Анисимов А. П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Черноморец Альберт Евгеньевич доктор юридических наук, профессор... 3 1328.9kb.
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные... 4 1359.38kb.
Уроках технологии Программой "Технология" для городских и сельских... 1 66.66kb.
2 Полномочия органов местного самоуправления в правотворческой сфере 1 355.73kb.
На территории района в настоящее время существует шесть особо охраняемых... 2 501.03kb.
1. Отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия... 1 36.49kb.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила... 1 209.72kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы 4 720.64kb.
Вопросы для сдачи зачёта по налоговому праву для студентов заочного... 1 44.94kb.
Вопросы для сдачи зачёта по налоговому праву для студентов очного... 1 44.93kb.
Сущность инвестиционного процесса 1 272.88kb.
Vi правовое регулирование банковской деятельности 9 1906.8kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Анисимов А. П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое - страница №1/1





Анисимов А.П.

Зонирование территорий городских и сельских поселений:

виды и правовое значение

Зонирование территорий можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент регулирования хозяйственной и иной деятельности, как правовой институт и как функцию управления. В настоящий момент для достижения различных целей зонирование широко применяется в рамках нескольких отраслей законодательства. Так, Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» упоминает ценовое зонирование, экономическое зонирование, правовое зонирование земель (в том числе населенных пунктов), кадастровое зонирование, территориальное оценочное зонирование.

В других нормативно-правовых актах упоминается строительное зонирование, функциональное зонирование, экологическое зонирование нескольких видов (например, зонирование Байкальской природной территории или функциональное зонирование в национальных парках), зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ряд иных разновидностей. Получила поддержку и теория районирования, связанная, например, с выделением экологических районов (регионов).1

Наличие столь значительного количества инструментов регулирования хозяйственной и иной деятельности порождает вопросы об их соотношении и применении на территории городских и сельских поселений, а также разрешении возможных коллизий между устанавливаемыми в результате такого зонирования различными правовыми режимами. Указанные вопросы разрешаются в ходе проведения градостроительного зонирования территорий поселений, которое носит комплексный и межотраслевой характер.

В механизме правового регулирования институт градостроительного зонирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов земельных правоотношений, поскольку конкретизирует признаки соста­вов административных (и не только) правонарушений, за­фиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в ка­честве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов земельных правоотношений. Состояние таких институтов, как право на благоприятную среду жизнедеятельности, ответственность за земельные правонарушения (самовольная постройка и т.д.) зависит от использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.2

Градостроительный кодекс РФ рассматривает зонирование в двух аспектах: во-первых, зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование (осуществляется посредством разработки Генерального плана поселения); во-вторых, как правовое зонирование, т.е. деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (осуществляется посредством принятия местного нормативного правового акта).

Раскрывая зонирование территорий в первом из указанных аспектов, Градостроительный кодекс РФ фактически выделяет два подвида зонирования. Во-первых, упоминаются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности. Например, такие ограничения могут устанавливаться в зонах охраны памятников истории и культуры, водоохранных зонах, зонах особо охраняемых природных территорий и т.д. Данный вид зонирования можно обозначить как специальное зонирование (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ), хотя такой термин Градостроительный кодекс РФ не использует. Схемы зонирования включаются в правила застройки (нормативно-правовой акт органа местного самоуправления), которые разрабатываются на основе генерального плана поселения.

Во-вторых, Земельный кодекс РФ (ст. 85) и Градостроительный кодекс РФ (ст. 40-48) устанавливают виды территориальных зон, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом. Данный вид зонирования можно обозначить как территориальное зонирование. Указанные виды зонирования тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.



