Архитектура, живопись как и другие сферы русской культуры XVII в - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Архитектура, живопись как и другие сферы русской культуры XVII в - страница №1/1

5. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ

Как и другие сферы русской культуры XVII в., зодчество обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к "обмирщению", отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. "Дивное узорочье"-так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве.

Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. русскими зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым, которые в великолепных архитектурных формах, декоре этого дворца сумели выразить свое представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства.Два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные наличники, золоченая кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу живописный, сказочный вид. "Зело пречудные палаты", - говорили о нем современники.

В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в шатровых постройках все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народную, светскую струю в зодчестве, получает широкое распространение в первой половине XVII в. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе "Дивной". Нарядная церковь была построена по заказу Д.М.Пожарского в Медведкове под Москвой.

В Троице-Сергиевом монастыре была возведена украшенная цветными изразцами церковь Зосимы и Савватия, в Вязьме - богато декорированный небольшой пятишатровый собор.

Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм.Усложнялись объемы, к основному массиву здания пристраивались различные приделы и пристройки, крытые паперти-галереи и нарядные крыльца, различные части здания соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек.Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность.

Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в "обмирщении" церковного зодчества. Именно в "посадских" храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения.Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитникаx (в Москве), возведенная в 1628-1636 гг. по заказу богатого купца Г.Никитникова. Она представляет собой целый комплекс разнохарактерных, но связанных единым замыслом построек. Своим асимметричным планом церковь напоминает жилые хоромы. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства и жизнерадостность художественного облика. Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд построек в других городах: на церковь Вознесения в Устюге, построенную по заказу купца Н.Ревякина, Троицкую церковь в Муроме и др.

Образцом посадского зодчества середины столетия является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), отличающаяся причудливой композицией разных объемов и богатством "узорочья". Пять разновысоких шатров, венчающих основное здание, придел и крыльцо, объединяются в единое целое возвышающимся в центре шатром колокольни.

Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одном из крупнейших торгово-ремесленных центров России. Богатые ярославские купцы, соревнуясь друг с другом,

возводили постройки одну роскошнее другой. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени. Их внешний облик совмещал в себе величественную монументальность древних пятиглавых соборов и изысканную нарядность, соответствующую вкусам века. В 1647-1650 гг. по заказу купцов Скрипиных была построена церковь Ильи Пророка, а в 1649-1654 гг. купцы Неждановские возвели еще более нарядную церковь Иоанна Златоуста, которая составила с построенными позже Владимирской церковью, шатровой колокольней и башнеобразными воротами единый ансамбль. Вершиной ярославского посадского зодчества стала построенная в 1671-1687 гг. церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Торжественная монументальность, обилие архитектурных деталей, гармоничное сочетание золота пятнадцати глав, венчающих основное здание и два придела, с красным тоном кирпичных стен, расцвеченных голубоватым узором изразцов, выделяют этот храм даже среди ярославских церквей. "Ликующей симфонией народной фантазии" назвал его исследователь древнерусской архитектуры Н.Н.Воронин.

Церковь упорно сопротивлялась "обмирщению" культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Пикон в 50-х годах запретил возводить шатровые храмы, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строительной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма. В этом стиле были построены Д.Охлебининым и А.Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим крестовым залом сводчатой палатой без столпов, а также комплекс зданий в Иверском Валдайском монастыре, основанном Никоном (зодчий А.Мокеев).

Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Его строительство велось с 1656 по 1694 г. сначала А.Мокеевым, а затем Я.Бухвостовым. По замыслу Никона, в постройках монастыря должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по образцу Иерусалимского храма "над гробом Господним", были использованы его чертежи и модель. Однако строители собора, сохранив в основном план его прототипа, придали внешнему облику специфически русские черты, широко использовав в обработке фасадов и интерьеров многоцветные рельефные изразцы. Соперничество со светской властью, стремление

возвысить церковь вынуждало Никона использовать для этого весь арсенал художественных средств, в том числе и гонимое им "узорочье".

Подражая патриарху, крупное строительство вели и другие церковные иерархи. Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман ансамбль построек ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем в 70-80-х годах. Несмотря на явное тяготение к архаизации, строгости и простоте, мы наблюдаем здесь

нарядную декоративность, проявившуюся как в общей композиции ансамбля так и в отделке ворот, башен и стен.

Попытки церкви воспрепятствовать "обмирщению" зодчества, проникновению в него народных, светских элементов оказались безуспешными. И в условиях строгой церковной регламентации продолжалось строительство "посадских" храмов, в которых развивалось демократическое направление в зодчестве, светское по своим художественным приемам. Об этом свидетельствуют церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, Николы в Хамовниках (в Москве), Троицы в селе Останкине и многие др.

