Анализ работы психолога мбоу дсош №1 Аркадьевой М. А. за 2011-2012г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. н константинова Т. И. 2012г 2012г «Основы предпринимательской... 1 56.44kb.
Мбоу сош №20 г. Химки Ю. Н. Оболенская 2011 г 5 1087.35kb.
2012г. 2012г. Правила внутреннего трудового распорядка 1 258.27kb.
В сборнике представлены анализ деятельности педагогического коллектива... 25 2696.86kb.
Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. 1 67.75kb.
Анализ воспитательной работы за I полугодие 2011 — 2012 уч. 1 121.38kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Введение в профессию» 1 15.66kb.
Анализ воспитательной работы по моу «Кутлуевская сош» за 2011-2012... 1 138.19kb.
Отдел образования и молодежной политики план работы отдела отдел... 15 4961.76kb.
С. Я. Валов «01»сентября 2011 г 1 185.16kb.
Мбоу дод «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) 1 301.25kb.
«Региональный социопсихологический центр» Итоговая работа по инвариантному... 1 107.24kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Анализ работы психолога мбоу дсош №1 Аркадьевой М. А. за 2011-2012г - страница №1/1

Анализ работы психолога МБОУ ДСОШ № 1 Аркадьевой М.А. за 2011-2012г. учебный год

Планируя работу на 2011-12 уч.год, были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Задачи:


- психолого- педагогическая поддержка всех первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

- развитие познавательных возможностей учащихся 2-3 классов.

- психологическая подготовка учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу, позволяющая в дальнейшем успешно адаптироваться в 5 классах школы.

-педагогическая работа с детьми инвалидами, с детьми группы риска.


Работа школьного психолога осуществлялась по нескольким направлениям:

  1. Психодиагностическое

  2. Психокоррекционное

  3. Просветительское

  4. Консультативное

1-я четверть- основное внимание уделяется уч-ся, только начинающим учиться в стенах школы 1-е классы и уч-ся 5-х классов.

Психолог наблюдает за процессом адаптации и занимается необходимой коррекционной работой.

2-я четверть- идёт работа с подростками, направленная на расширение границ представлений о себе. В ходе этой работы по запросу классных руководителей и классах проводится несколько тестов, выявляющих особенности интеллектуальной деятельности ученика. Результаты тестов обсуждаются с учителями и на родительских собраниях.

3-я четверть-основное внимание уделяется уч-ся 5-8 классов «Уровень тревожности агрессивности по Филипсу»

4-я четверть- идёт работа с 1,2,3 классами по сформированности умственных способностей: память, внимание, мышление; с 4 классами диагностика уровня тревожности по Филлипсу.

Психодиагностика

Проводилась психологическая диагностика различного профиля и направления. В этом учебном году был поставлен акцент на диагностическую работу по классам и семьям.

Заведены карты психолого-педагогического сопровождения на учащихся группы риска. В картах психолого-педагогического сопровождения отражена важная информация о каждом ребёнке, особенности характера и поведения.

С целью определения психологической готовности к школьному обучению проводилось поэтапное исследование 1 класса, которое включило в себя:

I этап — Педагогическая диагностика готовности детей к обучению. Методика А.Р. Лурия.

II этап — Опросник. Белова Т.В, Солнцева В.А



«Диагностика готовности учащихся к школе 1а, 1б, 1в классов»(52 чел.)

Результат отслеживается по таблице №1 Сводная таблица результатов диагностики сентябрь-май:


1а класс Таблица №1

Итоговые уровни мотивации

Сентябрь

память

Сентябрь

внимание

Сентябрь

мышление

Май

память

Май

внимание

Май

мышление

Высокий ур.

-

2 чел.

4 чел.

-

2 чел.

5 чел.

Выше ср.ур.

7 чел.

4 чел.

6 чел.

7 чел.

9 чел.

9 чел.

Ср.ур.

14 чел.

16 чел.

12 чел.

10 чел.

10 чел

7 чел.

Н.ср.ур.

4 чел.

3 чел.

3 чел.

8 чел.

4 чел.

4 чел.

Н.ур.

-

-

-

-

-

-

1б класс Таблица № 2

Итоговые уровни мотивации

Сентябрь

память

Сентябрь

внимание

Сентябрь

мышление

Май

память

Май

внимание

Май

мышление

Высокий ур.

1 чел.

4

1 чел.

1 чел.

6 чел.

3 чел.

Выше ср.ур.

1 чел.

3 чел.

4 чел.

