Анна, портрет женского обаяния - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Анна, портрет женского обаяния - страница №1/1

АННА, портрет женского обаяния
"И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем" (1 Царств 2:1).
Анна отличается от остальных женщин, жизнь которых описана на страницах Священного Писания, тем, что не входит в родословие Мессии. Но ее знаменитая молитва во время

посвящения сына Богу стала пророческой песнью хвалы Мессии Израиля. Ясно, что она лелеяла

ту же самую мессианскую надежду, которая была основой мировоззрения каждой еврейской

женщины.


Анна представляется незаметной женщиной, которая жила в удаленном от центра регионе Израиля со своим мужем, Елканой. Анна и Елкана устроили свой дом на территории, где проживало колено Ефрема. Писание упоминает Цуфа, прапрадеда Елканы, как Ефрафянина (1Цар. 1:1), но это указывает лишь на территорию, где они жили, а не на родословие. Мы знаем об этом

благодаря 1 Пар. 6:22-27, где приводится более подробная генеалогия Елканы – из нее становится ясно, что он родился в роду Левия, через семейство Каафа.

Каафяне были одним из главных семейств в племени Левия. Весь этот род был особенным в глазах Бога. Согласно 1 Пар. 6:2, 3, Моисей и Аарон были каафянами. Сыновья Каафа несли ответственность за священные элементы убранства скинии, включая ковчег завета (Числ. 3:30,31).

Когда израильский стан снимался с привала и народ снова отправлялся в путешествие по пустыне, каафяне должны были нести ковчег завета, а также другие священные предметы согласно

строгим предписаниям.

Когда израильтяне навсегда осели в обетованной земле и скинию установили в Силоме, каафяне посвятили себя другим священническим функциям – проведению музыкального служения,

молитве и поклонению в скинии (1 Пар. 6:31-33). Например, одного из предков Елканы знали как "Емана певца".

Мужчины из колена Левия каждый год должны были служить в скинии. В те дни скиния располагалась в Силоме и Анна сопровождала Елкану в путешествии к скинии каждый год, чтобы поклониться Богу и принести жертвоприношение. Писание изображает обоих как благочестивых людей, хотя они жили в очень смутное для Израиля время.

Неудивительно, что некогда видимое присутствие Божьей славы, которое располагалось над ковчегом завета, давно исчезло. Сам ковчег перестал что-либо значить для израильтян. Офни и Финеес относились к нему как к некому талисману. Самое страшное произошло тогда, когда они взяли его на сражение с филистимлянами, предполагая, что присутствие священного предмета гарантирует Израилю победу. Вместо этого филистимляне легко победили израильтян и захватили ковчег. Святыня так и не вернулась в Силом. (После возвращения ковчега из филистимского плена он простоял в забытьи около ста лет у дома простого израильтянина в Кириаф-Иариме, пока Давид не забрал его в Иерусалим, готовясь к постройке храма).

Утрата ковчега завета произошла спустя всего несколько лет после того момента, когда в

Писании впервые упоминается Анна. Так получилось, что Офни и Финеес погибли в той же самой

битве, когда была захвачена святыня. После того как эта печальная весть дошла до священника

Илия, тот упал навзничь и умер. Более точное описание той исторической эпохи трудно и придумать: это было время ужасной духовной тьмы.

Впервые мы встречаем Анну, когда Израиль отчаянно нуждается в благородном вожде. Анна стала той женщиной, которую использовал Бог для воспитания такого мужчины. Самуил доказал, что способен руководить израильским народом. Его характер носил четкий отпечаток материнского влияния, хотя он и покинул родной дом в очень юном возрасте. В те дни Анна не только была благочестивой женой и матерью, но и подавала пример терпения, молитвенного усердия, веры, смирения, покорности, посвящения и материнской любви духовно остывшему поколению.

