Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний на здоровье детей связано со - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
87. Управление рисками 1 30.84kb.
Тревожность у детей 1 32.98kb.
Как избежать перегрузок при обучении ребенка 1 46.18kb.
Программа обучения детей группы риска в Школе Юного добровольца и... 3 425.3kb.
Формы социальной работы с детьми группы риска и их семьями 1 26.6kb.
1. Понятие риска. Случайная природа ущерба. Классификация финансовых... 1 19.48kb.
Сегодня уровень здоровья школьников, как в России, так и регионе... 1 33.62kb.
Тема III. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак 40 20 3658.39kb.
Реализация продуктов через школьные буфеты является, наряду с горячими... 1 112.33kb.
Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. 1 300.5kb.
Клинико-гигиеническая значимость дисплазии соединительной ткани сердца... 2 266.22kb.
Краткий обзор основных вопросов: Понятие электронного бизнеса и его... 1 45.81kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска Специалисты считают, что 20-40% - страница №1/1

Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска
Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний на здоровье детей связано со школой, с некомфортными условиями обучения, с так называемыми школьными факторами риска. В чем они выражаются?
В ситуации постоянного цейтнота

По силе отрицательного воздействия на состояние школьников на первом месте стоит стрессовая педагогическая тактика, затем интенсификация учебного процесса и несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Далее следуют нерациональная организация учебной деятельности и низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах здоровья.

Все эти факторы действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (ежедневно на протяжении 10-11 лет), и их воздействие приходится на период интенсивного роста, когда человек наиболее чувствителен к неблагоприятным влияниям. Именно поэтому они особенно разрушительны.

Учитель начальной школы делает на уроке от 8 до 19 замечаний. Обычны и типичны реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ученику); «Ну что это за почерк!», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы!» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому). В классах с авторитарным учителем текущая заболеваемость в 3 раза выше, а вновь возникающих неврологических расстройств больше в 1,5-2 раза.

Один из факторов стресса - ограничение времени в процессе учебной деятельности. В ситуации постоянного цейтнота школьник живет одиннадцать лет. Это приводит к учебным неудачам, заставляет ребенка испытывать свою несостоятельность и недовольство взрослых.

На протяжении школьного возраста организм ученика несколько раз претерпевает столь интенсивные изменения, что они получили название «скачков роста». Так, вундеркинд, как правило, является результатом неравномерного развития: опережающее развитие одних функций сочетается у него с отставанием в развитии других. Эксплуатация его быстро развивающихся свойств обычно ведет к драматическим последствиям. Чаще, чем вундеркинды, встречаются дети с замедленным развитием. Но не всегда это замедление означает патологию. Оно может быть просто их индивидуальной особенностью. Нередко со временем эти дети наращивают свой потенциал и опережают сверстников в физическом или умственном развитии. Для этого им требуется особенно бережное отношение родителей и учителей, а завышенные требования и амбиции противопоказаны.


Обучить тому, чему ребенок способен обучаться

Обучать ребенка можно только тому, чему он уже способен обучаться. Возраст, оптимальный для поступления в школу, находится между шестью и семью годами. Именно тогда развивается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Шестилетки же в основном дольше адаптируются: у них выше напряжение всех систем организма, низка и неустойчива работоспособность. Это особенно справедливо потому, что биологический и паспортный возрасты расходятся в пределах от полугода до полутора лет.

Возраст от 7 до 11-12 лет предназначен для повышенной игровой двигательной активности. Недостаток движений оказывает исключительно негативное влияние.

Возраст от 7 до 10 лет особенно благоприятен для быстрого формирования сложных двигательных навыков, в том числе письма, однако форсирование темпа письма и чтения тормозит формирование этих базисных навыков.

Скоростные характеристики учебной деятельности есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Следствие этого - плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, букет учебных проблем у ребенка, повышение тревожности, неврозоподобные и невротические расстройства.