Стремление к украшению, нарядности заметно и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне русский зодчий Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами, а в нишах были поставлены белокаменные "болваны" (статуи). Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный характер придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные,колокольни и церкви.

Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. В их строительстве также проявлялось стремление к отходу от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Примером таких зданий могут служить сохранившиеся до настоящего времени в Москве палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. Богатым декоративным убранством отличаются и жилые каменные дома, сохранившиеся в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и в других городах.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля (или "московского барокко"). Заметную роль в оформлении этого стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).

Один из самых замечательных памятников этого ситиля-церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К.Нарышкиным. По композиционным приемам и деталям убранства к ней очень близка церковь в селе Уборы под Москвой, сооруженная зодчим Я.Бухвостовым.Другими образцами этого стиля являются трапезная Троице-Сергиева монастыря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря, сплошь покрытый многоцветными изразцами Крутицкий теремок (зодчий О. Старцев), соборы в Рязани и Астрахани, соборы Иосифо-Волоколамского и Донского монастырей и другие памятники. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера-в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне, построенной в 1692- 1701 гг. зодчим М.Чоглоковым.

"Московским барокко" завершается развитие средневековой архитектуры и начинается история архитектуры XVIII столетия.

Общий для русской культуры XVII в. процесс "обмирщения" затронул и живопись. Новые явления в живописи начали проявляться с середины столетия. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть и радость земного бытия. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется портретная живопись.

Художественным центром, откуда шли новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавил боярин Б.М.Хитрово, тонкий ценитель и знаток искусства. Во главе нового направления стоял мастер Оружейной палаты С.Ф.Ушаков (1626-1686). Вместе с ним работали Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Резанец, Федор Зубов, Иосиф Владимиров и многие другие выдающиеся живописцы. С этой средой связаны первые попытки дать теоретическое обоснование новому направлению. Своего рода манифестом его стал трактат о живописи И.Владимирова, написанный им в 1664 г. в форме послания к Симону Ушакову. Выступая против слепого преклонения перед стариной, он утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрачными образами. По его мнению, "премудрый художник" что "видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах и согласно слуху или виденью уподобляет". Он резко протестовал против канонической регламентации искусства. И.Владимиров положительно оценивал западное искусство и приводил доводы в его защиту.

Со своей стороны, С. Ушаков написал "Слово к люботщателем иконного писания" (1667). где решительно встал на защиту реалистических тенденций, подчеркивая, что живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы. Художником должно руководить стремление к красоте. Теоретические взгляды С.Ушакова и его сподвижников воплотились в художественных произведениях.

Черты нового стиля в живописи - отход от старых канонов, устремленность к реальной действительности, к бытовому жанру - отчетливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С.Ушаков и И.Владимиров.

Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С.Ушакова. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. В 1657 г. он написал для церкви Троицы в Никитниках (Москва) голову Христа в архиерейском уборе - "Спас Великий архиерей". Он изобразил живое, тонкое, одухотворенное лицо человека. Самое известное произведение С.Ушакова - неоднократно им повторенный "Спас нерукотворный", в котором с использованием светотени хорошо переданы объемность классически правильного человеческого лица, ткань, на которой, согласно церковному преданию, возник образ Христа. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет "Троицы", в которой стремился передать красоту не духовную (как у А.Рублева), а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.

К числу высоких достижений живописи относятся стенные

росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические



элементы решительно вторгаются в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные мифы, сюжеты "священной истории" они используют лишь как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всем ее многообразии.

Чем шире распространялись реалистические тенденции и чем глубже они укоренялись в церковной живописи, тем решительнее выступали против них ревнители старины, которые отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое на иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освященные традиции иконописи. По их представлению, лица святых должны быть написаны "не по плотскому умыслу", не похожими на лица обыкновенных людей. Вот как обличал новшества в искусстве протопоп Аввакум: "Пишут Спасов образ Иммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, так же и у ног бедры толстые, и весь яко немчик брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу..." И хотя Аввакум упрекал своего противника в том, что "все то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живыя писать", на самом деле пози­ция официальной церкви здесь ничем не отличалась от позиции раскольников. Сам Никон выступал ярым гонителем новых веяний в искусстве, устраивал даже публичные расправы над иконами нового письма. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образцы церковной живописи.

В 1668 г. появилась грамота трех патриархов - Паисия Александрийского, Макария Антиохийского, находившихся тогда в Москве по случаю суда над Никоном, и Иоасафа Московского. В ней рекомендовалось установить контроль над иконописью. В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых иконописных традиций и объявлявший о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений и живописи.С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи ("парсуны") - первого собственно светского жанра. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске, яичными красками. Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные чертив Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х - начала 80-х годов и царя Федора Алексеевича 1686 г.