Я уверена, что влияние этой благочестивой матери можно проследить в отношении трех объектов ее любви.
ЛЮБОВЬ К МУЖУ

С самого начала библейского повествования о жизни Анны становится ясно: она горячо любила Елкану, а он – ее. Принеся мирную жертву Господу (во время такого жертвоприношения верующий запекал мясо животного на огне и съедал его), Елкана давал Феннане и ее детям часть мяса, но Анна получала в два раза больше (1 Цар. 1:4, 5). Делал он это на глазах у окружающих, что для Анны было большой честью.

Понятно, что супружеская жизнь Анны не была идеальной, в основном из-за ревности и вражды, которые несло двоеженство Елканы. Похоже, что Анна была первой женой Елканы, потому что ее имя в Писании упоминается первым. Видимо, Елкана и женился на Феннане из-за бесплодия Анны. Не забывайте, что в культуре того общества наличие детей было крайне важно для того,

чтобы наследство оставалось в семье. По этой же самой причине Аврааму пришлось вступить в связь с Агарью. Это, несомненно, главная причина, по которой многоженство было распространено в ветхозаветные времена.

Но супружеская жизнь Анны, несмотря на все трудности, была удачной. Елкана, несомненно, искренне любил ее и знал, что это чувство было взаимным. Он пытался утешить ее, мягко напоминая о своей любви: "Анна! Что ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?" (ст. 8).

Любовь Анны к мужу помогает нам понять то влияние, которое она оказывала на Самуила. Вопреки общепринятом; мнению, самая важная черта благочестивой матери заключается не столько в умении наладить отношения с детьми, сколько в способности проявлять любовь к мужу. Крепкая любовь между супругами – вот гарантия крепкой семьи! Здоровую семейную атмосферу

невозможно создать исключительно на любви родителей к детям. Центром брачного союза, который созидается по всем правилам, является супружество; в семье не должно все и вся вращаться вокруг детей.

Более того, родители должны запомнить следующую истину: какой пример супружеской жизни вы продемонстрируете своим детям, то и останется с ними в качестве эталона семьи до конца жизни. Глядя на то, как отец с матерью относятся друг к другу, дети постигают самые важные уроки жизни – учатся любви, самоотверженности, состраданию, честности; познают, что есть

благодетель, грех, прощение...

Важность супружеского союза была очевидна для Елканы и Анны. Несмотря на все трудности семейной жизни, у них были здоровые отношения и крепкая любовь друг к другу. Хотя неспособность иметь общих детей была сродни кровоточащей ране, она-то и вызывала в Елкане нежные проявления любви к супруге. Хаос, созданный двоеженством Елканы и усугубляемый

несносным нравом Феннаны, не помешал Анне и Елкане горячо любить друг друга.

Они вместе поклонялись Богу и делали это регулярно. В стихе 3 сказано: "Уходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом". Все мужчины-израильтяне были обязаны ходить на празднование трех праздников в году (Втор. 16:1-17). Скорее всего, Елкана брал всю свою семью в эти путешествия. Вполне возможно, что они ходили в Силом и в другие дни. (Путь из родного Рафамаим-Цофима в Силом был не близким –

километров 40). В жизни Елканы и Анны совместное поклонение Богу занимало центральное место. Это и укрепляло их любовь перед лицом стольких жизненных невзгод.

Кроме того, это объясняет, почему Анна была такой хорошей матерью. Хотя она и любила Елкану, был еще один источник и объект любви, который мотивировал ее еще больше.


ЛЮБОВЬ К БОГУ

Несомненно, Анна горячо и самозабвенно любила Бога. Ее духовная ревность по Богу выражалась в ее усердии в молитве. Она посвятила себя небесному, а не земному. Ее желание иметь детей не было вызвано корыстью. Дело было вовсе не в ней и не в том, что хотела она.

Она стремилась к самопожертвованию – отдать себя без остатка ради воспитания юной жизни, чтобы потом препоручить ее Господу. Несколько веков до этого жена Исаака Ревека умоляла: "Дай мне детей, а если не так, я умираю" (Быт. 30:1). Молитва Анны была скромнее. Она не просила "детей", но всего лишь одного сына. Она молила Бога о сыне, который мог бы служить в скинии. Действия Анны доказывали, что она хотела родить ребенка не для собственного удовольствия, а для того, чтобы посвятить его Богу.

