Администрация г. Улан-удэ комитет по образованию - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Администрация г. Улан-Удэ 1 253.48kb.
Роль городских памятников в формировании современного облика г. 1 239.57kb.
Издательство: Москва. Просвещение 2 808.01kb.
Постановление Главы администрации г. Хабаровска №1507 от 04. 2 505.05kb.
Комитет администрации Мамонтовского района по образованию Районная... 1 113.24kb.
Г. Рассказово Тамбовской области на 2006 2008 гг 1 111.21kb.
Администрация Верхнебуреинского муниципального района 1 270.4kb.
Вариантов контрольных работ по дисциплине «правовое обеспечение профессиональной... 1 73.33kb.
Общеучилищный родительский комитет является рекомендательным органом... 1 62.6kb.
Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному... 1 146.49kb.
«Южная Америка» 1 53.76kb.
Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом... 7 1134.75kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Администрация г. Улан-удэ комитет по образованию - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Б.

АДМИНИСТРАЦИЯ Г.УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»




Демографическая политика

в Республике Бурятия.


(научно-исследовательская работа )
Выполнил (а): Торохова Кристина 11 б кл

Научный руководитель: Ожигова А.А.

преподаватель географии школы №9

Улан-Удэ, 2009г

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Основная проблема современной демографической политики……….5


    1. Понятие демографической политики, ее основные элементы………..5

    2. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации.8

Глава 2. Проблемы и опыт государственного регулирования социально- де-

мографических процессов в республике Бурятия………………………...11



2.1 Анализ демографической ситуации в республике Бурятия…………….11

2.2 Социально-экономические факторы демографической ситуации Рес-

публики Бурятия……………………………………………………………..18



Глава 3. . Пути совершенствования демографической политики в республике

Бурятия………………………………………………………………………..23



Заключение………………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………...30

Приложение

Введение.

В Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию в мае 2006 года самой острой проблемой современной России была названа демографическая. Действительно, население Российской Федерации с 1993 г. стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, а страна из-за естественной убыли ежегодно теряет 700-800 тыс. человек.

До последнего времени управление развитием народонаселения в России осуществлялось на основе выработки решений, ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывались территориальные различия, этнические особенности демографических процессов, структура и семейно-брачные отношения населения. Между тем региональный аспект изучения демографических проблем обусловлен большой дифференциацией процессов воспроизводства и миграции народонаселения.На современном этапе развития российского общества необходимо научное осмысление новых демографических реалий, их всесторонний анализ в целях стабилизации воспроизводственных процессов как в стране в целом, так и в каждом регионе.

Депопуляция – свершившийся факт демографического развития большинства регионов России, в том числе и Республики Бурятия. В этих условиях исследование кризисных явлений позволяет ответить на вопрос – в какой мере современная трансформация параметров воспроизводства стала продолжением сложившихся в предыдущий период демографических тенденций и закономерностей, а в какой – следствием перехода к новым условиям социально-экономического развития.

Изучение демографических процессов и возможности управления ими, понимание характера происходящих в них изменений на территориальном уровне, факторов и перспектив их развития представляют актуальную задачу, как с теоретических, так и с практических позиций.

Несмотря на большое количество научных исследований и публикаций, посвященных демографическим проблемам, вопросам регулирования, взаимосвязи и взаимозависимости демографических процессов и экономики в переходный период как в целом по России, так и в региональном разрезе, внимания уделяется значительно меньше. В работах, посвященных проблемам народонаселения Республики Бурятия, эта тематика практически не представлена.



Актуальность данной темы в том, что демографическая ситуация в России и ее регионах характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения.

Объект – население республики Бурятия.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства населения региона.

Целью научной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию регулирования демографических процессов в Республике Бурятия на основе исследования влияния социально-экономических факторов на параметры воспроизводства населения региона в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты понятия воспроизводства народонаселения как предмета социально–демографического исследования;


  • уточнить и раскрыть сущность проблемы влияния социально-экономических факторов на демографические процессы;

  • осуществить анализ региональных особенностей процессов воспроизводства населения в условиях социально-экономических преобразований Республики Бурятия в сравнении с Российской Федерацией;

- анализ статистических данных, учебных пособий и информационных сайтов.

Характеристика источников – для выполнения данной работы были использованы: законодательная литература, научные журналы, о статьи демографической политике ведущих отечественных и зарубежных ученых в области демографии и экономики народонаселения, взятые в Национальной, Юношеской библиотеках, в библиотеках Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления, БГУ, а также Интернет – источники.

Структура работынаучная работа состоит из 3 глав. В первой главе выделены теоретические основы современной демографической политики; во второй проблемы и опыт государственного регулирования социально-демографических процессов в республике Бурятия: в третьей предложены пути совершенствования демографической политики в республике Бурятия.


В заключении содержаться выводы и предложения по всем главам .



Глава 1.Основная проблема современной демографической политики.

1.1 Понятие демографической политики, ее основные элементы.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Основная проблема современной демографической политики в странах с рыночной экономикой заключается в том, что во многих из них наблюдается стабилизация и даже – сокращение абсолютной численности населения. Эта ситуация характеризуется во-первых, тем, что в определенном календарном периоде количество умерших в стране меньше числа родившихся за тот же период, а миграционный прирост населения либо отрицательный либо положительный, но его величина меньше абсолютного значения естественного прироста населения. С начала 90-х в России воспроизводство населения происходило по суженой модели, По данным Госкомстата России, в период с 1 января 1992г. до 1 января 2000 г. численность наличного населения в стране сократилось на 2779 тыс. человек. Этот показатель сложился из абсолютного числа родившихся (10801 тыс. человек), умерших (16673 тыс. человек) и положительного миграционного прироста населения (3054 тыс. человек).

