Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска 1 349.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология молодёжи основной... 2 226.74kb.
Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности 1 32.33kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент... 1 112.64kb.
Пахарь Вячеслав Андреевич учитель физической культуры мобу «Сузановская... 1 24.67kb.
Контрольная работа (самоаттестация) по предмету «История физической... 1 11.77kb.
Корпоративная культура: актуальные проблемы современной практики 3 540.66kb.
Образовательный стандарт основного общего образования по физической... 1 90.64kb.
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование... 1 137.79kb.
Программа курса «Проблемы современной науки в контексте культуры» 1 75.87kb.
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский... 1 200.67kb.
6. с чего нам следует начать после того, как мы примем решение? 1 33.85kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта - страница №1/1

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

основной образовательной программы



направления 032100 (68) – Физическая культура

(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта»)
Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры



«01» октября 2009 г., протокол № 3

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Авторы-разработчики

д.биол.н., профессор, профессор кафедры

философии и социологии В. Е. Борилкевич

В. Н. Станиславский

Санкт-Петербург

2009


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».


I. Организационно-методический раздел


  1. Цель курса

«Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» – расширить и углубить теоретические знания студентов по основным разделам социологии физической культуры и спорта, изучив современное состояние мирового спортивного движения, сформировать умения применять полученную информацию в научных исследованиях по социо-гуманитарной проблематике. Цель касается формирования у студентов понимания философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях; содействия формированию необходимого в современном обществе уровня толерантности личности средствами физической культуры и спорта.

Курс предусматривает изучение концептов «олимпизм», «глобализм», «фитнесс», «толерантность», этической составляющей любительского спорта и физического воспитания, вопросов культурной самоидентификации личности, философии социального здоровья, мировоззренческих основ адаптивной физической культуры, паралимпийского спорта и практических занятий по физическому воспитанию.


1.2. Задачи курса

Основные задачи курса:



  • сформировать полученные ранее знания по социологии физической культуры и спорта в научно-прикладную систему;

  • ознакомить с основными тенденциями развития мирового спортивного движения;

  • ознакомить с организацией и методами управления современным спортивным движением;

  • сформировать представление о современном понимания профессионализма в спорте;

  • сформировать у студентов знания о социальном контексте концепта толерантность;

  • сформировать представление о физической культуре и спорте как о факторе социализации личности, его мировоззренческих возможностях как фактора формирования толерантности личности и социальном феномене и о месте спорта в социальном пространстве;

  • сформировать у студентов знание в области проблем происхождения и сущности толерантности личности в условиях трансформации и глобализации современного общества;

  • сформировать понимание философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях;

  • ознакомить с проблематикой толерантности в современном обществе (дать определение понятию толерантность, ознакомить с истоками возникновения термина и проблематики в целом, ознакомить с проблемной частью воспитания толерантности – неоднозначностью термина, изучением мнений публикуемых в СМИ о толерантности, официальным определением толерантности, обсуждением проектов воспитания толерантности).


1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» изучается студентами на пятом году, он базируется на знании основ философии, социологии, культурологии, социологии физической культуры и спорта, социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта, методологии и методике социологического исследования.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий широкого содержательного потенциала социологии физической культуры и спорта в преломлении её современных проблем. По завершении курса магистрант должен владеть необходимым объемом информации об актуальном состоянии проблем, анализировать и прогнозировать тенденции развития мирового спортивного движения в реальных социальных и экономических условиях.


II. Распределение тем по видам занятий


N

п/п

Наименование

тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная

работа (часы)

лекции

семинарские

занятия

практическиие

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Современный олимпизм как мировое социокультурное явление

12

2

-

-

10

2

Обзор современного состояния олимпийского движения

19

-

2

-

17

3

Фэйр Плэй – моральный и этический кодекс олимпизма

3

1

-

2

-

4

Актуальные проблемы современного олимпийского движения

18

1

-

-

17

5

Глобализм и современный спорт

4

-

2

2

-

6

Идеология современных оздоровительных программ

4

2

-

2

-

7

Экология и спорт как социальный конфликт

4

-

2

2

-

8

Профессионализм и коммерциализм в современном спорте

12

-

-

2

10

9

Формирование толерантности личности как социальная проблема

4

2

2

-

-

1

2

3

4

5

6

7

10

Толерантность личности как показатель социального здоровья

4

2

2

-

-

11

Стигматизация и толерантность

4

2

2

-

-

12

Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества

4

2

2

-

-

13

Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания

2

-

-

2

-

Итого

94

14

14

12

54


III. Содержание курса
3.1. Темы, краткое содержание
Тема 1. Современный олимпизм как мировое социокультурное явление.

Лекция. Исторический экскурс и тенденции развития современного олимпизма.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль П. де Кубертена в возрождении Олимпийских Игр.
Тема 2. Обзор современного состояния олимпийского движения.
Семинар. Этапы развития современного олимпийского движения. Обсуждение актуального соблюдения Олимпийской Хартии.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Социальные факторы возрождения современных Олимпийских Игр. Философия и идеология современного олимпизма. Организационная структура управления олимпийским движением. Олимпийская Хартия как основополагающий документ.
Тема 3. Фэйр Плей – этический и моральный кодекс олимпизма.

Лекция. Генезис Фэйр Плей. Соблюдение принципов Фэйр Плей на различных этапах развития современного спорта.

Практическое занятие. Разбор вероятных ситуаций соблюдения принципов Фэйр Плей в реальных условиях деятельности.
Тема 4. Глобализация современного спортивного движения.

