А. С. Грибоедова «горе от ума» Задача - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
А. С. Грибоедова «горе от ума» Задача - страница №1/1

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Задача учащегося, работающего над сочинением,— осмыслить выбранную тему, а затем последователь­но, логично, доказательно раскрыть ее в своей работе. Важная часть работы над сочинением — составление плана. Работая над сочинением, не забывайте о том, как богат, разнообразен, красив русский язык.



ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН Чацкий и Молчалин — два характера, две жизнен­ные позиции .
I. Стремление авторов литературы начала XIX в. оп­ределить героя своего времени. П.

II. 1. Пути, выбираемые представителями молодого поколения.



  1. Первое впечатление о героях.

  2. Происхождение, воспитание Чацкого, жизнен­ные прототипы героя.

  3. Происхождение Молчалина, смысл «говорящей» фамилии.

  4. Черты характера героев, их таланты.

  5. Система ценностей Чацкого и Молчалина.

  1. Отношение к опыту старших.

  2. Отношение к службе.

  3. Способы продвижения в жизни.

  4. Имеют ли собственное мнение?

  5. Какие взгляды проповедуют?




  1. Речевая характеристика героев.

  2. Проверка героев на чувство любви.

  3. Проверка взглядов героев. Кто из героев в пье­се терпит поражение?

  4. Можно ли найти подобных героев сегодня?

III. Автор комедии и созданные им герои.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Происхождение и воспитание

Чацкий:

«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли...»

Софья

«Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок».

«— Был острый человек, имел душ сотни три.

  • Четыре.

  • Нет! Триста — уж чужих имений мне не знать!»

Фамусов

Молчалин:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери».

«Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой».

Фамусов

Жизненные принципы и способы продвижения в жизни

Чацкий:

«А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет Времен Очакова и покоренья Крыма». «Где, укажите нам, отечества отцы?» «...Прошедшего житья подлейшие черты».

Чацкий

Молчалин:

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Молчалин
Характер и личные качества

Чацкий:

«Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий».

Лиза

«Не человек, змея!»

Софья

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко...»

Софья

Молчалин:

«Он, наконец, уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства...»

Софья

«Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело...»

Софья

«Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее создание».

Чацкий

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...

Вот он, на цыпочках, и не богат словами...»

Чацкий

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!»

Чацкий
Отношение героев к свету, московскому обществу

Чацкий:

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

Чацкий
Молчалин:

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел...

...от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

Он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет...»

Софья


Отношение героев к вышестоящим лицам, властям

Чацкий:

«Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршими лицом,

Так назовет он подлецом!»

Фамусов

«Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв...»

Молчалин

«Да он властей не признает».

Фамусов

Молчалин:

«Ведь надобно ж зависеть от других...» «...частенько там

Мы покровительство находим, где не метим».

Молчалин
Отношение героев к службе

Чацкий:

«Кто служит делу, а не лицам...»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться ».

Чацкий

Молчалин:

«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить

Молчалин
Отношение героев к окружающим людям

Чацкий:

«Случалось ли, чтоб вы, смеясь

Или в печали?

Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?»

Софья

Молчалин:

«Молчалин за других себя забыть готов».

Софья
Отношение героев к любви

Чацкий:

«И все-таки я вас без памяти люблю».

Чацкий

«Ах! Тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет».

Чацкий

Молчалин:

«Ее

По должности, тебя...»

Молчалин

«Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим». .

Молчалин
Отношение света к героям

Чацкий:

«Опасный человек!»

«Он вольность хочет проповедать!» «Он карбонарий».

Фамусов

«Он сумасшедший».

Загорецкий

«Он просто якобинец».

Княгиня

Молчалин:

«Мой дружок... мой родной...»

Хлестова

Будущее

Чацкий:

«...пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!»

Чацкий

Молчалин:

«А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных».

