А. И. Мартынов. Издательство «Высшая школа» Москва 1980г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
А. И. Мартынов. Издательство «Высшая школа» Москва 1980г - страница №1/1

1. Археология.

А.И. Мартынов.Издательство «Высшая школа» Москва 1980г.
2. Первооткрыватели и исследователи Алтая.

Н. Комбалов, А. Сергеев. Барнаул 1968г.


3. Тайны алтайских крепостей.

А. Сергеев. Барнаул. 1975г.


4. Хрестоматия по истории Алтайского края.

А.А. Худяков. Алтайское книжное издательство 1966г.


5. Из прошлого Горного Алтая.

Н.Модоров, П. Тадыев. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства.1976г.




1. Археология – наука о прошлом.

Предмет и задачи. Источники, памятники, археологические культуры. Развитие археологии.
2 Первобытнообщинный строй на территории Алтая. Заселение. Улалинские находки. Коллективная охота главное занятие. Усть-Канская пещера. Новый каменный век. Начало обработки металлов. Пазырыкские курганы – памятники культуры.
3. Первые государственные образования в Сибири.

Образование государств гуннов. Туркский каганат. Уйгурский и кыргызский каганат. Под властью монголов




  1. Алтай в ХVll –ХVlll вв

Русские в Сибири. Алтайцы в ХVll в. Взаимоотношения алтайцев с русскими.хозяйство и ремесло. Жилище. Религия. Общественный и политический строй.
5. Алтай во ll п ХVlll в.

Вхождение в состав России.

Русские землепроходцы на Алтае.

Возникновение горного дела на Алтае


6. Алтай в 1 п ХlХ в.

Русские крестьяне на Алтае. Занятия крестьян на новом месте. Отношение к этому алтайцев. Возникновение торговли. Школьное дело.


7. Алтай во 11 п ХlХ в.

Заселение русскими. Новые населенные пункты.Колонизация Алтая. Зарождение капитализма. Развитие школьного дела.


8. История сооружения Колывано-Кузнецкой оборонительной линии ХVlll в. Формирование казачьего сословия на Алтае.


  1. Заключительный урок.




ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Археология – наука о прошлом.

1. Предмет и задачи. 2. Источники,

памятники, археологические культуры.

3. Развитие археологии.



Проблема: ощущение связи эпох,

поколений через предметы и вещи материального мира.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся понимают, что роль археологии очень велика. Вещи могут многое рассказать не только о себе, но и о своем времени.

Работа археологов – это не только тяжелый физический труд, но и лабораторная работа, в ходе которой определяется назначение предметов, время их употребления, восстановление среды, в которой жил человек.



Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Вариант проблемного задания:



Представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся найденные предметы.

Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

Форма урока: комбинированная.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая я беседа, сюжетный повествовательный рассказ, картинное описание.

Развитие умений учащихся

Учащиеся работают с картой, выделяют главное (составляют в тетради план по вопросу «Виды археологических источников»), учатся работать самостоятельно с проблемными заданиями и предъявлять результаты своей деятельности.

Основные понятия и термины

Археологические культуры, исторические источники, реконструкция, периодизация, хронология,эпоха.


Источники информации

Демин М.А. Первооткрыватели древностей.

Барнаул. Алт. Кн. Изд-во.1989г

Мартынов А.И. Археология ССР.

Москва.1973г




ЗАНЯТИЕ №2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема занятия.

План занятия.


Возможная личностно значимая проблема

Первобытнообщинный строй на территории Алтая.

1.Заселение. 2Улалинские находки. 3. Коллективная охота – главное занятие. 4. Усть-Канская пещера. 5. Новый каменный век. 6. Начало обработки металла. 7. Пазырыкские курганы.



Проблема: определенные климатические условия, среда обитания, занятия (формируют) и играют огромную роль в развитии человечества.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся понимают, что изменение климата влечет за собой миграцию населения, влияет на занятия первобытного человека; открытие металла влечет за собой изменение занятий, условий труда и, как следствие ведет к общественному разделению труда.