Правовая природа территориального зонирования, как отмечала Н.Л. Лисина, «заключается в том, что оно является, с одной стороны, элементом градостроительного планирования использования земель поселений, а с другой - способом правового регулирования использования земельных участков в составе земель поселений, в результате осуществления которого определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости на них».3

Градостроительное законодательство предусматривает территориальные зоны следующих видов: жилые зоны; общественно-деловые зоны; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения; зоны военных объектов; иные зоны режимных территорий.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территории которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным, экологическим и иным законодательством РФ. Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами и т.д.4

Вышеприведенная концепция зонирования является следствием изменения законодательной стратегии регулирования градостроительной деятельности, произошедшей на рубеже XX – XXI века. Суть реформы градорегулирования заключается в том, что Градостроительный кодекс РФ (и практически дословно воспроизводящий его положения новый ЗК РФ) устанавливает определенные правила использования и охраны для территорий, а не для земельных участков определенного целевого использования, как это делал ЗК РСФСР, выделяя в составе категории земель поселений субкатегории со своим правовым режимом (ст. 71 ЗК РСФСР).

При этом данное противоречие не было предметом глубокого обсуждения и анализа в юридической литературе. Более того, в научной литературе предлагалось даже более широкое толкование состава земель населенных пунктов (чем в ЗК РСФСР) в результате выделения земель «застройки, общего пользования (улицы, площади, стадионы, рынки и т.п.), природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения (парки, лесопарки, сады, памятники садово-парковой архитектуры, водоемы, пляжи, дикий животный мир, рыба, памятники природы, истории и культуры, в том числе архитектуры), занятые промышленностью, транспортом, связью, объектами энергетики, обороны».5 Однако едва ли можно согласиться с нахождением в составе категории земель поселений рыбы и объектов животного мира в качестве неотъемлемых составных частей.

Другие авторы отмечали, что следует различать «виды территориального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов, перечисленных в ст. 71 ЗК (земли застройки, общего пользования и т.д.). Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия. Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК РСФСР преследовало иную, более узкую задачу – определить правовой режим видов земель населенных пунктов. Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает».6

Действительно, выделяемые в статьях 40-48 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны не соответствовали выделяемым Земельным кодексом РСФСР составу земель населенного пункта. Суть противоречия, на наш взгляд, сводится к тому, что Земельный кодекс РСФСР требовал однозначного назначения участков с помощью понятия «целевое назначение» земельного участка. Оно прямо упоминалось в действовавших до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. статьях 45, 46, 78, 92, 93, 125 ЗК РСФСР и косвенно во множестве других статей, а также иных законах и подзаконных актах. При этом ни в одном из них не содержалось определение этого понятия.

В ЗК РСФСР (и большинстве законов о земле субъектов Российской Федерации 90-х годов XX века) классификация земель в земельном фонде РФ осуществлялась посредством нескольких уровней детализации определений. Первоначально весь земельный фонд делился на семь основных категорий, включая и категорию земель населенных пунктов. Затем земли каждой категории дифференцировались на более мелкие составные части (субкатегории). Например, различались особенности использования и охраны земель промышленности, транспорта, связи, обороны и т.д. в рамках одной категории земель специального назначения.

Однако выделение в рамках категории земель поселений таких субкатегорий с четким указанием их целевого (т.е. единственного) назначения не позволяло осуществить надлежащее градорегулирование на соответствующих территориях, приписанных к той или иной субкатегории. Это происходило по следующей причине. Перечни объектов, приписываемые той или иной субкатегории, не могли (и не могут) быть сосредоточены только в этой субкатегории и ни в какой иной. Напротив, они есте­ственным образом распространяются и существуют и в иных (всех) субкатегориях. Напри­мер, к субкатегории земель общего пользования были приписаны площади, улицы, переул­ки, проезды и т.п., но эти виды объектов естественно и необходимо присутствуют во всех иных субкатегориях.

Земельный кодекс РСФСР не отвечал прямо и на другой важный вопрос: что считать целевым назначением земельного участка - весь ли список разрешенных для соответ­ствующей субкатегории объектов или тот конкретный объект, который на данном участ­ке сейчас расположен или запроектирован? Факт отсутствия однозначного ответа на этот вопрос означал возможность и юридическую оправданность следующей трак­товки закона: разрешенным на конкретном участке правомерно считать весь без ис­ключения список объектов, обозначенных для территориальной зоны, в границах которой этот участок расположен.