Лекция. Понятие «глобализма». Формы глобализации в спорте. Космополитизм современного спорта.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль транснациональных корпораций и СМИ в глобализации спорта. Мировой рынок труда в спорте.



Тема 5. Идеология современных оздоровительных программ.

Семинар. Концептуальная база «фитнесса». Соотношения понятий «фитнесс» и «здоровье».
Практическое занятие. Формы и методы реализации фитнесс-программ.


Тема 6. Экология и спорт – социальный конфликт.

Лекция. Взаимосвязь современного спорта и экологии среды. Спорт как причина техногенных и антропогенных явлений.

Практическое занятие. Анализ негативных воздействий спортивной деятельности на окружающую среду.
Тема 7. Профессионализм в спорте.

Семинар. Спорт как профессиональная деятельность.

Практическое занятие. Обсуждение Трудового кодекса РФ в сфере физической культуры и спорта.

Тема 8. Актуальные проблемы современного олимпизма.
Практическое занятие. Обсуждение документов Олимпийской Хартии.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Коммерциализация и политизация Игр. Нарушение основных принципов Олимпийской Хартии.
Тема 9. Формирование толерантности личности как социальная проблема.

Лекция. Сущность понятия «толерантность». Междисциплинарный характер понятия. Исторический и социально-культурный дискурс. Социологическое определение понятия толерантности. Толерантность как составляющая социализации личности. Этика Фэйр Плэй и ее значение для воспитания и образования студенческой молодежи.

Семинар. Толерантность и интолерантность. Толерантность как социальная проблема. Представления петербургской студенческой молодежи о проблеме формирования уровня толерантности в обществе. Толерантность и воспитание, пропаганда толерантного образа жизни как средство формирования толерантности личности.
Тема 10. Толерантность личности как показатель социального здоровья.

Лекция. Содержание категории «социальное здоровье» (Факторы социального здоровья: социально-экономические, социально-биологические, природно-климатические, идеологические, психологические и информационные. Роль физической культуры и спорта в формировании социального здоровья учащейся молодежи). Механизмы формирования социального здоровья. Социальная дифференциация, физическая культура и спорт. Спорт как средство формирования социального здоровья учащейся молодежи. Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. Оздоровительная и компенсаторная функции спорта. Спорт как механизм социального контроля.

Семинар. Роль спорта в формировании социального здоровья студенческой молодежи. Проблема неравенства в обществе и спорте. Социальная дифференциация российского общества и формирование интересов социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Занятия спортом как элемент стиля жизни разных социальных групп.
Тема 11. Стигматизация и толерантность.

Лекция. Стигма как социальное явление. Стигма как социальный ярлык, формирующий отношение к человеку. Основные «правила» стигмы. Виды стигмы: культурная, институциональная, личная, межличностная, внешняя, внутренняя. Значение этноса в физической культуре.

Семинар. Стигма и дискриминация. Значение образования в преодолении стигматизации. Отношение петербургской студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями, к людям с ВИЧ-инфекцией, этническим и сексуальным меньшинствам.
Тема 12. Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества.

Лекция. Социальная значимость паралимпийских игр в современном мире. Переход к толерантности, партнерству и интеграции. Занятия физической культурой и спортом в системе высшего профессионального образования как фактор формирования толерантности личности. Формирование отношения к людям с ограниченными возможностями в современной России.

Семинар. Исторические и социальные причины формирования отношения к инвалидам в обществе. Роль адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в этом процессе. Формирование отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта.
Тема 13. Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания.

Практическое занятие. Студенты делятся на группы и разрабатывают различные проекты формирования толерантности.

1. По личному выбору или рекомендации преподавателя, разработать и обосновать методику формирования толерантного восприятия социальных отличий для какого либо сегмента социальных отношений (расизм, «псевдопатриотизм», фанатизм, сексуальные меньшинства, религия и т.д.)

2. Адаптировать выбранную методику для применения в работе с различными возрастными группами (по выбору).


    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов


3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Причины гибели Античных Игр.

2. Объединяющая и культурная роль Игр в Античной Греции.

3. Социальные и политические факторы способствовавшие возрождению современных Олимпийских Игр.

4. Фэйр Плей – философия и идеология современного олимпизма.


  1. Олимпийская Хартия - программный документ современного олимпийского движения.

6. Актуальное состояние олимпийского движения.

7. Роль транснациональных корпораций и СМИ в мировом спорте.

8. Процесс глобализации в современном спорте.

9. Мировой рынок труда в современном спорте.

10. Понятие «фитнесс» и его концептуальная база.

11. Взаимосвязь понятий «фитнесс» и «здоровье».

12. Спорт как антропогенный и техногенный факторы.

13. Конкретные примеры негативного воздействия спорта на окружающую среду.

14. Профессионализм и любительство в спорте.

15. Сущность концепта (понятия) «толерантность».

16. Понятие «толерантность» в интерпретации ООН.

17. Роль спорта в формировании социального здоровья студенческой молодёжи.

18. Проблема неравенства в обществе и спорте.

19. Стигма как социальное явление. Виды стигмы.


3.2.2. Требования к устным ответам (сообщениям, устным докладам-защитам контрольной работы) и критерии их оценивания
Тема сообщения указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского или практического занятия, отражает результаты самостоятельной работы по вопросам (см. 3.2.1).

Сообщение и устный доклад-защита контрольной работы предполагают устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.

При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме).

Опрос предполагает беглое знание студентом учебного материала по теме. Студент должен знать ответы на вопросы, предназначенные для самостоятельной работы (предполагается домашняя подготовка).