Чацкий

Попробуем написать вступление к теме «Чацкий и Молчалин — два характера, две жизненные пози­ции».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», создан­ная в 20-е годы XIX века, вызвала в обществе реак­цию, подобную разорвавшейся бомбе. Автор изобразил современную эпоху перед декабристским восстанием и вывел в пьесе галерею таких ярких, узнаваемых современниками персонажей, что зрители не могли оставаться равнодушными. Грибоедов представил быт и нравы, нравственные ценности московского обще­ства, назвал этот мир «веком минувшим», «веком по­корности и страха». Главный конфликт в пьесе — столкновение молодого, пылкого Александра Андрее­вича Чацкого и «отцов». Однако автор сумел сопоста­вить и представителей молодого поколения: Чацкого и Молчалина. Почему молодые люди, сверстники вы­бирают разные пути в жизни? Чем объяснить их раз­ные позиции, разные взгляды? На эти вопросы инте­ресно ответить, потому что они с годами не теряют своего значения, современны всегда, и новое время ставит эти вопросы снова и снова.

Обратите внимание на то, что во вступлении по­ставлен ряд вопросов, на которые надо ответить в ос­новной части. Так сочинение приобретает проблемный характер. Поставленные вопросы настраивают на рас­суждения, размышления. В вашей работе не должно быть пересказа литературного произведения.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Москва и москвичи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

I. «Самая общественная из пьес».

П. 1. Круг знакомых лиц.


  1. Особенности композиции пьесы. Прием «взгляд со стороны».

  2. Москва глазами Александра Чацкого.




  1. Каким ему видится Фамусов в пьесе«Созвездие маневров и мазурки».

  2. Прочие «отцы».




  1. Молчалин, догоняющий минувший век.

  2. Софья.

  3. Господа и слуги.

  4. Решительный протест Чацкого.

III. Эпоха, изображенная А. С. Грибоедовым. Время идет, проблемы остаются

Тема «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» не сводится только лишь к сопоставлению Чацкого и Фамусова. Однако именно Фамусов, как один из главных героев пьесы, является носителем идеологии «века минувшего». При работе над сочинением используйте подобранные ци­таты.



Оценка человека

Чацкий:

«...Как тот и славился, чья чаще гнулась шея».

Фамусов:

(о Скалозубе)

«Известный человек, солидный,

...и чин завидный».

«Кто беден, тот тебе не пара». (Софье)

Об опыте старших

Чацкий:

«Где, укажите нам, отечества отцы...»

«Вот уважать кого должны мы на безлюдье...»

«...Прошедшего житья подлейшие черты».

«А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очакова и покоренья Крыма».

Фамусов:

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!»

«А дядя! что твой князь? что граф?

Серьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться, как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь — уж нарочно.

А хохот пуще, он и в третий так же точно...

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович!»

О науке, образовании

Чацкий:

«Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний...»

«...И прослывет у них мечтателем опасным».

Фамусов:

«Ив чтеньи прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

«Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам, и пенью, и нежности, и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам».

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

О службе

Чацкий:

«...кто служит делу, а не лицам...»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов:

«А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

О влиянии Запада

Чацкий:

«Как с ранних лет привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья»,

«...пустое, рабское, слепое подражанье».

Фамусов:

«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы,

Губители карманов и сердец.

Когда избавит нас творец».
Отношение к новому

Чацкий:

«Дома новы, но предрассудки стары».

Фамусов:

«Да он властей не признает!»

«Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столице».

«Он вольность хочет проповедать!»

«Ужасный век!»

При работе над темой сочинения «Чацкий — побе­дитель или побежденный?» используйте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Для того чтобы разобраться в этой теме, ответьте на следующие во­просы.



  1. Почему разноречивые мнения о Чацком «не кон­чились до сих пор»?

  2. Почему Чацкий, воспитанный в фамусовском об­ществе, высказывает неожиданные, смелые, про­грессивные идеи? Откуда он их почерпнул?

  3. Какие черты характера героя традиционны, ка­кие — необычны и оригинальны?

  4. Какие взгляды Чацкого фамусовское общество не способно было принять?

  5. Почему А. С. Пушкин сомневался, умен ли Чац­кий?

  6. Чем объяснить смелость в высказываниях героя?

  7. Как Чацкий проявил себя в любви к Софье?

  8. Как Чацкий проявил себя в критической ситуа­ции, когда его объявили сумасшедшим?

  9. Почему никто не поддержал героя, даже Репетилов?

  10. Как отнестись к решению: «Пойду искать по све­ту, где оскорбленному есть чувству уголок»?

  11. Можно ли назвать Александра Чацкого героем сво­его времени?

  12. Были ли в литературе XIX века герои, подобные Чацкому?