Сокращение населения в экономически благополучных странах в сочетании сего увеличением в бедных странах обусловливают углубление социального разрыва между ними. В долгосрочной перспективе это является фактором роста международной напряженности. С учетом данного обстоятельства экономически развитые страны строят свою демографическую политику, Её основными элементами являются, как правило, мероприятия по снижению смертности населения, с одной стороны, и по стабилизацию рождаемости – с другой. В числе этих мероприятий -материальная поддержка семей при рождении детей; улучшение качества медицинской помощи; профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний; улучшение качества рабочих мест( преодоление факторов, неблагоприятно воздействующих на здоровье работника на его рабочем месте) и др. Основные проблемы современной демографической политики в стабильных рыночных экономиках связаны с тем, что :


  • отсутствует принятая международным сообществом единая для большинства государств методика определения рациональной численности населения, которое должно осуществляться с учетом геополитических (сохранение целостности страны), экологических (не превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на природную среду), социально-экономических (минимизация уровня бедности) и др.

  • не всегда обеспечивается сбалансированность в постановке и трактовке демографических проблем: например необходимым условием стимулирования рождаемости с использованием финансовых методов является экономический подъем. Возможным нежелательным следствием стимулирования рождаемости в период экономической стагнации является увеличение дефицита государственного бюджета.

  • уже разработанные направления государственной демографической политики в ряде случаев исходят из сложившихся стереотипов представлений о демографической политике и не учитывают текущих изменений в динамике демографических процессов.

  • многие демографические программы ориентированы на первоочередное решение проблем так называемых маргинальных групп населения -освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих постоянного места жительства и прописки.

Эффективным средством изучения влияния социально-экономических факторов на демографические процессы являются экономико-демографические модели.1 Для лучшего восприятия и понимания, автор в данной работе попытался классифицировать существующие экономико-демографические модели, разбив сначала их на теоретические и эмпирические, а затем каждые из них на модели рождаемости и модели здоровья и смертности (см. схему).



Классификация экономико-демографических моделей

Теоретические модели рассматривают динамику, например, рождаемости в контексте рационального поведения индивида, исходя из максимизации функции полезности, построенной для домохозяйства, оценок текущих и будущих изменений экономического благосостояния семьи, связанных, в том числе и с рождением ребенка.

Особенностью эмпирического подхода является определение экзогенных социально-экономических параметров, основываясь не только на предварительной концептуальной проработке вопроса о механизме воздействия экономического развития на репродуктивное поведение населения, но и исходя из имеющихся статистических данных, их точности и качества оценивания, обеспечиваемого выбранной эконометрической моделью.
Основные стратегические задачи демографической политики:

- улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности населения, прежде всего мужчин трудоспособного возраста;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи на основе повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей, социальной защиты семей и материального поощрения при рождении детей;

- активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирование определенных социальных установок и духовно-нравственных ценностей в обществе.



1.2. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации
Демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В результате предшествующего демографического развития наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране.

Численность населения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3,5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. человек.

За 1992-2000 годы число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.

Естественный прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа.

Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 году родилось 1260 тыс. человек, что на 730 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. В настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождений при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения, в 2,15.

Экстенсивные факторы, хотя и привели в 2000 году к некоторому увеличению числа родившихся, практически не изменили уровня рождаемости.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны.

Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 годах оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти. В 2005 году рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России.

Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (в том числе от случайных отравлений алкоголем, автотранспортных травм, убийств, самоубийств).

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случаев на 1000 родившихся живыми и мертвыми).

Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении ведет к демографическому старению. В 1998 году впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек. На 1 января 2006 года лиц пенсионного возраста было больше, чем детей на 1,1 млн. человек (на 3,9%). В 41 регионе страны на долю детей и подростков приходилось менее пятой части жителей.

Кризисные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.

Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2006 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.

Процесс старения населения страны выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 году будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.



Глава 2.Проблемы и опыт государственного регулирования социально-демографических процессов в республике Бурятия.
2.1 Анализ демографической ситуации в республике Бурятия.

Сегодня необходимость осуществления активной демографической политики в Российской Федерации и практически во всех ее регионах, в том числе и в Республике Бурятия, определена остротой и продолжительностью современного демографического кризиса.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Республике Бурятия характеризуется рядом негативных тенденций.

По состоянию на 1 января 2007 года предварительная численность наличного населения Республики Бурятия составила 1029,8 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 5 тыс. человек (на 0,5%).

Число умерших в республике превышает число родившихся на 1438 человек, или на 14 процентов. Естественное движение населения в Республике Бурятия приведено в таблице: Таблица 1
Естественное движение населения в Республике Бурятия
человек





Всего по республике

На 1000 населения

Справочно: на 1000 населения за 2006г.

январь - ноябрь 2006 г.

январь - ноябрь 2007 г.

январь - ноябрь 2006 г.

январь - ноябрь 2007г.