Живописцы стали писать портреты по западному образцу -масляной краской на холсте. Так, в конце XVII в. написаны портреты князя Б.И.Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К.Нарышкина и многих др.

Русская живопись, успешно развивавшаяся в XVII в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского пародов, а также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья. Русские мастера приезжали для росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию. В 1641-1642 гг. по просьбе молдавского господаря русские живописцы Сидор Поспеев и Яков Гаврилов с товарищами были направлены в Яссы для росписи храма Трех святителей. Обращались с просьбой о присылке художников и грузинские цари. С конца XVI в. почти с каждым посольством в Грузию отправлялись и иконописцы, многие из которых оставались там навсегда. Во многих местах Грузии занимались иконописью и живописью московские художники, особенно известен алавердский Егорьевский монастырь - там работало наибольшее их число. Установились связи и с Арменией. В России нашел себе вторую родину армянин Иван Салтанов, зачисленный в Оружейную палату и ставший одним из крупнейших русских художников второй половины XVII в.

На протяжении XVII столетия русская культура сделала большой шаг вперед в своем развитии. В ней отчетливо проявились принципиально новые явления, утверждавшиеся в борьбе с церковным мировоззрением. Однако эти новые, прогрессивные веяния были еще не так сильны, чтобы радикально изменить направление культурного процесса. Но их развитие создало предпосылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.


Церковь Входа в Иерусалим Воскресенского Новоиерусалимского монастыря


: бесстолпный,одноапсидный, восьмерик на четверике, с четырьмя экседрами в нижнем ярусе, с сомкнутым восьмилотковым сводом, одна декоративная глава, четырехскатное покрытие, двухуступчатый восьмигранный барабан



Собор Воскресения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря


задуман как повторение иерусалимского храма Воскресения и Гроба Господня; строился по модели храма, привезенной из Палестины









Тип:

уникальный сложный ансамбль.  Центральный объем собора - крестовокупольный,   крестчатый  в верхней части





Композиция:

асимметричная; с востока к собору примыкает ротонда с часовней Гроба Господня, в западной части расположена подземная церковь Константина и Елены


Архитектурные сооружения Ростовского кремля





Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой Лавры


шатровый храм типа восьмерик на четверике, с конструктивным шатром, отсеченным от интерьера сомкнутым сводом, с одной апсидой; завершение четверика - "по кокошникам"

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле



с трех сторон окружен галереями, два симметричных придела, увенчанных декоративным пятиглавием (северный и южный) в восточной части, крыльца перед тремя фасадами (западным, северным и южным); в ансамбль входит отдельностоящая колокольня, расположенная к юго-западу от церкви, и одновременная церкви кирпичная ограда с воротами 





Перестройки:

после 1708 - четырехскатное покрытие

Церковь Ильи Пророка в Ярославле


крестовокупольный четырехстолпный, с пониженными подпружными арками, пятью световыми главами, тремя апсидами, на подклете





Композиция:

окружен галереей с запада и севера, у восточного прясла северного фасада - бесстолпный придел увенчанный "горкой кокошников", у южного фасада - придел с собственной папертью и двумя апсидами, у юго-западного угла - шатровый Ризположенский придел; шатровая колокольня у северо-западного угла; крыльца перед западным и северным фасадами






Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле


крестовокупольный четырехстолпный с пятью главами, из которых одна световая, четыре угловые декоративные, тремя апсидами





Композиция:

с двумя шатровыми приделами в восточной части и одноярусной галереей с трех сторон (церковь без подклета), с тремя крыльцами; в ансамбль церкви входят отдельностоящая шатровая колокольня (расположенная к юго-западу от церкви), теплая (зимняя) церковь Владимирской Богоматери (к югу от церкви Иоанна Златоуста) и ворота (с тремя симметричными проходами и восьмигранным ярусным завершением)





Перестройки:

1680-е - растесаны окна четверика, которые получили новые наличники, пучки полуколонок с белокаменными капителями на западных углах, крыльца; 1680-1690-е - изразцовый наличник центральной апсиды (8*5 м)




Церковь Троицы в Никитниках  


построена на месте деревянной церкви Никиты Мученика, посвящение которой перешло к южному приделу - семейной капелле ктитора. Посвящение Троице С.С. Попадюк связывает с историей обороны Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, также как и посвящение Никольского придела и придела Иоанна Богослова (во время осады и моровой болезни, 8 мая 1609 г. в день Иоанна Богослова был освящен Никольский придел Успенского собора Троице-Сергиева монастыря).








бесстолпный одноапсидный храм на подклете, перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом; четверик завершен "горкой кокошников", и пятиглавием, составленным из одной световой и четырех декоративных (ложных) глав