Это юридическое заключение и является правовым основанием для «Правил землепользования и застройки» правового (территориального) зонирования. По этой системе разработаны и введены в действие согласно Градостроительному кодексу РФ «Правила» в Новгороде, Казани, Твери, Иркутске, Санкт-Петербурге, Выборге, Самаре и других городах. Соответствующие разделы указанных Правил устанавливают спи­ски видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в тех или иных территориальных зонах.7

Понятие «разрешенное использование» земельных участков является следствием дальнейшего совершенствования конструкции «целевого назначения» земельного участка. Использование земельных участков по целевому назначению всегда являлось и является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ). Однако до недавнего времени земельное законодательство употребляло данный термин применительно к «основному» целевому назначению, определяемому сразу для целой категории земель.

В связи с масштабным вовлечением земельных участков городских и сельских поселений в гражданский оборот возникла потребность в углубленном подходе к определению целевого назначения, а для этого – в дополнении норм об основном целевом назначении категорий земель нормами о целевом назначении конкретных земельных участков с учетом их месторасположения и установленных ограничений (обременений) в их использовании, что и осуществлено в новом Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. Так появилась на свет правовая конструкция «разрешенное использование земельных участков».

Впервые данный термин упоминается в Приложении № 4 (Акт установления нормативной цены земельного участка) к Письму Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1994 г. “О порядке определения нормативной цены земли”, однако содержание данного термина не раскрывалось.

Впоследствии названный термин был востребован как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации, причем в ряде региональных программ земельной реформы формирование законодательного установления принципа разрешенного использова­ния земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий поселений провозглашалось одним из элементов государственной политики по развитию оборота земли и другой недвижимости.8

Попытки раскрыть содержание данного термина предпринимались и в юридической литературе середины 90-х годов XX века. Так, ряд авторов предлагал понимать под разрешенным использованием и целевое назначение земельного участка, и требования к использованию земельного участка, вытекающие из территориального планирования и зонирования, а также из установленных для данного участка ограничений и обременений.9

Градостроительный кодекс РФ окончательно определился с данным понятием (ст. 1), понимая под разрешенным использованием земельного участка и иных объектов недвижимости использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также сервитуты. В свою очередь, градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.

Своеобразие юридической природы градостроительных регламентов проявляется в том, что они, будучи, по сути, тех­ническими нормами, не обладающими юридической силой, становятся юридически значимыми с момента утверждения их органом местного самоуправления посредством принятия нормативного акта - правил землепользования и застройки.

Данный документ содержит текстовую и картографическую части. Текст включает юридические нормы и процедуры, связанные с использованием существующих объектов недвижимости, а также подготовкой и осуществлением строительных изменений на земельных участках. Картографическая часть включает карту правового зонирования городской территории, а также приписанные к карте градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости в границах выделенных зон. Это существенно отличает Правила от традиционных документов, в которых правовую нагрузку имеет только текст, тогда как в данном случае карта имеет непосредственно правовое значение (разделение территории на зоны с различными регламентами).10

Именно данный нормативный акт определяет правовые основы территориального зонирования, в основе которого лежит разделение городской территории на определен­ное число зон с фиксированными границами. Для всех зон и соответственно для каждого земельного участка, расположен­ного в этих зонах, устанавливаются градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости: виды разрешенного использования объек­тов недвижимости (владельцы вправе выбирать вид из списка видов, установленного регламентом; предельные (минимальные и/или максимальные) показатели площади и линейных размеров (по ширине и длине) земельных участков; предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках (например, отступы построек от границ земельных участков показатели высоты или этажности построек, процента застройки участков и др.); показатели мест парковки автомобилей и т.д.11

Так, в жилой территориальной зоне могут располагаться дома малой этажности (1-2 этажа), средней этажности (до 5-ти этажей) и многоэтажных домов. Если мы возьмем, например, жилую зону с домами малой этажности, то в перечень параметров разрешенных градостроительных изменений на земельном участке могут входить: теплицы; оранжереи; надворные туалеты; небольшие индивидуальные мастерские; сараи, бани и иные надворные постройки; резервуары для хранения воды; отдельно стоящие гаражи или стоянки на одну машину и т.д.12