Родившиеся

10609

10524

11,2

11,0

11,0

Умершие

12047

11919

12,7

12,5

12,6

в том числе в возрасте до 1 года

182

193

17,4

17,8

18,7 (2)

Естественный прирост, убыль (-)

-1438

-1395

-1,5

-1,5

-1,6

Зарегистрировано Браков

4693

4932

5,0

5,2

5,5

Разводов

2563

2249

2,7

2,2

2,5

Впервые с начала 2000 года, зафиксирован рост числа родившихся по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 85 младенцев. Рождаемость по республике возросла с 11,0 до 11,2 человека в расчете на 1000 жителей.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Республики Бурятия являются:

- разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Республики Бурятия на долгосрочную перспективу, включающие конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив развития Российской Федерации, районов и городов Республики Бурятия, отдельных этнических групп населения и особенностей демографических процессов на территории Республики Бурятия;

- разработка и реализация комплекса республиканских и федеральных целевых программ по охране здоровья населения республики;

- реализация мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

- реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Более подробно план действия расписан в Приложении 1: «Сводный план действий по реализации мероприятий»

За последние 17 лет в нашей республике не только значительно сократилась численность населения (на 69,1 тыс.чел., или на 7 % за период 1989-2005 гг.), но и ухудшилась его качественная структура. Если в 1989 году доля детей в возрасте до 15 лет в составе населения составляла почти 32 %, то в 2005 году она снизилась до 21,3 %, и одновременно увеличилась доля лиц в возрасте старше трудоспособного с 12,5 % до 14,9 %.

Существующий комплекс социально-демографических проблем в республике определил направления их решения: первое – это снижение миграционных потерь и оптимизация процессов миграции; второе - снижение уровня смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения; третье - стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.

Такая расстановка приоритетов была предложена в Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года, принятой Правительством республики в апреле 2002 года. Система комплексных мероприятий по реализации Концепции распространяется на все республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также общественные организации.

Главной целью демографического развития Республики Бурятии на современном этапе является стабилизация численности населения, преодоление тенденций демографического спада 1990-х годов, создание условий для последующего демографического роста населения. Совокупность целей и задач республиканской Концепции соответствует Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, мероприятия раз в два года корректируются, и конечно же, на сегодня в плане учтены мероприятия Национальных проектов, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2006-2007 годы.

Уже сейчас эффект от реализации мероприятий Концепции выражается в снижении демографических потерь населения республики на 1-1,2 тыс. человек в среднем за год. 

Безусловно, что в значительной степени формирование демографической структуры зависит от динамики миграции населения. В этом смысле большинство сибирских и дальневосточных регионов РФ оказалось в заведомо невыгодном положении. На примере нашей республики можно проследить типичные для всей Сибири и Дальнего Востока тенденции миграционного обмена населением. Сейчас состав мигрантов и направления миграционного выхода изменились, республику стали покидать ее уроженцы, а конечным адресом миграции для основной массы выбывших выступили более благополучные регионы Российской Федерации. Годовой показатель миграционного оттока в 1989-2005 годах составил в среднем 3,3 тыс. человек. При этом молодежь 16-29 лет составляет половину всех выбывших, а трудоспособное население около 75 %.

Для стабилизации миграционных процессов и снижения миграционной убыли населения реализуется комплекс мер по закреплению потенциальных мигрантов, определенных в Концепции демографического развития республики. Основное внимание отводится закреплению трудоспособного населения, особенно молодежи. В данном направлении реализуется целый ряд республиканских программ: План мероприятий по снижению уровня бедности населения, Концепция развития персонала на производстве, Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, целевые программы «Жилище» и «Молодежь Бурятии», Программа содействия занятости населения, отраслевые программы «Кадры».

Определенный положительный эффект от осуществления данных мероприятий начинает постепенно проявляться. Хотя миграционное развитие республики носит неравномерный «скачкообразный» характер наметилась тенденция снижения уровня миграционного оттока.

Если в 2001 году миграционные потери составили 4729 человек, то в 2005 году – 4279 человек (снижение на 9,5 %). Уменьшение показателя миграционного оттока наблюдается и в текущем году. По отношению к уровню 1 полугодия 2005 года миграционный отток из республики в 1 полугодии 2006 года уменьшился почти на 16 %.

Кроме того, существует еще и проблема миграционного учета населения.

В республике удалось наладить систему оперативного учета миграционного движения населения на уровне администраций муниципальных образований, которые обеспечивают взаимодействие органов муниципальной статистики, сельских и поселковых администраций и паспортно-визовых (миграционных) служб. Это было предусмотрено в целях повышения ответственности, оперативного воздействия и ужесточения контроля за демографическими и миграционными процессами на муниципальном уровне.

Наблюдается существенное расхождение между данными статистики и администраций муниципальных образований. По данным муниципальных образований миграционный отток за 2005 год ниже более чем на 1000 человек. Органы статистики учитывают только постоянное население, регистрация мигранта по месту пребывания (место, где гражданин временно зарегистрирован, но постоянно не проживает) статистическому учету не подлежит. А этот срок – полгода. Проблема могла бы быть снята с восстановлением двойной системы статистического учета по листкам прибытия и выбытия мигрантов в масштабах всей Российской Федерации.

По данным проведенных социологических исследований причины миграционного оттока обусловлены не только объективными факторами разницы социально-экономического развития регионов Российской Федерации, но и во многом строятся на социально-психологической основе. Определенный негативный фон, который складывается в оценках не только современного состояния, но и будущих перспектив развития регионов Сибири и Дальнего Востока, является одним из побудительных мотивов перемены места жительства.