Плохо успевающий ученик далеко не всегда «ленивый», «глупый», «неспособный». Он просто еще биологически не созрел. Ему требуется терпение взрослых, индивидуальный подход. Такого ребенка нельзя торопить и перегружать - только тогда он догонит сверстников. Насильно «дотянуть до уровня» - значит навсегда отбить у него желание учиться. Большинство «двоечников» - результат именно такого поведения учителей и родителей.

Подростки на уроках часто впадают в прострацию, их внимание отключается, они заняты своими мыслями. Многие крутятся, вертятся, разговаривают с соседями, занимаются посторонними делами. Все это - проявления временного дисбаланса в работе головного мозга, следствие эндокринных перестроек. Никакими средствами эти временные трудности не устранить. С ними необходимо считаться, относиться с терпением и пониманием.

Критический характер подросткового периода требует особых средств и методов обучения, сотрудничества и избегания конфликтов. Следует учитывать различия в темпах полового созревания мальчиков и девочек и в уровнях индивидуальной зрелости.


Режим дня и максимальные нагрузки

Причиной задержки роста и развития детского организма может стать любое нарушение режима: нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.д.

Продолжительность приготовления домашних заданий у 50% учащихся превышает гигиенические нормы в два раза. Как правило, не проводится оценка влияния на здоровье учащихся объема домашних заданий.

Максимальная учебная нагрузка в 10-11-х классах должна составлять 34 часа при 5-дневной неделе. Увеличение нагрузки до 40 и более часов приводит к существенному возрастанию (на 10-12%) числа старшеклассников с высоким психологическим напряжением.

Увеличение продолжительности ночного сна до 8-9 часов снижает на 6-10% количество старшеклассников с высоким психологическим напряжением.

Прогулки продолжительностью 2-3 часа в день увеличивают на 8-10% количество учащихся с низким психологическим напряжением.

Уроки и внеурочные занятия создают одновременно два вида нагрузки: умственную с напряжением органов чувств и центральной нервной системы и физическую (статическое напряжения мышц туловища (поза) и сложная активность мышц рук). Эту высокоутомительную работу далеко не всегда учитывают учителя и родители.

Факультативные занятия посещают более 75% старшеклассников, в результате чего суммарная аудиторная нагрузка у них увеличивается. Плюс 4 часа, которые каждый третий одиннадцатиклассник тратит на домашние задания. Последствия: гипертонические реакции, головные боли, неспокойный сон - свидетельства значительного утомления.

Только четверть старшеклассников уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент и адекватно оценивать свои внутренние резервы. Примерно столько же старших школьников имеют высокую тревожность и низкую стрессоустойчивость, остро воспринимают насмешки, шутки, отрицательные отзывы, не уверены в себе и своих знаниях.
Навыки здорового образа жизни

Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. В то же время прежде всего в семье дети видят, что взрослые пьют спиртное, курят. Не зря даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много наименований табачных изделий и алкогольных напитков.

В античные времена юношам показывали неприглядное поведение пьяного раба, демонстрируя, что опьянение может довести человека до свинского состояния. В наше время по-прежнему, невзирая на запреты, рекламируются достоинства новых сортов пива, водки, сигарет. Большинство старшеклассников считают, что режим, правильное питание, регулярные занятия физкультурой не слишком важны для здоровья. Многие школьники думают, что незачем заботиться о здоровье, раз оно и так есть.

Для учащихся наиболее значимо мнение товарищей, одноклассников, а не учителей и родителей. Школьники часто с недоверием относятся к информации, получаемой от взрослых, взгляды которых, по их мнению, «устарели» и «не соответствуют» действительности. Поэтому избегайте навязывания оценок и нормативов. Стимулируйте обмен мнениями и обсуждения; давайте ученикам роль ведущих, организаторов, например. Акцентируйте наиболее значимые для подростка факторы. Например, то, что плохое здоровье негативно отражается на внешности, на спортивности человека, ограничивает выбор профессий, затрудняет взаимоотношения.



Проектная деятельность позволяет удовлетворить одну из главных потребностей подростка - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимом деле, помогает освоить универсальные навыки (например, организаторские) и повысить свою культуру (например, выработать негативное отношение к наркотикам). Игра сохраняет свою значимость и для старших школьников - в ней реализуется мотивация достижения и самоопределения.