1 чел.

6 чел.

5 чел.

Ср.ур.

6 чел.

4 чел.

1 чел.

10 чел.

6 чел

2 чел.

Н.ср.ур.

11чел.

12 чел.

13 чел.

7чел.

1 чел.

8 чел.

Н.ур.

-

-

-

-

-

1 чел.



1в класс Таблица № 3

Итоговые уровни мотивации

Сентябрь

Память

Сентябрь

внимание

Сентябрь

мышление

Май

память

Май

внимание

Май

мышление

Высокий ур.

-

-

2 чел.

-

1 чел.

3 чел.

Выше ср.ур.

1 чел.

4 чел.

1 чел.

2 чел.

6 чел.

2 чел.

Ср.ур.

5 чел.

3 чел.

1 чел.

6 чел.

6 чел

2 чел.

Н.ср.ур.

6 чел.

-

4 чел.

3 чел.

-

2 чел.

Н.ур.

1 чел.

6 чел.

5 чел.

2 чел.

-

4 чел.

Полученные показатели информируют о начальном уровне и способности к участию в деятельности у детей, начинающих школьное обучение, и служат отправной точкой отслеживания динамики названных критериев.

Если сравнивать результаты тестирования которые проводились в начале уч.года и в конце то мы видим что уровень мышления, памяти, внимания повысился.

На родительском собрании была дана информация для родителей «Диагностика познавательной сферы ребёнка»

Были даны рекомендации на каждого ребёнка в письменном виде. Проводили беседу о «Влиянии семейной атмосферы на успеваемость учащихся».

Провели малый пед.совет «Отчёт о результатах диагностики 1-х кл.»

Со 2-ми и 3-ми классом проводилось исследование уровня учебной мотивации.

Ребята показали следующие результаты:


Таблица №4

класс

память

внимание

мышление

2-е-классы

В.ур. -4%

20%

15%




В.ср.ур. -11%

25%

20%




Ср.ур. -70%

45%

35%




Н.ср.ур.-14%

10%

25%




Н.ур. -1%

-

5%













3-и-классы

В.ур. -5%

10%

12%




В.ср.ур.-50%

20%

45%




Ср.ур. -25%

65%

35%




Н.ср.ур.-18%

4%

6%




Н.ур. -2%

1%

2%












В конце уч.года с 4-ми классами проводилась «Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу».



Ребята показали следующие результаты:

Таблица №5

Мативационная сфера:


Высокий ур

80%



Средний уровень

20%


Мотивы учебной деятельности

Положительные

83%


Полож и отриц.

17%




Учебные интересы(любимые предметы)

Математика

Физкультура

чтение





Итоговый уровень развития мотивационной сферы

Высокий уровень

85%


Средний уровень

15%


Основное внимание уделялось уч-ся 5-х классов, их родителям, учителям и классным руководителям.

Программа психологического сопровождения уч-ся при переходе в среднюю школу включала несколько элементов:

-диагностическая работа, направленная на выявление характера адаптации, знакомство с материалами диагностики, проведённой психологом;

-организация коррекционно-развивающих занятий;

-координация работы классных руководителей и учителей;

-проведение родительского собрания для выяснения причин трудностей адаптационного периода и разработки рекомендаций о способах их преодоления;

-проведение индивидуальных консультаций для уч-ся.

Одним из важных направлений в работе психолога является диагностика протекания процесса адаптации к новым условиям обучения в средней школе.

Традиционно в каждом из 5-х классов проводится проективные рисуночные методики: «Я в школе» и «Рисунок не существующего животного», анкета в которой пятиклассник называет свой любимый цвет, время года, урок, занятие после школы, какую черту он больше всего ценит в людях.

Моя работа не может ограничиваться только одной диагностикой.



Пятиклассники нуждаются в определённой психологической помощи. Оказание такой помощи- другое направление работы психолога с классами в адаптационный период. Поэтому с каждым 5-м классом мною проведено в сентябре-ноябре четыре групповых занятия.

Собранного материала достаточно, чтобы анализировать особенности ребёнка, в случае обращения родителей или учителей с конкретным вопросом.

Следует отметить, что с классными руководителями 5-х классов сложилось хорошее продуктивное сотрудничество. Обсуждались результаты практически каждой встречи класса с психологом. Очень часто классные руководители советовали родителям обратиться к психологу, и это давало возможность направить усилия трёх заинтересованных сторон в нужном направлении.

