А. И. Герцена волховский филиал кафедра гуманитарных дисциплин программа - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1 50.41kb.
Гсэ цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1 23.53kb.
Что понимается под философией? Философия некоторая гуманитарная дисциплина. 1 141.55kb.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин Вопросы к зачету по дисциплине... 1 22.71kb.
П зооветеринарных дисциплин ц п педагогический коллектив Общеобразовательных... 6 927.2kb.
Эргономические основы бжд 1 95.65kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «География» цикла ен. 1 291.68kb.
Философия А. И. Герцена Александр Иванович Герцен (1812 1870) 1 8.22kb.
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической... 1 109.57kb.
Тараканова Н. В., к э. н., зам зав кафедрой экономических и финансовых... 8 775.28kb.
Волгоградский филиал 4 2416.69kb.
Реферат по предмету философия эмпиризм как гносеологическая категория 1 130.74kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
А. И. Герцена волховский филиал кафедра гуманитарных дисциплин программа - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«СОЦИОЛОГИЯ»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
Направления подготовки:
540300 - ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль: 540301 – Русский язык и литература


- МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Форма обучения: ЗАОЧНАЯ

Утверждено на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин

14 сентября 2011 г., протокол №1.

Волхов


2011



  1. Цели и задачи дисциплины.

Цели дисциплины:

  • сформировать общее представление о социологической науке – ее истории, предмете и методах;

  • понять окружающие социальные явления и процессы;

  • научиться грамотному пониманию основных проблем социального развития страны – проблем социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болез­ненных процессов, происходящих в российском обществе.


Задачи дисциплины:

- изучение основных этапов развития социологической мысли;

- знакомство с основными направлениями социологи­ческой теории;


  • формирование взгляда на общество как на социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему;

  • социологическое понимание личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, понятия социализации и социального контроля.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с историей, философией, экономикой, социальной психологией, политологией, культурологией, Заочная форма обучения предполагает достаточно беглое знакомство с социологией как наукой, поэтому ее интегративный характер еще более усиливается. Программа предполагает знакомство с основными социологическими доктринами, идеями, а также с общей социологической теорией общества.

Студентам заочной формы обучения направления «Менеджмент организации» дисциплина «Социология» читается в третьем семестре, экзамен принимается в четвертом семестре.
3. Объем, содержание дисциплины и виды учебной работы.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем (час.)

Аудиторные занятия

12

в том числе: лекции (Л)

10

семинары (С)

2

Самостоятельная работа (соц. исследование)

12

Общая трудоемкость: часы







3.2. Разделы дисциплины и виды аудиторных занятий.

Наименование раздела

Л

С

1. Классические социологические учения

4




2. Основные социологические школы XX века.

4




3. Общая социологическая теория и специальные социологические теории.

2

2

ВСЕГО

10

2


3.3. Темы и краткое содержание лекций.
Лекция 1. Зарождение и развитие социологии в XIX веке.

Социально-теоретические предпосылки возникновения западной социологии. О. Конт - родоначальник социологии. Социология Э. Дюркгейма. Структура общества в доктрине К. Маркса. «Понимающая социология» М. Вебера. Психологическая школа в социологии: Г. Тард, Г. Лебон. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского. Идеология русского кон­серватизма в социологических взглядах К.Н. Леонтьева. Субъективная социология: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. 



Лекция 2. Основные социологические школы ХХ столетия. 

Эмпирическая социология П.А. Сорокина. Чикагская школа и Хоторнский эксперимент. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо. «Grand Theory» Т. Парсонса. Объективное направление в западной социологии: символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология. Франкфуртская школа психоаналитического направ­ления в социологии.



Лекция 3. Общая социологическая теория и специальные социологические теории.  

Объект, предмет и методы социологии. Общество как социокультурная система. Социальная общность. Социальная структура. Социальная стра­тификация и социальная мобильность. Социальный институт как элемент социальной структуры общества. Соци­альная статика и социальная динамика. Прогресс и регресс как две формы социального процесса. Социализация. Девиация.

Методы конкретного социологического исследования: социологический опрос, анкетирование, интервью, социометрия, метод анализа документов, метод наблюдения, метод эксперимента. Программа социологического исследования.  

 

4. Аттестация



4.1. Порядок аттестации.

Оценка за экзамен складывается из баллов за посещение занятий, выступления на семинаре и ответ по первому и второму вопросу билета. Для оценки «5» студенту надо набрать 9-10 баллов, «4» - 7-8 баллов, «3» - 5-6 баллов.  



Форма работы студента

Баллы

Посещение занятий

0-3

Выступление на семинаре

0-2

Ответ по первому вопросу билета

0-2

Ответ по второму вопросу билета

0-2

Участие в работе форума

0-1

Всего

0-10

 

4.2. Вопросы к экзамену

1. Социально-теоретические предпосылки возникновения западной социологии.

2. О. Конт - родоначальник социологии. Позитивизм.  

3.       Г.Спенсер и «социальный дарвинизм».

4.       Социология Э. Дюркгейма.

5.       Структура общества в доктрине К. Маркса.

6.       «Понимающая социология» М. Вебера.

7.       Психологическая школа в социологии: Г. Тард, Г. Лебон.

8. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского.

9. Идеология русского кон­серватизма в социологических взглядах К.Н. Леонтьева.

10.  Субъективная социология: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

11.   Эмпирическая социология П.А. Сорокина.

12. Чикагская школа и Хоторнский эксперимент.

13. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо.

14.   «Grand Theory» Т. Парсонса.

15.  Символический интеракционизм.

16.Франкфуртская школа психоаналитического направ­ления в социологии. Неомарксизм.

 

1.       Объект и предмет социологии.



2.       Методы исследования в социологии.

3.       Общество как социокультурная система.

4.       Социальная общность.

5.       Социальная стра­тификация и социальная мобильность.

6.       Социальный институт как элемент социальной структуры общества.

7.       Соци­альная статика и социальная динамика.

8.       Прогресс и регресс как две формы социального процесса.

9.       Социализация и девиация.

10.   Общая социологическая теория и специальные социологические теории.

11.    Социологический опрос.

12.    Анкетирование.

13.    Интервью.

14.    Социометрия.

15.    Метод анализа документов.

16. Программа социологического исследования. 
5. Учебно-методическое обеспечение

Литература

Аберкромби Н., Хилл С., Теренр Б. Социологический словарь. Пер. с англ; под ред. Ерофеева С. А. М., 2000. (КИЦ)

Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фр./ - СПб.: 2000. (КИЦ)

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология, М., 2000. (КИЦ)



Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. Добренькова В. Н. М., 2000.

Галактионов А.А. Русская социология 11 – 20 в.в.СПб., 2002.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. М., 2000.

История социологии в Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов. М., 1999.(КИЦ)

Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хрехов А. Е.Социология: Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: 2000.(КИЦ)

Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М.,2011.

Краткий словарь по социологии. Сост. Айзикович А. С., Андреева Г. М., Антонюк В. И. И др. М., 1998.(КИЦ)

Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. Уч. пос. СПб., 1994.

Лисицын С.А., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. СПб.,2001.

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. М.,2009.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.(КИЦ)

Социалогическая энциклопедия. М., 2000.(КИЦ)



Социология. Уч. пос. Под ред. Г.А. Гриненко. СПб.,1994.

Социология. Уч. пос. для вузов. Под ред. А.В. Воронцова. СПб.,1993.

Социология. Учебник для вузов. Отв. Ред. А.В. Воронцов. СПб., РГПУ, каф. Социологии. 2003.