Большую тревогу вызывает высокий уровень смертности населения. Сегодня уровень смертности в республике достиг рубежа 15,3 умерших на 1000 населения, что согласно международным демографическим стандартам является порогом высокой смертности. Рост смертности населения объективно обуславливается постарением населения республики. В тоже время усилилось действие совокупности факторов, влияющих на рост смертности трудоспособного населения. Достаточно сказать, что около 23-25 % смертности приходится на неестественные причины. Только от случайных отравлений алкоголем погибает в среднем 600 жителей республики ежегодно. Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста определяет низкую продолжительность жизни, которая меньше среднероссийского показателя более чем на 4 года (в 2005 г . в РФ – 65,3, в Республике Бурятия – 60,9 лет).

Значительные усилия Правительства Республики Бурятия направлены на повышение качества оказания медицинской помощи населению, расширению системы профилактики заболеваний. Однако в современных условиях невозможно только за счет социально-медицинских мероприятий ограничить рост смертности. Очевидно, что в высоких показателях смертности трудоспособного населения проявляется весь комплекс проблем асоциального образа жизни и маргинального состояния значительной части населения. Поэтому усилия всех органов государственной и муниципальной власти, направленные на снижение уровня бедности и повышение занятости, являются необходимыми, прежде всего, с позиций демографического развития. Чем больше семей будет жить выше черты бедности, тем больше молодых мужчин доживет до собственных внуков.

Не менее важно, чтобы преодоление тенденции роста смертности осуществлялось в координации действий со стороны государственных и муниципальных органов всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций. Необходимо наращивание как пропагандистских усилий по позитивному изменению образа жизни, так и мер прямого, так сказать, «силового» воздействия, например, борьба с распространением суррогатного алкоголя, наркотиков. Вся эта работа активно проводится в нашей республике, в результате удалось добиться снижения уровня смертности с 15,7 на конец 2005 года до 15,3 в расчете на 1000 населения по итогам полугодия 2006 года.

Еще одно проявление демографического кризиса – это низкая рождаемость. При учете большой численности женщин активного репродуктивного возраста (20-34 лет) сегодня в стране наблюдается минимальное повышение рождаемости. Это происходит из-за того, что нормы репродуктивного сознания и поведения молодого населения все еще определяются распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, увеличением интервала между рождениями, а также распространением демографических установок добровольной бездетности.

В Республике Бурятия сегодня суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение всей жизни) составляет 1,64, при необходимом показателе – 2,15. Вместе с тем, уровень рождаемости в Республике Бурятия на всем протяжении демографического спада оставался выше, чем в целом по Российской Федерации, где среднегодовая рождаемость в эти годы оставалась в границах от 8,3 до 10 рождений на 1000 населения. В прошедшем году уровень рождаемости составил 14 человек в расчете на 1000 населения, по итогам полугодия текущего года этот показатель возрос до 14,6, причем повышение уровня рождаемости сопровождается ростом доли вторых и третьих по порядку рождения детей.

В Концепции демографического развития Республики Бурятия значительный блок мероприятий направлен на укрепление системы социальных ценностей именно полной семьи с двумя и более детьми. В этом смысле выстраивается система мер государственной поддержки в Республике Бурятия. Так, в республике осуществляются программы «Жилье для молодых семей», «Семья и дети Республики Бурятия», «О развитии сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Бурятия» и ряд других. Принят блок республиканских законов, формирующих систему охраны детства, а именно, законы «О статусе многодетной семьи», «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия», «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия» и т.д. Одобрен проект Концепции гендерной стратегии в Республике Бурятия.  

Считаю, что главная задача государства – это создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей. Необходимо, что бы основ­ной моделью семьи, поощряемой государством, стала полная семья с 3-4 детьми. В нашей республике проживает почти 10 тысяч многодетных семей, в них 31,5 тысяча детей. В текущем году произведена единовременная денежная выплата в сумме 1900 рублей на каждого ребенка до 18 лет из многодетной семьи. На эти цели из республиканского бюджета выделено почти 64 млн.рублей.

Одним из важных и приоритетных направлений работы по преодолению детской безнадзорности остается обеспечение права детей на воспитание в семье. В республике активно развивается альтернативная форма жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Это семейные воспитательные группы, которых уже 83, в них воспитываются 104 ребенка. Утвержден перспективный план по открытию таких групп, которые должны быть открыты при каждом центре социального обслуживания семьи и детей.

В сложившихся условиях естественного воспроизводства повышение рождаемости устанавливается как долгосрочная перспектива, так как необходимо изменить не только социально-экономические условия, но и уровень демографического сознания населения. Нельзя допустить, чтобы перевернулось с ног на голову само содержание отношений родители-дети, когда не старшие заботятся о материальном содержании младших, а младшие обеспечивают потребности старших.

Проведение активной демографической политики - это жизненная необходимость в современных условиях РФ. В тоже время будет ошибкой строить такую политику, как это не раз предлагалось, с опорой на запретительные или репрессивные меры (налог на бездетность, запрет абортов и т. д.).