      1. Требования к рефератам и критерии их оценивания

Тема реферата указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского или практического занятия, отражает результаты самостоятельной работы (см. 3.1, 3.2.1 и 3.2.4); реферат выполняется до семинарского или практического занятия. В зависимости от полноты раскрытия темы преподаватель может провести опрос по тексту работы либо оценить её без проведения опроса.

Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке.

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.



Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы. Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.
3.2.4. Темы рефератов

  1. Античные Олимпийские Игры – история и идеология.

  2. Современные Олимпийские Игры – история, идеология и принципы организации.

  3. Олимпийская Хартия - идеи и реалии.

  4. Фэйр Плей – моральный и этический кодекс олимпизма.

  5. Актуальные проблемы современного олимпизма.

  6. Глобализм в сфере современного спорта.

  7. Фитнесс: идеология современного оздоровительного движения.

  8. Спорт как фактор техногенных и антропогеных ситуаций в окружающей среде.

  9. Спорт как профессиональная деятельность.

  10. Современное понимание толерантности.

  11. Социализация личности, спортивная деятельность и толерантность.

  12. Толерантность как научная и социальная проблема.

  13. Социальные инновации и проблема восприятия нового.

  14. Стигматизм.




    1. Объёмные требования к экзамену

  1. Социокультурное содержание современного олимпийского движения.

  2. Исторический экскурс и его социокультурный аспект: Античные Олимпийские Игры.

  3. Исторический экскурс и его социокультурный аспект: современные Олимпийские Игры (конец XIX века – 20-е годы XX века).

  4. Исторический экскурс и его социокультурный аспект: современные Олимпийские Игры (20-е – 40-е годы XX века).

  5. Исторический экскурс и его социокультурный аспект: современные Олимпийские Игры (50-е – 70-е годы XX века).

  6. Исторический экскурс и его социокультурный аспект: современные Олимпийские Игры (80-е годы XX века – начало XXI века).

  7. Организационная структура управления олимпийским движением.

  8. От П. де Кубертена до Ж. Рогге: роль руководства МОК в развитии современного олимпийского движения.

  9. Олимпийская Хартия как основополагающий документ.

  10. Фэйр Плей: генезис, принципы, реализация.

  11. «Глобализм» и космополитизм в современном спорте.

  12. СМИ и спорт.

  13. Индустрия «фитнесса» и «здоровья»: основные понятия.

  14. Индустрия «фитнесса» и «здоровья»: медицинское, коммерческое и социокультурное содержание.

  15. Экология и спорт: точки соприкосновения.

  16. Спорт любительский и спорт профессиональный: концептуальные различия.

  17. Профессионализм в спорте как критерий классификации видов спорта.

  18. Спортсмен-профессионал и Трудовой кодекс РФ: права и обязанности.

  19. Мировой рынок труда в спорте.

  20. Коммерциализация и политизация современных Олимпийских Игр.

  21. Формирование толерантности личности в условиях высшего профессионального образования.

  22. Сущность концепта (понятия) «толерантность».

  23. Понятие «толерантность» в интерпретации ООН.

  24. Роль спорта в формировании социального здоровья студенческой молодёжи.

  25. Проблема неравенства в обществе и спорте.

  26. Стигма как социальное явление. Виды стигмы.

  27. Значение Фэйр Плэй в воспитании и образовании студенческой молодёжи.

  28. Социальное здоровье и его факторы. Толерантность личности как показатель социального здоровья.

  29. Социальная дифференциация российского общества.

  30. Значение образования в преодолении стигматизации.

  31. Толерантность как социальная проблема.

  32. Воспитание толерантности в системе высшего образования.

  33. Механизмы формирования социального здоровья

  34. Спорт как механизм социального контроля.

  35. Формирование педагогики толерантности.

  36. Семантика слова «толерантность».

  37. Методики формирования толерантности.

  38. Возрастные особенности воспитания толерантности.

  39. Место и роль толерантности в спорте.

  40. Влияние спорта на толерантность атлетов.


IV. Форма итогового контроля
Освоение курса «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» предполагает в качестве контроля экзамен.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Берковец Л., Агрессия: Причины, последствия и контроль. М.; СПб., 2001. 53 с.

  2. Визитей Н.Н., Социальная природа современного спорта. Кишинёв, 1979. 30 с.

  3. Гаттмен А., Социология спорта. (Навстречу олимпиаде-80). Реферативный сборник. М., 1980. 56 с.

  4. Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.

  5. Козлов А.А. (под ред.), Феномен экстремизма С.- ПбГУ, 2000г., С. 4-8.

  6. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. СПб., 2005 – 448 с.

  7. Философия спорта (хрестоматия). СПб, 2005 – 231 с.


5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Визетей Н. Курс лекций по социологии спорта. Кишинев, 2003. - 146 с.

  2. Витовская Г., Малашенко А. (под.ред.). Нетерпимость в России: старые и новые фобии – М.: Московский Центр Карнеги, 1999.

  3. Борилкевич В.Е. Фитнесс- современное понятие в мировом оздоровительном движении. //Сб. Термины и понятия в сфере физической культуры. СПб., - 2006.- с.33-35.

  4. Борилкевич В.Е. Экология и спорт – социальный конфликт.// Сб. Европа и современная Россия .Калининград, - 2005.- с 19-23.

  5. Дробижева Л.М., Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации // толерантность в общественном сознании России. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.- С. 34-35

  6. Егоров А.Г, Захаров М.А Фэйр плей в современном спорте. Смоленск, 2006 – С. 184.