С целью выявления процесса адаптации учащихся 5-х классов проведён ряд диагностических методик:

Психологический тест «Адаптация», «Исследование уровня тревожности по Филипсу».

Сводная таблица результатов диагностики 5-х классов:

«Исследование уровня тревожности по Филлипсу»

Тест Филлипса

Данный тест позволяет судить об уровне тревожности в восьми важных для подростка направлениях общей сферы, степени переживания социального стресса, реализации потребности в достижении, уровне тревожности при проверке знаний, проблемах во взаимоотношении с учителями, наличие страха самовыражения, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, степени физической сопротивляемости стрессу. Данный набор диагностического материала позволяет выявить актуальные для подростка проблемы, помочь ему и заинтересованным в его судьбе людям осознать области, в которых он наиболее успешен, строить беседу с подростком, используя значимые для него аргументы.



Сравнительная таблица по школьной тревожности 5-а класс 2011-12 уч.год Таблица №6

Начало уч.года и конец учебного года




Уровень тревожности

Общая школьная тревожность

До пос

Переживание соц. стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Высокий


0


0

6


0

3


0

6


0

0


0

2


1

0


0

3


0

Повышенный


5


1


13


9


9


4

10


4

9


2

5


2

2


1

14


3

Норма


20


25

7


17

13


22

9


22

16


24

17


23

23


25

8


23


Сравнительная таблица по школьной тревожности 5-б класс 2011-12 уч.год Таблица №7


Уровень тревожности

Общая школьная тревожность

До пос

Переживание соц. стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Высокий


0


0

6


0

3


0

6


0

0


0

2


1

0


0

3


0

Повышенный


5


1


13


9


9


4

10


4

9


2

5


2

2


1

14


3

Норма


20


25

7


17

13


22

9


22

16


24

17


23

23


25

8


23

Проанализировав, полученные данные были даны практические рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам и родителям на родительском собрании.

Для уч-ся с высоким и повышенным уровнем тревожности были проведены психологические встречи. После некоторых встреч с ребятами с высоким и повышенным уровнем тревожности, было заметно что у уч-ся заметно понизился уровень тревожности.

В новом учебном году программа работы с пятиклассниками будет продолжена.


Диагностика агрессивности подростков проводилась с 5-8 класс, с целью выявления уровня негативных показателей характера и эмоционально—волевой сферы. (Опросник Баса-Дарки). Диагностика внутреннего эмоционального состояния учащихся с 5-8 класс

исследовалось с помощью тестов: «Дом, дерево, человек», «Метод цветовых выборов».

Результаты диагностики агрессивного и рискованного поведения:

Таблица №8


классы

агрессия

риск

5-е кл.


В норме 90%

Повышена 10%



95%

5%


6-е кл.


В норме 87%

Повышена 13%



92 %

8%


7-е кл.


В норме 85%

Повышена 15%



95%

5%


8-е кл.


В норме 70%

Повышена 30%



65%

35%










С данными результатами диагностики ознакомлены все: классные руководители, учителя-предметники, родители, и сами ученики.


Учащиеся 6-8 классов узнали свой уровень эмпатийных тенденций, умение сопереживать, сочувствовать и попробовали изменить своё отношение к окружающим в позитивном направлении.

В ноябре месяце проводилась Неделя Психологии в школе

Я ставила следующие цели:

-повышение психологической компетентности уч-ся и учителей школы;

-формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;

-содействие развитию личности уч-ся;

-повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.

Программа проведения «Недели Психологии в школе»

Тема: понедельник «Психология это серьёзно…»

вторник -«Личность»

среда -«Общение»

четверг -«Деятельность»

пятница -«Чувства и эмоции»

суббота –подведение итогов.

Были вовлечены в опросы учителя, учащиеся, администрация, обслуживающий персонал.

Результат опроса:

«Любимый цвет»

Кол-во человек

Красный

46 человек

Жёлтый

44 человека

Синий

27 человек

Зелёный

32 человека

Чёрный

14 человек

Эти цифры говорят о многом. Школьные нагрузки, как для детей, так и для взрослых снижают эмоциональный фон, «окрашивают» его в неяркие тона, что сказывается на физиологическом уровне усталостью.

Во время учебного процесса была оформлена выставка рисунков с 1-4 кл.

Класс

Первая группа



Конкурс рисунков



1место



4 место



5 место



3 место



-



2 место

Вторая группа детей






3 место



2 место



1 место



-

Во вторник в течение дня в начальной школе была организована игра «Следопыт». Вопросы игры интересны, информативны, и познавательны. Они позволяют школе «побурлить» и выяснить, что она является целостным организмом с такими разными и в то же время схожими взглядами на жизнь.