Более того, особо хотелось бы подчеркнуть, что сохранение населения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - это общегосударственная задача, что не раз признавалось на различных уровнях власти. Ведь более четверти населения страны живет и работает в центральных федеральных округах, на которые приходится менее четырех процентов ее территории, а в наших округах, составляющих 75 процентов по территории и абсолютное большинство по количеству природных ресурсов, живет 21 процент населения. Для того, чтобы привлечь людей, нужно развивать инфраструктуру, понижать энерготарифы, необходимо серьезное федеральное финансирование. Население, проживающее на восточных рубежах Российского государства, должно иметь социальные и экономические преимущества и приоритеты по сравнению с центром страны. Пока этого нет, возможности влиять на миграцию из этих территорий ограничены.
2.2 Социально-экономические факторы демографической ситуации Республики Бурятия

В 2005 году был проведен социологический опрос населения Республики Бурятия с использованием системы индикаторов, отражающих субъективные оценки условий жизнедеятельности населения. Цель анкетирования состояла в выявлении основных тенденций и результатов трансформации социальной структуры населения по материальному благосостоянию, адаптации семей к условиям рынка, обеспеченности работой, уровню здоровья населения



В ходе анкетирования было опрошено 500 семей из семи районов республики и г. Улан-Удэ; 88% всех анкет заполнили сельские жители, 12% - городские. Среди опрошенных членов семей 60,6%. -люди в возрасте 30-49 лет и 22,7% - в возрасте 25-29 и 50-55 лет, что позволяет по результатам анкетирования судить об уровне жизни населения республики в целом. Структура по половому признаку такова: мужчины составили 30,8%, женщины - 69,2%. Такая большая разница объясняется социальной позицией респондентов, а именно тем, что проблемы жизни больше волнуют женщин, чем мужчин, и они активнее и охотнее отвечают на вопросы. Среди проанкетированных 52,6% составили буряты, 44,5 - русские и 2,9% -представители других национальностей. Согласно данным обследования, 40,9% респондентов заняты на государственных предприятиях и в государственных учреждениях, в частном секторе работают 12,3%, из них 87,9% - городские жители. У опрошенных достаточно высокий образовательный уровень: 23,2%) имеют среднее общее образование, 42,4 - среднее специальное, 28,7% - высшее.

На вопрос: "Насколько вы обеспокоены перспективой стать безработным?" - 40,6% работающих из числа как городских, так и сельских жителей ответили, что слегка обеспокоены, 37,7 - не испытывают беспокойства и 21,7% испытывают сильное беспокойство. На вопрос: "Если вы окажетесь безработным, что предпримите?" -25,5% респондентов ответили, что будут расширять личное подсобное хозяйство, 23,2 - пойдут работать на другое предприятие, 9 - хотят пройти переподготовку, переобучение, 7 - открыть собственное дело, по 3,2% надеются на пособие безработного или не знают, что они предпримут. В целом можно видеть, что в республике имеются условия, позволяющие населению своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость перестройки образования с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями экономики республики. Это подтверждается данными опроса, показывающими, что лишь у 53,6% респондентов образование полностью соответствует выполняемой работе. Удовлетворение потребностей в определенных социальных условиях считается основным признаком качества жизни. По республике в целом отмечается низкая степень удовлетворенности работой: 48,2% респондентов ею удовлетворены, 9,7-не удовлетворены, 35,8 - удовлетворены частично, 6,3 % хотели бы сменить работу. Среди опрошенных 20,8% составили безработные, из них 41,1% имели высшее образование, 19,6 -среднее специальное и 39,3% -общее и неполное среднее, что характеризует несоответствие образовательного уровня населения требованиям рынка труда, когда люди даже с высшим образованием не могут найти сферу приложения своего труда. Анализ причин безработицы показывает, что 46,9% безработных попали под сокращение (из них 73,1 % - женщины), уволились по собственному желанию 21,0% безработных, а остальные 32,1 % отметили другую причину. Большая часть безработных (69,6%) надеются найти работу, 25% потеряли надежду, а 5,4% не собираются искать работу. Для 43,1% респондентов основным источником доходов является заработная плата. Средний размер заработной платы составляет около 2400 руб. На втором месте стоят доходы от личного подсобного хозяйства (этот источник отметили 14,1 % опрошенных), на третьем - пенсии и стипендии (10,7%), далее идут дополнительные заработки (5,8%), помощь родственников (3,4%). В подавляющем большинстве население имеет единственный источник доходов -заработную плату, некоторые семьи имеют несколько источников (в основном указывают заработную плату, пенсии и стипендию). Несмотря на низкий уровень доходов в семье, 44% городских жителей ничего не предпринимают для их повышения, но 16,2% занимаются мелким бизнесом, который интенсивно развивается. Из сельских жителей 25% ничего не предпринимают, но как положительный факт отметим, что 48,2% больше работают в своем хозяйстве, 17,6% держат в личном подсобном хозяйстве то, что выгодно. В целом же население пассивно в отношении улучшения своего уровня жизни, ждет помощи от государства Материальное положение респондентов за последние годы изменилось в худшую сторону. Количество обеспеченных сократилось в 2 раза, стало меньше среднеобеспеченных, число нуждающихся и бедных возросло почти на треть. Большинство работников государственных предприятий оценивают свое материальное положение как "ниже среднего уровня с ограниченными возможностями". К достаточно обеспеченным отнесли себя 6,7% занятых в акционерном обществе. Среди занятых на частных предприятиях 54,6% - среднеобеспеченные и 6,1%- обеспеченные, которые могут позволить себе многое. Основная часть респондентов (52,8%) хотели бы иметь минимальный доход на одного человека в месяц свыше 3000 руб., фактически же такой доход имели лишь 3,8% семей; 27,3% семей имели доход на одного человека за предыдущий месяц от 1000до 1500 руб., 23,2 -от 500 до 1000 руб., 28,4%- менее 500 руб. Понятно, что такие низкие доходы не могут удовлетворить потребности семьи: 53,6% респондентов ответили, что денег им не хватает; 38,6% указали, что денег им хватает только на ежедневные расходы, а для приобретения товаров длительного пользования приходится занимать или откладывать. Лишь 7,4% опрошенных ответили, что денег им хватает и они могут откладывать, но немного, и всего 0,7% могут практически ни в чем себе не отказывать. К достаточно обеспеченным относят себя 3,4% респондентов, к среднеобеспеченным - 27,3, к обеспеченным ниже среднего уровня -32,3, к нуждающимся - 21,1, к бедным - 1 1,3, к нищим - 3,8%. Эти данные наглядно показывают степень социального расслоения общества, когда на одном полюсе -небольшая доля достаточно обеспеченных, а на другом - более многочисленный контингент с доходами ниже прожиточного минимума, для кого низкие доходы и постоянный рост цен на продукты питания оказываются тяжким бременем. Семьям приходится экономить в первую очередь на приобретении одежды и обуви, предметов длительного пользования, а также на отдыхе. Анализируя качество питания, отметим, что значительная часть городских жителей (34,9%) не удовлетворяют свои потребности в продуктах питания из-за высоких цен на продовольственные товары (эту причину отметили 43,6% опрошенных) и низкого уровня доходов (34,3%) и лишь 18% эти потребности полностью удовлетворяют. В селах за счет развития личного подсобного хозяйства 30,4% наполовину удовлетворяют свои потребности в продуктах питания, а 20% опрошенных не жалуются на свое питание.