  7. Емельянов Б.В., «Русский менталитет: возможности толерантности» Екатеринбург, 2001, с. 54, 100 Отв. ред. Купина Н.А., Хомяков М.Б., Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности, Изд-во Уральского Университета, Екатеренбург, 2003 (коллективная монография).

  8. Емельянов Б.В., Русская философия под знаком толерантности. Толерантность в современной цивилизации, Екатеринбург, 2001, С. 215.

  9. Золотухин В.М., «Две концепции толерантности», Кемерово, 1999, с.6.

  10. Клепцова Е.Ю., Отличительные особенности терпимости и толерантности., Науч.конс. А.Г. Асмолов. Толерантность и проблема идентичности (мат-лы междунар. научно-практ. конф.), Т.9, вып. 4., ежег. рос. психол. общ-ва Москва-Ижевск, 2002, отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин, С. 57.

  11. Козерева П.М., Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. М., 2002, С. 50, 116.

  12. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2001 – с 235.

  13. Купина Н.А., Хомяков М.Б., Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности, Изд-во Уральского Университета, Екатеренбург, 2003 (коллективная монография) С.6., 11.

  14. Ларшина Н.В., Толерантность как составляющая ценностных установок в спорте // Молодёжь ХХI века: толерантность как способ мировосприятия, Н.Новгород, 2001, под ред. З.Х. Саралиевой, С. 89.

  15. Михайлова О.А., Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста, С. 99.

  16. Олимпийский учебник студента. М., 2003 – с 125.

  17. Хомяков М.Б., Толерантность и её границы: размышления по поводу современной англо-американской теории, Екатеринбург, 2000, с. 24 Отв. ред. Купина Н.А., Хомяков М.Б., Философские и лингво-культурологические проблемы толерантности, Изд-во Уральского Университета, Екатеренбург, 2003 (коллективная монография), С. 11.

  18. Хомяков М.Б., Проблема толерантности в христианской философии Екатеринбург, 2000.

  19. Хомяков М. Б. (под ред.) Толерантность в современной цивилизации, мат-лы междунар. конф., Екатеринбург, 14-19 мая 2001. Логика толерантности и права, 2002.

  20. Чукин С.Г., «Плюрализм, солидарность, справедливость» к проблеме идентичности филосовско-правового дискурса в ситуации постмодерна., СПб 2000., МВД России СПбУ., С. 100.


VI. Словарь основных терминов и понятий
АГОНИЗМ – античная философия основанная на принципах состязательности и соперничества.

АГОН – участник состязаний в Античной Греции.

АГРЕССИЯ – форма действий, характерная демонстрацией превосходства в применении грубой силы по отношению к человеку или группе лиц. Агрессивность варьируется по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни, словесных оскорблений (вербальная агрессия) до применения физической силы (физическая агрессия). В спорте элементы агрессия возможны в пределах правил соревнований . Это выражено в единоборствах (различные виды борьбы, бокс).

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды . Социальным содержанием адаптации является сближение целей и ценностей, усвоение норм, традиций групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ – спорт для лиц с ограниченными физическими возможностями .Уникальный институт реализации через спорт гуманистических идеалов.

АНОМИЯ – несоблюдение или незнание норм поведения общепринятых в данном социуме. Уровень девиации, когда система социальных норм перестаёт работать, вследствие чего происходит разрушение единства культуры и жизненного опыта.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА (american dream) – центральная часть идеологической конструкции философии успеха ( в т.ч в спорте), популярная в современном американском обществе.

АМЕРИКАНИЗАЦИЯ СПОРТА – интервенция идеологии , технологии и методов, формирующих американо-центристский взгляд на развитие мирового спортивного движения.

АНДРОЦЕНТРИЗМ – культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме.

АСКЕТИЗМ – моральный или религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.

АСКЕТИЗМ (спорт) – образ жизни подчиненный неуклонно соблюдаемому режиму для достижению поставленной цели в спорте.

АЭРОБИКА – система физических упражнений циклического характера, направленных на повышение функциональных возможностей организма.

АЭРОБИКА СПОРТИВНАЯ – вид спорта сформировавшийся на базе общей аэробики. Состоит из комплекса физических упражнений оцениваемых по балльной системе.

БИОДЕТЕРМИНИЗМ – принцип оценки явлений, при которых определяющими считаются биологические факторы.

БОЙКОТ – демонстративный отказ от участия в каких либо общественно-политических мероприятиях в знак несогласия против каких либо событий или условий (напр., отказ от участия в Олимпийских Играх в Монреале африканских стран в знак протеста против расизма).

БОЛЕЗНЬ – нарушение оптимальных (нормальных) взаимоотношений организма с внешней средой, приводящее к снижению или утрате отдельных его функций.

БОЛЕЗНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – болезни обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

БОЛЕЗНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (спорт) – болезни вызванные систематическими физическими и психическими перегрузками или нерациональными методами тренировки в каком либо виде спорта.

БОЛЕЗНИ СОЦИАЛЬНЫЕ – болезни связанные с негативными экономическими и социальными условиями жизнедеятельности (туберкулез, венерические болезни , алкоголизм, наркомания и др.)

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ – болезни обусловленные современными условиями жизни (урбанизацией, дефицитом двигательной активности, ухудшением экологии среды).

ВАДА (WADA) – международная независимая организация обеспечивающая контроль за применением допинга в мировом спорте.

ВИД СПОРТА – тип соревновательной деятельности, имеющий стандартные правила и инвентарь, исторически сформировавшиеся в самостоятельный вид спорта. Может включать несколько сходных по форме и целям дисциплин (напр. бег на различные дистанции).