Результат игры:



Класс

Психологическая игра «Следопыт»



1 место



6 место



4 место



10 место



5 место



9 место



2 место



8 место



7 место



3 место

В этот же день на втором этаже около кабинета психологической разгрузки появился «забор». На нём были вопросы на психологическую тему. Каждый желающий мог продолжить начатое предложение. И прочитав на стене записи детей, учителя высказали свои пожелания.

В среду была организована психологическая игра «Следопыт» для уч-ся с 5-11классы.Проведение этой игры принесло свои плоды. Это стало ещё одним способом объединить детей и взрослых.

Результаты игры:

Класс

Занявшее место



3



4



6



7



10



8



11



5



1



12

10а

2

10б

9

11а

-

11б

-

В четверг была организована выставка плакатов «Мой класс» с 5-11 классы.

Многие классы приняли участие, хочется отметить что 5-а класс сдали быстрей всех, это говорит о чувстве ответственности.

Результат выставки «Мой класс»

Класс

Занявшее место



3



0



2



4



1



5



0



4



0



0

10а

1

10б

3

11а

2

11б

0

Самые лучшие рисунки 5-а класса: Екимова В.,ВолковаЛ., Зюнькина Д., Болдырева Т.

В пятницу всех входящих в школу ждала психолог с улыбкой на лице, и предлагала выбрать тот цвет с «каким настроением идут в школу». Уже ребята более активно принимали участие.


Результаты тестирования показали:
Участников было: 237 человек

« С каким настроением иду в школу»

Кол-во участников

Красный

64 чел.

Зелёный

18 чел.

Жёлтый

108 чел.

Синий

23 чел.

Чёрный

24 чел.













В это же день для 9-11 классов была проведена игра КВН посвящённая Неделе Психологии в школе! Ребята команды молодцы без всякой подготовки на вопросы ведущих мгновенно находили ответ. И конечно хочется выразить благодарность ведущим ученицам 10-а класса Антиповой Алине, Баскаковой Ольге!
Результат игры КВН

Класс

Занявшее место

9-а

-

9-б

-

10-а

1 место

10-б

2 место

11-а

-

11-б

-


Итоги Недели Психологии:

Участвующие классы

Занявшее место

1-а

1 место

1-б

4 место

1-в

3 место

2-а

7 место

2-б

5 место

2-в

5 место

3-а

2 место

3-б

6 место

4-а

4 место

4-б

3 место

5-а

5 место

5-б

7 место

6-а

2 место

6-б

3 место

7-а

3 место

7-б

3 место

8-а

4 место

8-б

6 место

9-а

5 место

9-б

1 место

10-а

3 место

10-б

2 место

11-а

4 место

11-б

-

В течение недели в школьной библиотеке работала выставка новинок литературы по профориентации. Дети и педагоги активно интересовались предложенной им литературой. Активное участие учителей позволяет выработать новые работы с детьми. Опросы на период «Недели психологии» создали в школе определённый настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы, а находящие в ней люди- близкими собеседниками. Волнение, радость, смех сопровождали всю неделю Психологии.



Психокоррекция

Делая акцент на учащихся «Группы риска» занятия проводились в индивидуальной и групповой форме. Считаю, что некоторым учащимся, которые не хотят выносить свои личные и семейные проблемы в группу больше подходят индивидуальные занятия. Психологическая помощь в период адаптации к школьным условиям оказывалась 1 классу в виде групповых и индивидуальных бесед. Также психологическая помощь была оказана в период адаптации учащимся 5 класса, в виде уроков общения.

Коррекция агрессивности проводилось в течение всего года, по результатам тестирования были определены учащиеся с повышенным показателем агрессивности и враждебности. С такими уч-ся были предложены индивидуальные беседы с применением различных методик (Методика «Нарисуй человека,», «Дом, дерево, человек», «Арттерапия).

Для 6-8 классов были проведены уроки общения на развитие коммуникативных способностей, на которых ребята высказывали своё мнение по разным вопросам общения.