Главными причинами роста преступности респонденты считают увеличение безработицы (18,4% ответов), обнищание основной массы населения (17,1%), алкоголизацию и наркоманию (15,8%) и снижение роли моральных факторов и мотиваций в жизнедеятельности людей (10,5%).

Социологические исследования свидетельствуют о существенной эволюции демографического поведения населения Республики Бурятия. В частности, как уже отмечалось, получает распространение планирование числа детей в семье. Средний размер городской семьи составляет 3,1 чел., а сельской - 3,6 чел. Это значит, что на семью в среднем по республике приходится 3,3 чел. Репродуктивное поведение семей изменилось, теперь они ориентируются на рождение одного-двух детей. Большинство семей (39,4%) имеют двух детей, одного ребенка - 20,1%, трех детей - 15,9, четырех - 3,4, пять и более -лишь 2,9%, а 18,2% опрошенных семей вообще не имеют детей. При создании семьи горожане в основном желали иметь двух-трех детей, а сельские жители -от трех до пяти. Однако на самом деле во многих опрошенных нами семьях их желание не исполнилось и, возможно, не исполнится. В качестве основных факторов, не позволяющих иметь желаемое количество детей, респонденты отмечают недостаточный денежный доход (30,9% ответов), невозможность воспитывать детей (17,5%), неудовлетворительные жилищные условия (16,4%). Новое в сознании людей - это то, что в наше время не принято иметь много детей, - такой ответ дали 10%i респондентов. При этом следует отметить, что современное поколение имеет меньшее число детей, чем их родители, что подтверждается данными проведенного нами опроса. Так, 48% опрошенных имели четырех и более братьев и сестер, а сами имеют двух детей, хотя 21,4% одобряют многодетность, а 51,9%) относятся к ней положительно. Между тем не одобряют многодетность 20,l%i. На вопрос: "Какая помощь должна быть оказана многодетным семьям?" - более половины респондентов ответили, что им должна оказываться постоянная финансовая поддержка со стороны государства, что должны выделяться льготные кредиты, займы (25,5% ответов), что необходимы льготные условия для поступления детей из многодетных семей в высшие и средне-специальные учебные заведения (19,6%), но 7,9% считают, что такие семьи должны обеспечивать себя сами.

Глава 3. Пути совершенствования демографической политики в республике Бурятия.
Анализ современной демографической ситуации Республики Бурятия показал, что основные проблемы развития населения региона сходны с общероссийскими: низкий уровень рождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населения; высокий уровень смертности, особенно у населения трудоспособного возраста, в первую очередь мужчин; сокращение продолжительности предстоящей жизни и большой ее разрыв между мужчинами и женщинами; миграционный отток трудоспособного и в том числе квалифицированного населения; рост неустойчивости семьи, уменьшение ее среднего размера в связи с распространением малодетности; постарение населения и повышение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста.

Тем не менее, имеются отличительные черты в демографической ситуации республики: уровень рождаемости в регионе значительно выше, чем в целом по стране. Это своеобразие определяется национальным составом и особенностью демографических предпочтений, причем не только у коренного населения. По материалам Всероссийской переписи населения., в среднем на каждую тысячу женщин в возрасте 15 лет и старше у русских женщин приходилось в целом по России 1446 детей, в Бурятии – 1748. У бурятских женщин данный показатель составлял в целом по России 1949 детей, в Бурятии – 1860 детей.

Стандартизованный коэффициент смертности в Республике Бурятия оказался выше, чем в целом по стране. При этом если у мужчин Бурятии по сравнению с мужчинами России он выше только по двум классам причин смерти (болезни органов дыхания, смертность от внешних причин), то у женщин он превосходит по всем причинам. От несчастных случаев, отравлений и травм стандартизованный коэффициент смертности в Бурятии, как по мужчинам, так и по женщинам более чем на 40% превышает среднероссийский уровень.

Разница ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин РБ выше, чем в целом по России, и составляет 14,3 года. В среднем население страны живет на 4,2 года дольше, чем население Бурятии. Младенческая смертность больше, чем в среднем по России (12,8‰ в РБ, 11,0‰ в РФ). При этом доля младенцев, умерших от внешних причин в республике почти в два раза превышает аналогичный среднероссийский показатель.