Методы обучения и формы организации деятельности

Частично поисковый метод.

Проблемное задание: подумайте, как можно оценить открытие металла с точки зрения современного человека, первобытного человека.



Форма занятия: лекция.

Приемы деятельности учителя:

беседа, образное повествование.



Развитие умений учащихся

Анализ и выделение главного (сравнение эпохи каменной и эпохи металла), умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников, умение делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности.

Основные понятия и термины

Орудия труда и охоты, палеолит, мезолит, неолит, культура, искусство, религия, бронзовый век, железный век, курганы, могильник.

Источники информации

Мартынюк А.И. Археология.

Белокопыльский Ю.Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. –Новосибирск.1986г.

Археологические исследования на Алтае.

Барнаул .Издательство Алтайского ун-та.1987г.


ЗАНЯТИЕ №3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА




Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Первые государственные образования в Сибири.

1. Образования государств гуннов. 2. Тюркский каганат. 3. Уйгурский и кыргызский каганат. 4. Под властью монголов.



Проблема: захватнические войны ухудшают материальное положение людей

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся понимают, что появлению государства (должны сложиться определенные отношения в обществе, в результате длительного периода) предшествует длительная эволюция самого общества, разделение его на различные социальные группы, выделение знати и т.п.. Важнейшим фактором для этого является также организация завоевательных походов против других племен и народов или организация обороны.

Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты заданий :



1. Выделите черты, характерные для обществ первых государственных образований. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни коренного населения Сибири данного времени?

2. Почему изменились религия и искусство коренного населения Сибири во время монгольского ига?

Форма занятия: комбинированное, работа в группах.

Приемы деятельности учителя:

1. вариант. Рассуждение, объяснение, рассказ, беседа.

2.вариант Организация и проведение групповой работы. 3 вариант Сюжетный повествовательный рассказ путешественников.


Развитие умений учащихся

Вариант 1. Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; участвовать в дискуссиях.

Вариант2 и 3. Учатся коммуникации, совместной работе в группах; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой ; анализировать, сравнивать.



Основные понятия и термины

Государство, знать, каганат, коренное население ,иго.

Источники информации

Н. Модоров, П. Тадыев. Из прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайское отделение Алтайского кн. из-ва.1976г.

ЗАНЯТИЕ №4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема занятия.

План занятия.


Возможная личностно значимая проблема

Алтай в ХVll-ХVlll вв.

1. Русские в Сибири . 2. Алтайцы в ХVll в. 3. Взаимоотношения алтайцев с русскими. 4. Хозяйство и ремесло. 5. Жилище. 6. Религия. 7. Общественный и политический строй.



Проблема: вмешательство «чужого» в жизнь общества рождает чувства вражды, неприятия чужих ценностей, укрепляется внутренняя сплоченность общества для борьбы против «чужого».

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают, что алтайцы их общество не обладали той силой, которую можно было бы противопоставить русскому государству, различия в уровне развития государственности, хозяйственной жизни, культуры привели к тяжелым последствиям.

Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Примерные проблемные задания: 1. Согласны ли вы с мнением о бескорыстии русских, принявших алтайцев в русское подданство для того, чтобы ликвидировать их отсталость? Аргументируйте.



2. Как вы думаете, почему в ХVll в русские не стремились расселяться в глубь Алтая?

Форма: Комбинированное занятие, включающее сообщения учащихся (1); заочное путешествие (2); сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков».

Приемы деятельности учителя:

1. Информативное сообщение, образное повествование, сюжетный повествовательный рассказ.

2. Образное повествование, сюжетный рассказ, персонификация, драматизация.

3. Подготовка сценария, распределение ролей.



Развитие умений учащихся

Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи; делать сравнительный анализ; выделять общее и особенное; решать познавательные задачи; развивать творческие способности.

Основные понятия и термины

Подданство, хозяйственная жизнь, государственность.

Источники информации

А.А. Худяков. Хрестоматия по истории Алтайского края. Алтайское кн. изд-во .1966г.