Анализируя направление психокоррекционной работы, можно сказать, что занятия проводились в тесном сотрудничестве с родителями, учителями и социальным педагогом.
Просветительская работа

Просвещение является важным моментом в профилактике эмоционального неблагополучия и предотвращения психологических проблем. Учащиеся среднего звена 7 — 8 классов узнали об особенностях темперамента и как уживаться с людьми разных темпераментов. Были проведены уроки общения и для учащихся начального звена на тему: «Умеем ли мы общаться?» «Как правильно выразить свои мысли?» «Что такое дружба?» Обобщая, можно сказать, что на уроках общения в беседе со старшеклассниками, важны примеры из жизни, а также возможность высказаться; для среднего звена — возможность узнать о себе, своих одноклассниках, друзьях, самоутвердиться; а для младших школьников важен элемент игры. При планировании работы эти особенности будут учитываться.

Также проводилась просветительная работа с уч-ся «группы риска», по разным направлениям и темам: «Здоровый образ жизни», «Как противостоять вредным привычкам?», «Вред табакокурения», «Зло — наркомания», «Алкоголь — это яд» и «Самовольные уходы» и т.д.

Кроме этого, тесное общение происходит с учителями в целях расширения и углубления знаний практической психологии педагогического коллектива.

Были проведены психолого-педагогические семинары на темы:


  1. «Психофизиологические, личностные и интеллектуальные аспекты подросткового возраста».

  2. «Тенденции формирования ценностных ориентации современных школьников».

Эти семинары имеют практическое значение, так как в процессе обсуждаются значимые вопросы воспитания и обучения, современные тенденции развития учащихся в той или иной сфере их жизни. В заключении семинара даются практические рекомендации психолога. Тесное сотрудничество непосредственно с руководителями МО и учителей начальных классов. Выступление на МО учителей начальных классов на темы:

  1. «Психологические особенности младшего школьного возраста»

  2. «Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников»

  3. «Формирование самооценки у младших школьников»

  4. «Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено»

Выступление на МО учителей:

  1. «Девиантное поведение. Общие рекомендации в работе с подростками девиантного поведения».

  2. «Методика контактного взаимодействия с подростками девиантного поведения».

  3. «Рекомендации в работе с агрессивными детьми».

Из проведённых выступлений видно, что учителям необходимо больше практической психологии и рекомендаций в работе с детьми. В дальнейшей работе обязательно учту эту особенность.

Индивидуальное консультирование

Индивидуальное консультирование проводилось с целью получения необходимых психологических знаний, рекомендаций по результатам диагностики. Хочется отметить, что учащиеся лучше идут на контакт и обсуждают свои проблемы и переживания в индивидуальной беседе, чем в классе или семье. Индивидуальное психологическое консультирование в виде специально организованной беседы, направленной на осознание обратившегося сути проблемы и способов её решения, даёт свои результаты.

Индивидуальных консультаций проведено:


  • Для родителей— 35

  • для учителей — 24

  • для учащихся — 63

Работа с родителями

Обсуждались следующие темы:

5-е классы: В чём трудности адаптационного периода, и как помочь своему ребёнку в их преодолении.

6-е классы: Влияние определённых видов учебной мотивации на результаты учёбы. Как помочь ребёнку в формировании учебной мотивации.

8-е классы: Дети глазами родителей, и родители глазами детей. На родительские собрания явка всегда 80%. Косвенным показателем успешности проведения собраний служит тот факт, что все родители, которые не смогли присутствовать на собрании, после информации, полученной от родителей одноклассников их детей, находят время и возможности встретиться с психологом.

Темы обращений родителей связаны с особенностями учебной деятельности, с характером складывающихся отношений с одноклассниками или с учителями, индивидуальные способности семейной ситуации. Большинство родителей удовлетворяется одноразовой консультацией. Достижением учебного года можно считать увеличившееся количество совместных встреч психолога, родителя и уч-ся, на которых проблема выявлялась, анализировалась, намечались совместно пути её решения, и затем, на вторых встречах шёл контроль за ходом её разрешения.

В декабре месяце выступала на районном родительском собрании на тему: «Помощь родителям при выборе профессии их детей».

В марте месяце выступала на НОУ учителей по теме: «Влияние адаптационного периода пятиклассников на качество знаний».



Делая выводы из проделанной работы, хочу поставить следующие цели на будущее:

  1. Продолжить работу с учащимися «группы риска» в тесном сотрудничестве с администрацией, родителями и социальным педагогом.

  2. Внедрение новых психологических методов и методик.

  3. Приобретение современной психологической литературы.

  4. Создание разновозрастных групп общения для учащихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации.

5.Реализовать проект по адаптации пятиклассников

6.Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе.

7.Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности.

8.Принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер детей.



9.Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы.

Психолог: Аркадьева М.А.
.