Если в целом по России сокращение численности населения происходит, в основном, за счет естественной убыли и миграция является единственным источником восполнения демографических потерь, то в республике в большей мере на снижение численности влияет миграционный отток населения, который сегодня составляет 70% всех потерь()а 2а 2.6о СЗАГС, 2004. – 0,1ь. Выезжает, в основном, трудоспособное население (76% всех выбывших), тогда как в общей численности населения на этот возраст приходится немногим более 60 процентов.

Анализируя демографическую ситуацию современной Бурятии, выяснилось что, определяющее значение на процессы воспроизводства населения оказывают социально-экономические факторы. Данный тезис подтверждается результатами социологических исследований, проведенных с участием автора Министерством труда и социального развития РБ совместно с Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН2, а также модельными расчетами корреляционно-регрессионного анализа.

Так, по мнению большинства участников исследования, молодые семьи республики нуждаются в поддержке, так как обладают минимальной экономической самостоятельностью. Прежде всего, речь идет о материальной и жилищной неустроенности молодых семей, а также невозможности форсированного роста доходов, который бы позволил обеспечить возрастающие потребности, особенно при рождении ребенка. В этой связи поддержка со стороны государства остается необходимой компонентой обеспечения благополучия и устойчивости молодых семей, при этом существующий уровень государственной помощи оценивается как неудовлетворительный. В республике сохраняется достаточно значительный потенциал среднедетности (57,8% опрошенных ориентируются на рождение 2-х детей, 18,4% на рождение 3-х). В то же время норма семьи с 1 ребенком остается слабо распространенной, а ориентация на бездетную абсолютно непопулярной.

Также в настоящее время отмечается высокий потенциал миграции. При этом в число тех, кто не планирует выезд за пределы республики, входят и те, кто считает, что перемена места жительства ничего не изменит, и те, кто не исключает его. Доля респондентов, не собирающихся выезжать из Бурятии ни при каких обстоятельствах, не превышает 33%.

Из определяющих причин выезда за пределы Бурятии чаще всего указывались варианты: низкий уровень заработной платы, отсутствие социальных перспектив, материальная и жилищная неустроенность.

Следует подчеркнуть, что большинство потенциальных мигрантов хотели бы потом вернуться в Бурятию. Также важно отметить, что возможность остаться в республике прямо увязывается с решением проблемы низких зарплат и высокой безработицы.

Так, недостаточная обеспеченность жильем оказывает наибольшее влияние на показатели ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин, на коэффициент смертности в трудоспособном возрасте и на общий коэффициент рождаемости. Определяющее значение она имеет для уезжающих из республики, вариация фактора обеспеченности жильем на 70,8% объясняет вариацию показателя миграционного оттока.

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума тесно связан с общим коэффициентом рождаемости, а также с суммарным коэффициентом рождаемости, с коэффициентом смертности населения в трудоспособном возрасте и с числом выбывших.

Демографические процессы в республике чувствительны и к показателю уровня безработицы, влияющей, в первую очередь, на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и на уровень рождаемости, а также на коэффициент младенческой смертности и на коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте.

Следующими по значимости выступают социальные факторы. Государственная поддержка в виде социальных пособий (в том числе семейных и материнских) не оказывает никакого влияния ни на один демографический процесс. Это неудивительно, так как расходы, предназначенные на семейные и материнские пособия, ничтожно малы и за 2004 г. в Бурятии они составили всего 0,8% ВРП.

Значимым показателем выступает еще один индикатор – уровень преступности, как важный показатель социального благополучия и безопасности жизнедеятельности в регионе. Примечательно, что по результатам корреляционного анализа этот фактор-аргумент без учета других независимых переменных очень тесно связан почти со всеми результативными признаками, предложенными в данной работе.

Без учета других факторов, показатель обеспеченности населения врачами влияет, в первую очередь, на уровень рождаемости, смертности трудоспособного населения, на миграцию, а также на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин.

Обеспеченность населения больничными койками воздействует, прежде всего, на младенческую смертность. Вариация результативного признака определяется влиянием фактора обеспеченности койками на – 28%. Другие факторы на младенческую смертность не оказывают никакого влияния, кроме уровня безработицы. Это, вероятно, связано с тем, что младенческая смертность в значительной мере зависит от ряда других факторов, таких, как здоровье матери и ее образ жизни во время беременности; степень ее осведомленности о правилах ухода за новорожденными и т.п.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о необходимости проведения эффективной социально-демографической политики с учетом региональных особенностей.



В качестве конкретных мер, направленных на закрепление постоянного населения в регионах миграционного оттока, считаю целесообразным:

Сохранение и введение отдельных компенсационных надбавок к заработной плате проживающим и работающим в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в том числе и компенсаций за проживание в тяжелых климатических условиях;

Приоритетную реализацию инвестиционных проектов по развитию промышленности, туризма, предоставление налоговых льгот для бизнеса на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

Первоочередное предоставление федеральных целевых беспроцентных средств молодым семьям с обязательным списанием при рождении (усыновлении) ребенка стоимости социальной нормы жилья от суммы основного долга по ипотечному кредиту;

Разработать систему мер по компенсации жителям отдаленных территорий страны части транспортных расходов при поездках в центральные районы страны;

Предоставлять молодым людям, проживающим и работающим в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов отсрочки от службы в армии (возможно, при развитии института казачества);

Разработать систему мер по закреплению молодых специалистов с помощью экономических стимулов на восточных рубежах государства

Представляется целесообразным создание в Аппарате Президента Республики Бурятия Межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам, призванной обеспечивать контроль за проведением демографической политики, оценку ее эффективности, активизацию научных исследований для решения социально-демографических проблем.