Н. Модоров, П.Тадыев. Из прошлого Горного Алтая.

Г-А отд. Алтайского книжного издательства .1976г.



ЗАНЯТИЕ №5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Алтай во 11 п ХVlll в

1. Вхождение в состав России. 2.Русские землепроходцы на Алтае. 3. Возникновение горного дела на Алтае.



Проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность делает возможным достижение высокого уровня развития при сохранении национальной культуры.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают: 1. что вступление алтайцев в подданство России было глубоко прогрессивным событием: вывело их из трудного политического положения, обогатило их культуру, помогло наладить мирную жизнь;

2. когда началось освоение Алтая русскими землепроходцами; к каким последствиям это привело ( развитию горного дела на Алтае)



Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Примерные познавательные задания: 1. Подумайте, каким образом отношения алтайцев с монголами ускорили вхождение их в состав России? 2. Как вы оцениваете это событие сегодня?



Форма: комбинированное занятие с элементами дискуссии.

Приемы деятельности учителя:

беседа, сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации, дискуссия (значение вхождения в состав России)



Развитие умений учащихся

Учатся переносить знания в новые ситуации (внутренние и внешние проблемы Алтая); воссоздавать исторические образы, делать выводы и прогнозы возможного развития, вести дискуссию.

Основные понятия и термины

Зайсаны, подданство, междоусобные войны, улус, уезд.

Источники информации

А. Сергеев. Тайны Алтайских крепостей. Алт. Кн. изд-во.1976 г

Н Камбалов А Сергеев ПервооткрывателиАлтая .

Барнаул 1968

Н Модоров п Тадыев Из прошлого Горного Алтая Горно-Алтайское отд Алтайского кн. изд-ва .1976




ЗАНЯТИЕ №6 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Алтай во 1 п ХlХ в

1. Русские крестьяне на Алтае. 2. Занятия крестьян на новом месте. 3. Отношение к этому алтайцев. 4. Возникновение торговли. 5. Школьное дело.



Проблема: понимание бесчеловечности войн и распрей и их непригодности в качестве средства разрешения конфликтов.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают: 1. что новые отношения алтайцев и русских, взаимопонимание, взаимопроникновение привели к подъему в хозяйственной жизни и культурном развитии коренного населения, что привело к возникновению торговли, развитию школьного дела и образования на Алтае.

Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Примерные познавательные задания:



1.Сделайте вывод, в чем заключались противоречия существовавшие между алтайцами и русскими? 2. К каким результатам привели русские поселения Сибири и на Алтае? Аргументируйте.

Форма: комбинированное занятие или урок – лабораторная работа (если есть документы)

Приемы деятельности учителя:

размышление и беседа, организация лабораторной работы с документами.



Развитие умений учащихся

Учатся переносить знания в новые ситуации (внутренние и внешние проблемы Алтая); воссоздавать исторические образы, делать выводы и прогнозы возможного развития, вести дискуссию.

Основные понятия и термины

«пограничные линии», бай, ясак, выжиги, заимодавцы, миссионеры

Источники информации

Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае.

Барнаул .Алтайское кн. изд-во.1974г.А. Сергеев. Тайны Алтайских крепостей. Алт. Кн. изд-во.1976 г

Н Модоров п Тадыев Из прошлого Горного Алтая Горно-Алтайское отд Алтайского кн. изд-ва .1976


ЗАНЯТИЕ №7 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Алтай во 11 п ХlХ в

1. Заселение русскими. 2 Новые населенные пункты. 3. Колонизация Алтая. 4. Зарождение капитализма. 5. Развитие школьного дела.



Проблема: повседневная жизнь человека изменяется в зависимости не только от его индивидуальности, но и от тех преобразований, которые происходят в обществе.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают: 1. что Алтай представлял собой одну из отсталых колониальных стран России. Отсутствие развитой промышленности, транспорта, путей сообщения – все это предопределило отсталость края. Но развитие капитализма постепенно начинает втягивать в сферу своего влияния и национальные окраины.

Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Примерные познавательные и проблемные задания:



1.Подумайте какие различия существовали в хозяйственной жизни Алтая 1 п Х1Х в и 11 п Х1Х в? 2.Всегда ли переселение людей несет с собой лишь положительные результаты? Аргументируйте. 3.Как вы понимаете следующее высказывание Карла Ясперса: «Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком сущности человека…Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою сферу»? 4. Какие, на ваш взгляд, результаты человеческой деятельности в Х1Х веке оказали влияние на повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной эпохи?

Форма: комбинированное занятие или урок – конференция.

Приемы деятельности учителя: сюжетный рассказ, беседа, организация выступлений учащихся и обобщение результатов их деятельности..

Развитие умений учащихся

Учатся определять круг информации, необходимой для решения познавательных заданий, актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по проблеме.

Основные понятия и термины

Капитализм, колонизация, переселенцы, кулаки, производительные силы.

Источники информации

Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае.

Барнаул .Алтайское кн. изд-во.1974г.А. Сергеев. Тайны Алтайских крепостей. Алт. Кн. изд-во.1976 г

Н Модоров п Тадыев Из прошлого Горного Алтая Горно-Алтайское отд Алтайского кн. изд-ва .1976


ЗАНЯТИЕ №8 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Тайны Алтайских крепостей.

1.История сооружения Колывано-Кузнецкой оборонительной линии ХVlll века 2. Формирование казачьего сословия на Алтае.



Проблема: необходимость сохранять исторические памятники для будущих поколений, чтобы было, на что опереться в дальнейших поисках прошлого.

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают: 1. что необходимость строительства укреплений оборонительной линии вытекала из исторической обстановки 1 п ХV111 в; 2. какие острожки, укрепленные места, крепосцы еще возникали; 3. как началась разработка руд в Горной Колывани

Методы обучения и формы организации деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Примерные проблемные и познавательные задания:



1.Что, по вашему мнению, должно обеспечивать успехи в промышленной деятельности в государстве? 2.Выделете основные причины возникновения оборонительных линий в Сибири 3. Подумайте, в связи, с какими изменениями в Сибири появляются новые слои населения? Какие?

Форма: комбинированное занятие или работа в группах.

Приемы деятельности учителя:

объяснение, сюжетный рассказ, персонификация (А. Демидов), эвристическая беседа, обучение учащихся в группах.



Развитие умений учащихся

Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, определять круг необходимых знаний для решения проблемы, самостоятельно работать с дополнительным материалом, документами, предъявлять результаты учебной деятельности.

Основные понятия и термины

«крепость, рудник, казаки, форпост, бастион, верста, станец, станица

Источники информации

..А. Сергеев. Тайны Алтайских крепостей. Алт. Кн. изд-во.1976 г

Н Модоров п Тадыев Из прошлого Горного Алтая Горно-Алтайское отд Алтайского кн. изд-ва .1976




ЗАНЯТИЕ №9 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Тема занятия.

План занятия.

Возможная личностно значимая проблема

Заключительное занятие

Планируемые результаты

изучения материала

Учащиеся узнают: 1. что современные знания об Алтае, Сибири – это результат огромного труда исследователей. Именно на основе их трудов складывалось представление о крае, о его богатстве, уникальности природы и общества.

Методы обучения и формы организации деятельности


Форма:

комбинированное занятие или урок – работа в группах, урок – конференция.



Приемы деятельности учителя:

организация работы в группах, организация урока конференции (индивидуальные доклады).



Развитие умений учащихся

Умение анализировать, делать выводы, при работе в группах слушать, доказывать свою точку зрения, принять другую точку зрения, если она убедительна, подготовить доклад, сообщение по реферату; предъявить результаты своей работы.

Основные понятия и термины

Реферат, доклад, сообщение

Источники информации

Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае.

Барнаул .Алтайское кн. изд-во.1974г.А. Сергеев. Тайны Алтайских крепостей. Алт. Кн. изд-во.1976 г



Н Модоров п Тадыев Из прошлого Горного Алтая Горно-Алтайское отд Алтайского кн. изд-ва .1976 и др.