ВЛАСТЬ – необходимый инструмент жизнедеятельности какой либо социальной системы.

ВОЗРАСТ СОЦИАЛЬНЫЙ – соотношение достигнутого социального статуса с уровнем достижений большинства ровесников.

ВОСПИТАНИЕ – совокупность действий связанных с влиянием природной и социальной среды формирующие личность человека. Процесс целенаправленного применения методов и средств с целью всестороннего развития личности и подготовки к жизни в социуме.

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ – процесс избирательного воздействия на развитие и совершенствование отдельных сторон физической подготовленности.

ВЕЛЛНЕСС (WELLNES ) – современная философия проповедуюшая стремление к физическому и социальному благополучию. Комплекс мер (программ) для реаллизации цели веллнесса).

ГЕНДЕР – (социальный пол). Дифференциация социальной деятельности в связи с половой принадлежностью. Социально детерминированные роли деятельности зависящие не от биологических половых различий , а от социальной организации общества.

ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ – непропорциональная представительность социальных ролей (а также представлений о них) в различных сферах жизни.

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ – психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов.

ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО – характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями.

ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА – институт поведения и социального взаимодействия, которая предписывается в соответствии с полом .

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ – сексуальная ориентация в поведении и чувствах на лиц противоположного пола.

ГЕТЕРОСЕКСИЗМ (heterosexism) – позиция, в соответствии с которой разнополые отношения воспринимаются как единственная нормальная сексуальная ориентация.

ГИПОДИНАМИЯ – дефицит суммарной повседневной двигательной активности и, как результат, снижение адаптивных функций организма.

ГЛОБАЛИЗМ – объективный процесс организации и функционирования принципиально новой мировой системы на основе углубляющихся взаимосвязей во всех сферах международного сотрудничества.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (спорт.) – процесс концентрации контроля и управления мировым спортивным движением, информационными, трудовыми и финансовыми потоками на транснациональном уровне. Создание новых организационных структур, диктующих порядок функционирования мирового спортивного движения.

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ – сексуальная ориентация поведения и чувств обращенная на лиц того же пола.

ГОМОФОБИЯ (homophobia) – неприятие, опасение и нетерпимость проявления гомосексуализма.

ГОСУДАРСТВО – совокупность институтов власти (законодательство, суд, полиция, армия), обладающее легитимным правом на принуждение.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих определенную функцию в общей структуре общественного разделения труда.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – естественная или специально организованная двигательная деятельность, обеспечивающая необходимый уровень физического состояния индивида.

ДЕВИАЦИЯ – поведение не соответствующее общепринятым правилам. Диапазон и формы девиации определяются социальной средой и могут трансформироваться в процессе эволюции общественного мнения.

ДЕВИАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ (спорт.) - хулиганство, вандализм, насилия, драки в процессе массовых спортивных мероприятий. Применение запрещенных методов и средств в спортивной практикке (допинг, коррупция).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.

ДЕПРИВАЦИЯ – чувство недовольства субъекта своим текущим положением, стремление достигнуть социального положения с более высоким статусом.



Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией, или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий, состояние здоровья.

ДОПИНГ – запрещенные фармакологические препараты и другие процедуры используемые с целью стимуляции физической и психической деятельности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.

ДОСУГ- совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей в форме развлечений и отдыха в свободное от основных занятий время.

ЗАБАВА (play) – спонтанная игровая деятельность не ставящая целью достижение результата или победы. Важный элемент философии fair play.

ЗДОРОВЬЕ – степень состояния физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) – образ жизни, основанный на принципах рационально организованной трудовой и досуговой деятельности, позволяющий сохранять на должном уровне психическое и физическое здоровье.

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – способность справляться с неблагоприятными жизненными обстоятельствами , сохраняя при этом оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения.

ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕ – состояние организма , характерное способностью адаптироваться к различным факторам внешней среды включая повышенные физические нагрузки.

ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ – адекватность восприятия социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к общественной среде, направленность на участие в общественно полезном деле

ИГРА ПОДВИЖНАЯ - вид игровой деятельности, выраженный в воспроизведении реальных действий, моделировании взаимоотношений в социуме. Одна из базовых форм физического воспитания.

ИГРА (game) – основная форма спортивной деятельности, протекающая по заранее установленным правилам содержащим элементы соперничества.

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, , правовых, нравственных, религиозных и философских взглядов.

ИНВЕСТОР – организпция или юридическое лицо финансирующие какой либо коммерческий проект с расчетом последующего получения прибыли.

КАЛОС КАГАТОС (kаlоs kagathos) – античный идеал атлета, гармонично сочетающий достоинства Духа, Тела и Разума.

КАЛОКАГАТИЯ - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств. В философии Платона - идеал гармоничного сочетания физических и духовных качествах человека, дополняемых благородством души.

КЛАССЫ – сообщества людей, различающихся по их положению в исторически сложившейся системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда , по размерам получения доли общественного богатства.

КОНТР-КУЛЬТУРА - субкультура, нормы и ценности которой противостоят главным составляющим господствующей культуры, бросают ей вызов.

КСЕНОФОБИЯ - страх и ненависть к чуждому для образа жизни данного общества; реально - к расходящемуся с культурой, в которой агент находится.

КУЛЬТУРА – совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение идей, традиций, норм и общепринятых правил поведения.