Также для уточнения и корректировки демографической политики в соответствии с возникающими особенностями и тенденциями в развитии демографической ситуации необходимо создание системы мониторинга за демографическими процессами.

Таким образом, предлагаемые нами вышеназванные меры, а также реализация демографических инициатив Президента РФ Путина В.В., в том числе и на региональном уровне, должны способствовать достижению цели, которая провозглашена в Концепции демографического развития Республики Бурятия: стабилизация численности населения, преодоление тенденций демографического спада 1990-х годов, создание условий для последующего демографического роста населения.



Заключение.

Анализ результатов проведенного обследования позволяет сделать вывод о том, что значительная часть населения в Республике Бурятия не может адекватно адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и характеризуется низким уровнем жизнеобеспечения членов семьи, но часть населения достаточно оптимистично настроена в отношении будущего во всех аспектах жизни.


В результате распада системы социальной защиты многие семьи не в состоянии удовлетворить даже насущные потребности в питании, одежде, жилище, не говоря уже об удовлетворении потребности в питании, одежде, жилище, не говоря уже об удовлетворении потребностей в области культуры и досуга. Это снижает качество жизни, у людей появляется чувство неуверенности, тревоги и безысходности. На этой основе возникают так называемые социально обусловленные заболевания-туберкулез, алкоголизм, наркомания и т.д., растет смертность и снижается рождаемость.
Переход на малодетность отражает социально-экономическую и демографическую ситуацию в регионе с установлением принятых стандартов одно-двудетных семей, изменением семейно-брачных отношений. Однако дальнейшее развитие семей по пути сокращения числа детей, при том что численность коренных народов, включая бурят и эвенков, небольшая, может привести к общей депопуляции этносов, что весьма нежелательно как для самих этих этносов, так и для мировой цивилизации. Беспокойство по этому поводу должны проявлять не только ученые-демографы, но и органы государственной власти. В кризисных условиях социально-экономического развития сохранение даже двухдетных семей становится проблематичным и назревает быстрый переход только к простому воспроизводству населения. Поэтому необходима кардинально новая адресная демографическая политика, направленная на социальную поддержку семей, особенно молодых, и оказание им помощи, на развитие генетических и медицинских исследований по снижению смертности. Очень важна пропаганда здорового образа жизни. Разрабатываемые программы содействия семьям и одиноким, многодетным семьям, семьям пенсионеров и инвалидов, матерям-одиночкам должны быть ориентированы на общее оздоровление всей социально-демографической обстановки, от которой во многом зависит демографическое поведение людей. Для этого необходимо глубокое понимание корней существующего сегодня демографического неблагополучия, его связи с объективными историческими процессами, а кроме того, следует учитывать мировые тенденции.

Демографическое развитие Республики Бурятия по сравнению с Российской Федерацией и регионами Сибирского Федерального Округа носит более благоприятный характер. По итогам полугодия 2006 г . в республике наблюдается минимальный уровень естественной убыли населения среди регионов Сибирского Федерального Округа (естественный прирост есть только в Республиках Алтай и Тыва), по уровню рождаемо­сти республика занимает 3 место (выше только в Республиках Алтай и Тыва), по уровню смертности – 8 (ниже смертность в Республиках Алтай и Тыва, Омской и Томской областях). По Российской Федерации эти показатели соответственно: родившихся – 10,1, умерших – 16,0, естественная убыль – - 5,9 человека в расчете на 1000 населения.



Список литературы

  1. Проблемы демографического развития северных территорий //

Государственность и государственная служба в России: пути развития. Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС – СЗАГС. Вып.3. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. – 0,2 п.л.

  1. Особенности жизнедеятельности и демографического развития

Российского Севера // Жизнедеятельность населения и антропоэкологическое образование на грани веков. Тезисы Всероссийской научной конференции (в соавторстве с И.Н. Веселковой). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. – 0,2 п.л. (автор.).

  1. Миграция как основной фактор снижения численности населения

Республики Бурятия // Государственность и государственная служба в России: пути развития. Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС – СЗАГС. Вып.4. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004. – 0,2 п.л.

4. Направления демографической политики в Республике Бурятия // Социально-трудовая сфера: проблемы и пути их решения. Сборник статей / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2005 – 0,3 п.л.



  1. Здоровье и трудовой потенциал населения России // Политика

народонаселения: настоящее и будущее: IV Валентеевские чтения. Материалы международной конференции (в соавторстве с И.Н. Веселковой). – М.: МАКС Пресс, 2005. – 0,2 п.л. (автор.).

  1. Воспроизводство населения и механизм его регулирования в

регионе // Политика народонаселения: настоящее и будущее: IV Валентеевские чтения. Материалы международной конференции. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 0,3 п.л.

  1. Демографические ограничения на рынке труда в России //

Государственное строительство и право. Сборник научных трудов кафедры государственного строительства и права РАГС. Вып. XVI. (в соавторстве с И.Н. Веселковой). – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 0,2 п.л. (автор.).

  1. Оценка влияния социально-экономических факторов на

демографические процессы с помощью моделирования // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. №11 (33). – М.: Изд-во МАРТИТ, 2006. – 0,4 п.л.

9. Удальцова М.В. Стратегия социального управления и социальный маркетинг. Учебное пособие – Новосибирск, 2001.




1 См.: Экономико-демографическое развитие России. Сб. статей /Под ред. А.А. Саградова. – М.: МАКС Пресс, 2003. – С. 35-83.

2 Исследованием было охвачено 502 чел., жителей не только столицы, но и сельских районов республики.