Таким образом, наличие градостроительных регламентов создает условия для четкого правового регулирования пользования земельными участками и зданиями, строениями, сооружениями на участке как единым комплексом и определяет права и обязанности на земельные участки в поселениях.13

Проведению правового зонирования не мешает отсутствие окончательно разграниченного права государственной и муниципальной собственности в поселениях, поскольку правовое зонирование регулирует вопросы использования городской земли, но не распоряжения ею.14 Система правового зонирования сопрягается с иными подсистемами регулирования, связанными с установлениями ограничений на землепользование и застройку по требованиям экологии, охраны памятников истории и культуры и т.д. Выработка сводных регламентов проводится путем многочисленных консультаций разработчиков «Правил» с соответствующими специалистами.15

При этом существующие объекты, которые не вписываются в принятые регламенты, сохраняются, но изменение их строительных параметров допускается только в случае, если таковые направлены на приведение использования объекта в соответствии с регламентом данной зоны.16

Следовательно, в отличие от ЗК РСФСР «Правила» уста­навливают список разрешенных видов (не однозначного) использования участков, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны; при этом конечный выбор использования из установленного списка делает собственник (арендатор) участка.

Параметры и виды использования земельного участка (как и ограничения) устанавливаются для всех участков в пределах территориальной зоны, а собственник вправе использовать участок с расположенными на нем объектами недвижимости теми способами и в тех целях, которые не запрещены в ее пределах. Поскольку правила устанавливаются по отношению к каждой территориальной зоне, то разные территориальные зоны, расположенные в разных местах города, но принадлежащие к одному базовому типу, могут различаться по набору видов разрешенного использования недвижимости и по ее параметрам.17 Более того, может быть предусмотрен основной и факультативные виды градостроительного использования участка в пределах территориальной зоны.

Необходимо иметь в виду, что устанавливаемые Правилами градостроительные регламенты отличаются от строительных норм, правил и стандартов, равно как и от введенных Федеральным законом «О техническом регулировании» технических регламентов.18 Последние вскоре заменят экологические нормативы, СНиПы и СанПиНы, которые фактически и так являются техническими регламентами по своей сути. Несомненно, к общим техническим регламентам будут отнесены различные защитные и охранные зоны.19

В числе принципиальных отличий градостроительных регламентов от технических регламентов следует считать, во-первых, порядок утверждения. Градостроительные регламенты утверждаются актом органа местного самоуправления, технические регламенты – федеральным законом.

Во-вторых, принципиально отличается их сфера действия. Градостроительные регламенты определяют параметры и виды использования территории поселения в части застройки и т.д., то есть определяют внешнюю форму строительной деятельности в поселениях. Технические регламенты содержат нормы и правила безопасного ведения строительных работ (нормы строительной, экологической, технической и иной безопасности), то есть определяют сам порядок безопасного ведения строительства.

Таким образом, Градостроительный кодекс РФ впервые легально и однозначно ввел необходимость правового (территориального) зонирования и «Правил земле­пользования и застройки» для каждого муниципального образования, а в соответст­вии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., планировка и застройка – это один из вопросов местного значения. Целевое назначение земель нашло свое продолжение в градостроительном регламенте, определяющем строительные и хозяйственные «изменения» недвижимости (и земельных участков).