КУЛЬТУРА ИННОВАЦИОННАЯ – культура, ориентированная на освоение и внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в противоречии традиционным формам культуры.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ ( ПОП-КУЛЬТУРА) – культура, ориентированная на вкусы и ценности большинства членов общества. Обобщающий термин охватывающий продукты и явления культуры, предназначенные для массового потребления. Примером массовой культуры являются зрелищные виды спорта (футбол, хоккей).

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ - форма культуры, стандарты которой распространяются среди широких слоёв населения без учёта региональных, религиозных или слоевых субкультур. Творцами массовой культуры оказываются представители интеллектуальной элиты, искусства, спорта , влияя на народ как единую массу.

КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ – составная часть культуры. Совокупность форм двигательной активности целенаправленно используемых для поддержания уровня здоровья и физической подготовленности. Система ценностей, действий и их результатов в сфере физической активности обусловленные внешними условиями и стимулируемые общественными потребностями.

КУЛЬТУРА РЕГИОНАЛЬНАЯ – социальная культура, рассматриваемая с позиций ее природно-географической, исторической и национальной определенности.

ЛИДЕРСТВО – ведущее положение личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное эффективными результатами их деятельности.

МЕТАКУЛЬТУРА – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, природных условий и единой религии.

МЕЦЕНАТ – лицо либо организация безвозмездно обеспечивающее проведение какого либо общественного мероприятия ( спортивные соревнования, призовой фонд).

МИГРАЦИЯ – смена социальной среды вследствие территориального перемещения.

МИГРАЦИЯ (спорт) – перемещение спортсменов в связи с переходом в клуб или команду другого города или страны.

МАЧО – мужской стереотип, ассоциирующийся с гипертрофированным физическим и сексуальным превосходством индивида.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – способность к изменению положения в социальной структуре общества.

МОК – (Международный Олимпийский Комитет). Верховный орган международного олимпийского движения. Фактически объединяет три составляющие: МОК, НОК (Национальные олимпийские комитеты) и международные организации (федерации по видам спорта).

МОК - структурообразующий институт, определяющий институциональный порядок мирового спортивного движения.

МОК – негосударственная организация ведущая международную деятельность в качестве активного субьекта международных отношений.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ (спорт) – получение гражданства какой либо страны с последующим правом участия в соревнованиях за эту страну.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ – идея способная мобилизовать большинство населения страны для решения целей государственного масштаба. Основа национальной идентичности.

НЕОЛИМПИЗМ – современное международное движение, ставящее целью возрождение идеалов и принципов олимпизма Кубертена.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - совокупность типичных форм жизнедеятельности , рассматриваемые в единстве с условиями жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ ¬- приобретенный объем знаний, умений, навыков, позволяющие познать окружающий мир, эффективно в нем ориентироваться, владеть определенной профессией.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - тип образования обеспечивающее специальную подготовку для выполнения конкретной работы.

ОЛИМПИЗМ – философия, рассматривающая в единстве культ Тела , Воли и Разума. Объединяя спорт и культуру, олимпизм стремится к формированию образа жизни, основанном на радости и удовлетворения от физического деятельности, воспитательной ценности достойных образцов поведения и уважении к универсальным традициях . Цель олимпизма призвание спорта на службу гармоничного развития человека , построении общества живущего в мире и достоинстве.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – крупнейшие комплексные спортвные соревнования современности.

ОЛПИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ – основной документ (конституция) современного олимпизма, в котором сформулированы основные цели и принципы олимпийского движения, регламентированы правила проведения Олимпийских Игр.

ОРГАНИЗАЦИЯ – общность, образуемая для достижения определенных целей. Может быть соразмерна группе (спортивный клуб), так и объединению множества групп вплоть до международного уровня (политическая партия, социальное движение).

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – всемирные спортивные соревнования для лиц с ограниченными физическими возможностями. (см. адаптвный спорт)

ПАТРИОТИЗМ – основа социальной политики основанная на любви к родине, солидарности и единстве народа. Форма социальной идеологии постулирующая подчинение личных интересов интересам страны.

ПРАГМАТИЗМ – принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

ПРОФЕССИЯ – круг функций выделенных в рамках общественного разделения труда, требующий необходимой квалификации и имеющий спрос в каком либо секторе потребительского рынка.

РИТУАЛ – порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычаи. (Пример: ритуалы античных и современных Олимпийских Игр)

РЕАБИЛИТАЦИЯ (спорт)- комплекс методов и средств для восстановления утраченных или сниженных функций организма. Компонент тренировочного процесса.

РЕКРЕАЦИЯ – добровольное мероприятие, проводимое в оздоровительных целях в свободное от основных занятий время. Элемент физической культуры.

СВОБОДНЫЙ АГЕНТ (спорт.) – спортсмен, правомочный самостоятельно заключать контракты на право ведения профессиональной деятельности.

СЕКСИЗМ – дискриминация человека или группы людей по признаку их принадлежности к определенному биологическому полу.

СПОНСОР – лицо или организация материально поддерживающие соревнование с расчетом последующего получения материальных выгод от такой поддержки (реклама, снижение налогов).

СОРЕВНОВАНИЕ (спорт) – специальные по характеру деятельности организованные мероприятие, участники которых в ходе антагонистического соперничества в регламентировных условиях борются за победу.

СОЦИОЛОГИЯ – наука изучающая закономерности организации, функционирования, развитие общества, пути и формы их реализации.

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – прикладное направление социологии, изучающее механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры, ее роль и место в образе жизни личности.

СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА – ветвь СФК, изучающая механизмы и характер общественных отношений в условиях высшего спортивного мастерства, (в том числе в профессиональном спорте).