Естественно, со своим горем она и обратилась к Господу. Мы нигде не находим ни слова о том, что она жаловалась Богу или ворчала на мужа из-за своей бездетности. Да и к чему ей было жаловаться мужу? Дети – это наследие от Господа. Анна понимала это, а потому высказывала свою боль напрямую Господу. Несмотря на свое разочарование и сердечную боль, она оставалась

верной Богу. Кажется, что чувство неудовлетворенности только сильнее поворачивало ее к Богу, а не отвращало от Него. А потому она усердно молилась.

Вот замечательное описание, которое указывает на особые черты характера Анны: женщина с настойчивой, усердной верой. Писание говорит о ее молитве: "...она долго молилась пред Господом". Она пребывала перед Господом, невзирая на сердечные муки, слезно изливая свои мольбы. Жизненные испытания сделали ее женщиной молитвы.

Она реально воплощала в жизнь евангельский принцип "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17). Один из уроков, который мы можем извлечь из жизни Анны, – ценность настойчивой и пылкой молитвы. Заметьте, как 1 Цар. 1:10, 11 описывает ее страстную молитву: "И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: "Господи Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется

головы его".

Очевидно, Анна хотела, чтобы ее сын жил благочестиво, служил Господу и славил Его всю свою жизнь. Ее обещание не было пустым звуком, и когда Бог, наконец, ответил на молитву, она не стала избегать трудных обязанностей, обусловленных обетом.

Усердие Анны в молитве было довольно необычным в те времена вероотступничества, что выделяло ее из числа людей, приходящих в скинию. Она была так поглощена своей мольбой и слезным обращением к Богу (1 Цар. 1:10), что привлекла внимание старого священника Илия. Возможно, он давно не видел соль страстной, самозабвенной молитвы, и поэтому не подозревал о ее причинах.

"Между тем как она долго молилась пред Господам, Илий смотрел на уста ее. И как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.

И отвечала Анна, и сказали: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вана и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение Свое, чего ты просила у Него" (1 Цар. 12-1 7).

Несколько факторов могли ввести священника в заблуждение.

Во-первых, в Израиле было принято молиться вслух, а не про себя. Анна, кажется, поняла, что Бог обращает внимание на сердце человека. Он знает наши мысли еще до того, как они станут словами; Он знает наши слова до того, как слетят с уст.

Итак, Анна не была обязана молиться громко. Она ведь не стремилась исполнить некий ритуал или выглядеть хорошо в глазах людей. Она делала это для Господа, а Он знал ее сердце. Как ни странно, но такая молитва показалась Илию столь непривычным делом, что он даже не смог ее распознать, поскольку она не соответствовала общепринятым церемониальным обычаям.

Второе, что могло помешать Илию понять, что Анна молится, это тот факт, что за его сыновьями водилась привычка спать с женщинами прямо при скинии. Илий, естественно, не одобрял поведения сыновей, но и не предпринимал суровых мер, чтобы прекратить это беззаконие.

Кажется, что он привык чаще видеть в скинии безнравственных женщин, чем благочестивых, а потому мог принять Анну за одну из прелюбодеек.

Анна же ответила с присущими ей учтивостью и смирением. Конечно, она ужаснулась обвинениям

священника и с досадой их отвергла. Она объяснила, что просто изливала печаль своего сердца, не сказав ничего о причине этой печали. Анна не видела в этом необходимости, зная, что только Бог мог ответить на ее мольбу. Поэтому-то ее молитва и была безмолвной.

Со своей стороны, Илий быстро поменял тон. Ему, должно быть, стало неловко за то, как неуклюже он истолковал состояние бедной женщины. Стремясь искупить вину, он благословил Анну и попросил Господа ответить на ее мольбу.

Заключительная реакция Анны на слова Илия раскрывает еще одно положительное качество ее характера. "Она же сказала: "Да найдет раба твоя милость в очах твоих!" И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде" (1:18). Все свое бремя Анна возложила на Господа, оставив чувство разочарования у жертвенника. Теперь она была спокойна, вручив в Его руки свою нужду. Это указывает на подлинность ее веры и терпение. Писание говорит: "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя " (Пс. 54:23).