Предусмотренный градостроительным законодательством порядок уточнения пределов использования земельных участков в поселениях заключается в следующем: 1) назначение земель определяется через «разрешенное использование земельных участков»; 2) разрешенное использование устанавливается градостроительным регламентом, ко­торый содержит совокупность параметров и видов использования участков, вклю­чая допустимые изменения объектов недвижимости; 3) градостроительный регламент разрабатывается и содержится в составе нормативных правовых актов органов местного самоуправления - «Правил землепользования и застройки», которые не являются градостроительной документацией; 4) «Правила» разрабатываются органами местного самоуправления на основе правового зонирования.20

Администрация города посредством «Правил» получает возможность, во-первых, эффективно осуществить политику обустройства территории и регулировать ме­стные программы; во-вторых, сохранять некоторые земельные участки (около 30%) для перспективного использования с помощью особых правовых процедур; в-третьих, использовать новые рычаги управления и контроля над ситуацией, перевести мно­гие из сегодняшних «неуставных» отношений на правовую основу. Последнее возможно, поскольку «Правила» устанавливают полномочия разных субъектов, управлений и служб города, что по­зволяет администрации эффективнее использовать обращения в суд для достиже­ния результатов в интересах городского сообщества; в-четвертых, появляется возможность выбора наиболее выгодного и эффективного использова­ния недвижимости (и земельных участков) из нескольких разрешенных вариантов, что позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации без бю­рократической волокиты.

Главное же заключается в том, что с введением системы правового зонирования в городе появляются ясные и «прозрачные» правила игры для всех участников инвестиционно-строительного процесса. В этом заинтересованы все: и администрация города, которая нуждается в четких основаниях для принятия решений, и застройщики (собственники недвижимости), которые нуждаются в общепринятых и ясных стандартах принятия решений, чтобы снизить возможность произвола со стороны чиновников. Кроме того, Правила предлагают упрощение и упорядочение процедур, связанных с передачей прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, а также с получением разрешительной документации, что при сегодняшней бюрократизации процесса является значительным шагом навстречу интересам инвесторов.21

Однако, не смотря на ряд прогрессивных норм и решений, градостроительному законодательству в части установления правового режима земель поселений не удалось избежать ряда недостатков. Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осу­ществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходи­мых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков.

Кроме того, в подавляющем большинстве муниципальных образований России до сих пор не разработаны Правила землепользования и застройки (например, в Волгоградской области по состоянию на март 2004 г. они разработаны только в одном из 39 муниципальных образований). Причины этого носят объективный и субъективный характер. Не пытаясь отразить весь их спектр, хотелось бы обратить внимание на три из них. Во-первых, разработка Правил является весьма дорогой в финансовом отношении процедурой, в то время как стандартной ситуацией для большинства муниципальных образований является отсутствие необходимых денежных средств. Во-вторых, большинство должностных лиц органов местного самоуправления, от которых зависит разработка Правил, не заинтересованы в этом, поскольку установление четкой и «прозрачной» процедуры осуществления строительной деятельности (изменения параметров объектов недвижимости на участке) приведет к ликвидации многих существующих коррупционных схем.

В-третьих, разработка районными (городскими) архитекторами градостроительных регламентов и утверждение их Правилами землепользования и застройки само по себе «автоматически» не решает всех проблем в сфере градорегулирования, поскольку необходимо одновременное принятие и ряда иных документов органами местного самоуправления – о межевании, о черте поселений, о порядке проведения торгов, о публичных сервитутах, о минимальных и максимальных размерах земельных участков и т.д.

Ситуация с практически повсеместным отсутствием на местном уровне правил землепользования и застройки (и вытекающими из этого проблемами в плане защиты прав граждан и их объединений в сфере градостроительной деятельности) обуславливает необходимость вмешательства в данный процесс органов государственной власти, затрудняемый, однако, двумя причинами.

Во-первых, планировка и застройка территории муниципального образования является вопросом местного значения, что следует из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.22 (аналогичная норма была закреплена и в его предыдущей редакции). Во-вторых, согласно п. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса РФ, к числу расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, относятся «прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления». Поскольку вопросы планировки и застройки территории поселений являются вопросом местного значения, финансируемого из местного бюджета, органы государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ не вправе вторгаться в сферу компетенции органов местного самоуправления и административными методами «ускорять» разработку правил землепользования и застройки, так необходимых гражданам и юридическим лицам, находящимся в пределах городских поселений. Более того, отдельные попытки вторжения субъектов РФ в муниципальные градостроительные вопросы (например, в установлении видов территориальных зон в муниципальных образованиях) уже получили негативную оценку в юридической литературе.23

Что же следует предпринять в данной ситуации? На наш взгляд, разработка каких-либо карательных санкций в отношении должностных лиц органов местного самоуправления ничего не даст для решения указанной проблемы. Представляется, что одним из вариантов решения проблемы является выделение определенной доли денежных средств из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) органам местного самоуправления на разработку правил застройки, то есть использование не административных, а финансово-экономических рычагов воздействия на местные власти.