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, выполняющим определенные социальные функции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – адаптационный процесс приобретения знаний, этических ценностей и норм поведения, позволяющий освоить необходимые социальные роли в обществе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (спорт) – процесс формирования личности сопровождаемый приобретением навыков в условиях спортивной деятельности и переноса их в реальные жизненные ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – степень освоения нового социального статуса в связи с изменением условий жизни.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ – усвоение субъектом норм общества, в котором он развивается. По уровню развития первичной социализации можно судить о степени формирования личности и признании его обществом своим полноценным участником и готово с ним взаимодействовать.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВТОРИЧНАЯ – приспособление социализированного субъекта к новому устройству изменившейся среды.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний. Важный период вторичной социализации, вызванный реальными изменениями в социальной среде индивида.

СПОРТ – деятельность, использующая физические упражнения как форму состязательности, направленная на достижение наивысших результатов и раскрытие потенциальных возможностей индивида. Специфические признаки феномена спорта: дух соперничества, наличие правил соревнования, зрелищность.

СПОРТ МАССОВЫЙ (sport for all) – социальный институт физической культуры, содержащий в своей основе оздоровительные и гуманистические цели. Предполагает регулярные занятия и участие в соревнованиях с целью укрепления здоровья, овладения отдельными жизненно важными умениями и навыками.

СПОРТ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ – непродуктивный вид спортивной деятельности, не ставящая целью извлечение материальной выгоды

СПОРТ ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – промежуточный этап спортивной карьеры характерный регулярными тренировками с однвременнным продолжением основной производсьвенной деятельности.

СПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – предпринимательская деятельность, продуктом которой является спортивный результат, рассматриваемый как товар реализуемый на рынке зрелищных услуг.

СПОРТСМЕН – индивид систематически занимающийся конкретным видом спорта, выступающий в соревнованиях с целью достижения наивысших для себя результатов.

СПОРТСМЕН - ЛЮБИТЕЛЬ – физическое лицо, занятия спортом для которого является формой времяпровождения в свободное от основных занятий время.

СПОРТСМЕН-ПРОФЕССИОНАЛ – физическое лицо, занятия спортом для которого является источником дохода. В качестве субъекта трудовых отношений представляет собой наемного работника, позволяющее рассматривать его в рамках трудоправовых отношений.

СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – узко целенаправленная подготовка в каком либо конкретном виде спорта. Характерное условие подготовки в спорте высших достижений.

СТЕРЕОТИП - суждение в обобщающей форме приписывающее определенному классу лиц некоторые специфические свойства.



Стигматизация – (от греч. — ярлык, клеймо) — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Для создания социальной стигмы необходимо одно качество, которое считается показательным и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого, что подтверждается следующими примерами:

• «Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, связанная с сексизмом. В действительности женщины в среднем водят машину не хуже, чем мужчины, хотя, конечно, имеют свои особенности в этом искусстве. Важно, что не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, а устоявшаяся стигма это подразумевает.

• «Американцы некультурны» — межнациональные стигмы редко бывают справедливыми, так как основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация. Речь идёт здесь лишь об общем («усреднённом») уровне образования нации. В частности, не обязательно каждый американец некультурен.

• «Немцы — фашисты» — в данном случае, коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц в тот период.

• «Гомосексуалисты женственны» — перенесение черт, характерных для некоторых, на всю демографическую группу.

Связь с дискриминацией.

Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из провинции, получили ярлыки «провинциалы» или «мешочники» (термин, популярный в советские времена). Считается, что они менее культурны, чем местные жители, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.

«Положительная» форма стигматизации.

Социальные стигмы иногда облекаются в положительную форму, например военного могут «похвалить» за необычно здравые мысли для человека его профессии. Такие «положительные» ярлыки могут быть не менее оскорбительны, чем стигмы явной отрицательной направленности.

Что не является стигматизацией.

В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Также, юмористические формы «стигматизации» вполне допустимы в социальном общении, хотя и мнения по поводу таких ярлыков, как, например, «блондинка», могут расходиться.

Классификация.

Виды социальной стигматизации можно классифицировать следующим образом:

• Культурная стигматизация — социальные ярлыки, укоренившиеся в культуре государства либо мировой культуре («чукчи недогадливы»).

• Институциональная стигматизация — законодательно закреплённая стигматизация («человек, имеющий судимость»).

• Личная (или внутренняя) стигматизация — предубеждение против себя самого, основанное на причастности к чему-либо («я толстушка»).

Понятие стигмы в социологии.

Понятие стигмы в социальных науках развивал Ирвин Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», 1963). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (1975). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», 1985).

Когда не следует употреблять слово стигма или стигматизация.

Слово стигматизация редкое и, когда употребляется, как правило носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах оно может быть неправильно понято либо прозвучит смешно. Не следует говорить о стигматизации, когда обычное клеймение достаточно точно описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в средние века, клеймение в садомазохизме. Также нанесение татуировки вряд ли можно описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара.

СТИЛЬ ЖИЗНИ – присущий индивиду способ воспри¬ятия условий его жизни, манер поведения. Определенный тип поведения фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности в реальных социальных условиях.

СУБКУЛЬТУРА – система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества. Результат культурного раскола как реакция на неадаптированность части населения к социальным изменениям.

Толерантность – (Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) признание права другого на взгляды и поступки отличающиеся от взглядов оценивающего.

1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

ТОЛПА – скопление людей, оказавшихся в непосредственном контакте друг с другом. Участники толпы связаны общим поводом, призывом, лозунгом. Толпа эмоциональна и способна на разрушительные действия (пример, поведение фанов-болельщиков на стадионах и вне их).