Когда Бог, наконец, ответил на молитву Анны, дав ей сына, которого она просила, из ее благодарной души вырвался чистый, неиссякаемый поток славословия. Ее слова, записанные в 1 Цар. 2:1-10 – это истинный шедевр хвалы! В этом кратком благодарственном гимне содержится много великолепных мыслей, которые побуждают нас размышлять о величии Бога и щедром излиянии Его благодати.

Анна говорила о Боге исходя из собственною знания о Нем. Слова ее хвалы были полны любви и благоговения. Такая любовь к Богу, как и любовь ко всему небесному, является еще одним секретом силы материнского влияния Анны.
ЛЮБОВЬ К ДОМУ

Третьей чертой характера, присущей Анне, было ее желание заботиться о доме и семье. Доказательством того служит ее любовь к Елкане и его взаимные чувства. Мы видим эту преданность дому в том, как она реагировала на враждебность и насмешки Феннаны, которыми

та тщилась рассердить Анну. Мы также встречаем эту преданность в желании Анны стать матерью. Но лучше всего она проявляется в посвящении своему ребенку.

"Через несколько времени зачала Анна и родила сына" (1:19, 20). Она назвала ребенка Самуилом. Самуил – это живой ответ на ее молитву, а также напоминание о том, что Бог слышит тех, кто взывает к Нему.

Анна целиком посвятила себя воспитанию Самуила на протяжении нескольких следующих лет. Когда пришло время отправиться в Силом впервые после рождения ребенка, она сказала мужу, что собирается остаться дома с Самуилом, пока не вскормит его.

Она знала, что время пребывания Самуила с ней будет коротким. В те времена матери кормили детей грудью до трех лет. И как только он перестанет питаться грудным молоком, она собиралась исполнить свой обет.

Между тем, она неизменно была рядом с ним, став примерной мамой. Ни одна из женщин так полно не посвящала себя дому и сыну. У нее была важная работа – воспитывать его, кормить и заботиться о нем. Это именно она научила его первым истинам о Боге. Она превратила дом в место, где он мог безопасно расти и учиться.

Анна, очевидно, понимала, насколько важно вкладывать в воспитание в эти ранние годы, когда личность формируется почти на 90 процентов. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Притч. 22:6). Она готовила Самуила в эти годы для пожизненного служения Богу. История показывает, что Анна отлично справилась со своей работой. Самуил, видимо, был не по годам смышленым ребенком. Воспитание, полученное в ранние годы жизни, направило его на путь, от которого он никогда не уклонялся. Единственное темное пятно в его биографии появилось к старости, когда он поставил сыновей судьями вместо себя, а те поступали несправедливо (1 Цар. 8:1-3). Оплошность Самуила как отца, скорее всего, объясняется влиянием Илия, старого священника, а не огрехами в воспитании.

Верность Анны домашним и материнским обязанностям была примерной во всех отношениях. Готовность отдать Самуила на служение при скинии впечатляет еще сильнее в свете ее всецелой преданности сыну в детские годы. Ей, должно быть, было мучительно больно отсылать его в святилище в столь юном возрасте. В самом деле, скиния стала для него школой-интернатом, а Илий – наставником. Однако вполне очевидно, что влияние Анны на Самуила было куда более мощным, чем пример Илия.

Писание говорит, что Господь благословил Анну еще пятью детьми – тремя сыновьями и двумя дочерями. Ее семейная жизнь стала переполненной чашей. Бог подарил ей возможность исполнить все свои святые желания. Ее любовь к мужу, Богу и дому все еще остаются прекрасными ориентирами для каждой благочестивой жены и матери. Ее необыкновенная жизнь является великолепным примером для современных женщин, которые желают сделать свои дома местом, где славится Господь, несмотря на греховность окружающего мира. Анна показала нам, что может сделать Господь через одну женщину, если она целиком и полностью будет предана Ему.



Пусть же таких женщин будет как можно больше!