Перечень конкретных мероприятий по разработке правил землепользования и застройки территории муниципальных образований субъекта РФ с указанием объема и источников их финансирования может быть предусмотрен, например, долгосрочной или среднесрочной целевой программой субъекта РФ. Так, в Волгоградской области принята программа «Обновление градостроительной документации о градостроительном планировании территории городских и сельских поселений Волгоградской области на период 2004-2010 гг.». При этом подобный вариант не следует рассматривать как единственно возможный.



До разработки указанных документов отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве зе­мельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инстру­мент регулирования социально-экономическим развитием городов. Поэтому реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроитель­ной документации, нормативов и т.д.) надлежит продолжить одновре­менно с земельными преобразованиями. Только в этом случае удастся избежать ситуации, сложившейся в городе Волгограде в 2003 г., когда в Центральном парке культуры и отдыха города (то есть в рекреационной зоне) было начато строительство нескольких многоэтажных элитных домов, что привело к вырубке значительного массива древестно-кустарниковой растительности и судебному спору заказчика с общественностью.
Право и экономика. - 2004. - № 6. – С. 58-64.



1 Копылов М.Н., Мохаммад С.А. Экологическое районирование в международном и внутригосударственном праве: Учебное пособие. М., 2003.

2 Например, ст. 33 Кодекса Волгоградской области от 17 июля 2002 года № 727-ОД «Об административной ответственности» предусматривает административную ответственность за нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон.

3 Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: Учеб. - практ. пособие. М., 2004. С. 151.

4 См. также: Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов, 2003. С. 164-165.

5 Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, 1993. С. 111.

6 Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 323.

7 Правовое зонирование: опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России / Под ред. У. Валлетты и А. Высоковского. М., 1999. С.34-35.

8 Закон Кемеровской области «О региональной целевой программе «Развитие земельной реформы в Кемеровской области на 2000-2002 годы». Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2000 г. Раздел 2.3.

9 Башмаков Г.С., Беляева З.С., Иконицкая И.А. Современные проблемы нового земельного законодательства. // Государство и право. 1995. № 8. С. 40.

10 Высоковский, А.А., Трутнев Э.К. Концепция правового зонирования города: Методы разработки на примере Хабаровска. М., 1999. С.15.

11 Там же. С. 12.

12 См. также: ст. 59 Градостроительного Устава Казани. Утвержден Решением Казанского Совета народных депутатов 24 декабря 1998 г. № 9-13.

13 Лисина Н.Л. Указ. соч. С. 150.

14 Высоковский, А.А., Трутнев Э.К. Концепция правового зонирования города: Методы разработки на примере Хабаровска. М., 1999. С.68.

15 Там же. С.81.

16 Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы. М., 2000. С.93.

17 Афанасьева Т., Трутнев Э., Якубович Е. Градостроительное законодательство России на пути реформ. М., 1996. С. 44.

18 Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

19Тимофеев Л.А. Проблемы экологического нормирования водоснабжения населения. Саратов, 2003. С.28.

20 Правовое зонирование: опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России / Под ред. У. Валлетты и А. Высоковского. М., 1999. С.33.

21 Высоковский, А.А., Трутнев Э.К. Концепция правового зонирования города: Методы разработки на примере Хабаровска. М., 1999. С. 17-18.

22 Российская газета. 2003. 8 октября.

23 Сокол – Номоконов Э.Н., Макаров А.В. О градостроительных нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С.28.