ТРАДИЦИЯ – процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся как естественные и лично осмысленные.

ТРАНСФЕР (спорт) – процедура перехода спортсмена-профессионала из одной команды (клуба) в другую при соблюдении существующих правил.

ТРАНСФЕРНОЕ ОКНО (спорт) – установленные сроки перехода спортсмена-профессионала из одного клуба (команды) в другой.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – совокупность форм двигательной активности применяемой сознательно и целенапрвленно для поддержания уровня эдоровья, физической подготовленности и ставящей целью формирование всесторонней гармоничной личности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – область культуры, связанная с социальным преобразованием психофизического состояния человека. ФК предусматривает включение в образ жизни специальной двигательной активности, направленной на формирование оптимального психофизического состояния человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс формирования биологической (телесной) стороны личности в рамках организованного педагогического процесса.

ФИЗИЧЕСКАЯ (ТЕЛЕСНАЯ) ПОДГОТОВКА - процесс целенаправленного воздействия на физическое развитие личности в целях подготовки к производственной, социальной и культурной деятельности. Формы физической подготовки : тренировка, уроки физической культуры, индивидуальные занятия.

ФИЗИЧЕСКОЕ (ТЕЛЕСНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ – процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Основным средством формой физического образования является физическое воспитание (дошкольное, школьное, вузовское). Педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ (ТЕЛЕСНАЯ) ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень развития физических (двигательных) качеств. Критерии ФП: показатели контрольных нормативов в избранном виде спорта или стандартные нормативы по возрастным и половым признакам.

ФИЗИЧЕСКОЕ (ТЕЛЕСНОЕ) СОСТОЯНИЕ – интегральный показатель функционального состояния организма. Критерий степени сбалансированности физиологических функций организма.

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – степень работоспособности необходимой для эффективного выполнения конкретной физической работы.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – организованный процесс направленный на развитие специальных физических (телесных) качеств.

ФЕМИНИЗМ – социальное международного движения в защиту прав женщин, основанное на представлениях о правовом равенстве полов.

ФИТНЕСС (fitness) – 1. современная оздоровительная система базирующаяся на принципах всестороннего гармоничного развития индивида; 2. критерий сбалансированности физического, психического и социального состояния, необходимое для обеспечения текущей жизнедеятельности.

ФЭЙР ПЛЕЙ (fair play) – выраженный в терминах и понятиях кодекс спортивной этики, эквивалент честности, порядочности и благородства. Базовый элемент философии олимпизма.

ШОВИНИЗМ – ощущение собственной национальной исключительности, крайняя форма проявления национализма.

ШОВИНИЗМ МУЖСКОЙ – убежденность в изначальном превосходстве мужчины.

ЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая взаимоотношения человека и природы.

ЭКОЛОГИЯ СПОРТА – наука, изучающая антропогенное воздействие спортивной практики на природу.

ЭЛИТА – группа лиц, занимающая высшее положение в социальной иерархии. (элиты экономические, политические, интеллектуальные, нравственные).

ЭЛИТА (спорт) – спортсмены мирового класса, демонстрирующие высокие достижения в избранном виде спорта, являющиеся примером в спортивных результатах, технике и методах тренировки.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.

ЭКСТРЕМИЗМ – выражение крайних взглядов в какой либо области человеческой деятельности, применение крайних методов и средств насилия для достижения политических, экономических, идеологических целей.

ЭКСТРЕМИЗМ В СПОРТЕ (см. Девиантное поведение в спорте).

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – режим деятельности в условиях превышающих адаптивные физические и психические ресурсы организма.

ЭМАНСИПАЦИЯ – международное общественное движение за равные права женщин.


VII. Методические рекомендации для преподавателей
Дисциплина «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» изучается, как правило, на пятом курсе в течение одного семестра в магистратуре и завершается экзаменом. Предварительная оценка перед экзаменом определяется обычно текущей оценкой за работу на занятиях.

Формы организации обучения: лекции, семинары, практикумы и консультации. Обычно все эти занятия проводятся в аудиториях. Работа студентов направляется программой дисциплины, минимальными требованиями по освоению тематики, методическими рекомендациями, заданиями к семинарам и практикумам, примерными темами рефератов. Лекции снабжают студентов начальной информацией и ориентируют на самостоятельную работу. Главной самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским или практическим занятиям: изучение учебников и другой рекомендованной литературы по социологии физической культуры и спорта, подготовка сообщений (докладов), составление рефератов.

На семинарах студентам предлагается делать краткие сообщения (или доклады) по основным темам лекции. Для подготовки сообщения необходимо использовать не только учебную, но и научную литературу. Соответственно, преподаватель, скорее всего, будет оценивать работу студентов дифференцированно в зависимости от того, как они усвоили теоретический материал.

На практикумах студенты выполняют практические задания, касающиеся работы с оригинальными текстами и их обсуждением, составлением анкет и их первичной апробацией, разрабатывают методики и учатся их корректно применять.



При освоении курса «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» студентам полезно будет обратить внимание на возможность индивидуальной работы с преподавателями в режиме консультации. Как правило, все преподаватели проводят консультации в качестве плановой нагрузки (в течение семестра, по утвержденному графику). Информацию о месте и времени консультации можно получить на кафедре, преподаватели которой ведут занятия по социологии физической культуры и спорта, а также на информационных стендах или электронных страницах высшего учебного заведения. Для консультативной работы поощряется использование электронной почты.