднозначно. Недаром царя прозвали Грозным. С одной сто­роны, народ не мог представить себе жизни без царя, верил, что царь — батюшка, то есть отец народа, что ему дана власть самим Бо­гом. Царей часто идеализировали, полагая, что плохие дела творят бо­яре, а царь ни о чем не знает, не ведает. С другой стороны, Иван Ва­сильевич был на самом деле грозным не только к врагам, но и по от­ношению к своему народу, к своим близким.

Итак, какой же вывод можно сделать? Песня похожа на былину и отлична от нее. В народе такие песни по-прежнему называли былинами и старинами. Но ученые назвали эти песни, более поздние по проис­хождению и отражающие конкретные исторические события, другой тип героев и конфликтов, историческими песнями. Исторические песни принято делить на военно-патриотические, посвященные борьбе с внешними врагами, и повстанческие — посвященные борьбе с врагами внутренними, с гнетом власть имущих.

Исторические песни приходят на смену былинам и становятся с XVI—XVII веков главным эпическим жанром фольклора. Мы можем сде­лать еще один важный вывод, выходящий за пределы этих конкретных жанров.

Сегодня вы убедились, что и в былине, и в исторической песне ав­торы легко и свободно обращаются с историческими фактами. И это характерная черта не только фольклорных жанров, но и жанров пись­менной литературы, вплоть до исторических романов. Это вообще черта искусства.

Происходит это потому, что художник — не историк. Задача исто­рика — по пытаться быть объективным, найти и объяснить точные фак­ты. Это очень трудно. Попробуйте понять сегодня, почему так или иначе поступил когда-то Иван Грозный. А вот художника это не заботит. Его задача — передать общий дух и колорит эпохи, создать яркие образы героев, выразить свою точку зрения, свое понимание событий, харак­теров, поступков. Поэтому он приписывает Ивану Грозному мысли, чув­ства, поступки, которые, конечно же, не почерпнешь ни из каких ис­торических источников. Более того, художники могут менять и место, и время действия. Так что никогда не изучайте историю по художест­венным произведениям.

«Убит астраханский воевода». (Из «.Сочинений М.Д. Чулкова») «Начало Бородинского боя». («Исторические песни», IV, № 124)

У. Теперь сравните две песни: «Убит астраханский воевода», запи­санную М. Чулковым, и песню «Начало Бородинского боя» («Истори­ческие песни», IV, № 124). Это повстанческие песни или военно-пат­риотические?

У. Верно. В песне про воеводу не упоминается Степан Разин, но по своему смыслу и художественным особенностям песня непосредст­венно примыкает к русскому фольклору XVII века. А теперь выделите художественные особенности языка этих песен.

Д. Про воеводу — повстанческая, а про Бородино — военно-пат­риотическая.




3. Задание на дом.


Выполнить задание 11 в тетради № 1 (сравнение двух историче­ских песен).

Написать сочинение на тему «Что мне нравится и что не нравится в былинах и исторических песнях».